рабочая программа по Информатике и ИКТ
рабочая программа по теме

рабочая программа по дисциплине "Информатика и ИКТ" для студентов 1 курса (10 класс) СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_informatika.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ  «Донской техникум информатики и вычислительной техники»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИНФОРМАТИКА И ИКТ

Донской

2013 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) для специальностей среднего профессионального образования (далее СПО) 230113 «Компьютерные системы и комплексы», 230401 «Информационные системы (по отраслям)», 230701 «Прикладная информатика (по отраслям)», 230115 «Программирование в компьютерных системах», 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Организация-разработчик: ГОУ СПО ТО «Донской техникум информатики и вычислительной техники».

Разработчик:

Панченко Т. А., преподаватель ГОУ СПО ТО «Донской техникум информатики и вычислительной техники».

Рабочая программа рекомендована предметно-цикловой комиссией_____________________  Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Донской техникум информатики и вычислительной техники»

 

Протоколом №_______ от «______»_____________201____г.

Председатель ПЦК ___________________

Заместитель директора по учебной

и научно – методической работе _________________

«____»__________ 20___ г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации  учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и ИКТ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям 230113 «Компьютерные системы и комплексы», 230401 «Информационные системы (по отраслям)», 230701 «Прикладная информатика (по отраслям)», 230115 «Программирование в компьютерных системах», 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». 

.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Программа ориентирована на достижение следующих   целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

1.4. Требования к результатам обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:

знать/понимать

  • различные подходы к определению понятия «информация»;
  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
  • назначение и функции операционных систем;

уметь

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • распознавать информационные процессы в различных системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 135 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 95 часа;

самостоятельной работы обучающегося 40 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

135

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

95

в том числе:

     практические занятия

40

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

в том числе:

   теоретическая подготовка к выполнению практических заданий по основным вопросам раздела в рамках практических занятий. Оформление отчета и подготовка к защите.

14

подготовка презентаций по отдельным темам дисциплины

14

составление сообщений

6

изучение самостоятельно тем, рекомендованных преподавателем

4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Технические средства информатизации»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательных сферах

2

1


Тема 1


Информационная деятельность человека

Содержание учебного материала

8

1

1

Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

2

Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. Стоимостные характеристики информационной деятельности

2

3

Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения

1

Практические занятия

2

1

Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет

Самостоятельная работа обучающихся

-проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы;

- изучение самостоятельно темы: Обновление программного обеспечения

2


Тема 2


Информация и информационные процессы

Содержание учебного материала

17

1

1

Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации

2

Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации

1

3

Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера

2

4

Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера

2

5

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Архив информации

2

6

Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы.  

2

7

Передача информации между компьютерами

1

8

Представление об автоматических и автоматизированных системах управления.

1

Практические занятия


6

1

Представление информации в различных системах счисления

2

Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных портала

3

Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги

Самостоятельная работа обучающихся

-проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы;

- подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций;

- оформление отчетов и подготовка к их защите;

- подготовка сообщений на темы: Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Алгоритмы: свойства, описание, обозначение

5


Тема 3


Средства информационных и коммуникационных технологий

Содержание учебного материала

7

1

Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Периферийные устройства. Виды программного обеспечения

2

2

Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях

2

3

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита

2

Практические занятия


2

1

Операционная система. Графический интерфейс пользователя.  Защита информации, антивирусная защита.

Самостоятельная работа обучающихся

-проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы;

- подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций;

- оформление отчетов и подготовка к их защите;

- подготовка презентации на тему: Устройство и принцип действия ЭВМ


5


Тема 4


Технология создания и преобразования информационных объектов

Содержание учебного материала

12

1

Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов

1

2

Возможности современных текстовых процессоров: создание, редактирование и форматирование текстовых документов

1

3

Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста

1

4

Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных

1

5

Представление об организации баз данных (БД) и системах управления базами данных (СУБД)

1

6

Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах

Практические занятия

20

1

Создание текстового документа. Редактирование и форматирование символов и абзацев. Работа с графическими объектами. Таблицы

2

Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей)

3

Использование различных возможностей динамических (электронных таблиц)

4

Использование СУБД. Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ

5

Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций

Самостоятельная работа обучающихся

-проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы;

- подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций;

- оформление отчетов и подготовка к их защите;

- работа над индивидуальным проектом


14


Тема 5


Телеком-муникационные технологии

Содержание учебного материала

7

1

Представление о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер

1

2

Методы создания и сопровождения сайта

1

3

Возможности сетевого ПО для организации коллективной деятельности в различных                                                                        компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония

1

Практические занятия

10

1

Браузер. Примеры работы с Интернет -магазином, Интернет-СМИ, Интернет -турагентством, Интернет -библиотекой и пр.

2

Средства создания и сопровождения сайта

3

Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения

Самостоятельная работа обучающихся

-проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы;

- подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций;

- оформление отчетов и подготовка к их защите;

- подготовка публикаций (презентаций) на темы: Интернет – источник информации

WWW-Всемирная паутина

Internet – история и перспективы развития

14

Зачетное занятие

2

3

Всего:

135

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • стендовый материал;
  • учебно–методический комплекс «Информатика и ИКТ», рабочая программа, календарно тематический план;
  • библиотечный фонд;
  • дидактические материалы;
  • методические материалы;
  • наглядные пособия.

Технические средства обучения:

  • персональные компьютеры, соединенные в локальную сеть;
  • периферийное оборудование;
  • пакет программ Microsoft Office;
  • программы воспроизведения видео и аудиоинформации: WindowsMediaPlayer, Winamp;
  • электронные плакаты структурных схем ЭВМ, отдельных узлов ЭВМ;
  • видеоуроки и презентации по данной дисциплине;
  • мультимедийный проектор;
  • технические средства настольных типографий: видеокарты, принтеры (матричные, струйные, лазерные, многофункциональные устройства), офисные и профессиональные планшетные сканеры, слайд-сканеры, цифровые камеры;
  • технические средства мультимедиа: звуковые карты, музыкальные клавиатуры, платы для приема и воспроизведения на мониторе ТВ-каналов (TV-тюнеры).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для студентов

Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. – М., 2002.

Бешенков С.А., Ракитина Е.А.  Информатика. Учебник 10 кл. – М., 2001.

Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2006.

Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.

Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.

Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. – М., 2006.

Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2004.

Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.

Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.

Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2005.

Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.

Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2002.

Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы.  – М., 2005.

Для преподавателей

Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. – М., 2005.

Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М., 2005.

Майкрософт. Основы компьютерных сетей. – М., 2005.

Майкрософт. Основы программирования на примере Visual Basic.NET. – М., 2005.

Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. – М., 2006.

Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. – М., 2005.

Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. – М., 2005.

Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс.– М., 2004.

Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. – М., 2003.

Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М., 2004.

Интернет – ресурсы:

1.       Образовательный портал: http://inf8.gym5cheb.ru/p1aa1.html

2.   Учебно-образовательный портал:  http://www.mylect.ru/informatic.html

3.       Образовательный портал: http://geostudio.ru/informatika/index.php

4.     Интернет-версия издания: http://book.kbsu.ru/theory/index.html

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

Создание базы данных библиотеки.

Создание базы данных  классификатора.

Простейшая информационно-поисковая система.

Сортировка массива.

Рост и  вес среднестатистического учащегося.

Тест по предметам.

Статистика труда.

Графическое представление процесса.

Профилактика ПК.

Инструкция по технике безопасности и санитарным нормам.

АРМ специалиста.

Прайс-лист.

Оргтехника и профессия.

Мой «рабочий стол» на компьютере.

Электронная библиотека.

Лаборант ПК, работа с программным обеспечением.

Реферат.

Электронная тетрадь.

Журнальная статья.

Вернисаж работ на компьютере.

Электронная доска объявлений.

Ярмарка профессий.

Композитор.

Звуковая запись.

Музыкальная открытка.

Диаграмма информационных составляющих.

Плакат-схема.

«Эскиз и чертеж» (САПР).

Обработка результатов эксперимента.

Статистический отчет.

Расчет заработной платы.

Бухгалтерские программы.

Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж.

Урок в дистанционном обучении.

Дистанционный тест, экзамен.

Резюме «Ищу работу».

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

- распознавать информационные процессы в различных системах;

- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;

- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;

- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;

- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);

- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

защита практических работ,


решение проблемных задач,


тестирование,


проверка выполнения

индивидуальных заданий

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

практическая проверка

эффективной организации индивидуального информационного пространства;

автоматизации коммуникационной деятельности

эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Знания:

- различные подходы к определению понятия «информация»

- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации

- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей)

- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы

- использование алгоритма как способа автоматизации деятельности

- назначение и функции операционных систем

проверка выполнения домашних заданий,


защита практических работ


проверка выполнения самостоятельных заданий,


дифференцированный опрос,


терминологический диктант,


тестирование,


 дифференцированный опрос

Разработчики:         

___________________       __________________       _____________________

   (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

___________________        _________________         _____________________

    (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике

Рабочая программа предназначена для студентов 2 курсов среднепрофессиональных учебных заведений и соответствует стандартам СПО....

Рабочая программа по "Информатики"

Целью учебной дисциплины является формирование у студентов информационно-коммуникационной и проектной компетентностей, включающей умения эффективно и осмысленно использовать компьютер...

рабочая программа по информатике 2 курс

Рабочая программа по дисциплине "информатика" разработана для  студентов 2 курса СПО  в соответствии с  Федеральным государственным стандартомрассчитана на 96 часов максимальной нагрузк...

Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 10 классов

Аннотация к рабочей программе по предмету «Информатика и ИКТ»10 класс Рабочая программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 10 класса составлена на основе Федерального компонента Государственн...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 классов

Аннотацияк рабочей программе по информатике и ИКТ 11 класса Рабочая программа создана на основе авторской программы Н.Д. Угриновича с учетом требований Государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по учебнику Угринович

Программа составлена на основании государственного образовательного стандарта....

Рабочая программа по информатике

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  НПО  35.01.14 Мастер по техническому обслужив...