Развитие профессиональных и личностных компетенций, как фактор повышения конкурентноспособности выпускника
статья по теме

Крестьянинова Надежда Владимировна

О профориентации студентов, самообразовании и саморазвитии; о формировании личности выпускника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА

Глобальная проблема наших дней - отставание способности человека адаптироваться к изменениям в окружающем его мире от темпов этих изменений. В современном мире знания обновляются в среднем каждые шесть лет. Традиционное базовое образование, не успевает за изменениями мира и не может обеспечить человека на всю жизнь необходимыми ему знаниями, умениями и навыками. Изменения в экономике в свою очередь влияют на формирование нового социального заказа, предъявляемого обществом к качеству подготовки выпускников ОУ НПО и СПО. На передний план выходят такие качества, как:

  • умение быстро адаптироваться в меняющихся экономических условиях;
  • умение критически мыслить и принимать самостоятельные решения;
  • умение работать в сотрудничестве;
  • умение общаться и т.д.

Наши студенты решили для себя трудную, но жизненно важную задачу – сделали профессиональный выбор, определили сферу своей будущей деятельности. Студент колледжа- профессионально направленная личность, это влияет на характер его поведения и воспитания, четко определяет ценностные ориентации, намерения, образ жизни. Деятельность по развитию представлений, знаний о выбранной профессии, способах и методах работы в выбранном направлении не должна заканчиваться на момент поступления в колледж. Профориентационная работа с обучающимися является важным направлением работы образовательного учреждения. Первый год обучения для студентов самый сложный и ответственный. Происходят значительные изменения в представлении о выбранной профессии. Насколько устойчивым окажется интерес к профессии зависит во многом от процесса адаптации студентов-первокурсников, нуждающихся в действенной и всесторонней помощи. Начинаем мы работу со студентами 1 курса с тестирования. Вопросы самые простые: откуда узнал об учебном заведении, почему выбрал именно данную профессию, кем видит себя в будущем. Анкетирование проводим с использованием интернет-ресурса: http://psytesty.ru. Выбор профессии, самореализация в профессии – вопрос очень актуальный. Сегодня, по нашим опросам, и по общей статистике, молодые люди от 16 лет имеют завышенную самооценку своих умений. Отсюда следуют и их высокие амбиции при трудоустройстве. Современный рынок труда требует от выпускников ОУ НПО и СПО помимо профессиональных умений, творчески мыслить, принимать нестандартные решения и нести за них ответственность.

Овладение социальным опытом происходит у молодых людей несколькими взаимосвязанными путями:  стихийно (выстраивают свою индивидуальную жизнь, активно внедряясь в социальные отношения и присваивая социальный опыт) и как целенаправленный процесс, как нормативное воспитание и образование. Именно через  воспитание и просвещение подростков образовательные учреждения должны влиять на их социализацию и профессиональное самоопределение. Профессиональная ориентация студентов – это прежде всего, помощь в становлении личности.

В нашем колледже воспитательная работа со студентами ведется с учетом их интересов и наклонностей: участие в работе студенческого научного общества, деятельности дискуссионного клуба «Мы и время» или студенческого клуба «Большая перемена».

Воспитание будущих профессионалов представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, молодые люди  преобразуют социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводят в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Необходимо помочь нашим студентам разобраться в сложных сущностных проблемах: «Как жить?», «На какие ценности ориентироваться?», «Какой я?». Это именно те вопросы, на которые и отвечает каждый молодой человек в этом возрасте; или пытается ответить, осознавая это или нет. Проблема выбора – еще один важнейший вопрос. Умение анализировать ситуацию, принимать решения, нести за них ответственность – это те качества, которые необходимы в жизни. Способность выразить себя, знать объективно разные стороны своей личности, осознавать себя и говорить обо всем этом – это те вопросы, в процессе решения которых человек взрослеет.

Становление духовных основ жизни – это проблема и семьи, и общества в целом. Человек невольно усваивает все, что происходит в обществе через средства массовой информации, Интернет. И наши студенты получают во многом искаженное представление о мире и его ценностях, о способах достижения цели, роли и важности семьи. Работающие родители, не имеющие возможности заниматься воспитанием детей, не могут помочь им разобраться в сложных мировоззренческих вопросах; или активно навязывают свою точку зрения, вызывая только протест. Наши студенты компьютерные технологии знают с пелёнок, в интернете чувствуют себя, как рыба в воде.

Я хочу рассказать о такой форме воспитательной работы, как создание сайта проекта. На первом курсе разрабатывается и обсуждается тема «Духовные основы семьи». Работая над созданием сайта проекта, мы планировали, что студенты смогут самостоятельно просматривать материалы, посещать рекомендуемые сайты, проведут социологический опрос, подготовят презентации. Педагог руководил самостоятельной работой студентов, не мешая проявлению инициативы. Совместная деятельность педагога и студентов по подготовке проекта оказалась увлекательной и взаимополезной.

 Любая совместная работа сближает. Так получилось и здесь. В ходе работы студенты смогли ознакомиться со многими видео материалами, изучили понятия семья, любовь, юродивый, блаженная. Была организована экскурсия в часовню Ксении Блаженной. Мы поставили перед собой  задачу в  постепенном восстановлении социально-нравственных авторитетов, характеризовавших русскую цивилизацию, да и вообще культуру. И среди наших приоритетов: отношение к семье как важнейшему институту общества, и постижение таких нравственных категорий как совесть, честность, милосердие и др. вместе с нашими студентами. Наше обращение к образу Святой блаженной Ксении Петербургской – это попытка постижения духовных ценностей русской культуры через рассказ о самопожертвовании и самоотречении во имя другого человека, во имя любви.

На нашем сайте мы разместили фотографии мероприятия, а также полезные ссылки и отзывы. Все студенты группы имеют возможность зайти на сайт и оставить свои комментарии, пожелания, отзывы. Формат проекта понравился, захотелось продолжения. На втором курсе была взята тема «Толерантность в семье». Это дискуссия о взаимоотношениях отцов и детей, знакомство студентов с правовыми аспектами семейной жизни, социологические исследования «семейных приоритетов». Формат дискуссионного клуба позволяет свободно обсуждать самые волнующие темы, высказывать своё мнение! Здесь наши студенты учатся слушать друг друга, доказывать свою точку зрения, принимать совместные решения, идти на компромисс. Все эти качества очень важны для профессиональной деятельности. Каждое выступление – это опыт: публичного доклада, кирпичик в развитии коммуникативной культуры.  На 3 курсе – новая тема «Моя карьера». Рассматривается вопрос профессионального роста и взаимодействия в семье: распределение обязанностей, карьера или семья. Четвёртый курс предполагает анализ всех мероприятий. В итоге у студентов должен сформироваться положительный стереотип семейных отношений, повыситься мотивация на создание успешной, любящей, полноценной семьи. С другой стороны, в процессе подготовки и проведения проектной деятельности мы даем возможность студентам приобрести опыт работы в команде, применить свои профессиональные знания, учим сопоставлять и анализировать материал. Таким образом, постепенно у студентов формируются такие профессиональные качества, как коммуникативность, ответственность, вырабатывается определенный алгоритм работы – все это способствует формированию личности будущего профессионала.

Уровень развития общества обуславливает количественное и качественное содержание потребностей, а направленность определяет социальную и моральную ценность учащейся молодежи. Через направленность, ценностные ориентации находят свое реальное проявление, а в активной деятельности студента приобретают характер устойчивых мотивов общения и деятельности и, пройдя сложный диалектический путь, превращаются в убеждения. Именно поэтому эффективная социализация может рассматриваться как процесс приобретения, усвоения и формирования такого набора и такой иерархии потребностей выпускника колледжа, который наиболее благоприятен для развития общества и личности.

 Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу образования  и воспитания делает возможным использование современных технологий, визуализацию представляемой информации, проведение уроков и мероприятий в интерактивной форме, с одной стороны, а с другой позволяет говорить со студентами на равных, их «инструментарием»: сайт проекта, страничка в социальных сетях и т.д. Главное, правильно поставить задачу, смотивировать подростков. Формирование личностных компетенций - задача очень важная и решаться она может не только в рамках обучения, но обязательно в комплексе с воспитанием. Профессионализм, на мой взгляд, это не просто высокий уровень знаний и умений, но это и самоорганизация человека, его отношение к окружающим, к миру, общечеловеческие ценности и постоянное самосовершенствование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и техники развития метапредметных и личностных компетенций обучающихся по специальности «Парикмахерское искусство».

Применение метапредметных и личностных компетенций по специальности "Парикмахерское искусство"....

Методическая разработка «Формирование профессиональных и личностных компетенций на уроках спецтехнологии»

Особое внимание в современном профессиональном образовании уделяется ключевым компетенциям, которые носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой области деятельности. Владение ключевыми ком...

Развитие профессиональных и личностных компетенций как фактор повышения конкурентоспособности выпускника

Глобальная проблема наших дней - отставание способности человека адаптироваться к изменениям в окружающем его мире от темпов этих изменений. В современном мире знания обновляются в среднем каждые шест...

Доклад "Формирование профессиональных и личностных компетенций в реализации образовательной программы по иностранному языку, основанной на модульно-компетентностной основе "Технология оформления международных деловых писем"

Модульное обучение профессии заключается в последовательном усвоении студентом  модульных единиц и модульных элементов. Гибкость и вариативность модульной технологии профессионального обучения ос...