Информатика
методическая разработка на тему

Назаренко Мария Александровна

Методическая разработка по теме "Оформление реферата в текстовом процессоре MS Word"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Оформление реферата802 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова»

Методическая разработка

открытого урока по дисциплине

«Информатика»

Тема: Оформление реферата в текстовом процессоре MS Word

г.Печора

2015г.


ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой) комиссией общетехнических дисциплин Печорского речного училища

СОСТАВЛЕНА

В соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности

Председатель комиссии

_______________ Стахиряк Е.И.

«____»________________ 2015 г.

Зам. начальника по учебной работе

______________________ Пец Э.Э.

«______»________________2015 г.

Составитель: Назаренко М.А.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная дисциплина «Информатика» входит в общеобразовательный цикл и предназначена для приобретения практических навыков работы на персональном компьютере, необходимых для освоения других общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Учебная дисциплина «Информатика» содержит практические задания по основным разделам учебной дисциплины. Задания снабжены подробными указаниями для исполнения и рисунками для наглядности.

Тема открытого урока «Оформление реферата в текстовом процессоре MS Word».

В результате изучения темы студент должен

иметь представление:

  • о способах редактирования и форматирования текста;
  • о составлении списка источников при работе с интернет ресурсами;
  • о способе создания автоматического оглавления;
  • об использовании сносок;

знать:

  • способы редактирования и форматирования текста;
  • назначение основных рабочих панелей MS Word, при помощи которых осуществляется редактирование и форматирование содержания реферата;

уметь:

  • редактировать текст;
  • форматировать шрифт, абзац, таблицы и другие элементы текстового процессора MS Word.

Актуальность выбранной темы открытого урока заключается в необходимости владения средствами оформления реферата при написании рефератов по следующим дисциплинам: русский язык и литература, ОБЖ. С точки зрения дисциплины русский язык обучение проводится в форме понятий, как писать. С точки зрения информатики - как оформлять в электронном варианте.

На каждом этапе урока используются элементы информационных технологий, что делает обучение наиболее эффективным. Информация представляется учащимся не только на слух, но и визуально. На этапе актуализации знаний используется технология построения интеллект-карты, на этапе объяснения нового материала – это использование презентации, на этапе закрепления – выполнение практической работы, а на этапе контроля знаний - это применение дистанционных технологий (электронное тестирование).

Методическая цель открытого урока: показать коллегам методику проведения практического занятия с использованием элементов информационных и дистанционных технологий, а также применение активных методов обучения таких как «мозговой штурм» и технология создания интеллект-карты.


Открытый урок по дисциплине

«Информатика»

Группа – 13  Дата – 26.11.2015г.

Преподаватель – Назаренко М.А.

Тема: Оформление реферата в текстовом процессоре MS Word

I.        Цели:

Образовательная:

  • научить оформлять реферат в соответствии с требованиями к оформлению реферата; 
  • совершенствовать навыки учащихся в работе с текстовым процессором MS Word.

Развивающая:

  • формировать умение пользоваться полученными знаниями;
  • формировать понимание необходимости владения знаниями, умениями и навыками по дисциплине;
  • развивать психические процессы такие как внимание, логическое мышление, зрительная и слуховая память;
  • вырабатывать умения сопоставлять, сравнивать, анализировать, применять полученные знания в новой ситуации;

Воспитательная:

  • воспитывать самостоятельность, трудолюбие;
  • воспитывать стремление к познанию дисциплины.

II.        Методика обучения: технология применения интеллект-карт, информационные и дистанционные технологии.

        Методы обучения: активные методы обучения – мозговой штурм, наглядный, практический, самостоятельная работа.

III.        Применяемые педагогические технологии: личностно-ориентированный подход, применение ИКТ.

IV.        Тип урока: практическое занятие.

V.        Межпредметные связи: информатика, русский язык и литература.

VI.        Оборудование: 

  • компьютеры;
  • проектор;
  • методические указания к практической работе;
  • тесты в СДО «Фарватер»;
  • интеллект-карта «Реферат»;
  • презентация по теме.

Структура урока:

№ п/п

Название этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Время (мин.)

1.

Организационный момент.

Приветствие учащихся. Напоминание о правилах техника безопасности. Объявление плана урока.

Слушают преподавателя.

2

2.

Актуализация знаний. Мозговой штурм.

Интеллект карта «Реферат».

Задает вопросы.

Контролирует.

Отвечают на вопросы.

Один из учащихся представляет интеллект-карту с центральным понятием «Реферат».

Формулируют цель занятия.

5

3.

Разъяснение требований по оформлению реферата.

Просмотр презентации.

Объявление темы. Показывает и комментирует презентацию.

Смотрят презентацию, слушают комментарий преподавателя, отвечают на вопросы.

15

3.

Выполнение практической работы.

Объясняет задание  практической работы. Консультирует учащихся.

Слушают преподавателя. Выполняют практическую работу.

55

4.

Контроль знаний - тестирование.

Контролирует выполнение теста.

Выполняют тест на компьютере.

10

5.

Итог урока.

Рефлексия.

Подводит итоги урока.

Анализируют результаты выполнения практической работы.

3


ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Напоминание о технике безопасности.

Сообщение плана урока.

  1. Актуализация знаний.

Мозговой штурм

Вопросы:

1.Из каких частей состоит реферат?

2.Что обычно отражают во Введении?

3.Что отражается в основной части реферата?

4.Что отражается в Заключении?

5.Что написано на Титульном листе?

Демонстрация интеллект-карты «Реферат» (см. Приложение 1).

Формулировка цели занятия.

  1. Объяснение нового материала. Просмотр презентации. 

Комментарий к презентации (см. Приложение 2).

IV.        Практическая работа.

Объяснение задания практической работы (см. Приложение 3).

Консультация учащихся.

V.        Тестирование в СДО «Фарватер».

Вопросы для тестирования (см. Приложение 4).

VI.        Итоги урока. Рефлексия.

Анализ результатов выполнения практической работы.

Выставление оценок за урок.


Приложение 1

Интеллект-карта с центральным понятием «Реферат»

Центральным понятием в нашей карте является понятие «Реферат». Реферат состоит из следующих конструктивных частей:

Титульный лист, в нем отражается: тема реферата, дисциплина, по которой пишется реферат, кто подготовил, кто проверил, год и город, в котором находится учебное заведение.

Во Введении мы пишем цель реферата, задачи реферата, актуальность темы.

Основная часть реферата делится на главы. Соответственно, главы могут быть разбиты на подглавы, в которых мы раскрываем сюжет нашего реферата.

В Заключении мы все обобщаем и подводим итоги написанного.

В Списке литературы мы отражаем библиографическое описание источников литературы, располагаем их в определенном порядке, а также отражаем интернет ресурсы, которыми пользовались.

В Приложения вставляются разные картинки, фотографии, таблицы, документы и др.

Все это, кроме Титульного листа отражается в Содержании нашего реферата.

Если говорить о порядке расположения всех этих конструктивных элементов реферата, то на первом месте – Титульный лист, затем идет Содержание, далее Введение, Основная часть, Заключение, Список литературы и Приложения.


Приложение 2

Кадры презентации


Комментарий к презентации

3 слайд

Говоря об оформлении реферата, необходимо сказать о требованиях к оформлению реферата.

Прежде всего скажем о параметрах страницы:

Рефераты оформляют на листах формата А4, ориентация - книжная;

Размеры полей страницы следующие:

размер верхнего и нижнего полей – 20 мм,

размер левого поля - 30 мм,

размер правого поля – 15 мм;

4 слайд

Параметры шрифта:

гарнитура шрифта - Times New Roman,

начертание - обычный,

кегль шрифта - 14 пунктов,

цвет текста – авто (черный);

Какой командой меню необходимо воспользоваться, чтобы установить параметры шрифта? (Формат - Шрифт)

5 слайд

Параметры абзаца:

выравнивание – по ширине текста,

отступ первой строки – стандартный (1,25 см),

междустрочный интервал – полуторный.

6 слайд

Страницы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Порядковый номер ставят внизу страницы, справа;

нумерация страниц начинается с титульного листа, но на титульном листе номер страницы не указывается, поэтому необходимо убрать галочку в пункте «номер на первой странице», нумерация указывается с цифры 2 (со второй страницы);

7 слайд

Каждую структурную часть необходимо начинать с нового раздела со следующей страницы;

Для этого необходимо воспользоваться меню Вставка – Разрыв - новая страница. Также можно воспользоваться сочетанием клавиш CTRL+Enter

8 слайд

Текст основной части заданий разбивают на разделы, подразделы, пункты и подпункты;

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах излагаемого материала и обозначаться арабскими цифрами, в конце номера раздела точку не ставят.

Подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точку не ставят.

9 слайд

Заголовки 1 уровня каждой структурной части задания (например, содержание, введение, заключение, список литературы) и заголовки разделов основной части (глава 1, глава 2) следует располагать в середине строки без подчеркивания и без точки в конце.

10слайд

Заголовки подразделов, пунктов и подпунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать строчными буквами, кроме первой. Точка в конце заголовка не ставится.

11слайд

Если говорить о приложении, то здесь надо подумать, что является приложением? (рисунки, таблицы)

Вообще, иллюстрации необходимо помещать непосредственно после первого упоминания о них в тексте или на следующей странице;  но если иллюстрация или таблица по размеру больше чем половина страницы, то выносим их в Приложение;

слово «Приложение №…» выравниваем по правому краю,

наименование Приложения – по центру.

12слайд

Таблица должна быть подписана сверху, пронумерована арабскими цифрами по порядку в пределах всей работы, т.е. нумерация сквозная.

13слайд

Диаграммы, графики, иллюстрации,  рисунки подписываются снизу словом «Рис.» с соответствующим номером и названием, выражающим их содержание; выравнивание – по центру.

14слайд

1.Список литературы составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов.

2.При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий.

3.Список литературы должен быть свежим, источники 5—7 летней давности.

15слайд

4.Источники указываются в следующем порядке:

законодательная литература, если есть;

основная и периодическая;

интернет-источники.

5.Иностранные источники (изданные на иностранном языке) перечисляются в конце всего списка.

16слайд

Дан пример списка литературы. Как я уже сказала, вначале указывается законодательная литература. В данном случае это Федеральный закон.

Далее указывается основная и периодическая литература.

Хочу обратить ваше внимание на интернет источники. В данном примере я указала два источника. В первом я указала фамилию автора, название статьи и адрес интернет ресурса. Во втором же я указала только адрес интернет ресурса. И та, и другая запись верны. Просто в первом случае я конкретно ссылаюсь на автора и его статью. А во втором – ссылка на определенный сайт. Ссылка должна быть рабочей. В реферате допустимы оба случая. А в более серьёзных проектах (дипломы, диссертации) только первый.

И еще, хочу обратить внимание на нумерацию. Нумерация списка литературы и интернет источников у каждого своя.

17слайд

Как создать нумерацию? Меню Формат – Список. В появившемся окне выбираете вкладку «Нумерованный» и нажимаете кнопку либо «Изменить», если необходимо сделать какие-то настройки нумерации, либо кнопку «OK», если вас все устраивает.

18слайд

Итак, мы закончили с основными требованиями по оформлению реферата. Что еще нужно вспомнить, чтобы оформить реферат…?!

19слайд

Если вы вставляете в текст реферата цитату, то вам необходимо указать источник, из которого взяли цитату. В таком случае можно воспользоваться сноской.

Библиографические сведения о цитируемом источнике будут располагаться на той же станице, что и цитата.

В конце цитаты ставят цифру, которая обозначает порядковый номер сноски на данной странице.

Внизу страницы, после укороченной горизонтальной линии, этот номер повторяется, и за ним следуют библиографические сведения об источнике. Зачастую требуется, также указание  номера цитируемой страницы.

Для оформления сноски используется более мелкий размер шрифта, чем в тексте работы.

Чтобы вставить сноску необходимо зайти в меню Вставка – Ссылка – Сноска

20слайд

Автоматическое оглавление

Для того, чтобы создать автоматическое оглавление, предварительно необходимо задать нашим заголовкам стиль «Заголовок 1».

Для этого необходимо нажать на кнопку «Стили и форматирование» на панели «Форматирование». Справа появится панель «Стили и форматирование», на которой вы найдете стиль «Заголовок 1». Далее нужно задать нашим заголовкам (введение, глава 1, глава 2, заключение, список литературы) стиль «Заголовок 1».

21слайд

После этого необходимо поместить курсор на страницу, где будет сформировано оглавление. Далее зайти в меню Вставка – Ссылка – Оглавление и указатели.

В появившемся окне, выбрать вкладку «Оглавление», проверить наличие галочек в пунктах «Показать номера страниц» и «Номера страниц по правому краю», нажать ОК.

22слайд

И у вас появится вот такое оглавление. Не забудьте написать сверху слово «Содержание».

23слайд

Давайте вспомним, как создать таблицу. Какие способы создания таблицы вы помните? (Вставить таблицу и нарисовать)

Для того, чтобы создать таблицу необходимо зайти в меню Таблица – Вставить - Таблица. У вас появится окно «Вставка таблицы», в котором нужно указать количество столбцов и количество строк, нажать ОК. После этого у вас появится таблица, щёлкнув по которой правой кнопочкой мыши можно вызвать контекстное меню. В этом контекстном меню вы обнаружите команды, которыми вам придется пользоваться. Это и объединение ячеек, границы и заливка, направление текста, выравнивание ячеек, свойства таблицы.

На этом свой комментарий я заканчиваю.


Приложение 3

Практическое занятие 8

Оформление реферата в текстовом процессоре MS Word.

Цель: научить оформлять рефераты в соответствии с требованиями к оформлению реферата; совершенствовать навыки работы в текстовом процессоре MS Word.

Порядок работы:

Задание 1. Оформление титульного листа.

Откройте текстовый документ «Титульный лист» (на Рабочем столе). Оформите его: напишите свои данные.

Задание 2. Оформление основной части реферата.

1. В этом же документе «Титульный лист» на 3-ей странице наберите фрагмент текста (гарнитура шрифта – Times New Roman, размер шрифта – 14, междустрочный интервал - полуторный, отступ первой строки – стандартный, выравнивание - по ширине).

Образец для набора

Вычислительная техника является определяющим компонентом таких составляющих научно-технического прогресса, как робототехника и гибкие производственные системы проектирования и управления.

Миниатюрная вычислительная машина (микропроцессор) становится составной частью практически любого прибора, устройства, агрегата.

С широким использованием вычислительной техники связываются планы по совершенствованию систем телевизионной и телефонной связи, медицинского обслуживания населения, образования.

2. Скопируйте фрагмент текста 3 раза.

3. При помощи Вставки разрыва (меню Вставка) распределите текст на четырех страницах.

4. Озаглавьте каждый фрагмент текста по образцу (Выравнивание – По центру):

Введение

Глава 1        

Глава 2        

Заключение

Список литературы

5. В конце документа, на новой странице создайте заголовок Список литературы.

6. Сохраните документ на Рабочем столе под своей фамилией.


Задание 3. Работа со списком литературы.

Внесите в список литературы три источника литературы и два интернет ресурса.

Вставить нумерованный список (Формат - Список).

  1. Федеральные законы «Об образовании», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  2. Петрина А.М. Направления развития робототехники // Международная конференция Информационное общество: Состояние и тенденции межгосударственного обмена научно-технической информацией в СНГ. – М.: ВИНИТИ РАН, 2011. – С. 102-104.
  3. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: Учебник для сред. проф. образования. - М. : Издательский центр «Академия», 2007.

Интернет-ресурсы

  1. Кочетов В. А. Образовательная робототехника. [Электронный ресурс] http://www.openclass.ru/node/170617
  2. http://www.robosport.ru

Задание 4. Работа с оглавлением.

1. Вставьте номера страниц (Вставка – Номера страниц). Уберите галочку возле слов «Номер на первой странице».

2. Задайте стиль заголовкам со страниц 3 - 7 - Заголовок 1 (Кнопка Стили и форматирование).

3. Создайте автоматическое оглавление на странице 2 (Вставка – Ссылка – Оглавление и указатели).

4. Отформатируйте Оглавление (гарнитура шрифта – Times New Roman, размер шрифта – 14, междустрочный интервал – полуторный). Напишите над оглавлением Содержание.

5. Произведите форматирование всех заголовков (гарнитура шрифта – Times New Roman, размер шрифта – 14, выравнивание – по центру).

Задание 5. Работа со сносками.

1. В первой главе, в первом абзаце установите курсор после слова «робототехника». Вставьте сноску (Вставка – Ссылка - Сноска).

2. Внизу, под чертой введите следующий текст «прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой интенсификации производства».

3. Самостоятельно вставьте сноску для слова «микропроцессор» во втором абзаце.

Микропроцессор - устройство, отвечающее за выполнение арифметических, логических операций и операций управления, записанных в машинном коде.


Задание 6. Работа с приложением.

1.В конце вашего документа, после списка литературы, на новом листе создайте Приложение 1 (Выравнивание - по правому краю).

2.Создайте таблицу по образцу:

Таблица 1. Затраты на реализацию проекта «Робототехника»

Единовременные затраты

Мероприятия

Цена, руб.

Количество

(с учётом 5 команд по 25 человек)

Всего, руб.

Создание учебной базы

250000

1

250000

Комплекты отечественные, 1 шт.

50000

5

250000

Комплекты Р1К5Т, 1 шт.

225000

2

450000

Обучение наставников команд

30000

5

150000

Итого:

1100000

Ежегодные затраты

Проведение региональных соревнований (4 дня)

Питание участников

400

125

50000

Организационные расходы

150000

-

150000

Призовой фонд

200000

-

200000

Итого:

400000

3.Создайте в Приложении 2 диаграмму по первой части таблицы.

Рис 1. Затраты на реализацию проекта «Робототехника»

Задание 7 (дополнительное). Интеллект-карта «Список литературы».

Создайте интеллект-карту с центральным понятием «Список литературы».


Приложение 4

Вопросы для тестирования

  1. Установите соответствие между залитыми автофигурами и способами заливки.

заливка текстурой

заливка узором

заливка градиентом

        

  1. Установите соответствие между кнопками и выполняемыми с их помощью операциями в таблицах текстового процессора.

цвет пера

цвет выделения текста

цвет текста

заливка

  1. Установите соответствие между командами и полученными после их выполнения таблицами текстового процессора.

        вставить справа

                вставить снизу

                выровнять ширину столбцов

  1. Установите соответствие между командами форматирования графических объектов и кнопками окна текстового процессора.

повернуть

на передний план

граница рисунка


  1. Установите соответствие между обозначенными элементами диаграммы и их названиями.

название диаграммы

подписи данных

легенда

  1. Установите соответствие между объектами текстового процессора и их графическими представлениями.

структурная диаграмма

диаграмма                                            автофигуры

  1. Установите соответствие между отформатированными таблицами и диалоговыми окнами с настройками форматирования.

  1. Установите соответствие между отформатированными фигурами и маркерами, использованными для работы с ними.

        


  1. Установите соответствие между способами выравнивания данных в ячейках таблицы и отформатированными в первой строке таблицами.

  1. Из приведенного списка укажите все структурные элементы таблицы.

Строка

Ячейка

Слово

Символ

Абзац

Столбец

  1. Текстовыми процессорами являются …  

Corel Word Perfect

Microsoft Word

Visual Calc

Microsoft Excel

  1. Укажите соответствие между элементами текста и способами их выделения.

Тройной щелчок мыши                 - абзац

Щелчок слева от начала строки         - строка

Двойной щелчок мыши                  - слово

Протягивание                                 - несколько слов в строке

Сочетание клавиш CTRL+A                - весь текст

  1. Как называется объект текста, используемый для осуществления перехода к месту в документе или другому документу, файлу? 

Колонтитул

Гиперссылка

Слайд

Символ


Интернет-ресурсы

  1. www.i-exam.ru
  2. sdo.gumrf.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по информатике "В мире информатики"

викторина по информатике рассматривает вопросы: историю компьютерной техники, компьютер и здоровья человека, информационная безопасность. Хороший материал для проведения предметной недели и других вне...

Использование IT технологий в преподавании информатики в ГБПОУ ВО «ВЭТК». Преподавателя информатики ГБПОУ ВО « Владимирского экономико- технологического колледжа» Насибуллиной Фаины Николаевны.

В последнее время возникает необходимость  возврата к приоритету обучения алгоритмизации и программированию студентов и школьников в образовательных учреждениях.Со стороны ИТ-бизнеса озвучена жел...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА интеллектуальной игры «Я знаю информатику. Я знаю информатику? Я знаю информатику!»

Данное внеклассное мероприятие по информатике рассчитано на 1 урок (45 минут).Игра начинается с организационного момента, на котором преподаватель объявляет порядок проведения игры.Данное внеклассное ...

Внеклассное мероприятие по информатике «Кто ты: чайник или информатик?» для студентов 1 курса

Внеклассное мероприятие по информатике «Кто ты: чайник или информатик?» для студентов 1 курсаПри проведении викторины были поставлены следующие цели:·...

Внеклассное мероприятие по информатике "КВН Знай информатику"

Игра проводится между командами  группы. В каждой команде по 5-7 человек. В игре задействованы помощники из учеников класса, зрители. Ведущий – преподаватель....

ФОС ИНФОРМАТИКА,ПРОГРАММА ИНФОРМАТИКА

ФОС ИНФОРМАТИКА,КТП ИНФОРМАТИКА,ПРОГРАММА ИНФОРМАТИКА...

Программа «Использование электронных средств обучения на уроках информатики» (дисциплина «Информатика») в рамках самообразования педагога

Электронные образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного модел...