УРОК – ЭКСКУРСИЯ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
методическая разработка
возможности урока-экскурсии в воспитании патриотических качеств обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-ekskursiya_kak.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК – ЭКСКУРСИЯ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Аннотация
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций. В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма.
Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах большой и малой Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные, экономические, политические, спортивные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, т.е. истинный патриотизм предполагает формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.
У молодого поколения необходимо формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему, развивать патриотические качества и национальное самосознание обучающихся, развить и углубить их знания об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов в деле защиты Родины. В данной статье пойдет речь о возможностях одной из форм краеведческой работы – уроке-экскурсии в формировании гражданских ценностей и патриотических качеств.
Любить свою малую Родину, свой край – это значит знать его прошлое и настоящее. Среди обучающихся нашего учебного заведения много тех, кто недавно стал проживать в городе Курске и недостаточно хорошо его знает. Да и коренные жители не всегда могут знать историю родного города. Современный Курск – динамично развивающийся и растущий город, постоянно обновляющийся. Но не менее интересна его история, прошлое его современных улиц, площадей, парков: когда появились, как назывались, почему и когда были переименованы. Приобщиться к этим знаниям – значит еще больше полюбить свой родной край, посвятить себя его возрождению.
Имена улицам дает общество, и они обусловлены исторически, продиктованы уровнем социально-экономического и культурного развития страны. Названия улиц – это особенности жизни города, быт и традиции, занятия людей, их фамилии. Многие улицы города, которые существовали до революции, утратили свое первоначальное название. Улицы именовали по названиям церквей, стоящих на них (Георгиевская, Сергиевская, Троицкая), некоторые – по направлениям и дорогам (Московская, Херсонская), по особенностям расположения (Запольная, Луговая). Еще одну группу названий дали городу фамилии крупных купцов, уважаемых людей города – Золотаревская, Гоголевская и т.д. «Уличные имена» в XVIII – начале XX веков закрепились прочно и менялись редко. Настоящая вакханалия переименований случилась после революции 1917 года.
На сегодняшний момент в городе Курске насчитывается более 900 улиц и переулков. История многих из них очень интересна. Одной из форм краеведческой работы, которая помогает лучше узнать и полюбить свой город, является экскурсия. Экскурсия – это поездка, прогулка с какой-либо целью: образовательной, научной, увеселительной. Во время экскурсии можно получить наглядные, практические знания, которые, как правило, более яркие и запоминающиеся. Так как наш город достаточно большой и богатый историческим прошлым, то реальная экскурсия заняла бы много времени. За занятие невозможно обойти его старинные и современные улицы, соприкоснуться с историей. Поэтому в рамках изучения истории нашего города, мы совершили по нему заочную экскурсию. В ее подготовке и реализации помогали сами обучающиеся, которые хотели глубже познать историю родного города.
Свою экскурсию мы назвали «По улицам родного города». Основные цели данного занятия: заложить основы исследовательской деятельности обучающихся, воспитать у них чувство любви к родному краю, продолжить формирование патриотических и общегражданских качеств. Наш урок-экскурсия основан на попытке проследить изменение названий курских улиц, площадей, парков ныне существующих или поглощенных историческим временем. Экскурсия проходила в форме игры-викторины.
Объекты, по которым «путешествовали» на занятии, были разбиты на 4 тематические группы: «Площади», «Парки и сады», «Герои Великой Отечественной войны и деятели культуры», «Революционеры и социал-демократы». В каждой группе несколько объектов, об истории которых и рассказали ведущие викторины- экскурсоводы.
Ведущие выбирают одну из групп, а затем цифру, определяя тем самым объект, о котором пойдет речь. На экране появляется слайд с изображением. Это фотография улицы или примечательного объекта на ней, вид парка или портрет известного человека, имеющего отношение к нашему городу. Сначала аудитории предлагают определить, о чем пойдет речь, вспомнить историю этого объекта. Затем один из ведущих-экскурсоводов представляет свой краткий рассказ об истории улицы, парка или площади.
Сейчас более 130 улиц города Курска имеют названия персоналий. Среди них есть те, кто защищал наш город или родился в нашем городе и прославил себя в годы Великой Отечественной войны,- это Е.Зеленко, Е.Малых, И.Сонин, И.Конорев, И.Черняховский, С.Перекальский, К.Рокоссовский. В Курске есть улицы, названные именами этих людей. Как дань памяти их подвигам звучит песня «Улицы без конца» (ансамбль «Песняры»). На экране – кадры с фотографиями этих людей. В Курске сейчас около 60 улиц, названных в честь защитников Отечества и стражей его рубежей.
2 мая 2007 года Курску присвоено звание «Город воинской славы», а 25 июля 2007 года у Курска появился официальный гимн, который прозвучал для зрительской аудитории.
Далее ведущие-экскурсоводы кратко рассказывают об истории улиц Малых, Горького, Павлуновского, Ленина, Маяковского, Сонина, Радищева, Луначарского, Зеленко, Дубровинского, Гайдара, Уфимцева, Семеновской, Бутко, Дзержинского, Советской. «Путешествуем» по площадям города: Георгиевской, Красной, Перекальского, «отдыхаем» в Первомайском парке, саду Ливадия и Лазаретном саду, попутно знакомясь с их историей.
Выступления обучающихся чередуются с музыкальными видеоклипами: «Курский вальс», «Это мой Курск», «Мой Курск» (исполняет И. Стародубцева).
Таким образом, наша заочная экскурсия по родному городу Курску получилась и образовательной, и увеселительной. По признанию самих обучающихся, они узнали много нового и интересного. Надо сказать, что занятие имело продолжение: некоторые студенты заинтересовались историей своих населенных пунктов, происхождением их названий.
Данное занятие имело очень большое и образовательное, и воспитательное значение. Студенты лучше узнали историю Курска, заинтересовались ею, а значит, еще больше полюбили родной город. Этим самым достигается задача развития патриотических качеств и национального самосознания обучающихся.
Подобную заочную экскурсию можно провести по любому городу, который вызывает интерес у зрительской аудитории. Можно добавить видеоролики, снятые на улицах города, интервью со старожилами и краеведами, документальную хронику и провести не одно, а целый цикл занятий, посвященных истории города, края.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
- Донченко Ю.В. Курская губерния на старой открытке. Курск, 2004.
- Гурьянов. Прогулки при ясном солнце (о курских улицах, слободах и микрорайонах). Курск, 1999
- Курск-дореволюционный. В. Степанов. Путеводитель по городу Курску. 2002 г.
- Травина А.С. Улицы города Курска. Курск, 2000
- Шеховцов Г.Н. История улиц города Курска. Курск, 2000
- Чегодаева А. "Всё о наших улицах". Городские известия, 2000, 1 июля, с.2
Интернет-сайты:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разнообразие форм воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов среднего профессионального образования
Патриотизм – важнейшее моральное качество человека. Сущность патриотизма, его содержание.Структурные компоненты патриотического воспитания. Организация практической деятельности студентов по...
«Разнообразие форм воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов среднего профессионального образования»
Патриотизм – важнейшее моральное качество человека.Сущность патриотизма, его содержание.Структурные компоненты патриотического воспитания.Организация практической деятельности студентов по...
Уроки - экскурсии как метод повышения качества профессиональной подготовки студентов
Научно - меодическая работа преподавателя среднего профессионального образования в пределах своей компетенции....
методическая разработка открытого урока "Воспитание физических качеств и двигательных способностей"
Материал методической разработки «Воспитание физических качеств и двигательных способностей» предназначен для организации и проведения уроков «Физической культуры» по разделу «Общая физическая под...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ урока-экскурсии по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
laquo;Экскурсия в торгово-развлекательный центр «PLAZMA» с целью ознакомления с планировкой, расположением основных групп помещений, ассортиментом потребительских товаров, современным тор...
Урок английского языка с элементами патриотического воспитания 5 класс
Урок английского языка в 5 классе по теме "Праздники" с элементами патриотического воспитания позволяет не только узнать об англоязычных и международных праздниках и памятных датах, но и обс...