19.11.2020 прошел семинар по воспитательной работе "Педагогические технологии в воспитательной деятельности образовательного учреждения СПО"
статья
На семинаре были представлены доклады на на тему "Педагогические технологии" , в котором были рассмотрены вопросы о технологиях воспитательной работы в системе воспитания среднего профессионального образования, атакже доклад на тему "Воспитательные технологии поукреплению дисциплины и успеваемости в учебной группе как показателя работы классного руководителя"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский политехнический центр №3»
ДОКЛАД
Тема: «ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Подготовил: методист Щербакова О.О.
Поронайск
2021 г.
ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Понятие «воспитательная технология» многими исследователями включается в обобщенное понятие «педагогическая технология» и прилагается к основным явлениям образовательного процесса – обучению и воспитанию. Однако своеобразность каждого из них обуславливает их соответствующее технологическое содержание. Для его точного определения важно уяснить общую трактовку понятия «технология» в педагогике.
В любой педагогической системе «воспитательная технология» – понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология – воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.
Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов воспитания:
ориентировки (формирования представления о воспитательных целях); исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности),
контроля и корректировки.
В каждой воспитательной технологии также используется алгоритм управления, который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования для достижения поставленной цели.
Другими словами воспитательная технология – это процесс, проектируемый преподавателем и состоящий из трех этапов:
1. Диагностика.
2. Организация общения.
3. Организация взаимодействия.
В последнее десятилетие, когда проводится колоссальная научно-исследовательская работа, направленная на решение задач поставленных перед системой образования, описывается много различных воспитательных технологий:
‒ Коллективное творческое дело;
‒ Тренинг общения;
‒ Шоу-технологии;
‒ Групповая проблемная работа;
‒ Родительское собрание;
‒ Создание ситуации успеха;
‒ Диалог «педагог – воспитанник»;
‒ «Информационное зеркало»;
‒ «Я – высказывание».
Технология «Коллективное творческое дело» (КТД).
Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная. С технологией КТД (по Иванову) все знакомы, поэтому напоминаю 6 этапов: совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ, решение о последействии. Сегодня педагогике известны 2 типа КТД: классическое и личностно-ориентированное. Результат КТД – опыт позитивной совместной активности. Факт такой активности – это участие конкретного студента в совместном планировании, в проведении дела, в его анализе.
Формы КТД:
‒ Аудиторное занятие;
‒ Классный час;
‒ Родительское собрание;
‒ Традиционные праздники;
‒ Ключевые дела колледжа;
‒ Акции;
‒ Субботники…
«Тренинг общения».
Тренинг – как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической работы. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций понимание их выражения у окружающих, самопознания и самопринятия. Эти аспекты очень актуальны именно в подростковом возрасте. Общение является ведущей деятельностью подростков и очень значимо в субъектном плане для большинства из них.
Тренинг общения – форма воспитательной работы, имеющая цель – создание у студентов средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта обращения, опыта поведения в проблемных ситуациях).
Психологические тренинги характеризуются большим разнообразием. Тренинг общения находится посередине. С одной стороны он стимулирует социальное развитие участников, создает условия для самопознания, способствует повышению уровня рефлективности. С другой стороны происходит обучение поведенческим моделям.
В общем виде в тренинге общения выделяют 3 блока.
1 – разминка,
2 блок – основные упражнения тренинга связаны с тем опытом, что задуман в тренинге как цель.
3 блок – рефлексия.
Получение обратной связи по прошедшему занятию.
Рефлексивные высказывания относительно темы и занятия в целом: «Самым важным на занятии для меня было…», «На занятии я понял…». Принципы.
Общение в условиях тренинга строится на принципах: «Здесь и сейчас» – на тренинге говорят о том, что происходит на занятии, о тех проявлениях, общении, отношениях, которые возникают и проявляются непосредственно на тренинге.
«Участие» – в упражнениях тренинга участвуют все участники занятия. «Обратная связь» – каждый участник тренинга имеет право получить информацию, мнение, оценку своих действий.
Организация. Наиболее оптимальное расположение участников – по кругу: равенство участников, свобода движения участников, высокий уровень вовлеченности, общность, целостность. «Шоу-технология». Мероприятия «Звездный час», «Музыкальный ринг», «Счастливый случай», «КВН» и другие мероприятия относятся к типу шоу-технологий. Общим в их проведении являются три особенности: деление участников на выступающих (сцена) и зрителей (зал), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.
Структура: подготовка – реализация – анализ итогов. «Групповая проблемная работа». Это работа с вербальным (словесным) поведением студентов проблемной ситуации.
Задачи: познавательная, организационная, аксиологическая. В первом случае проблема отражает учебное, познавательно содержание и групповая проблемная работа решает дидактические учебные задачи.
Цель проблемной работы – разработка, принятие организационных решений.
Цель групповой проблемной работы – прояснение, обсуждение, развитие ценностного содержания. Общее в технологии групповой проблемной работы с этими задачами: обращение к слову как средству, действие педагога в условиях проблемной ситуации, организация межличностного взаимодействия как движения от личных мнений, идей, позиций к общему результату – продукту.
Этим продуктом при организации задачи должно быть некое общее решение, мнение группы, а в случае аксиологической, ценностной задачи – прояснение, развитие личных позиций, мнений и фиксация их сходства и различий. «Создание ситуации успеха».
Приветствие: используется яркий мяч, его бросают тому, кого приветствуют. Приглашается к доске один из участников. Ему предлагается нарисовать корову. Но прежде чем задание будет исполнено, всем присутствующим предлагается сказать (сделать) что-то такое, что бы помогло успеху художественной деятельности. «Не бойся, ничего страшного, если не получится…», «Вспомни, как выглядит корова», «Только на тебя вся надежда!». Разброс суждений самый различный. Приглашенный художник смело приступает к рисунку, остальные поддерживают его радостными поощрениями. Руководитель занятия предельно внимателен, фиксирует все реплики, советы, фразы.
Рисунок получается, потому что была организована ситуация успеха. Производится оценка рисунка (Эта деталь удалась, у коровы характер добрый…). Художник анализирует свое состоянии и называет те реплики, которые оказались для него сильной поддержкой.
Сфера доброжелательности:
– снятие страха (»Ничего страшного…»),
– скрытая инструкция («Ты же помнишь, что…»), – авансирование («У тебя все получится…»), – персональная исключительность («Только у тебя и может получиться…»), – усиление мотива («Нам это так нужно для…»), – педагогическое внушение («Приступай же!»), – высокая оценка детали («Вот эта часть у тебя получилась замечательно…»).
Диалог «педагог – воспитанник».
Результат – установление доверительного контакта со студентом. Временная последовательность:
‒ Стадия накопления согласий;
‒ Стадия поиска интересов;
‒ Стадия приятия особенных качеств;
‒ Стадия выяснения «опасных» качеств;
‒ Стадия совместного анализа;
‒ Стадия выбора действий.
«Информационное зеркало».
Результат: опыт активного решения к публичной графической информации. Основные звенья: ‒ Включение памяти и восприятия; ‒ Удержание – понимание информации; ‒ Возникновение отношения к информации – действие в отношении к информации.
«Я – высказывание». Когда я… (действие другого) …, я чувствую…, я хочу (считаю, понимаю, предлагаю и т.п.)…
«Родительское собрание».
‒ Коллективное планирование;
‒ Коллективное целеполагание;
‒ Подготовка: анкетирование, опрос, анализ, оформление аудитории, подготовка раздаточного материала, поздравления…
‒ Проведение собрания;
‒ Принятие решения (с ответственными за исполнение).
Согласно Концепции модернизации российского образования, воспитание – как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Важнейшие задачи воспитания – формирование у студентов гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Педагог может способствовать развитию способностей студентов, если в воспитательной деятельности будет использовать передовые воспитательные технологии. Они составляют одно из важнейших педагогических средств, ориентированных на процесс саморазвития обучающегося.
Список литературы:
1. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, 2004. – 208 с.
2. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2003. – 475 с.
3. Калюжный А.С. Методические основы изучения личности: учеб. пособие. – Н.Новгород: ННОУ «Гуманитарный Институт», 2004. – 29 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Изд-во БРЭ, 2002. – 528 с.
5. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. для студентов вузов, обуч-ся по пед. спец. – М.: Гардарики, 2002. – 517 с.
Предварительный просмотр:
Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский политехнический центр №3»
ДОКЛАД
Тема: «Воспитательные технологии по укреплению дисциплины (посещаемости) и успеваемости в учебной группе как показателя работы классного руководителя учебной группы»
Подготовил : методист Щербакова О.О.
Поронайск
2021 г.
Анализ «учебной посещаемости» как педагогической категории.
Посещаемость учебных занятий есть система присутствия учащегося на занятиях с целью усвоения образовательной программы выбранной им на основе и согласно своим личным возможностям и условиям жизни. Свободное посещение занятий означает не свободное (по желанию) присутствие на них, а свободный выбор образовательных программ, после чего наступает личная ответственность учащегося за посещаемость.
Понятийно-терминологическое обеспечение содержит «поле понятия» посещаемости, куда вошли качество посещаемости, функция посещаемости, ее виды и типы, пропуски занятий, прогул и другие. Учебная посещаемость интегрирует социально-педагогические, психолого-педагогические, нравственные, нормативно-правовые, экономические характеристики условий педагогического процесса. Посещаемость учебных занятий выполняет специальные функции в образовательном процессе. В исследовании выявлены развивающая, обучающая, воспитательная, социальной защиты, социальной адаптации, социокультурная, организационная, рекреативно-оздоровительная функции. Они представляют единую систему, органично взаимосвязаны между собой.
Специальные функции определяют содержание и направление деятельности образовательного учреждения, а также учащихся, посещающих занятия в этом учреждении. Посещаемость по отношению к ним рассматривается как процесс, которым надо управлять на основе качественных показателей и количественных характеристик.
Основными факторами, влияющими на учебную посещаемость, являются:
- личностные факторы, исходящие от самого учащегося (мотивация учения, несостоятельность в учебе, здоровье учащегося);
- семейные факторы (взаимосвязь семьи и учебного заведения, заинтересованность семьи в учебе подростка, состав и материальное положение семьи, психологический климат в семье);
- институционные факторы (организация учебно-воспитательного процесса в учебном заведении, наличие мониторинга посещаемости, уровень профессионализма преподавателей, имидж образовательного учреждения, режим работы и дисциплина в учебном заведении, наличие стимулирующих программ и адекватные условия обучения).
Посещаемость учебных занятий выполняет еще и организационную функцию в образовательном процессе. При хорошо спланированном расписании учебных занятий, результативность и посещаемость занятий учащимися может быть высока. Даже при проведении контрольного среза знаний, навыков и умений учащихся учебного заведения вышестоящими организациями, например, при аттестации или аккредитации учреждения, необходимо обеспечить нужный процент посещаемости занятий, иначе результат среза не будет признан. При составлении расписания занятий необходимо учитывать посещаемость отдельных предметов, курсов в отдельные дни недели.
Анализируя анкеты отношения учащихся к посещаемости занятий, пришли к следующему выводу. Причины пропуска занятий относятся к организации воспитательного процесса и лишь одна причина, интерес к учебе, в какой-то мере касается образовательного процесса. Отчетливо просматривается прямое влияние воспитательных воздействий на сущность образовательного процесса, посещаемость и уровень общих способностей. Здесь прослеживается большой резерв в повышении качества воспитания и обучения учащихся. По существу наметилась возможность создания мощного процесса социализации личности учащегося на основе глубокого взаимодействия воспитательного и образовательного процессов.
По результатам анализа ответов, данных учащимися на предложенные вопросы, основные причины пропуска занятий расположились в приведенной ниже последовательности:
- Частые заболевания;
- Отсутствие помощи и поддержки семьи в обучении;
- Низкий спрос и недостаточный контроль над пропусками занятий со стороны лиц, ответственных за посещаемость;
- Разочарование в профессии;
- Низкая мотивация в получении знаний.
Мониторинг учебной посещаемости в системе управления образовательным процессом.
В управлении учебной посещаемостью осуществляются общие принципы и функции управления педагогическим процессом.
На основании педагогического мониторинга можно дать следующее определение мониторинга посещаемости - под которым мы понимаем научно-исследовательское, практико-ориентированное, диагностико-прогностическое, планово-деятельностное отслеживание хода и результатов посещаемости учебных занятий Мониторинг посещаемости, в основе которого лежат некоторые технологические идеи менеджмента, является одним из средств, влияющих на повышение показателя качества учебного процесса. В реальном образовательном процессе мониторинг тесным образом связан со всеми функциями и стадиями управления, каждая функция управления выступает как основная точка мониторинга, т.е. мониторинг затрагивает цели, информацию, прогнозы, решения, организацию и исполнение педагогической деятельности, коммуникацию и коррекцию.
Инструментарием мониторинга посещаемости является система координат, в рамках которой проводимые исследования будут корректными (модель «вход-выход»), сбор необходимой информации через опросы, анализ и наблюдения, «банк данных», и программное обеспечение для обработки данных на компьютере. Мониторинг состоит из следующих этапов:
1-й этап - первичное накопление информации. Задача этапа - организовать и осуществить первичный сбор информации учебной посещаемости;
2-й этап - обработка информации. Задача этапа - выявить уровень посещаемости, причины и характер пропусков занятий, факторы, влияющие на учебную посещаемость;
3-й этап - диагностический. Задача этапа - провести диагностику качества посещаемости, выявить тенденции изменения, которые будут отслеживаться в дальнейшем;
4-й этап - планово-прогностический. Задача этапа - спланировать и спрогнозировать деятельность администрации, преподавателей и учащихся с учётом проблем, выявленных на 3-м этапе;
5-й этап - организационно-деятельностный. Задача этапа - организовать работу сотрудников учебного заведения с учащимися, направленную на снятие выявленных проблем;
6-й этап - коррекционный. Задача - определить результативность и эффективность организационно-содержательных мероприятий, проводимых в целях повышения качества посещаемости;
7-й этап - итоговый. Задача - определить результативность и эффективность организационно-содержательных мероприятий, предпринимаемых в целях повышения качества посещаемости.
Технология мониторинга предусматривает подбор методов сбора и обработки информации о состоянии посещаемости, обеспечивающих взаимосвязь статистических (математических) и качественных методов. Для сбора информации применяются методы регистрации телефонных звонков, ведения журнала по посещаемости, бесед с учащимися для выяснения причин пропусков занятий, а также опрос родителей по проблемам посещаемости их детей.
Обработка информации осуществляется математическими методами на основе компьютерных технологий с помощью программного обеспечения, созданного с учётом математической модели объекта исследования.
Организация мониторинга посещаемости основывается на наличии «Положения о посещаемости», поддержании строгой дисциплины инженерно-педагогических работников и учащихся, своевременном выполнении учебного плана и графика учебного процесса, что способствует созданию хорошей образовательной среды.
Количественная и качественная обработка данных исследования привела к выводу:
- при систематическом наблюдении за посещаемостью и своевременном принятии коррекционных мер поддерживается стабильная, удовлетворительная посещаемость учебных занятий, сохраняется контингент учащихся;
- устанавливается корреляционная зависимость между посещаемостью и успеваемостью учащихся, и многие другие факторы, влияющие на успеваемость;
- выявляются тенденции зависимости учебной посещаемости от погодно-климатических условий, пола, учебного курса, мотивации учения и уровня общего развития учащихся.
Принятие управленческого решения.
Это реализуется как выбор форм и методов воспитания у учащихся ответственного отношения к посещаемости учебных занятий и форм и методов управления этой деятельностью. К мерам общественного воздействия относятся:
- практика телефонных звонков, бесед, опросов, стимулирующих консультаций;
- использование радио, прессы, телевидения, наглядной агитации;
- написание писем родителям, анкетирование, работа с бланком отчета по посещаемости;
- применение стимулирующей практики. Например, поощрения, индивидуальное признание, проведение дней «Открытий», «Науки», «Карьеры»;
- привлечение к участию производственных предприятий и разработка альтернативных программ обучения.
Управление качеством посещаемости осуществляется через управление кадрами, организацию учебного процесса, методами воспитательной работы, которые могут быть оперативными, краткосрочными и непрерывными мерами профилактики. Особое внимание уделяется работе с родителями, привлечение к ответственности учащихся за халатное отношение к учебе в рамках «Положения по посещаемости», а также оказание помощи психологическими службами и педагогами, при проведение собраний и бесед с учащимися.
Существенным моментом в педагогическом мониторинге учебной посещаемости является исполнение решений, корректирующих процесс управления посещаемостью. Его выполняют все ответственные за посещаемость сотрудники: кураторы групп, педагоги, координатор по посещаемости.
Развитие и углубление рассматриваемой проблемы может быть связано с дальнейшим теоретико-методическим исследованием на основе персонально личностного подхода; анализом концепции гуманистического воспитания, составной частью которого является воспитание дисциплинированности учащегося; разработкой технологий, обеспечивающих ценностное отношение к человеку; критическим освоением зарубежного опыта по вопросам данной проблемы и определения возможности его внедрения.
Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя
Работа классного руководителя повышению успеваемости и посещаемости студентов.
«Искусство воспитания, - писал в свое время известный русский педагог К.Д. Ушинский, - имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным делом легким, - и чем понятнее и легче кажется оно, тем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все знают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умения, то есть навыки; но весьма многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденных способностей и навыков, необходимы еще и специальные знания».
Работа классного руководителя - это «целенаправленная, системная, планируемая деятельность, направленная на организацию и воспитание классного коллектива». Основное в деятельности классного руководителя – воспитание студентов и формирование дружного и сплоченного коллектива и конечно в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний.
Всю работу по формированию коллектива группы рассматриваю в трех аспектах: помощь студентам в учебе; организация совместной деятельности; развитие студенческого самоуправления в группе. Эта работа основывается на следующих ключевых понятиях, таких как индивидуальность, активность, коллективизм, творчество, профессионализм, успешность, самостоятельность, самообразование, самоуправление.
Основная цель самоуправления – формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности. Главное – помочь студентам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости. Опыт показывает, что неотъемлемым элементом системы самоуправления является выполнение студентами постоянных и временных поручений. Такая работа начинается с формирования актива группы, с распределения обязанностей по желанию самих студентов. При этом нужно четко разъяснить права, обязанности, ответственность. Так, например, староста группы и его заместитель следят за дисциплиной, ведут ежедневно рапортички – мониторинг посещаемости студентов группы с указанием причин отсутствия, доводят до сведения студентов важную информацию, активно участвуют и организуют классные часы, все другие мероприятия, они в курсе всех событий. Вовлекая их в учебную и творческую жизнь группы, необходимо предлагать им совместное участие, включать их в работу так, чтобы инициатива исходила от самих студентов, а классный руководитель лишь оказывает помощь. Так, составляя план учебно-воспитательной работы группы, классный руководитель предлагает самим студентам в соответствии с их интересами, желанием разработать тематику мероприятий. Затем с учетом их предложений такой план утверждается, назначают ответственных и в дальнейшем практически никаких проблем не бывает в организации и проведении классных часов.
Опыт работы показывает, что это верный путь к успеху. А у классного руководителя он начинается с изучения личных дел, подготовки и проведения первых классных часов, учебных занятий, где происходит первое знакомство с каждым, первое впечатление друг о друге, изучения устава, традиций колледжа, прав, обязанностей студентов, требований. При этом классный руководитель разъясняет организацию учебно-воспитательного процесса, акцентирует внимание студентов на значимость проведения классных часов, которые необходимо, как и учебные занятия, в обязательном порядке посещать, участвовать в их организации и проведении, настраивает студентов на серьезное, добросовестное и ответственное отношение к учебе, к жизни в колледже. В этот период, период адаптации необходимо приложить максимум своей энергии, а именно: надо научить студентов учиться и помочь адаптироваться к новым условиям, пробудить интерес к общественной жизни и тогда можно увидеть положительный результат.
Опыт работы показывает, что организация самоуправления в группе учит студентов быть требовательными, объективными, самостоятельными; способствует воспитанию у них чувства ответственности и коллективизма; вырабатывает правильное отношение к критике; создаёт условия для проявления и развития способностей каждого студента; даёт возможность чётко и качественно организовать работу в группе.
В целях формирования ответственного отношения к учебе необходимо использовать такие формы работы, как:
- Осуществление постоянного контроля за успеваемостью и посещаемостью. С этой целью провожу ежедневный мониторинг посещаемости, разъяснительные беседы со студентами.
- Проведение классных часов по организации учебной деятельности студентов, на которых анализируется состояние учебной работы в группе.
- Привлечение студентов к участию в конкурсах, олимпиадах и др. мероприятиях.
- Информирование родителей о результатах обучения и посещении занятий.
- Тесное сотрудничество и взаимодействие с преподавателями, работающими в группе.
Главное вовремя заметить отставание студента в учебе, выяснить причины и оказать ему действенную помощь. Именно слаженная организация работы классного руководителя и группы позволяет повысить качество успеваемости, раскрыть и развить творческие способности студентов, приобрести уверенность в себе, а также ближе узнать друг друга.
Таким образом, классному руководителю необходимо разумно сочетать роль воспитателя с естественным стремлением учащихся к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность учащихся, не командовать, а сотрудничать с ними.
Педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:
- по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
- по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
- по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
- по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
- по подходу к ребёнку
Современные воспитательные технологии
- технология проектного обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- технология здоровьесберегающая;
- технология учебной деловой игры;
- технология развития критического мышления;
- технология КТД И. П. Иванова;
- технология проведения учебных дискуссий;
- Тьюторство – технология педагогической поддержки;
- технология создания ситуации успеха;
- шоу-технологии;
- ситуативные технологии.
В своей работе как классный руководитель использую следующие воспитательные технологии.
Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)
Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность студентов, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Постулаты КТД:
– коллективное творчество;
– единое дело и добровольное участие в нём;
– свобода выбора форм деятельности;
– содружество взрослых и детей;
– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Виды коллективных дел:
Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”)
Интеллектуальные КТД (пример: “Брейн-ринг”)
Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)
Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)
Ситуативные технологии
Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:
1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных ситуациях).
Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.
Здоровьесберегающие технологии
- это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья обучающихся;
- создание благоприятного психологического климата на занятии;
- охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт студентов во время занятия. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция преподавателя на желание обучающегося выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Обучающиеся входят в в аудиторию не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого занятия не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда обучающийся с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
К тому же каждый обучающийся уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, студент сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление обучающегося к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность группы заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании занятия студенты покидают аудиторию с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.
На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Какие бы технологии не использовали педагоги в своей деятельности, если они не будут прислушиваться к тому, что говорят их обучающиеся, что они чувствуют, то удачного тандема не будет. Что же советуют наши дети нам, взрослым?
Советы взрослым от детей:
- Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став “плаксой” и “нытиком”.
- Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
- Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
- Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
- Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
- Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет мою веру в вас.
- Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
- Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
- Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
- Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
- Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
- Мне важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.
Таблица 1. Воспитательные технологии условно можно разделить на следующие формы:
Формы современных воспитательных технологий и их классификации | |||||
технологии индивидуального воспитания | технологии коллективного воспитания | тренинговые формы воспитания | статичные формы воспитательной работы (тип -представление) | статично-динамичные формы воспитательной работы (тип «созидание-гуляние») | динамичные формы воспитательной работы (тип «путешествие») |
модель технологии индивидуализированного воспитания; модель индивидуального рефлексивного самовоспитания модель психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе - тьюторствомодель педагогического сопровождения | технология внесения тех или иных изменений в деятельность, отношения, поведение учащихся технология принятия общих решении в классе Ситуативные технологи (Ситуационный классный час) | коммуникативные (тренинги сплочения группы; тренинги лидерства; тренинги делового общения; тренинги управления конфликтом); когнитивные (тренинги на развитие внимания, воображения, эмпатии, толерантности и др.); социализации (социально-ролевые, тренинги уверенности в себе и личностного роста | Торжественное собрание детского коллектива Лекция (рассказ, сообщение, нравственная проповедь) Фронтальная беседа Диспут Дискуссия Концерт «Яблоня возможностей» Представление-соревнование «Шесть шляп мышления» | Вечер общения в импровизированном кафе Трудовая акция (субботник) Изготовление объекта демонстрации Подготовка к представлению Ситуационно-ролевая игра Продуктивная (инновационная) игра Шоу-технологии | Экскурсия Поход Экспедиция |
Источники
Журнал “Воспитательная работа в школе” №6, 2003 г.
Журнал “Воспитательная работа в школе №1, 2004 г.
https://urok.1sept.ru/articles/612539
Библиографическая ссылка
Миселимян Т.Л., Метелица Н.Т. ВЛИЯНИЕ ПОСЕЩАЕМОСТИ ЗАНЯТИЙ УЧАЩИМИСЯ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 5. – С. 76-79;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8484 (дата обращения: 02.06.2021)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг качества образовательно-воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее...
Областная олимпиада по информационно-коммуникационным технологиям среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений на тему: "Дорога длинною в 75 лет", посвященная юбилею ПРОФТЕХа
Работы обучающихся, выполненные в рамках областных конкурсов информационных технологий и конкурсов нашего образовательного учреждения....
Мастер-класс «Современные педагогические технологии в образовательном пространстве образовательного учреждения»
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ...
Психолого-педагогические условия внедрения ИКТ в образовательном учреждении
В настоящем постиндустриальном обществе роль ИКТ чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Процессы...
Информационно-аналитический отчет о динамике эффективности воспитательной деятельности образовательной организации и динамике результатов реализации цели и задач воспитательной программы образовательной организации по критериям и показателям эффективнос
Информационно-аналитический отчет о динамике эффективности воспитательной деятельности образовательной организации и динамике результатов реализации цели и задач воспитательной программы образов...
Педагогические технологии в образовательной деятельности студентов СПб ГБПОУ «Медицинский колледж №3», используемые на занятиях по биологии.
Понятие педагогических технологий. Методика и способы образовательных технологий, используемые на занятиях по биологии. Организационные формы обучения, применяемые на занятиях по ...
Современные педагогические технологии в работе дошкольной образовательной организации.
В статье описаны отличия технологии от методики. Приведены описания таких технологий как Кейс - технология, технология "Волшебная лупа", технология "Говорящая стена" и Постер - тех...