План урока "Кодирование числовой информации"
план-конспект урока
План урока "Кодирование числовой информации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине «Информатика и ИКТ»
Профессия Повар, кондитер, 1 курс 1 семестр
Вид занятия: урок сообщения и усвоения новых знаний
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний
Цели урока:
- а) обучающие: формирование представления об основах систем счисления; умения переводить числа из одной системы счисления в другую и обратно на примере двоичной, восьмиричной, шестнадцатиричной систем счисления;
б) воспитательные: воспитание самостоятельности, ответственности, информационной культуры
- в) развивающие: развитие коммуникативно-технических умений, умений оценивать результаты выполненных действий, применять полученные знания при решении поставленных задач
Приемы обучения: инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, частично-поисковый.
Оснащенность урока:
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, операционная система Windows XP, лицензионный пакет MS Office.
Порядок проведения урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний обучающихся (фронтальный опрос)
а) Чем различаются естественные и формальные языки?
б) Что такое знаковая система?
в) Какова может быть физическая природа знаков?
г) Вспомните из курса математики, для чего используются цифры?
д) А что такое система счисления?
е) Какие способы записи чисел вы знаете?
ж) А каким способом записи чисел мы пользуемся в повседневной жизни? з) Какое число лежит в его основе?
- Сообщение новых знаний.
- объяснение целей и задач урока
- вопросы для изложения
(объяснение нового материала сопровождается показом мультимедийной презентации,).
Выступление учащихся с сообщениями по истории возникновения систем счисления.
Системы счисления можно разделить:
- непозиционные системы счисления;
- позиционные системы счисления.
В непозиционной системе счисления значение (величина) символа (цифры) не зависит от положения в числе.
Пример 1. У многих народов использовалась система, алфавит которой состоял из одного символа – палочки. Для изображения какого-то числа в этой системе нужно записать определенное множество палочек, равное данному числу: ||||| – число пять.
Пример 2. Самой распространенной непозиционной системой счисления является римская. Алфавит римской системы записи чисел состоит из символов: I – один, V – пять, X – десять, L – пятьдесят, C – сто, D – пятьсот, M – тысяча. Величина числа определяется как сумма или разность цифр в числе (например, II – два, III – три, XXX – тридцать, CC – двести). Если же большая цифра стоит перед меньшей цифрой, то они складываются (например, VII – семь), если наоборот – вычитаются (например, IX – девять).
В позиционных системах счисления значение (величина) цифры определяется ее положением в числе. Любая позиционная система счисления характеризуется своим основанием.
Основание позиционной системы счисления – количество различных цифр, используемых для изображения чисел в данной системе счисления.
Основание 10 у привычной десятичной системы счисления (десять пальцев на руках). Алфавит: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.
Основание 60 придумано в Древнем Вавилоне: деление часа на 60 минут, минуты – на 60 секунд, угла – на 360 градусов.
Основание 12 распространили англосаксы: в году 12 месяцев, в сутках два периода по 12 часов, в футе 12 дюймов.
Основание 5 широко использовалось в Китае.
За основание можно принять любое натуральное число – два, три, четыре и т.д., образовав новую позиционную систему: двоичную, троичную, четверичную и т.д.
Позиция цифры в числе называется разрядом.
Aq = an-1· qn-1 + … + a1· q1+ a0·q0+ a-1·q-1+ … + a-m·q-m, где
q – основание системы счисления (количество используемых цифр)
Aq – число в системе счисления с основанием q
a – цифры многоразрядного числа Aq
n (m) – количество целых (дробных) разрядов числа Aq
Пример: 239,4510 = 2·102 + 3·101 + 9·100 + 4·10-1 + 5·10-2.
Официальное «рождение» двоичной системы счисления (в её алфавите два символа: 0 и 1) связывают с именем Готфрида Вильгельма Лейбница. В 1703 г. он опубликовал статью, в которой были рассмотрены все правила выполнения арифметических действий над двоичными числами.
Преимущества: для её реализации нужны технические устройства с двумя устойчивыми состояниями: есть ток – нет тока; намагничен – не намагничен; представление информации посредством только двух состояний надежно и помехоустойчиво; возможно применение аппарата булевой алгебры для выполнения логических преобразований информации; двоичная арифметика намного проще десятичной.
Недостаток: быстрый рост числа разрядов, необходимых для записи чисел.
Разложение чисел по степеням основания
Рассмотрим в качестве примера десятичное число 555. Цифра 5 встречается трижды, причем самая правая обозначает пять единиц – наименьшее значение – пять единиц, вторая справа – пять десятков, третья справа – пять сотен. Позиция цифры в числе называется разрядом. В записи правый разряд – разряд единиц, затем смещаясь влево – десятки, сотни, тысячи и так далее.
Число 555 записано в привычной для нас свернутой форме. Мы настолько привыкли к такой записи, что уже не замечаем, как в уме умножаем цифры числа на разные степени числа 10. Это число в развернутой форме будет выглядеть так:
55510 = 5 · 102 + 5 · 101 + 5 · 100 , откуда видно, что число в позиционной системе записывается в виде суммы числового ряда степеней основания (в нашем случае это 10), в качестве коэффициентов которых выступают цифры данного числа.
Теперь запишем двоичное число, которое может состоять только из нулей и единиц, например, 11112 в развернутом виде:
11112 = 1 · 23 + 1 · 22 + 1 · 21 + 1 · 20.
Перевод числа из десятичной системы в систему счисления c другим основанием:
- Последовательно выполнять деление исходного целого числа на основание той системы, в которую переводим, пока не получится частное меньшее делителя.
- Записать полученные остатки в обратном порядке, начиная с последнего частного.
ПЕРЕВОД чисел в десятичную систему счисления выполнить довольно легко. Для этого необходимо записать число в развернутой форме и вычислить его значение в десятичном виде.
- Самостоятельная работа обучающихся.
Практическая работа № 3.
5. Подведение итогов занятия, оценивание учебных достижений обучающихся
6. Домашнее задание
I. Настрой на урок, сообщение темы и цели урока.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Изучение нового материала
IV. Физминутка.
V. Выполнение индивидуальной работой за ПК.
Учащиеся выполняют на компьютерах с использованием программы Калькулятор задания на перевод чисел из одной системы счисления в другую и на арифметические действия в различных системах счисления.
Пример индивидуального задания (для слабых учащихся к каждому заданию даны подробные пояснения).
- Выполните перевод чисел в различные системы счисления:
• 3910→Х2
• 101,012→Х10
• 14,2510→Х2
• 13510→Х8→Х2
• 11101,111012→Х16→Х10 - Выполните действия в двоичной системе счисления:
• 10112+112=?
• 10002-1102=?
• 11102*1012=?
• 1100012/1112=?
VI. Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы познакомились с записью чисел с помощью различных систем счисления, переводом чисел из одной системы счисления в другую, выполнением действий в различных системах счисления. Как вы усвоили полученные знания, мы проверим с помощью тестирования на системе интерактивного тестирования.
Вопросы теста с выбором ответов:
1. Знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам, называется:
- Алфавитом;
- Системой счисления;
- Информационной системой;
- Основанием.
2. Количество цифр, используемых для записи числа в системе счисления, называют:
- Коэффициентом;
- Основанием;
- Разрядом;
- Кодом.
3. Позиция цифры в числе называется:
- Коэффициентом;
- Основанием;
- Разрядом;
- Кодом.
4. Во сколько раз различаются значения цифр соседних разрядов числа, определяется:
- Степенью;
- Основанием;
- Алфавитом;
- Разрядом.
5. Все знаки, используемые для записи числа в системе счисления, называют:
- Разрядом;
- Основанием;
- Алфавитом;
- Коэффициентом.
6. Быстрое увеличение разрядов характерно для системы счисления с основанием:
- 2;
- 8;
- 10;
- 16.
7. Система счисления, в которой 8+1=10, является:
- Двоичной;
- Восьмеричной;
- Девятеричной;
- Десятичной.
8. В алфавите шестнадцатеричной системы счисления по сравнению с десятичной:
- Меньше знаков;
- Больше знаков;
- Нет латинских букв;
- Нет цифр.
9. Величина числа 310,536, при перенесении запятой на один знак вправо:
- Увеличится в 10 раз;
- Уменьшится в 10 раз;
- Увеличится в 6 раз;
- Уменьшится в 6 раз.
VII. Д/з.
Подготовить материал по различным системам счисления и (§ . учебник 10 кл. Н. Д. Угринович).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План консультаций по модулю "Ввод и обработка цифровой информации".
План консультаций по модулю "Ввод и обработка цифровой информации"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-316042-1381820017.jpg)
Методическая разработка по теме "Обработка числовой информации"
Применение новых компьютерных технологий позволяет быстро и эффективно выполнять на практике действия и операции, использование которых ранее было трудоемким или недоступным. Одним из доказательств эт...
ПМ 01. Обработка отраслевой информации МДК 01.01. Обработка отраслевой информации. Календарно-тематический план
КТП включает в себя 3 раздела:Раздел 1. Подготовка оборудования и обработка статической информации в области компьютерной графикиРаздел 2.Подготовка оборудования и обработка динамической информа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/13/picture-767671-1457885933.jpg)
Обработка числовой информации в MS EXCEL
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеСаратовской области«Хвалынский агропромышленный лицей» Методическа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/08/picture-732049-1491661438.jpg)
Методическая разработка урока по МДК 01.01 "Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации" Тема: Обработка числовой информации в MS EXCEL
Методическая разработка урока по МДК 01.01 "Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации". Тема: Обработка числовой информации в MS EXCEL.Данный урок проведен на п...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/08/picture-732049-1491661438.jpg)
Перспективно-тематический план по междисциплинарному курсу МДК 01.01 «Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации» профессионального модуля ПМ 01 «Ввод и обработка цифровой информации»
Перспективно-тематический планпо междисциплинарному курсуМДК 01.01 «Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации»профессионального модуля ПМ 01«Ввод и обработка цифровой информац...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/22/picture-1210086-1579697448.jpg)
Тема 1.5. Технологии обработки числовой информации (презентация)
Тема 1.5. Технологии обработки числовой информации...