Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «История» специальность 08.02.03. Производство неметаллических строительных изделий и конструкций
учебно-методический материал
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «История» разработана на основе программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.03. Производство неметаллических строительных изделий и конструкцийОписание каждой практической работы содержит: тему, цели работы, план выполнения работы. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведен список рекомендуемой литературы.
Данные рекомендации составлены с целью оказания помощи студентам при освоении материала по дисциплине «История» в период с конца XX века до современности, где рассматриваются основные проблемы, такие как, развитие России в современный период, взаимоотношения её со странами ближнего зарубежья, развитыми государствами Европы, Азией и Америкой. Особое внимание при этом уделяется отношениям с военно-политическими и экономическими союзами современности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheske_tehnologi.doc | 205.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические рекомендации
по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «История» специальность 08.02.03. Производство неметаллических строительных изделий и конструкций
Белгород 2020г.
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «История» разработана на основе программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.03. Производство неметаллических строительных изделий и конструкций
Организация-разработчик: ОГАПОУ «БСК»
Разработчик:
Игнатенко Станислав Николаевич , преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ОГАПОУ «БСК»
Рекомендована методическим советом ОГАПОУ «БСК»
Протокол № 1___ от___31_августа___________ 2020__ г.
Заместитель директора по учебно-методической работе
____________________
Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии
Протокол № __1_ от__31 августа_____________ 2020__ г.
Председатель предметно-цикловой комиссии
Введение
Методические рекомендации предназначены для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «История», которая относится к общему гуманитарному и социально- экономическому циклу в системе подготовки специалистов среднего звена.
Данные рекомендации включают в себя практические задания, вопросы для самоконтроля, вопросы для обсуждения (в письменной и устной форме), работа с кино и фото документами, с наглядным и текстовым материалами, работа с учебным пособием, работу с картой.
Описание каждой практической работы содержит: тему, цели работы, план выполнения работы. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведен список рекомендуемой литературы.
Данные рекомендации составлены с целью оказания помощи студентам при освоении материала по дисциплине «История» в период с конца XX века до современности, где рассматриваются основные проблемы, такие как, развитие России в современный период, взаимоотношения её со странами ближнего зарубежья, развитыми государствами Европы, Азией и Америкой. Особое внимание при этом уделяется отношениям с военно-политическими и экономическими союзами современности.
Задачи:
- привить обучаемым навыки исторического мышления, анализа и научного прогнозирования;
- развить умения самостоятельно мыслить и работать с графическим материалом (диаграммами, графиками, таблицами и схемами);
- развить критическое мышление на основе критического анализа текстового материала, исследования статистических данных и результатов социологических опросов;
- сформировать представление об исторических, статистических, социологических и политологических категориях, необходимых для понимания современной социально-экономической и общественно-политической ситуации;
- повысить политическую и гражданскую культуру студентов, подготовить их к активному участию к современной общественно-политической жизни страны;
- развить уважение к истории и культуре народов России, сформировать общероссийский патриотизм и толерантность;
- развить творческое и критическое мышление будущих специалистов.
В соответствии с учебной программой, практические занятия по истории подразумевают:
Совместную работу преподавателя и обучающихся (студентов) по освоению учебного материала: с документами, картами, наглядным материалом, проблемными и компетентностно-ориентированными заданиями.
Все задания ориентированы на формирование умения и готовности использовать имеющиеся знания в дальнейшей профессиональной и повседневной деятельности, а также на формирование личности, гражданской позиции в интересах общества и государства.
Методические рекомендации предназначены для обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений, изучающих учебную дисциплину ОГСЭ.02 «История» и могут использоваться как на учебных занятиях, которые проводятся под руководством преподавателя, так и для самостоятельного выполнения практических работ, предусмотренных рабочей программой.
Оценки за выполнение практических работ являются обязательной текущей аттестацией по учебной дисциплине «История» и выставляются в журнале обучения.
Тематический план практических работ
№ п/п | Наименование темы | Тематика практических занятий | Коли чество часов |
1. | Тема 1.Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа. | Практическое занятие № 1.Изучение и сравнительный анализ документов, видеои фото- материалов, воспоминаний участников событий по теме: «Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа». Обсуждение полученных результатов и выводов по теме. | 2 |
2. | Тема 2. Мир после Второй мировой войны. | Практическое занятие № 2.Изучение и сравнительный анализ документов, видеои фото- материалов, по теме: «Мир после Второй мировой войны. СССР в послевоенные годы. Восстановление и развитие народного хозяйства регионов СССР». Обсуждение полученных результатов и выводов по теме. | 2 |
3. | Тема 3. СССР во второй половине 60-х – начале 80-х гг. ХХ века. | Практическое занятие № 3.Изучение и сравнительный анализ документов, видеои фото- материалов, устной истории по теме: «СССР во второй половине 60-х – начале 80-х гг. ХХ века. Обсуждение полученных результатов и выводов по теме. Выполнение индивидуальных заданий по теме «Социально-экономическое развитие регионов СССР во второй половине 60-х – начале 80-х гг. ХХ века». | 2 |
Практическое занятие № 4.Изучение, сравнительный анализ видео- и фотоматериалов, воспоминаний по теме: «Советская культура в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) и её развитие в послевоенные годы. Особенности культуры народов СССР. Национальные и интернациональные черты культуры народов СССР» (выполнение индивидуальных заданий по теме). Обсуждение полученных результатов и выводов по теме. | 2 | ||
4. | Тема 4. СССР в годы перестройки. Дезинтеграционны е процессы в странах Восточной Европы. | Практическое занятие № 5.Изучение, сравнительный анализ документов, видео- и фото- материалов по теме: «Дезинтеграционные процессы в России и Восточной Европе во второй половине 1980-х гг.». Обсуждение полученных результатов и выводов по теме. | 2 |
5. | Тема 5. Россия и мир на рубеже XX- XXI веков. | Практическое занятие № 6.Изучение, сравнительный анализ документов, видео- и фото- материалов по теме: «Россия и мир на рубеже XX–XXI веков». Обсуждение полученных результатов и выводов по теме. Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Регионы Российской Федерации на рубеже веков XX–XXI веков». | 2 |
Практическое занятие № 7.Изучение, сравнительный анализ видео- и фото- материалов по теме: «Культура России второй половины XX века». Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Человек как носитель культуры своего народа». Обсуждение полученных результатов и выводов по теме. | 2 | ||
6. | Тема6. Современная Россия. Перспективы развития. | Практические занятия № 8.Изучение, сравнительный анализ, обсуждение нормативно-правовых актов, документов, видео- и фото- материалов по теме: «Современная Россия. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. Сохранение традиционных нравственных ценностей и убеждений в условиях стандартизации различных сторон жизни российского общества» (выполнение индивидуальных заданий по теме). | 4 |
5. | ВСЕГО: | 18 |
Тематика практических занятий
Тема 1. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа.
Практическое занятие № 1. Изучение и сравнительный анализ документов, видеои фото- материалов, воспоминаний участников событий по теме: «Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа». Обсуждение полученных результатов и выводов по теме.
Цель: повторить, обобщить, систематизировать знания по теме «Великая Отечественная война советского народа»
Оборудование: мультимедийная установка, исторические документы.
Последовательность выполнения: 1. В тетрадях записать дату и тему,
2. Внимательно просмотреть видеосюжет ,3. Внимательно прочитать текст документов,4. Ответить на вопросы, 5. Сделать выводы.
Задание№1 Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы.
Из записи беседы Гитлера с представителями высшего командования вермахта 9 января 1941г.
Сталин, властитель России,— умная голова, он не станет открыто выступать против Германии... Ему тоже совершенно ясно, что после полной победы Германии положение России станет очень трудным.
Англичан поддерживает возможность русского вступления в войну. Будь эта последняя континентальная надежда разрушена, они бы прекратили борьбу... Вот почему надо разбить Россию. Тогда либо англичане сдадутся, либо Германия продолжит войну против Великобритании при наиблагоприятнейших условиях. Разгром России позволил бы и японцам всеми своими силами по¬вернуть на США, а это удержало бы США от вступления в войну.
Разгром Советского Союза означал бы для Германии большое облегчение. Тогда на Востоке можно было бы оставить всего 40—50 дивизий...всю военную промышленность использовать для нужд люфтваффе и военно-морского флота. Пришлось бы создать вполне достаточную ПВО и перебазировать важнейшие отрасли промышленности в безопасные районы. Тогда Германия стала бы неуязвимой.
Какое значение придавал Гитлер разгрому СССР с точки зрения своих дальнейших военных планов? В каком направлении и зачем он предполагал реорганизовать свои вооруженные силы после планируемого разгрома
ДИРЕКТИВА ГИТЛЕРА № 21О ПОДГОТОВКЕ НАПАДЕНИЯ НА СССР ОТ 18.ХИ.1940 г.(ПЛАН «БАРБАРОССА»)
Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии (вариант «Барбаросса»).
Сухопутные силы должны использовать для этой цели все находящиеся в их распоряжении соединения...
Задача военно-воздушных сил высвободить такие силы для поддержания сухопутных войск при проведении Восточной кампании, чтобы можно было рассчитывать на быстрое завершение наземных операций и вместе с тем ограничить до минимума разрушение восточных областей Германии вражеской авиацией... Основные усилия военно-морского флота должны и во время Восточной кампании, безусловно, сосредоточиться против Англии... Решающее значение должно быть придано тому, что бы наши намерения напасть не были распознаны.
ИЗ СЕКРЕТНОЙ ДИРЕКТИВЫ ГЕРИНГА (ИЮНЬ 1941г.)
Изложенные ниже указания составлены прежде всего как ориентация на время военных действий. Вместе с тем они должны служить правовой основой на все время оккупации... В первую очередь необходимо использовать продовольственную и нефтяную промышленность вновь оккупируемых районов. Получить для Германии как можно больше продовольствия и нефти — такова главная экономическая цель кампании.
На основе анализа документов определите, какие цели (экономические, военные) ставили руководители нацистской Германии.
Задание№2
Из воспоминаний К. Симонова
Сталин несет ответственность не просто за тот факт, что он с непостижимым упорством не желал считаться с важнейшими донесениями разведчиков. Главная его вина перед страной в том, что он создал гибельную атмосферу, когда десятки вполне компетентных людей, располагавших неопровержимыми документальными данными, не располагали возможностью доказать главе государства масштаб опасности и не располагали правами для того, чтобы принять достаточные меры к ее предотвращению.
Согласны ли вы с мнением известного писателя? Проиллюстрируйте высказывание К- Симонова конкретными историческими примерами.
Как вы думаете, почему Сталин столь упорно игнорировал все предупреждения о готовящемся немцами ударе против СССР?
Из акта о приеме Наркомата обороны СССР С. К. Тимошенко от К. Е. Ворошилова .Главнейшими недостатками в подготовке войск являются:
1) Низкая подготовка среднего командного состава... и особенно слабая подготовка младшего начальствующего состава...
4) Крайне слабая выучка родов войск по взаимодействию на поле боя... артиллерия не умеет поддерживать танки; авиация не умет взаимодействовать с наземными войсками...
Какие недостатки боевой подготовки Красной армии выявила советско-финская война? Какие выводы были сделаны из опыта войны?
Из выступления В. М, Молотова по радио 22 июня 1941 г.
Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города... Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим врагом. В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной и Наполеон потерпел поражение... То же самое будет и с зазнавшимся Гитлером... Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную Отечественную войну за родину, за честь, за свободу... Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.
Войну 1812 г. называют Отечественной войной. Почему? Как вы думаете, какое значение имело то обстоятельство, что война с Германией с самого начала была определена как Отечественная?
Задание№3
Сопоставьте дату и событие:
1) Смоленское сражение; а) 15 сентября 1941 г.;
2) Ельнинская наступательная б) 22 июня 1941 г.;
операция; в) 10 июля – 10 сентября 1941 г.;
3) начало блокады Ленинграда; г) 8 сентября 1941 г.;
4) нападение Германии на СССР; д) 30 августа – 8 сентября 1941 г.
5) Киевское окружение.
Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы.
Из приказа Ставки Верховного Главнокомандования № 270 от 16 августа 1941 г.
...Приказываю:
1.Командиров и политработников, во время боя срывающих» с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которые подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших» свою Родину дезертиров.
Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.
2.Обязать каждого военнослужащего, независимо от его служебного положения, потребовать от вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последней возможности, чтобы пробиться к своим, и, если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться в плен,— уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи.
Каковы были причины появления столь сурового приказ; О каких особенностях военного времени можно узнать из данного приказа?
Задание№3
Внимательно просмотреть видеосюжет «Великая Отечественная война советского народа»
Заполните таблицу «Основные сражения Великой Отечественной войны»:
Название сражения | Дата | Место сражения |
Требования к результатам работы: устные ответы и письменная работа в тетради
Тема 2. Мир после Второй мировой войны
Практическое занятие № 2. Изучение и сравнительный анализ документов, видеои фото- материалов, по теме: «Мир после Второй мировой войны. СССР в послевоенные годы. Восстановление и развитие народного хозяйства регионов СССР». Обсуждение полученных результатов и выводов по теме.
Цель: повторить, обобщить, систематизировать знания по теме «Мир после Второй мировой войны »
Оборудование: мультимедийная установка, исторические документы.
Последовательность выполнения: 1. В тетрадях записать дату и тему,
2. Внимательно просмотреть видеосюжет ,3. Внимательно прочитать текст документов,4. Ответить на вопросы, 5. Сделать выводы.
Задание№1
Из речи У. Черчилля в Фултоне
От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса опустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы, Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София — все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени контролю Москвы... Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин... Русские больше всего восхищаются силой... По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах.
В чем смысл той тревоги, которой наполнена речь Черчилля? В чем он обвиняет СССР? Какие меры он предлагает? Определите свое отношение к этим мерам.
Проанализируйте документ и запишите, какая политика США скрывалась за термином «сдерживание».
ДИРЕКТИВА СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ О НЕОБХОДИМОСТИ ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕГО НАРАЩИВАНИЯ ВОЕННОЙ МОЩИ США И ИХ СОЮЗНИКОВ
Согласно концепции сдерживания поддержание сильной военной позиции рассматривается как существенно необходимое... Без совокупности превосходящей военной силы, находящейся в состоянии боевой готовности и быстро мобилизуемой, политика сдерживания, которая фактически есть политика сбалансированного и постепенного принуждения, будет не более чем блефовой политикой.
Расставьте события в хронологическом порядке.
- Война в Корее
- Создание НАТО
- Подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Карибский кризис
- Создание ОВД
- Вывод американских войск из Вьетнама
- Принятие плана Маршалла
- Соглашение четырех держав по Западному Берлину
Прочитайте фрагменты Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанного в Хельсинки в августе 1975 года. Отметьте цифрами:
- Положения, касающиеся уважения суверенитета европейских стран и незыблемости границ
- Положения, касающиеся гуманитарной сферы
- Положения, касающиеся проблем безопасности в Европе
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Задание№2
Подчеркните основные источники средств для восстановления народного хозяйства СССР после войны: кредиты США; труд советских военнопленных; облигации госзаймов; финансовая помощь США СССР по «Плану Маршалла»; труд немецких военнопленных; репарации с Германии; продажа зерна за границу; поставки промышленной продукции и финансов с западной зоны оккупации Германии; активная торговля с западными странами.
Проанализировать текст, ответить на вопросы и отразить в ответах личное восприятие.
1. Попытайтесь охарактеризовать уровень жизни народа
на рубеже 40—50-х гг. Размышляя над данной проблемой,
прочитайте фрагменты из писем, опубликованных уже в наши
дни.
Из письма А. Егорова (Владивосток):
«В 30-е годы под корень раскорчевали нашу родню. Одного дядю застрелили, другого угнали на Беломорканал, а бабушку с дедушкой — на Соловки. Отцу моему, как бывшему красноармейцу, удалось уехать из деревни сразу же после известного письма Сталина «Головокружение от успехов». Это спасло нашу семью от крепостной неволи, но не спасло от крушения. Вырванные с корнем, мы то уезжали в города, на стройки и шахты, то, спасаясь от голода, возвращались в деревню, то снова уезжали и опять возвращались на круги своя...
Так вот занесло нас в голодном 47-м году в деревню, где нас сразу же обложили налогом (картошка, яйцо, шерсть, мясо), а приехали мы туда поздней осенью, я хорошо запомнил: 26 сентября, и мне пришлось догонять своих одноклассников. Только мы рассчитались с этой бедой, нам подбросили новую: обложили налогом денежным, как единоличников.
Продал отец все с себя, с нас. Рассчитался и, завербовавшись, повез нас на Сахалин. Но... перед отъездом похоронили брата, в дороге похоронили сестру. В дороге же переболели и мы,с отцом, отлежались в больнице. По приезде на Сахалин похоронили маму, а через полгода отца. Брат мой до трех лет не ходил, а когда выпали молочные зубы, то от голода вообще не выросли >>.
Из письма инвалида Великой Отечественной войны И. П. Прибрежного:
«Говорят, что Сталин был жесток, и правильно, такой он и должен быть. Гуманность людей доводит до гибели.
Я никогда не забуду слова Чингисхана, которые я прочел в одной книге: «Врага лаской не возьмешь». И это верно. А мы до чего сейчас докатились? Один разврат, воровство, спекуляция, убийства, насилие, вообще целая анархия. У нас при Сталине шла война, а продуктов было больше и в пять раз дешевле, несмотря на то, что работали одни старики и дети. Не нужно все валить на Сталина. Он если б сейчас был живой, так мы бы работали 4 часа в сутки и в масле плавали. Он, несмотря на все трудности, с каждым днем делал переоценки товаров — все дешевле и дешевле. А сейчас у нас утром поднялся, а цены на рынке уже подросли за одну ночь, да и в магазинах то же самое. Цены добавляют, кто, сколько хочет, а контроля нет никакого. Только языками болтают, переливаем из пустого в порожнее, а изменения никакого. Пойдите, где-нибудь попробуйте добиться справедливости. Вот до чего вся эта гуманность нас довела».
Проанализировать текст, ответить на вопросы и отразить в ответах личное восприятие.
1) «Звездный час» той или иной личности... Что вы
понимаете под этим выражением? Согласны ли вы с тем,
что XX съезд был «звездным часом» Н. С. Хрущева?
Обратите внимание на следующие мысли Ф. М. Бурлацкого:
«Как решился Хрущев выступить с докладом о Сталине, зная, что подавляющее большинство делегатов будет против разоблачения? Откуда он почерпнул такую уверенность в конечном успехе? То был один из редчайших случаев в истории, когда политический руководитель поставил на карту свою личную судьбу и даже жизнь во имя высших общественных целей. В составе послесталинского руководства не было ни одного деятеля, который решился бы выступить с подобным докладом о культе личности. Хрущев, и только Хрущев, на мой взгляд, мог сделать это — так смело, так эмоционально, а во многих отношениях и так необдуманно. Надо было обладать натурой Хрущева — отчаянностью до авантюризма, надо было пройти через испытания страданием, страхом, приспособленчеством, чтобы решиться на такой шаг».
2) Охарактеризуйте реформы управления экономикой на рубеже 50—60-х гг. Что вы видите в них позитивного и что негативного? Какие идеи, не осуществленные в то время, представляются вам имеющими ценность для современного этапа? Почему их не удалось осуществить ранее?
3) В 1956 г. на приеме в советском посольстве в Лондоне состоялся любопытный разговор между Черчиллем и
Хрущевым. Черчилль сказал, в частности: «Господин Хрущев, Вы затеваете большие реформы, и это хорошо. Хотел
бы только посоветовать Вам не слишком торопиться. Нелегко преодолеть пропасть в два прыжка. Можно упасть в нее».
Как вы думаете, о чем предупреждал У. Черчилль Н. С. Хрущева?
4) В день похорон Н. С. Хрущева писатель А.Злобин
отметил в своем дневнике: «Хрущев освободил не только
10 миллионов людей, сидевших в лагерях, но и всех нас.
И меня он освободил, хотя я и был как бы на свободе».
Как вы понимаете эту мысль писателя?
5) Как вам кажется, насколько удалось Хрущеву осуществить свои реформаторские идеи? Что означала, по вашему мнению, его отставка для дальнейшего развития страны? Считаете ли вы такой финал политической деятельности Хрущева закономерным и неизбежным? Разделяете ли вы следующую мысль критика Ю. Буртина: «Состоявшееся в октябре 1964 г. смещение Хрущева было не просто сменой руководства, а началом нового периода жизни страны. Событием, по своим последствиям... едва ли не равноценным XX съезду, но — с обратным знаком».
Тема 3. СССР во второй половине 60-х – начале 80-х гг. ХХ века.
Практическое занятие № 3. Изучение и сравнительный анализ документов, видеои фото- материалов, устной истории по теме: «СССР во второй половине 60-х – начале 80-х гг. ХХ века. Обсуждение полученных результатов и выводов по теме. Выполнение индивидуальных заданий по теме «Социально-экономическое развитие регионов СССР во второй половине 60-х – начале 80-х гг. ХХ века».
Оборудование: мультимедийная установка, исторические документы.
Цель: характеристика идеологии, социальной и национальной политики в СССР к началу 1980-х гг.
Последовательность выполнения: 1. В тетрадях записать дату и тему,
2. Внимательно просмотреть видеосюжет (Эпоха застоя в СССР. Тайны кремлевской идеологии.)
, 3. Внимательно прочитать текст документов,4. Ответить на вопросы, 5. Сделать выводы.
Задание№1. Заполнить таблицу «Особенности политического и духовного развития страны в 60-70-е гг.».
Особенности Социальные последствия
Разрыв между провозглашенными идеалами развитого социализма и реальной жизнью
Нерешенность проблем развития национальных республик
Уход от анализа реальных противоречий общественного развития
Обострение идеологической борьбы
Идейная реабилитация сталинизма
Противостояние официально-догматической и гуманистической, демократической культуры
Проанализировать текст, ответить на вопросы и отразить в ответах личное восприятие.
Предшествовавший перестройке период назван, как известно, застоем или временем упущенных возможностей. Какое из этих определений кажется вам более точным? Почему? Каковы основные черты данного периода в экономике, политической сфере? Обратите внимание на характеристику стиля тогдашнего руководства, данную Ф. М. Бурлацким:
«Брежнев по самой своей натуре, характеру образования и карьере... был типичный аппаратный деятель областного масштаба... Люди такого стиля не очень компетентны при решении содержательных вопросов экономики, культуры или политики. Но зато они прекрасно знают, кого и куда назначить, кого, чем и когда вознаградить. Леонид Ильич хорошо поработал, чтобы посадить на руководящие посты — в парторганизациях, в экономике, науке, культуре — проводников такого стиля, «маленьких Брежневых», неторопливых, нерезких, невыдающихся, не особенно озабоченных делом, но умело распоряжающихся ценностями».
Как вы думаете, был ли искренен Л. И. Брежнев, заявивший в ноябре 1968 г. Б. Шимону, возглавлявшему делегацию КПЧ на торжествах, посвященных 61-й годовщине Октябрьской революции: «Вы решили, что раз в ваших руках власть, то Вы можете поступать, как Вам заблагорассудится. Но ведь даже я не могу себе этого позволить, даже мне удается реализовать свои замыслы в лучшем случае на треть. Что бы было, если бы при голосовании в Политбюро я не поднял бы руки за ввод войск? Наверняка тебя бы здесь сейчас не было. Но, возможно, не было бы здесь и меня».
В качестве опережающего домашнего задания студенты проводят социологический опрос родителей, бабушек и дедушек «Жизнь при Брежневе»:
1. Какие важные события в жизни ваших родителей связаны с правлением Л.И.Брежнева?
2. Ощущали ли ваши родители на примере своей семьи (своих родителей) общий рост благосостояния советского народа? В чем конкретно он проявлялся?
3. Каким было материальное положение ваших родных в 1964-1984 гг.?
4. Замечали ли ваши родные в социально – экономическом положении страны негативные кризисные явления? Если да, то какие? Как их объясняли?
Ответы своих родных студенты оформляют письменно, оглашают на занятии и обобщают материал.
Для анализа ситуации сравните статистические данные о ценах на продукты времени Л.И.Брежнева и сегодня:
Хлеб-1 кг-16 коп - 25руб
соль-1 кг- 10 коп - 15руб
сахар-1 кг-1 руб - 50 руб
рыба-1 кг-1 руб - 200 руб
мясо-1 кг-2 руб - 250 руб
картофель-1 кг-10 коп - 15 руб
колбаса-1 кг-2руб.80коп - 300 руб
электроэнергия- 1квт/час-4 коп -5 руб 90 коп
телефон- 3руб в мес - 300 руб
плата за двухкомнатную квартиру в мес-14 руб - 6000 руб
средняя зарплата в месяц – 120 руб и более. – 29000 руб и более
средняя пенсия – 80 руб и более - 3000 руб и более
Какое количество товаров можно было купить тогда и сегодня на зарплату и пенсию?
Чем объясняется, с вашей точки зрения, наступление периода конфронтации, обострения международных отношений на рубеже 70—80-х гг.? Насколько это было закономерно? Какова мера ответственности руководителей ведущих государств за произошедший поворот?
Почему ввод советских войск в Афганистан явился событием, которое приобрело исключительное значение для международных отношений и внутренней политики нашей страны? Рассмотрите последствия этого шага, предпринятого советским руководством.
Обратите внимание на отрывок из открытого письма академика А. Д. Сахарова Президиуму Верховного Совета СССР:
«Военные действия в Афганистане продолжаются уже 7 месяцев. Погибли и искалечены тысячи советских людей и десятки тысяч афганцев — не только партизан, но, главным образом, мирных жителей. Более миллиона афганцев стали беженцами... Ожесточение борьбы, жестокости с обеих сторон возрастают, и конца этой эскалации не видно... Не подлежит сомнению, что афганские события кардинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде... На Генеральной ассамблее ООН советские действия в Афганистане осудили 104 государства, в том числе многие ранее безоговорочно поддерживающие любые действия СССР. Внутри СССР усиливается разорительная милитаризация страны (особенно губительная в условиях экономических трудностей), не осуществляются жизненно важные реформы... усиливается опасная роль репрессивных органов, которые могут выйти из-под контроля... Политический выход из возможного тупика должен быть найден. Продолжение и тем более дальнейшее усиление военных действий приведет, по моему убеждению, к катастрофическим последствиям. Быть может, мир именно сейчас находится на перепутье и от того, как будет разрешен афганский кризис, зависит весь ход событий ближайших лет и даже десятилетий».
4. Один из сподвижников академика А.Сахарова, С.Ковалев отмечал: «Мы политиками не были, у нас была просто нравственная несовместимость с режимом». Как вы думаете, что имел в виду активный участник правозащитного движения?
Требования к результатам работы: устные ответы и письменная работа в тетради
Тема 3. СССР во второй половине 60-х – начале 80-х гг. ХХ века.
Практическое занятие № 4.Изучение, сравнительный анализ видео- и фотоматериалов, воспоминаний по теме: «Советская культура в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) и её развитие в послевоенные годы. Особенности культуры народов СССР. Национальные и интернациональные черты культуры народов СССР» (выполнение индивидуальных заданий по теме). Обсуждение полученных результатов и выводов по теме.
Оборудование: мультимедийная установка, исторические документы.
Цель:Изучить развитие культуры в 60-х – начале 80-х гг.
Последовательность выполнения: 1. В тетрадях записать дату и тему,
2. Внимательно просмотреть видеосюжет (Советская культура) , 3. Внимательно прочитать текст документов , 4. Ответить на вопросы , 5. Сделать выводы.
Задание№1. Заполнить таблицу Развитие культуры в 60-х – начале 80-х гг.
Образование. В начале 60-х был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Более чем в два раза выросло число студентов высших и средних учебных заведений. Однако в целом в советской системе образования мало что изменилось. Школы от начальной до высшей получали заказ на функционера, а не на творца. Это определяло и программу обучения, и стиль взаимоотношений между учителем и учеником. Вопреки официальной политике, в эти годы появляется целая плеяда педагогов – новаторов, «шестидесятников». Они пытаются создать атмосферу творчества, исключить зубрежку, построить партнерские отношения учителя с учениками.
М.П. Щетинин планировал вовлечь в свой эксперимент не только школьников, но и детсадовцев и детдомовцев. Он мечтал о создании центра комплексного формирования личности, где были бы «сельские» и «городские» производства, клубный комплекс, спортивный и оздоровительный центры, творческие мастерские и научные лаборатории.
В.Ф. Шаталов предложил новую методику обучения на основе опорных сигналов. Объемный скучный текст укладывался в интересную формулу, быстро запоминался, развивалось логическое мышление, т.е. школьную программу усваивали без труда и за гораздо более короткое время. Шаталов разработал интересную и плодотворную систему контроля.
Весьма полезные идеи для усовершенствования системы образования и воспитания были высказаны Ш.А. Амонашвили, И.П. Волковым, Б.П. и Л.А. Никитиными. Несмотря на бюрократические препоны, методика педагогов – новаторов стала широко известна. Именно они, в немалой степени, подготовили радикальную реформу 90-х годов.
Наука. Советские ученые успешно проводили космические исследования, впервые космонавт А.А. Леонов совершил выход в открытый космос. Новые открытия были сделаны в области атомной энергии, в стране сложился мощный ядерно-энергетический комплекс. Продолжаются разработки новейших видов вооружения, создана нейтронная бомба при непосредственном участии А.Д. Сахарова.
Учитывая увлечение в это время сельскохозяйственными проектами (Нечерноземье – вторая целина), эта отрасль науки достаточно хорошо финансировалась. Москвич доктор технических наук Е.П. Галямин разработал методы оперативного распределения водных ресурсов при орошении. Доктор физико-математических наук О.Д. Сиротенко (г. Обнинск) изучает влияние засух на сельскохозяйственное производство.
В 1977 году в Московском институте инженеров сельскохозяйственного производства имени В.П. Горячкина был создан первый в мире агроробот – MAP-1 (у него – две руки грузоподъемностью 75 килограммов, есть «глаза», «уши», органы «осязания»). Руководитель этого проекта В.И. Васянин опубликовал уникальную книгу «Сельскохозяйственные роботы». В ней шла речь о механических работниках для теплиц, животноводческих ферм. Однако сельскохозяйственное роботостроение осталось лишь в планах.
В тоже время, совершенно очевидно, что в 70-е годы советская наука теряет свои приоритеты. Виднейшие ученые П.Л. Капица, А.Д. Сахаров с тревогой обращаются в правительство, говоря о неэффективной системе образования, некомпетентности руководящих органов. Послушные ученые стали нужнее, чем талантливые. В упадок приходят такие известные во всем мире центры как Обнинск, Новосибирский Академгородок, где прежде научные открытия следовали одно за другим.
Бюрократическая система тормозила развитие науки как могла. От изобретения до внедрения проходили годы. Применение кислорода в промышленном производстве, предложенное инженером А. Мозговым, стало возможным только через 20 лет, автора наградили Государственной премией СССР. Эксперты умудрились задержать патентование одного из крупнейших изобретений века, сделанного Н. Басовым и А. Прохоровым – лазера. Впоследствии эти ученые были удостоены Ленинской и Нобелевской премий.
В самом сложном положении снова оказались общественные науки. Здесь, как нигде, преследовался плюрализм мнений и тут же слышались упреки по поводу слабости творческих дискуссий и новаторской мысли. Вся продукция историков подвергалась жесткому идеологическому контролю.
О мощном давлении на авторов свидетельствует хотя бы такой эпизод. В конце 60-х маршал Г.К. Жуков завершил свои воспоминания. Однако разрешения на публикацию не было. Наконец, дали понять, что в книге ни разу не упомянут, Брежнев. Беда в том, что они ни разу во время войны не встречались. Тогда автор написал, что «…находясь в 18-й армии, поехал посоветоваться с начальником политотдела Л.И. Брежневым, но, к сожалению, его на месте не оказалось. Он как раз находился на Малой земле, где шли тяжелейшие бои». Эта фраза прошла по всем изданиям «Воспоминаний и размышлений» Г.К. Жукова, в т.ч. и зарубежным. Только в юбилейном, седьмом, была опущена.
Кстати, книга превзошла все самые смелые прогнозы популярности. Она появилась на мировом рынке на всех континентах. В ФРГ на обложке красными буквами было написано: «Один из величайших документов нашей эпохи». Когда книга впервые поступила в продажу в Москве в 1969 г., жаждущая толпа разбила витрины в здании магазина «Книжный мир».
Основные тенденции в литературе и искусстве. В 1972 г. были приняты постановления о литературно-художественной критике и кинематографии. В условиях зрелого социалистического общества от работников искусства требовалась партийная требовательность и принципиальность, развитие социалистического реализма как основополагающего творческого метода. Последовал абсолютный запрет на показ реальной действительности. Требовалась упрощенность во всем, никаких символов, чтобы все и всем было понятно. Следовательно, художественное творчество не могло не развиваться двумя параллельными потоками: разрешенное и запрещенное.
В литературе, кино, театре насаждался определенный идеал поведения, некий устав, которому предлагалось неукоснительно следовать. Первый пункт этого не писаного устава утверждал – партия (и ее вождь, разумеется) всегда права. Даже если не права, человек не вправе обижаться на Родину, партию, не должен озлобляться. Так создавалось ощущение бесконфликтного общества, всеобщего примирения.
По-прежнему, нужно было быть бдительным, враги – не дремлют, внедряются извне и изнутри. Причем, враг стал более коварным, скрытым, замаскированным.
Основополагающая ценность жизни – труд. Однако, как пишет С. Шведов: «…трудиться – хорошо, но можно и не трудиться; это тоже хорошо». В кино, литературе появилось множество «положительных бездельников» (Щукарь у Шолохова, Карпушка у Алексеева, Афоня из одноименного фильма). Причем, труд оценивается не по конечному итогу, а по затраченным усилиям (главное суетиться, уставать, даже если в результате никакого толку).
Личность полностью подчинена группе, не высовываться, быть как все – главный лейтмотив всех разрешенных произведений 70-х. Отсюда деление на своих и чужих. Совершенно удивительное отношение к закону. Для своих – один закон, для чужих – другой (в результате общее пренебрежение к юридическим нормам). Доброта – тоже только для своих, чужака не жалко в тюрьму, лагерь, психушку, на плаху.
Пропагандируется идея национального превосходства, утверждается особое место России в мире, пренебрежительное отношение не только к «англиям и америкам», но и к любому народу, в т.ч. своим малым народам (масса анекдотов про чукчей). Все, что есть лучшего в мире, обязательно должно быть связано с русским – самые читаемые, первооткрыватели, изобретатели.
После 1968 г. росла милитаризация массовой культуры. Чем дальше уходила в прошлое война, тем больше войны (вообще армейского) было на экране кино и телевидения, сплошная «героизация».
За редким исключением, вся зарубежная культура была объявлена буржуазной и разлагающейся. Когда весь мир рукоплескал С. Дали, у нас выливали на него «ведра грязи», обеспечив художнику массовое признание в СССР (раз ругают, значит, вещь, стоящая).
Давление сверху привело к формированию «второго» искусства ориентированного на мировые стандарты, так называемой, катакомбной (подпольной) или кухонной культуры (облегченный вариант катакомбной культуры). Благодаря ней знакомились с поэзией Бродского, литературой Набокова, композициями Кабакова, Комара и Меламида, с произведениями В. Розанова, П. Флоренского, о. Сергия Булгакова, Н. Бердяева. «Застой» стал гигантским прогрессом. Позволил сформироваться истинному ценителю искусства, истинному знатоку истории, истинному читателю, зрителю, слушателю.
Подпольная культура стала массовым порядком прорываться за рубеж. Более 3000 живописных полотен советских художников 70-х оказались в картинных галереях и в частных собраниях. На родине остались только слайды и репродукции из зарубежных журналов. Часто без официального разрешения скульпторы, художники, певцы, архитекторы участвовали во всевозможных международных конкурсах, где стабильно занимали призовые места. Скульптор Сидур, композиторы Шнитке и Гуйбайдулина, певец А. Малинин, режиссер Тарковский и многие другие получили сначала признание за границей и только после начала перестройки в своем отечестве.
И, наконец, в 70-е годы от группы окончательно отделился Человек. Искусство являло образец свободного обращения к личности, к ее внутренним проблемам в пору огосударствления даже частной жизни.
Литература. Согласно опроса, наибольшим читательским спросом в 70-е годы пользовались произведения А. Иванова («Вечный зов», «Повитель», «Тени исчезают в полдень», «Жизнь на грешной земле»), П. Проскурина («Имя твое», «Судьба», «Черные птицы»), А. Черкасова («Хмель», «Конь рыжий», «Черный тополь») и ряда других авторов. Массовая литература, покоящаяся на основах социалистического реализма и социалистического же гуманизма, усиленно пропагандировалась.
Весьма популярными были произведения о войне: Ю. Бондарева («Горячий снег»), В. Быкова («Волчья стая», «Обелиск», «Знак беды»), К. Воробьева («Крик»), В. Гроссмана («За правое дело», «Жизнь и судьба»). В. Пикуля (Реквием каравану PQ–17»). Авторы больше пишут о неудачах, нежели о победах, размышляют об их причинах, вспоминая и коллективизацию, и 37-й, и 39-й годы. Ставят проблемы нравственных истоков подвига, долга, чести, совести, выбора между жизнью и смертью, исследуют поведение человека в экстремальной ситуации.
Вывод один – никто у человека не имеет права отнимать жизнь, ни «чужие», ни, тем более «свои» и, если перед воином стала дилемма – плен или смерть, каждый вправе выбрать первое, как меньшее из зол (вспомните два сталинских приказа военного времени). И уж тем более эти люди не могут быть ни порицаемы, ни судимы. Не удивительно, что многие произведения оказались под строжайшим запретом и стали «возвращенной» литературой во второй половине 80-х.
Особое развитие получила «деревенская проза». Писатели «деревенщики» (В. Астафьев «Последний поклон», В. Распутин «Живи и помни», В. Белов «Привычное дело», М. Потанин «На чужой стороне», произведения В. Шукшина) с ужасом увидели исчезновение русской деревни, обесценивание народной культуры, «религии труда» на земле, т.е. то, во что превратилась наша деревня в эпоху «развитого застоя». Люди изверились в жизни. Они не могут обустроиться в самой деревне, не могут найти себя в городе. Самое страшное, что нет надежды. Романы, повести и рассказы проникнуты пессимизмом, как правило, с трагическим концом (пожар, гибель героя и т.п.).
Потеря веры в будущее, в возможность социальных преобразований, драматизм внутреннего мира – характерные черты литературы 70-х. Трагический финал становится почти нормой. Тревожно звучат произведения о молодежи, утратившей социальные и моральные ориентиры.
Очень остро отреагировала на «похолодание» поэзия. Поэтический бум прошел, новые стихи долго доходили до читателя. Главными темами становятся размышления о душе и вселенной, связи земного и небесного, об образе человека перед лицом мироздания, о жизни и смерти. В стихах звучит тревога о том, что человек оказался в духовном вакууме, он больше не слышит природу, привык только брать, не придавая особого значения созиданию. Поэзию поспешили обвинить в мистицизме и пессимизме. Она подвергалась особому идеологическому контролю.
Двойной стандарт выручал и здесь: в оригинале – одно, для печати – другое. А. Вознесенский в сборнике вместо «Пастернак тебя взял на премьеру» печатает «Твой кумир тебя взял на премьеру». Стихи, посвященные реанимации В. Высоцкого после его первой клинической смерти, назвал «Реквием оптимистический по Владимиру Семенову, шоферу и гитаристу». На вечерах, среди друзей поэт читал так как было в оригинале.
Не случайно, в удушливой атмосфере запретов расцветает авторская песня. Булат Окуджава и Владимир Высоцкий, заявившие о себе еще в годы «оттепели» надолго, без преувеличения, стали кумирами всего населения страны. Их произведения были наполнены свободой духа, уводили от унылой картины современной жизни.
В. Высоцкий, «шансонье всея Руси», как назвал его А. Вознесенский, прекрасный актер театра и кино, создал тысячи песен, разных по жанру и по тематике. Это песни о войне, о спорте, о людях мужественных профессий. Часто они приближались к маленькому спектаклю и звучали так достоверно, что автора принимали за шофера, летчика, участника войны (Высоцкий родился в 1938 г.).
Большой популярностью пользовались сатирические песни В. Высоцкого. В них не только смех, но и сочувствие, а часто ощущение безысходности, замкнутого круга: «Домой придешь – там ты сидишь» («Диалог у телевизора»). Автор часто почти напрямую или через аллегории критикует существующие порядки, с болью говорит о человеке, воспитанном на запретах, мечтает, что общество сможет вырваться из этого порочного круга.
Исследователи говорят, что 70-е годы были особо богаты на запретительство. Литераторы сопротивлялись отчаянно, достаточно вспомнить историю «Нового мира» во главе с Твардовским, ставшего центром притяжения всех демократических сил в литературе. Увеличился пласт произведений, не увидевших свет. Они появлялись сначала в «Самиздате», позже в «Тамиздате» и таким образом доходили до читателя (издаются за рубежом романы и повести В. Гроссмана, А. Солженицына, Г. Владимова).
Часто авторы трудились просто «в стол» (Дудинцев, Рыбаков). Одних исключают из Союза писателей, других выдворяют из страны, лишая гражданства, третьих «подлечивают» в психушках. «Кому это нужно?» – задает вопрос В. Некрасов (автор «В окопах Сталинграда») униженный гораздо более в брежневские времена, чем в 1947 году. – … С кем же мы останемся? Ведь следователи из КГБ не напишут нам ни книг, ни картин, ни симфоний».
Кино. В 1972 г. пришла пора кинематографу указать надлежащее место за отход от социалистического реализма в годы «оттепели». Нельзя было показывать духовно, морально и физически искалеченных людей («Андрей Рублев» Тарковского), это – очернительство русской истории; нельзя показывать заколоченные дома, заброшенные кладбища, грязные улицы, неопрятно одетых людей – это очернительство современности («Егор Иванович» сценарий Б. Можаева), нельзя чтобы в фильмах преобладали трагические, пессимистические и просто грустные ноты, равно как и эгоизм и жестокость некоторых несознательных представителей общества, это несовместимо с настроением народа развитого социалистического общества («Зеркало» А. Тарковского, «Чучело» Р. Быков).
Нельзя было говорить об эпохе культа личности, только об отдельных чертах. Бондарев сначала создает антикультовый фильм «Тишина», затем в «Освобождении» следует абсолютная и мощная реабилитация Сталина – спасающий, умный, мудрый полководец. Кстати, публика появление на экране Сталина встретила аплодисментами.
Киноцензура всегда была самой жесткой. Только, если в 60-е цензоры «рекомендовали», говорили «следует подумать», «вероятно», «просим», то в 70-е годы тон радикально изменился: «требуем», «изъять», «ослабить», «сократить». Дело доходило до абсурда. Криминал находили там, где его и близко не было. В 1968 г. (события в Чехословакии) на обсуждении детской ленты «Внимание черепаха!» было сказано буквально следующее: «…все понятно, … маленькая, древняя, на «ч» начинается, а ее под танк, под танк…». Количество запрещенных сценариев и «полочных» фильмов катастрофически росло.
Готовые ленты безжалостно кромсали, тем не менее, многие картины не соответствовали объявленному эталону. Может быть поэтому «недремлющие» зрители, так возмущались, посмотрев «Афоню» Г. Данелии. Прежде всего, в нем не увидели ту самую «идею». Героями экрана оказались бездельник Афоня (актер Л. Куравлев) и Катя (Е. Симонова), безнравственная девчонка, которая прыгает в постель к первому встречному. Кстати, на Западе, «Афоню» восприняли как блестящую выдумку режиссера. Никому не пришло в голову, что перед ними реальный кусочек советской действительности (простой сантехник терроризирует весь район).
В кинематографе окончательно утверждается «интеллектуальное» кино. В сокровищницу мирового и отечественного киноискусства вошли картины «Зеркало», А. Тарковского, «Печки-лавочки», «Калина красная», «Позови меня в даль светлую» В. Шукшина, «Жил певчий дрозд» и «Пастораль» О. Иоселиани, «Белый Бим, черное ухо» С. Ростоцкого, «Долгие проводы» К. Муратовой, «Цвет граната» С. Параджанова, «Агония» Э. Климова, комедии Э. Рязанова. В это время в кино работают совершенно удивительные актеры Е. Евфстигнеев, А. Миронов, В. Тихонов, Е. Леонов, Л. Гурченко, Н. Мордюкова, Л. Куравлев.
Все эти и многие другие фильмы 70-х, ставшие широко популярными, фактически объединяет одна тема – человек, личность, ее нравственные и психологические проблемы, ее нежелание быть «винтиком», всего лишь частью коллектива, теперь и коллектив не сумма безликих характеров, а личности.
Театр. Каждый театральный коллектив выработал «свой почерк». В театрах Г. Товстоногова, И. Владимирова, А. Гончарова, А. Шапиро, Л. Додина никогда не было спектаклей просто на тему, они работали над атмосферой повального безразличия, всегда заставляли сопереживать. Поэтому так популярны были пьесы Товстоногова «Тихий Дон» и «На дне», Додина «Братья и сестры», «Человек похожий на самого себя» Шапиро. На сцене решались вечные вопросы о назначении человека и его долге, о милосердии ложном и истинном.
А. Гончаров взялся за освоение советского репертуара, поставил пьесу И. Бабеля «Закат». В спектакле были задействованы прекраснейшие актеры: А. Джихарханян, Э. Виторган, Т. Васильева. С особой силой в постановке прозвучала тревога по поводу попрания святынь, разрушении естественной связи времен. Впервые был задан вопрос – всегда ли хорош интернационализм, смешение традиций. Без новой духовной основы это может превратиться в страшную, все разрушающую пошлость и жестокость.
Театр также находился под неустанным вниманием цензуры. В «Современнике» В. Фокин «Провинциальные анекдоты» Вампилова сдавал 8 раз. Однако были найдены свои пути сопротивления системе. Как правило, для премьеры готовили «искореженный» спектакль, после потихоньку восстанавливали и играли почти в первоначальном виде.
В молодежной музыке джаз сменил рок. Одним из известных рок ансамблей того времени был «Арсенал». Играли Баха, «Картинки с выставки» Мусорского, сложнейшие композиции с симфоническим оркестром, популярнейшую во всем мире оперу «Super star». Против самой этой высокодуховной музыки никто ничего сказать не мог. Тогда ее связали с хиппи, наркоманией, алкоголизмом, ругали за громкость, кричали о том, что «рок развращает молодежь», похоже только потому, что все это не поддавалось никакому контролю.
Отрасль культуры | Деятель культуры | достижения |
Требования к результатам работы: устные ответы и письменная работа в тетради
Тема 4. СССР в годы перестройки. Дезинтеграционные процессы в странах Восточной Европы.
Практическое занятие № 5. Изучение, сравнительный анализ документов, видео- и фото- материалов по теме: «Дезинтеграционные процессы в России и Восточной Европе во второй половине 1980-х гг.». Обсуждение полученных результатов и выводов по теме.
ЦЕЛИ:
1. Актуализировать представления о личности первого президента СССР
Студент должен знать
- значение понятий «перестройка» и «ускорение».
- экономические и политические изменения в стране.
Студент должен уметь
1. Уметь сравнивать и анализировать исторические факты и события.
2. Называть характерные, существенные черты исторических явлений.
3. Приводить готовые оценки исторических событий и делать собственные аргументированные выводы.
Задание 1. Подготовить устное сообщение о персоналии первого президента СССР М.С.Горбачева.
Задание 2. Заполнить таблицу «Этапы экономической реформы (1985 – 1991 гг.)»
Хронологические рамки Задачи реформы Результаты
1. 1985 – 1986 гг.
2. 1987 – 1989 гг.
3. 1989 – 1990 гг.
4. 1991 г.
Задание 3. Написать эссе на тему «Алкоголизм - одна из острых социальных проблем России».
Требования к творческой работе:
1. в контексте работы раскрыть цели и содержание антиалкогольной кампании 1985—1987 гг.;
2. выдвинуть и обосновать свои суждения о причинах ее неудачи [возможно, выделив обстоятельства объективного и субъективного характера];
3. объяснить, почему в Советском Союзе и в современной России проблема алкоголизма была и остается острейшей социальной проблемой;
4. предложить один и более способов решения этой проблемы (или целостную программу) с прогнозированием конечных результатов;
5. привести примеры успешной деятельности в этом направлении общероссийских, региональных, местных организаций, подтверждающих выдвинутые предложения;
6. целостно и логично изложить свои суждения.
Задание 4. Заполнить таблицу: «Этапы политической реформы в СССР (1988 – 1991 гг.).
Хронологические рамки Задачи реформы Результаты
1. 1988 г.
2. 1989 г.
3. 1990 г.
4. 1991 г.
Задание 5. Написать эссе на тему «Почему большинство реформ в России имеет незавершенный характер?»
Требования к творческой работе:
1. в контексте ответа показать понимание сущности реформаторского и консервативного направлений;
2. четко сформулировать свой ответ на поставленный вопрос;
3. привести два и более аргумента в защиту своего выбора;
4. критически использовать информацию разнообразных источников, включая выступления политических и общественных деятелей второй половины 80-х гг.;
5. целостно, логично, личностно изложить свои мысли.
Задание 6. Проанализировать текст, ответить на вопрос и отразить в ответе личное восприятие.
1.В 1985 г. руководство СССР заявило о предкризисном состоянии общества и выдвинуло курс на ускорение развития страны.
Насколько точным и своевременным представляется вам данный вывод?
2.В 1986 г. руководством страны была обоснована
необходимость перестройки, которая характеризовалась как
революция. Впрочем, сейчас ортодоксальные коммунисты
считают происшедшее контрреволюцией. А какова ваша
точка зрения?
Обратите внимание на утверждение А. Боровика: «Перестройка в нашей стране началась в самой середине афганской войны. Быть может, это произошло потому, что Афганистан помог нам со всей силой осознать то кричащее противоречие, в котором находятся наши идеалы, и то, что мы творили в Афганистане».
Разделяете ли вы данное мнение?
3.В книге «Муки прочтения бытия» А. Н. Яковлев
провел аналогию между перестройкой и «новым курсом» президента США Ф. Рузвельта. Он отмечал:
«В обоих случаях мы имеем дело с революцией в эволюции. «Новый курс» взломал классические представления о капитализме. В обстановке кризиса, поставившего вопрос о выживании, «новый курс» пошел на повышение роли и места государства, на что раньше не решались. На принятие идеи правительственных социальных программ — раньше это было признаком «ненавистного социализма». На государственно-монополистическое регулирование — ранее это считалось несовместимым с капитализмом. Все это удалось осуществить в консервативной политической атмосфере».
Как вы думаете, какие процессы, протекавшие в русле перестройки, дали основания для сформулированных выше выводов?
4.Что такое демократия? В чем вы видите сущность и основные направления процесса демократизации? Какого человека вы могли бы назвать демократом?
Обратитесь к материалам Первого съезда народных депутатов СССР, проходившего в мае — июне 1989 г. Какие выступления народных депутатов на этом съезде наиболее верно, с вашей точки зрения, отразили назревшие проблемы страны? Объясните свой выбор.
Требования к результатам работы: устные ответы и письменная работа в тетради.
Тема 5. Россия и мир на рубеже XX- XXI веков.
Практическое занятие № 6. Изучение, сравнительный анализ документов, видео- и фото- материалов по теме: «Россия и мир на рубеже XX–XXI веков». Обсуждение полученных результатов и выводов по теме. Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Регионы Российской Федерации на рубеже веков XX–XXI веков».
ЦЕЛИ:
1. Актуализировать представления о личности первого президента России Б.Н.Ельцина.
2. Актуализировать представления об экономической и политической ситуации в России в 90-е гг. XX века.
3. Формировать интерес к изучению Конституции РФ.
Студент должен знать
- особенности и закономерности развития России.
- факты противоречивого развития России в конце XX века,
Студент должен уметь:
- анализировать современные политические события.
- оперировать знанием по конкретной проблематике.
- участвовать в обсуждении проблемы.
Задание 1. Подготовить устное сообщение о персоналии первого президента России Б.Н.Ельцина.
Задание 2. Проблемное задание с ситуацией предположения.
Требования к работе :
1. в контексте ответа показать понимание ведущего понятия — «двоевластие», назвать или кратко охарактеризовать его основные признаки.
2. проанализировать политическую ситуацию в России с января 1992 г. по октябрь 1993 г. и выявить в ней существенные сходства и различия с обстановкой в марте — июле 1917 г..
3. сделать обобщающий вывод о правомочности или необоснованности подобных исторических параллелей.
4. использовать информацию учебника, документов и других источников.
5. корректно цитировать источники.
6. целостно, логично изложить свои суждения.
Задание 3. Написать эссе на тему «Двоевластие в России в октябре 1993 года».
Требования к творческой работе:
1) в контексте работы показать понимание сущности октябрьских событий 1993 г. и конфликта двух ветвей власти.
2) четко сформулировать свой ответ на поставленный вопрос.
3) привести два и более аргумента, подтверждающих высказанное суждение.
4) объяснить причины, по которым конфликт властей перерос в вооруженное столкновение.
5) использовать информацию учебника, документов и других источников;
6) корректно цитировать источники.
7) целостно и логично изложить свои суждения.
Задание 4. Вопросы для обобщения:
1. Как вы оцениваете современную экономическую ситуацию Российской Федерации? Выберите ответ, с которым вы согласны: обычная, тревожная, кризисная, катастрофическая. Аргументируйте свое мнение.
2. Назовите основные, на ваш взгляд, причины негативных явлений в экономике страны. Что можно и нужно делать для их преодоления?
3. Какие факты, тенденции, проекты и т. п. в экономике страны свидетельствуют о позитивных переменах, дают надежду на возрождение (возможно, на примере вашего региона, города)?
Задание 5. Понятийный диктант «Экономический словарь 90-х гг.»:
1. государственная политика ценообразования, направленная на освобождение цен из-под контроля центральных ведомств или значительное ослабление этого контроля.
2. передача или продажа государственной собственности частному лицу или группе лиц.
3. сфера экономики, в которой формируется спрос, предложение и цена на товар. Функционирование этой сферы осуществляется по закону стоимости и закону спроса и предложения.
4. именной приватизационный чек, выпускаемый с целью вовлечения наибольшего числа людей в процесс разгосударствления собственности.
5. владелец ценных бумаг, свидетельствующих о внесении пая в капитал акционерного общества и дающих право на получение части прибыли в форме дивиденда.
6. установленная судом неспособность должника платить по своим долговым обязательствам.
7. обесценивание бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота, приводящее к росту цен и отставанию от них заработной платы.
8. долгосрочное вложение капитала в отрасли экономики внутри страны или за границей.
9. владелец сельскохозяйственного предприятия.
10. соперничество между товаропроизводителями за лучшие,
экономически более выгодные условия производства и реализации
продукции.
Знаками « + » и «—» соответственно отметьте понятия, отражающие позитивные и негативные явления в российской экономике.
Задание 6. Блиц - опрос:
1. Каково происхождение и значение слова «конституция»?
2. Когда была принята Конституция РФ?
3. Каковы первые слова и главная идея преамбулы?
4. Сколько конституций, включая последнюю, было принято в нашей стране в XX в.?
5. Какова главная обязанность Российского государства?
6. Каким образом, по Конституции РФ, разрешается противоречие между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ?
7. Как, по Конституции РФ, осуществляется избрание Президента страны?
8. В каком случае(ях) Президент России имеет конституционное право распустить Государственную думу?
9. Кто в случае неспособности Президента выполнять свои обязанности может выполнять их временно до внеочередных выборов?
10. Почему именно этот государственный чиновник, по Конституции, имеет право заменить Президента?
11. Как называются верхняя и нижняя палаты российского парламента? Кто их сейчас возглавляет?
12. Назовите форму государственного устройства России.
13. Назовите форму правления.
14. Назовите тип демократического устройства России.
15. Какие еще страны мира относятся к аналогичному типу устройства?
16. Каким образом российский народ может непосредственно осуществлять свою власть?
17. Сколько субъектов составляют Российскую Федерацию?
18. Назовите три функции, относящиеся к ведению Российской Федерации.
19. Назовите не менее трех функций Президента как главы государства.
20. Назовите три условия, которым должен соответствовать кандидат в Президенты РФ.
21. Опишите порядок и условия отрешения Президента от должности.
22. Почему в Совете Федерации 178 депутатов?
23. Перечислите три и более функции Совета Федерации.
24. Перечислите три и более функции Государственной думы.
25.Как, по Конституции РФ, Правительство может досрочно прекратить свою деятельность?
26. Кто сегодня выполняет функции российского премьера?
27. Назовите три и более фамилии его предшественников.
28. В результате какой процедуры была принята Конституция РФ?
29. Назовите примерное соотношение участников референдума, проголосовавших за и против проекта Конституции.
30. Каковы юридически равноправные названия нашей страны?
31.Перечислите категории равноправных субъектов РФ.
32. Какие города России и почему имеют статус федеральных?
33. Имеют ли субъекты РФ право на самоопределение и свободный выход из РФ?
34. Назовите депутатов Совета Федерации от вашего субъекта РФ.
35. Чем депутаты Госдумы отличаются от депутатов Советов?
37. Как депутаты Госдумы могут преодолеть «вето» президента на принятый ими федеральный закон?
Требования к результатам работы: устные ответы и письменная работа в тетради.
Тема 5. Россия и мир на рубеже XX- XXI веков.
Практическое занятие № 7.Изучение, сравнительный анализ видео- и фото- материалов по теме: «Культура России второй половины XX века». Выполнение индивидуальных заданий по теме: «Человек как носитель культуры своего народа». Обсуждение полученных результатов и выводов по теме.
Оборудование: мультимедийная установка, исторические документы.
Составление конспекта о национальных культурах народов России, и изучение влияния на них идей «массовой культуры».
Цель: охарактеризовать национальные культуры народов России.
Оборудование: мультимедийная установка, атласы, документы, Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История (учебник для студентов СПО) - М. Издательство «Академия».
Задание: изучить предложенные документы и ответить на вопросы.
Последовательность выполнения:
1. В тетрадях записать дату и тему.
2. Внимательно прочитать параграф № 40.
3. Сделать выводы.
Контрольные вопросы:
1. Что такое «массовая культура»?
2. Выделите основные черты «массовой культуры».
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе): Какое влияние оказала «массовая культура» на традиции национальных культур народов России? Требования к результатам работы: устные ответы и письменная работа в тетради
Тема6. Современная Россия. Перспективы развития.
Практические занятия № 8. Изучение, сравнительный анализ, обсуждение нормативно-правовых актов, документов, видео- и фото- материалов по теме: «Современная Россия. Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике. Сохранение традиционных нравственных ценностей и убеждений в условиях стандартизации различных сторон жизни российского общества» (выполнение индивидуальных заданий по теме).
Цель: определение важнейших перспективных направлений и проблем в развитии РФ.
Оборудование: мультимедийная установка, документы (Приложение 2).
Задание: изучите предложенные документы и ответьте на вопросы.
Последовательность выполнения:
1. В тетрадях записать дату и тему.
2. Внимательно прочитать текст документов (Приложение 2).
4. Ответить на вопросы.
5. Сделать выводы.
Контрольные вопросы:
1. Какую роль играет государство в регулирование экономической, социальной и культурной жизни?
2. Как правительство решает основные задачи, стоящие перед государством?
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе): Какие приоритетные задачи решает государство в современном мире? Требования к результатам работы: устные ответы и письменная работа в тетради
Приложение 1
Рекомендации по составлению логических схем.
1. Просмотрите материал учебника и выпишите заголовки разделов (параграфов), а также заголовки подразделов.
2. Внимательно изучите каждый раздел, выписывая из соответствующих разделов основные понятия, встречающиеся в тексте.
3. Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями внутри разделов и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия, категории.
4. Найдите наиболее общие понятия или категории, объединяющие все содержание текста. Не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста.
5. Постройте логическую структуру (схему), включающую выбранные вами понятия и категории с учетом взаимосвязи между ними.
Если удалось найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы может получиться иерархическая структура (дерево.)
Если одни понятия вытекают из других, можно установить причинно-следственные связи и построить логические цепочки.
Если понятия, категории, факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы.
Приложение 2
1. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»
2. Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 (ред. от 23.12.2003) "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"
3. Федеральный закон "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 30.12.2008)
Основные источники:
1. Абрамова Ю.А., Абрамов А.В. Новейшая история России (1991-2006гг). Практикум. – М., 2007.
2. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник СПО. – ОИЦ «Академия», 2015.
3. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Дидактические материалы. – ОИЦ «Академия», 2016.
4. История. Учебник СПО. Под ред. П.С.Самыгина. – Р.-на-Д., 2014.
5.В.В.Кирилов. Отечественная история в схемах и таблицах. – М. «Эксмо», 2009.
Дополнительные источники:
6. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. – 254 с.
7. Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007. MDF. eBook (компьютерное издание). 99 Мб
8. Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века. /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007. - 240 с.
9. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России : теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев;МГИМО (ун-т) МИД РФ, Междунар. ин-т упр. – М. : Юристъ, 2005. – 237 с.
10. Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. – М.: Артстиль-полиграфия, 2009. - 352 с.
11. Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. – М.: Аквариум, 1998. – 217 с.
12. Кузык Б.Н. Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. – М.: Институт экономических стратегий, 2006. – 544с.
13. Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000–2008. /Н.Леонов. М., 2008. – 545 с.
14. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2009. – 416 с.
15. Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985- 2003): ист. свидетельства и размышления участника событий / В. Печенев. - М.: Норма, 2004. – 365 с.
16. Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008. – 361 с.
17. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит. университет, 2007. – 49 с.
18. Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.: Европа, 2005. – 232 c.
Интернет-ресурсы:
19.Библиотека военно-исторической литературы на сайте: http://militera.lib.ru/index.html (дата обращения 28.08.2015)
20.Журнал «Россия в глобальной политике» на сайте: http://www.globalaffairs.ru (дата обращения 28.08.2015)
21.Исторический портал: http://www.hrono.ru.
22.Официальный сайт Совета безопасности России: http://www.scrf.gov.ru (дата обращения 28.08.2015)
23.Портал МИД России http://www.mid.ru (дата обращения 28.08.2015)
24.Портал Правительства России: http://government.ru
25.Портал Президента России: http://kremlin.ru
26.Публикации научно-образовательного форума по международным отношениям на сайте: http://www.obraforum.ru/pubs.htm
27.Текст Конституции России на сайте: http://www.constitution.ru 28.http://school-collection.edu.ru
29.http://www.studfiles.ru/preview/1462784/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА специальности 08.02.03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта от 28 июля 2014 г. по специальности 08.02.03 Производство неметаллических...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.04 «ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК».
Для повышения эффективности проведения практических занятий по дисциплине «Иностранный язык (английский)» разработаны методические рекомендации по их проведению. Основными этапами практического занят...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ для обучающихся по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Психология общения» для обучающихся по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуат...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «История» по специальности 08.02.01
Методические рекомендации предназначены для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «История», которая относится к общему гуманитарному и социально- эконо...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «История» по специальности 15.02.13
Методические рекомендации предназначены для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «История», которая относится к общему гуманитарному и социально- эконо...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине: « Калькуляция блюд и кондитерских изделий»
1. Назначение и область примененияНастоящие методические рекомендации предназначены для обучающихся по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер» очной формы обучения.Тре...