Технологическая карта по обществознанию "Самопознание"
методическая разработка на тему

ТЕхнологическая карта по предмету "Обществознание" для студентов 1 курса базы 9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samopoznanie.docx44.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Тема занятия:

Самопознание

Планируемые результаты:

 

Личностные результаты:

6)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,учебно-исследовательской деятельности;

Метапредметные результаты:

9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Предметные результаты:

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений,  межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

 Вид занятия:

Изучение нового материала с элементами практических заданий в виде игры

Ресурсы:

Презентация «Особенности социальной стратификации в России»

Ведущие методы:

Индивидуальная, групповая (работа в парах)

Этап занятия

Содержание деятельности обучающихся

(содержание заданий)

Формы

организации

работы

(индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные)

Формируемые умения,

знания, компетенции

Примерное время выполнения

(мин)

Введение

Организационный момент.  Тема, цели занятия

Работа с листочками: Кто ты?

Кто ты? Кто ты? (2 минуты чтобы выполнить задания)

осмотрите как многообразно ваше Я, ваша личность (отследить отражение в ответах на вопрос теста) 

Следует отметить, что, отвечая на вопросы теста, вы коснулись только внутренней оценки своего Я, то есть самооценки.

)Я предлагаю вам обменяться с соседями по парте вашими листочками с результатами теста «Кто ты». Уважаемые соседи, поставьте «+» рядом с теми качествами, которыми наделен автор ответов и соответственно «-» рядом с теми вариантами ответов, которые отражают несуществующие качества.

Верните листочки авторам. Рассмотрите результаты. Искренне надеюсь, что в большинстве случаев мнения совпали.

Если же вы обнаружили «-» в своем листочке – у вас есть повод задуматься. Может быть, вы себя переоценили или недооценили в какой-то роли?

Давайте посмотрим, из чего же складывается самооценка?

  • Какую тему мы сегодня будем изучать?
  • Цель жизни – стать человеком, найти свое призвание.
  • Дмитрий Писарев, русский критик

Организация на занятие,

9)умение организовывать учебное сотрудничество пространство и совместную деятельность

5 минут

Основная часть

определение темы занятия, целей.

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Знание о себе формируется постепенно по мере познания внешнего мира и самого себя. 

К наиболее распространённым способам самопознания относятся:

  • Самонаблюдение. Осуществляется путём наблюдения за собой, своим поведением, событиями внутреннего мира.
  • Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве. Например, обнаружив в себе признаки застенчивости, можно попытаться ответить на вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими людьми? Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? А в общении с незнакомыми людьми? Со всеми ли? Чем это вызвано? К примеру, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаённая обида, пережитая в детстве как результат насмешек.
  • Сравнение себя с некоторой «меркой». Людям свойственно сравнивать себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами. Такое сравнение осуществляется посредством своего рода шкалы, полюсами которой являются противоположности, например: умный — глупый, добрый — злой, справедливый — несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый — ленивый.
  • Моделирование собственной личности. Осуществляется путём отображения отдельных свойств и характеристик своей личности, своих отношений с другими с помощью знаков и символов

 

В психологии под «Я- концепцией» понимается устойчивая система представлений индивида о самом себе, целостный образ собственного «Я».

Выполнить задание 1 в тетради.

Представьте себе зеркало, состоящее из трех частей. Пофантазируйте и нарисуйте, а так же опишите себя в возрасте первоклассника, в настоящее время и через 10-15 лет.

Я в 7 лет

Я сейчас

Я через 10-15 лет

Упражнение №3 (выполняется за столами)

«Девиз»

Был в старину обычай изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т.е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель владельца. Мы не будем рисовать герб, а над девизом подумаем. Девиз должен отражать ваше жизненное кредо, отношение к миру, к самому себе.( задание выполняется под музыку К. Никольского «Блюз», на альбомных листах, с помощью фломастеров.)

Упражнение №6 (выполняется за столами)

«Магазин»

Все мы любим посещать магазин, и делать покупки. Но, у нас необычный магазин и необычные деньги, а также необычный товар. Валютой являются отрицательные ваши качества, которые мешают вам, а товаром –положительные. Вы должны поспешить в наш магазин и обменять ненужное на нужное. После того как вы совершите покупки, вы должны мотивировать свой выбор.( работа с раздаточным материалом)

Я предлагаю вам обратиться к тесту «Я воспринимающее» (Слайд 13 + я воспринимающее и ответить на его вопросы, записывая баллы в специально отведенную колонку.

В каждом блоке ответов оцените каждую фразу от 1 до 4 балов. 4 балла вы поставите в том случае, если данная фраза как нельзя лучше характеризует вас. И напротив, одним баллом вы оцените ту фразу, которая не отражает вашей индивидуальности. При ответе на один блок вопросов каждая из цифр повторяется только один раз.

Второй этап работа с тестом (Слайд 14)– перенесите полученные баллы на бланк ответов, а затем подсчитайте, сколько баллов заработала каждая из букв.

Значения букв:

  • В – визуальный;
  • К – кинестетический;
  • А – аудиальный;
  • Д – дигитальный (жить будем, но сначала подумаем).

Вам хорошо известно, что органы чувств, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир, являются составной частью нервной системы человека. Особенности же нервной системы определяют темперамент  человека.

Сейчас я предлагаю вам определить, каким темпераментом обладаете вы  Характер. Отвечая на вопросы теста вам необходимо записать 1 балл в соответствующий столбик.

Обработка результатов:

Подсчитайте количество баллов. Выберите ту колонку, где сумма баллов преобладает.

  1. = сангвиник – подвижный, но уравновешенный человек, адекватно реагирующий на окружающие события.
  2. = холерик – быстро возбуждающийся, неуравновешенный, вспыльчивый человек с резкими переходами настроения.
  3. = флегматик – медлительный, но настойчивый и упорный человек, которого трудно вывести из состояния равновесия.
  4. = меланхолик – человек, очень глубоко переживающий даже небольшие огорчения, склонный к хандре, пессимизму.

Есть над чем задуматься (Слайд 17), не так ли?

Работа с тренингами, формирование своего собственного образа

Личностные результаты:

6)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,учебно-исследовательской деятельности;

Метапредметные результаты:

9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Предметные результаты:

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений,  межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

Личностные результаты:

6)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,учебно-исследовательской деятельности;

Метапредметные результаты:

9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Предметные результаты:

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений,  межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

40 минут

Создание проекта «Я»

Индивидуальная работа по составлению своего образа

4)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми

9)умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

10 минуты

Обсуждение полученных результатов.

Написание эссее «Возможно ли общество без неравенства?»

Составление кластера ассоциативного ряда с статификация в России Формируют и Записывают определение в тетрадь

5 минут

Заключительная часть

1) Синквейн по межнациональному конфликту:

1) Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составляют синквейн с изученной темой

4)формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению

7)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми

Домашнее задание

Синквейн

Записывают домашнее задание в тетрадь


ВОПРОСЫ

БАЛЛЫ

ЗНАЧЕНИЕ

1

 Когда я принимаю важные решения, то основываюсь на:

А) своих эмоциях, чувствах;

К

Б) том, как я слышал, решаются подобные вопросы;

А

В) том решении проблемы, которое кажется мне наилучшим;

В

Г) тщательном изучении проблемы и фактов.

Д

2.

Когда я обсуждаю что-либо с другими людьми, то замечаю, что на меня больше всего действует:

А) интонация речи, голос собеседника;

А

Б) те картины, перспективы, которые описывает мой собеседник;

В

В) логика доказательств собеседника;

Д

Г) соприкасаюсь ли я с искренними чувствами собеседника.

К

3.

Мне гораздо легче общаться с людьми, если мне нравится в партнере:

А) его манера одеваться;

В

Б) его эмоциональность, чувства, которые я разделяю;

К

В) аргументы, которые он использует для доказательства своих суждений, и которые я тоже использую в разговоре;

Д

Г) интонация, темп речи, тональность голоса.

А

4.

Из нижеперечисленного мне легче всего:

А) найти идеальную для меня громкость звучания музыкального центра, телевизора;

А

Б) подобрать наиболее разумные, убедительные аргументы, относящиеся к интересующему меня предмету;

Д

В) выбрать наиболее удобную мебель;

К

Г) подобрать для одежды, интерьера и др. богатые цветовые комбинации.

В

5.

Что больше всего влияет на мое настроение, самочувствие:

А) я очень чувствителен к окружающим меня звукам, шумам, интонации голосов людей;

А

Б) чувствую сея «в своей тарелке», когда надо доказать правильность какого-либо положения, выяснить причину какого-либо события, построить цепь логических умозаключений;

Д

В) я очень чувствителен к тому, насколько удобна моя одежда, приятно ли мне в ней находиться, двигаться;

К

Г) на меня производит сильное впечатление освещение и общий вид обстановки, помещения.

В


1

2

3

4

1. Как вы ведете себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

Легко включаетесь

Действуете со страстью

Спокойно, без лишних слов

Неуверенно, робко

2. Как вы реагируете на замечания учителя?

Говорите, что больше не будете, но обещание не выполняете

Возмущаетесь

Выслушиваете спокойно

Молчите, но обижены

3. Как говорите о том, что вас затрагивает?

Быстро, с жаром, но прислушиваетесь к другим

Быстро, не слушая других

Медленно, уверенно

 С большим волнением и сомнением

4. Надо сдавать контрольную работу, а она не закончена:

Легко реагируете

Торопитесь закончить

Решаете спокойно, пока не отберут

Сдаете работу, но неуверенно

5. Трудная задача не получается сразу:

Решаете упорно и настойчиво

Бросите- продолжаете –бросите –еще попробуете

Спокойно продолжаете

Проявляете растерянность, неуверенность

6. После уроков вы спешите домой, а учитель предлагает остаться, сделать работу:

Быстро соглашаетесь

Возмущаетесь: «Почему я?»

Остаетесь, не говоря ни слова

Проявляете растерянность

7. Родители делают вам не совсем справедливое замечание:

Спокойно выслушиваете, спокойно заявляете о своем мнении

Взрываетесь, вступаете в спор, опровергаете обвинение

Не обращаете внимания: «Пусть повыступают»

Очень переживаете, плачете

8. Вы получаете плохую оценку, как изменится ваше настроение?

Внешне незаметно, но внутри есть горечь

Раскаиваетесь, развиваете деятельность по исправлению

«Ну и что? Исправлю»

Приходите в отчаяние, уныние

9. Ваш друг (подруга) не пришел на свидание:

Ничего не предпринимаете до выяснения причин

Проклинаете, мечете в его адрес гром и молнии

«Все, что ни делается, все к лучшему!»

Переживаете, воображаете измену, крах отношений

10. Вы проигрываете в соревновании, игре:

Продолжаете борьбу, тренировки, готовитесь к будущей победе

Теряете самообладание, обвиняете окружающих

«Не корову же проигрываем!»

Приходите к выводу о своем ничтожестве


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"

Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...

Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»

В  условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...

Задание 2 .05.05.2022 Технологическая карта сварки .переписать и зарисовать карту в конспект

Технологическая карта по сварке должна содержать следующие данные: 1.Сведения о основном металле. 2. Сведения о качестве и подготовке соединения под сварку: данные о разделке (величина зазора, вел...

Технологическая карта по теме "Призма в задачах технологического профиля"

Технологическая карта урока с профессиональной направленностью по теме: "Призма в задачах технологического профиля"...

Инструкционно – технологическая карта на выполнение практической работы № 1 "Геодезические планы, карты, чертежи"

Практические  (лабораторные) занятия, прежде всего, выполняют традиционную задачу обучения, характерную для многих учебных дисциплин: способствуют более прочному усвоению основных научных понятий...