Программа. Родной русский язык (9 класс)
рабочая программа
Программа. Родной русский язык (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_9_rodnoy_yaz_russkiy.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6 г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №1 от 30.08.2022 | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР | УТВЕРЖДЕНО приказом директора от 31.08.2022 №262/01-10 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования
Предметная область: «Русский язык и литература»
Учебный предмет: Родной язык (русский)
Класс: 9
Учителя:
Кузнецова О.В.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы», М., «Просвещение» (Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6 издание), авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский; Примерной программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-rabochaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obshheobrazovatelnyh-organizatsij-5-9-klassov/), Приказа МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России от 28.12.2018 г. № 345 «О Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», учебного плана.
Цели обучения предмету «Родной язык (русский)»
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Общая характеристика учебного предмета «Родной язык (русский)»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Освоение учебного предмета возможно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Место предмета в учебном плане
Настоящая программа рассчитана на 0,5 часа в неделю (17 часов в год)
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы | Кол-во часов |
1 | Язык и культура | 4 |
2 | Культура речи | 9 |
3 | Речь. Речевая деятельность. Текст | 4 |
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4) развитие навыка смыслового чтения и анализа письменной информации;
5) развитие коммуникативной компетенции, которая предполагает выбор адекватных речевых стратегий;
6) готовность и способность эффективно и корректно вести диалог с другими людьми.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников,
- овладение приѐмами отбора и систематизации материала на определѐнную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
- передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность формулировать результаты учебной деятельности в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свѐрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения еѐ содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка как средства общения, отражения и хранения информации о мире;
2) представление об истории развития русской письменности и взаимосвязи культуры народа и его языка, о становлении алфавита;
3) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
4) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка в процессе решения коммуникативных задач и создания собственных текстов;
5) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
6) формирование навыка проведения многоаспектного анализа текста;
7) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
8) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
Раздел 1. Язык и культура (4ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (9 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие неэтикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. Анализ текстов разных стилей и жанров.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: Учебник /Р.К. Боженкова.-М.: Флинта, 2015.- 608 с.
- Бондаренко Т.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие/Т.А. Бондаренко, О.Г. Демченко. – М.: Омега-Л, 2013. – 159 с.
- Голуб И.Б. Русская риторика и культура речи: Учебное пособие/И.Б. Голуб, В.Д. Неклюдов. – М.: Логос, 2014. – 328 с.
- Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Учебное пособие/А.Г. Зикеев. – М.: Владос, 2017. – 239 с.
- Чудинина В.В. Грамматика русского языка в таблицах. Предложно-падежная система: учебное пособие/В.В. Чудинина, Е.Н. Рогачева. – М.: Флинта, 2016. – 96 с.
Список Интернет-ресурсов
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru
Учительская газета http://www.ug.ru
Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru
Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org
Портал ВСЕОБУЧ — все об образовании http://www.edu-all.ru
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела программы, темы урока | Кол-во часов | Программное содержание | Дата | |
по плану (неделя) | факт | ||||
Раздел 1. Язык и культура | 4 | ||||
1 | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа | 1 | Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа | 1 | |
2 | Крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. | 1 | Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.) | 2 | |
3 | Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке. | 1 | Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). | 3 | |
4 | Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов. | 1 | Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов | 4 | |
Культура речи | 9 | ||||
5 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. | 1 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. | 5 | |
6 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. | 1 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. | 6 | |
7 | Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. | 1 | Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. | 7 | |
8 | Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы | 1 | Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы | 8 | |
9 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Правильное построение словосочетаний по типу управления. | 1 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). | 9 | |
10 | Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания. Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа. | 1 | Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа. | 10 | |
11 | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. | 1 | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. | 11 | |
12 | Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов, повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. | 1 | Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов(но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. | 12 | |
13 | Речевой этикет Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие неэтикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | 1 | Речевой этикет Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие неэтикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | 13 | |
Речь. Речевая деятельность. Текст | 4 | ||||
14 | Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. | 1 | Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. | 14 | |
15 | Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. | 1 | Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. | 15 | |
16 | Функциональные разновидности языка. Тексты разных стилей и жанров. | 1 | Разговорная речь. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Язык художественной литературы. | 16 | |
17 | Промежуточная аттестация (контрольная работа). | 1 | Промежуточная аттестация (контрольная работа). | 17 |
Приложение 2
Промежуточная аттестация (контрольная работа)
СПЕЦИФИКАЦИЯ
- Назначение промежуточной аттестационной работы
Цель работы: определить уровень освоения обучающимися 9 класса предметного содержания курса «Родной язык (русский)» по общеобразовательной программе.
Форма контроля – контрольная работа.
- Документы, определяющие содержание и параметры работы
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
– Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897";
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.)
– Примерные программы основного общего образования.
-Примерная программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования
- Рабочие программы. Русский язык 5 – 9 классы, М., «Просвещение» (Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации 8 издание), авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.
- Структура работы.
Контрольная работа состоит из 13 заданий. К каждому из заданий 1 - 5 дано 4 варианта ответа, нужно выписать цифру, соответствующую только одному правильному ответу. Задание №6 – установить соответствие между пунктами. Ответ к заданиям 7 - 12 нужно сформулировать самостоятельно и записать кратко. Текст из задания 13 нужно переписать, вставив пропущенные буквы и знаки препинания.
- Время проведения работы 45 минут.
- Шкала оценивания работы.
За каждое правильно выполненное задание №1-5, 7-12 начисляется 1 балл. Всего 11 баллов. Правильный ответ на задание №6 – 4 балла. За задание №13начисляется 3 балла, если нет офографических и пунктуационных ошибок; 2 балла – 1-2 ошибки, 1 балл – 3-4 ошибки, 0 баллов – 5 ошибок и более.
Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся за выполнение итоговой работы – 18 баллов.
Оценка | Кол-во баллов | % выполнения работы |
5 | 16-18 | 90-100% |
4 | 13-15 | 70-89% |
3 | 8-12 | 45-69% |
2 | 7-0 | 0-44% |
Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (2)Дятел работал без устали. (3)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (4)В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (5)Я спрятался за куст, любуясь работой. (6)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (7)В эту минуту случилась пренеприятная история, к сожалению, очень нередкая. (8)Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. (9)Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
(10)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (11)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (12)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
(13) – Зачем?
(14) – А просто так…
(15)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
(16)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (17)Кто должен научить их беречь и любить природу? (18)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (19)Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле? (По В. Пескову)
1.В каком предложении наиболее точно отражена позиция автора текста?
1)Нужно жалеть лесных обитателей.
2)Человека нужно с детства учить любить природу.
3)Природу нужно беречь.
4)Уничтожение природы приведет человечество к гибели.
2.Укажите предложение, в котором средством выразительности является ЭПИТЕТ.
1) 3; 2) 5; 3) 1; 4) 12
3.Укажите слово, в котором приставка близка по значению приставке «пере»
1)прескучный 2) приехал 3) прибрежный 4) прервать
4)В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1)карманный 2) олений 3) ветреный 4) серебряный
5)Какое из следующих утверждений НЕВЕРНО?
1)Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
2)Сложносочиненные предложения относятся к союзным сложным предложениям.
3)Сложноподчиненные предложения бывают союзными и бессоюзными.
4)Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации, союзов и союзных слов.
6.Соотнесите орфограммы и слова.
Название орфограммы | Пример слова орфограммой |
А) Проверяемые безударные гласные в корне слова Б) Непроверяемые безударные гласные в корне слова В) Чередующиеся гласные в корне Г) Непроизносимые согласные | 1) честный 2) грядки 3) посвящение 4) багровый 5) растение |
7. Замените слово «СКУЧЕН» в предложении № 18 антонимом. Напишите этот антоним.
8. Замените словосочетание «деревянные игрушки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
9. Выпишите грамматическую основу предложения: Море в темноте спокойно и величаво.
10. Среди предложений 1 - 8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
11. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ВВОДНОЙ КОНСТРУКЦИИ.
Мышка усаживается на край Катиного кресла,(1) а Алина,(2) как всегда,(3) устраивается на подоконнике. Динка долго возит по комнате стул: ей обязательно надо видеть лицо дяди Лёки, (4) когда он поёт. Наконец она усаживается, (5) обхватив руками колени.
12. Укажите количество грамматических основ в предложении № 11.
13. Перепишите предложение, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Под первыми, еще нежными и осторожными лучами весе(н-нн)его солнца капельки росы др_жащие на кончиках травы зажигают_ся переливаются всеми цветами радуги г_рят и блестят. Головки ра_пустившихся цветов т_желые от пропитавш_й их влаг_ ни_ко склоняются поч_ти к_саясь земли.
Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задания
(1)Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (2)Дятел работал без устали. (3)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (4)В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (5)Я спрятался за куст, любуясь работой. (6)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (7)В эту минуту случилась пренеприятная история, к сожалению, очень нередкая. (8)Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. (9)Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
(10)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (11)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (12)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
(13) – Зачем?
(14) – А просто так…
(15)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
(16)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (17)Кто должен научить их беречь и любить природу? (18)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (19)Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле? (По В. Пескову)
1.В каком предложении наиболее точно отражена позиция автора текста?
1)Утраты в природе невосполнимы.
2)Каждый человек в ответе за сохранение природы.
3)Нужно с детства учить любить природу.
4)Люди должны любить природу.
2.Укажите предложение, в котором средством выразительности является МЕТАФОРА.
1) 2; 2) 3; 3) 6; 4) 8
3.Укажите слово, в котором приставка имеет значение «приближение».
1)прервать 2) прекрасный 3) прилечь 4) пришел
4. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1)карманный 2) осенний 3) ветреный 4) серебряный
5.Какое из следующих утверждений НЕВЕРНО?
1)Сложноподчиненные предложения относятся к союзным сложным предложениям.
2)Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.
3)Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи интонации, союзов и союзных слов.
4)Сложносочиненные предложения бывают союзными и бессоюзными
6.Соотнесите орфограммы и слова
Название орфограммы | Пример слова орфограммой |
А) Проверяемые безударные гласные в корне слова Б) Непроверяемые безударные гласные в корне слова В) Чередующиеся гласные в корне Г) Непроизносимые согласные | 1) очарование 2) праздник 3) предложение 4) кружка 5) пальто |
7.Замените слово «ГРЯНУЛ» в предложении № 8 синонимом. Напишите этот синоним.
8.Замените словосочетание «мраморные колонны», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
9.Выпишите грамматическую основу предложения: В этих местах поля широки и привольны.
10.Среди предложений 10 - 15 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
11. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при ВВОДНОЙ КОНСТРУКЦИИ.
«Я не нашла для Люси места в зале,(1) – рассказывала в тот вечер Оля. – А она обиделась… И на что?! Академик живописи рисует гораздо лучше,(2) чем говорит. Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. Значит,(3) ты с ним знакома».
12. Укажите количество грамматических основ в предложении № 8.
13. Перепишите предложение, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.
Ра(н-нн)ее утро самый волшебный загадоч_ный и уд_вительный м_мент. З_рямедленно разгорает_ся на востоке ширится наб_рает силу. Туман ни_корасст_лающийся по равнин_ собирается в (не)большие прозрачные сгустки и постепенно ра_творяется как будто стр_шась первых лучей восходящего солнца
ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ
№ | Вариант 1 | Вариант 2 | Баллы, критерии оценивания |
1 | 2 | 3 | 1 |
2 | 2 | 2 | 1 |
3 | 4 | 4 | 1 |
4 | 3 | 3 | 1 |
5 | 3 | 4 | 1 |
6 | А3, Б4, В5, Г1 | А1, Б5, В3, Г2 | 4 |
7 | весел | раздался, прозвучал | 1 |
8 | игрушки из дерева | колонны из мрамора | 1 |
9 | море спокойно и величаво | поля широки и привольны | 1 |
10 | 5 | 10 | 1 |
11 | 2, 3 | 3 | 1 |
12 | 3 | 3 | 1 |
13 | Под первыми, еще нежными и осторожными лучами весеннего солнца капельки росы, дрожащие на кончиках травы, зажигаются, переливаются всеми цветами радуги, горят и блестят. Головки распустившихся цветов, тяжелые от пропитавшей их влаги низко склоняются, почти касаясь земли. | Раннее - утро самый волшебный, загадочный и удивительный момент. Заря медленно разгорается на востоке, ширится, набирает силу. Туман, низко расстилающийся по равнине, собирается в небольшие прозрачные сгустки и постепенно растворяется, как будто страшась первых лучей восходящего солнца. | 3 балла – нет ошибок 2 балла – 1-2 ошибки 1 балл – 3-4 ошибки |
Приложение 3
Лист внесения изменений
Дата внесения изменений | Раздел, тема | Содержание изменений | Подпись | Согласовано с зам. директора |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку, 5 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// Ф...
Рабочая программа по русскому языку. 4 класс система Занкова
Рабочая программа по русскому языку. Система Занкова 4 класс 204 часа...
рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России"
рабчая программа : пояснительная записка, календарно- тематическое планирование (письмо, русский язык)...
Рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Материал содержит рабочую программу по русскому языку и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе. Программа адаптирована на основе ФК ГОС основного общего образования с у...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс
Рабочая программа по русскому языку 3 класс " Школа России"...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс
календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс...