конспект урока с технологической картой по обществознанию. Семья и брак как социальные институты
план-конспект урока

Гороховцева Наталья Евгеньевна

Семья – это первичная социальная группа, основанная на браке или кровном родстве между людьми, связанная ведением общего хозяйства, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью.

 

Основу семейных отношений составляет брак.

 

Брак – это исторически изменяющаяся социальная форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, регулирующая их права и обязанности, отношение к детям и к совместному имуществу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ЗИМИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ

ПЛАН   УРОКА

Тема: «Семья и брак как социальные институты»

         

                                                                                             Гороховцева Н.Е.

 

Зима, 2023г

Дата проведения 10.10.2023

ГруппаМЛ-21-308

Наименование учебной дисциплины Обществознание

Тема занятия Семья и брак как социальные институты

Цели и задачи:

Развивающая:  Формирование понятий, развитие способности обучающихся давать качественную характеристику

Обучающая:  Сформировать представление о семейных отношениях и их влияние на воспитание детей

Воспитательная:  Воспитание личностного отношения к семейным ценностям, на основе этики семейных отношений

ОК:

2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество:

  • выбирает способ достижения цели в соответствии с заданными критериями качества и эффективности
  • выбирает способ (технологию) решения задачи на основе анализа условий и ресурсов
  • в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами

3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы:

  • проводит анализ причин существования проблемы
  • предлагает способ коррекции деятельности на основе результатов текущего контроля
  • оценивает и планирует продукт своей деятельности на основе заданных критериев

Тип урока  Представление и изучение нового материала

Форма проведения: дискуссионная площадка, «Свободный микрофон»

Методы урока дискуссионные, решение проблемных ситуаций

Форма организации деятельности обучающихся на занятии: фронтальная, групповая, работа в малых группах, аудиторная самостоятельная работа

Материально – техническое оснащение занятия  кабинет «Обществознания и права», столы, тетради обучающихся,  ручки.

Ход занятия

Наименование этапов и его структурных элементов

Норма времени

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Предполагаемый результат

Организационный

3 мин

Проверка готовности обучающихся к уроку;

Ознакомление с темой первого урока по теме: «Семья и брак как социальные институты».

Целеполагание

10 мин

Знакомство обучающихся с целью преподавателя на уроке: «Формирование отношения к семье для ориентировки в актуальных жизненных вопросах, выработки собственной ответственной позиции»

Обучающиеся формулируют личные цели обучения по данной теме:

Хочу узнать …., понять …

Хотел бы определить, что является причиной …

Обучающиеся определили ключевые задачи на урок.

Этап представления нового материала «Семья и брак как социальные институты»

60  мин

1. Определение понятий.

Преподаватель организует обсуждение мнений, выбор ключевой формулировки.

Преподаватель даёт определение классических понятий: СЕМЬЯ, БРАК, СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА, СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ совместно с обучающимися.

2. Определение «ФУНКЦИИ СЕМЬИ» .

3. Объяснение таблицы «ТИПЫ СЕМЕЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ», «ВИДЫ БРАКА».

Предложено обучающимся устно обсудить функции семьи и брака.

Вопросы преподавателя проблемного характера:

  • нужно ли узаконивать отношения?
  • если «да» то почему?
  • если «нет» то почему?

4. Предложена самостоятельная работа.

1. Обучающиеся самостоятельно дают определения понятиям, озвученные в формулировке темы.

Сравнение формулировок, определение ключевого понятия.

2. Сравнение и обсуждение понятий, выбор наиболее точного.

Предложено заполнить таблицу в группах.

3. По ходу объяснения нового материала обучающиеся делают записи в своих тетрадях.

4. На закрепление обучающиеся выполняют практическую работу в учебнике/практикуме под ред.А.Г.Важенина 2021 на стр.142-146

Индивидуальная работа обучающихся, работа в малых группах, определение ключевых понятий согласно поставленных целей и задач ч/з ОК2, ОК3.

Итог урока

5 мин

Анализ деятельности обучающихся, выставление оценок

Рефлексия: определить выполнение поставленной лично задачи.

Методические рекомендации по выполнению заданий внеаудиторной самостоятельной работы

2 мин

Запомнить все определения данной темы, подготовка к диктанту (по определениям)

Указания на доске

Приложение №1

Семья – это первичная социальная группа, основанная на браке или кровном родстве между людьми, связанная ведением общего хозяйства, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью.

Основу семейных отношений составляет брак.

Брак – это исторически изменяющаяся социальная форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, регулирующая их права и обязанности, отношение к детям и к совместному имуществу.

Семья как:

Социальная группа – основана на браке и кровном родстве, связана общностью быта и взаимной ответственностью.

Социальный институт – деятельность его направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей.

Семья выполняет определённые функции. Под функциями семьи понимается способ проявления жизнедеятельности и активности семьи и её членов.

Функции семьи

Наименование функции

Её сущность

Репродуктивная (от лат. производство)

Биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне.

Социализация

Формирование индивида как личности.

Хозяйственно-бытовая

Ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми родителями.

Экономическая

Материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Социально-статусная

Предоставление определённого социального статуса членами семьи (наделение наследственными статусами – национальность, религия и д.р.), воспроизводство социальной структуры общества.

Эмоциональная

Оказание психологической поддержки членам семьи.

Защитная

Физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи.

Духовно - нравственная

Развитие личности каждого члена семьи.

Досуговая

Организация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи.

Сексуальная

Регулирует отношения между полами.

Воспитательная

Способствует социализации молодого поколения и передача ему культурных ценностей и норм.

Жизненный цикл семьи

состоит из нескольких этапов:

  1. Вступление в брак ------  образование семьи
  2. Начало деторождения ------- рождение первого ребёнка
  3. Рождение последнего ребёнка
  4. Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка
  5. Смерть одного из супругов ------------- прекращение существования семьи

Типы семейной организации

Основа классификации

Виды семьи

Число детей

Многодетные; малодетные; бездетные.

Характер распределения домашних обязанностей

Традиционная – домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине.

Родственная структура

Нуклеарная (от лат. ядро) – супружеская пара с детьми.

Расширенная – супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними.

Полигамная – жена с мужьями или муж с жёнами.

Тип воспитания

Авторитарная – основывается на авторитете родителей.

Либеральная – строится на самоопределении личности независимо от окружения.

Демократическая – характеризуется постепенным привитием ребёнку такой черты, как сопричастность к судьбам других людей (любовь к животным).

Индивиды, вступившие в брак становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связываю родственными узами гораздо более широкий круг людей.

Родственные узы (родство) – это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети и т.д.)

В настоящее время различают следующие виды брака.

Виды брака

Наименование вида

Его характеристика

Юридический брак

Союз мужчины и женщины. Добровольный союз. Союз, заключённый с соблюдением определённых правил, установленных законом. Союз, целью которого является создание семьи. Союз, который порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов.

Гражданский брак

Это длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке, даже если они ведут совместное хозяйство и воспитывают общих детей. Такой брак порождает лишь отношения материнства и отцовства, которые создают определённый объём прав (например, право детей наследовать имущество любого из родителей). Сожители (с юридической точки зрения супругами их назвать нельзя) не могут по закону наследовать имущество друг друга.

Церковный брак

Это брак, который в России не влечёт юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного (канонического) права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по обществознанию "Самопознание"

ТЕхнологическая карта по предмету "Обществознание" для студентов 1 курса базы 9 классов...

Мой лучший урок. Конкурс технологических карт

Технологическая карта урока биологии 11 класс. Разработка была представлена на конкурс проходивший в педагогическом колледже....

Мой лучший урок. Конкурс технологических карт

Технологическая карта урока биологии 11 класс. Разработка была представлена на конкурс проходивший в педагогическом колледже....

План урока и технологическая карта урока по теме "Основы внутрифирменного планирования "

План урока и технологическая карта урока по теме "Основы внутрифирменного планирования " по ПМ 06.01. "Организация работы структурного подразделения" для обучающихся по специальнос...

Методическая разработка урока и технологическая карта

Методическая разработка урока и технологическая карта...