Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «История» по специальности 15.02.13
учебно-методическое пособие
Методические рекомендации предназначены для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «История», которая относится к общему гуманитарному и социально- экономическому циклу в системе подготовки специалистов среднего звена.
Данные рекомендации включают в себя практические задания, вопросы для самоконтроля, вопросы для обсуждения (в письменной и устной форме), работа с кино и фото документами, с наглядным и текстовым материалами, работа с учебным пособием, работу с картой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie.docx | 71.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические рекомендации
по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «История» по специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования
Белгород 2020г.
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «История» разработана на основе программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования
Организация-разработчик: ОГАПОУ «БСК»
Разработчик:
Игнатенко Николай Анатольевич, преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин ОГАПОУ «БСК»
Рекомендована методическим советом ОГАПОУ «БСК»
Протокол № 1___ от___31_августа___________ 2020__ г.
Заместитель директора по учебно-методической работе
____________________
Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии
Протокол № __1_ от__31 августа_____________ 2020__ г.
Председатель предметно-цикловой комиссии
СОДЕРЖАНИЕ стр.
Введение…………………………………………………………………………...3
Тематика практических занятий………………………………………………….5
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е годы…………….........5
Тема 1.1.Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг……………….........5
Тема 1.2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг………………………………………………………………………………8
Раздел 2. Россия и мир в конце XX - начале XXI века………………………12
Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века……………………..12
Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве……...14
Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы……………………….16
Тема 2.4. Развитие культуры в России………………………………………….18
Тема 2.5. Перспективы развития России в современном мире………………..20
Список литературы………………………………………………………………23
Приложение………………………………………………………………………26
Введение
Методические рекомендации предназначены для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «История», которая относится к общему гуманитарному и социально- экономическому циклу в системе подготовки специалистов среднего звена.
Данные рекомендации включают в себя практические задания, вопросы для самоконтроля, вопросы для обсуждения (в письменной и устной форме), работа с кино и фото документами, с наглядным и текстовым материалами, работа с учебным пособием, работу с картой.
Описание каждой практической работы содержит: тему, цели работы, план выполнения работы. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведен список рекомендуемой литературы.
Данные рекомендации составлены с целью оказания помощи студентам при освоении материала по дисциплине «История» в период с конца XX века до современности, где рассматриваются основные проблемы, такие как, развитие России в современный период, взаимоотношения её со странами ближнего зарубежья, развитыми государствами Европы, Азией и Америкой. Особое внимание при этом уделяется отношениям с военно-политическими и экономическими союзами современности.
Задачи:
- привить обучаемым навыки исторического мышления, анализа и научного прогнозирования;
- развить умения самостоятельно мыслить и работать с графическим материалом (диаграммами, графиками, таблицами и схемами);
- развить критическое мышление на основе критического анализа текстового материала, исследования статистических данных и результатов социологических опросов;
- сформировать представление об исторических, статистических, социологических и политологических категориях, необходимых для понимания современной социально-экономической и общественно-политической ситуации;
- повысить политическую и гражданскую культуру студентов, подготовить их к активному участию к современной общественно-политической жизни страны;
- развить уважение к истории и культуре народов России, сформировать общероссийский патриотизм и толерантность;
- развить творческое и критическое мышление будущих специалистов.
В соответствии с учебной программой, практические занятия по истории подразумевают:
Совместную работу преподавателя и обучающихся (студентов) по освоению учебного материала: с документами, картами, наглядным материалом, проблемными и компетентностно-ориентированными заданиями.
Все задания ориентированы на формирование умения и готовности использовать имеющиеся знания в дальнейшей профессиональной и повседневной деятельности, а также на формирование личности, гражданской позиции в интересах общества и государства.
Методические рекомендации предназначены для обучающихся средних профессиональных образовательных учреждений, изучающих учебную дисциплину ОГСЭ.02 «История» и могут использоваться как на учебных занятиях, которые проводятся под руководством преподавателя, так и для самостоятельного выполнения практических работ, предусмотренных рабочей программой.
Выполнение практических работ оценивается по десятибалльной системе. Оценки за выполнение практических работ являются обязательной текущей аттестацией по учебной дисциплине «История» и выставляются в журнале обучения.
Тематика практических занятий
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е годы
Тема 1.1.Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.
Практическая работа 1. Анализ документов, связанных с идеологией, социальной и национальной политикой в СССР к началу 1980-х гг.
Цель: характеристика идеологии, социальной и национальной политики в СССР к началу 1980-х гг.
Оборудование: мультимедийная установка, исторические документы.
Краткие теоретические положения: Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально - экономической политики.
Задание: Изучить предложенные документы (Приложение 1) и ответить на вопросы.
Последовательность выполнения:
1. В тетрадях записать дату и тему.
2. Внимательно просмотреть видеосюжет (Эпоха застоя в СССР. Тайны кремлевской идеологии.).
3. Внимательно прочитать текст документов.
4. Ответить на вопросы.
5. Сделать выводы.
Контрольные вопросы:
1. Определите основные черты советского государства и общества.
2. В чем А.Д. Сахаров видит опасность для всего мира со стороны СССР.
3. Какие задачи ставил перед собой М.С.Горбачѐв на Пленуме ЦК КПСС?
4. Почему данные задачи, по мнению М.С.Горбачѐв были первоочередными?
5. Какую кадровою политику было предложено проводить в рамках «перестройки»?
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе): Почему в СССР началась перестройка?
Практическая работа 2. Заполнение таблицы, отражающей творчество художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-80-х гг..
Цель: рассмотреть характер творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-80-х гг. на фоне традиций русской культуры.
Краткие теоретические положения: Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура.
Оборудование: мультимедийная установка, документы.
Задание: Заполнить таблицу с целью раскрытия характера творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-80-х гг. на фоне традиций русской культуры
Деятель | Отрасль | Достижения |
Последовательность выполнения:
1. В тетрадях записать дату и тему.
2. После темы отступить строчку и начертить таблицу.
3. Просмотреть видеосюжет (Сделано в СССР Монументальное искусство: эпоха Брежнева).
4. Внимательно прочитать текст документов (Приложение 2).
5. Заполнить таблицу.
Контрольные вопросы:
1. Какие отрасли культуры, добились наибольшего успеха в развитии?
2. Назовите главные, на ваш взгляд достижения культуры нашего государства в 70-80е гг.
3. Что оказало наибольшее воздействие на достижения культуры нашего государства в 70-80е гг.?
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе): Какие достижения культуры нашего государства в 70-80-е гг. вы считаете наиболее важными?
Практическая работа 3. Анализ исторических карт и документов по внешней политике СССР 1980-х гг.
Цель: раскрыть основные направления внешней политики СССР к началу 1980-х гг.
Краткие теоретические положения: Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира».
Оборудование: мультимедийная установка, документы.
Задание: Изучить предложенные документы и карты, ответить на вопросы.
Последовательность выполнения:
1. В тетрадях записать дату и тему.
2. Внимательно просмотреть видеосюжет (Разрядка международной напряженности).
3. Внимательно прочитать текст документов. (Приложение 3)
4. Ответить на вопросы.
5. Сделать выводы.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные направления внешней политики в 80-е гг.
2. Как отразился на внешней политики СССР вывод войск из Афганистана?
3.Что такое политика «Нового мышления»?
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе): Как меняется соотношение сил в мире в 80-е гг.
Литература:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История (учебник для студентов СПО) - М. Издательство «Академия», 2012.
2. Щетинов Ю. А., Жукова Л. В. Новейшая история России: дидактические материалы. 11 класс.- М.: Просвещение, 2012.
3. Хрестоматия по отечественной истории 1946-1995 г.г. - М.: Наука, 2006.
4. Интернет-ресурсы: http://istorik.org. (дата обращения 17.08.2015)
Тема 1.2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг.
Практическая работа 4. Характеристика политического развития стран Восточной Европы в 80-х гг. ХХ в.
Цель: дать характеристику политическому развитию стран Восточной Европы в 80-х гг. ХХ в.
Оборудование: мультимедийная установка, Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История (учебник для студентов СПО) - М. Издательство «Академия».
Задание: Изучить предложенный материал, ответить на вопросы.
Последовательность выполнения:
1. В тетрадях записать дату и тему.
2. Внимательно прочитать вопросы, а затем текст параграфа № 34.
3. Ответить на вопросы
Контрольные вопросы:
1. Что такое «бархатные революции»?
2. Что оказало влияние на развитие стран Восточной Европы в к. ХХ в.?
3. Какие успехи и проблемы можно выделить в развитие стран Восточной Европы в к. ХХ в.?
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе): Какие политические изменения произошли в странах Восточной Европы во второй половине 80-х гг. ХХ в.
Практическая работа 5. Рассмотрение биографий политических деятелей СССР второй половины 1980-х гг., анализ содержания программных документов и взглядов избранных деятелей.
Цель: расширение знаний обучающихся по истории СССР второй половины 1980-х гг.
Оборудование: компьютер с подключением к сети Интернет.
Задание: Рассмотреть биографию политических деятелей СССР второй половины 1980-х гг., проанализировать содержания программных документов и взглядов избранных деятелей.
Последовательность выполнения:
1. В тетрадях для записать дату и тему.
2. С помощью Интернет-ресурсов составить список политических деятелей СССР второй половины 1980-х гг. Найти биографии отобранных политиков.
3. Проанализировать их политическою деятельность и программные документы.
4. Рекомендуется использовать не только рекомендованные источники, но и те, что найдёте самостоятельно.
Инструкция по работе с Интернет-ресурсами:
1. Корректный вопрос, задаваемый поисковой системе, должен состоять как минимум из двух ключевых слов, тогда поисковой системе будет гораздо проще отыскать для вас необходимую информацию.
2. Не следует вводить в поисковую систему слишком длинный запрос.
3. Для поиска необходимой информации используйте разные сайты. Несмотря на то, что все поисковые системы построены на общих принципах, они имеют свои отличия. Поэтому вполне может случиться так, что страница, которую не смог найти Yandex, найдётся в Google.
4. Не ограничивайтесь одной страницей результатов. Зачастую, необходимая информация может содержаться на второй, третьей и даже пятой странице.
Контрольные вопросы:
1. Назовите основных политических деятелей СССР второй половины 1980-х гг.
2. Дайте характеристику деятельности политической личности, которая оказала наибольшее влияние на историю нашей страны.
3. Как деятельность политической личности может отразиться на историческом процессе?
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе): Какую роль играет личность политического деятеля в историческом процессе?
Практическая работа 6. Составление таблицы по теме «СССР и РФ в 1989-1991 гг.».
Цель: с помощью таблицы дать характеристику экономического, внешнеполитического и геополитического анализа развития страны в 1989-1991 гг.
Оборудование: мультимедийная установка, атласы, приложение 4, документы.
Задание: заполните таблицу
Дата | Событие | Результат |
Последовательность выполнения:
1. В тетрадях записать дату и тему.
2. После темы отступить строчку и начертить таблицу.
3. Внимательно прочитать текст (Приложение 4).
4. Заполнить таблицу.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите основные проведенные реформы в СССР в 1989-1991 гг..
2. Назовите основные причины распада СССР. Какие из них вы считаете важнейшими?
3. Назовите, какие внешнеполитические задачи стояли перед нашей страной?
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе): Раскройте главные проблемы в проведении реформ в СССР.
Литература:
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История (учебник для студентов
СПО) - М. Издательство «Академия», 2012.
- Самыгин П.С. История. Ростов н/Д: «Феникс», 2010.
Интернет-ресурсы:
1. Фроядов И.Я. Погружение в бездну: (Россия на исходе XX века) - СПб. Издательство С.-Петербургского университета, 1999. - 800 с. http://lib.ru›Политология›froyanow.txt. Режим доступа: /http://lib.ru›Политология›froyanow.txt. - Загл. в экрана. - (Дата обращения 27.08.15)
2. Эволюция и стагнация системы государственного управления в СССР (конец 60-х - начало 80-х гг.). http://sbiblio.com/biblio/archive/istorija_gosudarstvennogo_upravlenija_rossii/16.aspx.- Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/istorija_gosudarstvennogo_upravlenija_rossii/16.aspx.- Загл. в экрана. - (Дата обращения 27.08.15)
3. Ягодинский В.Кадры Андропова. http://librero.ru›noosphere/andropov-Режим доступа: /http://librero.ru›noosphere/andropov Загл. в экрана. - (Дата обращения 27.08.15).
Раздел 2. Россия и мир в конце XX - начале XXI века.
Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века
Практическая работа 7. Составление конспекта с помощью исторических карт и документов, связанных с локальными конфликтами в РФ и СНГ в 1990-е гг.
Цель: установить причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг.
Оборудование: мультимедийная установка, атласы, документы.
Задание: составить конспект, опираясь на план по параграфу № 32 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История (учебник для студентов СПО) - М. Издательство «Академия».
Последовательность выполнения:
1. В тетрадях записать дату и тему.
2. Внимательно прочитать текст параграфа №32.
3. Составить конспект, опираясь на план.
План конспекта:
1. Причины и повод вооруженного столкновения (войны).
2. Хронологические рамки вооруженной борьбы.
3. Ход военных действий: -планы сторон на начало каждого этапа;
- основные сражения и события;
- особенности стратегии и тактики;
- военные и политические итоги этапа;
-причины успеха или неудачи той или иной стороны;
- полководцы и другие героические участники военных действий.
4. Раскройте в военные и политические итоги вооруженной борьбы, определите, каких результатов добилась победившая сторона, отметьте условия мира: оцените значение этой победы.
Контрольные вопросы:
1. Назовите наиболее крупные локальные конфликты РФ и СНГ.
2. Каковы причины конфликтов.
3. Как разрешались локальные конфликты.
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе): Назовите причины локальных конфликтов РФ и СНГ в 1990-е гг..
Практическая работа 8. Анализ программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства.
Цель: дать характеристику культурных, социально-экономических и политических аспектов программных документов ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства.
Оборудование: мультимедийная установка, атласы, документы ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР в отношении постсоветского пространства.
Задание: изучить предложенные документы и ответить на вопросы.
Последовательность выполнения:
1. В тетрадях записать дату и тему.
2. Внимательно прочитать текст документов (Приложение 5).
4. Ответить на вопросы.
5. Сделать выводы.
Контрольные вопросы:
1. Какую роль играла Россия в международной политике после распада СССР?
2. Какую роль в международной политике нашего государства сыграли такие организации как ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР?
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе): Как международная политика отражается в культурной, социально-экономической и политической жизни страны?
Литература:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История (учебник для студентов СПО) - М. Издательство «Академия», 2012.
2 Самыгин П.С. История. Ростов н/Д: «Феникс», 2010.
3.Интернет-ресурсы: http://www.ipkps.bsu.edu.ru (дата обращения 17.08.2016).
Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветском пространстве
Практическая работа 9. Анализ текстов договоров России со странами СНГ и вновь образованными государствами.
Цель: определить внешнеполитическую линию РФ со странами СНГ.
Оборудование: мультимедийная установка, атласы, документы (Приложение 6).
Задание: изучить предложенные документы и ответить на вопросы.
Последовательность выполнения:
1. В тетрадях записать дату и тему.
2. Внимательно прочитать текст документов (Приложение 6).
3. Ответить на вопросы.
4. Сделать выводы.
Контрольные вопросы:
1. Почему большинство договоров, заключаемых между Россией и странами СНГ имеют экономический характер?
2. Как можно охарактеризовать отношения между Россией и странами СНГ?
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе): Какие договора в отношениях со странами СНГ являются приоритетными?
Практическая работа 10. Изучение исторических и географических карт Северного Кавказа, биографий политических деятелей, их программных документов.
Цель: анализ вооруженных конфликтов на Северном Кавказе. Выработка обучающимися различных моделей решения конфликта.
Оборудование: мультимедийная установка, атласы, Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История (учебник для студентов СПО) - М. Издательство «Академия».
Задание: изучить предложенные документы и ответить на вопросы.
Последовательность выполнения:
1. В тетрадях записать дату и тему.
2. Внимательно просмотреть видеосюжет (Приказано выжить. Чеченская война.).
3. Внимательно прочитать вопросы, а затем текст параграфа № 32.
4. Ответить на вопросы.
5. Сделать выводы.
Контрольные вопросы:
1. Как Россия решает проблемы на Северном Кавказе?
2. Как вы считаете, что нужно сделать чтобы решить основные проблемы с Северным Кавказом?
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе): В чём суть проблем России на Северном Кавказе?
Практическая работа 11. Анализ политических карт 1993-2009 гг. и решений Президента по реформе территориального устройства РФ.
Цель: изучить административно-территориальное устройство РФ.
Оборудование: мультимедийная установка, атласы.
Задание: изучите предложенные документы и ответьте на вопросы.
Последовательность выполнения:
1. В тетрадях записать дату и тему.
2. Внимательно прочитать предложенные документы (Конституция Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 12 декабря 1993 г. (с изм., вкл. от 9 июня 2001 г.)) .
3. Ответить на вопросы.
4. Сделать вывод.
Контрольные вопросы:
1.Как изменилось территориальное устройство России после распада СССР?
2.Какие нормативные документы стали правовой основой российского федерализма?
3.Какие проблемы существуют в территориальном устройстве РФ?
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе): В чём суть федеративного устройства России?
Литература:
1.Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник СПО. – ОИЦ «Академия», 2012.
2.Портал Правительства России: http://government.ru (дата обращения 28.08.2015)
3.Портал Президента России: http://kremlin.ru (дата обращения 28.08.2015)
4.Административно-территориальное деление России. /Мегаэнциклопедия Кирилла и Мифодия. http://megabook.ru/article- Режим доступа: http://megabook.ru/article/Административно-территориальное%20деление%20России (дата обращения 28.08.2015)
5.Административно-территориальное деление России http://geographyofrussia.com.- Режим доступа: http://geographyofrussia.com/administrativno-territorialnoe-ustrojstvo-rossii/ (дата обращения 28.08.2015)
Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы.
Практическая работа 12. Анализ документов ВТО, ЕЭС, ОЭСР, НАТО и др. международных организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества.
Цель: определить роль международных организаций в решение глобальных проблем.
Оборудование: мультимедийная установка, атласы, документы.
Задание: изучить предложенные документы и ответить на вопросы.
Последовательность выполнения:
1. В тетрадях записать дату и тему.
2. Подобрать и проанализировать материалы:
- Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа «НАТО» и политический ориентиры России.
- Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира
3. Ответить на вопросы.
4. Сделать выводы.
Контрольные вопросы:
1.Что такое глобализация?
2.Выделите факторы, обусловливающие глобализацию в современном мире?
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе): Какие проблемы глобализации решаются с помощью международных организаций?
Практическая работа 13. Анализ основных образовательных проектов с 1992 г.
Цель: выявление причин и результатов процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования.
Оборудование: мультимедийная установка, документы (Приложение 7).
Задание: изучите предложенные документы и ответьте на вопросы.
Последовательность выполнения:
1. В тетрадях записать дату и тему.
2. Внимательно прочитать текст документа (Приложение 7).
4. Ответить на вопросы.
5. Сделать выводы.
Контрольные вопросы:
1. Назовите принципы государственной политики в области образования.
2. Дайте характеристику государственной политики в области образования.
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе): Какие гарантии прав даёт государство гражданам Российской Федерации в области образования?
Интернет-источники:
1.Журнал «Россия в глобальной политике» на сайте: http://www.globalaffairs.ru. (дата обращения 28.08.2015)
2.Исторический портал: http://www.hrono.ru. (дата обращения 28.08.2015)
3.Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"(дата обращения 28.08.2015)
Тема 2.4. Развитие культуры в России
Практическая работа 14. Составление конспекта о национальных культурах народов России, и изучение влияния на них идей «массовой культуры».
Цель: охарактеризовать национальные культуры народов России.
Оборудование: мультимедийная установка, атласы, документы, Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История (учебник для студентов СПО) - М. Издательство «Академия».
Задание: изучить предложенные документы и ответить на вопросы.
Последовательность выполнения:
1. В тетрадях записать дату и тему.
2. Внимательно прочитать параграф № 40.
3. Сделать выводы.
Контрольные вопросы:
1. Что такое «массовая культура»?
2. Выделите основные черты «массовой культуры».
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе): Какое влияние оказала «массовая культура» на традиции национальных культур народов России?
Практическая работа 15. Анализ традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира.
Цель: определить место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира.
Оборудование: мультимедийная установка, Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник СПО. – ОИЦ «Академия», 2012.
Задание: изучите предложенный материал и ответьте на вопросы.
Последовательность выполнения:
1. В тетрадях записать дату и тему.
2. Внимательно прочитать параграф № 41.
3. Ответить на вопросы.
4. Сделать выводы.
Контрольные вопросы:
1.Зачем в Конституции РФ гарантируется каждому гражданину свободу совести и вероисповедания?
2.Почему Россия является светским государством?
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе): Какая задача стоит перед Россией в условиях глобализации мира для решения межнациональных конфликтов?
Практическая работа 16. Анализ документов, отражающих формирование «общеевропейской» культуры, и документов современных националистических и экстремистских молодежных организаций в Европе и России.
Цель: сформировать представление студентов о молодёжных неформальных течениях и их роли в современном мире.
Оборудование: мультимедийная установка, атласы, документы.
Задание: изучите предложенные документы и ответьте на вопросы.
Последовательность выполнения:
1. В тетрадях записать дату и тему.
2. Внимательно просмотреть видеосюжет (Экстремизм в молодежной среде).
3. Подобрать и проанализировать материалы о молодежных экстремистских движениях.
4. Ответить на вопросы.
5. Сделать выводы.
Контрольные вопросы:
1.Какие организации являются экстремистскими?
2.Дайте характеристику основным неформальным, молодёжным течениям.
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе): Почему, в экстремистские организации чаще всего входит молодёжь?
Литература:
- Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник СПО. – ОИЦ «Академия», 2012.
- Абрамова Ю.А., Абрамов А.В. Новейшая история России (1991-2006гг). Практикум. – М., 2007.
- История. Учебник СПО. Под ред. П.С.Самыгина. – Р.-на-Д., 2010.
- Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2009. – 416 с.
- Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. – М.: Артстиль-полиграфия, 2009. - 352 с.
Тема 2.5. Перспективы развития России в современном мире
Практическая работа 17. Анализ современных общегосударственных документов в области политики, экономики, социальной сферы и культуры.
Цель: определение важнейших перспективных направлений и проблем в развитии РФ.
Оборудование: мультимедийная установка, документы (Приложение 8).
Задание: изучите предложенные документы и ответьте на вопросы.
Последовательность выполнения:
1. В тетрадях записать дату и тему.
2. Внимательно прочитать текст документов (Приложение 8).
4. Ответить на вопросы.
5. Сделать выводы.
Контрольные вопросы:
1. Какую роль играет государство в регулирование экономической, социальной и культурной жизни?
2. Как правительство решает основные задачи, стоящие перед государством?
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе): Какие приоритетные задачи решает государство в современном мире?
Практическая работа 18. Анализ важнейших научных открытий и технических достижений в современной России.
Цель: определить возможности применения научно-технических открытий в экономике.
Оборудование: мультимедийная установка, документы.
Задание: изучить предложенный материал и ответить на вопросы.
Последовательность выполнения:
1. В тетрадях записать дату и тему.
2. Подобрать и проанализировать материалы о важнейших научных открытиях и технических достижений в современной России с позиции их инновационного характера и возможности применения в экономике.
3. Ответить на вопросы.
4. Сделать выводы.
Контрольные вопросы:
1. Назовите самые важные научные открытия нашего времени.
2. Какие задачи стоят перед современной Российской наукой?
Отчет о проделанной работе (или выводы по работе): Какие современные научные и технические открытия нашли применение в экономике?
Литература:
- Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник СПО. – ОИЦ «Академия», 2017.История.
- Учебник СПО. Под ред. П.С.Самыгина. – Р.-на-Д., 2015.
- Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века. /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007. - 240 с.
- Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 20011. – 361 с.
- Журнал «Россия в глобальной политике» на сайте: http://www.globalaffairs.ru (дата обращения 28.08.2015)
- Официальный сайт Совета безопасности России: http://www.scrf.gov.ru (дата обращения 28.08.2015)
- Портал МИД России http://www.mid.ru (дата обращения 28.08.2015)
- Портал Правительства России: http://government.ru (дата обращения 28.08.2015)
- Портал Президента России: http://kremlin.ru (дата обращения 28.08.2015)
- Публикации научно-образовательного форума по международным
отношениям на сайте: http://www.obraforum.ru/pubs.htm 1. (дата обращения 28.08.2015)
- Текст Конституции России на сайте: http://www.constitution.ru (дата обращения 28.08.2015)
Список литературы
Основные источники:
1. Абрамова Ю.А., Абрамов А.В. Новейшая история России (1991-2006гг). Практикум. – М., 2007.
2. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Учебник СПО. – ОИЦ «Академия», 2015.
3. Артёмов В.В., Лубченков Ю.Н. История. Дидактические материалы. – ОИЦ «Академия», 2016.
4. История. Учебник СПО. Под ред. П.С.Самыгина. – Р.-на-Д., 2014.
5.В.В.Кирилов. Отечественная история в схемах и таблицах. – М. «Эксмо», 2009.
Дополнительные источники:
6. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998. – 254 с.
7. Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007. MDF. eBook (компьютерное издание). 99 Мб
8. Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века. /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007. - 240 с.
9. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России : теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев;МГИМО (ун-т) МИД РФ, Междунар. ин-т упр. – М. : Юристъ, 2005. – 237 с.
10. Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. – М.: Артстиль-полиграфия, 2009. - 352 с.
11. Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. – М.: Аквариум, 1998. – 217 с.
12. Кузык Б.Н. Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. – М.: Институт экономических стратегий, 2006. – 544с.
13. Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000–2008. /Н.Леонов. М., 2008. – 545 с.
14. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2009. – 416 с.
15. Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985- 2003): ист. свидетельства и размышления участника событий / В. Печенев. - М.: Норма, 2004. – 365 с.
16. Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008. – 361 с.
17. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит. университет, 2007. – 49 с.
18. Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.: Европа, 2005. – 232 c.
Интернет-ресурсы:
19.Библиотека военно-исторической литературы на сайте: http://militera.lib.ru/index.html (дата обращения 28.08.2015)
20.Журнал «Россия в глобальной политике» на сайте: http://www.globalaffairs.ru (дата обращения 28.08.2015)
21.Исторический портал: http://www.hrono.ru.
22.Официальный сайт Совета безопасности России: http://www.scrf.gov.ru (дата обращения 28.08.2015)
23.Портал МИД России http://www.mid.ru (дата обращения 28.08.2015)
24.Портал Правительства России: http://government.ru (дата обращения 28.08.2015)
25.Портал Президента России: http://kremlin.ru (дата обращения 28.08.2015)
26.Публикации научно-образовательного форума по международным отношениям на сайте: http://www.obraforum.ru/pubs.htm (дата обращения 28.08.2015)
27.Текст Конституции России на сайте: http://www.constitution.ru (дата обращения 28.08.2015)
28.http://school-collection.edu.ru (дата обращения 28.08.2015)
29.http://www.studfiles.ru/preview/1462784/ (дата обращения 28.08.2015)
Приложения 1
Документ №1 Из статьи А.Д. Сахарова «Тревога и надежда» март 1977 г.
Документ №2 1985 г., марта 11. — ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВНЕОЧЕРЕДНОГО ПЛЕНУМА ЦК КПСС
Документ №3 Постановление Пленума ЦК КПСС «О перестройке и кадровой политике партии» 28 января 1987 г.
Приложение 2
Образование. В начале 60-х был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Более чем в два раза выросло число студентов высших и средних учебных заведений. Однако в целом в советской системе образования мало что изменилось. Школы от начальной до высшей получали заказ на функционера, а не на творца. Это определяло и программу обучения, и стиль взаимоотношений между учителем и учеником. Вопреки официальной политике, в эти годы появляется целая плеяда педагогов – новаторов, «шестидесятников». Они пытаются создать атмосферу творчества, исключить зубрежку, построить партнерские отношения учителя с учениками.
М.П. Щетинин планировал вовлечь в свой эксперимент не только школьников, но и детсадовцев и детдомовцев. Он мечтал о создании центра комплексного формирования личности, где были бы «сельские» и «городские» производства, клубный комплекс, спортивный и оздоровительный центры, творческие мастерские и научные лаборатории.
В.Ф. Шаталов предложил новую методику обучения на основе опорных сигналов. Объемный скучный текст укладывался в интересную формулу, быстро запоминался, развивалось логическое мышление, т.е. школьную программу усваивали без труда и за гораздо более короткое время. Шаталов разработал интересную и плодотворную систему контроля.
Весьма полезные идеи для усовершенствования системы образования и воспитания были высказаны Ш.А. Амонашвили, И.П. Волковым, Б.П. и Л.А. Никитиными. Несмотря на бюрократические препоны, методика педагогов – новаторов стала широко известна. Именно они, в немалой степени, подготовили радикальную реформу 90-х годов.
Наука. Советские ученые успешно проводили космические исследования, впервые космонавт А.А. Леонов совершил выход в открытый космос. Новые открытия были сделаны в области атомной энергии, в стране сложился мощный ядерно-энергетический комплекс. Продолжаются разработки новейших видов вооружения, создана нейтронная бомба при непосредственном участии А.Д. Сахарова.
Учитывая увлечение в это время сельскохозяйственными проектами (Нечерноземье – вторая целина), эта отрасль науки достаточно хорошо финансировалась. Москвич доктор технических наук Е.П. Галямин разработал методы оперативного распределения водных ресурсов при орошении. Доктор физико-математических наук О.Д. Сиротенко (г. Обнинск) изучает влияние засух на сельскохозяйственное производство.
В 1977 году в Московском институте инженеров сельскохозяйственного производства имени В.П. Горячкина был создан первый в мире агроробот – MAP-1 (у него – две руки грузоподъемностью 75 килограммов, есть «глаза», «уши», органы «осязания»). Руководитель этого проекта В.И. Васянин опубликовал уникальную книгу «Сельскохозяйственные роботы». В ней шла речь о механических работниках для теплиц, животноводческих ферм. Однако сельскохозяйственное роботостроение осталось лишь в планах.
В тоже время, совершенно очевидно, что в 70-е годы советская наука теряет свои приоритеты. Виднейшие ученые П.Л. Капица, А.Д. Сахаров с тревогой обращаются в правительство, говоря о неэффективной системе образования, некомпетентности руководящих органов. Послушные ученые стали нужнее, чем талантливые. В упадок приходят такие известные во всем мире центры как Обнинск, Новосибирский Академгородок, где прежде научные открытия следовали одно за другим.
Бюрократическая система тормозила развитие науки как могла. От изобретения до внедрения проходили годы. Применение кислорода в промышленном производстве, предложенное инженером А. Мозговым, стало возможным только через 20 лет, автора наградили Государственной премией СССР. Эксперты умудрились задержать патентование одного из крупнейших изобретений века, сделанного Н. Басовым и А. Прохоровым – лазера. Впоследствии эти ученые были удостоены Ленинской и Нобелевской премий.
В самом сложном положении снова оказались общественные науки. Здесь, как нигде, преследовался плюрализм мнений и тут же слышались упреки по поводу слабости творческих дискуссий и новаторской мысли. Вся продукция историков подвергалась жесткому идеологическому контролю.
О мощном давлении на авторов свидетельствует хотя бы такой эпизод. В конце 60-х маршал Г.К. Жуков завершил свои воспоминания. Однако разрешения на публикацию не было. Наконец, дали понять, что в книге ни разу не упомянут, Брежнев. Беда в том, что они ни разу во время войны не встречались. Тогда автор написал, что «…находясь в 18-й армии, поехал посоветоваться с начальником политотдела Л.И. Брежневым, но, к сожалению, его на месте не оказалось. Он как раз находился на Малой земле, где шли тяжелейшие бои». Эта фраза прошла по всем изданиям «Воспоминаний и размышлений» Г.К. Жукова, в т.ч. и зарубежным. Только в юбилейном, седьмом, была опущена.
Кстати, книга превзошла все самые смелые прогнозы популярности. Она появилась на мировом рынке на всех континентах. В ФРГ на обложке красными буквами было написано: «Один из величайших документов нашей эпохи». Когда книга впервые поступила в продажу в Москве в 1969 г., жаждущая толпа разбила витрины в здании магазина «Книжный мир».
Основные тенденции в литературе и искусстве. В 1972 г. были приняты постановления о литературно-художественной критике и кинематографии. В условиях зрелого социалистического общества от работников искусства требовалась партийная требовательность и принципиальность, развитие социалистического реализма как основополагающего творческого метода. Последовал абсолютный запрет на показ реальной действительности. Требовалась упрощенность во всем, никаких символов, чтобы все и всем было понятно. Следовательно, художественное творчество не могло не развиваться двумя параллельными потоками: разрешенное и запрещенное.
В литературе, кино, театре насаждался определенный идеал поведения, некий устав, которому предлагалось неукоснительно следовать. Первый пункт этого не писаного устава утверждал – партия (и ее вождь, разумеется) всегда права. Даже если не права, человек не вправе обижаться на Родину, партию, не должен озлобляться. Так создавалось ощущение бесконфликтного общества, всеобщего примирения.
По-прежнему, нужно было быть бдительным, враги – не дремлют, внедряются извне и изнутри. Причем, враг стал более коварным, скрытым, замаскированным.
Основополагающая ценность жизни – труд. Однако, как пишет С. Шведов: «…трудиться – хорошо, но можно и не трудиться; это тоже хорошо». В кино, литературе появилось множество «положительных бездельников» (Щукарь у Шолохова, Карпушка у Алексеева, Афоня из одноименного фильма). Причем, труд оценивается не по конечному итогу, а по затраченным усилиям (главное суетиться, уставать, даже если в результате никакого толку).
Личность полностью подчинена группе, не высовываться, быть как все – главный лейтмотив всех разрешенных произведений 70-х. Отсюда деление на своих и чужих. Совершенно удивительное отношение к закону. Для своих – один закон, для чужих – другой (в результате общее пренебрежение к юридическим нормам). Доброта – тоже только для своих, чужака не жалко в тюрьму, лагерь, психушку, на плаху.
Пропагандируется идея национального превосходства, утверждается особое место России в мире, пренебрежительное отношение не только к «англиям и америкам», но и к любому народу, в т.ч. своим малым народам (масса анекдотов про чукчей). Все, что есть лучшего в мире, обязательно должно быть связано с русским – самые читаемые, первооткрыватели, изобретатели.
После 1968 г. росла милитаризация массовой культуры. Чем дальше уходила в прошлое война, тем больше войны (вообще армейского) было на экране кино и телевидения, сплошная «героизация».
За редким исключением, вся зарубежная культура была объявлена буржуазной и разлагающейся. Когда весь мир рукоплескал С. Дали, у нас выливали на него «ведра грязи», обеспечив художнику массовое признание в СССР (раз ругают, значит, вещь, стоящая).
Давление сверху привело к формированию «второго» искусства ориентированного на мировые стандарты, так называемой, катакомбной (подпольной) или кухонной культуры (облегченный вариант катакомбной культуры). Благодаря ней знакомились с поэзией Бродского, литературой Набокова, композициями Кабакова, Комара и Меламида, с произведениями В. Розанова, П. Флоренского, о. Сергия Булгакова, Н. Бердяева. «Застой» стал гигантским прогрессом. Позволил сформироваться истинному ценителю искусства, истинному знатоку истории, истинному читателю, зрителю, слушателю.
Подпольная культура стала массовым порядком прорываться за рубеж. Более 3000 живописных полотен советских художников 70-х оказались в картинных галереях и в частных собраниях. На родине остались только слайды и репродукции из зарубежных журналов. Часто без официального разрешения скульпторы, художники, певцы, архитекторы участвовали во всевозможных международных конкурсах, где стабильно занимали призовые места. Скульптор Сидур, композиторы Шнитке и Гуйбайдулина, певец А. Малинин, режиссер Тарковский и многие другие получили сначала признание за границей и только после начала перестройки в своем отечестве.
И, наконец, в 70-е годы от группы окончательно отделился Человек. Искусство являло образец свободного обращения к личности, к ее внутренним проблемам в пору огосударствления даже частной жизни.
Литература. Согласно опроса, наибольшим читательским спросом в 70-е годы пользовались произведения А. Иванова («Вечный зов», «Повитель», «Тени исчезают в полдень», «Жизнь на грешной земле»), П. Проскурина («Имя твое», «Судьба», «Черные птицы»), А. Черкасова («Хмель», «Конь рыжий», «Черный тополь») и ряда других авторов. Массовая литература, покоящаяся на основах социалистического реализма и социалистического же гуманизма, усиленно пропагандировалась.
Весьма популярными были произведения о войне: Ю. Бондарева («Горячий снег»), В. Быкова («Волчья стая», «Обелиск», «Знак беды»), К. Воробьева («Крик»), В. Гроссмана («За правое дело», «Жизнь и судьба»). В. Пикуля (Реквием каравану PQ–17»). Авторы больше пишут о неудачах, нежели о победах, размышляют об их причинах, вспоминая и коллективизацию, и 37-й, и 39-й годы. Ставят проблемы нравственных истоков подвига, долга, чести, совести, выбора между жизнью и смертью, исследуют поведение человека в экстремальной ситуации.
Вывод один – никто у человека не имеет права отнимать жизнь, ни «чужие», ни, тем более «свои» и, если перед воином стала дилемма – плен или смерть, каждый вправе выбрать первое, как меньшее из зол (вспомните два сталинских приказа военного времени). И уж тем более эти люди не могут быть ни порицаемы, ни судимы. Не удивительно, что многие произведения оказались под строжайшим запретом и стали «возвращенной» литературой во второй половине 80-х.
Особое развитие получила «деревенская проза». Писатели «деревенщики» (В. Астафьев «Последний поклон», В. Распутин «Живи и помни», В. Белов «Привычное дело», М. Потанин «На чужой стороне», произведения В. Шукшина) с ужасом увидели исчезновение русской деревни, обесценивание народной культуры, «религии труда» на земле, т.е. то, во что превратилась наша деревня в эпоху «развитого застоя». Люди изверились в жизни. Они не могут обустроиться в самой деревне, не могут найти себя в городе. Самое страшное, что нет надежды. Романы, повести и рассказы проникнуты пессимизмом, как правило, с трагическим концом (пожар, гибель героя и т.п.).
Потеря веры в будущее, в возможность социальных преобразований, драматизм внутреннего мира – характерные черты литературы 70-х. Трагический финал становится почти нормой. Тревожно звучат произведения о молодежи, утратившей социальные и моральные ориентиры.
Очень остро отреагировала на «похолодание» поэзия. Поэтический бум прошел, новые стихи долго доходили до читателя. Главными темами становятся размышления о душе и вселенной, связи земного и небесного, об образе человека перед лицом мироздания, о жизни и смерти. В стихах звучит тревога о том, что человек оказался в духовном вакууме, он больше не слышит природу, привык только брать, не придавая особого значения созиданию. Поэзию поспешили обвинить в мистицизме и пессимизме. Она подвергалась особому идеологическому контролю.
Двойной стандарт выручал и здесь: в оригинале – одно, для печати – другое. А. Вознесенский в сборнике вместо «Пастернак тебя взял на премьеру» печатает «Твой кумир тебя взял на премьеру». Стихи, посвященные реанимации В. Высоцкого после его первой клинической смерти, назвал «Реквием оптимистический по Владимиру Семенову, шоферу и гитаристу». На вечерах, среди друзей поэт читал так как было в оригинале.
Не случайно, в удушливой атмосфере запретов расцветает авторская песня. Булат Окуджава и Владимир Высоцкий, заявившие о себе еще в годы «оттепели» надолго, без преувеличения, стали кумирами всего населения страны. Их произведения были наполнены свободой духа, уводили от унылой картины современной жизни.
В. Высоцкий, «шансонье всея Руси», как назвал его А. Вознесенский, прекрасный актер театра и кино, создал тысячи песен, разных по жанру и по тематике. Это песни о войне, о спорте, о людях мужественных профессий. Часто они приближались к маленькому спектаклю и звучали так достоверно, что автора принимали за шофера, летчика, участника войны (Высоцкий родился в 1938 г.).
Большой популярностью пользовались сатирические песни В. Высоцкого. В них не только смех, но и сочувствие, а часто ощущение безысходности, замкнутого круга: «Домой придешь – там ты сидишь» («Диалог у телевизора»). Автор часто почти напрямую или через аллегории критикует существующие порядки, с болью говорит о человеке, воспитанном на запретах, мечтает, что общество сможет вырваться из этого порочного круга.
Исследователи говорят, что 70-е годы были особо богаты на запретительство. Литераторы сопротивлялись отчаянно, достаточно вспомнить историю «Нового мира» во главе с Твардовским, ставшего центром притяжения всех демократических сил в литературе. Увеличился пласт произведений, не увидевших свет. Они появлялись сначала в «Самиздате», позже в «Тамиздате» и таким образом доходили до читателя (издаются за рубежом романы и повести В. Гроссмана, А. Солженицына, Г. Владимова).
Часто авторы трудились просто «в стол» (Дудинцев, Рыбаков). Одних исключают из Союза писателей, других выдворяют из страны, лишая гражданства, третьих «подлечивают» в психушках. «Кому это нужно?» – задает вопрос В. Некрасов (автор «В окопах Сталинграда») униженный гораздо более в брежневские времена, чем в 1947 году. – … С кем же мы останемся? Ведь следователи из КГБ не напишут нам ни книг, ни картин, ни симфоний».
Кино. В 1972 г. пришла пора кинематографу указать надлежащее место за отход от социалистического реализма в годы «оттепели». Нельзя было показывать духовно, морально и физически искалеченных людей («Андрей Рублев» Тарковского), это – очернительство русской истории; нельзя показывать заколоченные дома, заброшенные кладбища, грязные улицы, неопрятно одетых людей – это очернительство современности («Егор Иванович» сценарий Б. Можаева), нельзя чтобы в фильмах преобладали трагические, пессимистические и просто грустные ноты, равно как и эгоизм и жестокость некоторых несознательных представителей общества, это несовместимо с настроением народа развитого социалистического общества («Зеркало» А. Тарковского, «Чучело» Р. Быков).
Нельзя было говорить об эпохе культа личности, только об отдельных чертах. Бондарев сначала создает антикультовый фильм «Тишина», затем в «Освобождении» следует абсолютная и мощная реабилитация Сталина – спасающий, умный, мудрый полководец. Кстати, публика появление на экране Сталина встретила аплодисментами.
Киноцензура всегда была самой жесткой. Только, если в 60-е цензоры «рекомендовали», говорили «следует подумать», «вероятно», «просим», то в 70-е годы тон радикально изменился: «требуем», «изъять», «ослабить», «сократить». Дело доходило до абсурда. Криминал находили там, где его и близко не было. В 1968 г. (события в Чехословакии) на обсуждении детской ленты «Внимание черепаха!» было сказано буквально следующее: «…все понятно, … маленькая, древняя, на «ч» начинается, а ее под танк, под танк…». Количество запрещенных сценариев и «полочных» фильмов катастрофически росло.
Готовые ленты безжалостно кромсали, тем не менее, многие картины не соответствовали объявленному эталону. Может быть поэтому «недремлющие» зрители, так возмущались, посмотрев «Афоню» Г. Данелии. Прежде всего, в нем не увидели ту самую «идею». Героями экрана оказались бездельник Афоня (актер Л. Куравлев) и Катя (Е. Симонова), безнравственная девчонка, которая прыгает в постель к первому встречному. Кстати, на Западе, «Афоню» восприняли как блестящую выдумку режиссера. Никому не пришло в голову, что перед ними реальный кусочек советской действительности (простой сантехник терроризирует весь район).
В кинематографе окончательно утверждается «интеллектуальное» кино. В сокровищницу мирового и отечественного киноискусства вошли картины «Зеркало», А. Тарковского, «Печки-лавочки», «Калина красная», «Позови меня в даль светлую» В. Шукшина, «Жил певчий дрозд» и «Пастораль» О. Иоселиани, «Белый Бим, черное ухо» С. Ростоцкого, «Долгие проводы» К. Муратовой, «Цвет граната» С. Параджанова, «Агония» Э. Климова, комедии Э. Рязанова. В это время в кино работают совершенно удивительные актеры Е. Евфстигнеев, А. Миронов, В. Тихонов, Е. Леонов, Л. Гурченко, Н. Мордюкова, Л. Куравлев.
Все эти и многие другие фильмы 70-х, ставшие широко популярными, фактически объединяет одна тема – человек, личность, ее нравственные и психологические проблемы, ее нежелание быть «винтиком», всего лишь частью коллектива, теперь и коллектив не сумма безликих характеров, а личности.
Театр. Каждый театральный коллектив выработал «свой почерк». В театрах Г. Товстоногова, И. Владимирова, А. Гончарова, А. Шапиро, Л. Додина никогда не было спектаклей просто на тему, они работали над атмосферой повального безразличия, всегда заставляли сопереживать. Поэтому так популярны были пьесы Товстоногова «Тихий Дон» и «На дне», Додина «Братья и сестры», «Человек похожий на самого себя» Шапиро. На сцене решались вечные вопросы о назначении человека и его долге, о милосердии ложном и истинном.
А. Гончаров взялся за освоение советского репертуара, поставил пьесу И. Бабеля «Закат». В спектакле были задействованы прекраснейшие актеры: А. Джихарханян, Э. Виторган, Т. Васильева. С особой силой в постановке прозвучала тревога по поводу попрания святынь, разрушении естественной связи времен. Впервые был задан вопрос – всегда ли хорош интернационализм, смешение традиций. Без новой духовной основы это может превратиться в страшную, все разрушающую пошлость и жестокость.
Театр также находился под неустанным вниманием цензуры. В «Современнике» В. Фокин «Провинциальные анекдоты» Вампилова сдавал 8 раз. Однако были найдены свои пути сопротивления системе. Как правило, для премьеры готовили «искореженный» спектакль, после потихоньку восстанавливали и играли почти в первоначальном виде.
В молодежной музыке джаз сменил рок. Одним из известных рок ансамблей того времени был «Арсенал». Играли Баха, «Картинки с выставки» Мусорского, сложнейшие композиции с симфоническим оркестром, популярнейшую во всем мире оперу «Super star». Против самой этой высокодуховной музыки никто ничего сказать не мог. Тогда ее связали с хиппи, наркоманией, алкоголизмом, ругали за громкость, кричали о том, что «рок развращает молодежь», похоже только потому, что все это не поддавалось никакому контролю.
Приложения 3
- 1985, 3 мая. – Из статьи. соб. корра. – «Правды» Дубровина Б. – «Женева: конец первого раунда».
- (1986 г.) — Из книги З. Бжезинского – «План игры. Геостратегическая структура ведения борьбы между США и СССР.» М., 1986. С. 96 – 108.
- 1986 г., ноября 13. — Из протокола заседания Политбюро ЦК КПСС – «О ДАЛЬНЕЙШИХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПО АФГАНИСТАНУ»
- Секретные документы из особых папок. Афганистан // Вопросы истории. 1993. № 3. С. 22—26.
- 1989 г., декабря 25. – Из сообщения комитета Верховного Совета СССР по международным делам – «О ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ РЕШЕНИЯ О ВВОДЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В АФГАНИСТАН» Правда. 1989. 25 дек.
- 1988 г., декабря 9. - Из договора между СССР И США «О ЛИКВИДАЦИИ РАКЕТ СРЕДНЕЙ И МЕНЬШЕЙ ДАЛЬНОСТИ» Правда. 1988. 9 дек.
- Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. М., 1988. С. 56 – 70.
Приложение 4
Расхождения в темпах и направленности преобразований в интересах правящих элит различных союзных республик содействовали распаду и такого многонационального государства, как СССР.
В концепции перестройки исходно были заложены внутренние противоречия. В условиях тоталитарной системы организации власти она могла быть инициирована только сверху и проводиться с использованием административно-командных рычагов управления.
Перестройка предполагала их постепенный демонтаж, замену новыми институтами власти, функционирующими на демократических принципах. Однако возникли, по меньшей мере, две проблемы, к решению которых инициаторы перестройки оказались не готовы. Старые механизмы управления утратили способность к эффективному функционированию раньше, чем сложились новые институты власти. Новые общественно-политические силы и движения, возникшие благодаря перестройке, частично отвергли, частично пересмотрели ее цели.
Инициаторы перестройки не учли, что, несмотря на значительную утрату доверия к КПСС как к правящей партии, ее идеологии, большая часть партийных функционеров привыкла к безграничной власти. Многочисленный слой партийно-государственной элиты был не удовлетворен воцарившимся в обществе идейным плюрализмом, считая его духовным вакуумом, желал заполнить его новой высшей идеей. Недовольство вызывало стремление М.С. Горбачева к нормализации отношений со странами Запада, его готовность признать законность перемен в Восточной Европе. Демократизм стиля управления М.С. Горбачева побуждал воспринимать его как слабого лидера. Харизматическими чертами общественное мнение в возрастающей степени наделяло Б.Н. Ельцина (с мая 1990 г. - председателя Верховного Совета РСФСР), занявшего оппозиционную по отношению к КПСС и союзным властям позицию.
Духовный вакуум в союзных республиках стал заполняться идеями национализма, популярность, как и в России, стали приобретать те лидеры, которые демонстрировали свою независимость от союзного центра власти. В 1988 г. обострились противоречия между Арменией и Азербайджаном, вылившиеся в войну за контроль над Нагорным Карабахом. В 1989-1990-е гг. в Литве, Латвии и Эстонии возобладали стремления к выходу из состава СССР. Правившие в них компартии порвали связи с КПСС, начали заигрывать с возникшими народными фронтами. Возникли очаги напряженности в межнациональных отношениях в Молдавии, Южной Осетии, Грузии, о выходе из состава которой заявила Абхазия. Начались этнические чистки, вытеснение русского населения из национальных районов.
Попытки союзного центра власти решить возникшие проблемы за счет диалога, компромиссов, ограниченных силовых действий, выдвижения идей об обновлении Союза, как правило, запаздывали или отвергались местными лидерами. Проведенный в марте 1991 г. референдум показал, что большинство граждан СССР выступают за его сохранение в обновленном виде. В то же время референдумы, проводившиеся в союзных республиках, показывали обратное.
С 1988 г. начало сокращаться аграрное производство, с 1990 г. -промышленное, инфляция достигла 10%. Проявления хозяйственной инициативы зачастую способствовали развалу производства. Большинство руководителей привыкли к жесткому контролю своих действий. Ослабление контроля сверху либо вызывало растерянность, либо использовалось в целях личного обогащения.
Весной и летом 1991 г. ухудшение экономического положения вызвало рост забастовочного движения, обострились внутренние противоречия в самой России. Политические группировки, возникшие в среде интеллигенции, молодежи, лидеры, порвавшие с КПСС, считали необходимым более динамичное развитие перестроечных процессов. Часть административно-командной элиты, военной верхушки считала единственным выходом установление авторитарного режима и восстановление прежней системы управления. М.С. Горбачев, ставший в марте 1990 г. Президентом СССР, пытался за счет политических маневров найти компромиссную линию. Несмотря на это, столкновения левых и правых, центра и республик продолжались. Его политика подвергалась возрастающей критике как непоследовательная и не решающая ни одной проблемы. Президент СССР не пользовался поддержкой даже в КПСС, которую он продолжал возглавлять.
КПСС уже не существовала как политическая партия, лишь номинально она имела в своем составе миллионы членов. Реально в 1991 г. существовала только партийная номенклатура, утратившая общественную поддержку, ортодоксальная, консервативная фракция которой в августе 1991 г. предприняла попытку отстранения М.С. Горбачева от власти и установления авторитарного режима.
Основная масса населения СССР заняла выжидательную позицию. Резкое осуждение переворота президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным и выступление в Москве нескольких тысяч сторонников демократических преобразований, отказ М.С. Горбачева добровольно передать им власть вызвали растерянность у заговорщиков, вынудили их сдаться.
Заговор и его провал дискредитировали не только КПСС, деятельность которой на территории России была запрещена Б.Н. Ельциным, но и союзные структуры власти. Правящая элита входивших в состав СССР республик окончательно утратила к ним доверие. В августе Литва, Латвия и Эстония объявили о своем выходе из состава СССР, который был признан М.С. Горбачевым, остающимся президентом уже фактически несуществующего государства. Реальная власть, в том числе и в России, перешла к правительствам и Верховным Советам входивших в состав СССР республик. Попытки утратившего влияние на ситуацию бывшего союзного центра реформировать СССР и создать вместо него новое государственное образование - Союз суверенных государств (ССГ) - встретили крайне ограниченную поддержку. К этой идее прохладно отнеслись новые лидеры России. Стремление крупнейшей, после России, республики - Украинской - к независимости делало идею ССГ сомнительной. Главное состояло в том, что и правящие элиты бывших союзных республик, и их население, понимая необходимость сохранения тесных взаимоотношений, более не доверяли центральной бюрократии. Кризисная ситуация в СССР, не находя решения, могла привести к непредсказуемым последствиям. Выход был найден в подписании 8 декабря 1991 г. в городе Беловежске соглашения между лидерами России, Украины и Белоруссии о создании Содружества независимых государств (СНГ), в котором СССР определялся как бывшее, то есть несуществующее государство. Этот шаг, правомочность которого многим юристам представляется спорным, получил поддержку остальных бывших советских республик. Их руководители на встрече в Алма-Ате 21 декабря подписали декларацию о прекращении существования СССР и присоединении к СНГ. Стремления правящих элит бывших советских республик к освобождению от власти союзного центра были удовлетворены, в то же время сохранились возможности последующего сближения при наличии соответствующих условий.
Проблемы перехода России к рыночной экономике. Перед Российской Федерацией как новым, суверенным государством встали проблемы определения приоритетов развития, своей роли в мире. Россия унаследовала от СССР статус великой ядерной державы, около 60% экономического потенциала, большую часть территории, богатой природными ресурсами, развитую систему внешнеэкономических связей. В то же время в наследие достались и серьезные проблемы, такие, как долговые обязательства СССР, изношенность основных фондов промышленности (около 70%), необходимость поддерживать огромную по численности Советскую Армию, декларированные, но фактически не начатые реформы разваливающейся экономики.
Как и в Восточной Европе, большая часть управленческих кадров не имела опыта деятельности в условиях рыночной экономики, исходила ил иллюзорных о ней представлений. Западноевропейский опыт преодоления кризисов не был использован, на вооружение брались рецепты неоконсервативной структурной перестройки экономики, осуществлявшейся в евроатлантических странах в 1980-е гг. в совершенно иных условиях и с иными целями, чем в России.
Правительство, возглавленное Е.Т. Гайдаром, ориентировалось на методы шоковой терапии для оздоровления экономики. Предполагалось, что ее перевод на рельсы рыночного хозяйства, приватизация приведут к формированию слоя собственников, заинтересованных в процветании своих предприятий, а свободная конкуренция, в том числе и с зарубежными товаропроизводителями, создаст стимулы для ускоренной модернизации. Однако этого не произошло. По данным ООН, макроэкономические показатели России в условиях реформ стремительно ухудшались.
Приложение 5
- Соглашение о присоединении России к программе НАТО «Партнерство во имя мира»
- Основополагающий акт о взаимных отношения, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО
- Декларация «NATO at 20»
- Соглашение о сотрудничестве России с Международным валютным фондом (МВФ)
- Соглашение о сотрудничестве России с Европейским Союзом (ЕС)
- Соглашение о сотрудничестве с Советом Европы
- Соглашение о сотрудничестве с «Большой 7»
Приложение 6
- Федеральный закон о сотрудничестве со Приказ № N 273 от 03.07.2001 "Об утверждении "порядка подготовки, заключения и выполнения комитетом здравоохранения Москвы договоров (соглашений) в области здравоохранения с субъектами договорных отношений (органы Управления Здравоохранением субъектов Российской Федерации, стран СНГ, отдельных городов России и стран СНГ)""
- Договор со странами СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации. 2 октября 2008 года
- "Договор о зоне свободной торговли" (подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011)
Приложение 7
- Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"
Приложение 8
1. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»
2. Закон РФ от 28.06.1991 N 1499-1 (ред. от 23.12.2003) "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"
3. Федеральный закон "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 30.12.2008)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине: «Менеджмент»
Менеджмент – междисциплинарная наука, базирующаяся на многих дисциплинах гуманитарных, естественно-научных, общественно-социальных, технических и экономических наук....
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.04 «ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК».
Для повышения эффективности проведения практических занятий по дисциплине «Иностранный язык (английский)» разработаны методические рекомендации по их проведению. Основными этапами практического занят...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОУД.04 История
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи обучающимся при выполнении практических занятий...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения для студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 Психология общения...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ для обучающихся по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям
Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Психология общения» для обучающихся по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуат...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «История» специальность 08.02.03. Производство неметаллических строительных изделий и конструкций
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «История» разработана на основе программы подготовки специалистов среднего звена...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «История» по специальности 08.02.01
Методические рекомендации предназначены для организации работы на практических занятиях по учебной дисциплине ОГСЭ.02 «История», которая относится к общему гуманитарному и социально- эконо...