Технологическая карта занятия по МДК 01.03 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» на тему: «Сказки А.С. Пушкина в круге детского чтения»
план-конспект занятия

Симухина Ольга Изосимовна

Занятие по методике преподавания литературного чтения направлено на реализацию методов, приемов, форм организации работы по  определению  отличия народных и литературных сказок,   выявлению и интерпретации фольклорных сюжетов и образов в сказках А.С. Пушкина, развитию  умения анализировать индивидуальный стиль писателя, формированию навыков выразительного чтения и анализа сказок поэта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Преподаватель: Симухина О.И.

МДК : Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Специальность: «Преподавание в начальных классах»

Тема: «Сказки А.С. Пушкина в круге детского чтения»

Цель: актуализировать и систематизировать знания студентов о сказках А.С. Пушкина.

Задачи:

определять отличия народных и литературных сказок;

определить ценность сказок А.С. Пушкина для детского чтения;

выявить интерпретацию фольклорных сюжетов и образов в сказках А.С. Пушкина;

определить особенности стихотворной речи в сказках;

развивать умения анализировать индивидуальный стиль писателя;

формировать навыки выразительного чтения и анализа сказок;

совершенствовать коммуникативные навыки, умение организовывать собственную деятельность, определять способы контроля и оценки решения профессиональных задач;

воспитывать культуру умственного труда, совершенствовать умение использовать приемы самостоятельной работы, умение взаимодействовать в коллективе.

Формируемы ПК и ОК:

ПК #1054;пределять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Используемые технологии: алгоритмические и интерактивные технологии обучения, проблемно-диалогический метод.

Ресурсы: компьютер, проектор, слайдовая презентация к занятию, аудиозапись, сборники сказок А.С. Пушкина, терминологический словарь, составленный студентами самостоятельно, раздаточный материал (фрагмент текста статьи).

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формы и методы организации деятельности

Планируемые результаты (ОК, ПК)

Этап целеполагания и мотивации к учебной деятельности

- Мы продолжаем заниматься вопросами анализа художественных произведений, сравнением фольклорных произведений (народных сказок) и литературных произведений (литературных сказок). Напоминаю, что раздел программы по литературному чтению «Литературоведческая пропедевтика» является во многом направлением вашей деятельности по ознакомлению младших школьников с литературоведческими понятиями, позволяющими вам помочь обучающимся более точно и в соответствии с замыслом автора выявлять главную мысль и характеры персонажей, среди которых и герои сказочных произведений А.С. Пушкина. Позаботимся о том, чтобы выглядеть достойно в этой педагогической ситуации. Перед вами тема занятия, запишите ее в тетрадь.

- Перечитайте, пожалуйста, эту тему еще раз. Задайте вопросы к ней, на которые вы знаете ответы.

- А теперь сформулируйте тот вопрос, ответ на который мы должны получить на занятии.

- Вы правы, это и будет целью нашего занятия.

- Что прежде всего нужно сделать, чтобы правильно ответить на заданные вами вопросы? При необходимости проводится ранжирование предложений, отклоняются лишние предлагаемые варианты.

- К какому виду сказки относятся произведения А.С.Пушкина?

- Итак, давайте вспомним определение «литературная сказка».

Варианты вопросов: Что такое «народная сказка»? Что такое «литературная сказка»? и т.д.

Как различить народные сказки и литературные сказки? И др.

Возможный вариант ответа: Для того чтобы правильно сделать найти различие, надо помнить, что речь идет не только об авторстве (сочинение и передача народом из поколения в поколение или авторство писателя), но и об особенностях характеров персонажей (статичность черт персонажей или динамика характера героя в процессе движения сюжета). Кроме этого, литературная сказка всегда записана, ее вид неизменен, а в народной каждый новый сказитель мог по своему желанию что-то добавить в нее или убрать.

Вариант ответа: Литературная сказка – это авторское произведение с событиями, происходящими в реальном или волшебном мире, в котором могут действовать как реальные, так и вымышленные персонажи.

Фронтальная работа

Беседа

ОК1

ОК2

ОК4

Этап актуализации опорных знаний и пробного учебного действия

- Выделите среди названий сказок каждой группы только сказки А.С. Пушкина. Помните, что сказки поэта - это литературные произведения (СЛАЙД)

- Вы указали сказки А.С. Пушкина, определите их вид (волшебные, о животных или бытовые/с реальными или вымышленными персонажами).

- Раскройте, пожалуйста, их особенности.

- А вот вид какой сказки определить сложно? Почему? Как не допустить ошибку?

Варианты ответов: «Финист Ясный сокол», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях…», «Аленький цветочек», «Сказка о попе и его работнике Балде»

«Сказка о царе Салтане…», «Иван-царевич и серый волк», «Лягушка-путешественница»

«Сказка о рыбаке и рыбке», «Царевна-лягушка», «Сказка о жабе и розе», «Сказка о золотом петушке…».

На базе имеющихся знаний обучающиеся дают следующие варианты объяснений:

-Это, в большей степени волшебные сказки, так как в них несмотря на наличие персонажей-животных, напри-мер, или реально действующих героев, много фантастических превращений поворотов сюжета.

- «Сказка о попе и его работнике Балде». Есть необычные действия, но герои реальны, социально обозначены (как в бытовой сказке).

Фронтальная работа. Выполнение задания на анализ и клас-сификацию

ОК 2

ОК 4.

Этап усвоения новых знаний и способов действий

- Систематизировать «разрозненные воспоминания»

об А.С. Пушкине и его сказках нам поможет алгоритм (СЛАЙД)

- Мы уже работали с алгоритмами, когда речь шла о родах и жанрах литературы. Об алгоритме. Начнем как раз с биографии поэта и его творческого пути - к сказкам.

Записывают алгоритм в тетрадь, устно комментируют содержание алгоритма (фрагменты биографии и то, что поясняет творческие подходы поэта к сочинению сказок).

Составление алгоритма, определение последовательности действий

ОК 2.

ОК 4.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

- Интерпретации литературных произведений важны как этапы развития общественной мысли, представляют значительный интерес для понимания произведения.

- Вспомните, что такое интерпретация литературного произведения?

- Обратите внимание на определение интерпретации, объясним его позиции.СЛАЙД

- Выполните интерпретацию фольклорных сюжетов и образов в сказках А.С. Пушкина (анализ фрагментов произведений – отмечены в сборниках заранее)СЛАЙД

- Что ж, с работой вы справились хорошо. Усложним задачу. Необходимо проанализировать особенности стихотворной речи в сказках.

- Для тонко организованного поэтического слуха Пушкина была чрезвычайно важна акустическая составляющая текста. С детства поэт впитывал напевную музыку русской сказки, какой он услышал её от своей няни. Работая над собственными сказками, Пушкин стремился сохранить ритмы народной речи. Пушкин переходил к новым каноническим формам, соединяющим в себе напевность фольклорных первоисточников и лёгкость силлабо-тонического европейского стиха. Поэт не только стремился сохранить оригинальное звучание сказок, но и открывал в ритмических возможностях фольклора новые способы обработки оригинальных авторских произведений.

- Каков порядок ваших действий при выявлении особенностей стихотворной речи в сказках Пушкина? Обратитесь к составленному нами терминологическому словарю.

- Определите особенности стихотворной речи в «Сказке о царе Салтане…» (аудиозапись)

- Хочу обратить ваше внимание, что среди лирических песен Русского Севера есть произведение с похожим ритмом и сюжетом со «Сказкой о царе Салтане…»

…Как по морю, как по синю

Плыла лебедь белая,

Плыла лебедь с лебедятками,

Со малыми со дитятками…

В этой песне лебедь убивает «ясён сокол», а птица прикрывает собой детей. Только в фольклорной сказке творится миф о смене дня и ночи, света и тьмы, а Пушкин рассказывает историю о человеческой жестокости.

- Определите особенности стихотворной речи в «Сказке о рыбаке и рыбке».

- Также можно обратить внимание на то что белый стих, напоминающий лирическое причитание, лежит в основе незавершённой пушкинской «Сказки о медведихе» (аудиозапись):

…Как весенней тёплою порою

Из-под утренней белой зорюшки,

Что из лесу, из лесу из дремучего

Выходила медведиха

Со милыми детушками медвежатами

Погулять, посмотреть, себя показать.

Села медведиха под белой березою;

Стали медвежата промеж собой играть,

По муравушке валятися,

Боротися, кувыркатися.

Отколь ни возьмись мужик идет,

Он во руках несёт рогатину,

А нож-то у него за поясом.

А мешок-то у него за плечьми.

-Таким образом, можно сделать вывод о том, что поэт не только стремился сохранить оригинальное звучание сказок, но и открывал в ритмических возможностях фольклора новые способы обработки оригинальных авторских произведений.

Вариант ответа: Интерпретация литературного произведения – это выявление (с опорой на данные анализа текста) и понимание произведений прошлого и настоящего, в умелом показе устойчивого (традиционного) и изменчивого (нового, оригинального) в понимании литературного произведения.

Составляют алгоритм

  1. #1054;писание и анализ произведения.
  2. 2. Выявление авторской идеи как с приятие ее, так и явное несогласие с автором.
  3. 3. Образ интерпретируемого произведения, который складывается под влиянием таких факторов, как историческая ситуация, литературный контекст, личные пристрастия.

4. Главная тема произведения, где сформулированы так или иначе основные авторские мысли и эмоции, выражено (хотя бы в косвенной форме) отношение ко всему этому.

5. Обращение к тексту как художественному миру произведения.

Выполняется в группах комментированное чтение и анализ с последующей проверкой и обсуждением.

Обучающиеся делают вывод по результатам работы.

Следят по тексту, отмечают.

Возможный вариант ответа: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», во многом перенявшая особенности лубочной сказки «О Бове королевиче», написана четырёхстопным хореем с параллельными рифмами.

С лёгкой руки Пушкина этот стихотворный размер стали использовать другие писатели-сказочники.

Зачитывают текст, отмечают.

Возможные варианты ответа:

-- Сказка близка по ритмике к былинному стиху. Пушкин оставляет её нерифмованной, но иногда в тексте всё же появляются отдельные рифмы.

- Речь старика, совершающего благородный и справедливый поступок, становится поэтичной, он восходит до уровня певца, сказителя. Рифма «море-просторе» расширяет пространство текста, делает бескрайним мир старика.

- Положивший в основу своих произведений народные сказки, предания, сохранивший в них мысли и чувства народа А.С. Пушкин мастерски изменил их, дополнил новыми образами, сделал более выразительыми – и они получили совершенно новое звучание.

Тренировка в пооперационном примене-нии алгорит-ма

Задания, способствующие «свора-чиванию» алгоритма

Беседа по анализу текста с методом работы для решения проблемы в коллективной работе

ОК 2.

ОК 4.

ОК 6.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

- Работать вы можете парой, объясняя по очереди друг другу особенности индивидуального авторского стиля сказок А.С. Пушкина.

Анализ фрагмента текста статьи Ю.Лотмана последующей проверкой: «Сказка о царе Салтане...» может быть названа сказкой исполненных желаний. Уже в начальном эпизоде три девицы загадывают заветные желания, которые без промедления исполняются. Счастливый случай (например, в лице батюшки-царя «позадь забора») может реализовать любое человеческое желание. Мечты трех девиц еще не выходят за пределы возможного в обычном мире, но мечты князя Гвидона о чудесной белке, о морских витязях, о царевне Все дело в том, что и князь Гвидон не обычный человек: он богатырь с рождения, к тому же наделен даром говорить с природой и жить среди чудес (что, впрочем, обычно для фольклорного героя). На острове не только исполняются земные желания, но и воплощаются любые фантазии. Поэт среди множества людских желаний (начиная с «доброго ужина» и кончая «быть царицей») выделяет как первейшее - «видеть я б хотел отца», т. е. желание кровных уз. Это самое поэтичное, возвышенное из всех земных желаний, сравнимое лишь с вдохновением. Но ни княжеская шапка или царский венец, ни богатства, ни свобода еще не есть полные условия счастья. Радость звучит в конце сказки, когда царь вдруг, как чудо, получает и жену, и сына, и невестку-диво, а те волшебные чудеса, что видел он по дороге, -остров Буян, белка в хрустальном доме, тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором были только «присказками» к настоящей сказке счастливой семьи. В эпизоде встречи переживания героев достигают наибольшей силы. Следуя примеру обычной жизни, Пушкин изображает дальнейшее счастье как большой домашний праздник, на котором отцу семейства не грех выпить лишку, а виноватых принято прощать». Поэт ввел в народный сюжет новую героиню, в которой гармонично соединились черты белой лебедушки-невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницу из сказок. Портрет царевны Лебеди производит впечатление сплошного сияния и блеска, плавного движения и журчания слов. Понятие женственности составляли для поэта мягкость, доброта, забота о близком человеке Тогда как мужественность предполагает разумность решений и решительность действий . Двоемирие, характерное для романтических произведений, в сказке о царевне Лебеди реализуется на реалистическом уровне как противопоставление пошлого обыденного мира и мира фантастического, идеального.

Работают в паре над анализом статьи с последующей проверкой.

Работа в паре, интерактивное взаимодей-ствие: пооче-редное вы-полнение ро-ли учителя и ученика

Самостоятельное выполне-ние с после-дующей вза-имопроверкой

Метод работы для решения проблемы в коллективной работе

ПК 3.

ОК1

ОК 2.

ОК 4.

ОК 6.

Этап включения в систему знаний и повторения

- Какова роль работы с литературными сказками для литературного образования и развития младших школьников?

- Для понимания и реализации данной деятельности ы курсе литературного чтения предлагается рассмотрение вариантов проблем.

#1052;етод работы А. С. Пушкина над фольклорным материалом, уделив особое внимание вопросу взаимодействия фольклорного и литературного начал в творчестве А. С. Пушкина.

#1054;пределение роли сказок А.С. Пушкина в нравственно-эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста.

#1048;зучение особенностей восприятия произведений поэта детьми младшего школьного возраста;

#1053;аиболее эффективные приемы работы с младшими школьниками при изучении фольклорных традиций в сказках А. С. Пушкина;

- Из пар образуйте, пожалуйста, четверки. Обменяйтесь получившимися текстами. Проверьте работы, при необходимости скорректируйте текст. Затем в четверках обсудите работу, оцените качество выполнения.

Возможные варианты ответа:

-Система работы с литературными сказками, в том числе сказками А.С. Пушкина и ее фольклорными источниками, будет способствовать формированию у младших школьников устойчивых знаний об изучаемой жанровой системе, пониманию структурных законо-мерностей сказочных сюжетов, созданию предпосылок для развития эмоциональной культу-ры и творческого начала.

- Помочь младшим школьникам осознать нравственную силу и художественную красоту произведений поэта, их близость к народным сказкам – вот главные задачи, стоящие перед учителем начальных классов.

Работа в парах. группах

Интерактивный прием «Два – четыре – вместе»

ПК 3.

ОК1

ОК 2.

ОК 4.

ОК 6.

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

- Сейчас пришло время вам самим оценить, как усвоили материал. Выполняем тест (раздаточный материал)

1. Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
А. Не садись не в свои сани.
Б. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
В. Рыбак рыбака видит издалека.
Г. Любишь брать - люби и отдать.

2. Где князь Гвидон из сказки Пушкина провёл своё детство и отрочество?
А. В царстве славного Салтана.
Б. На острове Буяне.
В. В море-океане.
Г. У лукоморья.

3. Что делает пушкинский «кот учёный», когда идёт направо?
А. Песнь заводит.
Б. С лешим бродит.
В. Сказку говорит.
Г. На ветвях сидит.
4. Какая из предложенных пар пушкинских сказочных героев НЕ из одной сказки?
А. Царь Дадон и шамаханская царица.
Б. Царь Салтан и тридцать три богатыря.
В. Королевич Елисей и мертвая царевна.
Г. Князь Гвидон и злая мачеха.
5. Кем доводятся друг другу сказочные герои А.С. Пушкина Гвидон и Дадон?
А. Отцом и сыном.
Б. Дедом и внуком.
В. Братьями.
Г. Никем.
6. Куда вкладывала свой капитал разбогатевшая жена главного героя «Сказки о рыбаке и рыбке»?
А. Жемчуг.
Б. Картины.
В. Акции.
Г. Заводы.

7. За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» была наказана старуха?
А. За лень.
Б. За враньё.
В. За жадность.
Д. За плохое ведение домашнего хозяйства.

8. За сколько человек работал Балда в сказке Пушкина?
А. За двоих.
Б. За троих.
В. За четверых.
Г. За семерых.
9 Какая из предложенных пар пушкинских сказочных героев из одной сказки?
А. Царевна Лебедь и семь богатырей.
Б. Князь Гвидон и злая мачеха.
В. Попадья и золотая рыбка.
Г. Царь Дадон и шамаханская царица.

10. Старуху золотая рыбка наказала за жадность, а за что она наказала старика-рыбака?
А. За браконьерство.
Б. За трусость и безволие.
В. За загрязнение окружающей среды.
Г. За невнимание к жене.

11. Какая пушкинская сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек / Добрым молодцам урок»?
А. «Сказка о рыбаке и рыбке».
Б. «Сказка о царе Салтане».
В. «Сказка о золотом петушке».
Г. «Руслан и Людмила».

12. Какими словами можно охарактеризовать Елисея из сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?

А. равнодушный

Б. трусливый

В. бесстрашный

Г. мужественный

13. Выразительность чтения – это:

А. Способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Б. Врожденная способность человека читать художественное произведение.

В. Навык актерского исполнения литературного произведения.

Г. Отражение в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему.

14. Понятие, не имеющее отношение к фольклору.

А. Устное народное творчество.

Б. Литературная сказка.

В, Присказка.

Г. Сказ.

15. Что не является методом чтения и анализа сказок А.С. Пушкина.

А. Инсценирование сказок.

Б. Объяснение значений слов и выражений.

В. Творческий пересказ (изменения лица рассказчика).

Г. Игра.

Проверка по образцу. (СЛАЙД)

- Проверим и оценим себя сами

Критерии: 0-1 ошибка – 5;

2-3 ошибки – 4;

4-5 ошибки – 3.

#1040;. Не садись не в свои сани.

2. В. В море-океане.

3. А. Песнь заводит.

4. Г. Князь Гвидон и злая мачеха.

5. Г. Никем.

6. А. Жемчуг.

7. В. За жадность.

8. Г. За семерых.

9. Г. Царь Дадон и шамаханская царица.

10 Б. За трусость и безволие.

11. В. «Сказка о золотом петушке».

12. В. бесстрашный

13. Г. Отражение в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему.

14. Б. Литературная сказка.

15. Г. Игра.

Самооценка по предложе-нным крите-риям

ПК 3.

ОК 2.

ОК 4.

Задание для выполнения работы дома

- Что же, кто справился на 4 и 5- молодцы, у остальных будет шанс откорректировать свои знания по теме и усовершенствовать умения, выполняя домашнее задание:

- Подготовить фрагмент урока литературного чтения по сказкам А.С. Пушкина: фрагмент – этап «до чтения» (УМК, класс, сказка – по выбору)

Записывают задание

ПК 1

ПК 3

ОК 2

ОК 4.

Подведение итогов

Рефлексия учебной деятельности на

- Назовите мне особенности фольклорных сюжетов и образов в сказках А.С. Пушкина, стихотворной речи в сказках, индивидуального стиля писателя.

- Раскрыть, как формировать навыки выразительного чтения и анализа сказок.

- Оцените собственную работу по плану (дан на СЛАЙДе):

1. Что нужно было сделать на занятии? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат?

3. Выполнил задания полностью верно или с ошибкой?

4. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?

5. Какие действия надо совершить, чтобы в дальнейшем избежать ошибок в работе со сказками А.С. Пушкина?

Фронтальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекционный материал по предмету Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Данный материал поможет студентам специальности Преподавание в начальных классах освоить дисциплину Детская литература с практикумом по выразительному чтению...

Технологическая карта занятия по ФГОС по теме "Радиоактивность. Радиопротекторные свойства пищи"

Технологическая карта урока Название   предмета физика  Курс второй   Урок № 146   Дата 27.04.2015Тема   РадиоактивностьАвтор УМК Мякишев Г. Я., Бухов...

Методическая разработка по организации внеурочной самостоятельной работы студентов по дисциплине МДК. 01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению основной профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.02 ( 05014

Специфика детской литературы связана с характером изображения действительности, с особым предметом ее изображения: он тот же, что и во всяком искусстве, но в то же время особый: главный герой де...

Технологическая карта занятия. Тема занятия. Отработка алгоритмов наружного и ингаляционного способов введения лекарственных средств. (раздел 4, учебная практика№49).

ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»МДК04.03 «Технология оказания медицинских услуг»Специальность 34.02.01«Сестринское...

презентация "Введение в МДК "Детская литература с практикумом по выразительному чтению"

представлена общахая характеристика дисциплины. рассмотрены такие вопросы как: ´Чтение детям художественной литературы – как культурная практика. Понятия детская литература и детское чтени...

Открытый урок по МДК 03.05. "Детская литература с практикумом по выразительному чтению".

Открытый урок по МДК 03.05. "Детская литература с практикумом по выразительному чтению"....

Календарно – тематический план по общепрофессиональному курсу ОП.08 Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Рабочая программа профессионального модуля ОП.08 Детская литература с практикумом по выразительному чтению разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по с...