Влияние негативного семейного фактора на формирование отклоняющегося поведения подростков (стендовая консультация)
материал по теме

Карпова Наталья Николаевна

Материал предназначен для размещения на стенде. Он будеи интересен как педагогам, так и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stendovaya_konsultaciya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Киселёвский горный техникум

Стендовая консультация для родителей и педагогов

Влияние негативного семейного фактора

на формирование отклоняющегося поведения подростков

Подготовила:

Карпова Наталья Николаевна,

педагог-психолог,

первой квалификационной категории

Киселёвск, 2011


Личность - основной предмет психологических исследований. Однако личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последнее имеет решающее значение для его воспитания. Особенно важна роль малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения.

Каковы особенности той или иной семьи, вызывающие или способствующие возникновению трудностей в поведении школьников? На этот счет существуют разные мнения.

Основной причиной, ведущей к появлению тех или иных трудностей в поведении здорового ребенка, психологи считают, прежде всего, несовершенство человеческих отношений в первом в его жизни коллективе – семье.

Следует признать, что признаки кризиса семьи действительно на лицо, к ним с полным основанием можно отнести следующие проявления:

  1.    резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей;
  2. развитие теневых, рыночных отношений среды подростков, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;
  3. расширение безнадзорности и появление беспризорности как социальное явление;
  4. рост подростковой преступности, вовлечение подростков во взрослые преступные группировки;
  5. приобщение молодежи к наркомании и токсикомании;
  6. распространение подростковой и юношеской проституции;
  7. рост подросткового и юношеского суицида;
  8. падение авторитета родителей и педагогов, обострение конфликтности в школе и семье.

К сожалению, в наше время семья нередко становится той средой, где под влиянием процессов, проходящих в обществе, формируется злобность, агрессивность, ненависть по отношению к тем, кто живет и мыслит не так как прежде.

Особенно сложен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей оказывается превалирующими факторами влияния на ребенка.

Вместе с тем семья является для ребенка группой соотношения, он идентифицируется с нею, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. Случаи ухода детей из-под влияния семьи вызваны, как правило, слабыми межличностными связями между родителями и ребенком, сильным противодействием влиянию окружения влияние матери и отца.

Анализ психолого-педагогических причин семейного неблагополучия позволяет отметить нарастание отчуждения между детьми и родителями.

Особенности семейного микроклимата во многом влияет на появление некоторых отклонений в поведении у ребенка, которые в дальнейшем могут стать определяющими.

Основные механизмы закрепления – простое подражание и активные или пассивные реакции протеста.

Маленькие дети в своих поступках особенно ориентируются на поведение родителей, которые порой недооценивают его значения. Пока это просто зрительное подражание внешним сторонам действия. Позже ребенок начинает копировать внутреннюю позицию – отношение к людям событиям, поступкам. И совсем не всегда дети подражают положительным образцам. Часто отрицательные представляются им более сильными, яркими, даже привлекательными.

Кроме подражания, в качестве закрепления форм поведения ребенка часто выступают и так называемые реакции протеста. Они представляют собой попытку ребенка отстоять свое право на собственное мнение, независимые, самостоятельные поступки, помогают растущей личности отстоять собственное “я”. Возникают они в ответ на подавленное взрослыми детской самостоятельности, недооценки индивидуальности ребенка, попытки полностью контролировать его поведение, грубые и многочисленные запреты, приказы “без права обсуждения”. Акции протеста могут быть активными или пассивными, адекватными или неадекватными.

Неблагоприятная для развития детей социально-психологическая обстановка в семье может характеризоваться следующими проявлениями:

  1. общим дефицитом общения с родителями;
  2. нехваткой соответствующих возрастным особенностям детей, видов общения;
  3. преобладанием в семьях авторитарно-командного стиля общения с детьми;
  4. широкой распространенностью наказаний (в том числе физических) по сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей;
  5. завышенными требованиями родителей по отношению к детям.

Особое внимание следует уделять просчетам воспитания в семье. Наиболее типичные из них следующие:

  1. неприятие ребенка, но явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями;
  2. гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность;
  3. непоследовательность и противоречивость воспитания;
  4. непонимание закономерностей и своеобразие личностного развития детей, и несоответствие требований и ожиданий родителей, возможностям и потребностям детей;
  5. жесткость родителей в отношениях с детьми;
  6. аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства;
  7. авторитарность воспитания – стремление подчинить ребенка своей воле;
  8. гипоопека;
  9. гиперсоциальность – когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка.

Рассмотрим некоторые из этих дефектов воспитания более подробно.

Эмоциональное отторжение. Родители осознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойной чувство, не признаются в нем даже себе.

Такое скрытое эмоциональное отвержение может выражаться в безразличии родителей к подростку, малом внимании к его внутренней жизни. Но родительские заботы, недостаток которых мог бы открыть окружающим эту нелюбовь, оказываются внешне преувеличенными, даже демонстративными.

Иногда эмоциональное отвержение бывает более наступательным – в этих случаях его называют воспитанием “по типу Золушки”. Ребенку дают понять, что он не самый желанный человек в семье. Ему не просто навязывают бесчисленные предписания, но и стараются при этом дать почувствовать, как он плох и как окружающие от него страдают.

Подростки реагируют на это проявление по-разному. Для чувствительных ребят оно проявляется в глубокой ущемленности, депрессии, нежелании жить. У других подростков, настроенных на общение со сверстниками, связь с домом ослабевает, и холодность близких уже не огорчает – они найдут признание в своих компаниях. Замкнутые те дети отгораживают свой внутренний мир “стеной отчуждения”.

В этих условиях “отверженные” подростки могут прибегать к различным способам привлечения к себе внимания, могут совершать отчаянные, подчас шокирующие поступки.

Гиперопека, или как ее сейчас называют, гиперпротекция. Одна из особенностей таких семей: ребенок – центр всей жизни взрослых. Родители, а вместе с ними и бабушки дедушки живут для ребенка, стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей, бесконечно восхищаются им.

Опекая кумира, родители совершают немало опрометчивого: выделяют его из массы сверстников, демонстративно ограждают от “обидчиков”, подчеркивают его исключительность и ранимость.

Из таких мальчиков вырастают капризные, привередливые, инфантильные мужчины и женщины не способные отстаивать свои принципы.

Гипоопека (гипопротекция). Взрослые, принимая решения, чаще руководствуются настроением, а не какими-то воспитательными силами и принципами. Они не пытаются удовлетворить желания ребенка и тем более не приносят себя в жертву. Контроль за поведением ребенка ослаблен; подросток почти полностью предоставлен себе в выборе занятий и товарищей.

Гипоопека часто приводит к безнадзорности, замедлению формирования социальных навыков, к хулиганству и безделью.

В настоящее время очень распространено противоречивое воспитание, которое характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем за ним, несогласованностью педагогических действий родителей, бабушек и дедушек, что дезориентирует ребенка.

Авторитарность воспитания характеризует категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказание; постоянный контроль за действиями ребенка.

Несостоятельность такого воспитания обычно обнаруживается уже с первыми поступками, свидетельствующими о том, что подросток не хочет быть маленьким. Авторитарность в отношениях создает атмосферу, которая препятствует успешному взрослению подростка. Сверхконтроль может вызывать бурное отрицание любых требований взрослых активными энергичными подростками. А не впечатлительных, с повышенным чувством ответственности подростков деспотичная опека старших оказывает совершенно иное действие: возникает заниженная самооценка, неуверенность в себе, несамостоятельность, неспособность принимать решения.

Есть семьи, где детей вроде бы и любят и внимательны к ним, но воспитывают их очень строго, ориентируясь не на свои чувства, а только на общепринятые нормы, на то, “как положено”. Такой тип воспитания называют гиперсоциальным. Родители не учитывают индивидуальных особенностей своего ребенка, его темпа развития, способностей, формируют у ребенка необходимые для взрослой жизни качества и часто не обращают внимания на его жизнь, мысли и чувства.

Исходя из этого можно выделить следующие типы неблагополучных семей:

  1. конфликтная – наиболее распространенный тип, с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
  2. аморальная – характеризуется забвением влияния моральных и этических норм; конфликтную и аморальную семью объединяет то обстоятельство, что положение детей в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
  3. педагогически несостоятельная – с низким уровнем и отсутствием психолого-педагогической культуре; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что - либо  изменять и исправлять в содержании и методах воспитания; такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с миром
  4. асоциальная – в ней дети с ранних лет находят в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося поведения и противоправного.

Любой тип семейной дезорганизации изначально предрасположен к формированию личностных и поведенческих отклонений у подростков, так как приводит к возникновению психотравмирующих ситуаций для ребенка в семье.

Если во внутрисемейных отношениях – полное взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения, господствуют положительная  трудовая  и нравственная атмосфера, организован культурный и рациональный досуг, то тогда можно говорить о формировании здоровой личности подростков. Если же хотя бы один из этих аспектов отсутствует в семейном воспитании, то могут появляться различного рода отклонений в поведении детей.

 М. Раттер говорит и о других факторах, неблагоприятно действующих на ребенка. Таковы, например, жесткие ограничения и гиперопека со стороны родителей. Первые ведут к подавленности учащегося или невротическим состояниям; вторая - к затруднениям в общении с детьми. В этих случаях  целесообразно обратится к психотерапевту. Трудности в поведении ребенка могут появляться из-за доминирования в семье одного из супругов, вызывающее сопротивление со стороны другого. Неблагоприятно влияет на ребенка жизнь вдали от семьи и особенно потеря одного из родителей (смерть, уход из дома в связи с разводом). Часто на ребенка больше влияет не сам факт развода, а разлады и дисгармония в отношениях родителей между собой. Способствуют появлению трудных детей отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, монотонность окружающей среды, нарушенная или отсутствующая связь между членами семьи разных поколений. В последние годы в зарубежных научных и массовых изданиях широко обсуждается тема жестокости и насилия по отношению к детям в семье. Они могут принимать физическую и психологическую форму.

   Причину насилия над детьми некоторые ученые видят в подчиненном положении в обществе, когда они являются объектом демонстрации родителям своей воли, постоянно подвергаются контролю и манипуляциям, служат удовлетворению потребности взрослых в комфорте и удовольствии. Проблема требует глубокого комплексного исследования с участием психологов, медиков, социологов, юристов. Жестокость по отношению к ребенку в выраженных формах подлежат моральному осуждению, а подчас и уголовному наказанию. Однако в силу сложности проблемы учителю желательно предварительно подобные факты со школьным психологом или психотерапевтом, чтобы не причинять ребенку еще большего вреда. К тому же сами насильники в семье в большинстве случаев  нуждаются в помощи психологов, психотерапевтов или медиков.

   М. Раттер, среди обстоятельств способствующих появлению трудных детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании, нахождении в детском доме и т. д. дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их до крайностей. Они часто стремятся сопоставить слова родителей с их делами. Так если старшие в семье призывают к честности, а сами лгут, к сдержанности, а сами вспыльчивы и агрессивны, то ребенку предстоит сделать выбор. Но он всегда в этих условиях будет протестовать против требований вести себя образцово, если родители сами этого не делают.

Для профилактики формирования отклоняющегося поведения в семье  применяю такие формы работы с родителями, как индивидуальные консультации, семейные консультации, выступления на родительских собраниях, которые способствуют повышению психологической грамотности по вопросам воспитания. Семинары для родителей на темы: «Семья и проблема трудных детей», «Психологические особенности подросткового возраста», «Психологические особенности младшего школьного возраста», «Психологические особенности юношеского возраста», «Адаптация к школе» в 1, 5, 10 классах и др. В каждом выступлении обязательно акцентируется внимание родителей на рекомендации, способствующие гармонизации детско – родительских отношений. Так, на родительском собрании на тему: «Семья и проблема трудных детей» были даны родителям следующие рекомендации:

  Для профилактики или ликвидации “трудного” поведения у ребенка важно воспитывать дисциплинированность. В связи с этим возникает вопрос: как применять наказание и поощрение в семье? Сразу ответим, что достаточно тяжелые или легкие наказания не целесообразны. Среди средних наказаний особых различий нет. Важнее частота наказаний. Постоянно наказываемые мальчики отвечают агрессией или даже асоциальным поведением. Так же значима последовательность наказаний. Неверно, если за поздний приход домой один раз наказывают, а другой - нет. Большую роль играет реагирование старших на хороший и на плохой поступок ребенка. Родители трудных детей этого часто не понимают. Они редко хвалят за хорошее поведение, часто неправильно и непоследовательно ругают за плохое поведение. Такие родители нередко уделяют слишком много внимания проступкам детей. Они не понимают, что подчас отрицательное поведение вызвано желанием, привлечь внимание родителей. Уделяя такому поведению много внимания, родители закрепляют его у ребенка. Поэтому правильнее если это позволяют обстоятельства, игнорировать плохое поведение   и обращать внимание на ребенка в  случае положительных действий, высказывая ему одобрение. Важны и многие другие факторы: время реакции (лучше быстрая); последовательность и принципиальность дисциплинарных требований, их осознанность детьми; характер отношений родителей с ребенком (более эффективные воспитательные воздействия любимых и уважаемых родителей), баланс поощрений и наказаний (первые желательно применять чаще, чем вторые). Ребенку лучше прививать немного согласованных правил поведения, чем много несогласованных. Важно не только поощрять хорошее поведения ребенка и тормозить, но и сформировать у него внутренний механизм контроля поведения. Для этого требуется создать у ребенка и подростка собственную систему жизненных ценностей. Тогда он будет вести себя правильно вне зависимости от одобрений и поощрений со стороны родителей и других людей.

В кабинете психолога оформлен стенд «Шпаргалка для родителей» с информацией о воспитании детей, с содержанием этой памятки родители могут ознакомиться также  на родительском собрании.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил:

  1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
  2. Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
  3. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  4. Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.
  5. Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.
  6. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  7. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
  8. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
  9. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
  10. Не рассчитывайте на то, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.
  11. Разговаривайте со своим ребенком. Если постоянного общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга.
  12. Умейте выслушать ребенка внимательно, с пониманием и сочувствием, не перебивая его и не настаивая на своем. Старайтесь убедить.
  13. Рассказывайте детям о себе. Пусть знают, что вы готовы поделиться и посоветоваться с ними, а не уходите в себя.
  14. Будьте рядом. Важно, чтобы дети понимали, что у них всегда есть возможность побыть и поговорить с вами.
  15. Будьте тверды и последовательны. Не обещайте того, чего не можете выполнить. Ребенок должен знать, чего от вас ожидать.
  16. Общайтесь с его друзьями. Подросток часто ведет себя тем или иным образом, находясь под влиянием окружения.
  17. Не запугивайте детей. Они станут вас бояться и не будут вам верить.
  18. Помните, что ребенок всегда нуждается в родительской поддержке. Помогите ему поверить в свои силы и возможности.
  19. И несмотря ни на что каждый день с ребенком начинайте с радостью, заканчивайте миром!

Конечно, следовать всем правилам этой памятки сложно, да и идеальных родителей не бывает. Но вам и не нужно быть идеальным, вполне достаточно быть просто хорошей мамой или замечательным папой.

И тогда многие школьные проблемы обойдут стороной вашего ребенка.

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 160с.
  2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1988. – 201с.
  3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 144с.
  4. Волнова Е.М. Трудные дети или трудные родители? – М.: Профиздат, 1992. – 96с.
  5. дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб.: Издательство “Речь”, 2003. – 144с.
  6. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвешение, 1983. – 223с.
  7. Личность, семья, школа: проблемы социализации учащихся / Под ред. д. пед. м. С.Г. Вершловского – СПб. – 1996. – 220с.
  8. Метчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка / Под ред. Е.Д.Божович. – М.: Изд-во “Институт практической психологии”; Воронеж: Изд-во НПО “МОДК”, 1998. – 448с.
  9. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г.Хрипковой – М.: Педагогика, 1989. – 288с.
  10. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. – М.: Просвещение, 1990. – 143с.
  11. Особенности обучения и психологического развития школьников 13-14 лет / Под ред. И.В.Дубровиной – М.: педагогика, 1988. – 192с.
  12. Отклоняющееся поведение молодежи: Краткий словарь – справочник. Владимир. Издательство ВГПУ, 1994. – 144с.
  13. Помиратьева Н.В. Семьи с детьми: экономическое положение, социальная поддержка. – М.: 1996. – 44с.
  14. Психология современного подростка / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. – 270с.
  15. Штольц Х. Каким должен быть ребенок? Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1987. – 144с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние духовно-нравственных ценностей на формирование социальной активности подростков

В статье раскрывается проблема социальной активности подростков....

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

Социальные нормы – правила поведения, принятые вобществе. Они предписывают или запрещают определённый тип поведения....

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Под социальными нормами обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды социальных норм:...

Причины появления отклоняющегося поведения

Причины появления отклоняющегося поведения...

Способы работы, направленные на изменение отклоняющегося поведения юношей.

В данной статье описываются причины девиантного поведения юношей и способы работы, направленные на изменение этого поведения....

ВЛИЯНИЕ СЛАБОАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ НА ПСИХИКУ И ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

На сегодняшний момент проблема влияния слабоалкогольных напитков на психику и поведение подростков является актуальной, т.к. во- первых, статистические данные по странам бывшего СНГ показывают, ...