Учебная дисциплина "Психология общения"
учебно-методический материал

Орлова Светлана Васильевна

Практическая работа № 4

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Практическая работа № 494 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 3.

 «Диагностика и анализ ролей и ролевых ожиданий»

Цели: 

- выявление настоящих и будущих социальных ролей и ролевых ожиданий, уровня сформированности у обучающихся социального образа «Я» как составной части «Я-концепции»; осознания личных качеств образа «Я» для последующей карьерно-профессиональной самореализации; оказание консультативной помощи обучающимся в осознании потребности саморазвития в связи с карьерно-профессиональной самореализацией;

- освоение общих компетенций.

Количество часов – 2 часа.

Краткие теоретические сведения

На лекционном занятии мы говорили, что из разнообразных подходов интерпретации социальных ролей видно, что социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм.

Социальная роль рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности.

Ожидания могут быть зафиксированы в определенных социальных нормах: юридических документах, инструкциях, положениях, уставах и т.д., а могут носить характер обычаев, нравов; и в том и в другом случае они определяются статусом.

Нередко для того, чтобы окружающие имели необходимую информацию о социальной роли той или иной личности на данный момент, прибегают к ролевым символам (например, униформа, знаки отличия у военных, строгие вечерние платья или фраки) подчеркивающие официальный характер какой-либо ситуации.

Место социального взаимодействия каких-либо индивидов также обладает характеристикой ролевого знака. (Например, менеджеры часто ведут себя совершенно различным образом на месте своей работы и вне его, даже имея дело с одним и тем же лицом. Изменение местоположения используется ими порой для того, чтобы показать соответствующее изменение их роли, скажем, переход от роли начальника к роли друга).

Если окружающим людям известна социальная роль какого-либо индивида в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания. Эти ожидания могут включать в себя вполне определенные предписания, определенные запреты и ряд менее точно определенных ожиданий. Когда поведение индивида, выполняющего какую-либо социальную роль, соответствует ожидаемому образцу, оно считается успешным.

Человек обладает известной степенью свободы в отношении своего ролевого поведения. Однако бывает так, что та или иная роль навязывается человеку со стороны других членов группы. Часто это обусловлено не только индивидуальными особенностями данного человека, но главным образом его положением в группе. Например, ученик в производственной бригаде может рассматриваться со стороны других ее членов как объект всевозможных шуток и розыгрышей. Однако роли, которые человек выполняет в тех или иных группах, подвержены изменениям. Так, бывший ученик, вырастая до уровня высококвалифицированного рабочего, прекращает свое пребывание в роли «козла отпущения», приобретая другую неофициальную роль как следствие его нового, более высокого социального статуса.

Личность можно рассматривать как сложную социальную систему, состоящую из совокупности социальных ролей и ее индивидуальных особенностей. Каждая роль из ролевого набора («ролевого веера») требует особой манеры поведения. Однако каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное совпадение, что вызывает развитие ролевых конфликтов.

Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями, или, иначе говоря, он не в состоянии выполнять предписываемые ролью требования.

Виды ролевых конфликтов:

  1. внутриличностный – возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или одной социальной роли;
  2. внутриролевой возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;
  3. личностноролевой – причиной являются несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;
  4. инновационный – возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.

Роли часто предполагают наличие пары с определенными отношениями – родитель и ребенок, муж и жена, руководитель и подчиненный и т.п. Для улучшения взаимопонимания может оказаться полезной инверсия ролей. Проблема большинства человеческих непониманий (например, разводов, споров и др.) состоит в том, что люди уделяют больше внимания собственным излияниям, а не тому, чтобы точно ответить на вопросы собеседника. Одним из приемов, способствующих взаимопониманию, является способ «поменяться ролями». Например, спорящим людям можно предложить поменяться ролями, - каждый из собеседников при этом должен отстаивать позицию оппонента. Есть и другой способ: можно попросить каждую из сторон пересказать точку зрения другой (до тех пор, пока оппонент не согласится, что пересказ адекватен).

Взаимодействие личности и социальной роли. Проблема соотношения психических свойств личности и ее ролевого поведения сложна и мало изучена, т.к. не только личность со своими особенностями влияет на весь ход выполнения той или иной социальной роли, имеется и обратное влияние роли на личность в целом и, в частности, на ее «Я-концепцию».

Есть основания полагать, что продолжительное выполнение индивидом какой-либо роли способствует более яркому проявлению одних свойств личности маскировке других. Это особенно хорошо заметно на примере профессиональных ролей (имеется ряд отечественных исследований, показывающих, как свойства личности, сформировавшиеся в процессе выполнения ею профессиональной роли, становятся чертами характера и начинают проявляться во всех других сферах жизнедеятельности данной личности и вводят термин «профессиональный характер» и «профессиональный тип личности»).

Влияние социальной роли на развитие личности велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является.

Процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей. Освоение социальной роли может кардинально повлиять на человека. В психотерапии существует соответствующий метод коррекции поведения – имаготерапия (имаго - образ). В основе имаготерапии лежит метод психодрамы Д. Морено. Он лечил людей от неврозов, предоставляя им возможности проигрывания тех ролей, которые они хотели бы, но не могли исполнить в жизни. Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль.

Развивающаяся личность вносит в исполнение социальной роли индивидуальное своеобразие. Это происходит не только за счет специфики характера, темперамента, личностных особенностей. Ролевое самоуправление всегда определяется и внутренней структурой психики экстериоризацией, сложившейся под влиянием интериоризации внешней социальной деятельности человека. Амбивалентность экстериоризации и интериоризации выступает в качестве движущей силы, своеобразным источником активности человека при реализации им любой социальной функции.

В жизни человека освоение социальной роли – явление сложное и противоречивое. Д.А. Леонтьев выделил два аспекта освоения социальной роли: технический (включает в себя восприятие сущности роли субъектом и овладение ее содержанием) и смысловой (связан с отношением человека к собственной роли).

Прежде всего, индивид должен овладеть содержанием роли, т.е. освоить ее технически. Чаще всего такое освоение идет через механизм подражания. Смысловая сторона социальной роли заключается в принятии человеком роли для себя.

Иногда складывается ситуация, когда содержание роли вполне усвоено, но есть внутренние препятствия для ее принятия. Человек стремится доказать себе и другим, что он нечто большее, чем роль.

С другой стороны, роль может настолько сильно увлечь, что индивид полностью подчиняет себя ей. Возникают три проблемы усвоения социальной роли: 1) проблема трудности усвоения роли; 2) проблема неприятия роли; 3) проблема нарушения меры в ее усвоении.

Всю жизнь человек занимается освоением новых ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье, профессиональный статус, межличностные отношения и т.д. Освоение может быть простым и легким, а может сопровождаться значительными трудностями. Уровень принятия человеком социальной роли для себя тоже может быть разным. Роль может быть использована как средство достижения определенной цели, так же она может и сама стать целью, конечным результатом, к которому субъект стремится на протяжении длительного времени. В этом случае роль может «покорить» личность: за ролью личность уже не будет видна.

Важным показателем освоения той или иной профессионально-функциональной роли является состояние адаптированности личности к социально-производственным условиям труда. По мнению Е.А.Климова, в ходе адаптации складывается соответствующий индивидуальный стиль деятельности личности, что позволяет ей выполнять с определенным успехом свою профессионально-функциональную роль. Порой высокая степень интернализации профессиональной роли и ее продолжительное выполнение могут приводить к так называемой «профессиональной деформации» личности. Имеются в виду такие случаи, когда профессиональные стереотипы действий, отношений становятся настолько характерными для человека, что он никак не может и в других социальных ролях выйти за рамки сложившихся стереотипов, перестроить свое поведение сообразно изменившимся условиям (например, у следователя в такой степени развиваются недоверие к людям и подозрительность, что многие окружающие начинают казаться ему потенциальными преступниками). Иными словами, профессиональная роль может «завладеть» личностью, определяя ее поведение и в других социальных ролях.

Влияние социальных норм на личность. Исполнение социальной роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих.

Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы есть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Норма – это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, группы. Под нормой также подразумевается нечто среднестатистическое. Например, протяженность активного возраста может изменяться в зависимости от конкретного времени, общества.

Нормативная структура исполнения социальных ролей:

  1. описания поведения, характерного для данной роли;
  2. предписания – требования к поведению;
  3. оценки исполнения предписанной роли;
  4. санкции за нарушение предписанных требований.

В целом, понятие социальной роли является широкоупотребительным при описании социального взаимодействия, когда регулярно и на протяжении относительно длительного периода времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Таким образом, роль может быть рассмотрена лишь как аспект целостного поведения. В то же время усвоенная роль, несомненно, становится частью личностной структуры индивида, влияя на привычки, типичные способы поведения и даже характер человека.

Профессиональная мотивация — это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или в соответствующих центрах профориентации, колледжах, вузах. Профессиональная мотивация динамична, изменчива и представляет собой непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов.

«Я-концепция». Важнейшим условием профессионального самоопределения является построение адекватной «Я-концепции». В психологической литературе выбор профессии рассматривается как достаточно длительный процесс, начинающийся задолго до окончательного профессионального определения и проходящий несколько этапов. Нет единой точки зрения о начале профессионального самоопределения, что связано с личностными особенностями субъекта самоопределения. Тем не менее, большинство авторов едины во мнении, что кульминация начального этапа профессионального определения приходится на старший школьный возраст, который является стержневым в построении самосознания.

Имеются различные трактовки понятия «самосознание». В зарубежной литературе принят термин «Я-концепция», но и здесь нет однозначности в его понимании. Исследования «Я-концепции» осложняются отсутствием терминологического единства, неоднозначностью понимания ее структурных компонентов и, как следствие, недостаточной разработанностью методов ее изучения. Трудности психодиагностики «Я-концепции о обусловлены также ее разноуровневым строением, включающим в себя как осознаваемые, так и трудноосознаваемые компоненты, в частности образа «Я». В качестве традиционных методик изучения «Я-концепции» можно выделить: стандартизированные самоотчеты в форме описаний и самоописаний, свободные самоописания с последующей контентаналитической обработкой, идеографические методики типа репертуарных решеток, проективные техники.

При разработке подхода к проблеме карьерно-профессиональной ориентации целесообразно ее изучение с позиций «Я-концепции», которая является определяющим фактором личностной самореализации, в том числе и карьерно-профессиональной. Понятие карьерно-профессиональной ориентации более емко отражает разнообразие социальных ролей субъекта трудовой деятельности, чем понятие профессиональной ориентации, связанное только с реализацией социальных ролей человека-профессионала.

Карьерно-профессиональное определение обучающихся существенным образом зависит от их социальной зрелости, которая формируется в ходе социализации личности. Имеется немаловажная связь между социально-психологической зрелостью и успешностью карьерно-профессиональной самореализации. По определению Г. Оллпорта, зрелая личность – это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентации и способна правильно воспринимать мир и себя.

В результате обобщения научных данных можно выделить следующие описательные характеристики социально зрелой личности: устойчивость и широта жизненных ценностей; активность и ответственность личности за события своей жизни; высокая рефлексия себя и окружающего мира.

Несмотря на актуальность проблемы, социально-психологической зрелости на начальном этапе самоопределения обучающихся, можно отметить недостаточную разработанность методов ее оценки. Предложенные ниже подходы представляют собой попытку изучить первые два компонента социальной зрелости у обучающихся. Выбор графических техник обусловлен тем, что они позволяют поставить испытуемых в позицию субъекта самоанализа и самопознания.

Ход выполнения практической работы № 3:

Выполнение практической работы № 3 включает в себя 2 этапа:  

  1. На первом этапе используется методика «Мои настоящие и будущие социальные роли», с помощью которой, можно выявить настоящие и будущие социальные роли и ролевые ожидания, уровень сформированности у обучающихся социального образа «Я» как составной части «Я-концепции». Выполните задание, согласно предложенной инструкции, занесите полученные данные в протокол (таблица 3.1). Обработайте и интерпретируйте данные, используя таблицу 3.2. Примите участие в групповом обсуждении. На 1-ый этап отводится – 25 мин.
  2. На втором этапе используется методика «Анализ социальных ролей и ролевых ожиданий» для выявления исполняемых социальных ролей, реализуемых своих и окружающих ожиданий. Выполните задание, согласно предложенной инструкции, занесите полученные данные в протокол (таблица 3.3). Обработайте и интерпретируйте данные. На 2-й этап отводится – 30 мин.

1-й этап: методика «Мои настоящие

и будущие социальные роли»

Цель: выявить настоящие и будущие социальные роли и ролевые ожидания, уровень сформированности у обучающихся социального образа «Я» как составной части «Я-концепции».

Умения и навыки: овладение навыками диагностики, определения социальных ролей и ролевых ожиданий.

Оборудование и наглядные пособия: методика «Мои настоящие и будущие социальные роли», протокол «Мои настоящие и будущие социальные роли» (таблица 3.1),  таблица 3.2 «Уровневые оценки развития личностных факторов», обработка и интерпретация результатов, план обсуждения.

Вводное замечание: По форме организации данный этап (как и последующие) представляет собой начальный этап групповой профориентационной работы и состоит из нескольких заданий. Важным условием является создание атмосферы доверия, заинтересованности обучающихся в результатах исследования.

Инструкция: Мы уже говорили, что роль понимается как нормативная система действий, ожидаемых от индивида в соответствии с его социальной позицией (положением). Роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и в известном смысле не зависит от его индивидуально-психологических свойств.

Роли могут быть приписанные и достигнутые. К приписанным относят, например, роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по полу, такие роли называются гендерными. Существуют ожидаемые наборы образцов поведения, присущего мужчинам и женщинам. Гендерные роли предписывают также определенные манеры и жесты, речевые обороты, соответствующую одежду. К достигнутым ролям относят те, которые относят те, которые выполняются в той или иной профессиональной области.

Вам предлагается составить перечень своих социальных ролей и записать их в три столбика.

1. Социальные роли, которые я играю сейчас.

2. Социальные роли, которые я буду играть по окончании колледжа.

3. Социальные роли, которые я буду играть через 15 лет.

На выполнение задания отводится 10-15 минут.

Обработка и интерпретация результатов

  1.  Подсчитать количество социальных ролей в каждом списке и внести данные в графы 2, 3, 4 протокола, строка А (таблица 5.1).
  2.  Подсчитать общее количество ролей во всех списках и результат внести в графу 5.
  3.  Сравнить и подсчитать количество новых ролей, которые обозначены во 2-м и 3-м списках, то есть в будущем. Данные внести в графы 3, 4 протокола, строка В.
  4.  Подсчитать общее количество новых ролей и результат внести в соответствующую графу протокола.
  5.  Найти в списках 2 и 3 социальные роли, относящиеся к карьерной ориентации, а именно роли, связанные с профессиональным общением, выполнением трудовой или специальной профессиональной деятельности, обучением или повышением профессионального мастерства. Вписать будущие карьерные роли в соответствующие графы протокола, строка С.
  6.  Подсчитать общее количество карьерных ролей и записать полученный результат в графу 5.
  7.  Вычислить выраженность карьерно-профеесиональных установок по отношению к общей установке на изменение образа «Я» в будущем. Для этого сумма, полученная в строке С, делится на сумму, записанную в строке В, и умножается на 100.

Таблица 3.1

«Мои настоящие и будущие социальные роли»

Характеристика образа «Я»

Социальные роли

Сумма

Уровень

сейчас

после колледжа

через

15 лет

1

2

3

4

5

6

А. Широта саморефлексии

В. Активность установки на будущее

С. Карьерно-профессиональная направленность

Таблица 3.2

Уровневые оценки развития личностных факторов

Характеристика образа «Я»

Уровень

низкий

средний

высокий

А. Широта саморефлексии

<10

10-16

>16

В. Активность установки на будущее

0-1

2-4

>4

С. Карьерно-профессиональная направленность

<30%

30-90%

>90%

Полученные результаты интерпретируются в соответствии с данными таблицы 3.2. Поскольку таблица составлена по результатам относительно небольшой выборки (30 студентов), при интерпретации индивидуальных результатов преподаватель может использовать среднегрупповые значения исследуемой выборки. Тогда крайним уровням (низкому и высокому) будут соответствовать результаты ниже или выше среднего значения ±1/2.

В целях активизации осознания социального образа «Я» обучающимся предлагается принять участие в групповой дискуссии и обсудить результаты исследования по данным протоколов.

2-й этап: методика «Анализ социальных ролей

и ролевых ожиданий»

Цель: выявить исполняемые социальные роли,  реализуемые свои и окружающих ожидания.

Умения и навыки: овладение навыками диагностики, выявления исполняемых социальных ролей и ролевых ожиданий.

Оборудование и наглядные пособия: методика «Анализ социальных ролей и ролевых ожиданий», протокол «Анализ социальных ролей и ролевых ожиданий» (таблица 3.3),  интерпретация результатов.

Инструкция: проанализируйте свои социальные роли (сын, дочь, гражданин, обучающийся и т.д.), права и обязанности, которые с ними связаны, реализуемые ожидания свои и окружающих. Заполните таблицу 3.3.

Таблица 3.3

«Анализ социальных ролей и ролевых ожиданий»

№ п/п

РОЛЬ

Права

Обязанности

Мои ожидания

Ожидания

окружающих

1

2

3

4

5

6

Пример:

Обучающийся

Получить образование и квалификацию «старший техник»

Хорошо  учиться

Устроиться и работать по специальности в ПАО «Газпром»

(например, родителей)

Отличная успеваемость, получит образование и  квалификацию «старший техник», устроить на работу в ПАО «Газпром» по специальности

Обработка и интерпретация результатов

  1. Проведите сравнительный анализ собственных ожиданий и ожиданий окружающих в отношении ролей, которые вы исполняете.
  2. Если вы не выявили противоречий в содержании выполняемой социальной роли, то вы живете в гармонии с собой и окружающими людьми.
  3. Если противоречия были выявлены, укажите их и предложите мероприятия, которые, по вашему мнению, могли способствовать их устранению или уменьшению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"

В презентации представлены: система работы с родителями,  стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия  и формы взаимодействия  классного руководителя с семьей ...

Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...

Учебно-методическое пособие по психологии общения «Раскрываем секреты общения» для педагогов, учителей, воспитателей ГПД.

Учебно-методическое пособие по психологии общения для учителей, педагогов-организаторов, воспитателей ГПД, вожатых....

План учебного занятия по теме - Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Цели- Изучение психологических особенностей личности;- Этическое воспитание студентов;- Научно-психологическая подготовка студентов к последующему углубленному изучению психологии на этапе вузовско...