Технология проведения интегрированных уроков
материал на тему
Выпускная квалификационная работа посвещена описанию методик и технологий проведения интегрированных уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplom_integrirovannyy_urok.docx | 103.99 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО ВПО
«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по дополнительной профессиональной образовательной программе
профессиональной переподготовки
Педагогическое образование: Учитель информатики и ИКТ
Тема: «Интегрированные уроки и методика их проведения»
Дипломную работу подготовила:
Буторова Анна Иннокентьевна
Должность:
Преподаватель информатики
Место работы:
ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса»
Тарбагатайский филиал
Номер и дата договора:2016/01-4199-09
от 5 сентября 2016 г.
27 ноября 2016 г.
с. Тарбагатай, Тарбагатайский район, Республика Бурятия
Российская Федерация
Оглавление
Глава 1. Теоретические подходы к интеграции как педагогическому явлению 7
1.1 Сущность понятий «интеграция» и «интегративный подход» в образовательной деятельности 7
1.2 Роль интегрированного урока в образовательном процессе 11
Глава 2. Методика организации интегрированного урока 16
2.1 Общие подходы к методике проведения интегрированных уроков 16
2.2 Методика подготовки и проведения различных видов интегрированных уроков 19
2.3.Особенности интеграции занятий по информатике с другими учебными дисциплинами 23
Список использованной литературы 33
Введение
Актуальность темы исследования
Интеграция учебных дисциплин и междисциплинарных курсов в образовательном учреждении, сегодня является одним из перспективных направлений решения проблемы поиска новых педагогических решений, способствующих улучшению и развитию творческого потенциала педагогического коллектива и отдельных педагогов, с целью более эффективного воздействия на обучающихся.
Интеграция как целостное научное понятие появилось в педагогике в первой половине 80-х гг. на фоне бурно развивающихся процессов в экономической, политической, информационной, культурной и других сферах социальной жизни [7,3].
Степень изученности проблемы
Уже в 50-60-е годы XX века М. Н. Скаткин, Э. И. Моносзон, Ш. И. Ганелин, С. Е. Драпкина говорили о необходимости осуществления межпредметных связей (межпредметной интеграции).
Идея межпредметных связей впервые в истории педагогики получила воплощение в созданных на их основе комплексных программах, которые представляли собой не что иное, как межпредметную систему, объединяющую знания из разных основ наук о том или ином объекте действительности.
Среди советских ученых ей уделяли внимание Д. И. Менделеев, И.П. Павлов, Н. И. Вавилов, И. И. Измальгаузен, С. И. Вавилов, В. А. Амбарцумян, А. И. Берг, А. Н. Колмогоров, М. А. Марков и другие.
Процессуальный компонент обучения в использовании межпредметных связей характеризуется в трудах Г. И. Батуриной, Г. И. Беленького, Н. Ф. Борисенко, Ш. И. Ганелина, И. Д. Зверева, Д. М. Кирюшкина, П. Д. Кулагина, М. М. Левиной, Н. А. Лошкаревой, В. Н. Максимовой, А. Н. Пинского, М. Н. Скаткина, А В. Усовой, В. Н. Федоровой, Н. М. Черкес-Заде и другие.
Так же вопросы интеграции знаний рассмотрены в работах А.М. Пышкало, В.А. Гусева, К.И. Нешкова, Ю.К. Бабанского, Б. М. Кедрова, М. Н. Берулавы, Д. И. Зверева, Ю. И. Дика, Г. Ф. Федорец, Н. Ю. Борисовой, В. И. Загвязинского, М. Пака, В. С. Леднева и т.д.
На современном этапе развития системы образования, данной проблеме уделяли внимание Т.П. Лакоценина, Н. Д. Кучугурова, М. А. Чепурная, Н.М. Цепкова, А.А. Харунжев, О. Ю.Ужан и т.д.
Таким образом, в педагогической литературе даны различные подходы к пониманию процесса интеграции учебного материала в различных межпредметных областях.
На сегодняшний момент существует ряд проблем, связанных с интеграционными процессами в образовательном поле. Поиски выхода из сложившегося противоречия между предметным построением учебного процесса и потребностями целостных, системных знаний обучающихся, привели к активному использованию идей интеграции в образовании.
Узкопредметность педагогических подходов к рассмотрению явлений и процессов реального мира в урочной деятельности, фрагментарность знаний обучающихся, их неумение работать с имеющейся информацией в более широком смысловом контексте, неспособность найти существенные связи и взаимодействия, давно осознавалось как проблемное поле многими педагогами и методистами в области образования.
На практике, интегрированные уроки педагогов в большинстве случаев имеют ряд существенных недостатков, среди которых: представление «точечной» интеграции, отсутствие теоретического обоснования в целесообразности их проведения; недостаточность проработки вопросов диагностирования обученности, недостаточность разработки вопросов содержания и структурирования материала. Такие уроки часто вызывают проблемы по оплате такого урока, если его ведут несколько педагогов, вопросы ответственности за конечный результат обучения и его места в постоянном расписании образовательного учреждения.
Актуальность решения данных проблем послужило основанием для выбора темы дипломной работы – «Интегрированные уроки и методика их проведения».
Целью работы является изучение методики организации интегрированных уроков в современных образовательных учреждениях образования и ее значение в развитии и активизации познавательных способностей обучающихся.
Исходя из указанной цели определены следующие задачи исследования:
- Раскрыть сущность интеграции в процессе обучения;
- Рассмотреть особенности организации интегрированных уроков в образовательной деятельности;
- Определить основные требования к организации интегрированного урока;
- Проанализировать существующие методики проведения интегрированных уроков;
- Рассмотреть особенности интеграции информатики и других общеобразовательных дисциплин.
Исходя, из поставленных задач объектом исследования является интегрированный урок, а предметом - условия развития и активизации познавательных способностей обучающихся средствами интеграции.
Гипотеза исследования состоит в том, что использование интегративного подхода и методов интеграции в образовательном процессе способствует формированию целостного восприятия мира у обучающихся, активизирует развитие научного стиля мышления характерного для современного человека.
Новизна и практическая значимость заключается в обосновании имеющихся теоретико-методологических подходов к организации интегрированного урока в условиях современной образовательной системы.
Материалы работы могут быть полезны в практике работы педагогов учреждений общего среднего и среднего профессионального образования.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, пяти подглав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические подходы к интеграции как педагогическому явлению
1.1 Сущность понятий «интеграция» и «интегративный подход» в образовательной деятельности
Интеграция давно стала предметом исследовательского интереса различных ученых и специалистов. Поэтому сегодня существуют многочисленные определения интеграции, как явления.
В «Толковом словаре иностранных слов» имеется следующее определение: «Интеграция - это объединение в целом каких-либо частей, элементов» [9,5].
Интеграция - как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разносторонних частей и элементов, определяется «Философским словарем» и дополняется следующими признаками: «Эти процессы могут иметь место как в уже сложившейся системе (в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности), так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных элементов» [13,5] .
В образовании интеграция, рассматривается, прежде всего, как процесс достижения его целостности и системности.
Интеграцию как объединение разнородных ранее частей в единое целое на основе установления межпредметных связей между частями представляет интегративный подход.
По мнению Б. М. Кедрова, интегративный подход является комплексным методом, основными чертами которого выступают целостное рассмотрение, выделение главного фактора и группировки вокруг него остальных, выявление высшей степени развития данного объекта и ее соотношений с низшими ступенями, раскрытие взаимосвязи внутренней и внешней сторон объекта, нерасторжимость общего и частного при движении от общего к частному и от частного к общему [4, 141].
М. Н. Берулава, Д. И. Зверев, Ю. И. Дик, Г. Ф. Федорец, исследуя интеграционные процессы, отмечают, что интегративный подход к обучению обеспечивает интенсивный обмен информацией между темами различных учебных дисциплин [1,42].
Н. Ю. Борисова под интегративным подходом рассматривает стратегию исследования интегративных процессов и синтез условий. В интегративном подходе к обучению автор не только видит процесс объеди-нения, взаимосвязи, взаимопроникновения и синтеза компонентов содержания, но и отмечает роль интенсивных методик обуче-ния в соответствии со специфическими условиями, задачами учебного заведения.
По мнению В. И. Загвязинского [2,53], интегративный подход к обучению опирается на идею целостности обучения, выражающую единство целей, содержания, средств, форм и методов обучения.
Таким образом, интегративный подход в образовании, определяется как способ реализации принципа интеграции как одного из дидактических принципов обучения, взаимодействующего с принципами научности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, наглядности, связи теории с практикой, доступности и прочности знаний, учета индивидуальных особенностей обучающихся. Данный процесс требует создания определенных педагогических условий для осуществления интеграции: от общетеоретического обоснования необходимости интеграции конкретных учебных дисциплин, определения оптимального уровня и формы интеграции предметов, точек сопряжения учебного материала, его ведущих идей, до координирования программ учебных предметов, использования соответствующих методов и приемов, средств обучения.
Интеграция, в образовательном пространстве, выступая как дидактический принцип обучения, может проявляеться в преобразовании всех компонентов образовательных систем:
- создание школ интегративного типа;
- разработка интегративных образовательных программ, учебных курсов, уроков, специальных дней;
- получение интегративных результатов образования;
- средство, обеспечивающее целостное познание мира и способности человека системно мыслить при решении практических задач[11,93].
Все зависит от выбора научных объектов интеграции и механизмов ее осуществления. Объектами интеграции здесь могут выступать:
- виды знаний, система научных понятий;
- законы теории и идеи;
- модели образовательных процессов.
Говоря в частности об общих механизмах интеграции применительно к структуре общего образования сегодня, как отмечают современные авторы, «необходимо руководствоваться следующим.
- На этапе начального образования можно рассматривать объекты интеграции дедуктивно, т. е. от общего к частному.
- Среднее звено школьного обучения должно сохранить предметную систему, и здесь можно ограничиться установлением внутрицикловых и межцикловых межпредметных связей.
- На завершающей ступени обучения, в старшей школе, должна увеличиться доля абстрактно-логических и лингвистических образов, создаваемых текстами и другими носителями культуры, требуется широкое надпредметное обобщение, которое индуктивным путем будет подкреплено в сознании обучающихся предшествующим изучением отдельных предметных областей знания» [10,23].
Интегрированное обучение, может выражаться в виде интегрированных предметов и программ, основанных на знаниях и умениях из различных учебных дисциплин.
При интеграции предметов важно соотносить процесс интеграции с положениями общей теории обучения:
- интеграция – это способ обучения, направленный на повышение усвояемости изучаемого материала, на обозначение путей достижения поставленных целей, на применение полученных знаний;
- цель интеграции заключается в определении механизма согласования действий субъектов учебного процесса, содержания и сроков их деятельности, обеспечивающих реализацию образовательных задач;
- задачи интегрирования заключаются в обозначении направлений деятельности субъектов образовательного процесса на основе изучения их потенциала; в определении желаемых результатов работы, в выделении ресурсов, обеспечивающих достижение поставленных целей, в разработке критериев и показателей оценки результатов;
- исключение противоречий и дублирования при изучении одних и тех же понятий[15,405].
Цели интегрированного обучения достигаются по мере решения следующих задач в их единстве:
обобщать межпредметные знания, способствующие повышению эффективности учебно-познавательной деятельности обучающихся;
формировать творческие способности (умение анализировать, сравнивать, обобщать, переносить знания в новую ситуацию и т. д.);
расширять познавательный диапазон научных представлений обучающегося о целостной картине мира;
формировать разносторонне развитую личность.
Современные тенденции развития образования призывают активно формировать целостные знания обучающихся о мире. Интегративные характеристики в значительной мере зависят от деятельности педагоги, который и создает названные педагогические условия, реализуя интегративный подход к обучению [7, с. 22].
Интегративный подход обеспечит системность в организации учебно-воспитательного процесса, в предметной системе обучения, во взаимодействии разных видов дидактических связей между учебными темами, предметами.
Под преподаванием на интегративной основе в данном контексте подразумевается, с одной стороны, создание в процессе обучения (на уроках по любому предмету) оптимальных условий для проявления различных видов активности (познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой), а с другой стороны - привлечение любого учебного материала по любому ныне существующему учебному предмету для формирования у обучающихся целостного представления о себе, существующем мире и самоопределении в этом мире.
Таким образом, интегрированное обучение создает новые условия деятельности педагогов и обучающихся, являясь предпосылкой для развития творческой деятельности, помогающей погрузиться в проблемы смежных наук.
Интегрированное обучение требует разнообразия форм обучения, обеспечивающих эффективность восприятия обучающимися учебного материала.
1.2 Роль интегрированного урока в образовательном процессе
Интегрированное обучение предполагает качественно новую форму обучения и характеризуется органичной целостностью на следующих уровнях:
содержательном, основой которого является единство диалектических связей, явлений, процессов, фактов, законов, однородность трактовок понятий, категорий;
технологическом, обусловленном единством методов познания (диалектических, логических), опытом творческой деятельности обучающихся;
структурно-логическом, связанном с реконструкцией содержания базовых учебных дисциплин;
функциональном, проявляющемся в направленности формирования целостной картины мира на основе ценностной ориентированности обучающихся в процессе познания.
Вследствие чего можно сделать вывод, что интегрированное обучение построено на усилении взаимосвязей всех компонентов содержания разных предметных областей (разделов программы), отражающего в той или иной степени целостную картину мира в его естественных взаимосвязях и взаимозависимостях и направленного на формирование знаний, умений и навыков, способствующих разностороннему раз-витию личности обучающихся.
В конечном итоге интеграционные процессы в обучении предполагают:
а) в системе знаний - преобразования количественные и качественные с учетом знаний многих областей науки;
б) в системе умений - развитие до специфики научно-познавательной деятельности;
в) в системе навыков и отношений - углубление и расширение вплоть до возможности построения философских умозаключений и синтеза новых знаний на основе полученных.
Интеграция учебных предметов предполагает выполнение трех условий:
- осуществление сближения разнородных элементов, понятий, установление межпредметных связей, проведение систематизации понятий и явлений;
- установление целостности на основе единых задач и конечной цели, классификация понятий и явлений интегрируемых предметов;
- курс построен по единой программе, и для его реализации используются единые идентифицированные методологические приемы.
В рамках традиционных учебных предметов одним из самых доступных способов осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков.
Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия обучающимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
В этой связи интегрированные уроки помогают соединить получаемые знания в единую систему и активизируют интерес обучающихся к предмету.
Во время такого урока появляется возможность индивидуальной работы с каждым учащимся, видны ошибки каждого обучающегося, которые сразу можно исправить и помочь преодолеть возникшие трудности. Смена деятельности обучающихся способствует меньшей утомляемости обучающихся и переключению внимания.
Творчество обучающихся активизируется даже в период подготовки к уроку. Материал усваивается глубже, поскольку установлены связи между процессами и явлениями. Знания приобретают осознанность, гибкость. Развиваются исследовательские навыки, обучающиеся учатся принимать самостоятельные решения, активно участвуя в обсуждении проблемы.
Активизируется познавательная деятельность обучающихся, так как большинство интегрированных уроков включает в себя элементы проблемного обучения.
Считается, что проблемный характер обучения формирует у обучающегося противоречие между знанием и незнанием и вызывает у него потребность в активном восприятии и осмыслении нового учебного материала. Проблемное обучение является эффективным способом повышения интереса обучающихся к урокам.
Важнейшим требованием к обучению является осознанность знаний. Это качество выражается в понимании обучающимися связей между знаниями, в умении выделять существенные и несущественные связи, в познании способов и принципов получения знаний.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин:
во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы образовательного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого детства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;
во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
в-третьих, форма интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти;
в-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе;
в-пятых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для дополнительных уроков практической направленности;
в-шестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагоги, способствует раскрытию способностей.
В результате мы можем сделать вывод, что интегрированные уроки дают обучающемуся достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления.
Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности обучающихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
Глава 2. Методика организации интегрированного урока
2.1 Общие подходы к методике проведения интегрированных уроков
Преимущества интегрированных уроков перед традиционным уроком заключаются в том, что интегрированные уроки в большей степени:
способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса обучающихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
способствуют развитию речи, формированию умения обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы; интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
интеграция является источником нахождения связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения обучающихся в различных предметах;
интегрированные уроки позволяют систематизировать знания;
формируют в большей степени общеучебные умения и навыки, и рациональные навыки учебного труда,
способствуют росту профессионального мастерства педагога, так как требуют от него владения методикой интенсификации учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода в обучении.
Основными закономерностями интегрированного урока являются, следующие аспекты:весь урок подчинен авторскому замыслу, урок объединяется основной мыслью (стержень урока);
урок составляет единое целое, этапы урока - это фрагменты целого;
этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости;
отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу;
цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность. Связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очередность действий, во втором выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли).
Соблюдение указанных закономерностей позволяет рассматривать урок как научно-деловое построение, в котором, с точки зрения содержания важны: комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими, соотношение изученного и изучаемого, соединение отдельных зачетов в одно общее, предупреждение недочетов.
Методы интегрированного обучения разнообразны, но преследуют общие цели:
активное использование знаний, полученных на уроках по другим предметам (привлечение понятий, образов, представлений из других дисциплин);
рассмотрение комплексных проблем, которые по самой своей сути требуют привлечения знаний из разных предметов (например, информатики);
исследовательский метод (обучающиеся самостоятельно сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения).
Интегрированные уроки призваны расширить знания обучающихся по определенным темам. Они совершенствуют структуру межпредметных связей и помогают повысить воспитательную эффективность урока, ломают сложившуюся диспропорцию между интеллектуальным и эмоциональным познанием, соотношением логики и эмоций. Уроки на основе интеграции проводятся в начальных, средних и старших классах.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков:
- предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
- логической взаимообусловленностью,
- взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
- большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.
Самое узкое место интегрированного урока - это технология взаимодействия двух учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой - ассистентом или консультантом; весь урок может вести один педагог в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.
Продолжительность интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Любой интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета, соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и законы, обобщить материал, соединить опыт обучающихся и теорию его понимания, систематизировать изученный материал.
Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться.
2.2 Методика подготовки и проведения различных видов интегрированных уроков
При планировании и организации интегрированных уроков педагогу, синтезирующему знания различных предметов в единое целое, следует определить главную цель интегрированного урока. Если цель определена, то следует отобрать только те знания из разных предметов, которые необходимы для ее реализации. Их разработка разбивается на ряд этапов:
1 этап. Согласование учебных программ по родственным предметам в трактовке общих понятий во времени их изучения. При анализе учебных программ, рекомендаций научно-методической литературы педагогами отбирается материал, требующий интеграции знаний обучающихся при его изучении, закреплении, обобщении и контроле. В этом процессе устраняется несогласованность терминологий, единиц для одних и тех же величин в разных учебных предметах. Итогом данной работы может быть составление таблиц, в которых соотнесены сроки прохождения темы в курсах смежных дисциплин, формируемые понятия, тип межпредметных связей и т.д.
- этап. Рассматривание интегрируемого содержания взаимосвязанных тем по дисциплинам, выбор темы и цели урока с межпредметным содержанием.
- этап. Выбор формы интегрированного урока. Составление плана урока, определение методов контроля и оценки школьниками методов и средств обучения. Особое внимание уделяется взаимодействию (взаимоувязке) содержания обучения, проведению предварительного хронометража времени будущего урока.
Существуют определенные критерии при подготовке интегрированных уроков для различных типов уроков.
Урок усвоение новых знаний
Урок должен охватывать большой теоретический материал смежных курсов. В этом случае целесообразно использовать такие формы организации обучения, которые служат этой цели: лекции, беседы, конференции, семинары, комбинированные уроки.
Лекции могут быть обобщающими, при этом существенный дидактический эффект дает участие самих обучающихся в проведении таких уроков в форме частичного изложения ими элементов учебного материала. В процессе развития форм и методов проведения интегрированных уроков многие педагоги отдают предпочтение конференциям и семинарам, что изменило соотношение между информативными и активными методами обучения. Самостоятельная работа детей с научно-популярной, справочной литературой, составление таблиц, транспарантов способствуют развитию умения анализировать и обобщать. Новый материал в течение урока ребята также сравнивают с уже имеющимися знаниями, сопоставляют их, синтезируют, добавляют из ранее известного на основе ассоциативного мышления. Таким образом, процесс обучения становится более эффективным.
Урок углубление, обобщение и систематизация знаний
Реализация данной задачи может быть осуществлена во время проведения вышеназванных уроков на уровне междисциплинарных методологических принципов, комплексных проблем генерализации материала смежных дисциплин вокруг одной цели.
Данные уроки по дидактическим приемам наиболее разнообразны по форме проведения: семинары, конференции, имитационные игры, соревнования и т.д. При проведении таких занятий увеличивается их эффективность за счет перехода от коллективной деятельности к индивидуальной. В этом случае в процесс подготовки входит большая предварительная самостоятельная работа обучающихся, которая состоит из трех этапов:
1. Подготовительный этап.
Педагог четко формулирует цели урока по каждому предмету, учебно-познавательные задачи, для решения которых необходимо привлечение знаний из нескольких предметов, разрабатывается форма, определяются методы проведения урока, планируется эксперимент, подбирается и анализируется литература интегрируемых наук. С обучающимися проводится организационная работа - деление на группы, выбор для каждой группы темы исследования. Затем обучающиеся 1-2 недели самостоятельно работают каждый над своей темой.
В период подготовки и проведения интегрированных уроков педагогом используются различные материалы и средства, характерные для обучения в целом и специфичные для данного урока. В этом случае активно развиваются коллективные формы обучения. Работа в группах формирует, шлифует каждую личность через микроколлектив в процессе сотрудничества, общения. Преподаватель контролирует отобранный ребятами материал по объему и содержанию, корректирует его, если необходимо, знакомится с опорными конспектами содержания, помогает с подготовкой демонстрации эксперимента. Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер. В ходе этой подготовительной деятельности педагог определяет:
- свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;
- состав интегрирования, т.е совокупность объединяемых компонентов;
- ведущий системооообразующих и встомогательных компоненты;
- форму интегрирования;
- характер связей между соединяемым материалом;
- структуру (последовательность) расположения материала;
- методы и приёмы его предъявления;
- методы и приёмы переработки учащимися нового материала;
- способы увеличения наглядности учебного материала;
- распределения ролей с педагогами интегрируемого предмета;
- критерии оценивания эффективности урока;
- форму записи подготовленного урока;
- формы и виды контроля обученности обучающихся на данном уроке.
2. Проведение урока.
Во время проведения урока педагогу отводится организующая роль. Группы выступают по очереди. При этом оценивается способность излагать материал научно, лаконично, образно и логично, умение выделять главное, сопровождать свое выступление экспериментом, демонстрацией, наглядными пособиями. При работе групп выступает каждый, и от его подготовки зависит общая оценка всей группы. Материал может излагаться в виде диалога между членами группы либо между группами. Работу группы контролирует и направляет руководитель, выбранный из класса.
3.Итоги урока.
Обобщается весь интегрируемый материал. Обучающиеся, возможно, получают оценку по нескольким предметам. Материал оформляется в виде отчета.
Урок овладения умениями и навыками, контроля и коррекции знаний
Интегративные уроки контроля и коррекции знаний оптимальнее всего осуществлять в процессе выполнения проектного задания.
Если интегрированный урок проходит в форме дискуссии, семинара, то необходима подготовка в несколько этапов.
- На первом этапе - накопление учащимися информации по теме.
- На втором этапе - консультирование преподавателем обучающихся, самостоятельная работа обучающихся (создание проектов).
- На третьем этапе — проведение урока.
- На четвертом этапе — подведение итогов.
Анализ интегрированного урока может производиться по нескольким схемам, представленным в Приложении 2.
2.3.Особенности интеграции занятий по информатике с другими учебными дисциплинами
Существующие тенденции в развитии общества свидетельствуют о том, что современные информационные технологии становятся не только предметом изучения, но также средством и рабочей средой обучения. Это позволяет:
- делать обучение более эффективным,
- создавать более тесные связи между изучаемыми дисциплинами;
- реализовывать личностно-ориентированный подход к обучению.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высоко образованной, интеллектуально развитой личности. Одна из проблем состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Как часто наблюдается парадоксальная картина: вполне успешно занимаясь на математике - математикой, на физике - физикой, на истории - историей, обучаемый не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в рамках другой школьной дисциплины, например, информатики.
Основная причина этого заключается в том, что основное внимание традиционно уделяется накоплению знаний, в современный же период необходимо подготовить выпускника умеющего применять свои знания в реальных жизненных ситуациях. Обучающиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с ними в любой предметной области. В связи с этим информационные технологии становятся не только объектом изучения, но также средством и рабочей средой обучения.
Интеграция информатики с учебными дисциплинами, в процессе которой педагог и обучающиеся являются создателями среды обучения путем:
- изучения базовых тем курса информатики с максимальным использованием тем смежных дисциплин;
- создания учащимися на уроках информатики прикладных программ и использования их при проведении интегрированных уроков, пополнения этими программами банка учебно-методических материалов школы;
- разработки и проведения учителями школьных дисциплин серии уроков с применением каждым учащимся созданных им программ;
- методического оформления части интегрированного курса.
Применение интегрированного подхода дает преподавателю информатики возможность добиться от учеников не только понимания предмета, но и, умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащимся возможность понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизнедеятельности.
Уроки информатики - это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» практически все школьные дисциплины. При этом интегративный характер курса реализуется в рамках требований обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.
Интеграция информатики и информационных технологий с другими общеобразовательными предметами является реальной необходимостью. Такая интеграция является средством расширения возможностей образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.
Сегодня наиболее очевидно, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами.
Для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира. Эти идеи находят отражение в концепции современного школьного образования. Поэтому в теории и практике обучения наблюдается тенденция к интеграции учебных дисциплин, которая позволяет учащимся достигать межпредметных обобщений и приближаться к пониманию общей картине мира.
Это особенно важно для преподавания информатики, при преподавании которой изучаются различные модели физических, химических, экологических, экономических и других объектов, процессов и явлений. Потребность в синтезе научных знаний обусловлена все увеличивающимся количеством комплексных проблем, решение которых возможно лишь с привлечением знаний из различных отраслей науки. Ставится вопрос о формировании нового, интегрированного способа мышления, характерного и необходимого для современного человека. Такой подход способствует выработки системы знаний, развивает способность к их переносу.
Предмет «Информатика и информационные технологии» несет интегративный смысл, так как современные компьютерные технологии применяются в самых разных отраслях знаний. Так, при обучении элементарной составляющей компьютерной грамотности — набору и редактированию текста - появляется возможность использования содержания текста как дополнительного средства для повторения и закрепления материала, получения новых познавательных и занимательных сведений из практически любого учебного предмета. Именно поэтому подбору текстов для тренировки скорости печати необходимо уделять особое внимание. Очень полезно привлекать к этой работе самих учащихся.
Изучение текстовых процессоров сочетается с реферативной и исследовательской работой по различным курсам обучения. Старшеклассники, свободно владея основными навыками набора и редактирования текста, не испытывают затруднений в оформлении своих работ, применяя при этом технологию вставки и редактирования рисунков, диаграмм, таблиц, заголовков и т.д.
Усвоение правил структурирования документа помогает ученикам четко выстраивать логику своего исследования.
При изучении электронных таблиц эффективны разнообразные интегративные взаимодействия, например:
- в курсе математики и экономики удобно использовать электронные таблицы для сложных расчетов - как приближенных, так и точных; они также позволяют исследовать свойства и строить графики различных, в частности экономических, функций; возможно моделирование процесса решения различных уравнений и систем уравнений;
- при изучении физики, химии, биологии с помощью электронных таблиц удобно обрабатывать результаты экспериментов и тестов, автоматизировать расчеты и оформлять результаты в виде таблиц, графиков, диаграмм.
Рассмотрение в курсе информационных технологий баз данных и систем управления базами данных (СУБД) позволяет использовать их для интеграции с большинством предметов гуманитарного цикла: историей, обществознанием, и др. Например, обучающиеся составляют базу данных по датам различных исторических событий, систематизируют их по различным критериям, создают удобный интерфейс, а на уроках истории и в процессе самоподготовки используют созданную базу.
Работа с готовыми базами данных на компакт-дисках широко применяется преподавателями различных предметов, используются мультимедийные энциклопедии.
При изучении основ правовых знаний удобно пользоваться справочными правовыми системами для получения сведений по всевозможным правовым актам (кодексам, законам, постановлениям и т.п.) и комментариям к ним.
Изучение систем демонстрационной графики и web-дизайна проводится на примере применения данных технологий к различным темам мировой художественной культуры, литературы, иностранных языков, предметов гуманитарного и естественно-научного циклов.
Создание презентаций и web-сайтов по различным темам позволяет обучающимся глубже изучить материал, найти и применить новые сведения о рассматриваемом предмете, представить материал в удобном для просмотра и изучения виде.
Работы обучающихся, созданные ими на уроках информатики, в дальнейшем могут с успехом применяться на уроках в качестве наглядных пособий и дополнительного материала.
Таким образом, все основные темы курса информационных технологий находят применение в изучении предметов практически всех образовательных областей. Это означает, что информационные технологии в силу универсальности своего содержания являются интегративной базой межпредметных взаимодействий и могут быть положены в основу моделирования интегрированных уроков по формированию общей информационной культуры обучающихся.
Интегрированные уроки информатики с другими предметами обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают познавательный несомненный интерес обучающихся.
Рассмотрим интеграцию информатики с другими предметами, на примере интеграции информатики с математикой.
Задача педагога на этих уроках – сформировать у обучающегося информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий.
Такие уроки так же позволяют наглядно показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывают навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний.
Каждый ученик работает активно, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес.
При создании интегрированного урока первое, что необходимо сделать педагогу - это согласованы учебные программы по предметам: математика и информатика, обсудить и сформулировать общие понятия, согласовать время их изучения, провести взаимные консультации педагогов- предметников.
Затем необходимо рассмотреть подходы к изучению одних и тех же процессов и осуществить планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.
На уроках математики очень эффективно закреплять и обобщать полученные знания при помощи презентаций, созданных самими обучающимися.
На уроках информатики полезно организовать работу по созданию детьми наглядных презентаций с рисунками по темам курса «Геометрии»,
На самих уроках геометрии можно предложить наглядные уроки, которые получат своё продолжение на уроке информатики при повторении темы «Компьютерная графика. Рисунки в Paint».
Как вариант, можно предложить обучающимся, решение задач по математике, оформить на компьютере.
Таким образом, мы видим, что интегрированные уроки дают обучающимся достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимосвязи явлений и предметов, решают множество отдельных задач и их совокупность. Формы урока при этом могут быть абсолютно различными. Пример разработки интегрированного урока информатики и математики представлен в Приложении 1.
В заключении хочется отметить, что информатика играет огромное значение для поддержки желания обучающегося саморазвиваться. Поэтому педагогу необходимо знать и применять разнообразные методы и средства обучения как репродуктивные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссии, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля.
Умение рационально использовать информационные возможности компьютеров, особенно включенных в разветвленные информационно-компьютерные и телекоммуникационные сети, является также проблемой организационного плана интегрированных занятий. Задача педагога состоит в том, чтобы подобрать такую систему задач (или одну проблемную задачу), решаемых с использованием столь мощных средств, которые были бы адекватны по своей значимости этим средствам.
Таким образом, если активно привлекать к разработке интегрированных уроков преподавателей информатики и информационных технологий, можно помочь другим педагогам увидеть и решить вышеуказанные проблемы, в результате чего он сможет реализовать все дидактические принципы организации учебного процесса, наполнит свою деятельность принципиально новым содержанием, а использование ИКТ позволит полнее сосредоточиться на своих главных обучающих, воспитательных и развивающих функциях.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие заключительные выводы:
Интегрированный урок – это урок, на котором осуществляются синтез и систематизация знаний различных дисциплин в единое целое, творческое взаимодействие преподавателя и обучающихся.
Интегрированные уроки являются действенным способом формирования целостной картины мира у обучающихся, активизируют понимание связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Цель интегрированного урока - в получении обучающимися не только новых знаний и информации в более стройной системе, но и умений творчески мыслить, решать проблемы, опираясь на систематизированную и интегрированную информацию.
Структура интегрированных уроков разнообразна; они могут быть проведены в виде лекции, конференции, семинарского и практического занятия, урока творчества, лаборатории, дистанционного урока, профиль-класса, мультимедиаурока и т.д.
При организации и планировании таких уроков педагогу важно учитывать следующие условия:
в интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации. Проведение интегрированного урока двумя педагогами требует их психологической совместимости, такта, умения слышать партнера, корректности оценок и строгого разграничения компетенций;
интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости обучающихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности обучающихся на уроке;
при проведении интегрированное урока педагогами (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий.
Используя инструментарий информационных технологий и уровень подготовленности обучающихся, можно построить интегрированный урок, создать интегрированные задания, провести интегрированный модуль для обучающихся любого возраста.
Изучая электронные таблицы, можно решать задачи математики и физики, строить графики функций, решать уравнения, выполнять приближенные вычисления, моделировать физические процессы и т. п.
Осваивая сервисы и службы Интернет, обучающиеся могут узнавать интересные факты из истории Отечества, знакомиться с мнением литературных критиков, узнавать о последних научных достижениях и т. п.; обрабатывать и систематизировать найденную информацию.
Изучая базы данных, можно формировать навыки классификации и структурирования информации. Этот список можно продолжать.
При этом интегративный характер курса реализуется в рамках требований обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.
Таким образом, все основные темы курса информатики находят активное применение в изучении предметов практически всех образовательных областей.
Список использованной литературы
- Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. - М.: Совершенство, 1998. – 192 с
- Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - М.: Педагогика, 1987. – 159 с
- Зенкова Т.С., Попова О.А. Интегрированный подход в проектировании и реализации процесса обучения в области естественно-научного образования в средней школе//Вестник ТГУ, -Томск,- т.13. - вып.4. -2008.- С. 313-315
- Кедров Б. М. Взаимодействие наук. - М.: Наука, 1984. – 320 с.
- Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 113-115.
- Кучугурова Н. Д., Чепурная М. А. Проблемы организации и проведения интегрированных уроков с использованием ИКТ в общеобразовательной школе //Ученые записки. - №4. -2012.- С.51-55
- Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2008. - 256 с.
- Попова О. В., Рекк Е. В. Интеграция информатики и математики // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - №3,. – 2011.- С. 60-62
- Словарь иностранных слов. М.: Русский язык. 1987. С. 196.
- Теремов А.В. Интеграция школьных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов: необходимость и возможность. Естествознание в школе. -, № 4. - 2010, С. 23.
- Ужан О. Ю. Интегрированное обучение как следствие модернизации образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. - №2 (4). – 2011. - С.90-94
- Ужан О. Ю. Роль и место интегрированного обучения в формировании творческих способностей обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом.- №1 (9).- 2013. - С.81-91
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. -710 с.
- Харунжев А.А. Интегрированный урок как один из способов формирования информационной культуры// Интеграция образования.- №3.- 2013. –С.84-89
- Цепкова Н.М. Интегрированное обучение как фактор формирования готовности учащихся к проявлению профессионально значимых компетенций//Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова.- № 4, 2014. - С. 401-406
Приложение
Приложение 1.
Интегрированный урок геометрии и информатики
Тема: «Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве».
Курс - 1
Специальность: Туризм
Тип урока - интегрированный
Задачи урока:
Образовательные:
- рассмотреть все способы расположения прямых, прямой и плоскости, плоскостей в пространстве;
- изучить определение модели, процесса моделирования.
Воспитательная: способствовать формированию у студентов целостной картины окружающего мира (связь математики, информатики), расширению их кругозора.
Развивающие:
- формировать умение работать в группе,
- развивать логического мышления, умение систематизировать и обобщать изученный материал при составлении модели;
- развивать память, воображение, навыки поисково-исследовательской работы.
Оборудование:
- набор многогранников;
- плакат с высказыванием Галилео Галилея «Геометрия является самым могущественным средством дня изощрения наших умственных способностей и даёт нам возможность правильно мыслить и рассуждать»;
- диск-кейсы, с отсканированными рисунками, схемами, сопутствующим материалом.
Урок проходит в компьютерном классе (наличие проектора обязательно для защиты проектов - моделей, которые составят группы).
Ход урока:
- Организация учебной группы (распределение рабочих мест, проверка готовности студентов к работе, психологический настрой на работу).
- Устная работа (создание единого смыслового поля урока, обеспечение мотивации)
Вопросы по геометрии:
а) Если прямая, параллельна какой-либо прямой на плоскости, то параллельна ли она самой плоскости? (проверка знаний свойств и признаков)
б) Каким может быть взаимное расположение двух прямых, одна из которых параллельна некоторой плоскости, а другая пересекает эту плоскость? (работа с многогранниками)
Вопросы по информатике:
а) Дайте определение понятию модель.
б) Что представляет собой процесс моделирования?
- Основной этап
Студенты разбиваются на 3 группы:
- Первая группа работает над составлением модели «Расположение прямых и пространстве»;
- Вторая группа - «Расположение прямой и плоскости»;
- Третья группа - группа опережающего обучения работает над моделью «Расположения двух плоскостей в пространстве» (данный вопрос уже студентам знаком, поэтому группа заранее изучала материал, свойства, признаки).
На диск-кейсах собран материал, отражающий практическое применение геометрических понятий.
Каждая группа, используя собранный материал, составляет модель и выбирает двух ответственных, которые будут защищать подготовленную работу.
4.Защита моделей (информационная, математическая, компьютерная)
Компьютерный эксперимент
3 группа составляет компьютерную модель о расположение двух прямых в пространстве.
Задание для двух первых групп: проверить эту модель с помощью эксперимента, определить, когда работает эта модель.
5. Итоги урока:
Каждая группа оценивается по двум предметам (геометрии и информатике)
6. Домашнее задание:
По геометрии: Самостоятельно разобрать тему «Расположения
плоскостей»
По информатике: Составить математическую и компьютерную модель для решения квадратного уравнения.
Приложение 2.
Схема анализа интегрированного урока
(по Браже Т.Г.).
1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).
2. Содержание и компоненты интеграции. Какие учебные дисциплины в нее входят? Каково сочетание старых, классических и новых, основных и дополнительных, дисциплин в процессе интеграции?
3. Направление и объем интегрируемых предметов, в чем он выражается: в создании нового учебного предмета; в создании цикла (блока) периодически повторяемых уроков; создании единичных интегрированных уроков?
4. Уровень (стадия) интеграции содержания в курсе или на уроке: органически единая, целостная новая структура; параллельное существование в одном уроке или программе различных пластов материала; стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре?
5. Тема урока, проблема, цель. Уровень новизны. Достигнута ли систематизация знаний обучающихся, формирование целостного взгляда на предмет?
6. Деятельность педагоги и обучающихся по подготовке к уроку. Спонтанно ли осуществляется этот урок или является результатом тщательной подготовки обучающегося и педагоги?
Какую самостоятельную работу обучающиеся должны выполнить до урока: ее цель, объем, характер? Облегчают ли эти уроки условия обучения обучающихся или они затрудняют их жизнь?
7. Формы проведения интегрированного урока, виды деятельности учителей и обучающихся. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?
8. Сотрудничество учителей на уроке. Насколько оно органично? Не тянет ли кто-либо «одеяло на себя». Действительно ли едины проблемы и содержание проведенных ими уроков? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?
9. Результаты деятельности обучающихся на интегрированном уроке. Создалось ли у них единое (интегрированное) представление по проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация, степень убежденности в итогах обсуждения проблемы; культура речи» эмоциональная вовлеченность в проблему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение интегрированных уроков в колледже (математическая логика+ английский язык, математическая логика+ основы программирования).
Конспекты интегрированных уроков, проведенных в МКЭИТ по предметам:«Элементы математической логики» и «Основыпрограммирования» с использованием программного обеспечения Microso...
Интегрированный урок по технологии на тему "Поузловая обработка изделий"
Развивать профессиональные навыки учащихся по обработке отдельных деталей и узлов изделий...
Интегрированный урок окружающего мира и технологии для 1 класса по теме "Первоцветы"
Урок включает в себя разнообразные формы и методы работы с предлагаемым материалом и учащимися. Предлагаемый материал подобран с учетом ФГОС. Урок направлен на развитие исследовательской деятель...
Методическая разработка проведения интегрированного урока "Маркетинг в рекламе"
Проведение интегрированного урока по ПМ 03 Маркетинговое и правовое обеспечение реализации рекламного продукта затрагивает темы МДК Осуществление маркетинговой деятельности на предприятиях, зани...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения интегрированного урока на тему: «Потребности и ожидания рекламодателей и трансляторов рекламных сообщений».
Интегрированный урок проводился по МДК Маркетинг в рекламе (Тема 1. Осуществление маркетинговой деятельности на предприятиях, занимающихся изготовлением рекламного продукта; Тема 2. Рекламная деятельн...
Методические рекомендации к организации и проведению интегрированных уроков
Интеграция в образовании - не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. Задача педагога, планирующего интег...
Методическая разработка проведения интегрированного урока-игры "Что? Где? Когда?"
Методическая разработка проведения интегрированного урока-игры "Что? Где? Когда?" по УД: «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Экономика о...