Статья "Активизация воспитательной инициативы педагогических кадров района через оказание помощи в обновлении инструментария и технологий"
статья

Воспитание, в современной концепции, рассматривается как создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка. Классный руководитель занимает главное место среди субъектов воспитательного процесса. Он является формальным и фактическим лидером классного коллектива, носителем культуры, организатором и участником школьной деятельности. Важно показать классному руководителю всю многогранность инструментария и технологии воспитательного процесса, сподвигнув его на новые инициативы в классном руководстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дашкова Елена Викторовна

методист, ГБУ ДПО ЦПК ИМЦ Калининского района Санкт-Петербурга

 

Активизация воспитательной инициативы  педагогических кадров  района через оказание помощи в обновлении  инструментария и технологий.  

 Воспитание, в современной концепции, рассматривается как создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка. Всё более приоритетной становится работа с детьми, затрагивающая основы физического, психологического и духовно-нравственного развития каждого ребёнка.

    Классный руководитель занимает главное место среди субъектов воспитательного процесса в школе. Он является формальным и фактическим лидером классного коллектива, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником и другом.

А помочь ему в выборе форм и методов воспитательной работы может и должен методист.

    Роль методиста в обучении педагогических кадров района гораздо сложнее и многограннее, чем это представляется на первый взгляд.

     Создавая  условия для повышения эффективности обучения   классных руководителей и воспитателей группы продлённого дня в направлении организации воспитательного процесса, надо  для себя представлять, чему учить и как учить, т.е. спроектировать свою работу, поставить цель и задачи. Дальше — проинформировать образовательные учреждения о  методах взаимодействия.

  Составить план действия — это следующая задача, стоящая перед методистом. На этом же этапе в уме уже надо держать прогнозы достижения желаемого результата и представление о самом результате труда. Всё это организовать и скоординировать, т.к. всегда на пути достижения желаемого встречаются непредвиденные трудности и препятствия.  Когда  всё согласовано,  можно приступать непосредственно к обучению. Это самая большая часть работы методиста. Сюда вплетается контрольно-диагностическая работа, т.к. надо постоянно проверять, насколько хорошо идёт обучение, достигается ли поставленная цель, интересно ли педагогам, нужна ли корректировка методов и форм обучения и т.д. И вот, наконец, год завершён и можно проанализировать   успешность или провал проводимых обучающих мероприятий.

  Формы и методы обучения могут быть различны. Даже желательно, чтобы они были разные. Это даёт больший простор для работы с различными категориями педагогов. Важно, чтобы все знания, которые даются на встречах, можно было адаптировать и принести в свои образовательные учреждения.

   Одним из основных направлений повышения эффективности обучения является мотивация непосредственно самого  слушателя.

Для изучения ожиданий педагогов и удовлетворённости процессом обучения разрабатываются анкеты, опросники как непосредственно для самих педагогов, так и для администрации ОУ.

Проанализировав получившийся результат, обучение выстраивается так, чтобы в круг обучающихся  попадали различные категории педагогов с разным опытом работы.  

    Для опытных классных руководителей организуется «Час общения», где они могут поделиться своим мнением по поводу определённой проблемы воспитания, т.к. никакие технические новшества не заменят живое общение в кругу единомышленников.

  «Школа молодого классного руководителя» организовывается, когда возникает запрос.  Это  является, своего рода, «ликбезом» для классных руководителей, которые у себя в учреждении не всегда могут найти ответ на возникающие в ходе работы вопросы.

  «Школу педагогического мастерства для воспитателей ГПД»  можно назвать «клубом по интересам».  Это, как правило, дискуссии по вопросам воспитания.

  Особым интересом  пользуются мастер-классы, семинары-практикумы и методические мастерские на базе ОУ района. Сюда администрацией школы направляются как молодые, так и опытные педагоги. Всегда интересно посмотреть   опыт коллег, а потом решиться - и самим показать достижения в воспитательных вопросах.

  Наряду с традиционными формами обучения  для педагогических кадров района предлагаются  новые очно-заочные формы, которые повышают интерес педагога к обучению и помогают диагностировать уровень восприятия предлагаемого материала.      

  Ещё одной эффективной формой обучения классных руководителей является участие их в проектной деятельности.

Участие в проекте - это неоценимый опыт, позволяющий расширить и разнообразить поле воспитательной деятельности педагога.

  Для каждого участника разрабатывается пакет документов, составляется алгоритм прохождения этапов, делается приглашение на Финальный концерт-награждение. Классные руководители усваивают методы проведения и уже разрабатывают в рамках школы свои воспитательные проекты.

  Важно постоянно быть на связи с педагогами, предоставлять им информационные услуги, показывать значимость их работы, помогать в обучении. Для этого вся деятельность  по обучению отражается на странице сайта учреждения, где оперативно появляется анонс предстоящих мероприятий, вывешивается отчёт о прошедших, составляется копилка воспитательного опыта.  

 Почему можно говорить об эффективности обучения?

  Это подтверждается увеличением количества педагогов, проходящих обучение и желающих публично представлять свой опыт на различных уровнях: смотры - конкурсы педагогических достижений, методические выставки, конференции по проблемам воспитательной работы со школьниками  

     Анализируя взаимодействие с образовательными учреждениями района, можно сказать, что почти все школы в той или иной степени проходят обучение каждый год. Что, конечно, благоприятно сказывается на   повышении профессионального мастерства классных руководителей и воспитателей ГПД.

   Как гласит народная мудрость: «Дорогу осилит идущий». Надо не бояться действовать, менять формы и методы взаимодействия, заинтересовывать и находить более эффективные способы обучения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (лицам из числа детей-сирот, социальным педагогам, педагогическим работникам, воспитателям, родителям (законным

Методические рекомендации по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (лицам из числа детей-сирот, социальным педагогам,...

Практикум «Педагогические кадры и их проблемы»

Данная работа представляет собой практикум по выяснению степени сформированности психологической защиты....

Педагогический проект " Формирование ключевых компетенций на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»".

В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократи...

Презентация "Развитие профессионализма педагогических кадров в контексте задач компетентностного обновления образования"

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об образовании в Российской Федерации"Статья 47 Пункт 5.2)Статья 48 Пункт 1.1) 7) 8) Статья 49 Пункт 1., Пункт 2., Пункт 3...

Презентация "Развитие профессионализма педагогических кадров в контексте задач компетентностного обновления образования"

Развитие профессионализма педагогических кадров в контексте задач компетентностного обновления образования...

19.11.2020 прошел семинар по воспитательной работе "Педагогические технологии в воспитательной деятельности образовательного учреждения СПО"

На семинаре были представлены  доклады на   на тему "Педагогические технологии" , в котором были  рассмотрены вопросы о технологиях воспитательной работы в системе воспит...

Педагогический проект: "Формирование ключевых компетенций на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»".

1.Введение. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задача...