Этап целеполагания и мотивации к учебной деятельности
| - Мы продолжаем заниматься вопросами анализа художественных произведений, сравнением фольклорных произведений (народных сказок) и литературных произведений (литературных сказок). Напоминаю, что раздел программы по литературному чтению «Литературоведческая пропедевтика» является во многом направлением вашей деятельности по ознакомлению младших школьников с литературоведческими понятиями, позволяющими вам помочь обучающимся более точно и в соответствии с замыслом автора выявлять главную мысль и характеры персонажей, среди которых и герои сказочных произведений А.С. Пушкина. Позаботимся о том, чтобы выглядеть достойно в этой педагогической ситуации. Перед вами тема занятия, запишите ее в тетрадь.
- Перечитайте, пожалуйста, эту тему еще раз. Задайте вопросы к ней, на которые вы знаете ответы.
- А теперь сформулируйте тот вопрос, ответ на который мы должны получить на занятии.
- Вы правы, это и будет целью нашего занятия.
- Что прежде всего нужно сделать, чтобы правильно ответить на заданные вами вопросы? При необходимости проводится ранжирование предложений, отклоняются лишние предлагаемые варианты.
- К какому виду сказки относятся произведения А.С.Пушкина?
- Итак, давайте вспомним определение «литературная сказка».
|
Варианты вопросов: Что такое «народная сказка»? Что такое «литературная сказка»? и т.д. Как различить народные сказки и литературные сказки? И др. Возможный вариант ответа: Для того чтобы правильно сделать найти различие, надо помнить, что речь идет не только об авторстве (сочинение и передача народом из поколения в поколение или авторство писателя), но и об особенностях характеров персонажей (статичность черт персонажей или динамика характера героя в процессе движения сюжета). Кроме этого, литературная сказка всегда записана, ее вид неизменен, а в народной каждый новый сказитель мог по своему желанию что-то добавить в нее или убрать. Вариант ответа: Литературная сказка – это авторское произведение с событиями, происходящими в реальном или волшебном мире, в котором могут действовать как реальные, так и вымышленные персонажи. | Фронтальная работа Беседа | ОК1 ОК2 ОК4 |
Этап актуализации опорных знаний и пробного учебного действия
| - Выделите среди названий сказок каждой группы только сказки А.С. Пушкина. Помните, что сказки поэта - это литературные произведения (СЛАЙД)
- Вы указали сказки А.С. Пушкина, определите их вид (волшебные, о животных или бытовые/с реальными или вымышленными персонажами). - Раскройте, пожалуйста, их особенности.
- А вот вид какой сказки определить сложно? Почему? Как не допустить ошибку?
| Варианты ответов: «Финист Ясный сокол», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях…», «Аленький цветочек», «Сказка о попе и его работнике Балде» «Сказка о царе Салтане…», «Иван-царевич и серый волк», «Лягушка-путешественница» «Сказка о рыбаке и рыбке», «Царевна-лягушка», «Сказка о жабе и розе», «Сказка о золотом петушке…». На базе имеющихся знаний обучающиеся дают следующие варианты объяснений: -Это, в большей степени волшебные сказки, так как в них несмотря на наличие персонажей-животных, напри-мер, или реально действующих героев, много фантастических превращений поворотов сюжета. - «Сказка о попе и его работнике Балде». Есть необычные действия, но герои реальны, социально обозначены (как в бытовой сказке). | Фронтальная работа. Выполнение задания на анализ и клас-сификацию | ОК 2 ОК 4.
|
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
| - Интерпретации литературных произведений важны как этапы развития общественной мысли, представляют значительный интерес для понимания произведения.
- Вспомните, что такое интерпретация литературного произведения?
- Обратите внимание на определение интерпретации, объясним его позиции.СЛАЙД
- Выполните интерпретацию фольклорных сюжетов и образов в сказках А.С. Пушкина (анализ фрагментов произведений – отмечены в сборниках заранее)СЛАЙД
- Что ж, с работой вы справились хорошо. Усложним задачу. Необходимо проанализировать особенности стихотворной речи в сказках. - Для тонко организованного поэтического слуха Пушкина была чрезвычайно важна акустическая составляющая текста. С детства поэт впитывал напевную музыку русской сказки, какой он услышал её от своей няни. Работая над собственными сказками, Пушкин стремился сохранить ритмы народной речи. Пушкин переходил к новым каноническим формам, соединяющим в себе напевность фольклорных первоисточников и лёгкость силлабо-тонического европейского стиха. Поэт не только стремился сохранить оригинальное звучание сказок, но и открывал в ритмических возможностях фольклора новые способы обработки оригинальных авторских произведений.
- Каков порядок ваших действий при выявлении особенностей стихотворной речи в сказках Пушкина? Обратитесь к составленному нами терминологическому словарю.
- Определите особенности стихотворной речи в «Сказке о царе Салтане…» (аудиозапись)
- Хочу обратить ваше внимание, что среди лирических песен Русского Севера есть произведение с похожим ритмом и сюжетом со «Сказкой о царе Салтане…» …Как по морю, как по синю Плыла лебедь белая, Плыла лебедь с лебедятками, Со малыми со дитятками… В этой песне лебедь убивает «ясён сокол», а птица прикрывает собой детей. Только в фольклорной сказке творится миф о смене дня и ночи, света и тьмы, а Пушкин рассказывает историю о человеческой жестокости.
- Определите особенности стихотворной речи в «Сказке о рыбаке и рыбке». - Также можно обратить внимание на то что белый стих, напоминающий лирическое причитание, лежит в основе незавершённой пушкинской «Сказки о медведихе» (аудиозапись): …Как весенней тёплою порою Из-под утренней белой зорюшки, Что из лесу, из лесу из дремучего Выходила медведиха Со милыми детушками медвежатами Погулять, посмотреть, себя показать. Села медведиха под белой березою; Стали медвежата промеж собой играть, По муравушке валятися, Боротися, кувыркатися. Отколь ни возьмись мужик идет, Он во руках несёт рогатину, А нож-то у него за поясом. А мешок-то у него за плечьми.
-Таким образом, можно сделать вывод о том, что поэт не только стремился сохранить оригинальное звучание сказок, но и открывал в ритмических возможностях фольклора новые способы обработки оригинальных авторских произведений. | Вариант ответа: Интерпретация литературного произведения – это выявление (с опорой на данные анализа текста) и понимание произведений прошлого и настоящего, в умелом показе устойчивого (традиционного) и изменчивого (нового, оригинального) в понимании литературного произведения. Составляют алгоритм - #1054;писание и анализ произведения.
- 2. Выявление авторской идеи как с приятие ее, так и явное несогласие с автором.
- 3. Образ интерпретируемого произведения, который складывается под влиянием таких факторов, как историческая ситуация, литературный контекст, личные пристрастия.
4. Главная тема произведения, где сформулированы так или иначе основные авторские мысли и эмоции, выражено (хотя бы в косвенной форме) отношение ко всему этому. 5. Обращение к тексту как художественному миру произведения.
Выполняется в группах комментированное чтение и анализ с последующей проверкой и обсуждением.
Обучающиеся делают вывод по результатам работы.
Следят по тексту, отмечают. Возможный вариант ответа: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», во многом перенявшая особенности лубочной сказки «О Бове королевиче», написана четырёхстопным хореем с параллельными рифмами. С лёгкой руки Пушкина этот стихотворный размер стали использовать другие писатели-сказочники. Зачитывают текст, отмечают. Возможные варианты ответа: -- Сказка близка по ритмике к былинному стиху. Пушкин оставляет её нерифмованной, но иногда в тексте всё же появляются отдельные рифмы. - Речь старика, совершающего благородный и справедливый поступок, становится поэтичной, он восходит до уровня певца, сказителя. Рифма «море-просторе» расширяет пространство текста, делает бескрайним мир старика. - Положивший в основу своих произведений народные сказки, предания, сохранивший в них мысли и чувства народа А.С. Пушкин мастерски изменил их, дополнил новыми образами, сделал более выразительыми – и они получили совершенно новое звучание. | Тренировка в пооперационном примене-нии алгорит-ма
Задания, способствующие «свора-чиванию» алгоритма
Беседа по анализу текста с методом работы для решения проблемы в коллективной работе | ОК 2. ОК 4. ОК 6.
|
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
| - Работать вы можете парой, объясняя по очереди друг другу особенности индивидуального авторского стиля сказок А.С. Пушкина. Анализ фрагмента текста статьи Ю.Лотмана последующей проверкой: «Сказка о царе Салтане...» может быть названа сказкой исполненных желаний. Уже в начальном эпизоде три девицы загадывают заветные желания, которые без промедления исполняются. Счастливый случай (например, в лице батюшки-царя «позадь забора») может реализовать любое человеческое желание. Мечты трех девиц еще не выходят за пределы возможного в обычном мире, но мечты князя Гвидона о чудесной белке, о морских витязях, о царевне Все дело в том, что и князь Гвидон не обычный человек: он богатырь с рождения, к тому же наделен даром говорить с природой и жить среди чудес (что, впрочем, обычно для фольклорного героя). На острове не только исполняются земные желания, но и воплощаются любые фантазии. Поэт среди множества людских желаний (начиная с «доброго ужина» и кончая «быть царицей») выделяет как первейшее - «видеть я б хотел отца», т. е. желание кровных уз. Это самое поэтичное, возвышенное из всех земных желаний, сравнимое лишь с вдохновением. Но ни княжеская шапка или царский венец, ни богатства, ни свобода еще не есть полные условия счастья. Радость звучит в конце сказки, когда царь вдруг, как чудо, получает и жену, и сына, и невестку-диво, а те волшебные чудеса, что видел он по дороге, -остров Буян, белка в хрустальном доме, тридцать три богатыря во главе с дядькой Черномором были только «присказками» к настоящей сказке счастливой семьи. В эпизоде встречи переживания героев достигают наибольшей силы. Следуя примеру обычной жизни, Пушкин изображает дальнейшее счастье как большой домашний праздник, на котором отцу семейства не грех выпить лишку, а виноватых принято прощать». Поэт ввел в народный сюжет новую героиню, в которой гармонично соединились черты белой лебедушки-невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницу из сказок. Портрет царевны Лебеди производит впечатление сплошного сияния и блеска, плавного движения и журчания слов. Понятие женственности составляли для поэта мягкость, доброта, забота о близком человеке Тогда как мужественность предполагает разумность решений и решительность действий . Двоемирие, характерное для романтических произведений, в сказке о царевне Лебеди реализуется на реалистическом уровне как противопоставление пошлого обыденного мира и мира фантастического, идеального. | Работают в паре над анализом статьи с последующей проверкой.
| Работа в паре, интерактивное взаимодей-ствие: пооче-редное вы-полнение ро-ли учителя и ученика
Самостоятельное выполне-ние с после-дующей вза-имопроверкой
Метод работы для решения проблемы в коллективной работе
| ПК 3. ОК1 ОК 2. ОК 4. ОК 6.
|
Этап включения в систему знаний и повторения | - Какова роль работы с литературными сказками для литературного образования и развития младших школьников?
- Для понимания и реализации данной деятельности ы курсе литературного чтения предлагается рассмотрение вариантов проблем. #1052;етод работы А. С. Пушкина над фольклорным материалом, уделив особое внимание вопросу взаимодействия фольклорного и литературного начал в творчестве А. С. Пушкина. #1054;пределение роли сказок А.С. Пушкина в нравственно-эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста. #1048;зучение особенностей восприятия произведений поэта детьми младшего школьного возраста; #1053;аиболее эффективные приемы работы с младшими школьниками при изучении фольклорных традиций в сказках А. С. Пушкина;
- Из пар образуйте, пожалуйста, четверки. Обменяйтесь получившимися текстами. Проверьте работы, при необходимости скорректируйте текст. Затем в четверках обсудите работу, оцените качество выполнения. | Возможные варианты ответа: -Система работы с литературными сказками, в том числе сказками А.С. Пушкина и ее фольклорными источниками, будет способствовать формированию у младших школьников устойчивых знаний об изучаемой жанровой системе, пониманию структурных законо-мерностей сказочных сюжетов, созданию предпосылок для развития эмоциональной культу-ры и творческого начала. - Помочь младшим школьникам осознать нравственную силу и художественную красоту произведений поэта, их близость к народным сказкам – вот главные задачи, стоящие перед учителем начальных классов. |
Работа в парах. группах
Интерактивный прием «Два – четыре – вместе» | ПК 3. ОК1 ОК 2. ОК 4. ОК 6.
|
Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий | - Сейчас пришло время вам самим оценить, как усвоили материал. Выполняем тест (раздаточный материал) 1. Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»? А. Не садись не в свои сани. Б. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. В. Рыбак рыбака видит издалека. Г. Любишь брать - люби и отдать. 2. Где князь Гвидон из сказки Пушкина провёл своё детство и отрочество? А. В царстве славного Салтана. Б. На острове Буяне. В. В море-океане. Г. У лукоморья. 3. Что делает пушкинский «кот учёный», когда идёт направо? А. Песнь заводит. Б. С лешим бродит. В. Сказку говорит. Г. На ветвях сидит. 4. Какая из предложенных пар пушкинских сказочных героев НЕ из одной сказки? А. Царь Дадон и шамаханская царица. Б. Царь Салтан и тридцать три богатыря. В. Королевич Елисей и мертвая царевна. Г. Князь Гвидон и злая мачеха. 5. Кем доводятся друг другу сказочные герои А.С. Пушкина Гвидон и Дадон? А. Отцом и сыном. Б. Дедом и внуком. В. Братьями. Г. Никем. 6. Куда вкладывала свой капитал разбогатевшая жена главного героя «Сказки о рыбаке и рыбке»? А. Жемчуг. Б. Картины. В. Акции. Г. Заводы. 7. За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» была наказана старуха? А. За лень. Б. За враньё. В. За жадность. Д. За плохое ведение домашнего хозяйства. 8. За сколько человек работал Балда в сказке Пушкина? А. За двоих. Б. За троих. В. За четверых. Г. За семерых. 9 Какая из предложенных пар пушкинских сказочных героев из одной сказки? А. Царевна Лебедь и семь богатырей. Б. Князь Гвидон и злая мачеха. В. Попадья и золотая рыбка. Г. Царь Дадон и шамаханская царица. 10. Старуху золотая рыбка наказала за жадность, а за что она наказала старика-рыбака? А. За браконьерство. Б. За трусость и безволие. В. За загрязнение окружающей среды. Г. За невнимание к жене. 11. Какая пушкинская сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек / Добрым молодцам урок»? А. «Сказка о рыбаке и рыбке». Б. «Сказка о царе Салтане». В. «Сказка о золотом петушке». Г. «Руслан и Людмила». 12. Какими словами можно охарактеризовать Елисея из сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? А. равнодушный Б. трусливый В. бесстрашный Г. мужественный 13. Выразительность чтения – это: А. Способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. Б. Врожденная способность человека читать художественное произведение. В. Навык актерского исполнения литературного произведения. Г. Отражение в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему. 14. Понятие, не имеющее отношение к фольклору. А. Устное народное творчество. Б. Литературная сказка. В, Присказка. Г. Сказ. 15. Что не является методом чтения и анализа сказок А.С. Пушкина. А. Инсценирование сказок. Б. Объяснение значений слов и выражений. В. Творческий пересказ (изменения лица рассказчика). Г. Игра. | Проверка по образцу. (СЛАЙД) - Проверим и оценим себя сами Критерии: 0-1 ошибка – 5; 2-3 ошибки – 4; 4-5 ошибки – 3.
#1040;. Не садись не в свои сани. 2. В. В море-океане. 3. А. Песнь заводит. 4. Г. Князь Гвидон и злая мачеха. 5. Г. Никем. 6. А. Жемчуг. 7. В. За жадность. 8. Г. За семерых. 9. Г. Царь Дадон и шамаханская царица. 10 Б. За трусость и безволие. 11. В. «Сказка о золотом петушке». 12. В. бесстрашный 13. Г. Отражение в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему. 14. Б. Литературная сказка. 15. Г. Игра.
| Самооценка по предложе-нным крите-риям | ПК 3. ОК 2. ОК 4.
|