Учебная дисциплина "Психология общения"
учебно-методический материал

Орлова Светлана Васильевна

Материалы лекций по учебной дисциплине "Психология общения", раздел 2. Помогут студентам изучить, а преподавателям организовать учебные занятия.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема 2.2. Виды и типы общения

Цели: ознакомление с видами и типами общения;

 способствование освоению общих компетенций.

Обучающийся должен:

знать:

– сходства и различия общения, его видов у человека и животных;

– классификации видов и типов общения

План

  1. Сходства и различия общения, его видов у человека и животных.
  2. Сущность и особенности характеристик и основных групп классификаций видов общения. Различные классификации видов и типов общения.

  1. Сходства и различия общения, его видов у человека и животных

Общение присуще всем живым существам. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире; имеют богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения у человека – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия.

https://dogoff.ru/wp-content/uploads/2020/11/nastroeniya-sobaki.jpg

http://pm1.narvii.com/6868/88b41ca923fcd43ea8fb3a75ba6a943cc60bf220r1-1597-1043v2_uhq.jpg

У человека количество целей общения увеличивается. В них помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений и многое другое.

Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Не менее существенны отличия средств общения (или способов кодирования информации). Кодирование информации – это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками, усами и т.п. Информация может передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны, восприятие производимых звуковых сигналов и т.п.).

У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это – язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

Таким образом, человеческое общение является наиболее совершенным видом общения, т.к. процесс общения происходит осознанно и опосредовано речью.

Также человек отличается от животных наличием у него особой, жизненно важной потребности в общении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит в общении с другими людьми, а, следовательно, у человека видов общения намного больше, чем у других живых существ.

  1. Сущность и особенности характеристик

и основных групп классификаций видов общения.

Различные классификации видов и типов общения

Общение как социально-психологический феномен – это контакт между людьми, который осуществляется посредством языка и речи, имеет разные формы проявления. В зависимости от особенностей общения выделяют различные его виды.

Существуют различные подходы к классификации общения.

https://present5.com/presentation/123075240_452451064/image-36.jpg

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

 По содержанию оно может быть:

  • материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);
  • когнитивное (обмен знаниями);
  • кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);
  • мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);
  • деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям общение делиться на:

  • биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма);
  • социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида);
  • инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения;
  • целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, т.е. потребности в общении.

По средствам (или по контакту с собеседником) общение может быть:

  • непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.);
  • опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий);
  • прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)
  • косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Существуют и иные классификации, так общение может быть:

Отношения, на которые социальные нормы и правила оказывают невыраженное, косвенное влияние можно охарактеризовать как непосредственные, контактные, а тип общения, их создающего, межличностными типом общения (личностным или персоналоьным).

Отношения, строго опосредованные социальными требованиями и ожиданиями, - дистантные, опосредованные. Они реализуются в ролевом общении.

В ритуальном общении человек подтверждает свое существование в качестве члена общества, той или иной важной для него группы.

Монологическое общение – это распространенная форма общения, предполагающая позиционное неравноправие партнеров.

Можно выделить две разновидности монологического общения: императив и манипуляция.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям.

Манипуляция – вторая разновидность монологического общения, наиболее распространенный вид человеческого общения. Она предполагает воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений.

Диалогическое общение - позволяет перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.

Вербальное общение осуществляется посредством речи.

Невербальное общение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности.

Массовое общение – это множественные, непосредственные, контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Деловое общение – общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности.

Управленческое общение – это деловое общение между субъектом и объектом управления в социальных организациях, осуществляемое знаковыми средствами, обусловленное потребностями управления их деятельностью.

Существует и ряд других классификаций общения.

Согласно следующего подхода, выделяют следующие виды общения:

  1. «контакт-масок» - формальное закрытое общение, когда отсутствует стремление понять особенности собеседника, используются «маски» (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику;
  2. примитивное общение – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики;
  3. формально-ролевое общение – когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;
  4. деловое общение – когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника ради достижения деловых интересов, при этом интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения;
  5. личностное общение – зависит от индивидуальных особенностей людей и взаимоотношений между ними в более узком ограниченном кругу их взаимодействия;
  6. светское общение – суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации;
  7. духовное, межличностное общение друзей – когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение;
  8. манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты). Манипулятор стремится достичь своих целей в ущерб целям собеседника, при этом умело скрывая это, используя знание психологических особенностей характера и личности собеседника, «отвлекающих уловок и приемов»;
  9. императивный вид общения – человек не скрывает приоритетности своих целей перед целями партнера, стремится установить контроль за внешним поведением партнера, используя приказы, указания, требования, поощрения, наказания. Императивный вид общения оправдан в экстремальных ситуациях, если действия партнера содержат угрозу для его жизни или жизни окружающих;
  10. диалогическое гуманистическое общение предполагает полное взаимопринятие партнерами по общению друг друга, их равноправие, общение на равных, положительный эмоциональный тонус их взаимоотношений, возможность в самораскрытии, саморазвитии партнеров.

В таблице 1, представлен еще один подход к классификации видов общения.

Таблица 1 - Виды общения

Критерий

Виды межличностного общения

Преобладающее средство общения

Речевое, неречевое, комбинированное

Предмет общения

Свободное, деловое (деятельностное), игровое, ритуальное

Включенность в вид деятельности

Управленческое, педагогическое, общение врача и пациента и др.

Взаимный статус партнеров

Соотнесенное, соподчиненное

Направленность

Личностно-ориентированное, социально-ориентированное

Степень желательности эффекта

Необходимое, желательное, нейтральное, нежелательное

Наличие опосредованности

Непосредственное, опосредованное

Функциональное назначение

Приказ, беседа, переговоры, отчет, совещание и др.

Такой подход дает возможность более четко ограничить рамки выделяемых функциональных видов межличностного управленческого общения.

Существуют и иные подходы классификаций видов общения.

Вывод: указанные и другие подходы к классификации общения подтверждают большое многообразие и сложность человеческого общения, в наше время часто и такого

http://xn--e1abcgakjmf3afc5c8g.xn--p1ai/upload/main/75e/75e3bc4b080d4cb2e63a6640b2bb4d76.jpg

https://myslide.ru/documents_3/eae57e97e786ad1ede936b30b1c6b9f3/img25.jpg

Контрольные вопросы

  1. Каковы основные сходства и различия общения и его видов у человека и животных?
  2. Охарактеризуйте особенности, функции и виды  невербальных средств общения.
  3.  Какие критерии эффективности и дефектов общения выделяют?
  4. В чем сходства и отличия в целях и средствах общения у человека и животных?
  5. Перечислите и охарактеризуйте виды общения человека по его содержанию, целям, форме, продолжительности и др.
  6. По контакту с собеседником или используемым средствам, какие виды общения человека выделяют?
  7.  Чем отливаются вербальное и невербальное общение?
  8.  На какие иные виды делят общение? Охарактеризуйте их.

Информационное обеспечение обучения

(список рекомендуемой и используемой литературы)

Основные источники:

  1. Волкова, А. И. Психология общения / А. И. Волкова. – Ростов на Дону : Феникс, 2019. – 446 с. (Высшее образование). – С.344-346, 368-370.– Текст : непосредственный.
  2. Ефимова, Н. С. Психология общения : практикум по психологии, учебное пособие / Н. С. Ефимова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 192 с. (Серия: Профессиональное образование). – С.8-15. – Текст : непосредственный.
  3. Леонтьев, А. А. Психология общения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. А. Леонтьев. – Санкт-Петербург : Смысл, 2019. – 368 с. (Серия: Учебники и практикумы). – С.5-15. – Текст : непосредственный.
  4. Практикум по психологии общения : Диагностический инструментарий; Тренинг профессионального общения] /Е. Н. Арбузова, О. В. Шатровой, А. И. Анисимов. – Санкт-Петербург : Речь, 2019. – 272 с. – (Психологический тренинг). – С.205-208. – Текст : непосредственный.
  5. Профессиональная этика и психология делового общения : учебное пособие для среднего   профессионального   образования  /  А. А. Канке,  И. П. Кошевая.  – Москва : ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2019. – 304 с. (Серия: Профессиональное образование). – С.110-120. – Текст : непосредственный.
  6. Психология  общения.  Тайны  эффективного  взаимодействия /  Р.  Вердербер, К. Вердербер. – Санкт-Петербург ; Москва : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2019. –  416 с. – С.5-10. – Текст : непосредственный.

Дополнительные источники:

  1. Аминов, И. И. Психология делового общения : учеб. пособие / И. И. Аминов. - 7-е изд. стер. – Москва : Омега-М, 2019. – 304 с. – С.5-18. – Текст : непосредственный.
  2. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – Москва : Аспект Пресс, 2019. – 376 с. – С.69-99. – Текст : непосредственный.
  3. Андриенко, Е. В. Социальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Е. Н. Андриенко; под ред. В. А. Сластенина. – Москва : Академия, 2019. – 264 с. – С.179-202. – Текст : непосредственный.
  4. Битянова, М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей :  учебное пособие / М. Р. Битянова. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2019. – 576 с. – С.67-89. – Текст : непосредственный.
  5. Ефимова, Н. С. Социальная психология : учебное пособие / Н. С. Ефимова. – Москва : ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2019. – 192 с. – С.85-99. – Текст : непосредственный.
  6. Карпов, А. В. Психология менеджмента : учеб. пособие / А. В. Карпов. – Москва : Гардарики, 2019 – 584 с. – С.168. – Текст : непосредственный.
  7. Крысько, В. Г. Социальная психология : схемы и комментарии / В. Г. Крысько. – Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2019. – 208 с. – С.62-64. – Текст : непосредственный.
  8. Майерс, Д. Социальная психология / Д.  Майерс; перев. с англ. – Санкт- Петербург : Питер, 2019. – 688 с. – С.310-353. – Текст : непосредственный.
  9. Морозов, А. В. Деловая психология. Курс лекций : учебник для высших и средних специальных учебных заведений / А. В. Морозов. – Санкт-Петербург : Союз, 2019. – 576 с. – С.211-228. – Текст : непосредственный.
  10. Психология и этика делового общения : учебник для студентов вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. - 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 415 с. (Серия: Золотой фонд российских учебников). – С.113-118. – Текст : непосредственный.
  11. Розанова, В. А. Психология управления : учебное пособие. – Москва : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. – 352 с. – С.184-185. – Текст : непосредственный.
  12. Соснин, В. А. Социальная психология : учебник для студ. среднего проф. образования / В. А. Соснин, Е. А. Красникова. – Москва : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. – 336 с. – С.103-149. – Текст : непосредственный.
  13. Социальная психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др.; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. – 4-е изд., стер. – Москва : Академия, 2019. – 600 с. – С.73-83. – Текст : непосредственный.
  14. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. – 17-е изд. – Ростов на Дону : Феникс, 2019. – 672 с. – (Высшее образование). – С.395-397. – Текст : непосредственный.
  15. Сущенко, С. А. Социальная психология / С. А. Сущенко, Т. В. Плотникова, Н. И. Сидоркин. – Ростов на Дону : Феникс, 2019. – 345 с. – С.122-124. – Текст : непосредственный.
  16. Фомин, Ю. А. Психология делового общения  / Ю. А. Фомин; 3-е изд., перераб. и доп. – Минск, 2018. – 448 с. – С.6-7. – Текст : непосредственный.

Интернет-ресурсы:

  1. Психология общения: [сайт]. – URL: http://www.abe. com.ua/action/ open/progams_logistika?&sitemap (дата обращения : 20.08.2021). – Текст : электронный.
  2. Психология общения: [сайт КнигоМер]. – URL: http://knigomer. ru/?p=277 (дата обращения : 20.08.2021). – Текст : электронный.
  3. Психология: [сайт]. – URL: http://www.Psychology.ru (дата обращения : 20.08.2021). – Текст : электронный.
  4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – URL: http: //www.festival.1september.ru (дата обращения : 20.08.2021). – Текст : электронный.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"

В презентации представлены: система работы с родителями,  стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия  и формы взаимодействия  классного руководителя с семьей ...

Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...

Учебно-методическое пособие по психологии общения «Раскрываем секреты общения» для педагогов, учителей, воспитателей ГПД.

Учебно-методическое пособие по психологии общения для учителей, педагогов-организаторов, воспитателей ГПД, вожатых....

План учебного занятия по теме - Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Цели- Изучение психологических особенностей личности;- Этическое воспитание студентов;- Научно-психологическая подготовка студентов к последующему углубленному изучению психологии на этапе вузовско...