Учебная дисциплина "Психология общения"
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 5.
Решение ситуационных задач по разделу 5
«Механизмы взаимопонимания в общении»
Цели:
- систематизация, расширение и закрепление теоретических знаний о механизмах взаимопонимания в общении;
- выработка навыка создания и осознания собственной рефлексивной позиции, необходимой в процессах общения;
Количество часов – 2 часа.
Инструкция испытуемому: в соответствии со своим вариантом, ответьте на вопросы в задаче.
ВАРИАНТ 1
Задача 1
- Общение присуще всем живым существам. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных.
Определите, какая цель общения присуща человеку, а какая животным? Рядом с буквой варианта ответа поставьте буквы «Ч» или «Ж»:
а) не выходят за рамки удовлетворения актуальных биологических потребностей;
б) представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей.
- Не менее существенны отличия средств общения (или способов кодирования информации).
В чем основные отличия и преимущества используемых средств общения человеком от животных? Кратко напишите эти отличия и преимущества.
Задача 2
Аргументом, обращенным к большинству, часто доказывается истинность какого-то знания. Как вы относитесь к следующим аргументам? Как иначе можно назвать предложенные аргументы?
- Большинство народа за реформу.
- Все богатые люди в наше время неумехи.
- Этот народ умеет только пить.
Задача 3
Опишите, какие отношения существуют между людьми, если при организации общения они расположились в пространстве следующим образом:
- обозначение участника общения
Рис.8.1. Пространственное размещение участников общения
Задача 4
Опишите различия между следующими системами знаков как средствами общения:
- Цвета светофора.
- Азбука Морзе.
- Родной язык.
- Топографическая карта местности.
Задача 5
Определите позиции, которые занимают участники общения (Родитель, Взрослый или Ребенок, по транзактному анализу Э. Берна) и тип трансакции (дополнительная или пересекающаяся)?
Мать:
- Не хочется даже смотреть в дневник. Когда-нибудь будет в нем что-то приятное?
Сын:
- Это мой дневник. Я сам в него буду смотреть.
Задача 6
Определите, какие трансакции можно назвать «прямые», а какие «скрытые». Кто из участников диалога передает прямую трансакцию, а кто срытую?
Завуч учителю:
- «Сдавайте, пожалуйста, планы уроков» (про себя: «Сто раз надо повторять»).
Учитель:
- «Возьмите, все в полном порядке» (про себя: «Кого мы обманываем?»).
Задача 7
Объясните, почему большинство участников эксперимента в контактной реальной группе при выполнении задания по инструкции: «Продолжите как можно быстрее предложение…» «Ваша киска…». Обычно его продолжают словами «купила бы «Вискас»» и им трудно найти другие варианты ответов.
Задача 8
Позиция человека в общении проявляется в его «Я-высказываниях». Проанализируйте позицию в общении автора следующего высказывания: «Я поняла, что ты вполне можешь сам принимать правильное решение относительно занятий в школе» (мать – ребенку).
Определите какую позицию (с точки зрения транзактного анализа Э. Берна - Родитель, Взрослый или Ребенок) занимает мать по отношению к сыну?
Задача 9
Продолжите характеристику человека, о котором вам известно, что он умен, ему 40 лет, он является руководителем своей фирмы…
С какими феноменами (механизмами, эффектами социальной перцепции) восприятия человека вы здесь встретились?
Задача 10
Известно, что этот человек принадлежит к богатым людям: а) России, б) США,
в) Германии.
Какими качествами личности он обладает, по вашему мнению?
С какими феноменами (механизмами социальной перцепции) восприятия вы имели дело при ответе на этот вопрос?
ВАРИАНТ 2
Задача 1
Какой из аргументов к личности коммуникатора, на ваш взгляд, более убедительный и почему?
- Это говорила моя тетя.
- Я узнал это от нашего начальника.
- Старый сказал.
- Это говорил немецкий профессор.
- Да каждый умный человек так говорит.
- Передавала «Свобода».
- Было в 1 программе.
Задача 2
Опишите, какие отношения существуют между людьми, если при организации общения они расположились в пространстве следующим образом:
- обозначение участника общения
Рис. 8.2. Пространственное размещение участников общения
Задача 3
Определите позиции, которые занимают участники общения (Родитель, Взрослый или Ребенок, по транзактному анализу Э. Берна) и тип трансакции (дополнительная или пересекающаяся)?
Каков характер взаимоотношения в разговоре двух учителей?
- Раньше у учителя авторитет был. Родители чуть ли не в пояс ему кланялись. (Учитель № 1)
- Да, этого теперь нет и не будет, наверное, никогда. (Учитель № 2)
Задача 4
Определите позиции, которые занимают участники общения (Родитель, Взрослый или Ребенок, по транзактному анализу Э. Берна) и тип трансакции (дополнительная или пересекающаяся)?
Учитель:
- У вашего сына резко снизилась успеваемость.
Отец:
- Я университетов не кончал. Я же не учитель, это Ваша работа.
Задача 5
Отреагируйте на реплику с позиций: а) Ребенка, б) Родителя и в) Взрослого:
- «Вы что, за свои слова отвечать не можете?»
Докажите, что ваша позиция – позиция Ребенка, Родителя, Взрослого.
Задача 6
Опишите различия между следующими системами знаков как средствами общения:
- Цвета светофора.
- Азбука Морзе.
- Родной язык.
- Топографическая карта местности.
Задача 7
Объясните, почему большинство участников эксперимента в контактной реальной группе при выполнении задания по инструкции: «Продолжите как можно быстрее предложение…» «Газпром…». Обычно его продолжают словами «национальное достояние» или «мечты сбываются и им трудно найти другие варианты ответов.
Задача 8
Позиция человека в общении проявляется в его «Я-высказываниях». Объясните, какую позицию в общении занимает человек, который во время общения чувствует себя так (рефлексивное переживание): «Я все время перед ним виноват» (например, отец по отношению к сыну).
Определите какую позицию (с точки зрения транзактного анализа Э. Берна - Родитель, Взрослый или Ребенок) занимает отец по отношению к сыну?
Задача 9
Известно, что этот человек по профессии: а) бухгалтер, б) преподаватель, в) следователь.
Какими качествами личности он обладает, по вашему мнению?
С какими феноменами (механизмами социальной перцепции) восприятия вы имели дело при ответе на этот вопрос?
Задача 10
О человеке известно, что он принадлежит к высшему уровню управленческой иерархии.
Какими качествами личности, по вашему мнению, обладает этот человек?
С какими феноменами (механизмами, эффектами социальной перцепции) восприятия человека вы здесь встретились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"
В презентации представлены: система работы с родителями, стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия и формы взаимодействия классного руководителя с семьей ...
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.06 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230115 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ (БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА)
Программа по ФГОС предназначена для преподавателей психологии....
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...
Учебно-методическое пособие по психологии общения «Раскрываем секреты общения» для педагогов, учителей, воспитателей ГПД.
Учебно-методическое пособие по психологии общения для учителей, педагогов-организаторов, воспитателей ГПД, вожатых....
Реферат на тему " Понятие педагогического общения. Его структура. Требования к организации педагогического общения. Типы педагогического общения"
Реферат по теме педагогического общения....
План учебного занятия по теме - Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Цели- Изучение психологических особенностей личности;- Этическое воспитание студентов;- Научно-психологическая подготовка студентов к последующему углубленному изучению психологии на этапе вузовско...