Мой лучший урок. Конкурс технологических карт
план-конспект урока
Технологическая карта урока биологии 11 класс. Разработка была представлена на конкурс проходивший в педагогическом колледже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_luchshiy_urok.odt | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия.
Автор-разработчик | Курко Наталья Николаевна первая квалификационная категория | |||||
Учебная дисциплина | Биология | |||||
Специальность | 23.01.03 Автомеханик 23.01.17 Машинист крана (крановщик) | |||||
Формируемые компетенции | Общие компетенции | Профессиональные компетенции | ||||
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | ||||||
Тема раздела рабочей программы | Экосистемы | |||||
Тема учебного занятия | Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. | |||||
Вид учебного занятия | Комбинированный урок | |||||
Тип учебного занятия | Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности. | |||||
Цели учебного занятия | Обучающая | Развивающая | Воспитательная | |||
Сформировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть, виды пищевых цепей, экологическая пирамида и её виды; дать представление о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как основе его существования. | Развивать такие аналитические способности, как умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах. ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Содействовать развитию интереса к изучению биологии. | ||||
Результаты обучения | Освоенные умения | Усвоенные умения | ||||
Уметь различать цепи питания, трофические уровни экосистем, характеризовать их структуру и свойства. | Знать понятия поток энергии, цепь питания, правила экологической пирамиды. Уметь составлять цепи питания, показывать направление передачи энергии. | |||||
Организация образовательного пространства учебного занятия | Ресурсы учебного занятия | |||||
Технические средства обучения | Дидактический материал | литература | Наглядные пособия | |||
Персональный компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска | Тестовые задания, тематические презентации набор карточек с фотографиями организмов для составления цепей питания. | Сивоглазов В. И. , Агафонова И. Б. Захарова Е. Т. Общая биология , учебник 11 класс, базовый уровень. | Плакаты «Биоценоз пресного водоема», «Биоценоз дубравы». |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | |||
Основные этапы организации учебной деятельности | время | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
Организационный момент | 1-2 минуты | Приветствует студентов, проверяет готовность к уроку, организует внимание группы к работе на уроке, создает положительный , эмоциональный настрой у обучающихся. | Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность |
Актуализация знаний. | 5-6 минут | Актуализирует знания обучающихся с помощью заданий фронтального и индивидуального характера (приложение 1) проводит подводящий диалог. - Как связаны между собой организмы, которые вы распределили по трем группам? | Отвечают на вопросы. Вспоминают ранее изученный материал. Высказывают суждения. Выполняют задание (классифицируют объекты по заданному признаку),дополняют своими примерами. |
Объяснение нового материала (технология выполнения работы) | 15 минут | Обеспечивает мотивацию обучающихся к изучению нового материала: создает для обучающихся проблемную ситуацию, предлагается прослушать стихотворение древнеримского поэта Овидия (приложение 2) и ответить на вопрос: - О каких биологических закономерностях идет речь в стихотворении? Организует подводящий диалог: - Что произойдет на Земле, если не будет энергии Солнца? - Согласны ли вы с тем, что главным источником энергии для всех процессов жизнедеятельности на Земле, является энергия Солнца? - Каким образом от энергии Солнца зависят гетеротрофные организмы? Уточняет понимание обучающимися целей урока, организует беседу: - Какова основная цель урока? - Что вы уже знаете о пищевых взаимосвязях организмов? - От чего это зависит? - Почему пищевые связи являются главными в экосистемах?. Побуждает к высказыванию своего мнения. Конкретизирует план работы. Подводит под понятие. Еще раз прочитать стихотворение Овидия, составить цепи питания, указанные в нем и дать определение понятия «цепи питания», а затем сравнить его с образцом в учебнике. | Слушают стихотворение, выявляют закономерности, делают выводы. Строят логические рассуждения, высказывают свои предположения. Формируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняют причину возникшего затруднения (т. е.формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с преподавателем главный вопрос занятия. Осознают цель предстоящей деятельности. Высказывают свои предположения . Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и обсуждают его с преподавателем. Составляют цепи питания, дают определение понятию «цепи питания», сравнивают с образцом, при необходимости корректируют свои записи. |
Самостоятельное выполнение задания | 10 минут | Формирует основы теоретического мышления. Развивает умение находить общее, закономерности, развивает способность к обобщению. Организует работу с текстом учебника по изучению информации о видах цепей питания (работа в парах). Предлагает выделить виды цепей питания и составить характеристику цепей питания по предложенному плану, заполнив таблицу(приложение 3). Подводит к понятию «Трофический уровень». Акцентирует внимание на от, что цепи питания не могут быть длинными. Побуждает к высказыванию мнений о том, почему они не могут быть длинными. Помогает выявить причинно-следственные связи, привлекая материал из других наук: закон термодинамики — на существует ни одного процесса без потери энергии. Обращает внимание на то. Что из-за потери энергии при переходе от одного трофического уровня к другому цепи питания не могут быть длинными. Предлагает просмотреть видеосюжет, в котором дается объяснение правила перехода энергии (на каждый последующий трофический уровень переходит 10% от предыдущего), дает задание: - Какая закономерность отражает переход энергии с одного трофического уровня на другой? | Работают в паре. Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях своё «Открытие». Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи. Высказывают своё мнение, вспоминают законы термодинамики, приводят примеры, приходят к выводу о том, что законы физики действуют и в биологии. Анализируют видеосюжет, дают обоснование, формулируют правилоперехода энергии. |
Применение нового знания | 6 минут | Организует работу по усвоению обучающимися нового способа действия. Распределяет обучающихся на группы и дает задания: 1 группа — составить пищевую цепь дубравы; 2 группа — пищевую цепь водоема; 3 группа — детритную пищевую цепь; с использованием раздаточного материала в виде карточек с фотографиями организмов (приложение 4). Стимулирует участие всей группы. Корректирует ответы. | Осмысливают задание. Работают в группах, составляют цепи питания. Презентуют результаты работы. Соотносят полученный результат со своими предположениями, корректируют свои записи. |
Рефлексия | 2-3 минуты | Организует самооценку обучающимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Формируют и записывают то, что узнали на уроке. |
Домашнее задание | 2-3 минуты | Предлагает и комментирует домашнее задание: 1. Прочитать §25 стр.152-155. Ответить на вопросы. 2. Составить 3-4 цепи питания, характерные для нашей местности. 3. Придумать и нарисовать иллюстрации цепей питания. | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания. |
Приложение 1
1. Фронтальная беседа по вопросам:
- Какие функциональные группы выделяют в экосистемах?
- Объясните, почему растения в сообществе называют производителями?
- К какой группе в сообществе относят животных и почему?
- Какова роль грибов и бактерий в сообществе?
2. Распределите организмы по функциональному значению в экосистемах: пшеница, гнилостные бактерии, мышь, клевер, сова, жук-навозник. Кузнечик, орел, суслик. Дополните своими примерами.
Приложение 2.
...Свирепый волк с кормящею волчат
Волчицей — гроза невинных стад;
Орел, стремясь из-под небес стрелою
грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца должна,
Кормясь губить ростки и семена.
Охотнице сове средь ночи темной
не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживленный,
Вползая вверх, цветок съедает сонный...
Приложение 3.
Цепь питания | Начальное звено | Последовательность звеньев | Роль в экосистеме. |
Цепи выедания (пастбищная) | растения | Продуцент — консумент 1 порядка — консумент 2 порядка — консумент 3 порядка. | Преобразование органических веществ, образованных в растениях |
Цепи разложения (детритные) | Органические остатки (детрит) | Детрит — редуцент — консумент 2 порядка — консумент 3 порядка. | Разложение органических остатков до более простых соединений. |
Приложение 4.
Составьте цепи питания из предложенных организмов, определите и подпишите функциональные группы.
1 группа: дуб, короед, пестрый дятел, ястреб-перепелятник
2 группа: водоросли, карась, щука, человек.
3 группа: опад, дождевой червь, малиновка, канюк обыкновенный.
Литература:
1. Сивоглазов В. И. , Агафонова И. Б. Захарова Е. Т. Общая биология , учебник 11 класс, базовый уровень. М. Дрофа. 2014 год.
2. О. А. Пустохина Биология 11 класс, поурочные планы к учебнику Д. К. Беляева. Волгоград, изд. Учитель. 2008год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока на конкурс "Лучший молодой преподаватель - 2019"
Тема: Имя существительноеЦель: обобщение знаний по теме «Имя существительное», совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи.Задачи:формир...
Мой лучший урок. Конкурс технологических карт
Технологическая карта урока биологии 11 класс. Разработка была представлена на конкурс проходивший в педагогическом колледже....
План урока и технологическая карта урока по теме "Основы внутрифирменного планирования "
План урока и технологическая карта урока по теме "Основы внутрифирменного планирования " по ПМ 06.01. "Организация работы структурного подразделения" для обучающихся по специальнос...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧАСТНИКА ЗОНАЛЬНОГО ЭТАПА ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «ЛУЧШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СИСТЕМЫ СПО – 2020»
Данная методическая разработка предназначена для областного конкурса «Лучший преподаватель системы СПО – 2020 Саратовской области» по дисциплине ОП.03 Информационные технологии в про...
Методическая разработка урока (с технологической картой): "Решение задач на проценты с экономическим содержанием.Банковская деятельность и ее принципы" с использованием информационных технологий.
Технологическая карта урока с использованием информационных технологий...
конспект урока с технологической картой по обществознанию. Семья и брак как социальные институты
Семья – это первичная социальная группа, основанная на браке или кровном родстве между людьми, связанная ведением общего хозяйства, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью. Осно...
Методическая разработка урока и технологическая карта
Методическая разработка урока и технологическая карта...