«Эксплуатация и модификация информационных систем».
рабочая программа по теме
Рабочая программа профессионального модуля « Эксплуатация и модификация информационных систем» по специальности среднего профессионального образования для специальностей 230401 "Информационные системы" (по отраслям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pm_01_polnostyu.doc | 265 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Нижегородской области
«Кулебакский металлургический колледж».
Рассмотрено и утверждено на заседании цикловой комиссии специальных дисциплин 230401 «Информационные системы» (по отраслям). Протокол №__ от___2013г. Председатель____________ Л.В. Горбунова. | Утверждено Зам.директора по СПО _________________________ Н.Б.Белова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 01. «Эксплуатация и модификация информационных систем».
Для направления 230401 « Информационные системы» (по отраслям).
Очная форма обучения.
2013г.
Рабочая программа профессионального модуля « Эксплуатация и модификация информационных систем» по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)
ОДОБРЕНА предметной (цикловой) Комиссией | Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности |
Председатель____________ Зам.директора по СПО________________
Л.В. Горбунова Н.Б.Белова
Автор: преподаватель Акопян Е.М.
Рецензенты:
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | СТР |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ “ЭКСПЛУАТАЦИЯ И МОДИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230401 Информационные системы (по отраслям), в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): эксплуатация и модификация информационных систем и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.
2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.
3. Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения.
4. Участвовать в экспериментальном тестировании информационной системы на этапе опытной эксплуатации, фиксировать выявленные ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы.
5. Разрабатывать фрагменты документации по эксплуатации информационной системы.
6. Участвовать в оценке качества и экономической эффективности информационной системы.
7. Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.
8. Консультировать пользователей информационной системы и разрабатывать фрагменты методики обучения пользователей информационной системы.
9. Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией.
10. Обеспечивать организацию доступа пользователей информационной системы в рамках своей компетенции.
Программа профессионального модуля может быть использована в основной программе подготовки специалистов в области информационных систем, а так же в дополнительном профессиональном образовании при
подготовке пользователей ПК, профессиональной подготовке и переподготовке специалистов при освоении профессии рабочего 16199 «Оператор электронно-вычислительных машин».
Уровень образования: основное общее.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- инсталляции, настройки и сопровождения одной из информационных систем;
- выполнения регламентов по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы;
- сохранения и восстановления базы данных информационной системы;
- организации доступа пользователей к информационной системе в рамках компетенции конкретного пользователя;
- обеспечения сбора данных для анализа использования и функционирования информационной системы и участия в разработке проектной и отчетной документации;
- определения состава оборудования и программных средств разработки информационной системы;
- использования инструментальных средств программирования информационной системы;
- участия в экспериментальном тестировании информационной системы на этапе опытной эксплуатации и нахождения ошибок кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы;
- разработки фрагментов документации по эксплуатации информационной системы;
- участия в оценке качества и экономической эффективности информационной системы;
- модификации отдельных модулей информационной системы;
- взаимодействия со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности;
уметь:
- осуществлять сопровождение информационной системы, настройку под конкретного пользователя, согласно технической документации;
- поддерживать документацию в актуальном состоянии;
- принимать решение о расширении функциональности информационной системы, о прекращении эксплуатации информационной системы или ее реинжиниринге;
- идентифицировать технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации системы;
- производить документирование на этапе сопровождения;
- осуществлять сохранение и восстановление базы данных информационной системы;
- составлять планы резервного копирования, определять интервал резервного копирования;
- организовывать разноуровневый доступ пользователей информационной системы в рамках своей компетенции;
- манипулировать данными с использованием языка запросов баз данных, определять ограничения целостности данных;
- выделять жизненные циклы проектирования компьютерных систем;
- использовать методы и критерии оценивания предметной области и методы определения стратегии развития бизнес-процессов рганизации;
- строить архитектурную схему организации;
- проводить анализ предметной области;
- осуществлять выбор модели построения информационной системы и программных средств;
- оформлять программную и техническую документацию, с использованием стандартов оформления программной документации;
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
- применять документацию систем качества;
- применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;
- знать:
- основные задачи сопровождения информационной системы;
- регламенты по обновлению и техническому сопровождению обслуживаемой информационной системы;
- типы тестирования;
- характеристики и атрибуты качества;
- методы обеспечения и контроля качества;
- терминологию и методы резервного копирования;
- отказы системы; восстановление информации в информационной системе;
- принципы организации разноуровневого доступа в информационных системах, политику безопасности в современных информационных системах;
- цели автоматизации организации;
- задачи и функции информационных систем;
- типы организационных структур;
- реинжиниринг бизнес-процессов;
- основные модели построения информационных систем, их структуру, особенности и области применения;
- особенности программных средств используемых в разработке информационных систем;
- методы и средства проектирования информационных систем;
- основные понятия системного анализа;
- национальную и международную систему стандартизации и сертификации и систему обеспечения качества продукции, методы контроля качества.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Эксплуатация и модификация информационных систем», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Собирать данные для анализа, использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы. |
ПК 1.2. | Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности. |
ПК 1.3. | Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения. |
ПК 1.4. | Участвовать в экспериментальном тестировании информационной системы на этапе опытной эксплуатации, фиксировать выявленные ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы. |
ПК 1.5. | Разрабатывать фрагменты документации по эксплуатации информационной системы. |
ПК 1.6. | Участвовать в оценке качества и экономической эффективности информационной системы. |
ПК 1.7. | Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ. |
ПК 1.8. | Консультировать пользователей информационной системы и разрабатывать фрагменты методики обучения пользователей информационной системы. |
ПК 1.9. | Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией. |
ПК 1.10. | Обеспечивать организацию доступа пользователей информационной системы в рамках своей компетенции |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профес- cиональ ных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Все го часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часы | Производственная (по профилю специальности) | ||||||
Всего, Час. | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч, курсовая работа (проект), час. | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), час. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 1.6, ПК 1.7, ПК 1.8, ПК 1.9, ПК 1.10 | Раздел 1. Эксплуатация и обслуживание информационной системы | 186 | 124 | 24 | 62 | 216 | 324 | ||
ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5 | Раздел 2. Проектирование, разработка и модификация информационных систем | 153 | 102 | 30 | 51 | ||||
ПК 1.6, ПК 1.7, ПК 1.8, ПК 1.9, ПК 1.10 | Раздел 3. Безопас- ность управления доступом в информационных системах. | 127 | 85 | 20 | 42 | ||||
Раздел 4. Экономика отрасли. | 128 | 85 | 20 | 43 | |||||
ВСЕГО | 594 | 252 | 94 | 198 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел ПМ 1. Эксплуатация и обслуживание информационной системы | 124 | |||
МДК 01.01 Эксплуатация информационной системы | 124 | |||
Тема 1.1. Общие сведения об администрировании информационных систем | Содержание | |||
1. | Введение. Цели автоматизации организации. Задачи и функции информационных систем. | 8 | 2 | |
2. | Функции и процедуры администрирования. Задачи администрирования. Необходимость процедур администрирования. Функции администрирования. Виды объектов администрирования. | 12 | 2 | |
4. | Службы администрирования. Службы управления конфигурацией. Службы контроля характеристик, ошибочных ситуаций. Службы управления безопасностью. Службы управления общего пользования. Информационные службы. Интеллектуальные службы. Службы регистрации, сбора и обработки информации. Службы планирования и развития. | 10 | 2 | |
5. | Системы администрирования. Системы администрирования. Аппаратно-программные платформы администрирования. Информационные системы администрирования. Принципы построения информационных систем администрирования. Консоль управления. Применение консоли управления и терминальных служб для удаленного администрирования. | 20 | 2 | |
Тема 1.2. Администрирование ИС | Содержание | |||
1. | Инсталляция информационных систем. Инсталляция ИС: планирование инсталляционных работ, выбор аппаратно-программных средств, инсталляция информационной системы на примере конкретной ИС. Настройка ИС. | 15 | 2 | |
2. | Эксплуатация и сопровождение информационных систем. Конфигурирование ИС. Оперативное управление и регламентные работы: методы выявления неполадок в работе ИС, оперативное управление и устранение неполадок. Управление и обслуживание технических средств: технические средства в ИС, методы тестирования технических средств, обслуживание технических средств. Восстановление данных в информационной системе. | 15 | 2 | |
5. | Организация пользовательской работы с системой. Интерфейсы пользователя, наборы прав доступа. Настройка индивидуальных интерфейсов, наборов пользовательских прав. Организация пользователей. Ведение списка пользователей. | 20 | 2 | |
Лабораторные работы | 24 | |||
1. | Определение конфигурации системы по приведенной модели. | 2 | ||
2. | Установка ОС Windows. Настройка ОС Windows. Средства администрирования ОС. Применение системного монитора в операционной системе Windows. Применение сетевого монитора в операционной системе Windows. Применение политики безопасности в ОС Windows. Администрирование учетных записей. Администрирование дисковых массивов. | 8 | ||
3. | Установка операционной системы Windows Server. Настройка операционной системы Windows Server. Применение политики безопасности в ОС Windows Server. Администрирование учетных записей. Администрирование дисковых массивов. | 6 | ||
4. | Установка антивирусных программ. Виды установки (полная, выборочная). Индивидуальные настройки программ и подготовка их к работе. | 2 | ||
5. | Создание архивов: обычный, многотомный, самораспаковывающийся, многотомный-самораспаковывающийся. Пароли для архивов. | 2 | ||
6. | Использование утилит общего назначения. Стандартная проверка и дефрагментация дисков. Norton Utilites: проверка дисков и устройств, восстановление системы, работа с реестром. | 4 | ||
Самостоятельная работа при изучении МДК 01.01 Самостоятельная работа включает в себя подготовку отчетов по лабораторным работам, изучение нормативно-технической документации по эксплуатации ИС. | 62 | |||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовка рефератов по следующим темам:
| ||||
Учебная практика Виды работ 1. Инсталляция, конфигурирование, оперативное управление и регламентные работы с ИС (по выбору ОУ). | 216 | |||
МДК 01.02. Проектирование, разработка и модификация информационных систем. | 102 | |||
Тема 2.1. Основы проектирования ИС | Содержание | |||
1. | Модели построения информационных систем. Основные модели построения информационных систем. Структура основных моделей ИС. Особенности различных моделей ИС и области применения. | 4 | 2 | |
2. | Общие подходы к организации проектирования ИС. Каноническое проектирование ИС. Стадии канонического проектирования ИС. Исследование и обоснование создания системы. Организация обследования деятельности объекта автоматизации. Разработка концепции ИС. Эскизное и техническое проектирование. | 8 | 2 | |
3. | Этапы разработки ИС. Основные стадии создания автоматизированных систем: формирование требований к автоматизированной системе, концепция автоматизированной системы, техническое задание и т. д. Содержание работ по каждой стадии создания информационной системы. | 6 | 2 | |
4. | Обеспечение качества проектирования информационных систем. Модели качества разработки ИС. Сертификация процесса разработки ИС и международные стандарты. Отраслевые и корпоративные стандарты - основа обеспечения качества ИС. Методы оценки качества ИС. Планирование мероприятий по поддержке качества разработки ИС. | 6 | 2 | |
Содержание | ||||
Тема 2.2. Методологии и технологии проектирования ИС | 1. | Разработка проектных документов и технического проекта. Разработка технического задания (ТЗ), структура ТЗ, разработка общих положений ТЗ. Описание назначения и целей создания (развития) системы. Характеристика объекта автоматизации. Формирование требований к системе. Разработка проектных документов. Нефункциональные требования к системе. Разработка технического проекта (ТП). Разделы ТП. Примерное содержание ТП ИС. Основные документы технического проекта и их примерное содержание. | 8 | 2 |
2. | Методы и средства проектирования ИС. Классификация методов проектирования информационных систем. Характеристика методов и их сравнительный анализ. | 6 | 2 | |
3. | Объектно-ориентированная методология разработки систем. Принципы объектно-ориентированного подхода. Составные части объектно-ориентированной методологии: объектно-ориентированный анализ, объектно-ориентированное проектирование, объектно-ориентированное программирование. | 8 | 2 | |
4. | Инструментальные средства разработки систем. CASE-системы как средства автоматизации разработки систем. Классификация CASE-систем. Методы спецификации в CASE-системах. Объектно-ориентированное CASE-средство Rational Rose. | 8 | 2 | |
5. | Верификация и аттестация информационных систем. Верификация ИС. Аттестация ИС. Инспектирование. Тестирование. Планирование верификации и аттестации информационных систем. Особенности тестирования объектно-ориентированных систем. | 4 | 2 | |
6. | Организация труда при разработке АИС Оценка необходимых ресурсов для реализации проекта. Организация труда при разработке ИС. Организационные формы управления проектированием. Процессы управления проектированием. Методы планирования и управления. Методология и технология сетевого планирования управления. Оценка и управление качеством ИС. | 4 | 2 | |
7. | Автоматизация управления разработкой ИС. Технология групповой разработки ИС. Автоматизация управления групповой разработкой проектов ИС. | 4 | 2 | |
8. | Методы оценки эффективности разработки и внедрения ИС. Подходы к оценке эффективности. Показателей эффективности внедрения информационной системы. Методика определения экономической эффективности ИС. | 6 | 2 | |
Лабораторные работы | 30 | |||
1. | Составление технического задания на разработку ИС. | 4 | ||
2. | Разработка фрагмента ИС. | 16 | ||
3. | Тестирование и контрольный расчет программы. | 4 | ||
4. | Составление руководства пользователя к программе. | 6 | ||
Самостоятельная работа при изучении МДК 01.02. Самостоятельная работа включает в себя подготовку отчетов по лабораторным работам, изучение нормативно технической документации по разработке ИС. | 51 | |||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Организация работ при коллективной разработке программных продуктов. | ||||
МДК 01.03. Безопасность управления доступом в информационных системах. | 85 | |||
Тема 3.1. Основы безопасности Информационных систем | Содержание. | 8 | ||
1. | Введение в информационную безопасность. | 2 | 2 | |
2. | Понятие информационной безопасности. Принципы ИБ. | 2 | 2 | |
3. | Уровни обеспечения ИБ. Основные составляющие ИБ. | 2 | 2 | |
4. | ИБ. Информационная война. Информационное оружие. | 2 | 2 | |
Тема 3.2. Защита информации в автоматизированных информационных системах | Содержание. | 16 | ||
1. | Надежность информации. Уязвимость информации. Функции и задачи защиты информации. | 4 | 2 | |
2. | Идентификация и аутентификация. | 2 | 2 | |
3 | Методы и системы защиты. Подтверждение подлинности пользователей, использование простого пароля. | 4 | 2 | |
4. | Несанкционированный доступ к информации. Источники и пути реализации несанкционированного доступа. | 4 | 2 | |
5. | Защита информации от несанкционированного доступа. | 2 | 2 | |
Тема 3.3. Управление доступом в АИС | Содержание. | 14 | ||
1. | Разграничение доступа к информации в ИС. | 2 | 2 | |
2. | Разграничение доступа по уровням секретности, специальным спискам, матрицам полномочий, мандатам. | 2 | 2 | |
3. | Принципы организации разноуровневого доступа в АИС. | 2 | 2 | |
4. | Понятие клиента, прав доступа, объекта доступа. | 2 | 2 | |
5. | Обеспечение безопасности ресурсов с помощью разрешений NTFS. | 2 | 2 | |
6. | Управление группами. Политика безопасности учетных записей. | 2 | 2 | |
7. | Параметры безопасности ОС. Параметры безопасности сети Интернет. | 2 | 2 | |
Тема 3.4. Антивирусная защита информации | Содержание. | 14 | ||
1. | Понятие компьютерного вируса. Классификация компьютерных вирусов. Способы заражения. | 4 | 2 | |
2. | Общие средства защиты информации. Профилактика вирусного заражения. | 2 | 2 | |
3. | Методы защиты. Антивирусы. | 2 | 2 | |
4. | Классификация антивирусного ПО. | 2 | 2 | |
5. | Современные пакеты антивирусных программ. Их характеристики и возможности применения. | 4 | 2 | |
Тема 3.5. Организационно-правовое обеспечение ИБ | Содержание. | 13 | ||
1. | Законодательная база, стандарты и нормативно-методические документы РФ в области обеспечения ИБ. | 4 | 2 | |
2. | Зарубежные стандарты и международные соглашения в области ИБ. | 2 | 2 | |
3. | Международное сотрудничество в области борьбы с компьютерной преступностью. | 2 | 2 | |
4. | Сущность организационной защиты информации и ее место в системе комплексной защиты информации АИС. | 2 | 2 | |
5. | Организация работ по обеспечению ИБ. | 2 | 2 | |
6. | Методы и формы организационной защиты информации. Сущность организационных методов защиты информации. | 1 | 2 | |
Лабораторные работы. | 20 | |||
1. | Планирование, создание и изменение учетных записей пользователей. | 2 | 3 | |
2. | Создание и администрирование групп пользователей. | 2 | 3 | |
3. | Планирование и установка разрешений NTFS для файлов, папок отдельным пользователям и группам. | 2 | 3 | |
4. | Наследование разрешений. | 2 | 3 | |
5. | Изменение параметров учетных записей пользователей. | 2 | 3 | |
6. | Настройка политики учетных записей. | 2 | 3 | |
7. | Настройка параметров безопасности ОС. | 2 | 3 | |
8. | Инсталляция и настройка антивирусной программы | 2 | 3 | |
9. | Работа с антивирусной программой. | 2 | 3 | |
10. | Составление должностной инструкции. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа при изучении МДК 01.03. Самостоятельная работа включает в себя подготовку отчетов по лабораторным работам, изучение нормативно технической документации по безопасности ИС. | 42 | |||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
| ||||
ВСЕГО | 594 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета программирования и баз данных; лабораторий информационных систем, инструментальных средств разработки.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия: демонстрационные плакаты, макеты, раздаточный материал.
Технические средства обучения:
- компьютерные и телекоммуникационные: персональный компьютер, локальная сеть с выходом в Интернет;
- аудиовизуальные: мультимедиа проектор;.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- рабочие места по количеству обучающихся оборудованные персональными компьютерами с необходимым программным обеспечением общего и профессионального назначения;
- принтер;
- сканер;
- проектор;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия: раздаточный материал.
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Гвоздева Т.В., Баллод Б.А. Проектирование информационных систем. Серия Высшее образование. М.: Феникс, 2009. – 512 с.
2. Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Управление внедрением информационных систем М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2008. – 200 с.
3. Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем Интернет-университет информационных технологий -2-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний Интуит Серия: Основы информационных технологий, 2008. – 300 с.
4. Лодон Дж., Лодон К. Управление информационными системами. Спб.: Питер, 2005. – 280 с.
5. Соловьев И.В., Майоров А.А. Проектирование информационных систем. М.: Академический проект, 2009. – 400 с.
Дополнительные источники:
1. Арлоу Дж., Нейштадт А. UML 2 и Унифицированный процесс: Практический объектно-ориентированный анализ и проектирование (пер. с англ. Шатохиной Н.). 2-е изд., М.: Символ Плюс, 2007. – 624 с.
2. Балдин К.В., Уткин В.Б. Информационные системы в экономике. - 6-е изд. – М.: «Дашков и К», 2010. - 395 с.
3. Буч Г. Коналлен Д. Максимчук Р.А. Хьюстон К. Энгл М. Янг Б. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений. – 3-е изд. М.: Вильямс, 2008. – 720 с.
4. Васильев А.А. Избачков Ю.С. Петров В.Н. Телина И.С. Информационные системы/ - 30е изд. – Спб: Питер, 2011. – 544 с.
5. Васильев Р. Б., Калянов Г. Н и др. Управление развитием информационных систем. – М.: Горячая Линия-Телеком, 2009 – 350 с.
6. Голенищев Э.П., Клименко И.В. Информационное обеспечение управления. Серия Высшее образование. М.: Феникс, 2010. – 320 с.
7. Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. "Инь" и "янь" информационных технологий Интернет-университет информационных технологий – ИНТУИТ.ру, 2009. – 506 с.
8. Информационные системы в экономике. Под ред. Титоренко Г.А. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2008. — 463 с.
9. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. 3- изд.: Учебник / Под ред. проф. В.В.Трофимова. – М.: Высшее образование, 2009. – 528 с.
10. Мельников В. Защита информации в компьютерных системах. – М.: Финансы и статистика, Электроинформ, 2007.
11. Пирогов В.Ю. Информационные системы и базы данных. Организация и проектирование. Серия Учебная литература для вузов. СПб.: БХВ-Петербург, 2009. – 528 с.
12. ГОСТ 24.103-84. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Автоматизированные системы управления. Общие положения
13. ГОСТ 24.104-85 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Автоматизированные системы управления. Общие требования
14. ГОСТ 24.202-80. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документа «Технико-экономическое обоснование»
15. ГОСТ 24.203-80 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию общесистемных документов
16. ГОСТ 24.204-80. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документа «Описание постановки задачи»
17. ГОСТ 24.205-80 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов по информационному обеспечению
18. ГОСТ 24.206-80 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов по техническому обеспечению
19. ГОСТ 24.207-80 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов по программному обеспечению
20. ГОСТ 24.208-80 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов стадии «Ввод в эксплуатацию»
21. ГОСТ 24.209-80 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов по организационному обеспечению
22. ГОСТ 24.210-82 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов по функциональной части
23. ГОСТ 24.211-82 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документа «Описание алгоритма»
24. ГОСТ 24.301-80 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Общие требования к выполнению текстовых документов
25. ГОСТ 24.302-80 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Общие требования к выполнению схем
26. ГОСТ 24.304-82 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к выполнению чертежей
27. ГОСТ 24.703-85 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Типовые проектные решения. Основные положения
28. ГОСТ 34.201-89. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем
29. ГОСТ 34.320- 96 Информационные технологии. Система стандартов по базам данных. Концепции и терминология для концептуальной схемы и информационной базы
30. ГОСТ 34.321- 96 Информационные технологии. Система стандартов по базам данных. Эталонная модель управления данными
31. ГОСТ 34.601 – 90 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.
32. ГОСТ 34.602-89. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы
33. ГОСТ 34.603-92. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Виды испытаний автоматизированных систем
34. ГОСТ 6.01.1-87. Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации
35. Стандарт ISO/IEC 12207:1995 «Information Technology — Software Life Cycle Processes» (информационные технологии – жизненный цикл программного обеспечения), ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99.
36. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем
37. ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 16326-2002. Программная инженерия. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 при управлении проектом
38. ISO 10014. Управление качеством — Указания по получению финансовых и экономических выгод.
39. http://www.xserver.ru/computer/database/erwin/2/1.shtml- руководство по программному пакету ERWin
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоению данного модуля предшествует изучение дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественнонаучного цикла, а так же общепрофессиональных дисциплин: «Устройство и функционирование информационной системы», «Основы алгоритмизации и программирования», «Метрология, стандартизация, сертификация и техническое документоведение».
Преподавание МДК и раздела профессионального модуля «Проектирование, разработка и модификация информационных систем»
проводится в тесной взаимосвязи с дисциплиной «Устройство и функционирование информационной системы» и профессиональным модулем «Участие в разработке информационных систем».
Освоение данного модуля имеет практическую направленность.
Учебная практика проводится по итогам изучения междисциплинарных курсов в лабораториях информационных систем, инструментальных средств разработки или на предприятии. Руководство учебной практикой осуществляется руководителем практики от учебного заведения, а так же руководителем практики от предприятия.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Обучение по профессиональному модулю завершается итоговой аттестацией по модулю в форме квалификационного экзамена.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы. | - построение архитектурной схемы организации на основе собранных и проанализированных данных по использованию и функционированию информационной системы; - принятие и обоснование решения о расширении функциональности информационной системы, о прекращении эксплуатации информационной системы или ее реинжиниринге; - составление, оформление и поддержание в актуальном состоянии программной и технической документации с использованием стандартов оформления программной документации; - определение жизненного цикла проектирования компьютерных систем. | Защита отчета по лабораторному практикуму Защита рефератов |
Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности. | - выполнение и документационное оформление совместного задания по разработке методов, средств и технологий применения информационных систем (в соответствии с рабочим заданием) | Защита отчета по лабораторному практикуму |
Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения | - проведение анализа предметной области, выбор на его основе оптимального состава оборудования, программных средств и методов разработки информационной системы и модели построения информационной системы (в соответствии с рабочим заданием); - усовершенствование отдельных модулей информационной системы и документальное оформление произведенных изменений. | Защита отчета по лабораторному практикуму |
Участвовать в экспериментальном тестировании информационной системы на этапе опытной эксплуатации, фиксировать выявленные ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы. | - выполнение различных типов экспериментального тестирования информационной системы на этапе опытной эксплуатации и нахождение ошибок кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы (в соответствии с рабочим заданием). | Защита отчета по лабораторному практикуму |
Разрабатывать фрагменты документации по эксплуатации информационной системы | - разработка фрагментов документации по эксплуатации информационной системы (в соответствии с рабочим заданием). | Защита отчета по лабораторному практикуму |
Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ. | - решение ситуационных задач по инсталляции, настройке и сопровождению одной из информационных систем (в соответствии с рабочим заданием). | Защита отчета по лабораторному практикуму |
Консультировать пользователей информационной системы и разрабатывать фрагменты методики обучения пользователей информационной системы. | - составление и апробирование инструкции по эксплуатации ИС; - ролевые игры с переменой ролей, решение ситуационных задач. | Защита отчета по лабораторному практикуму |
Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией. | - документирование, обновление, техническое сопровождение, настройка ИС под конкретного пользователя в соответствии с регламентом; - выполнение задания по сохранению и восстановлению данных информационной системы согласно технической документации (в соответствии с рабочим заданием); - выполнение заданий по выявлению технических проблем, возникающих в процессе эксплуатации системы; - составление планов резервного копирования, определение интервала резервного копирования; - манипулирование с данными с использованием языка запросов баз данных, определять ограничения целостности данных; | Защита лабораторного практикума |
Обеспечивать организацию доступа пользователей информационной системы в рамках своей компетенции | - решение ситуационных задач по организации разноуровневого доступа пользователей к информационной системе (в соответствии с рабочим заданием). | Защита лабораторного практикума |
Итоговая аттестация по модулю - квалификационный экзамен. |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | проявление интереса к будущей профессии через: - повышение качества обучения по профессиональному модулю; - участие в студенческих олимпиадах, научных конференциях; - участие в органах студенческого самоуправления; - участие в проектной деятельности; | Наблюдение; результаты участия в форумах, конференциях |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - обоснование, выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области информационных систем; - оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач | Мониторинг и рейтинг выполнения работ на учебной практике; лабораторных работ по решению профессиональных задач по разработке и модификации информационных систем. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - способность решения стандартных и нестандартных профессиональных задач в области информационных систем, способность нести за них ответственность; - нахождение оптимальных решений в условиях многокритериальности процессов разработки и обслуживания информационных систем | Наблюдение и оценка на лабораторных занятиях; при выполнении работ по учебной практике. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - получение необходимой информации через ЭУМК по дисциплинам; - поиск необходимой информации с использованием различных источников, включая электронные. | Тестирование; подготовка рефератов, докладов, сообщений. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - оформление результатов самостоятельной работы и проектной деятельности с использованием ИКТ. | Подготовка и защита проектов с использованием ИКТ; наблюдение за навыками работы в глобальных и локальных информационных сетях. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - разработка проектов в командах; - участие во внеаудиторной деятельности по специальности - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и руководителями практик в ходе обучения и практики; - умение работать в группе; - наличие лидерских качеств; - участие в студенческом самоуправлении; - участие в спортивно - и культурно-массовых мероприятиях | Защита проектов командой; наблюдение и оценка роли обучающихся в группе. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - самостоятельный, профессионально-ориентированный выбор тематики творческих и проектных работ (курсовых, рефератов, докладов.) - обучение на курсах дополнительной профессиональной подготовки - организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля; - составление резюме; | Результаты защиты проектных работ и презентации творческих работ (открытые защиты творческих и проектных работ); контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины "Разработка и эксплуатация информационных систем"
Рабочая программа дисциплины "Разработка и эксплуатация информационных систем"...
Тест по дисциплине "Разработка и эксплуатация информационных систем"
Применяемые в учебной деятельности письменные тесты с успехом интегрирую в компьютерные тесты. Это позволяет мне более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро у...
ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по междисциплинарному курсу «Информационные технологии и платформы разработки информационных систем»
Под фондом оценочных средств (ФОС) понимается комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для...
ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по междисциплинарному курсу «Информационные технологии и платформы разработки информационных систем» (МДК.02.01) профессионального модуля «Разработка информационных систем» (ПМ.02)
Фонд оценочных средств содержит материал для промежуточной аттестации студентов 2 курса 4 семестра....
ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по междисциплинарному курсу «Информационные технологии и платформы разработки информационных систем» (МДК.02.01) профессионального модуля «Разработка информационных систем» (ПМ.02)
Фонд оценочных средств содержит материал для промежуточной аттестации студентов 2 курса 4 семестра....
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по междисциплинарному курсу «Автоматизация управления предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (МДК 01.03) профессионального модуля ПМ.01 «Эксплуатация и модификация информационных систем»
Фонд оценочных средств содержит материал для промежуточной аттестации студентов 3 курса....
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗДЕЛА «ПОСТРОЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МОДЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ» ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ СРЕДЫ MS VISIO
Информационные системы играют большую роль в деятельности современных предприятий и организаций. Важная составляющая информационных систем – это их проектирование, в процессе которого создаются ...