Развитие аналитического и творческого подхода обучающихся к познавательному процессу
статья
Статья посвящена проблеме развития аналитического мышления и творческих способностей обучающихся на уроках литературы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «ОСТАШКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Развитие аналитического и творческого подхода обучающихся к познавательному процессу
Статья Пекуриной Светланы Ивановны – преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Осташковский колледж»
Для творчески работающего педагога в осуществлении учебного процесса в современных условиях первостепенными становятся следующие принципы: каждый урок -это открытие, исследование, осмысление, оценка результативности деятельности (особенно самооценка), определение стратегии обобщения и углубление полученных знаний. Главным результатом является интеллектуальное и духовное обогащение обучающегося, а не обычная передача знаний. Именно такие принципы лежат в основе образовательной технологии развития критического мышления. Данную технологию хоть и считают сравнительно молодой, однако несложно заметить, что принципы её восходят к идее творческого сотрудничества ученика и учителя, развития у обучающихся аналитического и творческого подхода к изучаемому материалу, высказанной русским психологом Л.С. Выготским.
Целью технологии развития критического мышления является обеспечение развития у обучающихся критического мышления путём их интерактивного включения в познавательный процесс.
Данная технология предполагает включение каждого обучающегося в процесс выработки собственного мнения в контексте учебной программы, и осуществление данного процесса в современных условиях невозможно без активного внедрения в учебный процесс информационных технологий.
Особое внимание в процессе обучения на уроках литературы я придаю формированию медиаобразовательных умений, как неотъемлемой составляющей развития критического мышления. Студенты довольно охотно берутся за самостоятельную разработку электронных презентаций тем, даже проектов, однако не всегда могут верно сориентироваться в многообразии имеющегося учебно-научного материала, довольствуются только фактами, не раскрывая их причин, не видя следствий. Зачастую ученические презентации содержат довольно громоздкие тексты, не имеют стилистического единства. Поэтому подготовку к выполнению творческого задания в форме презентации необходимо начать с формирования медиаобразовательных умений: нахождения необходимой информации в различных источниках, критического её осмысления, анализа, синтеза, приведения в систему в соответствии с поставленной проблемой, выделения главного, определения компетентности отобранной информации, видоизменения, приведения в стилистическое единство. Важно не только дать обучающемуся необходимое количество информации, но и научить его управлять ею, таким образом, развивая критическое мышление. Первый опыт создания презентации по литературе студенты получают в процессе выполнения исследовательской работы в рамках реализации проекта «Солнце русской поэзии». Обучающиеся имеют запас знаний о жизни и творчестве А.С. Пушкина, необходимый для определения проблемы исследования; дальнейшие знания приобретаются в процессе осуществления поисково-исследовательской деятельности. Работа идёт в малых творческих группах, что позволяет охватить большой объём материала. К сожалению, на изучение литературы первой половины 19 века в учреждениях среднего профессионального образования технического профиля отводится минимальное количество учебного времени, поэтому трудно переоценить роль мультимедийных технологий, позволяющих активизировать учебный процесс, в короткие сроки обобщить, систематизировать, углубить знания, использовать межпредметные связи, развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся.
Технология развития критического мышления строится на проблемных вопросах:простых (требующих знания фактического материала);уточняющих (способствующих умению выражения собственных мыслей); интерпретирующих (ведущих к осознанию причин явлений, поступков); практических ( переводящих знания в умения);творческих (направленных на развитие творческого мышления); оценочных (развивающих умение самооценки).
Исходя из вышеизложенного, урок в рамках данной технологии, как правило, включает следующие этапы (стадии): вызов (обучающийся приходит к выводу, на каком аспекте необходимо заострить внимание); осмысление (погружение в новое), чтение с пометками (аналитическая работа с текстом художественной, критической, учебной литературы на этом этапе из монотонной превращается в интересную); рефлексия (оценка результатов работы).
Замечательные возможности активизации аналитической, познавательной работы, повышения мотивации обучающихся к процессу обучения на каждом этапе урока помогает использование мультимедийных технологий, которые позволяют сделать применение основных методические приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературы более доступным, эффективным и организованным.
Самый простой и очень эффективный приём — это составление таблицы «ЗХУ» («ЗНАЛ- ЗНАЮ- ХОЧУ УЗНАТЬ»). Приём великолепно развивает мыслительные способности обучающихся, помогает выработать собственную позицию. С помощью этой таблицы студенты систематизируют знания по данной теме. Приём применим на любом уроке комбинированного типа. Мною предлагаются в качестве примера элементы урока по изучению темы «Петербург Достоевского». На стадии вызова перед учениками поставлен вопрос: «Каков Петербург в вашем представлении?». Перед ними слайд 1 (таблица «ЗХУ» в исходном виде). Студенты заполняют первую графу таблицы «Знал». Во время работы для активизации процесса познания и создания эмоционального настроя демонстрируются слайды с видами Петербурга. В качестве звукового сопровождения используется «Романс» Свиридова, отрывки из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». На стадии осмысления предлагается слайд 2. Обучающиеся заполняют вторую графу. (Отвечают на вопрос о том, что они узнали о Петербурге Достоевского в процессе аналитического чтения эпизодов романа). Работа сопровождается показом слайдов с иллюстрациями к роману художников П. М. Боклевского и Д. А. Шмаринова. Звучит Симфония №2» Шнитке. Всё это создаёт особый эмоциональный и творческий настрой. Достоинством мультимедийных технологий является возможность возвращения к предыдущим слайдам. Например, происходит сравнение результатов работы по первому и второму слайдам. Формулируется вывод. Мы обращаемся к таблице и на стадии рефлексии. Осталась незаполненной третья колонка таблицы «Хочу узнать» (Слайд №3) — необходимость осмысления причин конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым (домашнее задание к следующему уроку). Таким образом, с помощью данного приёма знания приведены в систему, познавательный процесс активизирован, обнаружена необходимость дальнейшей познавательной деятельности обучающихся по решению проблемы.
Подобный результат даёт и применение в процессе обучения приёма синквейна. На стадии вызова вниманию обучающихся предлагается слайд 1( «Алгоритм написания синквейна»). Путём составления собственного синквейна студенты формулируют своё представление о Петербурге. Практика показывает, что с этим заданием не все учащиеся справляются одинаково успешно, поэтому необходим слайд 2, который содержит синквейн, составленный учителем. На этапе осмысления составляем синквейн «Петербург в романе Достоевского». И снова, если потребуется, предлагаем готовый вариант (слайд 3), составленный учителем. Формулируем вывод.
Столь же эффективно работает и приём кластера. Суть приёма состоит в том, что на листе записывается основное слово (определяет тему), а вокруг (по типу солнышка) фиксируются идеи (в виде слов или рисунков) - кластеры, соотносящиеся с темой. Мною разработаны кластеры общие и уточнённые (на стрелках, отходящих от основного слова по типу солнышка, надписываются критерии, по которым следует наблюдать). Приём применим как на стадии вызова, так и стадии рефлексии. В результате работы получается подобие опорной схемы или конспекта. Обязательно к уроку учителем готовится исходный вид кластера (слайд 1) и заполненный (слайд 2), чтобы обучающиеся смогли самостоятельно оценить уровень своей работы, устранить пробелы, в знаниях, разработать стратегию дальнейшей работы по исследованию проблемы.
Введение информационных технологий делает более результативным и применение приёма «дерева предсказаний», который великолепным образом формирует умение аргументировать. На слайдах поочерёдно изображаются ствол (тема), веточки (аргументы), листочки (прогнозы).
На разных этапах урока развития критического мышления хорош и приём «толстых» и «тонких» вопросов.
Студенты должны уметь различать «тонкие» вопросы (на которые нужно дать однозначный ответ) и «толстые» (на которые необходимо дать развёрнутый ответ). На слайде изображаем таблицу, которая состоит из двух соответствующих граф и формулируем вопросы, мотивирующие аналитическую деятельность.
На заключительном этапе каждого урока развития критического мышления обязательна работа со слайдом «Основные критерии оценки результата». Критичность мышления, на мой взгляд, может быть раскрыта через следующие показатели: оценка (где ошибка?); диагноз (в чём причина?), самоконтроль (каковы недостатки?); критика (вы согласны с..., вы опровергаете...); прогноз (а что потом?).
Таким образом, применение мультимедийных технологий оказывает незаменимую помощь в развитии критического мышления обучающихся: способствует развитию индивидуальных познавательных способностей, помогает самоопределиться и самореализоваться, создаёт базу для новых видов деятельности.
Литература.
Дворко Н.И. Мультимедиа: творчество, техника, технология.-СПб.:2005.
Шлыкова О.В. Культура мультимедиа. Учебное пособие.-М.:Гранда, 2004.
Фёдоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия.//Инновации в образовании, 2007, №4.
Халперн Д. Психология критического мышления.-СПб: Питер, 2000.
Интернет-ресурсы.
www.firo.ru
www.uchportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация учебно-познавательной и профессионально-творческой деятельности обучающихся через организацию исследовательской работы на уроках иностранного языка в учреждениях СПО.
В статье рассматривается вопрос активизации учебно-познавательной, научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся как одной из форм обучения в современном учебном заведении, позволяющей...
Развитие творческого мышления обучающихся в процессе преподавания дисциплины "Основы философии"
В настоящее время главной задачей образовательного процесса становится не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого самостоятельного мышления, основных мыслительных операций, котор...
Организация самостоятельной и познавательной деятельности на уроках физики как средство развития и реализации творческих возможностей учащихся
данная статья описывает обобщение опыта по теме "Организация самостоятельной и познавательной деятельности на уроках физики как средство развития и реализации творческих возможностей учащихся", ...
"Использование игровых экологических обучающих ситуаций в процессе познавательно-речевого развития детей".
"Использование игровых экологических обучающих ситуаций в процессе познавательно-речевого развития детей"....
Методическая разработка Развитие творческих способностей обучающихся в процессе практического обучения по профессии "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электро-оборудования"
Одной из важнейших целей учебно-педагогического процесса следует считать создание благоприятных условий для развития творческих способностей личности.Творчество – это вид вышей нервной деятельно...
Учебно-методический комплект практических занятий по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов как необходимый фактор профессионального роста»
Учебно-методический комплект к практическим занятиям по теме «Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, интеллект. Развитие познавательных процессов...
Программа по выявлению и развитию способностей к творческой и познавательной деятельности у обучающихся ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
Программа по выявлению и развитию способностей к творческой и познавательнойдеятельности у обучающихся ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»...