конспект урока с технологической картой по обществознанию. Семья и брак как социальные институты
план-конспект урока
Семья – это первичная социальная группа, основанная на браке или кровном родстве между людьми, связанная ведением общего хозяйства, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью.
Основу семейных отношений составляет брак.
Брак – это исторически изменяющаяся социальная форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, регулирующая их права и обязанности, отношение к детям и к совместному имуществу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ЗИМИНСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ
ПЛАН УРОКА
Тема: «Семья и брак как социальные институты»
Гороховцева Н.Е.
Зима, 2023г
Дата проведения 10.10.2023
ГруппаМЛ-21-308
Наименование учебной дисциплины Обществознание
Тема занятия Семья и брак как социальные институты
Цели и задачи:
Развивающая: Формирование понятий, развитие способности обучающихся давать качественную характеристику
Обучающая: Сформировать представление о семейных отношениях и их влияние на воспитание детей
Воспитательная: Воспитание личностного отношения к семейным ценностям, на основе этики семейных отношений
ОК:
2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество:
- выбирает способ достижения цели в соответствии с заданными критериями качества и эффективности
- выбирает способ (технологию) решения задачи на основе анализа условий и ресурсов
- в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами
3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы:
- проводит анализ причин существования проблемы
- предлагает способ коррекции деятельности на основе результатов текущего контроля
- оценивает и планирует продукт своей деятельности на основе заданных критериев
Тип урока Представление и изучение нового материала
Форма проведения: дискуссионная площадка, «Свободный микрофон»
Методы урока дискуссионные, решение проблемных ситуаций
Форма организации деятельности обучающихся на занятии: фронтальная, групповая, работа в малых группах, аудиторная самостоятельная работа
Материально – техническое оснащение занятия кабинет «Обществознания и права», столы, тетради обучающихся, ручки.
Ход занятия
Наименование этапов и его структурных элементов | Норма времени | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Предполагаемый результат |
Организационный | 3 мин | Проверка готовности обучающихся к уроку; Ознакомление с темой первого урока по теме: «Семья и брак как социальные институты». | ||
Целеполагание | 10 мин | Знакомство обучающихся с целью преподавателя на уроке: «Формирование отношения к семье для ориентировки в актуальных жизненных вопросах, выработки собственной ответственной позиции» | Обучающиеся формулируют личные цели обучения по данной теме: Хочу узнать …., понять … Хотел бы определить, что является причиной … | Обучающиеся определили ключевые задачи на урок. |
Этап представления нового материала «Семья и брак как социальные институты» | 60 мин | 1. Определение понятий. Преподаватель организует обсуждение мнений, выбор ключевой формулировки. Преподаватель даёт определение классических понятий: СЕМЬЯ, БРАК, СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА, СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ совместно с обучающимися. 2. Определение «ФУНКЦИИ СЕМЬИ» . 3. Объяснение таблицы «ТИПЫ СЕМЕЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ», «ВИДЫ БРАКА». Предложено обучающимся устно обсудить функции семьи и брака. Вопросы преподавателя проблемного характера:
4. Предложена самостоятельная работа. | 1. Обучающиеся самостоятельно дают определения понятиям, озвученные в формулировке темы. Сравнение формулировок, определение ключевого понятия. 2. Сравнение и обсуждение понятий, выбор наиболее точного. Предложено заполнить таблицу в группах. 3. По ходу объяснения нового материала обучающиеся делают записи в своих тетрадях. 4. На закрепление обучающиеся выполняют практическую работу в учебнике/практикуме под ред.А.Г.Важенина 2021 на стр.142-146 | Индивидуальная работа обучающихся, работа в малых группах, определение ключевых понятий согласно поставленных целей и задач ч/з ОК2, ОК3. |
Итог урока | 5 мин | Анализ деятельности обучающихся, выставление оценок | Рефлексия: определить выполнение поставленной лично задачи. | |
Методические рекомендации по выполнению заданий внеаудиторной самостоятельной работы | 2 мин | Запомнить все определения данной темы, подготовка к диктанту (по определениям) | Указания на доске |
Приложение №1
Семья – это первичная социальная группа, основанная на браке или кровном родстве между людьми, связанная ведением общего хозяйства, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью.
Основу семейных отношений составляет брак.
Брак – это исторически изменяющаяся социальная форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, регулирующая их права и обязанности, отношение к детям и к совместному имуществу.
Семья как:
Социальная группа – основана на браке и кровном родстве, связана общностью быта и взаимной ответственностью.
Социальный институт – деятельность его направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей.
Семья выполняет определённые функции. Под функциями семьи понимается способ проявления жизнедеятельности и активности семьи и её членов.
Функции семьи
Наименование функции | Её сущность |
Репродуктивная (от лат. производство) | Биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне. |
Социализация | Формирование индивида как личности. |
Хозяйственно-бытовая | Ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми родителями. |
Экономическая | Материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. |
Социально-статусная | Предоставление определённого социального статуса членами семьи (наделение наследственными статусами – национальность, религия и д.р.), воспроизводство социальной структуры общества. |
Эмоциональная | Оказание психологической поддержки членам семьи. |
Защитная | Физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи. |
Духовно - нравственная | Развитие личности каждого члена семьи. |
Досуговая | Организация рационального досуга, взаимообогащение интересов членов семьи. |
Сексуальная | Регулирует отношения между полами. |
Воспитательная | Способствует социализации молодого поколения и передача ему культурных ценностей и норм. |
Жизненный цикл семьи
состоит из нескольких этапов:
- Вступление в брак ------ образование семьи
- Начало деторождения ------- рождение первого ребёнка
- Рождение последнего ребёнка
- Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка
- Смерть одного из супругов ------------- прекращение существования семьи
Типы семейной организации
Основа классификации | Виды семьи |
Число детей | Многодетные; малодетные; бездетные. |
Характер распределения домашних обязанностей | Традиционная – домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине. |
Родственная структура | Нуклеарная (от лат. ядро) – супружеская пара с детьми. |
Расширенная – супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними. | |
Полигамная – жена с мужьями или муж с жёнами. | |
Тип воспитания | Авторитарная – основывается на авторитете родителей. |
Либеральная – строится на самоопределении личности независимо от окружения. | |
Демократическая – характеризуется постепенным привитием ребёнку такой черты, как сопричастность к судьбам других людей (любовь к животным). |
Индивиды, вступившие в брак становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связываю родственными узами гораздо более широкий круг людей.
Родственные узы (родство) – это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети и т.д.)
В настоящее время различают следующие виды брака.
Виды брака
Наименование вида | Его характеристика |
Юридический брак | Союз мужчины и женщины. Добровольный союз. Союз, заключённый с соблюдением определённых правил, установленных законом. Союз, целью которого является создание семьи. Союз, который порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов. |
Гражданский брак | Это длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины в незарегистрированном на законных основаниях браке, даже если они ведут совместное хозяйство и воспитывают общих детей. Такой брак порождает лишь отношения материнства и отцовства, которые создают определённый объём прав (например, право детей наследовать имущество любого из родителей). Сожители (с юридической точки зрения супругами их назвать нельзя) не могут по закону наследовать имущество друг друга. |
Церковный брак | Это брак, который в России не влечёт юридических последствий с точки зрения государства и регулируется только нормами внутрицерковного (канонического) права. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по обществознанию "Самопознание"
ТЕхнологическая карта по предмету "Обществознание" для студентов 1 курса базы 9 классов...
Методическая разработка урока обществознания «Семья как малая социальная группа и социальный институт»
Материал создан для СПО, но подойдет и для старших классов школы....
Мой лучший урок. Конкурс технологических карт
Технологическая карта урока биологии 11 класс. Разработка была представлена на конкурс проходивший в педагогическом колледже....
Мой лучший урок. Конкурс технологических карт
Технологическая карта урока биологии 11 класс. Разработка была представлена на конкурс проходивший в педагогическом колледже....
План урока и технологическая карта урока по теме "Основы внутрифирменного планирования "
План урока и технологическая карта урока по теме "Основы внутрифирменного планирования " по ПМ 06.01. "Организация работы структурного подразделения" для обучающихся по специальнос...
Методическая разработка урока (с технологической картой): "Решение задач на проценты с экономическим содержанием.Банковская деятельность и ее принципы" с использованием информационных технологий.
Технологическая карта урока с использованием информационных технологий...
Методическая разработка урока и технологическая карта
Методическая разработка урока и технологическая карта...