МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ООД.09 ИСТОРИЯ
методическая разработка

Уденков Сергей Анатольевич

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «История» предназначены для обучающихся средних профессиональных учебных заведений, реализующих ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО

ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ООД.09 ИСТОРИЯ

 для профессии 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно – коммунального хозяйства

2023 год

Организация-разработчик: СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Разработчик:

Место работы

Занимаемая должность

Инициалы, фамилия

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Преподаватель высшей квалификационной категории

С.А. Уденков

РАССМОТРЕНО

на заседании ПЦК общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин

Протокол № 1 от ______________

Председатель ПЦК _______________ / Дюбанова Н.В./

п\ п

Содержание

1

ПЕРЕЧЕНЬ        ПЛАНИРУЕМЫХ        РЕЗУЛЬТАТОВ        ОБУЧЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

4

2.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

6

3.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

7

4.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

7

5.

ПЕРЕЧЕНЬ        РЕСУРСОВ                ИНФОРМАЦИОННО_ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ        СЕТИ        «ИНТЕРНЕТ,

НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

19

Раздел 1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Содержание учебной дисциплины «История» ориентировано на осознание студентами базовых национальных ценностей российского общества, формирование российской гражданской идентичности, воспитание гражданина России, сознающего объективную необходимость выстраивания собственной образовательной траектории, непрерывного профессионального роста.

Содержание учебной дисциплины «История» направлено на достижение следующих целей:

-формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;

-формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки;

-усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

-развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;

-формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;

-воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.

Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

  • личностных:

-сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

-становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

-готовность к служению Отечеству, его защите;

-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

-сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

-толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • метапредметных:

-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

-умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

-готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

-умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

-умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • предметных:

-сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

-владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

-сформированность        умений        применять        исторические        знания        в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

-владение        навыками        проектной        деятельности        и        исторической реконструкции с привлечением различных источников;

-сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

По дисциплине предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта, представляющего собой особую форму организации его деятельности. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме.

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно- исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания дисциплины;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся на 2 курсе в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования.

РАЗДЕЛ 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «История» предназначены для обучающихся средних профессиональных учебных заведений, реализующих ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы СПО.

Практические занятия – форма учебных занятий, где на основе полученных знаний и сформированных умений обучающиеся представляют результаты своей практической и творческой деятельности или осваивают сложные познавательные приемы, необходимые для серьезного и активного изучения дисциплины «История».

Методические рекомендации по выполнению практической работы по учебной дисциплине История разработаны в соответствии с рабочей программой данной дисциплины.

Выполнение практических работ способствует овладению умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации, составлению схем и таблиц, формированию исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, критически анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, представлять результаты изучения исторического материала в виде таблиц и схем.

РАЗДЕЛ 3. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практические работы проводятся в ходе осуществления учебного процесса и направлены на закрепление теоретического материала. Практические работы оформляются в письменном виде, преподаватель проверяет отчет обучающегося о выполненной практической работе и делает отметку в журнале учебных занятий.

Перед выполнением практической работы преподаватель проверяет готовность студентов к ее выполнению по возможности с применением технических        средств                обучения,                других        современных        методов        контроля. Преподаватель        контролирует                выполнение        практической                работы        в соответствии                        с                инструкцией                по                проведению.

Оценки        за        выполнение        практических        занятий        выставляется        по пятибалльной системе.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические        и        пунктуационные        ошибки, допущенные при выполнении заданий, учитываются при выведении оценки.

Порядок выполнения практической работы

Прочитать методические рекомендации по выполнению практической работы.

  1. Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.
  2. Изучить содержание заданий и начать выполнение

РАЗДЕЛ 4. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Тема 1.1. Россия и мир в годы Первой мировой войны

Цель: систематизировать знания по причинам Первой мировой войны, ее ходу и последствиям для всех государств мира и прежде всего для России; проследить участие России в войне.

  1. Составьте цепочку-схему локальных конфликтов, приведших к Первой мировой войне (начиная с 1905 г.) в хронологическом порядке.

  1. Назовите причины и повод к войне:

Причины: 1.

2.

3.

Повод:

  1. Заполните таблицу.

Таблица – «Соотношение сил в начале войны»

Параметры

Антанта

Тройственный союз

Численность армии

Количество

вооружения

Количество единиц

боевой техники

  1. Заполните таблицу.

Таблица – «Россия в Первой мировой войне»

Дата

Восточный фронт

Основные военные операции (силы, цель, ход, результат)

Западный фронт

Основные военные операции (силы, цель, ход, результат)

1914г.

1915г.

1916г.

1917г.

Тема 1.2. Основные этапы и хронология революционных событий 1917 г. Первые революционные преобразования большевиков

Тема 1.3. Гражданская война и ее последствия.

Цель:        Выявление        причин        и        последствий        Первой        мировой        войны, революций 1917 года, гражданской войны 1918 - 1922 гг.

  1. Используя текст, видеоматериалы, схему «Россия в Первой мировой войне», определите причины, основные события иитоги Первой мировой войны.

  1. Решите тест
  1. Что из перечисленного является одним из итогов Февральской революции 1917 г.?

  1. ликвидация монархии
  2. переход всей власти к Советам
  3. роспуск Учредительного собрания
  4. свержение Временного правительства

  1. Изданный Петросоветом Приказ №1……

  1. объявлял о роспуске царской армии
  2. устанавливал 8-часовой рабочий день
  3. призывал к прекращению войны
  4. уравнивал в правах солдат и офицеров

  1. Самой массовой партией весной 1917 г. были

  1. октябристы
  2. кадеты
  3. большевики
  4. эсеры

  1. В июле 1917 г. Временное правительство возглавил

  1. Г.Е. Львов
  2. П.Н. Милюков
  3. А.Ф. Керенский
  4. М.В. Родзянко

  1. Расположите        исторические        события        в        хронологической последовательности:

  1. создание второго коалиционного Временного правительства
  2. первый кризис Временного правительства
  3. падение монархии

  1. выступление В.И. Ленина с «Апрельскими тезисами»
  2. забастовка рабочих на Путиловском заводе в Петрограде

  1. Установите        соответствие        между        именами        исторических деятелей и их ролью в Февральской революции:

Исторические деятели

А) А.И. Гучков

Б) А.Ф. КеренскийВ) И.С. Чхеидзе Г) П.Н. Милюков

  1. Запишите термин, о котором идёт речь.

Период в российской истории с февраля по июль 1917 г., когда у власти находились одновременно два центра власти, называется        .

  1. Используя    текст    «Февральская    революция    1917    г.»,

«Октябрьская революция 1917 г.» определите причины, основные события и итоги революций 1917 года. Объясните, почему Февральская революция не стала окончательной?

  1. Используя текст «Гражданская война в России», определите причины, основные события и итоги гражданской войны 1918 –1922 г.

Тема 2.1. СССР в 20-е годы. Новая экономическая политика

Цель: выявление причин и сущность новой экономической политики, определение основных направлений общественно политического и государственного развития СССР в 20-30 годы.

  1. Прочитайте текст. Заполните таблицу.

Таблица – «Новая экономическая политика правительства»

Причины НЭПа

Меры правительства

ИтогиНЭПа

Экономика

Политика

Социальные отношения

Культура

  1. Охарактеризуйте основные подходы к образованию советского государства, существовавшие в большевистском правительстве. Чья точка зрения одержала победу? Как Вы считаете, почему?

  2. Прочитайте текст. Заполните таблицу.

Таблица– «Основные направления модернизации страны»

Направления Модернизации

Цели

Меры Правительства

Итоги

Индустриализация

Коллективизация

Культурная

революция

В        чем,        по        Вашему        мнению,        заключается        главная        проблема

форсированной модернизации СССР? Оправдана ли цена, которую заплатил советский народ, за «рывок в светлое будущее»?

Тема 2.4. Революционные события 1918 – начала 1920-х гг. Версальско- Вашингтонская система. Мир в 1920-е – 1930-е гг. Нарастание агрессии в мире в 1930-х гг.

Цель: определение основных причин мирового экономическогокризиса, появления недемократических режимов.

  1. Прочитайте текст учебника. Заполните таблицу 11.

Таблица 11 - «Мюнхенский сговор»

Дата события

Страны

Руководители

Решение,

Участницы

Стран участниц

принятое на

Мюнхенского

Мюнхенского

Конференции

Сговора

сговора

  1. Прочитайте текст учебника. Заполните таблицу.

Таблица        12        -        «Основные        художественные направлениякультуры первой половины XX века»

Художественные

Деятели культуры

Их произведения

Направления

Тема 3.1. Начало Второй мировой войны. Начальный период Великой Отечественной войны (июнь 1941 – осень 1942)

Цель: охарактеризовать международное положение и отношения в 20- 30-е гг. XX в.; выяснить причины установления недемократических режимов; установить причинно-следственные связи между явлениями и историческими процессами. Закрепить навыки работы по заполнению таблиц, анализа исторических документов; установить причинно-следственные связи между явлениями и историческими процессами.

  1. Используя текст:

-        определите какие территориальные изменения произошли врезультате Первой мировой войны?

  • охарактеризуйте деятельность Коминтерна.
  • определите с какой целью была создана Лига Наций?

  1. Составьте схему структуры и направления деятельности Лиги Наций.

  1. Прочитайте текст. Заполните таблицу.

Таблица- «Приход фашистов к власти»

1

  1. Прочтите документ и ответьте на вопросы.

Из книги А. Гитлера «Майн кампф». 1923 г.

«Мы начинаем с того, на чем остановились шесть столетий тому назад. Мы прекращаем вечное германское устремление на юг изапад Европы и обращаем взор на страну на востоке».

О какой стране говорит Гитлер?

Как эти планы отразились на его деятельности?

  1. Прочитайте текст. Заполните таблицу.

Таблица- «Военно-политические планы сторон накануневойны».

Страны

Планы

  1. Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы.

Из записи беседы Гитлера с представителями высшего командования вермахта 9 января 1941 года.

«Сталин, властитель России, - умная голова, он не станет открыто выступать против Германии. Ему тоже совершенно ясно, что после полной победы Германии положение России станет оченьтрудным.

Англичан поддерживает возможность русского вступления в войну. Будь эта последняя континентальная надежда разрушена, они бы прекратили борьбу. Вот почему надо разбить Россию. Тогда либо англичане сдадутся, либо Германия продолжит войну против Великобритании при наиблагоприятнейших условиях. Разгром России позволил бы и японцам всеми своими силами повернуть на США, а это удержало бы США от вступления в войну.

Разгром Советского Союза означал бы для Германии большое облегчение. Тогда на Востоке можно было бы оставить всего 40-50 дивизий всю военную промышленность использовать для нужд люфтваффе (военная техника) и военно-морского флота. Пришлось бы создать вполне достаточную ПВО и перебазировать важнейшиеотрасли промышленности в безопасные районы. Тогда Германия стала бы неуязвимой».

  1. Какое        значение        придавал        Гитлер        разгрому СССР        с        точки
  2. В каком направлении и зачем он предполагал реорганизовать свои вооруженные силы после планируемого разгрома СССР?
  3. Заполнить пропуски в таблице и сделать вывод.

Соотношение противостоящих на границе вооруженных сил Германии и СССР к моменту начала Великой Отечественной войны.

  1. Выбрать правильный ответ.

  1. О чем договорились СССР и Германия, подписав Договор о ненападении и секретные протоколы к нему?

а. о дате нападения Германии на Англию и Францию;

б. о разделе сфер влияния между Москвой и Берлином в ВосточнойЕвропе; в. о разделе сфер влияния на Балканах и в Азии.

  1. Какие     меры     предприняло      советское      правительство       дляп а. разработку и производство новых образцов вооружения и военной техники;

б. увеличение бюджетных ассигнований на оборону; в. укрепление трудовой дисциплины;

г. приведение приграничных военных округов в полную боевую готовность; д. рассредоточение авиации на запасных аэродромах, усиление противовоздушной обороны войск и военных объектов;

е. приведение в боевую готовность кораблей и военно-морских баз.

Тема 3.2. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.)

Тема   3.4.    Победа    СССР    в    Великой    Отечественной    войне.

Завершение Второй мировой войны

Цель: закрепить навыки анализа исторических документов; установить причинно-следственные связи между явлениями и историческими процессами.

  1. Мидуэй, Гуадалканал, Эль-Аламейн, Тунис, Марокко – писал немецкий историк Якобсен, - означают военный поворотный момент в ходе Второй мировой войны».

Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ аргументируйте.

  1. В музее города-героя Сталинграда хранится грамота президента США Рузвельта: «От имени народа США я вручаю эту грамоту Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками. … Храбрость и сила духа, которых будут вечно вдохновлять сердца всех людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против агрессии».

Генерал Уоркер: «Битва на Волге всего-навсего пропагандистская выдумка коммунистов, еѐ вообще не было»

Сопоставьте эти высказывания и сделайте вывод. Вопросы для обсуждения:

  1. В чем вы видите общее и различное в перестройке на военный лад экономики Германии, Англии, США, СССР? Почему усиление роли государства в экономике является общей закономерностью функционирования различных экономических систем в годы войны?
  2. Какая из экономических систем военного времени оказалась наиболее эффективной? Как это можно доказать? Чем это можнообъяснить?

Беседа по вопросам:

  1. Какова экономическая, политическая и социальная роль ленд- лиза для США и для стран, ее получавших?
  2. Какие точки зрения на роль ленд-лиза в достижении победы советским народом существуют? Какой из них придерживаетесь вы? Почему? Задание:

Почему вопрос об открытии второго фронта, на ваш взгляд, стал предметом длительных и сложных переговоров между странами – участницами антигитлеровской коалиции? Назовите три и более причины.

Какое нравственное значение, по вашему мнению, придавалось открытию второго фронта? Как факт открытия второго фронта оценивается в российской и зарубежной историографии спустя 60 летпосле этого события?

Тема 4.1. Мир и международные отношения в годы холодной войны (вторая половина половине ХХ века)

Цель: Выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины еѐ возникновения, еѐ влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики

  1. Выяснить значение понятия «холодная война» и еѐ основные черты. Раскрыть причины «холодной войны», выявить виновников ее развязывания, выводы представить в таблице.

  1. Определить последствия        «холодной        войны»

для мировой политики. Подтвердить фактами из учебника свои выводы. Приготовить презентацию наработанного материала.

Тема 4.3. СССР в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.

Цель: рассмотреть противоречия социально – политического развития СССР в послевоенные годы, на основе текста, исторических карт раскрыть основные направления и особенности внешней политики СССР в 50-60-е гг.; закрепить навыки работы по заполнению таблиц, анализа текста; установить причинно- следственные связи между явлениями и историческими процессами.

  1. Запишите в тетрадь основные направления внешнеполитической деятельности СССР.

  1. По                материалам                учебника        обозначьте        основные        события внешнеполитической деятельности СССР по следующим направлениям: а)        отношения        со        странами        социалистического        лагеря; б)        отношения        с развитыми капиталистическими странами;

в) отношения с развивающимися странами.

а)

б)

в)

  1. Прочитайте текст. Заполните таблицу.

Таблица – «Определить причины и результаты крупнейших военных конфликтов 50-60-х годов XX столетия»

Конфликт

Причина

Результат

Тема 4.4. Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Цель: актуализировать представления об эпохе «застоя»

  1. Подготовить устное сообщение о персоналии Л.И. Брежнева.

  2. Раскрыть понятие «диссидент», провести исторические параллели. Подготовить устные сообщения о персоналиях: А. Сахаров, А. Солженицин.
  3. Прочитайте текст. Заполните таблицу.

Таблица- «Особенности политического и духовного развития страны в 60-70 годы»

Особенности        политического развития

Особенности духовного развития

1.

2.

3.

Тема 4.5. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991 гг.)

Цель: на основе текста раскрыть основные направления, особенности, результаты внутренней политики СССР в годы

«Перестройки», определить положительные и отрицательные стороны этого процесса; закрепить навыки работы по заполнению таблиц, анализа текста; установить причинно-следственные связи между явлениями и историческими процессами.

  1. Решить тест.

  1. Что такое перестройка?

а) обновление существовавшей системы;б) глобальные изменения;

в) изменение политико-экономических процессов;

г) совокупность        политических        и        экономических

перемен,происходивших СССР.

  1. На какой период приходится «перестройка»?

а)        1985-1988        гг.

б)        1986-1990        гг.

в) 1985-1991 гг.

г) 1986-1991 гг.

  1. Что стало причиной «перестройки»?

а) отставание от США в гонке космических вооружений; б) соревнование в сфере высоких технологий;

в) экономический кризис;

г) уродливая        структура        народного        хозяйства

страны иотсутствие серьезных стимулов к труду;

д) серьезные ошибки        в управлении.

  1. Какой путь «перестройки» избрал М.С. Горбачев? а) метод проб и ошибок;

б) выпустить товары народного потребления;

в) модернизировать отсталую легкую промышленность;г) закупить технику за рубежом.

  1. Какие изменения произошли в структуре высших органов власти?

а) введение выборов на альтернативной основе;

б)        наделение        вновь        учрежденного        Съезда        народных депутатовреальными властными функциями;

в) назначение новой должности – Президента СССР. г) обновление состава членов КПСС на 60%.

2.Прочитайте        текст.        Заполните        таблицу.        Выберите        из        списка положительные и отрицательные стороны Перестройки.

Таблица- «Перестройка».

Положительная сторона

Отрицательная сторона

  1. Предприятиям дана хозрасчетная самостоятельность.
  2. Низкое качество сырья.
  3. Отсутствие стимулов для высокой производительности.
  4. Сокращение объемов производства.
  5. Рост денежной массы в наличном обращении.
  6. Инфляция.
  7. Разрешена кооперация.
  8. Ослаблен государственный контроль за народным хозяйством.
  9. Распад производственных связей между предприятиями разных

союзных республик.

  1. Выросла политика гласности.
  2. Очереди.
  3. Распределение продуктов по талонам.
  4. Борьба с алкоголизмом.
  5. Альтернативные выборы на государственные посты.
  6. Разоблачение коррупции партийного руководства.
  7. Публикация ранее запрещенных произведений.
  8. Снижение смертности.

3. Используя текст, ответьте на вопросы.

  1. Каковы результаты «перестройки»?
  2. Каков уровень жизни населения?
  3. Удалось ли предотвратить кризис?
  4. Сохранила ли партия авторитет у народа?
  5. Сумел ли Горбачев воплотить свои идеи в жизнь общества и создать благоприятный международный климат, не потерять контроль над ситуацией в стране?

Тема 5.1. Становление новой России (1992–1999 гг.)

Цель: раскрыть основные направления, особенности, результаты экономического развития России на рубеже XX-XXI вв.; закрепить навыки работы по заполнению таблиц, анализа текста; установить причинно- следственные связи между явлениями и историческими процессами. Определить приоритетные направления развития экономики РФ на современном этапе; дать характеристику инновационным процессам; охарактеризовать роль инноваций всовременном мире.

  1. Прочитайте текст. Заполнить таблицу.

Таблица- «Экономическое развитие России»

Конец 90-ых годов XX века

Начало XXI века

1

2

3

  1. Используя текст, ответьте на вопросы.

а)        Почему        курс        на        радикальное        обновление        экономики        России получил название «шоковая терапия»?

б) Какие изменения произошли в России в период правленияпрезидента Ельцина?

в) Как эти изменения повлияли на жизнь общества?

г)        Какие        могли        быть        альтернативные        варианты выхода        изэкономического кризиса?

  1. Выполните задания:

  1. Выпишите        основные        этапы        социально-

экономическихпреобразований.

  1. Напишите        противоречия        («вызовы»)        современного        этапа
  2. Какие        проблемы        возникают        из-за        низкой

рождаемости        ивысокой смертности в начале 2000-х годов

в РФ?

  1. От        чего        зависит        развитие        российской        экономики        на
  2. Выпишите        условия        осуществления        социально-экономической политики в РФ.
  3. Перечислите основные приоритеты развития страны.
  4. Раскрыть        суть        понятий:        факторы        производства, факторныедоходы, постиндустриальное общество; ВВП, ППС.
  5. Что        такое        инновационная        экономика?        Каковы        еѐ        признаки? 9.Дайте определение понятиям: «инновация», «инновационная деятельность», «инновационная инфраструктура», «инновационныйпроцесс».

10.        Почему развитие инноваций в современной России становится стратегической задачей политики?

Тема        5.3.        Россия        в        XXI        веке:        вызовы        времени        и        задачи модернизации

Вопросы:

  1. Каковы основные тенденции развития политической сферы жизни общества в XXI в. и проблемы, порожденные этим развитием?
  2. Каковы основные тенденции развития социально-экономической сферы жизни общества в XXI в. и проблемы, порожденные этим развитием?
  3. В чем причины, сущность и последствия процесса глобализации?
  4. Каковы последствия глобализации для России?
  5. Какова характеристика государственно-конституционных реформ в период первого президентства В.В. Путина (2000-2004 гг.)?
  6. Каковы государственно-конституционные реформы, проведенные в период второго президентства В.В. Путина (2004-2008 гг.)?
  7. Какова характеристика государственно-конституционных реформ, проведенных в период президентства Д.А. Медведева (с 2008 г.)?
  8. Каковы цели, методы и результаты социально-экономических и связанных с ними правовых реформ периода первого президентства В.В. Путина (2000— 2004 гг.)?
  9. В чем состоят цели, методы и результаты социально-экономических и связанных с ними правовых реформ периода второго президентства В.В. Путина (2004—2008 гг.)?
  10. Каковы цели, методы и результаты экономической модернизации России 2007—2008 г.?
  11. В чем суть целей, методов и результатов социальной модернизации России 2007-2008 г.?
  12. Какие проблемы препятствуют политической модернизации современной России?
  13. Каковы        проблемы,        препятствующие        экономической        модернизации современной России?
  14. В        чем        суть        проблем,        препятствующих        социальной        модернизации современной России?

РАЗДЕЛ 6. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО_ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде университета (http://e- dgunh.ru). Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда обеспечивает возможность доступа, обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», как на территории образовательной организации, так и вне ее.

Для освоения дисциплины «История» могут быть использованы материалы следующих интернет-сайтов:

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/
  • Информационная        система        «Единое        окно        доступа        к образовательным ресурсам». - http://window.edu.ru/
  • Единая        коллекция        цифровых        образовательных        ресурсов. http://school-collection.edu.ru/
  • Научная        электронная        библиотека        (НЭБ).        http://www.elibrary.ru КиберЛенинка. http://cyberleninka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник методических указаний по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Основы бухгалтерского учета" для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания разработаны в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Они содержат учебные цели и задачи, перечень образовательных результ...

Методические указания к выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07 "Электронная техника"

Учебное пособие содержит указания по выполнению практических работ по дисциплине ОП.07 "Электронная техника". Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОП....

Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.02 Общая картография для студентов II курса специальности 21.02.08 Прикладная геодезия

Методические указания по выполнению практических работ направлены на получение навыков умений: выполнять картометрические определения на картах, определять элементы математической основы топографическ...

методические указания для выполнения практических работ по учебной дисциплине Метрология и стандартизация

Методические указания для выполнения практических работ по учебной дисциплине Метрология и стандартизация...

Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Основы научно-исследовательской деятельности» для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа

Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Основы научно-исследовательской деятельности» для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.06 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

Методическая разработка    предназначена для  оказания помощи студентам, обучающимся по специальности «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», способ...

Методические указания по выполнению практической работы по учебной дисциплине «Бухгалтерский учет»

Методические указания по выполнению практической работы по учебной дисциплине «Бухгалтерский учет» разработаны к теме «Заполнение первичных документов. Проведение и определение резул...