7.09.20.Задание по литературе для группы 1БС01 Введение. Историко- культурный процесс и периодизация русской литературы
план-конспект занятия
7.09.20.Задание по литературе для группы 1БС01 по теме "Введение. Историко- культурный процесс и периодизация русской литературы" предназначено для самостоятельного изучения в рамках дистанционного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie._istoriko-kulturnyy_protsess_i_periodizatsiya_russkoy_literatury.zip | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 1.
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.
Становление русского реализма.
Задания:
1.Составьте понятийный словарь темы «Особенности развития литературы в конце 18- начале 19 века: записать в тетрадь определения литературных направлений.
2.Подготовьте сообщение по теме « Жизнь и творчество А.С.Пушкина» ( индивидуально, по желанию)
3. Прочитать поэму А. С. Пушкина «Медный всадник»
В чём же самобытность русской литературы? Какое значение она имеет в жизни современного человека?
- Литература - особый вид искусства.
ЛИТЕРАТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (от лат. littera-» буква, письменность
- слово – основное средство образного отражения жизни
- как искусство слова –самый разносторонний вид искусства, наиболее полно многогранно отражающий жизнь.
- Литература- учебник жизни (Н.Г.Чернышевский). Это обобщенный опыт человеческой жизни, способствующий развитию нравственного потенциала человека, его культуры, духовности.
- Литература- наука человековедения. (М.Горький)
Для нас важно понимание литературных источников как метода познания себя и окружающего мира.
Т.о., литература – искусство изображения словом, в котором обычные понятия наполняются разнообразием смыслов и оттенков значения, слова начинают «сверкать», как драгоценные камни. Особенно ярко это проявляется в поэтической речи: способность «глаголом жечь» делает лирику неиссякаемым источником неповторимых мыслей и переживаний.
Каков путь развития русской литературы? Почему литература 1 половины 19 в. была названа золотым веком русской литературы?
Во-первых, 1) в начале века искусство письма окончательно отделяется
от придворной поэзии и "альбомных" стихов,
2) в истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала,
3) лирика становится естественней, проще, человечней.
Во-вторых, 19 век – это время формирования русского
литературного языка, которое вобрало в себя творчество представителей всех литературных направлений:…
Основоположником же русского литературного языка и реализма считают А.С. Пушкина.
Чем это было подготовлено? Всем предшествующим литературном процессом.
1 этап - Фольклор (10-11 в.в.): сказки, былины, песни.
2 этап - Древнерусская литература (12 - 17 в.в.): былины, летописи, жития.
3 этап - Русское Предвозрождение (кон. 14 - 15 в.в.).
Эпоха Просвещения ( 16-18в.) (Фонвизин, Радищев)
4 этап - "Золотой век" (19 в.): классицизм,
сентиментализм, романтизм (Жуковский,
Пушкин, Лермонтов, Гоголь).
+- реализм (Пушкин, Лермонтов, Гоголь и др).
5 этап - "Серебряный век" (нач. 20 в.): модернизм: символизм, футуризм, акмеизм
6этап - Советский период (1917 - 1986), период оттепели (60-е годы 20 в.)
7 этап - 90-е годы 20 в. - нач. 21 века
Теснейшая связь художественной литературы с развитием общественной идеологии определяет возникновение и развитие на определенных исторических этапах литературные направления:
- Классицизм (образцовый) – 17 – 19 в.
- Культ разума
- Обращение к образцам и формам античности как к идеалу
- соблюдение в драме единства места, времени и действия
- обращение к общественной проблематике
- утверждение идей просвещенного абсолютизма, патриотизма, гражданственности
- идеализация героя
- Сентиментализм (чувствительный) – 2-я пол. 18 в.
- культ «естественных» чувств
- признание добродетели как природного свойства человека
- способность к состраданию как черта идеального человека
- культ природы
- внимание к внутреннему миру человека
- Романтизм ( странное, фантастическое) – конец 18 – 1-я половина 19 в
- тяготение к субъективному, интуитивному
- исключительные характеры в необычных обстоятельствах
- интерес к внутреннему миру человека
- разлад мечты и действительности (романтическое двоемирие)
- утверждение романтических ценностей: свободы, борьбы, любви, природы.
- Реализм (действительный) – 19 – 20 в.
- типизации фактов действительности, характеров и обстоятельств
- правдивое отражение мира
- историзм
- отношение к литературе как к средству познания человеком себя и окружающего мира
- отражение связи человека и среды
- Модернизм (современный) – конец 19 – начало 20 в.
- духовное возрождение человечества
- замкнутость, отчужденность абсурдность человеческого существования
- изображение человека жертвой непознаваемых враждебных сил, формирующих его судьбу
- поиск новых форм выражения сокровенного мира личности
- Постмодернизм – 20 в.
Литература постмодернизма относится ко второй половине XX века, но с точностью описать и дать определение этому направлению сложно.
Ей присуща ирония, черный юмор, фрагментарность произведеения. Но в сравнении с модернистской литературой, можно сказать, что постмодернизм полностью отрицает модернизм. Так, автор может отрицать в своем произведении смысл бытия, а само произведение, зачастую становится только пародией на поиск смысла бытия. Так, мир представляется как нечто хаотичное.
Основные черты:
- реакция на идеи Просвещения
- фрагментарность,
- многовариантность истолкования
- ирония, черный юмор, эпатажность
- невозможность описания мира как некоего целого
- смешение высокой и низкой культур
- плюрализм
Становление русского реализма.
Во второй половине XVIII ст. направления литературного процесса России определяли первый драматург Денис Фонвизин (трудно недооценить влияние его "Недоросля" на образованность дворянства) и первый писатель - оппонент власти, которого можно назвать совестью народной, - Александр Радищев.
Даже прозорливая Екатерина II тогда не осознала, что гений писателя и философа показал ей как подсказку болевые точки Российской империи, которые следует реформировать. Но она тогда выступила как главный апологет крепостнического строя, назвав Александра Николаевича за его идеи, изложенные в “Путешествиях из Петербурга в Москву”, “бунтовщиком похлеще Пугачева”.
Эпоха российского Просвещения заложила хороший фундамент дальнейшего взлета творчества
Предыстория и рождение русского реализма XIX ст.
Периодизация русской литературы 19 века отражает процесс становления новой классической мировой литературы.
В стиле сентиментализма творил историк и писатель Николай Карамзин.
Поэт-классицист Гавриил Державин создавал величественные оды (например, “Фелица” - в честь Екатерины II), ставшие титульными имперскими произведениями.
Романтизм характерен для поэта Василия Жуковского, автора первого гимна России (“Молитва русских”).
Казненный декабрист и поэт Кондратий Рылеев писал в стиле гражданского романтизма.
Второй этап, которым славна периодизация русской литературы 19 века, можно по праву назвать пушкинским. Действительно, трудно переоценить вклад в русский язык и русскую поэзию Александра Сергеевича Пушкина. Его слова о себе, создавшем “памятник нерукотворный”, оказались пророческими.
Творчество гения было многогранным. Поэт начинал писать в стиле романтизма (поэмы “Цыганы”, “Бахчисарайский фонтан“). Затем, после подавления восстания декабристов, в его творчестве все мощнее стал проявляться историзм и гражданственность.
Затем Александр Сергеевич выходит в своем творчестве на совершенно новый стиль - русский реализм. Его роман в стихах “Евгений Онегин” и сборник прозы “Повести Белкина” полны правды о социальном состоянии людей, жизненной достоверности.
Третий этап золотой русской литературы 19 века
Пушкин был той искрой, которая зажгла пламя. Это напоминает цепную реакцию. В дальнейшем русский реализм Пушкина развивают уже два классика: Лермонтов и Гоголь, но каждый по-своему. Лермонтов углубляется внутрь личности главного героя, человека, терзаемого противоречиями, конфликтующего с внешним миром и не находящего применения своим жизненным силам. Гоголь же идет “вширь”, пытаясь представить глобальную картину русской жизни.
И как результат, уже на своем третьем этапе удивляет мир небывалым творческим потенциалом периодизация русской литературы 19 века.
Таблица русских классиков, творивших в период с 1840 по 1890 г., содержит известные во всем мире имена.
Федор Тютчев | 1803—1873 |
Домашнее задание.
1.Подготовьте сообщение по теме « Жизнь и творчество А.С.Пушкина» ( индивидуально, по желанию)
2. Прочитать поэму А. С. Пушкина «Медный всадник»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историко-культурный экскурс. Игра как способ познания и как способ познания отношения (Йохан Хейзинга)
Историко-культурный экскурс. Игра как способ познания и как способ познания отношения (Йохан Хейзинга)...
Из опыта работы по новому историко-культурному стандарту
Интеграция локально/регионального компонента в историю России...
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: ИЗУЧЕНИЕ, СОХРАНЕНИЕ, ТРАНСЛЯЦИЯ
В работе проанализированы основные угрозы по сохранению историко-культурного потенциала Северного Кавказа. Предложены механизмы активизации и популяризации культурного наследия регио...
Актуальные вопросы повышения прибыли гостиничного предприятия путем использования объектов историко-культурного потенциала
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с повышением прибыли гостиничного предприятия при использовании им в своей основной деятельности объектов историко-культурного потенциала. Для этого ...
Достижения, образовательная деятельность 2018 - 2019. Московская историко-культурная олимпиада "Россия - моя история". Грамоты
Грамоты участников, призеров, победителей Московской историко-культурной олимпиады"Россия - моя история", 2018 - 2019...
10.09.2020. Задание по литературе для группы 1БС01
10.09.20.Задание по литературе по теме "А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь" предназначено для самостоятельной работы для группы 1БС01 в рамках дистанционного обучения...
КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ОСНОВЕ УМК ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ Методический продукт проблемно-творческой группы городского профессионального объединения учителей русского языка и литературы
Актуальность данного методического продукта заключается в разработке диагностических работ и комплектов заданий по читательской грамотности с учётом требований ФГОС ООО, что является одним из важных у...