Построение графиков и диаграмм в MS Exel
методическая разработка по теме
В методической разработке излагается методика проведения интегрированного занятия по «Информатике и ИКТ + Математика», а также применения систем мультимедиа.
Данную разработку могут использовать преподаватели информатики и математики для проведения теоретического занятия, а также студенты для самостоятельной работы по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postroenie_grafikov.docx | 143.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Построение графиков и диаграмм в MS Excel»
Дата проведения:15.04.2014 Группа: 13-И-9
Тип занятия: обобщающий
Применяемая технология: технология интегрированного обучения
Цель урока: научиться исследовать функции с использованием технических средств.
Задачи урока:
- исследовать изменение свойств тригонометрической функции в зависимости от вводимых коэффициентов,
- получить навыки использования числовых процессоров для решения прикладных задач, в том числе связанных с другими изучаемыми предметами,
- развивать исследовательские и творческие способности учащихся.
План урока
- Цель и задачи урока.
- Повторение математических основ: свойств тригонометрических функций, построения графика функции вида y=kF(ax+b)+d из функции y=F(x).
- Объяснение задания.
- Практическая работа по построению графиков функций и исследованию свойств полученных функций.
Ход урока
- Объясняются цель и задачи урока.
- Повторяются свойства тригонометрических функций: четность f(x)=f(-x), нечетность f(x)=-f(-x), периодичность f(x)=f(x+p), где p – период. Преподаватель с помощью студентов напоминает, как из графика функции вида y=F(x) получается график функции y=kF(ax+b)+d:
- y=F(ax) – растяжение(а<1)/сжатие(a>1) вдоль оси x,
- y=F(ax+b) - смещение вдоль оси x вправо (b>0) или влево (b<0),
- y=kF(ax+b) - растяжение(k>1)/сжатие(k<1) вдоль оси y,
- y=kF(ax+b)+d - смещение вдоль оси y вверх (d >0) или вниз (d <0).
- Преподаватель объясняет задание:
Мы уже научились строить графики функций с использованием электронных таблиц. Построение графика разбивается на два этапа:
- создание таблицы, состоящей из наборов (x, y) для всех значений х на выбранном интервале,
- построение диаграммы вида «График функции» (или «Точечная») по полученным данным.
Задание. Произвести расчет и построить графики функций на отдельных диаграммах на интервале [-2π; 2π] с шагом 0,2.
Проанализировав графики, составить отчет о том, как меняется функция (сжимается, растягивается, сдвигается и т.п.) в зависимости от вводимых коэффициентов. Определить ее свойства (область значений, четность, нечетность, периодичность).
Построенные диаграммы с анализом результатов (отчетом) расположить на отдельном листе и распечатать.
Базовое задание:
I вар | II вар | |
Диаграмма1: | y1=cos (x) | y1=sin (x) |
y2=cos (2x) | y2=sin (3x) | |
y3=cos (x/2) | y3=sin (x/3) | |
Диаграмма 2: | y1=cos (x) | y1=sin (x) |
y4=cos (x+2) | y4=sin (x+1) | |
y5=cos (x-2) | y5=sin (x-1) | |
Диаграмма 3: | y1=cos (x) | y1=sin (x) |
y6=2 cos (x) | y6=3 sin (x) | |
y7=cos (x) /2 | y7=sin (x)/3 | |
Диаграмма 4: | y1=cos (x) | y1=sin (x) |
y8=cos (x) +2 | y8=sin (x) +3 | |
y9=cos (x) -2 | y9=sin (x) -3 |
Дополнительные задания:
I вар | II вар | |
Диаграмма 5: | y1=cos (x) y10=cos |x| | y1=sin (x) y10=sin |x| |
Диаграмма 6: | y1=cos (x) y11=| cos(x) | | y1=sin (x) y11=| sin(x) | |
Диаграмма 7: | y1=cos (x) y12=2cos(x-2)+1 | y1=sin (x) y12=2sin(2x+1)-1 |
- Выполнение практического задания.
- Подведение итогов урока.
Мы вспомнили, как из графика функции вида y=F(x) получается график функции y=kF(ax+b)+d, повторили свойства тригонометрических функций (четность, нечетность, периодичность). Использовали электронные таблицы для построения функций. Убедились в эффективности использования табличного процессора для решения прикладных задач (просто, быстро, удобно!). Провели сравнительный анализ построенных графиков функций и определили их свойства. Т.о. поставленные в начале урока задачи выполнены полностью.
Оценивание работ. При выставлении оценки учитывается проведенный анализ функций, объем выполненной работы, самостоятельность выполнения задания, правильность подготовки таблиц и оформления диаграмм.
Решение Базовая часть, вар.1
cos(2x): сжимается вдоль оси х в 2 раза, период π, четная, ОДЗ: -1≤у≤+1. |
cos(x/2): растягивается вдоль оси х в 2 раза, период 4π, четная, ОДЗ: -1≤у≤+1. |
cos(x+2): сдвинута вдоль оси х вправо на 2, период 2π, ОДЗ: -1≤у≤+1. |
cos(x-2): сдвинута вдоль оси х влево на 2, период 2π, ОДЗ: -1≤у≤+1. |
2cos(x): растягивается в 2 раза вдоль оси у, период 2π, четная, ОДЗ: -2≤у≤+2. |
cos(x)/2: сжимается в 2 раза вдоль оси у, период 2π, четная\ ОДЗ: -0,5≤у≤+0,5. |
cos(x)+2: сдвигается на 2 вдоль оси у, период 2π, четная, ОДЗ: 1≤у≤3. |
cos(x)-2: сдвигается на - 2 вдоль оси у, период 2π, четная, ОДЗ: -3≤у≤-1. |
Базовая часть, вар.2
sin(3x): сжимается вдоль оси х в 3 раза, период 2/3π, нечетная, ОДЗ: -1≤у≤+1. |
sin(x/3): растягивается вдоль оси х в 3 раза, период 6π, нечетная, ОДЗ: -1≤у≤+1. |
sin(x+3): сдвинута вдоль оси х вправо на 1, период 2π, ОДЗ: -1≤у≤+1. |
sin(x-3): сдвинута вдоль оси х влево на 1, период 2π, ОДЗ: -1≤у≤+1. |
3sin(x): растягивается в 3 раза вдоль оси у, период 2π, нечетная, ОДЗ: -3≤у≤+3. |
sin(x)/3: сжимается в 2 раза вдоль оси у, период 2π, нечетная, ОДЗ: -1/3≤у≤+1/3. |
sin(x)+3: сдвигается на 3 вдоль оси у, период 2π, нечетная, ОДЗ: 2≤у≤4. |
sin(x)-3: сдвигается на - 3 вдоль оси у, период 2π, нечетная, ОДЗ: -4≤у≤-2. |
Дополнительное задание
1 вариант
Функция четная, т.е.cos(x)=cos(-x) поэтому cos(x)=cos |x|, все св-ва одинаковы (четная, периодичная, период 2π)
График функции |cos x| получен зеркальным отражением отрицательных значений ф-ции cos x относительно оси х. Ф-я четная, периодичная, период π, ОДЗ: 0≤у≤+1.
График функции |2cos(x-2)+1| получается из ф-ции cos x сдвигом влево вдоль оси х на 2, растяжением вдоль оси у в 2 раза, смещением вдоль оси у на 1 вверх и зеркальным отражением отрицательных значений относительно оси х. Ф-я периодичная, период 2π, ОДЗ: 0≤у≤3.
2 вариант
Функция четная, т.к. симметрична относительно оси у, получается зеркальным отражением значений функции при отрицательных аргументах функции (х<0), ОДЗ: -1≤у≤+1.
График функции |sin x| получен зеркальным отражением отрицательных значений ф-ции sin x относительно оси х. Ф-я четная, периодичная, период π, ОДЗ: 0≤у≤+1.
График функции |2sin(2x+1)-1| получается из ф-ции sin x сжатием вдоль оси х в 2 раза, сдвигом вправо вдоль оси х на 1, растяжением вдоль оси у в 2 раза, смещением вдоль оси у на 1 вниз и зеркальным отражением отрицательных значений относительно оси х. Ф-я периодичная, период π, ОДЗ: 0≤у≤3.
Заключение
Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание обучающихся на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков. Они снимают утомляемость, перенапряжение студентов за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес.
Структура интегрированных уроков отличается следующими особенностями:
- Предельной чёткостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
- Логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
- Большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.
Список литературы
- Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. Информатика: учебной пособие для студ. сред. проф. образования. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с.
2. Михеева Е.В., Практикум по информатике. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
3. Михеева Е.В., Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
4. Безручко В.Т. Информатика (курс лекций): учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007.–432.: ил.
5. Шауцукова Л.З. Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – 4-е изд. – М.: Просвещение,2008.–416 с.: ил.
6. Симонович С.В., Евсеев Г.А.Алексеев А. Н. Общая информатика. Учебное пособие для средней школы. – М
Рецензия
на методическую разработку интегрированного урока
по дисциплине «Информатика и ИКТ + Математика»
автор: В.Н. Галицына
В методической разработке представлена методика проведения интегрированного занятия по «Информатике и ИКТ+ Математика» по теме: «Исследование тригонометрических функций в MS Excel».
В данной методической разработке представлен материал:
Содержание – 1 лист
Введение – 1 лист
План проведения занятия – 5 листа
Заключение – 1 лист
Список используемой литературы – 1 лист
Преподавателем проведена большая работа по созданию презентации, которая позволяет более наглядно представить изучаемый материал и повышает интерес студентов к дисциплине.
Такие уроки способствуют усилению межпредметных связей, более рациональному использованию времени урока, расширяют сферу получаемой информации студентов.
Рекомендовано проведение таких уроков преподавателям информатики и математики.
Рецензенты:
Преподаватель информатики И.Г. Акименко ____________________
Преподаватель математики Е.В.Козловских ____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение свойств модуля при решении задач и построении графиков функции.
ВведениеСущественной характеристикой числа, как в действительной, так и в комплексной области, является понятие его абсолютной величины или модуля.Это понятие имеет широкое распространение в раз...
Построение графиков и решение нелинейных уравнений в табличном процессоре
Табличный процессор. Построение графика. Работа с мастером функций и мастером диаграмм....
Конспект открытого урока по математике по теме "применение производных и построение графиков функций"
Открытый урок по теме "Применение производных и постоение графиков функции"...
Конспект открытого урока по математике по теме "применение производных и построение графиков функций"
Открытый урок по теме "Применение производных и постоение графиков функции"...
Методическая разработка открытого урока на по информатике на тему "Создание графиков и диаграмм в MS Excel"
Цели:Обучающая - Научить учащихся создавать диаграммы в MS Excel, выбирать оптимальные способы работы, закрепить знания учащихся.Развивающая – развитие навыков умственной деятельности (обобщение, анал...
Презентация на тему Создание графиков и диаграмм в MS Excel
Данная презентация предназначена для использования совместно с методической разработкой к одноимённому открытому уроку....
Методическая разработка по дисциплине "Информатика и ИКТ". Тема: Назначение и основные возможности электронных таблиц. Работа с формулами. Построение графиков и диаграмм.
Форма проведения: урок-практикум, урок обобщения.Технология: проблемно-исследовательская....