Учебная дисциплина "Психология общения"
учебно-методический материал

Орлова Светлана Васильевна

Практическая работа № 5

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Практическая работа № 583.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 5.

Решение ситуационных задач по разделу 5

«Механизмы взаимопонимания в общении»

Цели: 

- систематизация, расширение и закрепление теоретических знаний о механизмах взаимопонимания в общении;

- выработка навыка создания и осознания собственной рефлексивной позиции, необходимой в процессах общения;

Количество часов – 2 часа.

Инструкция испытуемому:  в соответствии со своим вариантом, ответьте на вопросы в задаче.

ВАРИАНТ 1

Задача 1

  1. Общение присуще всем живым существам. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных.

Определите, какая цель общения  присуща человеку, а какая животным?  Рядом с буквой варианта ответа поставьте буквы «Ч» или «Ж»:

а) не выходят за рамки удовлетворения актуальных биологических потребностей;

б) представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей.

  1. Не менее существенны отличия средств общения (или способов кодирования информации).

В чем основные отличия и преимущества используемых средств общения человеком от животных? Кратко напишите эти отличия и преимущества.

Задача 2

Аргументом, обращенным к большинству, часто доказывается истинность какого-то знания. Как вы относитесь к следующим аргументам? Как иначе можно назвать предложенные аргументы?

  1. Большинство народа за реформу.
  2. Все богатые люди в наше время неумехи.
  3. Этот народ умеет только пить.

Задача 3

Опишите, какие отношения существуют между людьми, если при организации общения они расположились в пространстве следующим образом:

                                                                   - обозначение участника общения

                                       

                 

Рис.8.1. Пространственное размещение участников общения

Задача 4

Опишите различия между следующими системами знаков как средствами общения:

  1. Цвета светофора.
  2. Азбука Морзе.
  3. Родной язык.
  4. Топографическая карта местности.

Задача 5

Определите позиции, которые занимают участники общения (Родитель, Взрослый или Ребенок, по транзактному анализу Э. Берна) и тип трансакции (дополнительная или пересекающаяся)?

Мать:

  • Не хочется даже смотреть в дневник. Когда-нибудь будет в нем что-то приятное?

Сын:

  • Это мой дневник. Я сам в него буду смотреть.

Задача 6

Определите, какие трансакции можно назвать «прямые», а какие «скрытые». Кто из участников диалога передает прямую трансакцию, а кто срытую?

Завуч учителю:

  • «Сдавайте, пожалуйста, планы уроков» (про себя: «Сто раз надо повторять»).

Учитель:

- «Возьмите, все в полном порядке» (про себя: «Кого мы обманываем?»).

Задача 7

Объясните, почему большинство участников эксперимента в контактной реальной группе при выполнении задания по инструкции: «Продолжите как можно быстрее предложение…» «Ваша киска…». Обычно его продолжают словами «купила бы «Вискас»» и им трудно найти другие варианты ответов.

Задача 8

Позиция человека в общении проявляется в его «Я-высказываниях». Проанализируйте позицию  в общении автора следующего высказывания: «Я поняла, что ты вполне можешь сам принимать правильное решение относительно занятий в школе» (мать – ребенку).

Определите какую позицию (с точки зрения транзактного анализа Э. Берна - Родитель, Взрослый или Ребенок) занимает мать по отношению к сыну?

Задача 9

Продолжите характеристику человека, о котором вам известно, что он умен, ему 40 лет, он является руководителем своей фирмы…

С какими феноменами (механизмами, эффектами социальной перцепции) восприятия человека вы здесь встретились?

Задача 10

Известно, что этот человек принадлежит к богатым людям: а) России, б) США,

в) Германии.

Какими качествами личности он обладает, по вашему мнению?

С какими феноменами (механизмами социальной перцепции) восприятия вы имели дело при ответе на этот вопрос?

ВАРИАНТ 2

Задача 1

Какой из аргументов к личности коммуникатора, на ваш взгляд, более убедительный и почему?

  1. Это говорила моя тетя.
  2. Я узнал это от нашего начальника.
  3. Старый сказал.
  4. Это говорил немецкий профессор.
  5. Да каждый умный человек так говорит.
  6. Передавала «Свобода».
  7. Было в 1 программе.

Задача 2

Опишите, какие отношения существуют между людьми, если при организации общения они расположились в пространстве следующим образом:

                                                                               -   обозначение участника общения

Рис. 8.2. Пространственное размещение участников общения

Задача 3

Определите позиции, которые занимают участники общения (Родитель, Взрослый или Ребенок, по транзактному анализу Э. Берна) и тип трансакции (дополнительная или пересекающаяся)?

Каков характер взаимоотношения в разговоре двух учителей?

  • Раньше у учителя авторитет был. Родители чуть ли не в пояс ему кланялись. (Учитель № 1)
  • Да, этого теперь нет и не будет, наверное, никогда. (Учитель № 2)

Задача 4

Определите позиции, которые занимают участники общения (Родитель, Взрослый или Ребенок, по транзактному анализу Э. Берна) и тип трансакции (дополнительная или пересекающаяся)?

Учитель:

  • У вашего сына резко снизилась успеваемость.

Отец:

  • Я университетов не кончал. Я же не учитель, это Ваша работа.

Задача 5

Отреагируйте на реплику с позиций: а) Ребенка, б) Родителя и в) Взрослого:

  • «Вы что, за свои слова отвечать не можете?»

Докажите, что ваша позиция – позиция Ребенка, Родителя, Взрослого.

Задача 6

Опишите различия между следующими системами знаков как средствами общения:

  1. Цвета светофора.
  2. Азбука Морзе.
  3. Родной язык.
  4. Топографическая карта местности.

Задача 7

Объясните, почему большинство участников эксперимента в контактной реальной группе при выполнении задания по инструкции: «Продолжите как можно быстрее предложение…» «Газпром…». Обычно его продолжают словами «национальное достояние» или «мечты сбываются и им трудно найти другие варианты ответов.

Задача 8

Позиция человека в общении проявляется в его «Я-высказываниях». Объясните, какую позицию в общении занимает человек, который во время общения чувствует себя так (рефлексивное переживание): «Я все время перед ним виноват» (например, отец по отношению к сыну).

Определите какую позицию (с точки зрения транзактного анализа Э. Берна - Родитель, Взрослый или Ребенок) занимает отец по отношению к сыну?

Задача 9

Известно, что этот человек по профессии: а) бухгалтер, б) преподаватель, в) следователь.

Какими качествами личности он обладает, по вашему мнению?

С какими феноменами (механизмами социальной перцепции) восприятия вы имели дело при ответе на этот вопрос?

Задача 10

О человеке известно, что он принадлежит к высшему уровню управленческой иерархии.

Какими качествами личности, по вашему мнению, обладает этот человек?

С какими феноменами (механизмами, эффектами социальной перцепции) восприятия человека вы здесь встретились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"

В презентации представлены: система работы с родителями,  стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия  и формы взаимодействия  классного руководителя с семьей ...

Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...

Учебно-методическое пособие по психологии общения «Раскрываем секреты общения» для педагогов, учителей, воспитателей ГПД.

Учебно-методическое пособие по психологии общения для учителей, педагогов-организаторов, воспитателей ГПД, вожатых....

План учебного занятия по теме - Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Цели- Изучение психологических особенностей личности;- Этическое воспитание студентов;- Научно-психологическая подготовка студентов к последующему углубленному изучению психологии на этапе вузовско...