Суд истории
методическая разработка
Наш классный час посвящен 70-летию Нюрнбергского процесса — Международного суда над лидерами нацизма. Масштабы нацистских злодеяний против человечества огромны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Суд истории»
посвященный 70 летию окончания Нюрнбернского процесса
Классный час посвящен 70-й годовщине Нюрнбергского процесса
Цели:
- Раскрыть историческое значение Нюрнбергского процесса, впервые в мире осудившего преступления против человечества.
- Расширить кругозор обучающихся за счет сведений, выходящих за рамки образовательной программы.
- Способствовать воспитанию у учащихся чувств неприятия войны как средства решения международных конфликтов, понимания неизбежности расплаты за преступления против человечества.
Задачи:
Образовательные: дать представление о понятиях: геноцид, расизм, нацизм, фашизм, дискриминация, толерантность.
Развивающие: развивать способности дифференцировать, то есть видеть и чувствовать нацистские настроения, проявляемые вокруг себя, учиться избегать и искоренять их; продолжать развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей; развивать внимание, память, творческое мышление обучающихся.
Воспитательные: воспитывать чувства сострадания и милосердия; способствовать развитию уважительного отношения между обучающимися, к людям других национальностей, политических и религиозных убеждений.
Форма проведения: круглый стол с обсуждением проблемных вопросов.
Предварительная работа: несколько студентов получают задание подготовить презентации по темам: «История фашизма и нацизма», «Лидеры нацистского движения».
Оборудование: презентации, фильм «Нюрнберг. 70 лет спустя».
План:
- Вступительное слово классного руководителя. Стихотворение «Нюрнбергский процесс».
- Презентации: История возникновения фашизма и нацизма,
Лидеры нацистского движения.
- Слово классного руководителя.
- Просмотр и обсуждение фильма «Нюрнберг. 70 лет спустя»
- Выводы, подведение итогов.
- Результаты социологического опроса.
Ход классного часа.
- Классный руководитель: Наш классный час посвящен 70-летию Нюрнбергского процесса — Международного суда над лидерами нацизма. Масштабы нацистских злодеяний против человечества огромны. История мировой цивилизации не знает такого массового, зверского истребления мирного населения, какое совершили гитлеровцы на оккупированных территориях. Стихотворение «Нюрнбергский процесс».
Я слышал с детства: "Нюрнбергский процесс".
Слова звучали непривычно тяжко.
Мне и сегодня их свинцовый вес
бьёт в голову, как первая затяжка.
То был апофеоз войны. Весь мир
хотел очиститься от черной скверны.
На всех наречиях звенел эфир
и жутко обозначились каверны.
Вас, жертв войны, кто мог бы сосчитать?
А сколько не родившихся убито?
Пять сыновей оплакивает мать,
она мертва, но списком тем забыта.
Мир сотрясали войны много раз.
Бредовые идеи о господстве
всегда напоминали парафраз
безумцев о заклятом превосходстве.
Двадцатый век подвел тому черту,
безумие достигло апогея.
Где места нет скорбящему Христу,
Освенцима рождается идея.
Преступников не слишком длинный ряд
имеет вид смердящего оскала.
Их полный волчьей ненависти взгляд
испепелял пространство трибунала.
Коростышевский Виктор
- Слово обучающихся (презентации).
- Классный руководитель: Нацизм опасен во всех своих формах для общества, так как приводит к дискриминации и геноциду. Вообще все взаимоотношения людей регулируются декларацией по правам человека, нарушение которых есть наказуемое преступление.
Всеобщая декларация прав человека:
Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Слово классного руководителя:
Человечество давно научилось судить отдельных злодеев, преступные группировки, бандитские и незаконные вооруженные формирования. Международный военный трибунал в Нюрнберге стал первым в истории осуждения преступлений государственного масштаба — правящего режима, его карательных институтов, высших политических и военных деятелей. С тех пор прошло 70 лет …
8 августа 1945 года через 3 месяца после победы над фашистской Германией правительство СССР, США, Великобритании и Франции заключили соглашение об организации суда над главными военными преступниками. Это решение вызвало одобрительный отклик во всём мире: надо было дать суровый урок авторам и исполнителям людоедских планов мирового господства, массового террора и убийств, зловещих идей расового превосходства, геноцида, чудовищных разрушений, ограбления огромных территорий. В дальнейшем к соглашению официально присоединились еще 19 государств, и трибунал стал с полным правом называться Судом народов.
IV. Просмотр фильма «Нюрнберг. 70 лет спустя» и обсуждение просмотренного материала.
- Кто из нацистских преступников не присутствовал на Нюрнбергском процессе? И почему? ( Гитлер покончил жизнь самоубийством 30 апреля 1945 года. Гитммлер и Геббельс смерть которых была твердо установлено а также Борман, который предположительно был убит на улицах Берлина, обвинялся заочно).
- Кто курировал обвинительный процесс с советской стороны? (Вышинский бывший прокурор СССР; текст акта о безоговорочной капитуляции Германии привез Вышинский )
- Какие разногласия возникли между советской стороной обвинения и союзниками (США) в отношении вопроса: как судить? (В СССР судебному разбирательству предшествовало предварительное расследование, знакомство с делом, доказательствами, обвинительным заключением. Советская сторона настаивала на предварительном следствии. В США только в суде узнают об обвинении,о доказательствах вины). С вашей точки зрения, объективно ли такое разбирательство? Почему?
- По каким правилам судили нацистских преступников? (по правилам, которые предложила советская делегация; советский уголовный кодекс демократичнее американского).
- Каким был представлен в СМИ образ Геринга? ( миротворец, рыцарь в неволе). С какой целью создавался данный образ? Вы считаете это правильным? Почему?
- Кто являлся главным свидетелем обвинения советской стороны на Нюрнбергском процессе? ( бывший немецкий фельдмаршал Ф. Паулюс, чья группировка была окружена советскими войсками и капитулировала в 1943 году в районе Сталинграда. После капитуляции армии Паулюса в Германии был объявлен государственный траур. О том что Паулюс в советском плену не упоминалось: фельдмаршала похоронили с почестями. «Лучше смерть, чем плен»,- заявил Гитлер ).
- Какова роль Паулюса на Нюрнбергском процессе? (именно Паулюс мог доказать, что план Барбаросса был разработан до 1941 года; фашистское руководство утверждало, что угроза исходила от СССР , а Германии только упреждала опасность. Документы обвинения, представленные на процессе, неопровержимо свидетельствовали о том, что все акты фашистской агрессии планировались и подготавливались задолго до их осуществления.)
- При каких обстоятельствах было осуществлено нападение на СССР? Какие факты фашистских преступлений представлены в виде доказательства чудовищных деяний фашистов в фильме, представленном на Нюрнбергском процессе?
а) Преступления против мира: « Все обвиняемые и различные другие лица в течение ряда лет до 8 мая 1945 года участвовали в планировании, подготовке, развязывании и ведение агрессивных войн».
б) Военные преступления:
- убийства и жестокое обращение с гражданским населением на оккупированных территориях и в открытом море;
- увод гражданского населения оккупированных территорий в рабство и для других целей;
- убийства и жестокое обращение с военнопленными и военнослужащими стран, с которыми Германия находилась в состоянии войны, а также с лицами, находившимися в плавании в открытом море;
- бесцельные разрушения больших и малых городов и деревень, опустошения, не оправданные военной необходимостью;- германизация оккупированных территорий;
в) Преступления против человечности: обвиняемые проводили политику преследования, репрессий и истребления противников нацистского правительства. Нацисты бросали в тюрьмы людей без судебного процесса, подвергали их преследованиям, унижениям, порабощению, пыткам, убивали их.
- Выскажите свою точку зрения почему, именно в Нюрнберге состоялся судебный процесс над нацистскими преступниками? (рядом находилась тюрьма, где находились нацистские преступники; в Нюрнберге в 1933 году состоялся первый съезд нацистов после прихода к власти; в этом городе нацизм и должен быть уничтожен).
- Какие взаимоотношения сложились между советскими и американскими сторонами обвинения (Руденко и Джексоном) в ходе процесса? О чём свидетельствуют изменения в отношениях? (сначала натянутые, так как американская сторона диктовала условия, затем отношения значительно «потеплели» в ходе совместной работы против фашистских лидеров. Спустя полгода после начала процесса с заключительными речами выступают обвинители. Их речи отмечены единодушием. Оценка лиц и фактов в соответствии с нормами международного права и морали, требование наказания военных преступников одинаково звучали в речах всех обвинителей.)
- С какими трудностями столкнулась советская делегация на Нюрнбергском процессе? (Трудности перевода-количество переводчиков значительно меньше, чем у союзников, работа шла круглосуточно; обвиняемые намеренно путали переводчиков в том- числе Геринг; нацисты вели себя вызывающе, сплоченно, отрицали свою вину, имели хороших защитников)
- Как вы считаете, какие события могли изменить ход процесса в пользу обвиняемых лидеров фашизма? (речь Уинстона Черчилля в Фултоне, где он заявляет, что коммунизм- угроза миру; речь дала начало холодной войне, вселила надежду обвиняемым. Почувствовав первое дыхание «холодной войны», подсудимые сделали ставку на максимальное затягивание процесса. Они надеялись, что вот-вот Нюрнбергский трибунал распадется, прекратит свою деятельность.
- Каковы итоги Нюрнбергского процесса? (30 сентября - 1 октября 1946 года). (суд народов вынес свой приговор. Обвиняемые были признаны виновными в тяжких преступлениях против мира и человечества. 1 октября на последнем, 403-м заседании председателем Трибунала приговор был объявлен каждому обвиняемому в отдельности. Суд народов приговорил к смертной казни через повешение главных военных преступников: Геринга, Риббентропа, Кейтеля, Кальтенбруннера, Розенберга, Франка, Фрика, Штрейхера, Заукеля, Зейсс-Инкварта, Иодля , а также Бормана, дело которого была рассмотрено заочно. К пожизненному заключению были приговоренны Гесс,Функ, Редер. Четверо подсудимых приговорены к различным срокам тюремного заключения: Дениц - к 10 годам, Ширах и Шпеер — к 20 годам, Нейрат — к 15 годам. Шахт, Папен и Фриче были по суду большинством голосов оправданы.
- С какой целью был создан этот фильм? Достиг ли он своей цели? Нюрнбергский процесс фактически подтвердил главный вывод о сущности фашизма, как открытой террористической диктатуры. Трибунал перед всем миром раскрыл человеконенавистническую сущность нацизма, его идеологических и политических установок. Трибунал разоблачил преступный характер расовой доктрины гитлеризма, являвшейся идейной основой для подготовки и развязывания агрессивной войны, для массового истребления людей. Материалы процесса раскрыли также раскрыли агрессивную сущность концепции» жизненного пространства», широко использованной для оправдания захватнической политики германского фашизма. Нюрнбергский процесс со всей убедительностью показал, что фашизм у власти- это война, это разгул жесточайшего массового террора, это геноцид в отношении славянских и других народов, это уничтожение миллионов ни в чем не повинных людей. Он наглядно и убедительно продемонстрировал всю опасность возрождения фашизма для судеб мира и по праву вошел в историю как процесс антифашистский.
V. Выводы, подведение итогов. Суд Народов явился одной из важнейших вех на пути развития прогрессивных принципов международно-правовых соглашений, положил начало формированию «нюрнбергского права», то есть системы юридических норм, которые призваны охранять мир, вести борьбу с агрессией, как с величайшим преступлением, а в случае если она развязана, осуществлять защиту жертв войны и привлекать к ответственности виновников агрессии и военных преступников. В Нюрнберге впервые в истории, как уголовные преступники, были наказаны государственные руководители, виновные в подготовке, развязывании и ведении агрессивной войны, претворен в жизнь принцип, гласящий: «положение в качестве главы государства или руководящего чиновника правительственных ведомств, равно как то, что они действовали по распоряжению правительства или выполняли преступный приказ, не является основанием к освобождению от ответственности». Трибунал подчеркнул что преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными категориями, и только путем наказания отдельных лиц, совершающих такие преступления, могут быть соблюдены нормы международного права. С началом «холодной войны» активизировались силы, желающие пересмотреть итоги Второй мировой войны, принизить и даже свести к нулю главенствующую роль Советского Союза в разгроме фашизма поставить, знак равенства между Германией,страной-агрессором, и СССР, который вел справедливую войну и ценой огромных жертв спас мир от ужасов нацизма. 26 миллионов 600 тысяч наших соотечествинников погибло в этой кровавой бойне. И больше половины из них- 15 миллионов 400 тысяч –это были мирные граждане. Появилась масса публикаций, фильмов, телевизионных передач искажающих историческую реальность. При этом используется типичный прием — показать известных фашистов на бытовом уровне: смотрите, это самые обычные и даже милые люди, а вовсе не палачи и садисты.
Почему же о преступлениях нацизма нельзя забывать?
Классный руководитель:
Массовый геноцид, расовая зачистка началась с земель Германии, затем и на оккупированных территориях. Были созданы концентрационные лагеря, в которых царили жестокие пытки, рабский труд, бессмысленные медицинские опыты над людьми и убийства. В концлагерях уничтожали людей других народов в промышленных масштабах. Нацисты с презрением относились к людям других рас. В концлагерях все заключенные имели нагрудный личный номер и отличительный знак заключенного (желтая звезда, например, означала, что узник по национальности еврей). К заключенным обращались только по номерам, которые те должны были знать наизусть. Преступление нацистов заключается ещё и в том, что именно они развязывали Великую Отечественную войну, пытаясь в короткие сроки захватить СССР, что бы овладеть ресурсами Урала и Зауралья. Однако желаемое не удалось осуществить, Нюрнбергский процесс разоблачил сущность германского фашизма, его планы уничтожения целых государств и народов, опасность фашизм для всего человечества. На Нюрнбергском процессе впервые в истории агрессия была признана жесточайшим преступлением против человечества.
VI. Результаты социологического опроса:
«Что вы знаете о Нюрнбергском процессе…?»
1. Что такое Нюрнбергский процесс?
2. Назовите известных вам лидеров фашистской Германии?
3. Почему процесс проходил в Нюрнберге?
4. Какие вы можете назвать концлагеря и лагеря смерти?
5. Кто из фашистских лидеров избежал Нюрнбергского процесса?
6. Что связывает Хатынь, Орадур и Лидице ?
7. Назовите страны, в которых у власти были фашисты?
8. Как считаете вы, необходимо ли бороться против организаций и деятельности фашистских и неофашистских групп?
9. Назовите страны, в которых, по вашему мнению, присутствует фашистская идеология?
10. Сталкивались ли вы с проявлениями фашизма в своей жизни?
Мнение учащихся:
Классный руководитель:
Принимаю все ваши суждения. Да существует, большое количество доказательств зверств нацистского режима, зафиксированных как самими нацистами, так и очевидцами тех событий. Современным жителям планеты нельзя их игнорировать и забывать: благодаря исторической памяти человечество сможет избежать тех же ошибок. Сегодня нацизм подобно птице Феникс возрождается из пепла второй мировой и принимает новые формы, совращая умы современной молодёжи, создавая для них ложные идеалы. Нацизм эволюционирует. Нельзя забывать историю своей страны, нельзя наглухо закрыть страницы истории. Без прошлого нет настоящего и будущего. Для тех же, кто забывает уроки истории, кто преднамеренно предаёт их забвению, грозным предостережением звучит Приговор Нюрнбергского трибунала. Он и сегодня служит делу мира, зовет к бдительности, ведь незнание истории, может дорого обойтись новому поколению. У преступления против человечества нет срока давности. Попытки возрождения нацизма необходимо пресекать, не допускать фальсификации исторических фактов.
Литература
- Александров Г.Н. Нюрнберг вчера и сегодня. М., 1971
- Горшенин К.П. Нюрнбергский процесс сборник материалов. М., 1955.
- Звягинцев А. Нюрнбергский процесс. Без грифа «Совершенно секретно». С-Пб, 2010.
- Звягинцев А. Главный процесс человечества. Нюрнбергский процесс. М., 2015
- Лебедева Н.С. Подготовка Нюрнбергского процесса. М., 1975
- Лебедева Н.С. Нюрнбергский процесс. Сборник материалов в 8-ми томах. М., 1987
- Мельников Д.Е. Империя смерти: Аппарат насилия в нацистской Германии. 1933-1945. М., 1987.
- Мюллер Н. Вермахт и оккупация (1941-1944). М., 1974.
- Полторак А.И. Нюрнбергский эпилог. М., 1983
Интернет ресурсы:
- http://www.zonapoiska.com/Forum/viewtopic.php?f=125&t=1909&view=previous.
- http://webdiscover.ru/v/63281
- http://www.teroboz.ru/rassilka/germaniya-poznanie_velik_oii_strany//33/germaniya evrovidenie_proiidet_v_dyusseldorfe/3850/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%FE%FO%ED%E1%E5%F0%E3%F1%EA%E8%E9%EF%FO%EE%F6%E5%F1%F1%
- http://richardsite.narod.ru/referaty/84.html
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%ED%F6%E5%ED%F2%F0%EO%F6%E8%EE%ED%ED%FB%E5%EB%E0%E3%E5%F0%FF%D2%F0%E5%F2%FC%E5%E35EE%F0%F5%E9%F5%E0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/04/picture-333691-1383568298.jpg)
рабочая программа по истории 2 курс СПО, тематический план по истории 2 курс СПО
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОУ СПО по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/20/picture-364751-1455990186.png)
Живая история. История поселка Буранный. Научная работа Литовченко К.А
Живая история. История поселка Буранный. Научная работа Литовченко К.А...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/26/picture-501263-1417014422.jpg)
Повторительно – обобщающий урок по «Истории России» по теме «История России 1 половины 19 века».
Задачи материала - повторить основные даты, термины и понятия; повторить основные факты истории 1 России половины XIX века. Вспомнить выдающихся людей этого времени....
Творческая работа-ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «История моего рода в истории любимого города»
Любовь к Родине начинается с любви к матери, к дому, к месту, где родился и вырос человек. В каждой местности есть свои достопримечательности, которые с детства западают в душу человека и сопровождают...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/29/picture-286876-1377778811.jpg)
Внеаудиторное мероприятие «Легенда и история чая в истории государств. Душа, философия, здоровье»
Чай известен человечеству более 5000 лет (по обнаруженным упоминаниям в текстах). За это время он «оброс» множеством легенд. И если в 2000 году мне удалось найти лишь две основные легенды (по сути «ин...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/07/picture-793745-1478502824.jpg)
Cценарий интеллект-шоу Колесо истории:Древняя Русь. Cценарий интеллект-шоу Колесо истории:Царская Россия.
История – это живая связь времён. Настоящее берёт начало в прошлом. Мы благодарны тем людям, которые жили до нас, за то, что они сберегли и сохранили нашу Родину. А будут ли п...
Методическая разработка на тему «Методика проведения внеклассного мероприятия» по дисциплине история «Олимпиада по истории» (из опыта работы преподавателя)
Данная разработка результат обобщения работы преподавателя социальных дисциплин по проблеме «Историческая олимпиада» в декадниках предметной (цикловой) комиссии и в республиканских ...