Самостоятельная работа обучающихся по Информатике и ИКТ
учебно-методический материал на тему
Материалы для самостоятельной внеаудиторной работы по Информатике и ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 213.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 42»
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
по учебной дисциплине «Информатика»
для обучающихся
по профессии «Продавец, контролёр – кассир»
Разработчик:
преподаватель
высшей категории
Токаренко Е.В.
Тула, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по информатике предназначены для обучающихся при освоении профессии социально-экономического профиля «Продавец, контролёр-кассир».
Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Необходимо перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что самостоятельная работа обучающихся является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу обучающихся отводится 29 часов. В материалах для самостоятельной работы обучающихся представлен курс поддержки и совершенствования общеобразовательных, коммуникативных, информационных компетенций, достигнутых в основной школе, обеспечивающих практическое выполнение заданий (поиск, набор и обработка данных) и продуктивного плана.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся: самостоятельности, ответственности и организованности, творческой инициативы;
- формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
В процессе выполнения самостоятельной работы обучающихся получают:
- практические умения и навыки:
- умение оперировать данными на информационном рынке;
- умения работать с информацией (кодировать, представлять, измерять);
- умения обрабатывать информацию средствами информатики.
- учебные умения:
- использовать различные информационные источники;
- расспрашивать, описывать, сравнивать, исследовать, анализировать оценивать;
- проводить самостоятельный поиск необходимой информации;
- специальные учебные умения:
- осуществлять эффективный и быстрый поиск нужной информации;
- организовывать работу на компьютере;
- выбирать оптимальное программное обеспечение для работы с информацией;
- излагать информацию средствами информатики.
Виды заданий для самостоятельной работы.
- Для овладения знаниями: поиск информации в сети Интернета, проведение исследований, подготовка сообщений.
- Для закрепления и систематизации знаний: создание модели сайта лицея, применение электронных таблиц для решения профессиональных задач в MS Excel, создание презентации в Ms Power Point, создание структуры базы данных MS Access.
- Для формирования умений: обработка информации прикладными программами, проектирование и моделирование объектов.
Формы самостоятельной работы.
- Поиск информации в различных источниках и ее практическая обработка.
- Исследовательская работа.
- Составление информационных моделей объектов.
Критерии оценки результатов внеаудиторной
самостоятельной работы обучающихся:
- уровень освоения обучающимися учебного материала;
- умение обучающихся использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
Контроль выполненной самостоятельной работы осуществляется индивидуально, на уроке, при тестировании, на семинаре, при защите рефератов и проектов:
- Контроль сообщений осуществляется на уроках.
- Контроль выполнения рефератов осуществляется индивидуальной (или групповой) беседой по ключевым моментам работы, с последующей защитой реферата.
- Проверка информационных моделей объектов проверяется индивидуально.
- Защита исследовательской работы осуществляется на уроках и семинарах внутри лицея.
Правила оформления списка литературы
- Книга:
Подьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М.: Просвещение, 2011.
- Статья из сборника:
Пятибратова С.И. Акмеологоческая культура деятельности как составляющая профессиональной культуры учителя. // Актуальные проблемы экологического образования: сборник научных статей. - Спб.: СПбГУПМ, 2010. - С.102-104.
- Статья из журнала:
Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества. // Исследовательская работа школьников. - 2009. - № 1. - С.52 - 63.
- Источник, взятый из Интернета:
http://xxx.iter.ru/astro-ph/0504276/
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Перечень самостоятельных работ
№ п/п | Тема работы и краткое содержание | Количество часов |
1. | Информационные технологии в профессиональной деятельности (исследование информационных технологий, применяемых в профессии). | 2 |
2. | Технические средства в организации труда продавца (изучение технических средств, применяемых в профессии) | 2 |
3. | Профессиональные АИС (обзор АИС, применяемых в профессии) | 4 |
4. | Применение электронных таблиц для решения профессиональных задач (расчет рентабельности с помощью программы Microsoft Excel) | 4 |
5. | Работа в Microsoft Power Point (создание мультимедийной презентации) | 4 |
6. | Работа в Microsoft Access (создание книги клиентов) | 4 |
7. | Алгоритмы в нашей жизни (исследование алгоритмических структур, встречающихся во всех сферах жизни человека, в том числе в будущей профессии) | 3 |
8. | Работа с информационно-поисковыми системами (поиск информации в сети Интернет) | 2 |
9. | Сайт лицея (создание структуры сайта лицея) | 4 |
ИТОГО | 29 |
Самостоятельная работа № 1
Информационные технологии в профессиональной деятельности.
Задание: проведите исследование информационных технологий, применяемых в вашей профессиональной деятельности.
Форма выполнения задания: реферат.
Самостоятельная работа № 2
Технические средства в организации труда
продавца, контролёра – кассира.
Задание: изучите технические средства, которые необходимы в работе продавца, контролёра – кассира. Подготовьте сообщение по данной теме в следующем виде:
Форма выполнения задания: сообщение.
Самостоятельная работа № 3
Профессиональные автоматизированные системы.
Задание: приведите обзор автоматизированных систем с техническим и программным обеспечением, применяемых в профессии продавец, контролёр - кассир.
Форма выполнения задания: сообщение.
Самостоятельная работа № 4
Применение электронных таблиц
для решения профессиональных задач (по экономике).
Выберите одну из задач и решите её MS Excel.
Задача 1: Отобразите на графике данные из таблицы и охарактеризуйте функциональную зависимость между переменными.
Точки | Стоимость билетов на ж.д. транспорт (руб.) | Покупатели (тыс. чел.) |
А | 25 | 0 |
В | 20 | 4 |
С | 15 | 8 |
Д | 10 | 12 |
Е | 5 | 16 |
Г | 0 | 20 |
Решение: Приведенные данные позволяют построить кривую спроса на железнодорожные билеты.
- Запустите программу Microsoft Excel.
- Введите исходные данные:
- Постройте точечный график:
- На панели инструментов “Форматирование” выбрать пиктограмму “Мастер диаграмм”.
- Выполнить 4 шага Мастера диаграмм
на первом шаге выбрать: тип диаграммы Точечная, вид Точечная диаграмма с сохранением пар значений Второй, третий и четвертый шаги учащиеся выполняют самостоятельно по известному алгоритму |
- Ожидаемый результат построения точечного графика:
- Постройте линию тренда (уравнение линии тренда задаст функциональную зависимость спроса)
- На диаграмме выделить ряд данных
- Вызвать контекстное меню ряда данных
- Выбрать команду Добавить линию тренда
- Выбрать тип Линейная, параметры Показать уравнение на диаграмме
- Ожидаемый результат построения точечного графика:
Данный график показывает обратную (отрицательную) функциональную зависимость между двумя переменными: по мере роста цены спрос на данный товар снижается.
Задача 2: Функция спроса на товар А может быть представлена в виде уравнения QD = 48-5P, а функция предложения в виде QS = 12+7P, где Р - цена товара. Определите цену на товар А и объем продаж в условиях равновесия.
Решение: В рыночных условиях равновесие достигается при равенстве спроса и предложения, т.е. точка равновесия (Е) соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения.
I способ (алгебраический): чтобы найти равновесную цену, надо QD приравнять QS:
48-5P = 12+7P => РЕ = 3.
Для нахождения равновесного объема продаж подставляем найденную цену равновесия в функцию спроса или предложения: QDЕ 48-5P = 48 – 5*3 = 33.
II способ (графический) можно осуществить с помощью электронных таблиц:
Построить графики для функций QD и QS
Задача 3: Покупатели и продавцы вышли на рынок некоторого товара со следующими предложениями по цене и количеству:
Покупатели | А | Б | В | Г | Д | Е |
Цена | 12 | 3 | 14 | 14,5 | 15 | 15,5 |
Количество | 5 | 3 | 5 | 2 | 4 | 1 |
Продавцы | А | Б | В | Г |
Цена | 13,5 | 14,0 | 14,5 | 15 |
Количество | 5 | 10 | 10 | 5 |
- Постройте шкалы и графики спроса и предложения.
- Что можно сказать о цене равновесия?
- Как изменится точка равновесия, если на рынок а выйдут покупатели Б и Г?
- Сколько товаров приобрел каждый покупатель?
- Сколько товаров продал каждый продавец?
- Определите неудовлетворенный спрос, и количество товаров оставшихся нереализованными.
- Определите эластичность спроса покупателя А и продавца Б.
Решение: (прогнозируемые результаты деятельности учащихся)
А)
Б)
В) Если на рынок не выйдут покупатели Б и Г, график будет иметь вид:
Г, Д)
Приобретения покупателей: А-0, Б-0, В,-5, Г-2, Д-4, Е-1
Продажи: А-5, Б-10, В-0, Г-0.
Е) Общий неудовлетворенный спрос: 20-12=8
Избыточное предложение: 30-12=18
Форма выполнения задания: решение задачи в программе MS Excel.
Самостоятельная работа № 5
Работа в MS Power Point
Задание: создайте и сохраните в своей папке мультимедийную презентацию на одну из следующих тем:
- Создание базы данных библиотеки.
- Простейшая информационно-поисковая система.
- Тест по учебному предмету (предметам).
- Инструкция по технике безопасности и санитарным нормам.
- Прайс-лист.
- Оргтехника и профессия «Продавец, контролёр – кассир».
- Мой «рабочий стол» на компьютере.
- Электронная библиотека.
- Вернисаж работ на компьютере.
- Электронная доска объявлений.
-Моя профессия «Продавец, контролёр – кассир».
- Телекоммуникации (в профессии: конференции, интервью, репортаж и др.)
- Резюме «Ищу работу»
- или выберите другое самостоятельно.
Презентации должны быть выполнены с соблюдением следующих требований.
Требования к презентации.
На первом слайде размещается:
- название презентации;
- автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке);
- год.
На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.
Оформление слайдов | |
Стиль |
|
Фон |
|
Использование цвета |
|
Анимационные эффекты |
|
Представление информации | |
Содержание информации |
|
Расположение информации на странице |
|
Шрифты |
|
Способы выделения информации | Следует использовать:
|
Объем информации |
|
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами. |
Форма выполнения задания: презентация.
Самостоятельная работа № 6
Работа в MS Access.
Задание: спроектируйте базу данных персонала некоторой фирмы (магазина).
В базе данных должны храниться следующие сведения о сотрудниках: Фамилия, Имя, Отчество; дата рождения, место рождения, пол, образование, отдел, оклад, а также сведения о его прежней работе (послужной список): место работы (организация), должность, с какого времени по какое работал, способ перехода (перевод (да/нет)).
Спроектируйте и опишите базу данных.
Создайте экранную форму для ввода данных.
Заполните БД произвольными данными. Сохраните в своей папке под именем Сотрудники.
Форма выполнения задания: база данных.
Самостоятельная работа № 7
Алгоритмы в нашей жизни.
Задание: проведите исследование алгоритмических структур, встречающихся во всех сферах жизни человека, в том числе в будущей профессии.
Форма выполнения задания: исследовательская работа.
Самостоятельная работа № 8
Работа с информационно-поисковыми системами
Задание: используя любые поисковые системы, заполните пробелы в тексте и сохраните в своей папке под именем Поиск.
Форма выполнения задания: поиск информации в различных источниках и ее практическая обработка.
Самостоятельная работа № 9
Сайт лицея.
Задание: разработайте структуру сайта лицея.
Форма выполнения задания: модель сайта.
Список литературы
Цветкова М.С.,Великович Л.С. Информатика и ИКТ. Учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2011
Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. – М., 2002.
Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. – М., 2001.
Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2006.
Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.
Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. – М., 2006.
Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2004.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.
Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2005.
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2002.
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы. – М., 2005.
Интернет – ресурсы.
- http//www.informatika.ru
- http//www.student.informatika.ru
- http://mirgeo.ucoz.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/13/picture-484507-1415864799.jpg)
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и ИКТ» для студентов 1 курса
Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно тол...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/08/picture-607451-1475937817.png)
Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине "Информатика и ИКТ"
Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплины "Информатика и ИКТ" для специальностей СПО "Агрономия", "Зоотехния". Включают в себя разделы "Знать", "Уметь" и задания для с...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ по дисциплине "Информатика" 1 курс (Технология продукции общественного питания)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕпо учебной дисциплине общеобразовательного цикла ОПОП ОУД.12 ИНФОРМАТИКА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ СРЕДН...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/01/picture-900241-1488363652.jpg)
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОДП.10 Информатика - 6о часов.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/01/picture-900241-1488363652.jpg)
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОДП.10 Информатика - 75 часов
Самостоятельная работа обучающихся способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/01/picture-900241-1488363652.jpg)
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ООП.05 Информатика - 54 часа
Целью самостоятельной работы обучающихся является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, опытом творческой, исследовательской деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/15/picture-1180544-1734263463.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для обучающихся по профессии 16675 «ПОВАР Тема: «КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ТЕМЕ ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮД ИЗ МЯСА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для обучающихся по профессии 16675 «ПОВАРТема: «КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ТЕМЕ ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮД ИЗ МЯСА В Р...