презентация "Введение в МДК "Детская литература с практикумом по выразительному чтению"
презентация к уроку

Липина Ирина Анатольевна

представлена общахая характеристика дисциплины. рассмотрены такие вопросы как: ´Чтение детям художественной литературы – как культурная практика. Понятия детская литература и детское чтение. Особенности литературы для дошкольников. Роль детской литературы в развитии ребенка. Особенности восприятия детской литературы детьми дошкольного возраста. Роль иллюстрации для маленьких детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_detskaya_literatura_s_praktikumom._vvedenie.pptx81.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА С ПРАКТИКУМОМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

Слайд 2

ТЕМА 1.Детская литература - своеобразная область общей литературы. Специфика детской литературы. 1. Чтение детям художественной литературы – как культурная практика. 2. Понятия детская литература и детское чтение . Особенности литературы для дошкольников. Роль детской литературы в развитии ребенка. 3. Особенности восприятия детской литературы детьми дошкольного возраста. Роль иллюстрации для маленьких детей.

Слайд 3

Чтение детям художественной литературы – ещё одна культурная практика, являющаяся универсальным развивающим средством: - имеет ни с чем не сравнимое значение для дифференциации внутреннего мира ребенка; - художественные тексты позволяют интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии связей вещей, событий, отношений; - дополняет моделирующий характер и развивающие возможности других культурных практик (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности)

Слайд 4

Функции художественной литературы в развитии ребенка условно можно разделить на два больших класса: познавательно-нравственная функция: - развитие и активизация воображения, образного мышления; - расширение представлений, осведомленности о мире; - освоение таких средств упорядочения мира, как временные и причинно-следственные связи событий; - освоение моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах, формирование эмоционально-ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности эстетическая функция: - приобщение к словесному искусству как таковому в его различных формах; - развитие хорошей разговорной речи во встрече с литературным языком; - ориентация ребенка на собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественных текстах; - воспитание культуры чувств и переживаний

Слайд 5

Организация чтения (восприятия) художественной литературы как формы совместной (партнерской) деятельности взрослых и детей Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг строится на организации систематического чтения в совместной деятельности взрослых и детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, а не в ходе подробного и детализированного анализа на специальных занятиях по ознакомлению с художественной литературой по типу школьных методик.

Слайд 6

Оптимальное время для чтения художественной литературы в режимных моментах: - для детей от 3 до 4 лет: перед завтраком (5 – 7 мин.); во время подготовки к дневном сну (15 мин.); после полдника – по желанию детей. В течение дня можно периодически обращаться к произведениям малых жанров фольклора: потешкам , песенкам. - для детей от 4 до 5 лет : в процессе режимных моментов осуществляется в течение 5 – 10 мин. , во время утреннего приема (по мере возможности) а также по желанию детей. Неопределенный временной период отводится на чтение во время одевания или раздевания, во время прогулки; - для детей старшего возраста : не менее 50-60 мин. в неделю

Слайд 7

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ второй год жизни – развитие интереса, эмоциональной отзывчивости к содержанию литературных произведений, иллюстрациям в книгах; третий год жизни – воспитание интереса к книгам, способность слушать чтение и рассказывание; четвертый год жизни – развитие у детей привычки к книге как постоянному элементу жизни, источнику ярких эмоций и поводу к позитивному общению со взрослым; пятый год жизни – формирование начал ценностного отношения к книге, развитие понимания литературной речи, умения следить за развитием сюжета; шестой год жизни – развитие интереса и потребности в постоянном чтении книг и их обсуждении со взрослыми и сверстниками; седьмой год жизни – развитие представлений об общественной и индивидуальной ценности книги и чтения, развитие предпосылок к смысловому чтению

Слайд 8

Детская литература — часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей и потому отличающаяся художественной спецификой, адекватной детской психологии. Функциональные виды детской литературы включают: учебно-познавательные, этические, развлекательные произведения.

Слайд 9

Особенности детской литературы определяются воспитательно -образовательными задачами и возрастом читателей : 1 . Основная отличительная черта ее — органическое слияние искусства с требованиями педагогики . Под педагогическими требованиями подразумеваются , в частности, учет интересов, познавательных возможностей и возрастных особенностей детей.

Слайд 10

Особенности детской литературы 2. Возрастная специфика детской литературы Классифика­ция литературы для детей повторяет общепринятые возрас­тные этапы развития личности человека : 1) ясельный, младший дошкольный возраст, когда дети, слушая и рассмат­ривая книги, осваивают различные произведения литерату­ры; 2) преддошкольный возраст, когда дети начинают овла­девать грамотой, техникой чтения, но, как правило, в боль­шей части остаются слушателями произведений литературы, охотно разглядывают, комментируют рисунки и текст; 3) млад­шие школьники — 6—8, 9—10 лет; 4) младшие подростки — 10—13 лет; 5) подростки (отрочество) — 13—16 лет; 6) юно­шество — 16—19 лет. Книги, адресованные каждой из этих групп, имеют свои особенности .

Слайд 11

2. Возрастная специфика детской литературы Специфика литературы для самых маленьких : она имеет дело с человеком, почти ничего не знающем об окружающем мире и ещё не способном воспринимать сложную информацию. Для детей этого возраста предназначены книжки‑картинки, книжки-игрушки, книжки-раскладушки, книжки-панорамы, раскраски… Литературный материал для малыша – стихи и сказки, загадки, шутки, песни, скороговорки . преобладание стихотворных произведений . Это не случайно: детское сознание уже знакомо с ритмом и рифмой ( колыбельные и потешки ), - а потому легче воспринимает информацию именно в таком виде. Кроме того, ритмически организованный текст даёт маленькому читателю целостный, законченный образ и апеллирует к его синкретическому восприятию мира, характерному для ранних форм мышления.

Слайд 12

2. Возрастная специфика детской литературы Особенности литературы для дошкольников После трёх лет круг чтения несколько меняется: постепенно на второй план отходят самые простые книжки с короткими стихотворениями, их сменяют более сложные стихи на основе игровых сюжетов , например "Карусель" или "Цирк" С. Маршака. Круг тем расширяется вместе с кругозором маленького читателя. Особый интерес у подрастающих читателей с их богатым воображением вызывает всё необычное, поэтому любимым жанром дошкольников становятся стихотворные сказки : дети "от двух до пяти" легко переносятся в вымышленный мир и вживаются в предлагаемую игровую ситуацию. Далее дети знакомятся и с народными сказками , сначала это сказки о животных ("Теремок", "Колобок", "Репка" и т.д.), а позже волшебные сказки со сложными поворотами сюжета, с превращениями и путешествиями и неизменным счастливым концом, победой добра над злом.

Слайд 13

3. Специальные « детские» темы , особенности композиции и языка произведений Сюжет детских книг обычно имеет четкий стержень , не дает резких отступлений. Для него характерны , как правило, быстрая смена событий и занимательность. Раскрытие характеров персонажей должно осуществляться предметно и зримо , через их дела и поступки , так как ребенка больше всего привлекают действия героев . Требования к языку книг для детей связаны с задачей обогаще­ния словаря юного читателя. Литературный язык, точный, образ­ный, эмоциональный, согретый лиризмом , наиболее соответству­ет особенностям детского восприятия.

Слайд 14

Таким образом, Среди главных черт детской литературы можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность , занимательность формы и своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекционный материал по предмету Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Данный материал поможет студентам специальности Преподавание в начальных классах освоить дисциплину Детская литература с практикумом по выразительному чтению...

Методическая разработка по организации внеурочной самостоятельной работы студентов по дисциплине МДК. 01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению основной профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.02 ( 05014

Специфика детской литературы связана с характером изображения действительности, с особым предметом ее изображения: он тот же, что и во всяком искусстве, но в то же время особый: главный герой де...

Детская литература. Выразительное чтение и анализ произведений Льва Николаевича Толстого для детей

Чтение формирует человека.                                                ...

Тезисы по ВКР "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литературного чтения во 2 классе".

Тезисы по выпускной квалификационной работе "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литерату...

Открытый урок по МДК 03.05. "Детская литература с практикумом по выразительному чтению".

Открытый урок по МДК 03.05. "Детская литература с практикумом по выразительному чтению"....

Технологическая карта занятия по МДК 01.03 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» на тему: «Сказки А.С. Пушкина в круге детского чтения»

Занятие по методике преподавания литературного чтения направлено на реализацию методов, приемов, форм организации работы по  определению  отличия народных и литературных сказок,   ...

Календарно – тематический план по общепрофессиональному курсу ОП.08 Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Рабочая программа профессионального модуля ОП.08 Детская литература с практикумом по выразительному чтению разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по с...