рабочая программа по Информатике и ИКТ
рабочая программа по теме
рабочая программа по дисциплине "Информатика и ИКТ" для студентов 1 курса (10 класс) СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_informatika.doc | 239.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ «Донской техникум информатики и вычислительной техники»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
Донской
2013 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) для специальностей среднего профессионального образования (далее СПО) 230113 «Компьютерные системы и комплексы», 230401 «Информационные системы (по отраслям)», 230701 «Прикладная информатика (по отраслям)», 230115 «Программирование в компьютерных системах», 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Организация-разработчик: ГОУ СПО ТО «Донской техникум информатики и вычислительной техники».
Разработчик:
Панченко Т. А., преподаватель ГОУ СПО ТО «Донской техникум информатики и вычислительной техники».
Рабочая программа рекомендована предметно-цикловой комиссией_____________________ Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Донской техникум информатики и вычислительной техники»
Протоколом №_______ от «______»_____________201____г.
Председатель ПЦК ___________________
Заместитель директора по учебной
и научно – методической работе _________________
«____»__________ 20___ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 11 |
| 15 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и ИКТ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям 230113 «Компьютерные системы и комплексы», 230401 «Информационные системы (по отраслям)», 230701 «Прикладная информатика (по отраслям)», 230115 «Программирование в компьютерных системах», 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
1.4. Требования к результатам обучения
В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:
знать/понимать
- различные подходы к определению понятия «информация»;
- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
- использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
- назначение и функции операционных систем;
уметь
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- распознавать информационные процессы в различных системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективной организации индивидуального информационного пространства;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 135 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 95 часа;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 135 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 95 |
в том числе: | |
практические занятия | 40 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
в том числе: | |
теоретическая подготовка к выполнению практических заданий по основным вопросам раздела в рамках практических занятий. Оформление отчета и подготовка к защите. | 14 |
подготовка презентаций по отдельным темам дисциплины | 14 |
составление сообщений | 6 |
изучение самостоятельно тем, рекомендованных преподавателем | 4 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Технические средства информатизации»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательных сферах | 2 | 1 | |
Тема 1 Информационная деятельность человека | Содержание учебного материала | 8 | 1 | |
1 | Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов | |||
2 | Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. Стоимостные характеристики информационной деятельности | 2 | ||
3 | Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения | 1 | ||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет | |||
Самостоятельная работа обучающихся -проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; - изучение самостоятельно темы: Обновление программного обеспечения | 2 | |||
Тема 2 Информация и информационные процессы | Содержание учебного материала | 17 | 1 | |
1 | Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации | |||
2 | Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации | 1 | ||
3 | Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера | 2 | ||
4 | Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера | 2 | ||
5 | Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Архив информации | 2 | ||
6 | Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. | 2 | ||
7 | Передача информации между компьютерами | 1 | ||
8 | Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. | 1 | ||
Практические занятия | 6 | |||
1 | Представление информации в различных системах счисления | |||
2 | Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных портала | |||
3 | Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги | |||
Самостоятельная работа обучающихся -проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; - подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций; - оформление отчетов и подготовка к их защите; - подготовка сообщений на темы: Арифметические операции в позиционных системах счисления. Алгоритмы: свойства, описание, обозначение | 5 | |||
Тема 3 Средства информационных и коммуникационных технологий | Содержание учебного материала | 7 | ||
1 | Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Периферийные устройства. Виды программного обеспечения | 2 | ||
2 | Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях | 2 | ||
3 | Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита | 2 | ||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Защита информации, антивирусная защита. | |||
Самостоятельная работа обучающихся -проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; - подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций; - оформление отчетов и подготовка к их защите; - подготовка презентации на тему: Устройство и принцип действия ЭВМ | 5 | |||
Тема 4 Технология создания и преобразования информационных объектов | Содержание учебного материала | 12 | ||
1 | Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов | 1 | ||
2 | Возможности современных текстовых процессоров: создание, редактирование и форматирование текстовых документов | 1 | ||
3 | Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста | 1 | ||
4 | Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных | 1 | ||
5 | Представление об организации баз данных (БД) и системах управления базами данных (СУБД) | 1 | ||
6 | Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах | |||
Практические занятия | 20 | |||
1 | Создание текстового документа. Редактирование и форматирование символов и абзацев. Работа с графическими объектами. Таблицы | |||
2 | Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей) | |||
3 | Использование различных возможностей динамических (электронных таблиц) | |||
4 | Использование СУБД. Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ | |||
5 | Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций | |||
Самостоятельная работа обучающихся -проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; - подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций; - оформление отчетов и подготовка к их защите; - работа над индивидуальным проектом | 14 | |||
Тема 5 Телеком-муникационные технологии | Содержание учебного материала | 7 | ||
1 | Представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер | 1 | ||
2 | Методы создания и сопровождения сайта | 1 | ||
3 | Возможности сетевого ПО для организации коллективной деятельности в различных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония | 1 | ||
Практические занятия | 10 | |||
1 | Браузер. Примеры работы с Интернет -магазином, Интернет-СМИ, Интернет -турагентством, Интернет -библиотекой и пр. | |||
2 | Средства создания и сопровождения сайта | |||
3 | Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения | |||
Самостоятельная работа обучающихся -проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; - подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций; - оформление отчетов и подготовка к их защите; - подготовка публикаций (презентаций) на темы: Интернет – источник информации WWW-Всемирная паутина Internet – история и перспективы развития | 14 | |||
Зачетное занятие | 2 | 3 | ||
Всего: | 135 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- стендовый материал;
- учебно–методический комплекс «Информатика и ИКТ», рабочая программа, календарно тематический план;
- библиотечный фонд;
- дидактические материалы;
- методические материалы;
- наглядные пособия.
Технические средства обучения:
- персональные компьютеры, соединенные в локальную сеть;
- периферийное оборудование;
- пакет программ Microsoft Office;
- программы воспроизведения видео и аудиоинформации: WindowsMediaPlayer, Winamp;
- электронные плакаты структурных схем ЭВМ, отдельных узлов ЭВМ;
- видеоуроки и презентации по данной дисциплине;
- мультимедийный проектор;
- технические средства настольных типографий: видеокарты, принтеры (матричные, струйные, лазерные, многофункциональные устройства), офисные и профессиональные планшетные сканеры, слайд-сканеры, цифровые камеры;
- технические средства мультимедиа: звуковые карты, музыкальные клавиатуры, платы для приема и воспроизведения на мониторе ТВ-каналов (TV-тюнеры).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для студентов
Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. – М., 2002.
Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. – М., 2001.
Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2006.
Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.
Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. – М., 2006.
Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2004.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.
Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2005.
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2002.
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы. – М., 2005.
Для преподавателей
Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. – М., 2005.
Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М., 2005.
Майкрософт. Основы компьютерных сетей. – М., 2005.
Майкрософт. Основы программирования на примере Visual Basic.NET. – М., 2005.
Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. – М., 2006.
Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. – М., 2005.
Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. – М., 2005.
Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс.– М., 2004.
Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. – М., 2003.
Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М., 2004.
Интернет – ресурсы:
1. Образовательный портал: http://inf8.gym5cheb.ru/p1aa1.html
2. Учебно-образовательный портал: http://www.mylect.ru/informatic.html
3. Образовательный портал: http://geostudio.ru/informatika/index.php
4. Интернет-версия издания: http://book.kbsu.ru/theory/index.html
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ
Создание базы данных библиотеки.
Создание базы данных классификатора.
Простейшая информационно-поисковая система.
Сортировка массива.
Рост и вес среднестатистического учащегося.
Тест по предметам.
Статистика труда.
Графическое представление процесса.
Профилактика ПК.
Инструкция по технике безопасности и санитарным нормам.
АРМ специалиста.
Прайс-лист.
Оргтехника и профессия.
Мой «рабочий стол» на компьютере.
Электронная библиотека.
Лаборант ПК, работа с программным обеспечением.
Реферат.
Электронная тетрадь.
Журнальная статья.
Вернисаж работ на компьютере.
Электронная доска объявлений.
Ярмарка профессий.
Композитор.
Звуковая запись.
Музыкальная открытка.
Диаграмма информационных составляющих.
Плакат-схема.
«Эскиз и чертеж» (САПР).
Обработка результатов эксперимента.
Статистический отчет.
Расчет заработной платы.
Бухгалтерские программы.
Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж.
Урок в дистанционном обучении.
Дистанционный тест, экзамен.
Резюме «Ищу работу».
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; - распознавать информационные процессы в различных системах; - использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; - осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; - иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; - создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые; - просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; - осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.; - представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.); - соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; | защита практических работ, решение проблемных задач, тестирование, проверка выполнения индивидуальных заданий |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: | практическая проверка |
эффективной организации индивидуального информационного пространства; | |
автоматизации коммуникационной деятельности | |
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Знания: | |
- различные подходы к определению понятия «информация» - методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации - назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей) - назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы - использование алгоритма как способа автоматизации деятельности - назначение и функции операционных систем | проверка выполнения домашних заданий, защита практических работ проверка выполнения самостоятельных заданий, дифференцированный опрос, терминологический диктант, тестирование, дифференцированный опрос |
Разработчики:
___________________ __________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике
Рабочая программа предназначена для студентов 2 курсов среднепрофессиональных учебных заведений и соответствует стандартам СПО....
Рабочая программа по "Информатики"
Целью учебной дисциплины является формирование у студентов информационно-коммуникационной и проектной компетентностей, включающей умения эффективно и осмысленно использовать компьютер...
рабочая программа по информатике 2 курс
Рабочая программа по дисциплине "информатика" разработана для студентов 2 курса СПО в соответствии с Федеральным государственным стандартомрассчитана на 96 часов максимальной нагрузк...
Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 10 классов
Аннотация к рабочей программе по предмету «Информатика и ИКТ»10 класс Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса составлена на основе Федерального компонента Государственн...
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 классов
Аннотацияк рабочей программе по информатике и ИКТ 11 класса Рабочая программа создана на основе авторской программы Н.Д. Угриновича с учетом требований Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Угринович
Программа составлена на основании государственного образовательного стандарта....
Рабочая программа по информатике
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности НПО 35.01.14 Мастер по техническому обслужив...