Конспект судебного заседания по литературе
опыты и эксперименты

Конспект судебного заседания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sud.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель. Добрый день, мы с вами изучали произведение Натальи Сухих «Горький мед с забытой пасеки» из раздела «современная литература». Сегодня в ходе урока мы будем развивать творческие способности и навыки культуры речи. Прошу вас, оглядитесь вокруг. На что сегодня похож наш кабинет? Верно, на место проведения судебных процессов. Кого бы мы могли осудить ?  Да, именно Беслан в данном произведения преступил закон, мы сегодня будем пытаться выдвинуть ему наказание, которое он заслужил. Мы с вами согласимся, что классическая литература- это основа, но стоит отметить, что нам нужно уделять внимание и современной литературе. Я вас уверяю, в ней можно отыскать настоящий бриллиант, который, возможно, когда-нибудь станет классикой.

Вступительное слово учителя:

Прочитаем отрывки с данного произведения. Для начала прочтем отрывок, в ктором Давид помог Беслану, а позже узнал, что он является убийцей его сына.

  1. — Отец, за мной гонятся, выручай, отец!
    Лица он не видел, стемнело. А вот глаза… Они требовали, умоляли, они сверкали горячечным блеском:
    — Выручай, отец!
    Давид метнулся в дом, потом к сараю, потом зачем-то схватил недошитый сапог, отбросил его в сторону, будто мешал он ему. Наконец сообразил: подставил лестницу к стене дома — полезай на чердак, скорее…
  2. Похоже, что и возвращаются. Правда, не так скоро, голоса на дороге то затихали, то опять разбавляли тишину какими-то странными протяжными звуками. Только возле самых ворот Давид понял, что это плач. Узнал и плачущего. Его знакомый когда-то земляк, а теперь бармен в приморском кафе. Зачем он здесь, почему плачет? В темноте разглядел ещё несколько человек, молчаливо обступивших подводу. Разглядел и подводу. Больше ничего не хотел разглядывать. Он шагнул в темноту, как в пропасть, схватился слабеющей рукой за колесо и выдохнул одно лишь слово:
    — Сынок…
    — Беда, беда в твой дом пришла, принимай сына, — запричитал земляк. — Сколько лет не виделись, Давид, но беда привела меня, весть принёс тебе страшную.
    На подводе лицом к звёздам лежал молодой Беслан.
    — Убили твоего мальчика!

Теперь нужно нам будет прочитать отрывки, в которых мы видим Беслана и Давида за разговорами.

  1. Ему мой конь не понравился, говорит, ну и кляча. А конь от отца у меня. Отец утонул год назад, девочку спасал на пляже. Я видел, он слегка выпил, мне бы промолчать. А у меня в глазах от злости темно стало. Пистолет тоже отцовский — первый раз после его смерти достал, хотел ребятам на празднике показать. Не помню, как выстрелил. Ничего не помню.
    — Лет-то тебе сколько?
    — Семнадцать.
    Беслану было двадцать три.
  2. В тот вечер он сказал Давиду:
    — Завтра уйду. Сестрёнка в Сухуми, привезут завтра.
    Давид посмотрел на гостя. Каким большим, мужественным показался он ему в ту проклятую ночь. А на деле — цыплёнок, только вылупившийся из гнезда и не знающий о жизни ничего ровным счётом. Как он будет там один, с сестрёнкой? И вдруг… Сам Давид не ожидал от себя этих слов:
    — А ты возвращайся. Отсидись, пока не забудут, и возвращайся, а то ещё дров наломаешь, джигит. И сестрёнку привози. Будем жить, места хватит.

 Многоуважаемые господа присяжные заседатели, все присутствующие! Мы собрались здесь сегодня для того, чтобы заслушать дело по обвинению Беслана, который признал факт убийства. Нам стоит разобрать : положены ли этому подсудимому смягчающие обстоятельства, или же нет.

В нашем заседании участвуют господа присяжные, которые взвесив все «за» и «против» должны вынеси свой вердикт по поводу обвиняемого. Считают ли они, что убийство было совершенно в состоянии аффекта, или же убийство было предумеренным.

Присяжные заседатели также выступят в роли экспертов, которые в финале урока объявят свои отметки для всех учеников.

Итак, приступаем к слушанью дела по обвинению в убийстве Беслана.

Помощник ; Встать, суд идет! Прошу садиться

ПРОКУРОР:

На скамью подсудимых приглашается Беслан.

СУДЬЯ, Вам понятны обвинения?

БЕСЛАН: Да,ваша честь

С. Тогда мы приступаем к судебным разбирательствам.

ПРОКУРОР. Для дачи показаний мы приглашаем армейского друга погибшего. Суд предупреждает Вас об ответственности за дачу ложных показаний.

ДРУГ, Клянусь, говорить правду и только правду. Мы с сослуживцами впервые приехали в гости в Беслану в здешние места. Как вы понимаете, обычаев мы не знаем, нам было все интересно. И Беслан хоте показать нам все, пригласил на местный праздник, где устраивались скачки. Дело молодое, юность, радость встречи, ну, выпили мы немного, за разговорами. И когда пошли смотреть на коней перед скачками, там Беслан что-то не поделил с одним из наездником, но, как я уже говорил, мы не местные, языка не знаем, о чем велся разговор-нам не было известно. Мы лишь молча наблюдали, ожидали, что столь горячий спор между ними вскоре прекратится. Но вскоре они отошли с конюшен, мы ждали, но совершенно недолго, вскоре уже прибежал человек, который оповестил нас о том, что в горах убили человека. В этот миг закралась страшная мысль, что это он-наш друг Беслан ,но мы старательно ее отгоняли от себя. К сожалению, все так и произошло. Беслан был мертв, убийцы уже не было.

ПРОКУРОР. Свидетель, прошу вас, скажите, вы хорошо запомнили убийцу?

ДРУГ, Изначально мы не придавали большого значения этому наезднику, но когда спор затянулся, да, мы успели его хорошо оглядеть и запомнить. Молодой совсем, явно младше нас, щуплый такой. Никогда бы и не подумал, что он  способен на такое.

ПРОКУРОР. Благодарим вас за дачу показаний. Приглашается следующий свидетель.. Суд предупреждает Вас об ответственности за дачу ложных показаний.

СВИДЕТЕЛЬ2 :  Клянусь, говорить правду и только правду. Я… присутствовал на празднике скачек, выехал за горы, так сказать отдохнуть, на самом конфликте я не присутствовал, иначе постарался бы помочь в решении данного спора. Я лишь проходил мимо ,когда услышал громкий выстрел, именно тогда я и кинулся к источнику звука. Бежать пришлось не долго, прямо на дороге я увидел тело Беслана и всадника на коне, который стремительно удалялся в горизонт. Я нашел тело ,я и предположил путь, по которому поскачет убийца.

Судья: У защиты есть вопросы к свидетелю?

Адвокат. Да,ваша честь.Вы знаете подсудимого?

Свидетель: У нас поселение небольшое. Мы все друг-друга так или иначе знаем. Я знал его отца. Замечательный был человек. Добрый, отзывчивый, жаль, что нет уже его вовсе. Погиб. Девочку с речушки спасал. Девочка маленькая была, река горная, холодная. Ее вытащил ,самому спастись не удалось. И теперь остались они совсем одни с сестренкой. Мать в больнице, давно уже. Беслан стал главой семьи в столь раннем возрасте. И подумать не мог, что такой случиться могло. Мальчик всегда был спокойным, рассудительным, видимо, что-то стряслось в тот день, что он сумел такое совершить.

Прокурор. А  пистолет тогда у него откуда, раз вы его характеризуете, как спокойного и уравновешенного мальчика.

Свидетель. Этого я уже знать не могу.

Судья.. Благодарим вас за дачу показаний, можете присаживаться на свое место.

Помощник судьи: Ваша честь, позвольте, в суд пришло фото с места происшествия, сумели сделать фото, как обвиняемые пытается скрыться с места преступления.

Судья: Прошу, выведете его  на экран(фото)

Обвиняемый?

БЕСЛАН: Да, ваша честь.

Судья: Хотели бы вы что-то сказать господам присяжным и отцу убитого.

Беслан: Да, ваша честь. (пауза) Я действительно убил человека, сам не понимаю, как такое могло случиться, но это действительно был я. Он коня моего клячей назвал … Да, я понимаю, что это не повод для убийства. Ничто не является поводом для убийства. Я же видел, что он выпил ,что с друзьями приезжими. Но конь отцовский ,я просто не смог сдержать свой гнев. Пистолет тоже отцовский, впервые с его смерти решил друзьям показать на празднике. Ничего не помню, от ярости  В глазах все потемнело. И тут уже выстрел.

Прокурор: На слушанье приглашается отец убитого.

Давид. Здравствуйте господа присяжные, господин судья и все присутствующие в этом зале. Беслан убил моего мальчика, вот рок судьбы… Беслан убил Беслана, я как узнал ,что они тезки, у меня мир пошатнулся. Признаюсь ,я укрывал его сразу после убийства, когда еще даже не знал о случившемся. Три дня он жил под моей крышей. Три дня у меня было помутнение разума. Мою душу разрывало, он-убийца ,но он и мой гость. Я приютил его, Я! Но и я сумел выслушать его и понять, увидел его искреннее раскаянье в содеянном. Остался он у меня, я даже предложил привезти жить ко мне его сестру. Да, по правде говоря, она уже живет со мной. Я простил его. Простил несмотря ни на что, несмотря на ту жгучую боль, что причинил он мне. Я смог простить. И теперь прошу вас, господа, прислушаться к словам убитого горем отца, сжалиться над убийцей моего сына и назначить ему щадящие наказание.

Судья: Благодарим вас за дачу показаний, ваши слова будут приняты во внимание  при вынесении приговора.

Подсудимый, вы признаете свою вину?

Беслан. Да,ваша честь. Я признаю свою вину.

Судья: Кто еще желает высказаться?

Адвокат: Я, ваша честь.

Судья: Прошу вас.

Адвокат: Уважаемые присяжные, судья. Я хотел бы отметить тот факт, что  мой подзащитный не помнит подробности злодеяния, совершенного им, что может означать, что убийство произошло в состоянии аффекта. Помимо этого, нам стоит брать во внимание факты, которые предшествовали убийству : смерть отца, болезнь матери, опека над сестрой, у которой остался лишь он один. Хотелось бы отметить, что на момент совершения преступления мой подзащитный не достиг совершеннолетнего возраста, что тоже стоит брать во внимание. Беслан – подросток, который после всех тягот жизни смог сохранить в себе что-то светлое, такое ,как память о горячо любимом отце, именно его честь он и пытался отстоять в этот злополучный день. Прошу принять во внимание искренне раскаяние со стороны подсудимого, которое заметно всем и каждому в судебном зале.

Ваша честь ,у меня все.

Судья: Благодарим вас за сказанные слова, суд учтет ваши показания.

Суд  удаляется для принятия решения.

Прокурор: Всем встать, суд идет.

Судья : Рассмотрев материалы дела, выслушав показания свидетелей, обвиняемого и потерпевшей стороны. Суд постановил: признать виновным по статье : Убийство в состоянии аффекта (ст.107 УК РФ). Суд установил обстоятельства, смягчающие вину Беслана: 1) Обвиняемый является несовершеннолетним 2) Обвиняемый раскаивается и признает свою вину 3) Обвиняемый самостоятельно сознался в совершенном им преступлении

Исходя из вышесказанных фактов, суд постановляет: назначить наказание- 3 года колонии общего режима, принудительные работы.

 Приговор считать основательным, привести в исполнение, обжалованию не подлежит!

Учитель : Подведем итоги занятия.

К какому литературному жанру относится данное произведение?

 Как вы считаете, справедливо ли суд назначил наказание Беслану?

2) Смогли бы вы поступить так, как поступил Давид?

Это произведение не подарит нам душевный покой. После его прочтения у нас останется масса вопросов. Но она дает нам пищу для размышлений. «Горький мед с забытой пасеки» не оставляет равнодушным никого. Но мы понимаем, что пока будут существовать такие люди,  как Давид- у нас есть надежда на лучшее.

 

Технологическая карта урока литературы

Курс

1

Дата

По плану.

Тема урока

«Литература ХХ века»

Тип урока

Урок общеметодологической направленности. Урок-суд.

Цель урока

Формирование представления о конвенции, правах ребенка, ее главной идее

Задачи урока

Образовательные: познакомить ребёнка с правовыми источниками; определить возможности

отстаивания ребенком своих прав.

Развивающие: формулировать и обосновывать свою точку зрения о возможности защиты прав ребёнка в условиях существующего мира.

Воспитательные: выстраивать свою линию поведения в ситуациях, моделирующих нарушение прав ребёнка.

Используемые технологии

Проблемное обучение.

Методы обучения

Частично-поисковые.

Формы обучения

Индивидуальная, групповая, фронтальная, урок-постановка

Планируемые

результаты

Предметные: учащиеся должны знать правовые источники о правах ребёнка; правовые способы решения конфликтов; права ребёнка; иметь представление об органах власти, суде, суде присяжных.

Личностные: учащиеся должны действовать в пределах норм нравственности и права; определять свою линию поведения в ситуациях, моделирующих нравственный выбор между желаемым и необходимым (должным).

Метапредметные: находить необходимую информацию из разных источников, в том числе и литературных; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Межпредметные

связи

Литература, обществознание, право

Основные понятия

Конвенция о правах ребёнка, права, иск, защита, обвинение, суд, суд присяжных.

Оборудование

Интерактивная доска, презентация


Спирин Александр - адвокат

Шокин Александр-  прокурор

Карпова Лена  – судья

Оглы Артем – Бислан

Кораблева Татьяна – помошник адвоката


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыкальной литературе: С.Прокофьев, кантата "Александр Невский"

Восспитание патриотизма  на уроках музыкальной литературы на примере кантаты "Александр Невский", С.Прокофьева...

План-конспект открытого урока по литературе (анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч")

Данный материал можно использовать на уроках литературы в 10 классе....

Конспект открытого урока по литературе по теме "Мастер и Маргарита"

Конспект урока разработан для студентов 1 курса студентов СПО...

Конспект открытого урока по литературе: "А. С. Пушкин - чудо русской поэзии".

Обобщающий урок по литературе для студентов 1 курса на тему: "А. С. Пушкин - чудо русской поэзии"....

Конспект открытого заседания родительского клуба

Конспект открытого заседания родительского клуба Тренинг для родителей по теме: «Культура поведения детей в обществе»Цели:Сплочение коллектива родителей.Познакомить   родите...

Конспект открытого занятия по литературе на тему «ТЕМА ТВОРЧЕСТВА И НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»

Конспект открытого занятия по литературе на тему «ТЕМА ТВОРЧЕСТВА И НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»...