Виды связи
план-конспект занятия

Тема: Способы связи слов в словосочетании

 

 

Цель урока:

Личностные: воспитание ответственности за качество своих знаний;

Метапредметные:

  1. развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
  2. развитие познавательной самостоятельности;
  3. формирование орфоэпического навыка.

Предметные:

  1. повторить и обобщить знания учащихся о способах связи слов в словосочетании;
  2. отработать умение определять способы связи слов в словосочетаниях;
  3. закрепить навыки правописания.

 

Цель для учащихся:

  1. научиться выделять словосочетания из предложения
  2. определять способ связи слов в словосочетании;

Тип урока: урок-обобщение, урок совершенствования ЗУН.

Вид урока: урок-практикум.

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Метод: словесный (объяснение, работа с текстом, беседа), поисковый.

Методические приемы (форма деятельности учащихся и учителя): конспект, опрос, слово учителя, анализ предложений.

Методические материалы: презентация на тему «Способы связи слов в словосочетании» (приложение 1, 12 слайдов), Практикумы 1-3 и Таблица 1 (приложение 2), конспект урока с планом и пояснениями.

Ожидаемый результат: высокий (100%) процент выполнения данного задания из части В.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_svyazi.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НОГИНСКИЙКОЛЛЕДЖ»

Конспект открытого урока по русскому языку.

Тема:

Способы связи слов в словосочетании

Разработала конспект урока:

преподаватель Воителева Н. В.

Ногинск 2024

Тема: Способы связи слов в словосочетании

Цель урока:

Личностные: воспитание ответственности за качество своих знаний;

Метапредметные:

  1. развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
  2. развитие познавательной самостоятельности;
  3. формирование орфоэпического навыка.

Предметные:

  1. повторить и обобщить знания учащихся о способах связи слов в словосочетании;
  2. отработать умение определять способы связи слов в словосочетаниях;
  3. закрепить навыки правописания.

Цель для учащихся:

  1. научиться выделять словосочетания из предложения
  2. определять способ связи слов в словосочетании;

Тип урока: урок-обобщение, урок совершенствования ЗУН.

Вид урока: урок-практикум.

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Метод: словесный (объяснение, работа с текстом, беседа), поисковый.

Методические приемы (форма деятельности учащихся и учителя): конспект, опрос, слово учителя, анализ предложений.

Методические материалы: презентация на тему «Способы связи слов в словосочетании» (приложение 1, 12 слайдов), Практикумы 1-3 и Таблица 1 (приложение 2), конспект урока с планом и пояснениями.

Ожидаемый результат: высокий (100%) процент выполнения данного задания из части В.

Ход урока

  1. Организационный момент, актуализация. Добрый день, уважаемые коллеги, ученики! Меня зовут… (Слайд 1) Тема нашего урока звучит так: Способы связи слов в словосочетании (СЛАЙД 2) (СЛАЙД 3) Наша цель – словосочетание, а именно выделять словосочетания из предложения и правильно определять способ связи слов в словосочетании. Что мы ожидаем от выполнения данного задания? Конечно же, 100% выполнения. На уроке мы вспомним, что такое словосочетание, виды словосочетаний, способы связи слов и закрепим материал на практике.
  2. Давайте вспомним, что же такое словосочетание (СЛАЙД 4) (это соединение двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически)

Посмотрите на слайд 5. Какие бывают виды словосочетаний по значению?

Запомни! (СЛАЙД 6) не являются словосочетанием:

  1. Грамматическая основа (т. к. это семантическое поле предложения)
  2. Слово с производным предлогом («возле стола», сравни «стоять возле»)
  3. Составные формы слов (буду читать, более гибкий)
  4. Фразеологизмы
  1. Закрепление полученных знаний.
  1. Практикум по выделению из предложения всех словосочетаний

Слайд 7

Задание: из стихотворной строфы выпишите все словосочетания:

Мой мозг прояснили дурманы, примитив — это нечто простое

Душа влечется в примитив.

Я вижу росные туманы!

Я слышу липовый мотив! (И.Северянин «Эпилог»)

Давайте вместе проверим

Выписываем словосочетания: мой мозг, прояснили мозг, влечется в примитив, росные туманы, вижу туманы, слышу туманы, липовый мотив.

Сейчас наша задача - рассмотреть способы связи слов в словосочетаниях

СЛАЙД 8-11

Согласование, управление, примыкание. Вспоминаем эти 3 способа и работаем с таблицей №1

  1. Практикум по определению способов связи слов в словосочетании.

У каждого из вас на столе листок с надписью «Практикум №1». Вам даны десять словосочетаний. Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способы связи слов в данных словосочетаниях.

1 вариант: кто-то смелый, приехать для лечения, нравиться больше, красиво жить, загорать на пляже, врач Иванова, сумка из кожи, сделать намек, твердое «пять», возвращение в деревню

2 вариант: Чрезвычайно смешной, полноводная Миссисипи, говоря о нем, приехал жениться, впритык к дому, танцевать под музыку, обедать наспех, длинные ноги, трижды три, ткань в клетку, наш дрозд.

Способ проверки - взаимопроверка.

Поменяйтесь листочками, я диктую – вы проверяете.

Определите процент выполнения, ответы озвучьте.

  1. Отработка задания.

Задание звучит так: «Из предложения 6 выпишите словосочетание со связью примыкание» или из демоверсии «Укажите тип подчинительной связи в словосочетании «В ТЕ ДНИ». СЛАЙД 14 Номер предложения и способ связи, разумеется, может быть любым.

Какие шаги нужно предпринять, чтобы выполнить это задание? Записываем их в тетрадь.

А) выделить грамматическую основу, т.к. оно не может быть словосочетанием.

Б) исходя из данного задания, обращаем внимание на главное ИЛИ зависимое слово (ищем нужные части речи). Не забываем, что слова в словосочетании МОГУТ БЫТЬ разорваны другими словами!

В) проводим проверку, правильно ли выделено словосочетание.

4. Сейчас все вместе мы работаем пошагово над следующим заданием. Возьмите лист с надписью «Практикум №2»

1) Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.

Первая основа - кто-то сказал; вторая основа – не будь; третья – не было бы. Так как при примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи, найдем в нем наречие (деепричастий и неопределенной формы глагола в предложении нет). Единственное наречие есть в первом простом предложении — недавно. Оно связано со сказуемым: сказал (когда?) недавно. Следовательно, ответ запишем так, как эти слова употреблены в предложении: недавно сказал.

2) Из предложения выпишите словосочетание со связью управление:

Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.

3) Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы.

4) Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?

5) Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Весьма часто холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь.

5. А теперь ту же работу выполняете самостоятельно по «Практикуму № 3».

1) Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Другие подходят к детективу серьёзнее, признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом, которое не остаётся безнаказанным.

2) Из предложений 10-13 выпишите с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:

10 Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам.

11 В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника.

12 Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания.

13 Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.

3) Из предложения выпиши с/соч со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

Сама история и вызвала к жизни музеи.

4) Из предложения выпиши с/соч со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Все надеялись на лучшее, однако наши надежды не оправдались.

5) Из предложений 11,12 выпиши с/соч со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

11 А глянет солнце – свет во сто крат умножается.

12 В такой час чувствуешь себя на земле именинником.

6) Из предложения выпиши с/соч со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Моё увлечение спортом пригодилось очень скоро.

7) Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись.

8) Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее.

9) Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.

10) Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Тогда как во время современного перелёта из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлёте и благополучном приземлении.

Способ проверки – взаимопроверка.

Каков процент выполнения данного задания?

IV Подведение итогов урока.

Мы сегодня неплохо поработали. Но давайте критически отнесёмся к своим знаниям. Ответьте на вопрос: «Каковы мои шансы при выполнении этого задания теста и почему?» У вас есть последний чистый листок с надписью «Добрые пожелания». Прошу. (Листочки потом сдаются преподавателю).

Оценивание работы учеников.


ПРАКТИКУМ №1

Задание: подписать одной буквой (С, У, П) способы связи слов в данных словосочетаниях.

1 вариант: громкий шорох, сходить за багажом, горячо спорить, совершить прыжок, стало свежо, говорить шепотом, ночевка в лесу, рисовать карандашом, два часа, светит ярче.

2 вариант: моя профессия, желанный гость, нарушение правил, три товарища, надо подумать, ягоды крыжовника, ясным утром, замеченный тобою, говори тише, упасть навзничь. (навзничь - опрокинувшись на спину, вверх лицом.)


ПРАКТИКУМ №2

1) Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.

2) Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.

3) Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы.

4) Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?

5) Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Весьма часто холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь.


ПРАКТИКУМ №3

1) Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Другие подходят к детективу серьёзнее, признают за ним право на нравственный урок, убеждающий читателя в неизменном торжестве добра над злом, которое не остаётся безнаказанным.

2) Из предложений 10-13 выпишите с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:

10 Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам.

11 В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника.

12 Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания.

13 Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана.

3) Из предложения выпиши с/соч со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

Сама история и вызвала к жизни музеи.

4) Из предложения выпиши с/соч со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Все надеялись на лучшее, однако наши надежды не оправдались.

5) Из предложений 11,12 выпиши с/соч со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

11 А глянет солнце – свет во сто крат умножается.

12 В такой час чувствуешь себя на земле именинником.

6) Из предложения выпиши с/соч со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Моё увлечение спортом пригодилось очень скоро.

7) Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись.

8) Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Открытия археологов произвели настоящую революцию во взглядах на искусство, бытовавших ранее.

9) Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.

10) Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Тогда как во время современного перелёта из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлёте и благополучном приземлении.

1. Таблица №1

Способы связи слов в словосочетании

СОГЛАСОВАНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ

ПРИМЫКАНИЕ

Главное

Слово Х

Зависимое

слово

Главное

Слово Х

Зависимое слово Х

Главное слово Х

Зависимое

слово

Сущ-е

Мест-сущ.

Прил-е

Прич или другие слова, перешедшие в сущ.

Прил-е

Причастия

Поряд. числ

Мест-прил

Глагол

Причастие

Дееприч.

Сущ-е

Прил-е

Местоим.

Числит

наречие

Сущ-е

Мест-сущ

Сущ

Глагол

Наречие

Прил-е

Кол.числ

Наречие

Инфинитив

Заимс.неизм прил.

Наречие или

Прил-е в сравнительной степени

При изменении главного слова изменяется и зависимое слово

При изменении главного слова форма зависимого существительного не меняется

Изменяется только главное слово


Использованные материалы:

При составлении урока дополнительных материалов не использовалось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методическое пособие на тему: «Методика определения вида и знака обратной связи»

   Корректирующая технология Обратных связей в усилителях является одной из наиболее важных для обеспечения  качественных показателей электронных усилителей в соответствии с треб...

План открытого урока на тему "Услуги почтовой связи: универсальные, дополнительные и нетрадиционные, их характеристика. Виды, категории, разряды внутренних почтовых отправлений, их размеры и вес. "

План открытого урока  на тему "Услуги почтовой связи: универсальные, дополнительные и нетрадиционные, их характеристика. Виды, категории, разряды внутренних почтовых отправлений, их размеры и вес...

ТЕСТ "виды связей"

Различный уровень сложности, если готовы проверить свои знания, ВПЕРЁД!...

урок русского языка по теме: "Сложные предложения с различными видами связи"

laquo;ЕУРАЗИЯ ГУМАНИТАРЛЫҚ ИНСТИТУТЫНЫҢ КОЛЛЕДЖІ» мекемесіУчреждение «КОЛЛЕДЖ ЕВРАЗИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНОГО ИНСТИТУТА» (білім беру ұйымының атауы /наименование организации образова...

презентация к уроку "Сложные предложения с различными видами связи"

презентация к уроку "Сложные предложения с различными видами связи"...

Проверочная работа "Сложные предложения с разными видами связи. 9 класс".

Цель: проверить умение находить сложные предложения с разными видами синтаксической связи, расставлять в них знаки препинания, выполнять синтаксический разбор таких предложений....