Методические рекомендации к организации и проведению интегрированных уроков
статья на тему
Интеграция в образовании - не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. Задача педагога, планирующего интегрированный урок, - научить ребят мыслить собственными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями. А для этого нужно, чтобы учащиеся пытались взглянуть на вещи, явления заново, как на непривычные для них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к организации и проведению интегрированных уроков.
Педагогическое творчество представляет собой системное образование. Оно включает многие элементы, характеризующие личностно-профессиональную деятельность преподавателя, учителя, воспитателя. Творчество педагога, как система, функционирует и развивается вследствие интенсивного совершенствования каждого элемента и связей между ними.
Интеграция в образовании - не мода, не очередная компания. Она является отражением тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности. Существует много видов интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям.
Задача педагога, планирующего интегрированный урок, - научить ребят мыслить собственными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями. А для этого нужно, чтобы учащиеся пытались взглянуть на вещи, явления заново, как на непривычные для них.
Подготовка к уроку начинается с составления подробного плана урока. Каждый этап урока расписывается и указывается время, затраченное на этот этап. Педагог заранее продумывают ход урока и прогнозируют все возможные паузы, связанные с наглядностями и раздаточным материалом. Обычно на интегрированных уроках немало учебного оборудования: от карточек до мультимедийного полотна. Преподаватели работают в паре, и даже если в определённый момент ведущую роль играет один педагог, второй не должен сидеть в тени. Он либо готовится к следующему этапу, либо наблюдает за работой учащихся, помогает им.
Можно привлекать и учащихся к подготовке интегрированного урока, заранее предлагая им подготовить некую часть нового материала. Таким образом, вы уже делаете урок ролевым.
Каждый педагог постоянно ищет такие формы и методы организации учебной деятельности, которые позволят при минимальных затраченных усилиях добиться положительной динамики в результатах обучения всей группы. С чего можно начать? Хотя бы с того, что все ученики должны настроиться на работу, забыть на время про журнал с картинками или пирожок в портфеле. Говорят, что театр начинается с вешалки, и урок в свою очередь должен иметь многообещающее начало, дать установку на определённый вид учебной деятельности.
По ходу урока обучающиеся выполняют разнообразные задания. Время их выполнения подчас зависит от того, услышал ли обучающийся инструкцию. В противном случае преподаватель вынужден повторять сказанное, а это отвлекает всех обучающихся, сбивает ритм работы. В данном случае педагог использует свой основной инструмент – голос, а точнее его громкость, тон, темп. Изменив привычные характеристики своего голоса, преподаватель привлекает внимание. Ещё хорошо срабатывает провокация. Представим себе, какое удивление возникнет у обучающихся, когда вместо привычных слов педагог вдруг скажет: “А теперь давайте поспим. Положите руки на парту и склоните голову”. А сам в это время прочитает вслух задание.
Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении.
Интеграция дает возможность показать учащимся “мир в целом”, преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а также высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.
Иначе говоря, с практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.
Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении наук.
Интеграция - это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили обучающиеся, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного или для ускорения процесса обучения, или для закрепления знаний, умений и навыков.
Интеграция - средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Межпредметные связи можно успешно использовать для дополнения, подтверждения или восполнения знаний учащихся в родственных предметах. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности.
Перечислять приёмы мобилизации внимания можно долго в зависимости от опыта педагога и материальных возможностей учебного заведения. Но применять их следует с учётом психолого-педагогических особенностей обучающихся, помня о педагогической эффективности и целесообразности интеграции как метода мобилизации учебной активности учащихся.
Интегрированные уроки более интересны, т.к. не каждый день на уроке присутствуют два педагога одновременно. Такие уроки помогают решить большее количество задач, применять разные методы и формы обучения. Интегрированные уроки можно сделать между разными учебными дисциплинами, которые, на первый взгляд, кажутся несовместимыми. Например, специальные дисциплины и производственное обучение. На интегрированных уроках формируются следующие компетенции:
- ценностно-смысловые (понимание цели урока, важности изучаемой темы);
- общекультурные (культура речи, исторические сведения о костюме и его отдельных составляющих);
- информационные (работа с компьютером, умение самостоятельно подбирать необходимый материал);
- коммуникативные (умение работать в группах, выслушивать, общаться, лояльно относиться к людям с другой точкой зрения).
Осмысление проблемы, самостоятельность нахождения путей её решения возможно при опоре на ряд компетенций: ценностно-смысловые, учебно-познавательные, коммуникативные и другие. На интегрированном уроке чётко прослеживается коммуникативная компетенция, т.к. обучаемые, получив задания заранее, должны были выполнить их группами, подготовить одного выступающего. Во время урока они должны быть корректными оппонентами, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения, доказывать актуальность проблемы, выделять практическую значимость, понимать роль интегрированных знаний для нахождения путей решения проблем.
Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования.
При интеграции возрастает темп изложения учебного материала, что концентрирует внимание обучаемых и стимулирует их познавательную деятельность. Снимается проблема отношения обучаемых к "мелкому", "второстепенному" предмету и существенно облегчается система контроля. Таким образом, интеграция учебных предметов представляется весьма перспективным средством совершенствования учебного плана и тем самым – всей системы образования.
Невыясненным остаётся вопрос: когда возможна интеграция учебных дисциплин?
Она предполагает выполнение трёх условий:
– объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;
– в интегрированных учебных дисциплинах используются одинаковые или близкие методы исследования;
– интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.
Соблюдение всех трёх условий допускает возможность интеграции дисциплин. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение обучаемых за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.
Интегрированный урок требует от преподавателя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая такой урок, преподаватель должен учитывать:
1. Цель урока (Это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях обучаемых, перераспределение приоритетов и т.п.).
2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.
3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (Это – идея, явление, понятие или предмет).
4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.
5. Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).
Основные положения методики интегрированного урока:
- Четкое определение цели и задач урока с позиции интегрирования.
- Хорошее знание содержания изучаемого материала и взаимосвязи программного и дополнительного материала.
- В соответствии с новым подходом к содержанию изучаемого материала необходим пересмотр методов и средств обучения, форм организации учебной деятельности.
Педагоги, которые планируют включить в свою педагогическую деятельность проведение интегрированных уроков, должны учитывать затруднения, которые могут при этом возникнуть.
- Во-первых, следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Они необязательно должны быть идентичны, главное - выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.
- Во-вторых, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента. Особенно это правило необходимо соблюдать, когда педагоги делают первые попытки проведения интегрированных уроков, не имея достаточного опыта совместного сотрудничества. Неопытные педагоги очень легко увлекаются, забывая, что при проведении данного типа урока количество времени, отводимое каждому из учителей, сокращается вдвое, и зачастую не успевают уложиться в рамки одного урока.
- В-третьих, следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования (как правило, при проведении таких уроков используется большое количество наглядного материала), чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока; продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы; заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал; продумать и изготовить на предыдущих уроках нужные в практической работе заготовки. Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.
- В-четвертых, не стоит забывать, что проведение интегрированных уроков требует от педагогов высокого профессионализма. Преподаватели не только должны строго соблюдать регламент урока, тщательно продумывать формы и методы работы на таких уроках, но и уметь слаженно взаимодействовать, показывая детям пример взаимного сотрудничества, при необходимости поддерживая и заменяя друг друга, т. к., несмотря на заранее написанный конспект, такие уроки больше похожи на театральную постановку, а следовательно, требуют от педагога умения импровизировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к организации и проведению семинарских занятий по учебной дисциплине "Детская невропатология"
Данный вопрос в настоящее время очень актуален, так как от того как организован семинар и проведен зависит эффективность усвоения пройденного материала студентами. В современном среднем образова...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК В РАМКАХ МОДУЛЕЙ ПМ.02 «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И ПМ.03 «УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ, ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАНЯЕМОСТИ ТОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОмендациипо ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ производственных практик В РАМКАХ МОДУЛЕЙ ПМ.02 «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» и пм.03 «управление ассортиме...
Методические рекомендации по организации и проведению учебной практики по ПМ.04. Выполнение работ кассира билетного для студентов, обучающихся по профессии 100120.04/43.01.06 «Проводник на железнодорожном транспорте» для студентов очной формы обучения
Методическик рекомендации...
Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий по немецкому языку для специальности 22.02.06 Сварочное производство
Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий дисциплины Иностранный язык (немецкий) предназначены для преподавателей цикла общеобразовательных дисциплин, ведущих практиче...
Методическая рекомендация по организации и проведению самостоятельных работ по страховому праву
Самостоятельная работа студентов...
Методические рекомендации по организации и проведению учебного практического занятия клинических дисциплин
Методические рекомендации по организации и проведению учебного практического занятия клинических дисциплин (для преподавателей-совместителей очно-заочной формы обучения)Специальность 060501 Сестринско...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ
Учебное пособие по дисциплине 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» содержит 61час внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающихся, время выполне...
- Мне нравится (1)