"Сравнение формул Бернулли, Лапласа, Пуассона".
методическая разработка по теме
Методическая разработка по предмету "Теория вероятностей и математическая статистика" на тему "Сравнение формул Бернулли, Лапласа, Пуассона". Полный план-конспект урока с использованием информационных технологий, теоретическим материалом, примерами, сравнительными таблицами и презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект урока | 953.36 КБ |
презентация к уроку | 270.09 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект урока по дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика».
Преподаватель: Патреева Я.Т.
Тема урока: «Сравнение формул Бернулли, Лапласа, Пуассона».
Тип урока: урок усвоения новых знаний, с применением информационных технологий.
Цели и задачи урока:
- образовательные: укрепление навыков вычисления вероятностей событий, работы с формулами комбинаторики и элементарными функциями, такими, как степенная, экспонента.
- развивающие: развитие логики и грамотности при выборе формулы в данных условиях, гибкости и абстрагировании мышления.
- воспитательные: формирование спокойствия и терпения, нацеленности на конечный результат при наименьших затратах.
- методические: показать информационные технологии урока с использованием ПК, интерактивной доски, программы Excel , презентации, сравнительной таблицы.
План урока
Примерная длит-сть, мин | Этапы урока | Действия преподавателя и студента, приемы и методы |
2 | Организационный момент | Приветствие, проверка готовности к уроку, наличия конспекта, проверка отсутствующих. |
2 | Постановка целей урока, мотивация к изучению материала. | Запись темы урока в тетради. |
2 | Актуализация знаний | Опрос с места. |
20 | Первичное усвоение новых знаний. | Элементы проблемного метода изложения, объяснительно-иллюстративного метода. Запись в тетрадь основных понятий и примеров. |
4 | Первичная проверка понимания | Частично-поисковый метод. Беседа. Совместное заполнение таблицы. |
10 | Первичное закрепление | Практический метод: решение задач. |
3 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Комментарии к домашним задачам. |
2 | Подведение итогов урока | Беседа, вопросы. Проверка результатов работы, выставление отметок. Кривая рефлексии. |
Ход урока:
- Организационный момент: Приветствие, сообщение темы урока, контроль отсутствующих. Слайд 1.
- Актуализация знаний: определение вероятности события, вероятности элементарных событий.
- Сообщение нового материала. Слайд 2.
- Рассмотрим суть данной схемы. Имеется n независимых опытов (вопрос – что такое независимые опыты?), в каждом из которых событие А может произойти с вероятностью р. Требуется оценить шанс того, что ровно k опытов окажутся успешными.
- Приведем пример: Сессию сдают 12 студентов, вероятность сдачи каждого студента равна 0,9. Какова вероятность того, что сдадут 9 из них?
- Такую вероятность обозначим как . В зависимости от n, k и p вычисление производится по трем разным формулам: Бернулли, Муавра-Лапласа и Пуассона. Слайд 3.
- Слайд 4.
Формула Бернулли (Якоб Бернулли, конец 17 в., Швейцария):
, где и (1)
- Сделаем задачу (2.2), в которой n=12, k=9. Кроме того, p=0,9, q=0,1. Слайд 5.
- Отметим, что при некоторых n и k вычисления могут быть затруднительными. Например, при n=40, k=30 в формуле (1) вычисляется не на каждом калькуляторе из-за большого числа множителей, а возведение в степень дает дробь, слишком близкую к нулю, поэтому появляется вторая формула: (слайд 6)
Формула Муавра-Лапласа (Пьер Лаплас, 1812 г., Франция):
, где (2)
где - функция Лапласа. , значения которой мы будем находить в таблице (Приложение 1).
Отметим важные свойства :
-) четная, т.е.
-) при значения в таблице отсутствуют ( практически равна нулю).
4.1. Пример. Слайд 7.
Рассмотрим пример: Игральный кубик бросают 60 раз. Найти вероятность того, что «4» выпадет 13 раз.
n= 60, k=13, p=1/6, q=5/6.
Вычислим сначала
Находим значение по таблице.
Тогда
- Как мы уже отметили, формула (2) тоже имеет ограничения, при , т.е. очень больших n, маленьких k и p<0,1. В таком случае работает третья формула: (слайд 8)
Формула Пуассона (Симеон Пуассон, нач.19 века, Франция):
(3)
- Пример. Вероятность повреждения товара равна 0,02. Найти вероятность того, что из ста единиц товара испортится ровно 3.
- Этап осмысления. Составим сравнительную таблицу для этих формул(беседа): (слайд 9)
Имя | Формула | Рекомендуемые Границы применения | Плюсы | Минусы | Результат при n= 11, k=3, p=0,08 |
Бернулли | n< 20 k< 10(n,k малы) p>0,1 | Точность, простота | Узкие границы применения | 0,043356 | |
Лапласа | и | n>20 k>10(n,k большие p>0,1 | Наличие таблицы, универсальность | Затруднения в вычислениях при | 0,027625 |
Пуассона | n>20 k<5 p<0,1 (n велико, k мало) | Минимум затрат при неудобных параметрах | Затруднения в вычислениях при np>10 | 0,047110 |
- Рефлексия и закрепление знаний: Сделать самостоятельно задания, написать на доске решения (слайд 10):
- Вероятность попадания в цель при одном выстреле равна 0,6. Какова вероятность того, что 8 выстрелов дадут 5 попаданий?
- Для мастера определенной квалификации вероятность изготовить деталь отличного качества равна 0,75. За смену он изготовил 400 деталей. Найти вероятность того, что в их числе 280 деталей отличного качества.
- На предприятии изготовлено и отправлено заказчику 100000 бутылок пива. Вероятность того, что бутылка может оказаться битой, равна 0,0001. Найти вероятность того, что в отправленной партии будет ровно три и ровно пять битых бутылок.
- Домашнее задание: (Слайд 11)
Решить самостоятельно задачи, предварительно выбрав наилучшую формулу:
- Устройство состоит из шести независимо работающих элементов. Вероятность отказа каждого из них за это время равна 0,37. Найти вероятность того, что откажут три элемента.
- Игральную кость бросают 80 раз. Определить вероятность того, что цифра 3 появится 20 раз.
- Завод отправил на базу 500 изделий. Вероятность повреждения изделия в пути 0,004. Найти вероятность того, что в пути повреждено 3 изделия.
- Подведение итогов, выставление оценок за устные ответы и задания на доске, беседа. Построение «кривой рефлексии»
- Приложение. Таблица Лапласа.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общая задача схемы. Пусть проводится n независимых опытов. В каждом из них событие А может наступить с вероятностью р . Требуется найти вероятность того, что ровно к опытов окажутся успешными. А А А А А А А А А А А А А
Входные данные: n – число опытов, k – число успешных опытов, р – вероятность успеха в каждом опыте, q =1-р. P( n;k ) – искомая вероятность. В зависимости от n , k и p вычисление производится по трем разным формулам: Бернулли, Муавра-Лапласа и Пуассона.
Формула Бернулли:
Приведем пример: Сессию сдают 12 студентов, вероятность сдачи каждого студента равна 0,9. Какова вероятность того, что сдадут 9 из них? Решим задачу, в которой n =12, k =9. Кроме того, p =0,9, q =0,1.
Отметим, что при некоторых n и k вычисления могут быть затруднительными. Например, при n =40, k =30 в формуле (1) вычисляется не на каждом калькуляторе из-за большого числа множителей, а возведение в степень дает дробь, слишком близкую к нулю, поэтому появляется вторая формула: Формула Муавра-Лапласа (Пьер Лаплас, 1812 г., Франция):
Где - функция Лапласа . , значения которой мы будем находить в таблице (Приложение 1). Отметим важные свойства : - четная, т.е. при x>4 значения в таблице отсутствуют ( практически равна нулю).
4.1. Рассмотрим пример: Игральный кубик бросают 60 раз. Найти вероятность того, что «4» выпадет 13 раз. n = 60, k =13, p =1/6, q =5/6. Вычислим сначала Находим значение по таблице.
Как мы уже отметили, формула (2) тоже имеет ограничения, при , т.е. очень больших n , маленьких k и p <0,1. В таком случае работает третья формула: Формула Пуассона ( Симеон Пуассон, нач.19 века, Франция): Пример. Вероятность повреждения товара равна 0,02. Найти вероятность того, что из ста единиц товара испортится ровно 3.
Составим сравнительную таблицу для этих формул Имя Формула Рекомендуемые Границы применения Плюсы Минусы Результат при n = 11, k =3, p =0,08 Бернулли n< 20 k< 10 ( n,k малы) p>0,1 Точность, простота Узкие границы применения 0,043356 Лапласа n >20 k >10 ( n , k большие p >0,1 ) Наличие таблицы, универсальность Затруднения в вычислениях при x>4 0,027625 Пуассона n >20 k <5 p <0,1 ( n велико, k мало) Минимум затрат при неудобных параметрах Затруднения в вычислениях при np >10 0,047110
Решить самостоятельно задачи, предварительно выбрав наилучшую формулу: Вероятность попадания в цель при одном выстреле равна 0,6. Какова вероятность того, что 8 выстрелов дадут 5 попаданий? Для мастера определенной квалификации вероятность изготовить деталь отличного качества равна 0,75. За смену он изготовил 400 деталей. Найти вероятность того, что в их числе 280 деталей отличного качества. На предприятии изготовлено и отправлено заказчику 100000 бутылок пива. Вероятность того, что бутылка может оказаться битой, равна 0,0001. Найти вероятность того, что в отправленной партии будет ровно три и ровно пять битых бутылок.
Домашнее задание: Устройство состоит из шести независимо работающих элементов. Вероятность отказа каждого из них за это время равна 0,37. Найти вероятность того, что откажут три элемента. Игральную кость бросают 80 раз. Определить вероятность того, что цифра 3 появится 20 раз. Завод отправил на базу 500 изделий. Вероятность повреждения изделия в пути 0,004. Найти вероятность того, что в пути повреждено 3 изделия.
Приложение (таблица Лапласа) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0,0 0,3989 0,3989 0,3989 0,3988 0,3986 0,3984 0,3982 0,3980 0,3977 0,3973 0,1 0,3970 0,3965 0,3961 0,3956 0,3951 0,3945 0,3939 0,3932 0,3925 0,3918 0,2 0,3910 0,3902 0,3894 0,3885 0,3876 0,3867 0,3857 0,3847 0,3836 0,3825 0,3 0,3814 0,3802 0,3790 0,3778 0,3765 0,3752 0,3739 0,3726 0,3712 0,3698 0,4 0,3683 0,3668 0,3652 0,3637 0,3621 0,3605 0,3589 0,3572 0,3555 0,3538 0,5 0,3521 0,3503 0,3485 0,3467 0,3448 0,3429 0,3410 0,3391 0,3372 0,3352 0,6 0,3332 0,3312 0,3292 0,3271 0,3251 0,3230 0,3209 0,3187 0,3166 0,3144 0,7 0,3123 0,3101 0,3079 0,3056 0,3034 0,3011 0,2989 0,2966 0,2943 0,2920 0,8 0,2897 0,2874 0,2850 0,2827 0,2803 0,2780 0,2756 0,2732 0,2709 0,2685 0,9 0,2661 0,2637 0,2613 0,2589 0,2565 0,2541 0,2516 0,2492 0,2468 0,2444 1,0 0,2420 0,2396 0,2371 0,2347 0,2323 0,2299 0,2275 0,2251 0,2227 0,2203 1,1 0,2179 0,2155 0,2131 0,2107 0,2083 0,2059 0,2036 0,2012 0,1989 0,1965 1,2 0,1942 0,1919 0,1895 0,1872 0,1849 0,1826 0,1804 0,1781 0,1758 0,1736 1,3 0,1714 0,1691 0,1669 0,1647 0,1626 0,1604 0,1582 0,1561 0,1539 0,1518 1,4 0,1497 0,1476 0,1456 0,1435 0,1415 0,1394 0,1374 0,1354 0,1334 0,1315 1,5 0,1295 0,1276 0,1257 0,1238 0,1219 0,1200 0,1182 0,1163 0,1145 0,1127 1,6 0,1109 0,1092 0,1074 0,1057 0,1040 0,1023 0,1006 0,0989 0,0973 0,0957 1,7 0,0940 0,0925 0,0909 0,0893 0,0878 0,0863 0,0848 0,0833 0,0818 0,0804 1,8 0,0790 0,0775 0,0761 0,0748 0,0734 0,0721 0,0707 0,0694 0,0681 0,0669 1,9 0,0656 0,0644 0,0632 0,0620 0,0608 0,0596 0,0584 0,0573 0,0562 0,0551 2,0 0,0540 0,0529 0,0519 0,0508 0,0498 0,0488 0,0478 0,0468 0,0459 0,0449 2,1 0,0440 0,0431 0,0422 0,0413 0,0404 0,0395 0,0387 0,0379 0,0371 0,0363 2,2 0,0353 0,0347 0,0339 0,0332 0,0325 0,0317 0,0310 0,0303 0,0297 0,0290 2,3 0,0283 0,0277 0,0270 0,0264 0,0258 0,0252 0,0246 0,0241 0,0235 0,0229 2,4 0,0224 0,0219 0,0213 0,0208 0,0203 0,0198 0,0194 0,0189 0,0184 0,0180 2,5 0,0175 0,0171 0,0167 0,0163 0,0158 0,0154 0,0151 0,0147 0,0143 0,0139 2,6 0,0136 0,0132 0,0129 0,0126 0,0122 0,0119 0,0116 0,0113 0,0110 0,0107 2,7 0,0104 0,0101 0,0099 0,0096 0,0093 0,0091 0,0088 0,0086 0,0084 0,0081 2,8 0,0079 0,0077 0,0075 0,0073 0,0071 0,0069 0,0067 0,0065 0,0063 0,0061 2,9 0,0060 0,0058 0,0056 0,0055 0,0053 0,0051 0,0050 0,0048 0,0047 0,0046
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по английскому языку №1 по теме « Степени сравнения прилагательных» для 5-6 классов
Контрольная работа по английскому языку №1 по теме « Степени сравнения прилагательных» для 5-6 классов...
Обыкновенные дроби. Сравнение. Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Решение задач.
План урока разработан для обучающихся 10 классов в коррекционной школе-интернате VIII вида, изучающих штукатурное дело, столярное дело и швейное дело. В уроке предусмотрена межпредметная связь с произ...
Сравнение традиций тувинского и японского народов
Сходные черты и отличительные признаки Республики Тыва и Японии...
Доклад на тему: Сравнение технической оснащенности Европейского и Российского подвижного состава на железных дорогах. Перспективы его совершенствования
Цель работы: Сравнить техническое состояние Западного и Российского подвижного состава. Выявить технологию обновления вагонного и локомотивного парков с помощью сбора информации из источников, проведе...
Тема: Сравнение настоящего простого и настоящего продолженного времени.
Тема: Сравнение настоящего простого и настоящего продолженного времени.Цели:· обобщить знания по темам,· сравнить времена и выделить различи...
Мастер-класс "Сравнение технико-экономических показателей различных источников света"
Мастер-класс «Проверка достоверности рекламной информации осветительных приборов» Анализ информации, размещенной на упаковке энергосберегающих ламп и ламп накаливания путем сравнения характе...
Уравнение Бернулли. Полная энергия потока. Скоростной напор.
Уравнение Бернулли. Полная энергия потока. Скоростной напор. Закон Бернулли и авиация....