Серебряный век русской литературы К. Бальмонт
презентация к уроку
Серебряный век русской литературы
КСеребряный век русской литературы
Константин бальмонтонстантин бальмонт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание 1. Биография. 2. Особенности творчества. 3.Анализ стихотворения. 4.Использованные источники.
Биография Константин Дмитриевич Бальмонт- русский поэт - символист , переводчик и эссеист , один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века . Константин Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в селе Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии[4], третьим из семерых сыновей. Известно, что дед поэта был морским офицером[10]. Отец Дмитрий Константинович Бальмонт (1835—1907) служил в Шуйском уездном суде и земстве: сначала мировым судьёй, затем[12] — председателем уездной земской управы[13]. Мать Вера Николаевна, урождённая Лебедева, происходила из семьи полковника, в которой любили литературу и занимались ею профессионально[10]; она выступала в местной печати, устраивала литературные вечера, любительские спектакли[14]. Мать оказала сильное влияние на мировоззрение будущего поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории[13], первой научив постигать «красоту женской души»[15]. Вера Николаевна хорошо знала иностранные языки, много читала и «не была чужда некоторого вольнодумства»: в доме принимали «неблагонадёжных» гостей[16]. Именно от матери Бальмонт, как сам он писал, унаследовал «необузданность и страстность», весь свой «душевный строй»[9]
ДЕтство Родина Константина Бальмонта – Владимирская губерния. Там, в небольшой деревушке Гумнищи , он и родился 15 июня 1867 года. Отца будущего литератора звали Дмитрий Бальмонт, он работал на должности коллежского регистратора Шуйского уездного суда, потом занял кресло мирового судьи, затем возглавлял уездную земскую управу.Мама – Вера Бальмонт (Лебедева), родом из семьи военного, большого любителя литературы. Вера устраивала выступления в местной печати, занималась организацией литературных вечеров и любительских постановок. Именно она способствовала формированию мировоззрения Константина, познакомила его с удивительным миром музыки, давала ему уроки истории и словесности, а также поведала о «красоте женской души ». Мама будущего поэта владела несколькими иностранными языками, отличалась вольнодумством, принимала в своем доме «неблагонадежных» гостей. Потом Бальмонт напишет, что мама не только научила его любить литературу, но и поделилась с ним своим «душевным строем». Константин был третьим из семи сыновей семьи Бальмонтов. Он наблюдал, как мама занимается грамотой со старшими братьями, и сам начал читать в пятилетнем возрасте. Отец так обрадовался успехам сына, что подарил ему первую книгу.Когда старших сыновей нужно было отдавать в школу, Бальмонты переселились в Шую. Это не значит, что они оторвались от природы – их дом стоял в окружении обширного сада, на берегу речки Тезы. Отец очень любил охоту, поэтому часто бывал в Гумнищах , и Костю брал с собой чаще других .
Литературный дебют В 1888 году Бальмонт вернулся в университет[30], но из-за сильного нервного истощения учиться не смог — ни там, ни в ярославском Демидовском лицее юридических наук, куда поступил в 1889 году. В сентябре 1890 года он был отчислен из лицея и на этом оставил попытки получить «казённое образование»[9]. «…Я не смог себя принудить <заниматься юридическими науками>, зато жил истинно и напряжённо жизнью своего сердца, а также пребывал в великом увлечении немецкой литературой»[27][31], — писал он в 1911 году. Своими знаниями в области истории, философии, литературы и филологии Бальмонт был обязан себе самому и старшему брату, страстно увлекавшемуся философией[32]. В 1889 году Бальмонт женился на Ларисе Михайловне Гарелиной , дочери иваново-вознесенского купца. Год спустя в Ярославле на собственные средства он издал свой первый «Сборник стихотворений»[33]; некоторые юношеские произведения, вошедшие в книгу, были опубликованы ещё в 1885 году[34]. Впрочем, дебютный сборник 1890 года интереса не вызвал, близкие люди его не приняли[35], и вскоре после выхода поэт сжёг почти весь небольшой тираж[13]. В марте 1890 года произошёл инцидент, наложивший отпечаток на всю последующую жизнь Бальмонта: он попытался покончить с собой, выбросился из окна третьего этажа, получил серьёзные переломы и провёл год в постели.[~ 1] Считалось, что толкнуло его на такой поступок отчаяние от семейного и финансового положения: женитьба рассорила Бальмонта с родителями и лишила финансовой поддержки, непосредственным же толчком явилась прочитанная незадолго до этого « Крейцерова соната»[18]. Год, проведённый в постели, как вспоминал сам поэт, оказался творчески весьма плодотворным и повлёк «небывалый расцвет умственного возбуждения и жизнерадостности»[10].
Восхождение к славе Если дебют 1894 года не отличался оригинальностью, то во втором сборнике «В безбрежности» (1895) Бальмонт приступил к поискам «нового пространства, новой свободы», возможностей соединения поэтического слова с мелодикой. «…Я показал, что может сделать с русским стихом поэт, любящий музыку. В них есть ритмы и перезвоны благозвучий, найденные впервые»[9], — позже писал он сам о стихах 1890-х годов. Несмотря на то, что сборник «В безбрежности» современные Бальмонту критики признали неудачным[17]:12, «блеск стиха и поэтический полёт» (согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона ) обеспечили молодому поэту доступ в ведущие литературные журналы[10]. 1890-е годы были для Бальмонта периодом активной творческой работы в самых разнообразных областях знаний. Поэт, обладавший феноменальной работоспособностью, осваивал «один за другим многие языки, упиваясь работой, как одержимый… прочитывал целые библиотеки книг, начиная с трактатов о любимой им испанской живописи и кончая исследованиями по китайскому языку и санскриту». Он увлечённо изучал историю России, книги по естественным наукам и народному творчеству[18]. Уже в зрелые годы, обращаясь к начинающим литераторам с наставлением, он писал, что дебютанту нужно «…уметь в весенний свой день сидеть над философской книгой и английским словарём, и испанской грамматикой, когда так хочется кататься на лодке и, может быть, можно с кем-то целоваться. Уметь прочесть и 100, и 300, и 3 000 книг, среди которых много-много скучных. Полюбить не только радость, но и боль. Молча лелеять в себе не только счастье, но и вонзающуюся в сердце тоску»[18]. К 1895 году относятся знакомства Бальмонта с Юргисом Казимировичем Балтрушайтисом, которое постепенно переросло в дружбу, продолжавшуюся много лет, и С. А. Поляковым, образованным московским коммерсантом, математиком и полиглотом, переводчиком Кнута Гамсуна[45]. Именно Поляков, издатель модернистского журнала «Весы», пять лет спустя учредил символистское издательство «Скорпион», где вышли лучшие книги Бальмонта.
Пик популярности Сборник «Горящие здания» (1900), занимающий центральное место в творческой биографии поэта, создавался большей частью в имении Поляковых «Баньки» Московского уезда; хозяин его был с большой теплотой упомянут в посвящении. «Нужно быть беспощадным к себе. Только тогда можно достичь чего-нибудь», — такими словами в предисловии к «Горящим зданиям» Бальмонт сформулировал свой девиз. Основную задачу книги автор определил как стремление к внутреннему освобождению и самопознанию[9]. В 1901 году, отсылая сборник Льву Николаевичу Толстому, поэт писал: «Эта книга — сплошной крик души разорванной, и, если хотите, убогой, уродливой. Но я не откажусь ни от одной её страницы и — пока — люблю уродство не меньше, чем гармонию»[49]. Благодаря сборнику «Горящие здания» Бальмонт приобрёл всероссийскую известность и стал одним из лидеров символизма, нового движения в русской литературе. «В течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией. Другие поэты или покорно следовали за ним, или, с большими усилиями, отстаивали свою самостоятельность от его подавляющего влияния»[14], — писал Валерий Яковлевич Брюсов. Постепенно образ жизни Бальмонта во многом под влиянием Сергея Александровича Полякова стал меняться. Жизнь поэта в Москве проходила в усидчивых занятиях дома, чередовавшихся с бурными кутежами, когда встревоженная жена принималась разыскивать его по всему городу[36]. При этом вдохновение не оставляло поэта. «Ко мне пришло что-то более сложное, чем я мог ожидать, и пишу теперь страницу за страницей, торопясь и следя за собой, чтобы не ошибиться в радостной торопливости. Как неожиданна собственная душа! Стоит заглянуть в неё, чтобы увидеть новые дали… Я чувствую, что я напал на руду… И если я не уйду с этой земли, я напишу книгу, которая не умрёт»[48], — писал он в декабре 1900 года Иероним Иеронимовичу Ясинскому. Четвёртый поэтический сборник Бальмонта «Будем как Солнце» (1902) разошёлся тиражом 1800 экземпляров в течение полугода, что считалось неслыханным успехом для поэтического издания, закрепил за автором репутацию лидера символизма и в ретроспективе считается его лучшей поэтической книгой[50]. Блок назвал «Будем как солнце» «книгой, единственной в своём роде по безмерному богатству»[17]:15.
Особенности Творчества Творческая биография Константина Бальмонта началась в возрасте 10 лет. Именно тогда он написал свои первые два стихотворения: одно о зиме, второе о лете. Он показал их маме, но строгая родительница жестко раскритиковала произведения сына. Из-за такого поворота событий молодой человек впал в уныние, перестал верить в собственные силы и не писал целых 6 лет. Считается, что отправная точка творчества Бальмонта – сборник под названием «Под северным небом». Он вышел в 1890 году. Публика очень тепло его приняла, точно так же, как и последующие сборники – «Тишина» и «В безбрежности мрака». Писатель страдает психическим расстройством. Он пребывает в упадке и депрессии из-за тяжелого финансового и семейного положения. Пытается покончить жизнь самоубийством и в результате падения с третьего этажа получает сильную травму головы. А после того, как более-менее приходит в себя, удрученный мнимой писательской неудачей, собственноручно уничтожает весь тираж первого сборника. Вскоре поэзию Бальмонта начали с удовольствием печатать модные журналы того времени, он стал невероятно популярным, ему пророчили большое будущее.
Особенности творчества В 1894-95 г. Бальмонт знакомится с другими поэтами-символистами. В их числе оказываются такие литераторы, как Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, а также Валерий Брюсов. Следом в творчестве Бальмонта прослеживаются оккультные и почти религиозные темы, это особенно видно по произведениям из сборника «Злые чары», который вышел в свет гораздо позже. Его изъяли по соображениям цензуры . На поздние произведения литератора влияние оказывает зарубежная экзотика и иностранная культура. Были в копилке поэта и стихи революционной тематики. Особенно активно это направление в творчестве Бальмонта стало развиваться после 1905 года. Так, будучи очень популярным, Бальмонт ездит по городам, по всей стране и читает свои стихи. Однако уже в 1913-14 году его творчество теряет актуальность. Его воспринимают на так тепло и считают пережитком прошлого.
Особенности творчества Второе дыхание у Бальмонта открылось уже во второй эмиграции, после 1917 года. Сам Константин очень любил свою книгу под названием "Горящие здания. Лирика Современной души". До того, как вышел этот сборник, лирика поэта казалась тоскливой и меланхоличной, а эта книга помогла рассмотреть в нем абсолютно новое начало, его творчество заблистало солнечными, жизнерадостными нотками. Помимо стихотворений, мужчина занялся изданием большого сборника сочинений в нескольких томах. Успел написать пару автобиографических книг, в том числе «Под новым серпом» и «Воздушный путь». Последнее произведение Бальмонта, сборник « Светослужение » стал финальным в биографии поэта. С 1937 года литератор не написал ни строчки . “ В долгий год, когда я, лёжа в постели, уже не чаял, что я когда-нибудь встану, я научился от предутреннего чириканья воробьёв за окном и от лунных лучей, проходивших через окно в мою комнату, и от всех шагов, достигавших до моего слуха, великой сказке жизни, понял святую неприкосновенность жизни. И когда наконец я встал, душа моя стала вольной, как ветер в поле, никто уже более не был над нею властен, кроме творческой мечты, а творчество расцвело буйным цветом … — Константин Бальмонт "Воздушный путь", 1923 год
Анализ стихотворения к. бальмонта “ быть может ” 1) История создания : а ) Дата написания: Стихотворение было написано в 1913 году. б) По какому поводу написано: «Быть может» написано в контексте поисков смысла жизни, любви и природы. Это время для Бальмонта было периодом глубоких личных и творческих размышлений. в) Кому посвящено: Стихотворение посвящено всем, кто ищет ответ на вопросы о жизни и любви, хотя можно сказать, что оно имеет и личные оттенки, намекающие на переживания самого автора.
Основная тема и идея Основная тема и идея стихотворения Основная тема стиха — неопределенность и многозначность жизни, вопросы бытия и смысла. Идея состоит в том, что многие аспекты жизни остаются неясными и доступны лишь для интерпретации. Поэт призывает читателя заглянуть внутрь себя, задаться вопросами о своем месте в мире.
Средства языковой поэтической выразительности Метафоры: Бальмонт активно использует метафоры, чтобы передать сложность своих ощущений. - Повторы: Использование повторов создает ритмичность и усиливает эмоциональную нагрузку текста. - Сравнения: Они помогают глубже понять основные мысли поэта и сделать их более понятными читающему. - Олицетворение: Природа и чувства поэта часто наделяются человеческими свойствами.
Особенности фонетики Стихотворение обладает музыкальностью и ритмикой, что достигается использованием: - Аллитерации: Повторяющиеся звуки создают певучесть. - Ассонанса: Схожие гласные звуки создают гармонию текста. - Ритм: Стихотворение имеет свободный ритм, что позволяет поэту выразить настроение и эмоции с большей свободой.
Схема стихотворного размера Стихотворение написано в разные метрические схемы, содержащие элементы и ямба, и хореи, но в целом оно можно охарактеризовать как свободный стих, где внимание уделяется не строгой ритмике, а свободе выражения и эмоциональной насыщенности.
Источники информации https://ru.wikipedia.org/wiki/ Бальмонт,_ Константин_Дмитриевич - Биография https://biographe.ru/znamenitosti/konstantin-balmont/ - Биография https :// project3298648.tilda.ws/page28262366.html - Особенности творчества https:// www.culture.ru/literature/poems/author-konstantin-balmont - Стихотворения Бальмонта https:// novaappai.page.link/2iFcRyNKXVTRhK6x5 - Анализ стихотворения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Серебряный век русской поэзии
Презентация "Серебряный век русской поэзии" к циклу занятий для студентов СПО (1 курс)...
Серебряный век русской поэзии
Серебряный век русской поэзии...

конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"
Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы....

7.09.20.Задание по литературе для группы 1БС01 Введение. Историко- культурный процесс и периодизация русской литературы
7.09.20.Задание по литературе для группы 1БС01 по теме "Введение. Историко- культурный процесс и периодизация русской литературы" предназначено для самостоятельного изучени...

проект по ОУД. 02 "Литература" "Отражение страшных эпидемий на страницах русской литературы"
Вашему вниманию представлен проект по ОУД.02 "Литература" для специальности 34.02.01 "Сестринское дело". Работа направлена на формирование профессиональных компетенций....

Лекция "Серебряный век русской поэзии"
В материалах представлен краткий обзор таких поэтических течений, как символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия...

Конспект урока по истории мировой культуры "Золотой и серебряный век Русской культуры"
Конспект урока для праскрытия темы Золтой и Серебряный век Русской культуры. Материал рассчитан для проведения урока на 45 минут....