Информатика
методическая разработка на тему
Методическая разработка по теме "Оформление реферата в текстовом процессоре MS Word"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Оформление реферата | 802 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Печорское речное училище – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова»
Методическая разработка
открытого урока по дисциплине
«Информатика»
Тема: Оформление реферата в текстовом процессоре MS Word
г.Печора
2015г.
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией общетехнических дисциплин Печорского речного училища | СОСТАВЛЕНА В соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности | |
Председатель комиссии _______________ Стахиряк Е.И. «____»________________ 2015 г. | Зам. начальника по учебной работе ______________________ Пец Э.Э. «______»________________2015 г. |
Составитель: Назаренко М.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Информатика» входит в общеобразовательный цикл и предназначена для приобретения практических навыков работы на персональном компьютере, необходимых для освоения других общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Учебная дисциплина «Информатика» содержит практические задания по основным разделам учебной дисциплины. Задания снабжены подробными указаниями для исполнения и рисунками для наглядности.
Тема открытого урока «Оформление реферата в текстовом процессоре MS Word».
В результате изучения темы студент должен
иметь представление:
- о способах редактирования и форматирования текста;
- о составлении списка источников при работе с интернет ресурсами;
- о способе создания автоматического оглавления;
- об использовании сносок;
знать:
- способы редактирования и форматирования текста;
- назначение основных рабочих панелей MS Word, при помощи которых осуществляется редактирование и форматирование содержания реферата;
уметь:
- редактировать текст;
- форматировать шрифт, абзац, таблицы и другие элементы текстового процессора MS Word.
Актуальность выбранной темы открытого урока заключается в необходимости владения средствами оформления реферата при написании рефератов по следующим дисциплинам: русский язык и литература, ОБЖ. С точки зрения дисциплины русский язык обучение проводится в форме понятий, как писать. С точки зрения информатики - как оформлять в электронном варианте.
На каждом этапе урока используются элементы информационных технологий, что делает обучение наиболее эффективным. Информация представляется учащимся не только на слух, но и визуально. На этапе актуализации знаний используется технология построения интеллект-карты, на этапе объяснения нового материала – это использование презентации, на этапе закрепления – выполнение практической работы, а на этапе контроля знаний - это применение дистанционных технологий (электронное тестирование).
Методическая цель открытого урока: показать коллегам методику проведения практического занятия с использованием элементов информационных и дистанционных технологий, а также применение активных методов обучения таких как «мозговой штурм» и технология создания интеллект-карты.
Открытый урок по дисциплине
«Информатика»
Группа – 13 Дата – 26.11.2015г.
Преподаватель – Назаренко М.А.
Тема: Оформление реферата в текстовом процессоре MS Word
I. Цели:
Образовательная:
- научить оформлять реферат в соответствии с требованиями к оформлению реферата;
- совершенствовать навыки учащихся в работе с текстовым процессором MS Word.
Развивающая:
- формировать умение пользоваться полученными знаниями;
- формировать понимание необходимости владения знаниями, умениями и навыками по дисциплине;
- развивать психические процессы такие как внимание, логическое мышление, зрительная и слуховая память;
- вырабатывать умения сопоставлять, сравнивать, анализировать, применять полученные знания в новой ситуации;
Воспитательная:
- воспитывать самостоятельность, трудолюбие;
- воспитывать стремление к познанию дисциплины.
II. Методика обучения: технология применения интеллект-карт, информационные и дистанционные технологии.
Методы обучения: активные методы обучения – мозговой штурм, наглядный, практический, самостоятельная работа.
III. Применяемые педагогические технологии: личностно-ориентированный подход, применение ИКТ.
IV. Тип урока: практическое занятие.
V. Межпредметные связи: информатика, русский язык и литература.
VI. Оборудование:
- компьютеры;
- проектор;
- методические указания к практической работе;
- тесты в СДО «Фарватер»;
- интеллект-карта «Реферат»;
- презентация по теме.
Структура урока:
№ п/п | Название этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Время (мин.) |
1. | Организационный момент. | Приветствие учащихся. Напоминание о правилах техника безопасности. Объявление плана урока. | Слушают преподавателя. | 2 |
2. | Актуализация знаний. Мозговой штурм. Интеллект карта «Реферат». | Задает вопросы. Контролирует. | Отвечают на вопросы. Один из учащихся представляет интеллект-карту с центральным понятием «Реферат». Формулируют цель занятия. | 5 |
3. | Разъяснение требований по оформлению реферата. Просмотр презентации. | Объявление темы. Показывает и комментирует презентацию. | Смотрят презентацию, слушают комментарий преподавателя, отвечают на вопросы. | 15 |
3. | Выполнение практической работы. | Объясняет задание практической работы. Консультирует учащихся. | Слушают преподавателя. Выполняют практическую работу. | 55 |
4. | Контроль знаний - тестирование. | Контролирует выполнение теста. | Выполняют тест на компьютере. | 10 |
5. | Итог урока. Рефлексия. | Подводит итоги урока. | Анализируют результаты выполнения практической работы. | 3 |
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент.
Приветствие.
Напоминание о технике безопасности.
Сообщение плана урока.
- Актуализация знаний.
Мозговой штурм
Вопросы:
1.Из каких частей состоит реферат?
2.Что обычно отражают во Введении?
3.Что отражается в основной части реферата?
4.Что отражается в Заключении?
5.Что написано на Титульном листе?
Демонстрация интеллект-карты «Реферат» (см. Приложение 1).
Формулировка цели занятия.
- Объяснение нового материала. Просмотр презентации.
Комментарий к презентации (см. Приложение 2).
IV. Практическая работа.
Объяснение задания практической работы (см. Приложение 3).
Консультация учащихся.
V. Тестирование в СДО «Фарватер».
Вопросы для тестирования (см. Приложение 4).
VI. Итоги урока. Рефлексия.
Анализ результатов выполнения практической работы.
Выставление оценок за урок.
Приложение 1
Интеллект-карта с центральным понятием «Реферат»
Центральным понятием в нашей карте является понятие «Реферат». Реферат состоит из следующих конструктивных частей:
Титульный лист, в нем отражается: тема реферата, дисциплина, по которой пишется реферат, кто подготовил, кто проверил, год и город, в котором находится учебное заведение.
Во Введении мы пишем цель реферата, задачи реферата, актуальность темы.
Основная часть реферата делится на главы. Соответственно, главы могут быть разбиты на подглавы, в которых мы раскрываем сюжет нашего реферата.
В Заключении мы все обобщаем и подводим итоги написанного.
В Списке литературы мы отражаем библиографическое описание источников литературы, располагаем их в определенном порядке, а также отражаем интернет ресурсы, которыми пользовались.
В Приложения вставляются разные картинки, фотографии, таблицы, документы и др.
Все это, кроме Титульного листа отражается в Содержании нашего реферата.
Если говорить о порядке расположения всех этих конструктивных элементов реферата, то на первом месте – Титульный лист, затем идет Содержание, далее Введение, Основная часть, Заключение, Список литературы и Приложения.
Приложение 2
Кадры презентации
Комментарий к презентации
3 слайд | Говоря об оформлении реферата, необходимо сказать о требованиях к оформлению реферата. Прежде всего скажем о параметрах страницы: Рефераты оформляют на листах формата А4, ориентация - книжная; Размеры полей страницы следующие: размер верхнего и нижнего полей – 20 мм, размер левого поля - 30 мм, размер правого поля – 15 мм; |
4 слайд | Параметры шрифта: гарнитура шрифта - Times New Roman, начертание - обычный, кегль шрифта - 14 пунктов, цвет текста – авто (черный); Какой командой меню необходимо воспользоваться, чтобы установить параметры шрифта? (Формат - Шрифт) |
5 слайд | Параметры абзаца: выравнивание – по ширине текста, отступ первой строки – стандартный (1,25 см), междустрочный интервал – полуторный. |
6 слайд | Страницы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Порядковый номер ставят внизу страницы, справа; нумерация страниц начинается с титульного листа, но на титульном листе номер страницы не указывается, поэтому необходимо убрать галочку в пункте «номер на первой странице», нумерация указывается с цифры 2 (со второй страницы); |
7 слайд | Каждую структурную часть необходимо начинать с нового раздела со следующей страницы; Для этого необходимо воспользоваться меню Вставка – Разрыв - новая страница. Также можно воспользоваться сочетанием клавиш CTRL+Enter |
8 слайд | Текст основной части заданий разбивают на разделы, подразделы, пункты и подпункты; Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах излагаемого материала и обозначаться арабскими цифрами, в конце номера раздела точку не ставят. Подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точку не ставят. |
9 слайд | Заголовки 1 уровня каждой структурной части задания (например, содержание, введение, заключение, список литературы) и заголовки разделов основной части (глава 1, глава 2) следует располагать в середине строки без подчеркивания и без точки в конце. |
10слайд | Заголовки подразделов, пунктов и подпунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать строчными буквами, кроме первой. Точка в конце заголовка не ставится. |
11слайд | Если говорить о приложении, то здесь надо подумать, что является приложением? (рисунки, таблицы) Вообще, иллюстрации необходимо помещать непосредственно после первого упоминания о них в тексте или на следующей странице; но если иллюстрация или таблица по размеру больше чем половина страницы, то выносим их в Приложение; слово «Приложение №…» выравниваем по правому краю, наименование Приложения – по центру. |
12слайд | Таблица должна быть подписана сверху, пронумерована арабскими цифрами по порядку в пределах всей работы, т.е. нумерация сквозная. |
13слайд | Диаграммы, графики, иллюстрации, рисунки подписываются снизу словом «Рис.» с соответствующим номером и названием, выражающим их содержание; выравнивание – по центру. |
14слайд | 1.Список литературы составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов. 2.При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий. 3.Список литературы должен быть свежим, источники 5—7 летней давности. |
15слайд | 4.Источники указываются в следующем порядке: законодательная литература, если есть; основная и периодическая; интернет-источники. 5.Иностранные источники (изданные на иностранном языке) перечисляются в конце всего списка. |
16слайд | Дан пример списка литературы. Как я уже сказала, вначале указывается законодательная литература. В данном случае это Федеральный закон. Далее указывается основная и периодическая литература. Хочу обратить ваше внимание на интернет источники. В данном примере я указала два источника. В первом я указала фамилию автора, название статьи и адрес интернет ресурса. Во втором же я указала только адрес интернет ресурса. И та, и другая запись верны. Просто в первом случае я конкретно ссылаюсь на автора и его статью. А во втором – ссылка на определенный сайт. Ссылка должна быть рабочей. В реферате допустимы оба случая. А в более серьёзных проектах (дипломы, диссертации) только первый. И еще, хочу обратить внимание на нумерацию. Нумерация списка литературы и интернет источников у каждого своя. |
17слайд | Как создать нумерацию? Меню Формат – Список. В появившемся окне выбираете вкладку «Нумерованный» и нажимаете кнопку либо «Изменить», если необходимо сделать какие-то настройки нумерации, либо кнопку «OK», если вас все устраивает. |
18слайд | Итак, мы закончили с основными требованиями по оформлению реферата. Что еще нужно вспомнить, чтобы оформить реферат…?! |
19слайд | Если вы вставляете в текст реферата цитату, то вам необходимо указать источник, из которого взяли цитату. В таком случае можно воспользоваться сноской. Библиографические сведения о цитируемом источнике будут располагаться на той же станице, что и цитата. В конце цитаты ставят цифру, которая обозначает порядковый номер сноски на данной странице. Внизу страницы, после укороченной горизонтальной линии, этот номер повторяется, и за ним следуют библиографические сведения об источнике. Зачастую требуется, также указание номера цитируемой страницы. Для оформления сноски используется более мелкий размер шрифта, чем в тексте работы. Чтобы вставить сноску необходимо зайти в меню Вставка – Ссылка – Сноска |
20слайд | Автоматическое оглавление Для того, чтобы создать автоматическое оглавление, предварительно необходимо задать нашим заголовкам стиль «Заголовок 1». Для этого необходимо нажать на кнопку «Стили и форматирование» на панели «Форматирование». Справа появится панель «Стили и форматирование», на которой вы найдете стиль «Заголовок 1». Далее нужно задать нашим заголовкам (введение, глава 1, глава 2, заключение, список литературы) стиль «Заголовок 1». |
21слайд | После этого необходимо поместить курсор на страницу, где будет сформировано оглавление. Далее зайти в меню Вставка – Ссылка – Оглавление и указатели. В появившемся окне, выбрать вкладку «Оглавление», проверить наличие галочек в пунктах «Показать номера страниц» и «Номера страниц по правому краю», нажать ОК. |
22слайд | И у вас появится вот такое оглавление. Не забудьте написать сверху слово «Содержание». |
23слайд | Давайте вспомним, как создать таблицу. Какие способы создания таблицы вы помните? (Вставить таблицу и нарисовать) Для того, чтобы создать таблицу необходимо зайти в меню Таблица – Вставить - Таблица. У вас появится окно «Вставка таблицы», в котором нужно указать количество столбцов и количество строк, нажать ОК. После этого у вас появится таблица, щёлкнув по которой правой кнопочкой мыши можно вызвать контекстное меню. В этом контекстном меню вы обнаружите команды, которыми вам придется пользоваться. Это и объединение ячеек, границы и заливка, направление текста, выравнивание ячеек, свойства таблицы. |
На этом свой комментарий я заканчиваю. |
Приложение 3
Практическое занятие 8
Оформление реферата в текстовом процессоре MS Word.
Цель: научить оформлять рефераты в соответствии с требованиями к оформлению реферата; совершенствовать навыки работы в текстовом процессоре MS Word.
Порядок работы:
Задание 1. Оформление титульного листа.
Откройте текстовый документ «Титульный лист» (на Рабочем столе). Оформите его: напишите свои данные.
Задание 2. Оформление основной части реферата.
1. В этом же документе «Титульный лист» на 3-ей странице наберите фрагмент текста (гарнитура шрифта – Times New Roman, размер шрифта – 14, междустрочный интервал - полуторный, отступ первой строки – стандартный, выравнивание - по ширине).
Образец для набора
Вычислительная техника является определяющим компонентом таких составляющих научно-технического прогресса, как робототехника и гибкие производственные системы проектирования и управления.
Миниатюрная вычислительная машина (микропроцессор) становится составной частью практически любого прибора, устройства, агрегата.
С широким использованием вычислительной техники связываются планы по совершенствованию систем телевизионной и телефонной связи, медицинского обслуживания населения, образования.
2. Скопируйте фрагмент текста 3 раза.
3. При помощи Вставки разрыва (меню Вставка) распределите текст на четырех страницах.
4. Озаглавьте каждый фрагмент текста по образцу (Выравнивание – По центру):
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список литературы
5. В конце документа, на новой странице создайте заголовок Список литературы.
6. Сохраните документ на Рабочем столе под своей фамилией.
Задание 3. Работа со списком литературы.
Внесите в список литературы три источника литературы и два интернет ресурса.
Вставить нумерованный список (Формат - Список).
- Федеральные законы «Об образовании», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- Петрина А.М. Направления развития робототехники // Международная конференция Информационное общество: Состояние и тенденции межгосударственного обмена научно-технической информацией в СНГ. – М.: ВИНИТИ РАН, 2011. – С. 102-104.
- Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: Учебник для сред. проф. образования. - М. : Издательский центр «Академия», 2007.
Интернет-ресурсы
- Кочетов В. А. Образовательная робототехника. [Электронный ресурс] http://www.openclass.ru/node/170617
- http://www.robosport.ru
Задание 4. Работа с оглавлением.
1. Вставьте номера страниц (Вставка – Номера страниц). Уберите галочку возле слов «Номер на первой странице».
2. Задайте стиль заголовкам со страниц 3 - 7 - Заголовок 1 (Кнопка Стили и форматирование).
3. Создайте автоматическое оглавление на странице 2 (Вставка – Ссылка – Оглавление и указатели).
4. Отформатируйте Оглавление (гарнитура шрифта – Times New Roman, размер шрифта – 14, междустрочный интервал – полуторный). Напишите над оглавлением Содержание.
5. Произведите форматирование всех заголовков (гарнитура шрифта – Times New Roman, размер шрифта – 14, выравнивание – по центру).
Задание 5. Работа со сносками.
1. В первой главе, в первом абзаце установите курсор после слова «робототехника». Вставьте сноску (Вставка – Ссылка - Сноска).
2. Внизу, под чертой введите следующий текст «прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем и являющаяся важнейшей технической основой интенсификации производства».
3. Самостоятельно вставьте сноску для слова «микропроцессор» во втором абзаце.
Микропроцессор - устройство, отвечающее за выполнение арифметических, логических операций и операций управления, записанных в машинном коде.
Задание 6. Работа с приложением.
1.В конце вашего документа, после списка литературы, на новом листе создайте Приложение 1 (Выравнивание - по правому краю).
2.Создайте таблицу по образцу:
Таблица 1. Затраты на реализацию проекта «Робототехника»
Единовременные затраты | |||
Мероприятия | Цена, руб. | Количество (с учётом 5 команд по 25 человек) | Всего, руб. |
Создание учебной базы | 250000 | 1 | 250000 |
Комплекты отечественные, 1 шт. | 50000 | 5 | 250000 |
Комплекты Р1К5Т, 1 шт. | 225000 | 2 | 450000 |
Обучение наставников команд | 30000 | 5 | 150000 |
Итого: | 1100000 | ||
Ежегодные затраты | |||
Проведение региональных соревнований (4 дня) | |||
Питание участников | 400 | 125 | 50000 |
Организационные расходы | 150000 | - | 150000 |
Призовой фонд | 200000 | - | 200000 |
Итого: | 400000 |
3.Создайте в Приложении 2 диаграмму по первой части таблицы.
Рис 1. Затраты на реализацию проекта «Робототехника»
Задание 7 (дополнительное). Интеллект-карта «Список литературы».
Создайте интеллект-карту с центральным понятием «Список литературы».
Приложение 4
Вопросы для тестирования
- Установите соответствие между залитыми автофигурами и способами заливки.
заливка текстурой
заливка узором
заливка градиентом
- Установите соответствие между кнопками и выполняемыми с их помощью операциями в таблицах текстового процессора.
цвет пера
цвет выделения текста
цвет текста
заливка
- Установите соответствие между командами и полученными после их выполнения таблицами текстового процессора.
вставить справа
вставить снизу
выровнять ширину столбцов
- Установите соответствие между командами форматирования графических объектов и кнопками окна текстового процессора.
повернуть
на передний план
граница рисунка
- Установите соответствие между обозначенными элементами диаграммы и их названиями.
название диаграммы
подписи данных
легенда
- Установите соответствие между объектами текстового процессора и их графическими представлениями.
структурная диаграмма
диаграмма автофигуры
- Установите соответствие между отформатированными таблицами и диалоговыми окнами с настройками форматирования.
- Установите соответствие между отформатированными фигурами и маркерами, использованными для работы с ними.
- Установите соответствие между способами выравнивания данных в ячейках таблицы и отформатированными в первой строке таблицами.
- Из приведенного списка укажите все структурные элементы таблицы.
Строка
Ячейка
Слово
Символ
Абзац
Столбец
- Текстовыми процессорами являются …
Corel Word Perfect
Microsoft Word
Visual Calc
Microsoft Excel
- Укажите соответствие между элементами текста и способами их выделения.
Тройной щелчок мыши - абзац
Щелчок слева от начала строки - строка
Двойной щелчок мыши - слово
Протягивание - несколько слов в строке
Сочетание клавиш CTRL+A - весь текст
- Как называется объект текста, используемый для осуществления перехода к месту в документе или другому документу, файлу?
Колонтитул
Гиперссылка
Слайд
Символ
Интернет-ресурсы
- www.i-exam.ru
- sdo.gumrf.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по информатике "В мире информатики"
викторина по информатике рассматривает вопросы: историю компьютерной техники, компьютер и здоровья человека, информационная безопасность. Хороший материал для проведения предметной недели и других вне...
Использование IT технологий в преподавании информатики в ГБПОУ ВО «ВЭТК». Преподавателя информатики ГБПОУ ВО « Владимирского экономико- технологического колледжа» Насибуллиной Фаины Николаевны.
В последнее время возникает необходимость возврата к приоритету обучения алгоритмизации и программированию студентов и школьников в образовательных учреждениях.Со стороны ИТ-бизнеса озвучена жел...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА интеллектуальной игры «Я знаю информатику. Я знаю информатику? Я знаю информатику!»
Данное внеклассное мероприятие по информатике рассчитано на 1 урок (45 минут).Игра начинается с организационного момента, на котором преподаватель объявляет порядок проведения игры.Данное внеклассное ...
Внеклассное мероприятие по информатике «Кто ты: чайник или информатик?» для студентов 1 курса
Внеклассное мероприятие по информатике «Кто ты: чайник или информатик?» для студентов 1 курсаПри проведении викторины были поставлены следующие цели:·...
Внеклассное мероприятие по информатике "КВН Знай информатику"
Игра проводится между командами группы. В каждой команде по 5-7 человек. В игре задействованы помощники из учеников класса, зрители. Ведущий – преподаватель....
ФОС ИНФОРМАТИКА,ПРОГРАММА ИНФОРМАТИКА
ФОС ИНФОРМАТИКА,КТП ИНФОРМАТИКА,ПРОГРАММА ИНФОРМАТИКА...
Программа «Использование электронных средств обучения на уроках информатики» (дисциплина «Информатика») в рамках самообразования педагога
Электронные образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного модел...