Рабочая программа "Россия - моя история"
рабочая программа
Элективный курс в рамках реализации общеобразовательного блока «Россия – моя история» является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальностям: Аппаратчик-оператор производства продуктов питания из растительного сырья, Технология продудуктов из растительного сырья, Туризм и гостеприимство,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3123_rmi.docx | 54.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Байкальский колледж туризма и сервиса"
Утверждена
приказом директора № 01-7/149-1
от «30» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПОО.05 РОССИЯ – МОЯ ИСТОРИЯ
для профессиональных образовательных организаций
Уровень освоения: базовый
Код и наименование профессии: 19.01.18 Аппаратчик-оператор производства продуктов питания из растительного сырья
Форма обучения: очная
Профиль обучения: технологический
Срок обучения: 1 год 10 мес.
Улан-Удэ, 2023
Рабочая программа учебного предмета «ООП.05 Россия – моя история» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования от 17.05.2012 № 413;
2) Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 11.11. 2022 г. N 973;
3) Федеральной образовательной программы среднего общего образования от 18.05.2023 N 372
Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии ОГСЭ от "30" августа 2023 г., протокол № 1
Председатель ЦК ______________ / А. В. Домарад /
(подпись) (ФИО)
Согласовано:
Заместитель директора по УПР_________________/ Т. Ю. Гужвина /
(подпись) (ФИО)
Согласовано:
Заместитель директора по УВР_________________/ Я. Ж. Бирбаева /
(подпись) (ФИО)
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байкальский колледж туризма и сервиса»
Разработчик: ______________ / Балданов С.С.. /
(подпись) (ФИО)
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в ______ учебном году на заседании ЦК __________________________
(наименование ЦК)
Протокол № _______ от "____ " ________ 202_ г.
Председатель ЦК ______________ / _____________/
(подпись) (ФИО)
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………………… стр. 4
2. Содержание обучения…………………... ………………………...........................стр. 4-5
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета ……….….....................стр. 5-11
4. Тематическое планирование ………………………………………………………стр. 11-14
5. Условия реализации учебного предмета……….....................................................стр. 14-18
- Пояснительная записка
1.1. Место элективного курса в структуре основной образовательной программы
Элективный курс в рамках реализации общеобразовательного блока «Россия – моя история» является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 19.01.18 Аппаратчик-оператор производства продуктов питания из растительного сырья.
- Цель и планируемые результаты освоения элективного курса
Целью элективного курса является формирование представлений об истории России, как истории Отечества, ее основных вехах истории, воспитание базовых национальных ценностей, уважения к истории, культуре, традициям. Элективный курс имеет также историко-просвещенческую направленность, формируя у молодёжи способность и готовность к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов.
Актуальность элективного курса «Россия – моя история» заключается в его практической направленности на реализацию единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Курс способствует формированию патриотизма, гражданственности как важнейших направлений воспитания студентов.
2. Содержание учебного предмета «ООП.05 Россия – моя история»
Россия – великая наша держава. Гимн России. Становление духовных основ России. Место и роль России в мировом сообществе. Содружество народов России и единство российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое, экономическое и культурное значение. Российские инновации и устремленность в будущее.
Александр Невский как спаситель Руси. Выбор союзников Даниилом Галицким. Александр Ярославович. Невская битва и Ледовое побоище. Столкновение двух христианских течений: православие и католичество. Любечский съезд. Русь и Орда. Отношение Александра с Ордой.
Смута и её преодоление. Династический кризис и причины Смутного времени. Избрание государей посредством народного голосования. Столкновение с иностранными захватчиками и зарождение гражданско-патриотической идентичности в ходе 1-2 народного ополчений.
Волим под царя восточного, православного. Взаимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и культурной идентичности приграничных княжеств западной и южной Руси (Запорожское казачество). Борьба за свободу под руководством Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654 г.
Пётр Великий. Строитель великой империи. Взаимодействие Петра I с европейскими державами (северная война, прутские походы). Формирование нового курса развития России: западноориентированный подход. Россия – империя. Социальные, экономические и политические изменения в стране. Строительство великой империи: цена и результаты.
Отторженная возвратих. Просвещённый абсолютизм в России. Положение Российской империи в мировом порядке: русско-турецкие войны (присоединение Крыма), разделы Речи Посполитой. Расцвет культуры Российской империи и её значение в мире. Строительство городов в Северном Причерноморье.
Крымская война – «Пиррова победа Европы». «Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс императора Николая I. Расстановка сил перед Крымской войной. Ход военных действий. Оборона Севастополя. Итоги Крымской войны.
Гибель империи. Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая мировая война и её значение для российской истории: причины, предпосылки, ход военных действий (Брусиловский прорыв), расстановка сил. Февральская революция и Брестский мир. Октябрь 1917 г. как реакция на происходящие события: причины и ход Октябрьской революции. Гражданская война.
От великих потрясений к Великой победе. Новая экономическая политика. Антирелигиозная компания. Коллективизация и ее последствия. Индустриализация. Патриотический поворот в идеологии советской власти и его выражение в Великой Отечественной Войне.
Вставай, страна огромная. Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и события Великой Отечественной войны. Патриотический подъем народа в годы Отечественной Войны. Фронт и тыл. Защитники Родины и пособники нацистов. Великая Отечественная война в исторической памяти нашего народа.
В буднях великих строек. Геополитические результаты Великой Отечественной. Экономика и общество СССР после Победы. Пути восстановления экономики – процессы и дискуссии. Экономическая модель послевоенного СССР, идеи социалистической автаркии. Продолжение и последующее сворачивание патриотического курса в идеологии. Атомный проект и создание советского ВПК. План преобразования природы.
От перестройки к кризису, от кризиса к возрождению. Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в 1990-е годы. Кризис экономики – цена реформ. Безработица и криминализация общества. Пропаганда деструктивных идеологий среди молодёжи. Олигархизация. Конфликты на Северном Кавказе. Положение национальных меньшинств в новообразованном государстве.
Россия. ХХI век. Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление патриотических настроений. Владимир Путин. Деолигархизация и укрепление вертикали власти. Курс на суверенную внешнюю политику: от Мюнхенской речи до операции в Сирии. Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты. Возвращение ценностей в конституцию. Спецоперация по защите Донбасса.
История антироссийской пропаганды. Ливонская война – истоки русофобской мифологии. «Завещание Петра великого» - антироссийская фальшивка. Пропаганда Наполеона Бонапарта. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной эмиграции. Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской агрессии. Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны. Мифологемы и центры распространения современной русофобии.
Слава русского оружия. Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев пушечный двор, тульские оружейники. Значение военно-промышленного комплекса в истории экономической модернизации Российской Империи: Путиловский и Обуховский заводы, развитие авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в эпоху Великой Отечественной Войны – всё для фронта, всё для победы. Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения. Современный российский ВПК и его новейшие разработки.
Россия в деле. Высокие технологии. Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение Арктики. Развитие сообщений – дороги и мосты. Космос. Перспективы импортозамещения и технологических рывков.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение содержания общеобразовательного учебного предмета БП.06 История» обеспечивает достижение обучающимся следующих результатов:
Личностные результаты (ЛР):
1) в сфере гражданского воспитания: осмысление сложившихся в российской истории традиций гражданского служения Отечеству; сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества; осознание исторического значения конституционного развития России, своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной организации; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
2) в сфере патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свою страну, свой край, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
3) в сфере духовно-нравственного воспитания: личностное осмысление и принятие сущности и значения исторически сложившихся и развивавшихся духовно-нравственных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуации нравственного выбора и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные ценности и нормы современного российского общества; понимание значения личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, представителям старших поколений, осознание значения создания семьи на основе принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4) в сфере эстетического воспитания: представление об исторически сложившемся культурном многообразии своей страны и мира; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; осознание значимости для личности и общества наследия отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; эстетическое отношение к миру, современной культуре, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
5) в сфере физического воспитания: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах и в современную эпоху; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
6) в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности как источника развития человека и общества; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; формирование интереса к различным сферам профессиональной деятельности; готовность совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; мотивация и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
7) в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой, его позитивных и негативных проявлений; сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной и социальной среде;
8) в понимании ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном и нравственном опыте предшествующих поколений; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; овладение основными навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма, готовность к осуществлению учебной проектно-исследовательской деятельности в сфере истории;
9) в сфере развития эмоционального интеллекта обучающихся: развитие самосознания (включая способность осознавать на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми, понимать свое эмоциональное состояние, соотнося его с эмоциями людей в известных исторических ситуациях); саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии (способность понимать другого человека, оказавшегося в определенных обстоятельствах); социальных навыков (способность выстраивать конструктивные отношения с другими людьми, регулировать способ выражения своих суждений и эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения).
В результате изучения предмета на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: формулировать проблему, вопрос, требующий решения; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерные черты и противоречия в рассматриваемых явлениях; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: определять познавательную задачу;
намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности; осуществлять анализ объекта в соответствии с принципом историзма, основными процедурами исторического познания; систематизировать и обобщать исторические факты (в том числе в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий прошлого и настоящего; сравнивать события, ситуации, определяя основания для сравнения, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; соотносить полученный результат с имеющимся историческим знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и другие); объяснять сферу применения и значение проведенного учебного исследования в современном общественном контексте.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебники, исторические источники, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие) - извлекать, сопоставлять, систематизировать и интерпретировать информацию; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по предложенным или самостоятельно сформулированным критериям); рассматривать комплексы источников, выявляя совпадения и различия их свидетельств; использовать средства современных информационных и коммуникационных технологий с соблюдением правовых и этических норм, требований информационной безопасности; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого и современности, выявляя сходство и различие высказываемых оценок; излагать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; владеть способами общения и конструктивного взаимодействия, в том числе межкультурного, в образовательной организации и социальном окружении; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной деятельности людей как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; проявлять творчество и инициативу в индивидуальной и командной работе; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
У обучающегося будут сформированы умения в части регулятивных универсальных учебных действий: владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы: выявлять проблему, задачи, требующие решения; составлять план действий, определять способ решения, последовательно реализовывать намеченный план действий и другие; владение приемами самоконтроля: осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов; вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей; принятие себя и других: осознавать свои достижения и слабые стороны в учении, общении, сотрудничестве со сверстниками и людьми старшего поколения; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибку; вносить конструктивные предложения для совместного решения учебных задач, проблем.
Предметные результаты (ПР).
- отражать понимание России в мировых политических и социально-экономических процессах XX - начала XXI века, знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, Новой экономической политики, индустриализации и коллективизации в СССР, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX – начала XXI века; особенности развития культуры народов СССР (России);
- составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории XX - начала XXI века и их участников,
образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
- выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;
- осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран XX – начала XXI века в справочной литературе, сети Интернет, СМИ для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности;
В рамках программы элективного курса обучающимися осваиваются следующие умения и знания:
Коды ОК, ПК | Умения | Знания |
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 | Должен уметь:
образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
– демонстрировать патриотизм, гражданственность, уважение к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
| Должен знать:
Политическая система «развитого социализма». Развитие науки, образования, культуры. «Холодная война» и внешняя политика. СССР и мировая социалистическая система. Причины распада Советского Союза;
|
4. Тематическое планирование
Объем учебного предмета и виды учебной работы:
Объем образовательной программы 32 часа; самостоятельная работа обучающегося 0 часов; консультации 0 часов; с преподавателем 32 часа; промежуточная аттестация 0 часов; индивидуальный проект - 0 часов.
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 32 |
Самостоятельная работа обучающегося | - |
Консультации | - |
С преподавателем | 32 |
в том числе: | |
Лекции, уроки | 20 |
Практические занятия | 12 |
Промежуточная аттестация в форме (экзамена, дифференцированного зачета) | ДЗ |
Индивидуальный проект |
4.1 Тематический план учебного предмета «ООП.05 Россия – моя история»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Россия – великая наша держава | Практические занятия (при наличии) | 2 | Практическая работа |
Гимн России. Становление духовных основ России. Место и роль России в мировом сообществе. Содружество народов России и единство российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое, экономическое и культурное значение. Российские инновации и устремленность в будущее. | |||
Тема 2. Александр Невский как спаситель Руси | Содержание учебного материала (уроки, лекции) | 2 | Самооценка и взаимооценка |
Выбор союзников Даниилом Галицким. Александр Ярославович. Невская битва и Ледовое побоище. Столкновение двух христианских течений: православие и католичество. Любечский съезд. Русь и Орда. Отношение Александра с Ордой. | |||
Тема 3. Смута и её преодоление | Содержание учебного материала (уроки, лекции) | 2 | Самооценка и взаимооценка |
Династический кризис и причины Смутного времени. Избрание государей посредством народного голосования. Столкновение с иностранными захватчиками и зарождение гражданско-патриотической идентичности в ходе 1-2 народного ополчений. | |||
Тема 4. Волим под царя восточного, православного | Содержание учебного материала (уроки, лекции) | 2 | Самооценка и взаимооценка |
Взаимоотношения России и Польши. Вопросы национальной и культурной идентичности приграничных княжеств западной и южной Руси (Запорожское казачество). Борьба за свободу под руководством Богдана Хмельницкого. Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654 г. | |||
Тема 5. Пётр Великий. Строитель великой империи | Практические занятия (при наличии) | 2 | Устный и письменный опрос |
Взаимодействие Петра I с европейскими державами (северная война, прутские походы). Формирование нового курса развития России: западноориентированный подход. Россия – империя. Социальные, экономические и политические изменения в стране. Строительство великой империи: цена и результаты. | |||
Тема 6. Отторженная возвратих | Содержание учебного материала (уроки, лекции) | 2 | Самооценка и взаимооценка |
Просвещённый абсолютизм в России. Положение Российской империи в мировом порядке: русско-турецкие войны (присоединение Крыма), разделы Речи Посполитой. Расцвет культуры Российской империи и её значение в мире. Строительство городов в Северном Причерноморье. | |||
Тема 7. Крымская война – «Пиррова победа Европы» | Практические занятия (при наличии) | 2 | Устный и письменный опрос |
«Восточный вопрос». Положение держав в восточной Европе. Курс императора Николая I. Расстановка сил перед Крымской войной. Ход военных действий. Оборона Севастополя. Итоги Крымской войны. | |||
Тема 8. Гибель империи | Содержание учебного материала (уроки, лекции) | 2 | Самооценка и взаимооценка |
Первая русская революция 1905-1907 гг. Первая мировая война и её значение для российской истории: причины, предпосылки, ход военных действий (Брусиловский прорыв), расстановка сил. Февральская революция и Брестский мир. Октябрь 1917 г. как реакция на происходящие события: причины и ход Октябрьской революции. Гражданская война. | |||
Тема 9. От великих потрясений к Великой победе | Содержание учебного материала (уроки, лекции) | 2 | Самооценка и взаимооценка |
Новая экономическая политика. Антирелигиозная компания. Коллективизация и ее последствия. Индустриализация. Патриотический поворот в идеологии советской власти и его выражение в Великой Отечественной Войне. | |||
Тема 10. Вставай, страна огромная | Практические занятия (при наличии) | 2 | Устный и письменный опрос |
Причины и предпосылки Второй мировой войны. Основные этапы и события Великой Отечественной войны. Патриотический подъем народа в годы Отечественной Войны. Фронт и тыл. Защитники Родины и пособники нацистов. Великая Отечественная война в исторической памяти нашего народа. | |||
Тема 11. В буднях великих строек | Содержание учебного материала (уроки, лекции) | 2 | Самооценка и взаимооценка |
Геополитические результаты Великой Отечественной. Экономика и общество СССР после Победы. Пути восстановления экономики – процессы и дискуссии. Экономическая модель послевоенного СССР, идеи социалистической автаркии. Продолжение и последующее сворачивание патриотического курса в идеологии. Атомный проект и создание советского ВПК. План преобразования природы. | |||
Тема 12. От перестройки к кризису, от кризиса к возрождению | Практические занятия (при наличии) | 2 | Устный и письменный опрос |
Идеология и действующие лица «перестройки». Россия и страны СНГ в 1990-е годы. Кризис экономики – цена реформ. Безработица и криминализация общества. Пропаганда деструктивных идеологий среди молодёжи. Олигархизация. Конфликты на Северном Кавказе. Положение национальных меньшинств в новообразованном государстве. | |||
Тема 13. Россия. ХХI век | Содержание учебного материала (уроки, лекции) | 2 | Самооценка и взаимооценка |
Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление патриотических настроений. Владимир Путин. Деолигархизация и укрепление вертикали власти. Курс на суверенную внешнюю политику: от Мюнхенской речи до операции в Сирии. Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты. Возвращение ценностей в конституцию. Спецоперация по защите Донбасса. | |||
Тема 14. История антироссийской пропаганды | Содержание учебного материала (уроки, лекции) | 2 | Самооценка и взаимооценка |
Ливонская война – истоки русофобской мифологии. «Завещание Петра великого» - антироссийская фальшивка. Пропаганда Наполеона Бонапарта. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной эмиграции. Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской агрессии. Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны. Мифологемы и центры распространения современной русофобии. | |||
Тема 15. Слава русского оружия | Содержание учебного материала (уроки, лекции) | 2 | Самооценка и взаимооценка |
Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев пушечный двор, тульские оружейники. Значение военно-промышленного комплекса в истории экономической модернизации Российской Империи: Путиловский и Обуховский заводы, развитие авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в эпоху Великой Отечественной Войны – всё для фронта, всё для победы. Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения. Современный российский ВПК и его новейшие разработки. | |||
Тема 16. Россия в деле | Практические занятия (при наличии) | 2 | Устный и письменный опрос |
Высокие технологии. Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение Арктики. Развитие сообщений – дороги и мосты. Космос. Перспективы импортозамещения и технологических рывков. | |||
Консультации | |||
Промежуточная аттестация (указать форму ПА - диф. зачет, экзамен) | ДЗ | Выполнение зачетных заданий | |
Индивидуальный проект | |||
Всего | 32 |
5. Условия реализации учебного предмета «ООП.05 Россия – моя история»
5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебного предмета «ООП.05 Россия – моя история» требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебников «История», рекомендации по выполнению самостоятельной работы. Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа-проектор.
5.2. Условия реализации учебного предмета «ООП.05 Россия – моя история» с учетом специфических образовательных потребностей при наличии в группе инвалидов и лиц с ОВЗ
Реализация программы учебного предмета (курса) требует проведения учебных занятий с учетом следующих моментов:
- индивидуальный подход к каждому обучающемуся;
- возможность увеличения сроков освоения учебного материала (как в рамках одного занятия, так и в рамках изучения темы, раздела);
- представление материала малыми дозами;
- комплексное использование устной, тактильной, жестовой речи;
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- обучение работе со зрительными образами: работа с учебниками, таблицами, рисунками и пр.;
- тренировка умения выделять главное: обучение составлению конспектов, таблиц, технологических карт, интеллект-карт, кроссвордов, презентаций;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения (поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому обучающемуся, развитие в веры в собственные силы и возможности);
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
- проявление педагогического такта.
Формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливаются с учетом ограничений здоровья. Для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ рекомендуется осуществление входного контроля, назначение которого состоит в определении его способностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного и текущего контроля, промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей здоровья (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.)
При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа. При проведении промежуточной аттестации предусматривается увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене.
5.2. Литература
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: 2018
2. Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. В 2-х ч. - М.: 2018
Дополнительные источники:
- Гаджиев К.С., Закаурцева Т.А., Родригес А.М., Пономарев М.В. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. В 3 частях. Часть 2. 1945 - 2000. - М.: 2018
- Горелов А.А. История мировой культуры. - М.: 2019
- Захаревич А.В. История Отечества. - М.: 2017
- Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История
- России. - М.: 2015
- Санин Г. А. Крым. Страницы истории. - М.: 2015
- Сёмин В.П. Отечественная история. - М.: 2014
Для преподавателей (методическая литература для педагога):
- Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413
- Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
- Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
- Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. - М.: 2017
- Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории. - М.: 2016
- История России. 1900 - 1946 гг. Книга для учителя / под ред. А. В. Филиппова, А. А. Данилова. - М.: 2017
- Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. - 2016. - Июль. - № 13. - С. 10 - 124.
Интернет-ресурсы:
- Электронно - библиотечная система (ЭБС) – BOOK.RU
- Образовательная платформа (ОП) «Юрайт»
- Электронная библиотека (ЭБ) «Академия»
- Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Лань»
- Национальная электронная библиотека «НЭБ»
- Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Znanium.com»
- ЭБС – «Руконт»
- http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm — Библиотека Исторического факультета МГУ.
- http://www.bibliotekar.ru — Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной лите ратуры по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам.
- http://gpw.tellur.ru/ — Великая Отечественная: материалы о Великой Отечественной войне.
- http://militera.lib.ru/ — военная литература: собрание текстов.
- http://world-war2.chat.ru/ — Вторая Мировая война в русском Интернете.
- http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html — Геосинхрония: атлас всемирной истории.
- httр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1 — Древний Восток
- http://www.old-rus-maps.ru/ — европейские гравированные географические чертежи и
карты России, изданные в XVI—XVIII столетиях.
- http://biograf-book.narod.ru/ — избранные биографии: биографическая литература СССР.
- http://www.magister.msk.ru/library/library.htm — Интернет-издательство «Библиотека»:
Электронные издания произведений и биографических и критических материалов.
- http://intellect-video.com/russian-history/ — история России и СССР: онлайн-видео.
- http://www.historicus.ru/ — Историк: общественно-политический журнал.
- http://history.tom.ru/ — история России от князей до Президента http://statehistory.ru –
История государства.
- http://www.kulichki.com/grandwar/ — «Как наши деды воевали»: рассказы о военных
конфликтах Российской империи.
- http://www.raremaps.ru/ — коллекция старинных карт Российской империи.
- http://old-maps.narod.ru/ — коллекция старинных карт территорий и городов России.
- http://www.lectures.edu.ru/ — лекции по истории для любознательных.
- http://mifologia.cjb.net — мифология народов мира.
- http://www.krugosvet.ru/ — онлайн-энциклопедия «Кругосвет».
- http://liber.rsuh.ru/section.html?id=1042 — оцифрованные редкие и ценные издания из
фонда Научной библиотеки.
- http://www.august-1914.ru/ — Первая мировая война: Интернет-проект.
- http://9may.ru/ — проект-акция: «наша Победа. День за днём».
- http://www.temples.ru/ — проект «Храмы России».
- http://radzivil.chat.ru/ — Радзивиловская летопись с иллюстрациями.
- http://www.rusrevolution.info/ — революция и Гражданская война: Интернет-проект.
- http://www.istrodina.com/ — Родина: российский исторический иллюстрированный журнал.
- http://all-photo.ru/empire/index.ru.html — Российская империя в фотографиях.
- http://www.avorhist.ru/ — Русь Древняя и Удельная. http://memoirs.ru/ — русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях.
- http://www.arhivtime.ru/ — следы времени: Интернет-архив старинных фотографий, открыток, документов.
- http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html — электронная библиотека Исторического
факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
- http://www.history.pu.ru/elbib/ — электронная библиотека исторического факультета СПбГУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по истории 2 курс СПО, тематический план по истории 2 курс СПО
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОУ СПО по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения ...
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории, учебник "Россия и мир" Волобуев, 117 часов...
Рабочая программа по истории
Рабочая программа предназначена для профессий : 100116.01 Парикмахер, 150709.02 Сварщик, 190631.01 АвтомеханикСрок реализации: 2011-2013 учебные годыУровень общего образования: среднее (полное) общее ...
Рабочая программа по истории в 5 классе к учебнику Вигасина
Рабочая программа и развернутое тематичесое планирование к УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой...
Рабочая программа по истории 7 класс
Тематическое планирование...
Рабочая программа дисциплины "История изобразительного искусства"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 10...
рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории 5 класс...