Нестандартные способы оформления диаграмм в программе EXCEL
методическая разработка по теме
Эта разработка представляет собой задания на мастер класс для профессионального конкурса по специальности "Мастер по обработке цифровой информации". Эта работа может проводится как дополнительная на уроках, так и как самостоятельная работа дома. Цель данной работы - повысить мотивацию студентов и обучающихся к своей профессии.
Данная разработка может использоваться как лабораторная работа на уроках, связанных с информационными технологиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 57.75 КБ |
zadaniya_na_master_klass.docx | 903.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№8
с углублённым изучением отдельных предметов
г. Жуковский Московской области
Утверждаю: Согласовано:
Директор школы №8 Руководитель ШМО
Казанов А.В. Ачкасова Г.Г.
Приказ №
От « » 2012г. « » 2012г.
Рабочая программа
учебного курса по русскому языку в 1«А» классе,
по программе «К тайнам нашего языка» М. С. Соловейчик,
авт. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
на 2012 – 2013 учебный год
Учитель: Нужная Е.М.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по обучению грамоте составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 классов (авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина).
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Цели начального курса русского языка:
– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование комплекса универсальных учебных действий и в целом умения учиться;
– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация системно-деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе системно-деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.
Именно через реализацию системно-деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых – формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых – совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции. Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность. Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.
Для построения курса на деятельностной основе принципиально важно учесть тот факт, что на практическом уровне языком, подлежащим изучению, дети уже давно владеют. Этот факт подсказывает путь изучения русского языка в школе: от практики его использования – к осмыслению – и снова к практике, теперь уже на новом уровне. Именно такой путь изучения русского языка и предусмотрен данной программой, чем объясняется название реализующего её комплекта учебников: «К тайнам нашего языка».
В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку:
а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;
б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие;
в) освоить комплекс универсальных учебных действий.
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность. Определяя такой подход, авторы исходили из того, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства. Вот почему рассмотрение большей части разделов и тем курса в соответствии с программой направляется коммуникативным мотивом. Так, обучение орфографии, построению предложений и текстов, становление умения проверять написанное проходят на фоне обсуждения различных ошибок и недочётов, порождающих неясность речи, и последующих вопросов: «Ты хочешь, чтобы тебя понимали? Хочешь как можно лучше донести свою мысль, свои чувства? Хочешь не испортить своё поздравление ошибками?..». Изучение состава слова, частей речи сопровождается пристальным вниманием к значению языковых единиц и их функции в речи, к проблеме выбора более удачного слова, формы слова, суффикса, приставки. Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности – не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним.
Среди других методических решений – обучение созданию не сочинений «вообще», а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т. д.; общение авторов с ребёнком через письменный текст, систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; организация партнёрства, делового сотрудничества учащихся при выполнении различных заданий.
Ещё одна принципиальная особенность курса связана с содержанием и организацией обучения орфографии: прежде всего, углублена мотивационная основа обучения, в частности, усилена роль коммуникативного мотива. Кроме того, предусмотрено системное (начиная с 1-го класса) формирование орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Работа строится на основе фонемного принципа русской орфографии.
Введение ребёнка в предметную область «Филология» начинается с периода обучения грамоте, когда делаются первые шаги на пути формирования у детей всех видов универсальных учебных действий: закладываются основы положительного отношения к учению, познавательного интереса, умения спрашивать, слушать, читать, понимать информацию, представленную в словесной, изобразительной, модельной форме; точно выполнять инструкции учителя, под его руководством вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свои мысли и т. д. В этот период наряду с освоением техники чтения и каллиграфии начинают формироваться и более общие предметные умения – читательские, языковые, речевые.
Особенностью курса обучения грамоте, соответствующего этой программе и реализованного в букваре и прописях авторов М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко и др., является его глубокая внутренняя связь с систематическим курсом русского языка. Так, именно на основе букваря и прописей с позиций фонемного принципа русской орфографии и соответственно серьёзного внимания к освоению фонетики начинается последовательное формирование у младших школьников орфографической зоркости. Курс обучения грамоте также создаёт предпосылки для осознанного освоения детьми норм русской графики, позволяет расширить языковой и речевой опыт ребёнка, чем обеспечивает готовность первоклассника к дальнейшему изучению систематического курса русского языка.
В курсе русского языка первого класса, как и в период обучения грамоте, в центре внимания находятся понятия: «родной язык», «устная и письменная речь», «слово», «звук», «буква».
В связи с работой над словом осуществляется первоначальная группировка по частям речи (без использования терминов). Наряду со «словами-названиями» (в том числе и словами со значением количества, поскольку они широко используются на уроках математики), первоклассникам представляются «слова-указатели» (преимущественно местоимения) и «слова-помощники», к которым отнесены не только предлоги, но и союзы, частицы (частица не) – пока без их разграничения.
В основу проведённого деления положен функциональный признак.
Центральная задача курса русского языка 1-го класса – обобщить и систематизировать знания детей по фонетике и графике, приобретённые в период обучения грамоте, закрепить фонетические и графические умения. Для практического использования вводится простейшая фонетическая транскрипция. При повторении вопросов графики большое внимание уделяется освоению алфавита, что важно для формирования умения пользоваться словарями и справочниками.
Ядро орфографической работы на данном этапе обучения составляет формирование умения обнаруживать орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Термин «орфограмма» в 1-м классе не вводится – до 2-го класса он заменяется выражением «опасное при письме место».
Особенности в решении вопросов развития речи:
1. Внимание учащихся привлекается к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Выведенные с детьми два главных требования к речи – быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику – стержень работы над культурой речи и речевым поведением, над правильностью и эстетикой письма. С опорой на эти требования начинается последовательное формирование коммуникативных УУД.
2. Обучаясь созданию речевых произведений, школьники осваивают жанры: устное воспоминание, записка, телеграмма, поздравление, письмо.
3. В связи с работой над нормами произношения, над лексическим значением слов и частично над правописанием учащиеся приобретают первый опыт использования различных видов словарей, имеющихся в учебнике.
4. Важнейшим лексическим умением, формируемым в 1-м классе, является умение ребёнка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснять их значения.
В процессе изучения всех тем курса ведётся последовательное формирование знаково-символического, логического мышления (наряду с конкретно-образным), регулятивных и познавательных УУД, формируются предусмотренные программой личностные качества.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане
Освоение русского языка на первой ступени общего образования начинается с курса «Обучение грамоте», который в данной программе рассчитан на 22–23 учебные недели (200–207 часов)1: 9 ч. в неделю. Курс русского языка в 1-м классе занимает 10 недель и составляет 50 часов: 5 ч. В неделю.
Ценностные ориентиры содержания
учебного предмета «Русский язык»
1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно обеспечивать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.
2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка,
1 Колебания часов связаны с введением в 1-м классе дополнительных недельных каникул. Указанные часы, отводимые на обучение грамоте, складываются из часов, предназначенных для предметов «Русский язык» (115 ч.) и «Литературное чтение» (92 ч.)
осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.
3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.
4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Речь, практика речевой деятельности
Речь как способ общения людей. Понятность и вежливость как главные качества речи. Правила поведения во время общения; этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы, извинения.
Речь устная и письменная (общее представление); средства выразительности устной речи. Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи (общее знакомство).
Накопление опыта участия в диалоге, в общей беседе, опыта говорения и слушания других, точного ответа на вопросы, пользования правилами речи, средствами выразительности устной речи. Понимание смысла читаемых текстов (в том числе при восприятии на слух). Элементарные умения работать с текстом: понимать его тему (без термина), соотносить его название с темой, главной мыслью, осознавать роль последовательности предложений в тексте. Составление небольших рассказов по картинкам, по серии картинок, о себе и своей жизни. Коллективное построение простых деловых сообщений по изучаемым вопросам курса, в том числе на основе графических моделей.
Предложение и слово
Предложение как способ выражения мысли. Оформление предложений в устной и письменной речи.
Слово как название чего-либо; разграничение слов и называемых ими явлений действительности. Значение слов, смысловые связи, родственные отношения, вопросы к словам, изменение слов в соответствии с вопросами (общее знакомство, накопление опыта наблюдений).
Различение слова и предложения; выделение слов, конструирование, преобразование и составление предложений.
Фонетика
Слог как минимальная произносительная единица. Способ выделения слогов, деление слов на слоги.
Звуки речи, их отличие от звуков окружающего мира. Единство звукового состава слова и его значения. Приёмы интонационного выделения звуков. Установление последовательности и количества звуков в слове.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных; приём выявления ударного гласного звука. Гласный звук как основа слога, смыслоразличительная роль звуков и ударения.
Различение согласных звуков: твёрдых и мягких, звонких и глухих; общее представление о согласных парных и непарных по твёрдости-мягкости и глухости-звонкости.
Графика
Буквы как знаки для обозначения звуков в письменной речи. Различение звуков и букв. Позиционный способ обозначения звуков буквами (практическое освоение применительно к чтению и письму): буквы гласных для обозначения твёрдости или мягкости предшествующего согласного, буква ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Буква й, а также буквы е, ё, ю, я как способы обозначения звука [й,]. Разделительные ь и ъ как показатели наличия звука [й,] (общее знакомство, освоение чтения слов с этими знаками).
Правильные названия букв и общее знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.
Чтение
Формирование слогового чтения. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами (слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов) со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу речи ребёнка; понимание читаемого. Соответствие при чтении предложений, текстов интонации и пауз знакам препинания; элементарная выразительность чтения, в том числе диалогов, стихотворений. Первоначальное знакомство с миром детских книг.
Письмо: каллиграфия
Гигиенические требования к посадке, положению тетради, руки, ручки при письме (практическое овладение). Освоение необходимых при письме движений, развитие мелкой мускулатуры руки, глазомера, ориентировки в пространстве страницы, координации движений.
Начертание и название основных элементов букв, письменных строчных и прописных букв. Овладение способами соединения элементов букв и букв при письме, знакомство с правилом выбора соединения. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических требований, правил оформления записей. Формирование элементов самооценки написанного с точки зрения качества письма.
Письмо: орфография и пунктуация
Письмо под диктовку и списывание с печатного текста (по предусмотренной технологии). Проверка написанного.
Освоение орфографических правил: прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных (без термина); раздельное написание слов; обозначение гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу под ударением; перенос слов по слогам; освоение пунктуационного оформления конца предложения.
Знакомство с признаками «опасных при письме мест»: места, требующие применения названных правил; буквы на месте безударных гласных, парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и перед другими парными согласными. Первоначальное обучение нахождению орфограмм («опасных при письме мест») по освоенным признакам; становление орфографической зоркости.
Планируемые предметные результаты на конец обучения грамоте
Ученик научится:
В области речи, речевой деятельности:
• читать правильно и плавно по слогам, в простых случаях целыми словами, понимать читаемое (приблизительный темп чтения вслух – 25 слов в минуту);
• по заданию учителя, выделяя слоги, готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;
• спрашивать о значении незнакомых слов;
• соблюдать основные правила общения на уроке, пользоваться типовыми этикетными формулами (в ситуациях приветствия, извинения, просьбы, благодарности);
• понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;
• под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных источников, в том числе деловые на основе моделей букваря.
В области освоения языка (фонетики, графики, грамматики):
• слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;
• разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;
• различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; слышать наличие в слове звука [й’];
• выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;
• выделять слоги, различать ударные и безударные;
• различать буквы гласных, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один.
В области письма (каллиграфии, графики, орфографии):
• соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;
• правильно, аккуратно, разборчиво и по возможности красиво писать буквы и оформлять их соединение; сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону своей записи;
• осознанно обозначать при письме твёрдость и мягкость согласных, а также звук [й’];
• обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении «опасные при письме места»;
• применять при письме правила оформления границ предложений, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в ударных слогах жи–ши, ча–ща, чу–щу;
• различать два вида чтения: «как говорим» (орфоэпическое) и «как написано» (орфографическое);
• под руководством учителя писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения (по освоенной технологии), проверять написанное.
Ученик получит возможность научиться:
В области речи, речевой деятельности:
• читать правильно и плавно целыми словами, в трудных случаях по слогам, в темпе, близком к темпу устной речи;
• понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;
• самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;
• при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в частности окраску голоса (интонацию), мимику;
• под руководством учителя выбирать заголовок текста с учётом его темы или главной мысли (без терминов), восстанавливать нарушенную последовательность предложений;
• участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдая при этом основные правила речевого поведения: слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени (имени и отчеству) и т. п.;
• строить небольшие монологические высказывания на основе картинок букваря, собственных впечатлений.
В области освоения языка (фонетики, графики, грамматики):
• выделять из потока устной речи отдельные предложения, различать интонацию, с которой каждое произносится, определять нужный знак препинания для её обозначения;
• различать парные и непарные по глухости-звонкости согласные, для парных – определять их место в слове (на конце, перед гласным, перед другим парным).
В области письма (каллиграфии, графики, орфографии):
• при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы;
• в целом оценивать качество своего письма;
• различать буквы твёрдых или мягких согласных и буквы, указывающие на их твёрдость или мягкость;
• применять освоенные правила переноса слов;
• самостоятельно действовать при списывании и письме под диктовку по освоенной технологии, проверять написанное.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА
1 класс (50 часов)
Содержание курса
Язык, речь, практика речевой деятельности. Речь (в том числе чтение и письмо) как способ общения людей. Главные требования к речи: быть понятной и вежливой. Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи.
Речь устная и письменная, особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Правильное, аккуратное и разборчивое письмо как условие понятности и вежливости письменной речи. Правильность и точность выражения мысли как важные качества хорошей речи. Понимание значения слов, правильное их использование, произношение и написание, выбор слов, интонации и других средств с учётом ситуации общения, стремление точнее передать свою мысль, своё чувство – проявление культуры человека.
Родной язык и иностранные языки; речь на родном и иностранном языках.
Записка, письмо, телеграмма, поздравление: особенность их содержания, структуры и письменного оформления. Способы проявления вежливости, доброго отношения к человеку в письменной речи. Правило поведения: чужие записки, письма читать нельзя.
Слово: морфология (общее знакомство, без терминологии). Группы слов: слова – названия людей, животных, вещей и т. д., их признаков, действий, количества; слова-указатели; слова-помощники. Собственные имена.
Фонетика. Звуки гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные твёрдые и мягкие, парные и непарные; согласные звонкие и глухие, парные и непарные (обобщение). Элементарная транскрипция (термин не употребляется) как способ обозначения звукового состава слов.
Постановка ударения, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика. Буквы как обозначения звуков; различение звуков и букв. Алфавит: названия букв и их последовательность. Способы обозначения твёрдости-мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й’] буквами е, ё, ю, я; й (обобщение).
Правописание (графика, орфография, пунктуация). Орфограммы («опасные при письме места»), их признаки: начало и конец каждой мысли, границы слов, собственные имена, перенос слов, ударные слоги жи–ши, ча–ща, чу–щу; безударные гласные звуки, парные по глухости-звонкости согласные на конце слов и перед другими парными по глухости-звонкости. Способы нахождения «опасных мест» и их указание в записанном тексте.
Овладение правилами правописания: прописная буква в начале предложения, в собственных именах; раздельное написание предлогов с другими словами; перенос слов; сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением.
Графические и орфографические неправильности («описки и ошибки») как препятствия для понимания письменной речи. Проверка написанного и способы исправления погрешностей.
Состав и последовательность действий списывания и письма под диктовку.
Планируемые предметные результаты
освоения программы по русскому языку 1-го класса
Ученик научится:
В области речи, речевой деятельности:
– участвовать в диалоге, в общей беседе, соблюдать основные правила общения на уроке;
– пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях (приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности);
– выявлять среди слов те, значения которых неизвестны, не совсем понятны; выяснять с помощью учителя, в том числе по толковому словарю, их значения;
– под руководством учителя читать и понимать информацию, представленную в учебнике;
– осознавать наличие в речи разных задач общения: по-деловому сообщать и словами рисовать, передавая свои мысли, чувства, впечатления;
– создавать (устно) предложения и небольшие монологические высказывания на основе различных источников;
– конструировать (из предложенных слов и сочетаний) записки, поздравления, телеграммы.
В области освоения языка (грамматики, фонетики, графики):
– различать слово и предложение;
– выделять предложения, слова из потока речи (при восприятии на слух и зрительно);
– различать слова по их функции («работе»): называют, указывают, помогают другим словам; ставить вопросы к словам-названиям, разграничивать слова по вопросам кто? что? какой? какая? какие? и др.;
– различать звуки и буквы;
– выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый (гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, звонкий/глухой); строить модель слогового и звукового состава слова из 5–6 звуков;
– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;
– правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й’] (без случаев с разделительными знаками), объяснять выбор способа обозначения.
В области письма (орфографии и пунктуации, каллиграфии):
– обнаруживать орфограммы («опасные места») по освоенным признакам: начало и конец мысли, граница слова, собственное имя, ударный слог жи–ши (ча–ща, чу–щу); буква на месте безударного гласного звука, а также парного по глухости-звонкости согласного на конце слова и перед другим парным по глухости-звонкости согласным;
– правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец точкой (вопросительным или восклицательным знаком в ясных случаях);
– обозначать пробелами границы слов;
– писать большую букву в собственных именах;
– соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву);
– правильно писать ударные слоги жи–ши, ча–ща, чу–щу;
– списывать и писать под диктовку учителя (по освоенной технологии);
– под руководством учителя осуществлять проверку написанного;
– правильно писать следующие слова с непроверяемыми орфограммами: альбом, весело, воробей, девочка, карандаш, картошка, красиво, мальчик, Москва, пальто, пенал, портфель, пошёл, ребята, собака, спасибо, ученик, учительница, хорошо, щенок;
– использовать приобретённые каллиграфические умения.
Ученик получит возможность научиться:
В области языка, речи, речевой деятельности:
– соблюдать основные правила речевого поведения в повседневной жизни;
– замечать в речи слова, значения которых ученику неизвестны, спрашивать о них, находить в толковом словаре учебника;
– в соответствии с литературными нормами произносить слова, помещённые в словарь учебника «Как правильно говорить?»;
– использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника;
– фиксировать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции («звуковых значков»);
– читать записи, сделанные «значками звуков», и осознанно «переводить» их в буквенные;
– различать деловые сообщения и словесные картинки; формулировать, о чём и что в них говорится;
– создавать устные воспоминания на заданную тему о событиях своей жизни и выразительно их рассказывать;
– использовать записки в общении со сверстниками, с близкими, писать им короткие поздравления.
В области письма (графики, орфографии, каллиграфии):
– обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости, звука [й’], пропуски, перестановки и замены букв; нарушения изученных орфографических правил) в специально предложенных и в собственных записях;
– соблюдать требования к каллиграфической стороне письма, различать удачные и неудачные начертания букв и их соединение, заботиться о каллиграфической стороне своего письма.
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий
средствами предмета «Русский язык» на конец 1-го класса
Личностные качества: положительное отношение к учению (к урокам русского языка), наличие элементов познавательного интереса.
Регулятивные УУД:
– понимать и принимать учебную задачу;
– использовать выделенные учителем ориентиры действия;
– осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной, в том числе схематичной;
– выполнять действия проверки.
Познавательные:
– понимать прочитанное, находить в сообщении учебника нужные сведения;
– выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;
– понимать информацию учебника, представленную в модельном виде, переводить её в словесную форму;
– выполнять действия анализа, группировки с учётом указанных критериев, использовать освоенные условные знаки.
Коммуникативные:
– участвовать в коллективной беседе, высказывать свои мысли, говорить о своих впечатлениях, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке.
Список литературы
Учебники и тетради с печатной основой для учащихся
(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)
1. Соловейчик М. С., Бетенькова Н. М., Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011.
2. Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. – 2011.
3. Соловейчик М. С. и др. Учусь быть читателем: Книга для чтения в период обучения грамоте. – 2010.
4. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 1 класса. – 2011.
5. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Тетрадь с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» для 1 класса. – 2011.
6. Сычёва М. В., Мали Л. Д. Тестовые задания по русскому языку. 1 класс. – 2009.
Пособия для учителя
(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)
1. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Курлыгина О. Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» – 2011.
2. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 1 класса. – 2011.
3. Мали Л. Д. и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка». Книга для учителя. 1 класс. – 2007.
4. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Оценка достижения планируемых результатов обучения русскому языку по учебнику «К тайнам нашего языка». – 2012
Предварительный просмотр:
Городской Конкурс профессионального мастерства среди обучающихся государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургский колледж информационных технологий
Ресурсный центр
Изучаем SOFTWARE
Профессиональный конкурс по специальности
«Мастер по обработке цифровой информации»
2011/2012 учебный год
Мастер-класс по теме
«Нестандартные способы оформление диаграмм в программе EXCEL»
Задание 1. Построение диаграммы «Глубина морских проливов»
- В программе Excel построить таблицу глубин морских проливов, согласно образцу (см. лист 2).
- Выделить таблицу вместе с заголовком и в меню Вставка – Диаграммы – График выбрать первый тип графика. Мы получили диаграмму глубин.
- Сменить порядок значений оси Y. Меню Макет – Оси - Основная вертикальная ось - Дополнительные параметры основной вертикальной оси. Включается ДО (диалоговое окно) Формат оси - Параметры оси - ☑ обратный порядок значений. Закрыть ДО.
- Выровнять названия по горизонтальной оси. Убрать легенду диаграммы. Меню Макет – Легенда – Нет. Увеличить размер диаграммы, протянув правую границу вправо при нажатой левой клавише мыши. Макет – Оси – Основная горизонтальная ось – Дополнительные параметры основной горизонтальной оси – ДО Формат оси – Параметры оси – Положение оси – по делениям.
- Изменить название диаграммы, скопировав заголовок таблицы.
- Выделить центральную часть диаграммы. Макет – Текущий фрагмент – Формат выделенного фрагмента – ДО Формат области построения – Заливка – Рисунок или текстура –Текстура – Пробка. Закрыть ДО.
- Закрасить верхнюю часть диаграммы. Вставка – Фигуры – Линии- Полилиния. Обвести верхнюю часть диаграммы. Щелкнуть правой клавашей мыши в середину нарисованной области и вызвать КМ (контекстное меню). Формат фигуры – ДО Изменение формы – Заливка – Градиентная заливка – Название заготовки – Океан.
- Удалить название вертикальной оси.
- Меню Конструктор – Переместить диаграмму – ДО Перемещение диаграммы – На отдельном листе – ОК.
- Показать результат преподавателю.
Задание 2. Построение диаграммы
«Самые высокие действующие вулканы различных континентов»
- В программе Excel построить таблицу глубин морских проливов, согласно образцу.
- Выделить таблицу вместе с заголовком и в меню Вставка – Диаграммы – Гистограмма - коническая. Мы получили диаграмму действующих вулканов.
- Убрать легенду диаграммы. Макет – Легенда – нет. Убрать вертикальную ось. Макет – Оси – Основная вертикальная ось – Нет.
- Убрать горизонтальные линии сетки. Макет – Сетка - Горизонтальные линии сетки по основной оси – Нет.
- Увеличить размер диаграммы, протянув правую границу вправо при нажатой левой клавише мыши.
- Выделить заднюю стенку диаграммы, щелкнув по ней левой клавишей мыши.
- Вставить обои на заднюю стенку. Макет – Фон - Стенка диаграммы - Дополнительные параметры стенок - ДО Формат стенок – Заливка - Рисунок или текстура - Рисунок или текстура – Вставить из: Файл… - Мои рисунки – Облако.jpg – Вставить - Закрыть ДО. Если отобразилась боковая стена, то её удалить через КМ.
- Изменить рисунок фигуры диаграммы. Щелкнуть левой клавишей мыши по рисунку диаграммы (по конусу) и проследить, что выделились все рисунки. Формат - Формат выделенного фрагмента - ДО Формат ряда данных – Параметры ряда - Фронтальный зазор 86% - Боковой зазор 60% - Фигура – Усеченный конус – Заливка – Рисунок или текстура – Вставить из: Файл… - Мои рисунки – вулкан.jpeg - Закрыть ДО.
- Вставить подписи данных. Макет - Подписи данных - Дополнительные параметры подписи данных - ДО Формат подписей данных - Параметры подписи – ☑ значения - Закрыть ДО.
- Изменить заголовок диаграммы. Скопировать заголовок из таблицы данных.
- Перенести диаграмму на отдельный лист. Меню Конструктор – Переместить диаграмму – ДО Перемещение диаграммы – На отдельном листе – ОК.
- Показать результат преподавателю.
Глубина морских проливов | Самые высокие действующие вулканы | |||
Наименование пролива | Глубина (м) |
| Высота (М) | |
Баб-эль-Мандебский | 180 | Котопахи (Южная Америка) | 5896 | |
Берингов | 50 | Попокатепетль (Северная Америка) | 5452 | |
Лаперуза | 49 | Ключевая сопка (Азия) | 4750 | |
Ла-Манш | 38 | Фако (Африка) | 4070 | |
Босфор | 36 | Этна (Европа) | 3263 |
Задание 1 Задание 2
Задание 3. Построение диаграммы
«Планеты Солнечной системы – мелкие каменные тела»
- В программе Excel построить таблицу Планеты- мелкие каменные тела, согласно образцу.
- Выделить таблицу вместе с заголовком и в меню Вставка – Диаграммы – Другие диаграммы – Пузырьковая - объемная пузырьковая. Мы получили диаграмму планет Солнечной системы.
- Убрать легенду диаграммы. Макет – Легенда – нет.
- Выделить вертикальную ось (щелкнуть по оси Y). Конструктор-Данные Выбрать данные-ДО Выбор источника данных – ряд1 - Изменить- имя ряда- щелкнуть в таблице Планеты – мелкие каменные тела- значение Х – выделить в таблице столбец чисел расстояние от Солнца (только числа)- значение Y- выделить столбец масса в % (только числа) – размеры пузырьков – выделить столбец № (только числа) – ОК.
- Изменить название вертикальной оси. Щелкнуть правой кнопкой мыши, КМ - Изменить текст. Скопировать из таблицы название столбца Масса в % от массы Земли и вставить.
- Изменить цвет шариков. Выделить фигуры (щелкнуть на одном из шариков). Формат - заливка фигуры - выбрать желтый цвет.
- Убрать линии сетки. Макет- сетка- Горизонтальные линии по основной оси – Нет.
- Выделить заднюю стенку диаграммы.
- Вставить рисунок на заднюю стенку. Макет - Текущий фрагмент - Формат выделенного фрагмента - ДО Формат области построения – Заливка - Рисунок или текстура - Вставить из: Файл… - Мои рисунки - ночь1.jpg - Закрыть.
- Перенести диаграмму на отдельный лист. Меню Конструктор – Переместить диаграмму – ДО Перемещение диаграммы – На отдельном листе – ОК.
- Показать результат преподавателю.
Планеты- мелкие каменные тела | ||
№ | Расстояние от Солнца, млн. км | Масса в % от массы Земли |
4875 | 54 | 58% |
12104 | 108 | 82% |
12756 | 165 | 100% |
6780 | 232 | 63% |
Задание 4. Построение диаграммы
«Планеты Солнечной системы – газовые гиганты»
- В программе Excel построить таблицу Планеты- мелкие каменные тела, согласно образцу.
- Выделить таблицу вместе с заголовком и в меню Вставка – Диаграммы – Другие диаграммы – Пузырьковая - объемная пузырьковая. Мы получили диаграмму планет Солнечной системы.
- Убрать легенду диаграммы. Макет – Легенда – нет.
- Выделить вертикальную ось (щелкнуть по оси Y). Конструктор-Данные Выбрать данные-ДО Выбор источника данных – планеты Солнечной системы – газовые гиганты- Изменить- имя ряда- щелкнуть в таблице - значение Х –выделить столбец Название планеты - значение Y- выделить столбец Масса (количество таких планет, как Земля) (только числа) – размеры пузырьков – выделить столбец Диаметр (только числа) – ОК.
- Изменить название вертикальной оси. Щелкнуть правой кнопкой мыши, КМ - Изменить текст. Скопировать из таблицы название столбца Масса (количество таких планет, как Земля) и вставить.
- Убрать горизонтальную ось. Макет – Оси - Основная горизонтальная ось-Нет
- Убрать линии сетки. Макет- сетка- Горизонтальные линии по основной оси – Нет.
- Выделить заднюю стенку диаграммы.
- Вставить рисунок на заднюю стенку. Макет - Текущий фрагмент - Формат выделенного фрагмента - ДО Формат области построения – Заливка - Рисунок или текстура - Вставить из: Файл… - Мои рисунки – ночь2.jpg - Закрыть.
- Изменить цвет шариков. Выделить фигуры (щелкнуть на одном из шариков). Формат – Формат выделенного фрагмента- ДО Формат – Формат ряда данных – Заливка - Название заготовки – Океан - Закрыть.
- Вывести подписи данных. Формат – Формат выделенного фрагмента – ДО Параметры подписи- ☑ значения X - Положение подписи снизу-Закрыть. Если подпись не видна, Главная – Шрифт - Цвет текста-белый.
- Перенести диаграмму на отдельный лист. Меню Конструктор – Переместить диаграмму – ДО Перемещение диаграммы – На отдельном листе – ОК.
- Показать результат преподавателю.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по информатике "Построение диаграмм в MS Excel"
Методическое пособие создано с целью оказания методической помощи студенту для эффективного формирования знаний, умений и практических навыков по теме: «Построение диаграмм в M...
Построение диаграмм в программе Excel
Открытый урок на тему "Построение диаграмм в программе Excel" . Предоставлены вопросы для повторения предыдущего материала, объяснение новой темы и практическая работа по теме....
Методическая разработка открытого урока на по информатике на тему "Создание графиков и диаграмм в MS Excel"
Цели:Обучающая - Научить учащихся создавать диаграммы в MS Excel, выбирать оптимальные способы работы, закрепить знания учащихся.Развивающая – развитие навыков умственной деятельности (обобщение, анал...
Презентация на тему Создание графиков и диаграмм в MS Excel
Данная презентация предназначена для использования совместно с методической разработкой к одноимённому открытому уроку....
Разработка урока по теме: ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММ В MS EXCEL
Комбинированный урок. Диаграммы(понятие, назначение).Обькты диаграмм....
Информатика. 1 курс. Методические рекомендации к выполнению практической работы №67. Построение диаграмм в MS Excel
Изучение информационной технологии представления данных в виде диаграмм в MS Excel...
Информатика. 1 курс. Методические рекомендации к выполнению практической работы №68. Форматирование диаграмм в MS Excel
Изучение информационной технологии представления данных в виде диаграмм в MS Excel...