Семейная система-ключевой фактор воспитания ребенка
методическая разработка на тему
Семинар для родителей. Семейная система, мотивация, нарушение поведения -основные вопросы, которые рассматриваются на семинаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynaya_sistemy_klyuchevoy_faktor_vospitaniya.docx | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительские университеты.
Семейная система - ключевой фактор в формировании поведения ребенка.
Семейная система, мотивация, нарушения в поведение и отношения с детьми основные понятия, которые будут обсуждаться на сегодняшней встрече.
Мотивационная сфера ребенка всегда стоит первоочередной задачей в любой образовательной среде и семейной системе. Чего хочет ребенок? Умеет ли ставить цели? Достигать их? Специалисты стараются рассматривать данную проблему со всех сторон: семья, школа и сам ребенок. Мы сегодня поговорим о семье, как системе, в которой происходит становление и развитие мотивации ребенка, формируются поведенческие стереотипы.
Задание 1 (работа с рисунком). Каждому предоставляется рисунок, выполненный карандашом.
– А теперь давайте возьмем рисунки, и там немного поработаем и разберемся, что же происходит с нами и нашим ребенком в конфликтной ситуации.
– Радости от общения с ребенком у нас нет – исчезает солнце (стираем или замазываем черным карандашом).
– Нам кажется, что ребенок нас не уважает, как родителя – он нас не слышит и не смотрит в глаза, отворачивает голову или опускает ее (стираем глаза и уши).
– Мы понимаем, что наша доброта ни к чему хорошему нас не привела – (исчезает рот с улыбкой).
– Когда ребенок не хочет с нами общаться, и мы не знаем, как его вывести на разговор – у нас как будто исчезает почва под ногами – “убираем понимание”.
– И нам кажется, что нас не любят –ракрашиваем сердце.
Пауза. Дать родителям немного побыть в этом состоянии.
– Что вы чувствуете??? Ваши ощущения.
– Можем ли мы сейчас, себе, честно ответить на простой вопрос –Всегда мы – понимающие родители, понимающая семья.
– Можем ли мы признаться себе, что попали в ситуацию затруднения?
Выявление причины затруднения.
– Почему возникают такие ситуации? (Мы не знаем что делать; не знаем, как себя вести с ребенком, чтобы добраться до истинных причин его негативного поведения, то есть когда возникает непонимание.)
- Семейная система и ее нарушения.
Семья — это первая в жизни человека социальная группа, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, развивается как личность, осваивает первые социальные роли.
Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере — любви, заботы, уважения, понимания, поддержки. Психологи рассматривают семью, прежде всего, как систему.
Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотношениях супругов, сказываются на всей семье. Индивидуальные дисфункции отдельных членов семьи являются также отражением системных нарушений.
Психотерапевт Сергей Минухин отмечает, что взаимодействие членов семьи подчиняется определенным закономерностям. Эти закономерности обычно не формулируются явно или даже не осознаются; однако они формируют нечто целое, а именно — структуру семьи.
Взаимоотношения между структурными элементами семейной системы характеризуются следующими свойствами: сплоченность, иерархия, гибкость. Сплоченность можно определить как психологическое расстояние между членами семьи. Иерархия характеризует отношения доминирования-подчинения в семье и включает в себя характеристики различных аспектов семейных отношений: авторитетность, доминирование, степень влияния одного члена семьи на других, власть принимать решения. Гибкость означает способность семейной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутрисемейной ситуации.
В гармонично развитой семье мотивация любой деятельности ребенка приобретает статус “потребности в развитии”. Но не каждую семью назовешь гармоничной и понимающей.
Функциональная семья = Мотивация и правильные паттерны поведения
Дисфункциональная семья= Демотивация, нарушение поведения.
Нарушения в структуре семейной системы и стили семейного воспитания, влияющие на поведение и мотивацию ребенка.
- Семейная иерархия.
Любое нарушение иерархии делает семейную систему негармоничной, провоцирует конфликты и недовольство. Тот, кто отказывается от ответственности, перекладывает ее на плечи других. Тот, кто забирает себе много власти, лишается права на проявление слабости и заботу. Нарушения иерархии всегда отражаются на отношениях между поколениями в семье.
Бабушка, которая до сих пор считает свою дочь маленькой девочкой, может вмешиваться в ее отношения с ребенком. Проблемы нарушения иерархии могут принести в семью и сами дети. Например, девочка, которая фактически уже несколько лет была мамой для своего младшего брата, с трудом сможет вновь вернуться к положению ребенка и предоставить заботу о малыше воспитательнице. Встречаются семьи с избыточной сплоченностью, доходящей до слияния, слипания. В этих семьях все очень сильно привязаны друг к другу, но при этом отрицается права отдельного человек на свои интересы, на распоряжение собственной жизнью. Члены семьи не признают личных границ друг друга, права иметь свою территорию, свои тайны, свои интересы или отношения с другими людьми.
Против чего часто бунтуют подростки, проявляя негативное поведение.
2. Семейные правила — совокупность оснований и требований, на которых строится жизнь семьи. Отсутствие правил и норм приводит к хаосу в семейной системе. Нечеткость правил и норм может способствовать росту тревоги у ребенка, тормозить развитие. Правила позволяют членам семьи ориентироваться в реальности и придают устойчивость семье в целом благодаря тому, что каждый знает свои права и обязанности. Выделяют следующие правила: явные — заключаются в семье открыто и провозглашены явно, например: стучи в закрытую дверь; никогда не повышай голоса; родители устанавливают время, когда маленьким детям нужно идти спать. Четкие семейные правила дают ребенку опору.
3. Семейные мифы и легенды. Миф — это сложное семейное знание, которое является продолжением такого предложения, как: «Мы — это…».
Семейный миф своеобразный механизм психологической защиты семьи, который выполняет оберегающую функцию и способствует поддержанию целостности семейной системы. Наиболее известными являются следующие семейные мифы: «Мы — дружная семья»; «Мы — семья героев»; «миф о спасателе».
Негативное действие семейных мифов заключается в том, что семья становится ригидной; они препятствуют её нормативным изменениям, связанным с динамикой жизненного цикла семьи. Так, миф об исключительности и избранности семьи может играть роль компенсаторной стратегии в первом поколении, когда желание возвысить себя, возможно как реакция на прошлые проблемы, активизирует мощную, но реалистичную мотивацию достижения. Однако в следующих поколениях этот миф, все больше превращаясь в оторванную от реальности центральную семейную ценность («Мы должны быть лучше всегда и везде»), способен привести к тяжелым нарциссическим расстройствам члена семьи.
Влияние мифа «все наши дети получают хорошие оценки в школе», способно вызвать достаточно много невротических реакций у ребенка. Появляется ощущение несоответствия ожиданием окружающих, в том числе самых близких.
Важным фактором семейного воспитания является принятие ребенка.
Эмоциональное отношение к ребенку включает принятие и отвержение. Если выражено принятие, то ребенок нравится родителю таким, какой он есть, родитель уважает индивидуальность ребенка. При отвержении родитель не принимает ребенка во всех его проявлениях, не доверяет ребенку, испытывает к нему разные негативные чувства: раздражение, злость, досаду, обиду и т.п., не уважает его личность.
Выделяют следующие формы отвержения: явное эмоциональное отвержение. Например, звучат фразы: ты мне надоел; не лезь ко мне; уйди; скрытое эмоциональное в виде иронии, высмеивания; в виде стремления завуалировать реальное отношение повышенной заботой. При данном типе взаимодействия ребенок не принимается таким, какой он есть, его стремятся переделать. Суть методов и средств воздействия состоит в чрезмерной требовательности, жестком контроле либо полной бесконтрольности и попустительстве.
Гиперсоциализирующее воспитание — это чрезмерно выраженное воспитание в соответствии с социальными нормами, идеалами. Такой тип воспитания возникает, как правило, из-за повышенной тревожности и мнительности родителей в отношении социального статуса ребенка, его здоровья и т.п. Родители приписывают ребенку, что он должен хотеть, уметь, чего должен достичь. В результате у ребенка появляются различные страхи социального плана. Гиперсоциализирующее воспитание оказывает влияние даже на проявление природных свойств темперамента. Н.Н. Посысоев приводит следующие результаты исследований: при таком типе воспитания холерики становятся педантичными; дети сангвиники и флегматики становятся тревожными; дети меланхолики — нечувствительными.
Эгоцентрическое воспитание. Этот тип наблюдается в семьях, в которых у ребенка роль кумира. Ребенку навязывается мнение о том, что он представляет сверхценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к членам семьи и к окружающему миру. Такое воспитание может спровоцировать у ребенка истероидный тип акцентуации характера.
«Симбиоз». Симбиотический тип родительского отношения означает, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности и оградить от жизненных трудностей. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, воспринимает его маленьким и беззащитным, что делает ребенка инфантильным и безынициативным.
«Кооперация». При стремлении к кооперации родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается быть с ним на равных, поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, доверяет ему и всячески поддерживает.
Психологическая поддержка — это процесс, в котором взрослый сосредоточивается на позитивных личностных особенностях ребёнка, на положительных сторонах его поступка, на поощрении того, что ребёнок делает с целью укрепления его самооценки; — это процесс, который помогает ребёнку поверить в себя и свои способности. Ребёнок нуждается в психологической поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Оказывая психологическую поддержку ребёнку, взрослый сообщает ребёнку, что принимает и любит его; что верит в него, в его силы и способности. Основными составляющими психологической поддержки являются: безусловное принятие, позитивное внимание, признание продуктов деятельности и особенностей поведения ребенка, одобрение его личностных свойств.
От родителей, педагогов часто можно услышать обращения к детям следующего характера: «Пока ты не перестанешь, например, лениться, грубить, драться и т.п.;… пока ты не начнёшь, например, хорошо учиться, слушаться, помогать по дому и др., .не жди от меня ничего хорошего». В подобных фразах ребёнку прямо сообщают, что его принимают с условием, т.е. его примут, будут любить, «только если он будет выполнять определённые условия». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры; такое отношение проявляется и к детям чаще по сравнению с безусловным отношением. Безусловно принимать ребёнка — значит любить его не за то, что он красивый или умный или отличник или хороший помощник и т.п., а просто за то, что он есть. Безусловно, принимать ребенка — значит независимо ни от чего: независимо от внешности; способностей; достоинств, недостатков; независимо от того, как он ведёт себя здесь и сейчас. Ребёнок должен быть уверен: что бы он ни сделал, он достойное человеческое существо, даже если его поступок неприемлем. Если детей принимают и любят безусловно, у них появляется чувство внутреннего равновесия, уверенности. Эта уверенность способствует формированию самоуважения ребёнка; что помогает ему изменить поведение на более приемлемое. Если же детей любят только тогда, когда они выполняют требования взрослых, соответствуют их ожиданиям, то они начинают чувствовать свою неполноценность. Детей начинают преследовать тревожность, неуверенность, низкая самооценка. Если ребёнок ведёт себя неправильно, совершает плохие поступки, то безусловное принятие его взрослым показывает ребёнку следующее: хотя взрослый и не признаёт его поведение, но по-прежнему уважает как личность. Безусловным принятием взрослый помогает ребёнку понять, что его неудачи могут проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом.
Произошла ситуация, когда ребенок вам сказал, что не хочет учиться или идти в школу?
. Один участник в роли ребенка, который не хочет идти в школу. Родители всячески стараются уточнить, почему он не хочет идти в школу, задают разные вопросы. Ответ “ребенка” всегда один “не хочу, не буду, отстань...”. Ребенок на контакт не идет.
– Что сейчас с вами сейчас происходит? (Я не знаю, что делать...)
– Что Вы чувствуете в данной ситуации? (Обиду, гнев, отчаяние, раздражение, ступор...) запишите
– Что Вам хочется сделать в данной ситуации? (Накричать; шлепнуть; заставить говорить, только не знаю как; уйти раздраженным; призвать на помощь вторую половинку или дедушку, бабушку...). Запишите на листочке, что вам хочется сделать.
– Насколько эффективны эти действия? ( Они неэффективны, эффективны для достижения сиюминутного результата, но разрушают отношения.)
Построение проекта выхода из затруднения.
Как действовать родителям в ситуации, когда ребенок не хочет что-то делать, и мы не понимаем его поведение?
– И для себя наметим план наших действий.
– Первое, в чем мы должны разобраться – как вести себя в подобной ситуации, которою можно назвать стрессовой.
– Второе, мы должны понять причину, почему ребенок не хочет с нами разговаривать? И как сделать так, чтобы он поделился с нами своими проблемами?
– Третье, вывести алгоритм действий в подобной ситуации, создать свод правил, чтобы не терять взаимопонимание со своим ребенком – “Создадим указ в королевстве понимающей семьи”.
– Начнем с первого пункта. Как себя вести в стрессовой ситуации? Мы будем реагировать как обычно, привычными нам способами? (Привычная реакция не даст нужного эффекта, значит, надо узнать другие способы.)
Совместно вырабатываем способы правильного реагирования на стрессовую ситуацию. Отвечаем на главный вопрос: «Чего я хочу добиться?»
Итак, мы успокоились и теперь нам надо понять, почему ребенок не хочет с нами разговаривать. Для этого нам необходимо вспомнить то, чувство, которые мы испытали при отказе ребенка разговаривать с нами. (Мы возвращаемся к месту, когда родители написали свое чувство - обиду, гнев, отчаяние, раздражение, ступор...) Родители называют чувства.
Родители обычно чувствуют то же, что чувствует их ребенок в конфликтной ситуации. Если родитель чувствует злость, значит, и ребенок в конфликтных ситуациях чувствует злость и раздражение. Если родитель чувствует обиду, то и в их взаимоотношениях – ребенок чувствует обиду.
Чувство | Причина |
Раздражение | Отсутствие достаточного необходимого внимания |
Гнев, злость | Самоутверждение, признание себя, как личности, право решать свои дела. |
Обида | “Вы сделали мне плохо, пусть и вам будет плохо”. Месть за: неверие в мои силы и возможности; сравнение с другими; унижение в кругу семьи; потерю родителя во время развода; появление нового более значимого человека в нашей семье; несправедливое отношение ко мне, невыполнение обещаний; родительскую ложь; отдали в отстойную школу, которую каждый день “критикуете”. |
Отчаяние, безнадежность, стопор | Переживание своего неблагополучия. |
В таблице отражены мероприятия и действия, которые необходимо выполнять, чтобы скорректировать свои взаимоотношения с ребенком.
Чувство | Исправления |
Раздражение | Оказываем ребенку положительное внимание; становимся более внимательными к его обращениям – желательно сделать реакцию с первого обращения ребенка; планируем совместные мероприятия, игры, походы, прогулки – где все внимание на нашем совместном взаимодействии... |
Гнев | “Уменьшаем” свою включенность в дела ребенка; даем ему возможность самостоятельно справляться со своими делами, подбадривая; можем обращаться за советом... |
Обида | Понимаем причину обиды, какая боль у ребенка – исправляем причину. Приносим извинение за причиненную боль; рассказываем о своем негативном опыте и каким образом из “него выходили”; меняем школу или перестаем плохо говорить о школе и педагогах; стараемся исполнить свои обещания... |
Отчаяние, безнадежность | Перестать предъявлять завышенные свои требования; сбросить на “ноль” свои ожидания и претензии; разобраться в причинах его неуспешности; найти способности и развивать их; найти тот минимум с которым он справляется и двигаться вперед; провести медицинское обследование; обратиться к специалистам... |
Совместно с родителями работаем со списком.
Возможные причины отказа от учебной деятельности:
- Ребенок начал врать (двигатель страх наказания).
- Я не понимаю предмет.
- У меня ничего не получается.
- Надо мной смеются.
- Учитель надо смеется и обзывается.
- Со мной не общаются в классе.
- Я стараюсь, стараюсь, а никто этого не замечает.
- Я устал, у меня нет сил.
- Я не хочу учиться (не хочу или не могу).
Когда Вам, уважаемые родители становятся понятны причины всего происходящего, как вы начинаете себя чувствовать? (Более уверенно.)
– А когда мы начинаем себя чувствовать уверенно, относиться к ситуации спокойно, понимаем причину происходящего, мы знаем, что делать, то соответственно и мир вокруг нашей семьи начинает изменяться к лучшему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стили и методы воспитания ребенка в семье
Перед вами 10 обыденных и часто встречающихся ситуаций, которые могут происходить в жизни с вашим ребёнком. Решение вами предложенных ситуаций и определяет стиль воспитания ребёнка в вашей семье. Дайт...
Эвенкийский танец как средство эстетического воспитания ребенка
Танец – искусство, близкое и доступное для широких народных масс. Оно чрезвычайно популярно во всех народах, создавших громадное количество прекрасных и разнообраз...
«Творчество в работе учителя, как фактор воспитания и развития способностей учащихся».
Статья для учителей биологии....
Интерес на уроке хора - важнейший фактор воспитания музыканта в музыкальной школе
Методический доклад в котором освещены приемы и методы развития интереса к предмету....
"Роль матери и отца в воспитании ребенка"
Средняя группаСемья - это самые близкие люди. Членов семьи объединяют любовь и уважение друг к другу, взаимная забота и помощь, совместные труд и отдых. Для ребенка семья – это среда, в которой ...
Духовно-нравственное воспитание ребенка в детском доме
духовно-нравственное воспитание...