Рабочие листы для студентов по учебной дисциплине "Русский язык"
методическая разработка
Данные рабочие листы разработаны по темам, представленным в содержании рабочей программы по учебной дисциплине "Русский язык" для студентов СПО 1 курса. Также материалы можно использовать и при работе на уроке с обучающимися 10-11 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_v_leksicheskoy_sisteme_yazyka.docx | 26.83 КБ |
rabochiy_list.docx | 30.76 КБ |
rabochiy_list_po_russkomu_yazyku.docx | 25.45 КБ |
grammatika._imya_sushch._1_chast.docx | 24.43 КБ |
imya_sushch._2_chast.docx | 27.25 КБ |
morfemika.docx | 25.12 КБ |
frazeologiya._prakticheskaya_chast.docx | 15.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная дисциплина Русский язык
Бланк для выполнения домашнего задания
Тема: Слово в лексической системе языка / Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
Ход урока.
- Работа с теоретическим материалом
- Определение основных понятий
Лексикология - наука, изучающая словарный состав языка, значения слов, их взаимосвязь, описывающая происхождение слов, нормы употребления лексем в речи.
Лексика – совокупность слов, входящих в состав того или иного естественного языка.
Слово (или лексема) - основная единица языка, представляющая собой звук или комплекс звуков, служащая для обозначения предметов, явлений, событий, качеств, количеств, состояний и т.д.
Номинативная функция слова – способность слова называть предметы, их признаки, действия и т.д.
Значение слова
- Лексическое (-соотнесённость слова с определенным понятием, явлением действительности; -то, что обозначает данное слово)
- Грамматическое (-принадлежность слова к какой-либо части речи и характеристика его языковых категорий: род, время, спряжение, склонение, число, лицо и т.д.)
Способы объяснения лексического значения слова
1. Описание предмета или явления другими словами
2. Использование толкового словаря
3. Демонстрация предмета или явления (при имеющейся возможности)
4. Подбор синонима
Однозначность и многозначность слова
Однозначными называют слова, имеющее одно лексическое значение
Многозначными называют слова, имеющие несколько лексических значений (могут употребляться в прямом и переносном значении)
- На переносном значении слова построены такие выразительные средства языка как метафора и метонимия.
Метафора - это перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства. (Например: взрыв ярости, эмаль небес, зеркало водоёма).
Метонимия - перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности понятий, их связи
(Например: А Петербург неугомонный уж барабаном пробуждён (Пушкин)- в основе тропа – связь между местом и людьми, которые в нём находятся)
В разделе «Лексика» изучаются следующие понятия:
Омонимы - слова, одинаковые по звучанию и написанию, относящиеся к одной и той же части речи, но совершенно разные по своему лексическому значению. (Коса, ручка, лавка)
Синонимы - слова, близкие или одинаковые по значению и относящиеся к одной части речи, но различные по своему звучанию. (Нищета – бедность – нужда, холодный – ледяной, красный – алый – багряный – багровый).
Антонимы - слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению. (Друг – враг, горячий – холодный, белый – чёрный).
Паронимы -это слова, разные по значению, но сходные по звучанию. Они принадлежат к одной части речи, но никогда не могут заменить друг друга в одном контексте. (Невежа-невежда; одинокий-одиночный)
- Повторение теоретического материала, выполнение упражнений
Упражнение на закрепление (выполняется совместно/самостоятельно)
- Сравните лексическое значение выделенных слов. Подчеркните те словосочетания, в которых выделенное слово употреблено в прямом значении.
Стальная игла / игла сосны; берег моря / море флагов; бронзовый загар / бронзовая монета;
воет волк / воет буря; тёплый приём / тёплый свитер; работа на производстве / сдать работу.
Упражнение на закрепление (выполняется совместно/самостоятельно)
- Определите, какие изобразительные средства используют авторы, употребляя слова в переносном значении
Бьётся в тесной печурке огонь, Уже за полночь далеко,
На поленьях смола, как слеза, А митинг всё ещё идет
И поёт мне в землянке гармонь И зал встаёт, и зал поёт,
Про улыбку твою и глаза. И в зале дышится легко.
Ответ: ____________________ Ответ: ____________________
Упражнение на закрепление (выполняется совместно/самостоятельно)
- Сравните значения выделенных слов и укажите, относятся они к явлениям многозначности или омонимии. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Заво_ской клуб – клуб дыма. Зат_пить печ(?) – зат_пить к_рабль. Крутой бер_г – крутой кип_ток Вид моря – вид гл_гола. Трубит горн – пылает горн. Серебр_ный подстаканник - серебр_ный иней. Противотанковая мина – грус_ная мина.
Упражнение на закрепление (выполняется совместно/самостоятельно)
- Подберите к словам синонимы и антонимы
Буря - ________________________________________________
Горе - ________________________________________________
Мастер - ______________________________________________
Дорогой - ______________________________________________
Упражнение на закрепление (выполняется совместно/самостоятельно)
- Выберите из скобок существительные, подходящие по смыслу к каждому из прилагательных.
Сытый , сытный ( человек, дети, обед, кот, блюдо).
Эффективный, эффектный ( метод, картина, способ, решение , женщина).
Упражнение на закрепление (выполняется самостоятельно)
- В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1. В пушкинские времена щёголи НАДЕВАЛИ несколько жилетов одновременно, причём нижний должен был выглядывать из-под верхнего.
2. Книга ПРЕДОСТАВЛЯЕТ историю космонавтики как остросюжетную повесть о реальных событиях с невымышленными действующими лицами.
3. По мнению Толстого, исторический роман должен ОХВАТЫВАТЬ общий ход событий, проникая в глубины их внутреннего смысла.
4. На известном портрете М. Н. Ермоловой особенно привлекает взгляд ГОРДЕЛИВО посаженная голова актрисы, благородные черты её одухотворённого лица.
Оценка за выполненную работу: ________
Студент(ка): __________________________________
Преподаватель: Касап Евгений Александрович
Предварительный просмотр:
Учебная дисциплина Русский язык
Бланк для выполнения домашнего задания
Тема: Правописание приставок на з -/с -. Правописание и / ы после приставок.
Ход урока.
- Изучение правила
Приставки на З и С | Правило | Примеры | Исключения |
Буква З в приставках: без-, раз-, из-, воз-, вз-, низ-, чрез-, (через-) | Буква З пишется в приставках без-, раз-, из-, воз-, вз-, низ-, чрез-, (через-) перед звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р,) и гласными. | Безграмотный, разглядеть, изрисовать, возвышаться, взбрыкнуть, низвергнуть, чрезвычайный, безаварийный | - |
Буква С в приставках: бес-, рас-, ис-, вос-, вс-, нис-, чрес-, (черес-) | Буква С пишется в приставках бес-, рас-, ис-, вос-, вс-, нис-, чрес-, (черес-) перед глухими согласными (п, ф, к, т, ш, с, ч, щ, ц, х) | Бессовестный, расщелина, использовать, восходить, вскарабкаться, чересчур | Сбежать, сделать, сговориться, свидеться, сжечь. Также: здесь, здание, здоровье, т.к. буква З в них является частью корня. |
Правописание гласных в приставках: раз- , рас- , роз- , рос- | В безударном положении всегда пишется А, под ударением О | Разыскать, розыск, разлив (реки), розлив (стали) | Розыскной |
Правописание и / ы после приставок | |||
Правописание И после приставки | После приставок, оканчивающихся на гласный, пишется буква и | Переиграть, поиск, поискать. | В соответствии с произношением пишутся слова: предисловие, взимать. |
Правописание Ы после приставки | После приставок, оканчивающихся на согласный вместо буквы И пишем букву Ы | Обыграть, разыскать, предыстория, розыгрыш, разыграть, подыскать, подытожить | После иноязычных приставок: Суб-, контр-, транс-, дез-, а также меж-, и сверх-, пишется буква И |
Следует запомнить, что от слов с приставками надо отличать сложносокращённые слова,
которые пишутся через И (пединститут, спортинвентарь, мединститут)
Буква И сохраняется также в сложных словах: двухигольчатый, спортинвентарь и др.
- Повторение правила и ответы на контрольные вопросы
- В каких приставках пишется буква З?
- В каких приставках пишется буква С?
- Назовите правило правописания приставок: раз-, рас-, роз-, рос-
- Назовите правила правописания и/ы после приставки
- Упражнение на закрепление (выполняется совместно)
- Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание приставок.
Под..грать, по..грать, сверх..нтересный, меж..мпериалистический, сверх..мпульсивный, меж..гровой, контр..гра, под..скать, без..сходный,
- Упражнение на закрепление (выполняется совместно)
- Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание приставок.
● Без-, бес- (БЕ..-ценный, БЕ..-словесный, БЕ..-вредный, БЕ..-сменный, БЕ..-вкусный,
БЕ..мятежный, БЕ..-злобный.
● Раз-, рас- (РА..-крытие, РА..-ведка, РА..-грызть, РА..-пашонка, РА..-свет,
РА..цвет, РА..грузка.
● Из-,ис- (И..-бегать, И..-следовать, И..-кусный, И..-стари, И..-жарить,
И..корёжить, И.. -точить,
- Упражнение на закрепление (выполняется самостоятельно)
- Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание приставок.
С..змальства, вз..скать, об..скать, вз..мать, под..маться, пере..меновать. про..грыш,
роз..грыш.
РА..-звонить, РА..-сказать, РА.. -стелить, РА..-крутить.
БЕ.. -связный, БЕ..-кровный, БЕ.. -содержательный, БЕ..-шумный.
И..-решетить, И..-ключить, И.. -чертить, И..-править
- Упражнение на закрепление (выполняется самостоятельно) *
- Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание приставок.
Без..сходная тоска, из..сканно одетые господа, небез..звестный кружок, раз..грать
в..игрыш, без..мянная речка, провести дез..нфекцию.
- Выполнение интерактивного упражнения на закрепление
Оценка за выполненную работу:
- Задание 1 (по выбору): Подготовить интерактивную игру по темам: «Правописание приставок на З/С», «Правописание Ы/И после приставки»
Методические указания: Используя ресурсы программы PowerPoint подготовьте интерактивную игру по указанной теме. При создании игры учитывайте требования к оформлению презентации, а также необходимость применения различных анимационных эффектов
- Задание 2 (обязательное): Самостоятельно подберите несколько разнотипных упражнений для закрепления изученного материала по теме.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка за выполненную работу:
Студент(ка): __________________________________
Преподаватель: Касап Евгений Александрович
Предварительный просмотр:
Учебная дисциплина Русский язык
Бланк для выполнения домашнего задания
Тема: Лексические и фразеологические словари.
Ход урока.
- Работа с теоретическим материалом
Отдел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучением, называется лексикографией (греч. lexikos – словарный и grapho – пишу).
Различаются словари двух типов: энциклопедические и филологические (лингвистические). В первых объясняются понятия, явления, сообщаются сведения о различных событиях, во вторых объясняются слова, толкуются их значения.
Лингвистические словари в свою очередь подразделяются на два типа: словари многоязычные (чаше всего двуязычные, которыми мы пользуемся при изучении иностранного языка, в работе над переводом и т. д.) и одноязычные, в которых слова объясняются посредством слов этого же языка.
Лингвистический словарь — словарь, в котором дается разъяснение значения и употребления слов (в отличие от энциклопедического словаря, сообщающего сведения о соответствующих реалиях — предметах, явлениях, событиях).
Диалектный (областной) словарь — словарь, содержащий диалектную лексику и ее объяснение.
Диалектный (областной) фразеологический словарь — словарь, содержащий диалектную фразеологию и иные устойчивые словосочетания, и их объяснения.
Исторический словарь — словарь, содержащий историю слов (их появления, развития значений, изменения словообразовательной структуры и т. д.).
Обратный словарь — словарь, в котором сохраняется алфавитное расположение материала, но не по началу слов, а по концу их, т. е. справа налево.
Орфографический словарь — словарь, содержащий слова в их нормативном написании. Орфоэпический словарь — словарь, содержащий слова в их нормативном литературном произношении.
Словарь антонимов. В 1971 г. вышел первый у нас «Словарь антонимов русского языка» Л. А. Введенской. Словарь содержит свыше 1 000 пар слов, представляющих собой однокорневые или разнокорневые антонимы.
Словарь иностранных слов — словарь, содержащий слова иноязычного происхождения, более или менее специальные, и их объяснение.
Словарь лингвистических терминов — словарь, содержащий термины языкознания и их толкование.
Словарь омонимов. В 1974 г. был издан первый в нашей стране «Словарь омонимов русского языка» О. С. Ахмановой. В словаре приводятся в алфавитном порядке омонимические пары (реже группы из трех или четырех слов), в необходимых случаях даются грамматические сведения и стилистические пометы, а также квалификация омонимов с точки зрения их образования или происхождения.
Словарь паронимов. Дается толкование каждого слова-паронима, указывается общий для каждой лексической единицы, входящей в пару, корень, приводятся иллюстрации, подтверждающие смысловое различие слов.
Словарь синонимов — словарь, содержащий синонимы, их объяснения, иллюстративный материал к ним.
Словарь сокращений — словарь, содержащий сложносокращенные слова (в том числе аббревиатуры инициального типа), образованные от составных наименований.
Словарь языка писателей — словарь, содержащий лексику произведений того или иного писателя. Серьезным изданием этого типа является «Словарь языка Пушкина» в 4-х тт., содержащий свыше 21 000 слов и дающий наглядное представление о лексическом богатстве создателя русского литературного языка (1956—1961 гг.). Словарем одного произведения является «Словарь-справочник «Слова о полку Игореве», составленный В. Л. Виноградовой. (Вып. 1. 1965 г.).
Словообразовательный словарь — словарь, показывающий слово образовательную структуру наиболее употребительных слов языка.
Толковый словарь — словарь, содержащий слова с объяснением их значений, грамматической и стилистической характеристикой (наиболее распространенный тип одноязычного лингвистического словаря).
Топонимический словарь — словарь, содержащий географические названия (названия стран, городов, рек, морей, гор и т. д.).
Фразеологический словарь — словарь, содержащий фразеологию языка.
Этимологический словарь — словарь, содержащий слова с объяснением их происхождения.
- Упражнения
1. Определите, из какого словаря данная статья, обоснуйте свой ответ.
- Мухи не обидит. Кроткий, безобидный, добрый. — Ты видишь ли, я его давно знаю, и Машеньку, твою золовку, люблю. Золовки — колотовки, ну а уж эта мухи не обидит! (Л. Н. Толстой. «Война и мир»). (_____________________________________________________________)
- Ермолка, -и, ж. Маленькая, мягкая, кругленькая шапочка. (_______________________________)
- Резон (фр. raison —довод, разумное основание, смысл.(__________________________________)
- Веселье — грусть. Беззаботно-радостное настроение, жизнерадостность. — Настроение печали, легкого уныния. Делить веселье все готовы. Никто не хочет грусть делить. (М. Ю. Лермонтов. «Одиночество»). (_____________________________________________)
- Трус. Гнусный, жалкий, мелкий, ничтожный, отчаянный, отъявленный, подлый, презренный. (____________________________________________________________________________)
-. Перстень — от устаревш. перст - «палец»; ср. наперсток, перчатка. (___________________________________________________________________)
2. Составьте «портрет» слов, используя определенные виды словарей (орфографический, толковый, этимологический, фонетический, словарь синонимов)
1 вариант: Саботаж 2 вариант: Катастрофа
- (________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________)
Студент(ка): __________________________________
Преподаватель: Касап Евгений Александрович
Предварительный просмотр:
Учебная дисциплина Русский язык
Бланк для выполнения домашнего задания
Тема: Грамматика. / Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных.
Ход урока.
- Изучение теоретического материала
Грамматика – это раздел науки о языке, изучающий грамматический строй языка, закономерности построения словоформ (слово в грам.знач.), словосочетаний, предложений, текстов.
Грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис.
Морфология – учение о частях речи и их функциях в грамматическом строе русского языка. Единицей морфологии является словоформа. Все словоформы русского языка объединены в лексико-грамматические классы – части речи.
Части речи
* Самостоятельные (с собственным лексич.знач.) * Служебные (без лексического значения)
- сущ., прил., числ., глаг., нареч., слова кат.сост. – предл., част., союзы.
Междометия – группа слов, не подходящая под понятие части речи.
Часть речи | Общее значение | Морфологические признаки | Синтаксическая роль |
Имя существительное | Предмет | Н.ф. (И.п., ед.ч.) Постоянные признаки: - собственное или нарицательное - одушевленное или нет - род - склонение Непостоянные признаки: - падеж - число | - подлежащее |
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет речи и имеет общее грамматическое значение предметности, отвечает на вопросы кто? что?
Особенности морфологических признаков
1. Собственные (индивид.названия предметов): фио, клички, географ.назван., назван.книг, журналов, различных организаций.
2. Нарицательные (однородные предметы или явления)
1. Одушевленные (люди или живые существа)
2. Неодушевленные (предметы неживой природы)
Род – постоянный признак существительных (мужской, женский, средний, общий)
Таблица «Окончания имен существительных по родам»
Сущ. муж. р. | Сущ. жен. р. | Сущ. ср. р. | Сущ. общ. р. |
Число – непостоянный признак, который указывает на количество предметов.
1. формы ед.ч и мн.ч. ( ______________________________________________________________)
2. форма только ед.ч. ( ______________________________________________________________)
3. форма только мн.ч.(______________________________________________________________)
Падеж – непостоянный признак, связанный с изменением формы слова.
В русском языке 6 падежей
- Именительный падеж (кто? что?) / независимость от других словоформ
- Родительный падеж (кого? чего?) / выражает объективные отношения, имеет обстоят.знач.
- Дательный падеж (кому? чему?) / значение адресата
- Винительный падеж (кого ? что?) / перенос действия на объект
- Творительный падеж (кем? чем?) / орудие, сравн., опред, обр.действ., время, объект, место
- Предложный падеж (о ком? о чём?) / объект речи, мысли, чувства или состояния
- Повторение и ответы на контрольные вопросы
Студент(ка): __________________________________
Преподаватель: Касап Евгений Александрович
Предварительный просмотр:
Учебная дисциплина Русский язык
Бланк для выполнения домашнего задания
Тема: Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного.
Ход урока.
- Изучение теоретического материала
Склонение существительных – это изменение их по падежам и числам.
По особенностям падежных окончаний в единственном числе все существительные распределяются по 3 типам склонения.
«Склонение имен существительных»
Часть речи | Склонение | Особенности грам.показателей | Примеры |
Имя существительное | 1 склонение | - Сущ. ж.р. с окончаниями –а/-я в начальной форме - Сущ. м.р. с окончаниями –а/-я (небольш.группа) ! Сущ., оканчивающиеся в н.ф. на –ия, в формах Д.п. и П.п. имеют окончание -и | трава, земля папа, дядя, юноша лекция, армия, Наталия |
2 склонение | - Сущ. м.р. с нулевым окончанием в н.ф. - Сущ. ср.р. с окончаниями –о/-е | стол, олень, гербарий небо, платье, поле | |
3 склонение | - Сущ. ж.р. с нулевым окончанием в н.ф. ! На конце сущ. 3 скл. после шип. В формах И.п и В.п. пишется Ь | дочь, мышь, сирень мышь, тишь, ночь |
Разносклоняемые существительные
Существительные мужского рода путь и 10 слов среднего рода на –мя: семя, бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, стремя, темя).
Они имеют в формах Р.п., Д.п., и П.п. окончание –и (как сущ. 3 скл.), в форме Т.п. – окончания –ем/-ём (как сущ. 2 скл.)
Неизменяемые существительные
1. Нарицательные и собственные существительного иноязычного происхождения (гуру, жюри, кофе, какао, шимпанзе, метро, пальто, жалюзи)
2. Сложносокращенные слова (СМИ, АТС, ГАИ)
«Правописание сложных существительных»
Слитно | Через дефис |
1. Соединительная гласная О (Е): сенокос 2. Иноязычные элементы: авто-, агро-, аэро-, авиа-, био-, вело-, гидро-, макро-, нео-, пан-, псевдо-, зоо-, квази-, фото- и т.д 3. 2-я часть слова: -град, -город, -абад, -акан: Белгород, Волгоград 4. 1-я часть слова полу: полумера 5. Сложносокращенные слова: колхоз, ВВС | 1. Без соединительных гласных 2. Профессия, специальность, должность, звание: генерал-майор, лётчик-испытатель 3. Начальные иноязычные элементы: вице-, камер-, статс-, унтер-, штаб-, экс- 4. Географические названия: сущ+сущ, сущ+прил: Гусь-Хрустальный, Орехово-Зуево 5. Составные русские и иноязычные фамилии 6. Образованы с помощью частиц, союзов, предлогов: Комсомольск-на-Амуре, Ростов-на-Дону |
Порядок морфологического разбора имени существительного
1. Выписываем сущ., разбираем по составу, ставим в начальную форму.;
2. Определяем постоянные признаки: собственное/нарицательное, одушевленное/неодушевленное, род, склонение
3. Определяем непостоянные признаки: число, падеж.
4. Указываем роль в предложении (синтаксическую роль)
- Повторение и ответы на контрольные вопросы
- Выполнение упражнений
1. Прочитайте текст и выполните задания
С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.
Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.
Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.
Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает большим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык.
- Выпишите из текста имена собственные: _____________________________________________________________________________________
- Приведите примеры одуш. и неодуш. сущ.: _____________________________________________________________________________________
- Выпишите по 2 примера существительных 1, 2 и 3 склонения:
_____________________________________________________________________________________
- Найдите в тексте несклоняемые существительные и подчеркните их, определите их род
- Найдите в тексте сущ., которые не изменяются по числам. Определите их род
_____________________________________________________________________________________
2. Выполните тест (см. приложение)
1. __ 6. __ 11. __ 16. __
2. __ 7. __ 12. __ 17. __
3. __ 8. __ 13. __ 18. __
4. __ 9. __ 14. __ 19. __
5. __ 10. __ 15. __ 20. __
Задания для самостоятельной работы
- Прочитать (учебник стр. 153 – 164)
- Выполнить упражнения 88, 89 (стр.165) /в эл. виде. (документ с содержанием выполненного задания прикрепить в гуглкласс)
Студент(ка): __________________________________
Преподаватель: Касап Евгений Александрович
Предварительный просмотр:
Учебная дисциплина Русский язык
Бланк для выполнения домашнего задания
Тема: Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова
Ход урока.
- Работа с теоретическим материалом
- Определение основных понятий
Морфемика – это раздел русского языка, который изучает строение слова.
Слова состоят из значимых частей, которые называются морфемами: приставки, корня, суффикса и окончания.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании. Окончание выражает различные грамматические значения частей речи: 1) у имён существительных, имён числительных, личных местоимений – значение падежа и числа; 2) у имён прилагательных, причастий, местоимений – значение падежа, числа и рода; 3) у глаголов в настоящем и будущем времени – значение лица и числа; 4) у глаголов в прошедшем времени – значение рода и числа.
Запомнить: окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками (врач, дом); оно обнаруживается при сравнении форм слова.
Часть изменяемого слова без окончания называется основой слова. Основа может быть охарактеризована, как непроизводная, производная, производящая.
Непроизводная основа – это основа слов, не образованных от каких-либо других слов, имеющих первичный характер.
Производная основа – это основа слов, образованных от каких-либо других слов путём присоединения различных морфем (приставок, суффиксов).
Производящая основа – это основа того слова, от которого данное слово образовано.
Необходимо уметь различать слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, в которых выделяется только основа (говоря, завтра, длиннее).
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными (водный, подводный, вода, заводь, водянистый, подводник).
Запомнить: существуют слова, которые имеют один и тот же корень, но разные лексические значения (гора, горный, угореть, загореть, перегореть), они не являются однокоренными.
Приставка – это значимая часть слова, которая сто¬ит перед корнем и служит для образования новых слов (вода, подводный).
Запомнить: кроме исконно русских приставок (О-, ОТ-, ПОД-, НАД-, ПЕРЕ-), существуют иноязычные (КОНТР-, СУБ-, АД-, ИН-, КОН-, ОБ-).
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (тонкость, тонковатый; водяной, водянистый).
Постфикс – это часть слова, которая стоит после окончания; в русском языке их 2: -СЬ и -СЯ.
Порядок морфемного разбора слова
- Определить часть речи
- Определить и обозначить окончание
- Обозначить основу слова
- Обозначить корень\несколько корней (если корень не один, обозначить интерфикс)
- Обозначить приставку
- Обозначить суффикс
- Дополнение лекции
Используя материалы учебника, дайте определение следующим понятиям (частям слова)
- Постфикс - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Интерфикс (соединительный гласный) - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите два вида корней и приведите примеры слов с соответствующими корнями
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Повторение теоретического материала, выполнение упражнений
Упражнение 1
Выделите в данных словах окончания и основы. Укажите слова, которые не имеют окончаний.
Серость, озером, навзничь, увлекся, запах, читаю, вперед, повернуть, направо, снова, догорал, слишком, прилежно, грустно, рекой, написан, шквал, оправдать, кормилец, морозец, моторист, ливень, издавна.
Упражнение 2
Выделите в данных словах корни. Выпишите ряды однокоренных слов.
Мороз, подморозить, правдивый, оправдать, оценивать, оценка, винный, повинность, кормежка, кормовой, пояснение, ясность, любить, возлюбленный, наслаждение, сладкий.
Упражнение 3
Выполните морфемный разбор слов.
Примечание: особое место в русском языке занимает морфема -ТЬ (-ТИ), которую некоторые лингвисты выделяют как суффикс (не входит в основу слова), другие – как окончание.
Просвещение, удивительный, примиряющий, очарование, поражать, написал, отдавать, выдающийся, выразить, избежать, справа, удивительно, вырасти, опрятен, удачен, преломление, бедняга.
Упражнение 70 (учебн. Стр.133)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка за выполненную работу: ________
Студент(ка): __________________________________
Преподаватель: Касап Евгений Александрович
Предварительный просмотр:
Задание 1
Распределите фразеологизмы на две группы в зависимости от значения, дайте названия группам (что для них является общим), определите значения фразеологизмов.
- Вне себя. 2. Довести до белого каления. 3. И бровью не шевельнул. 4. И в ус не дует. 5. Как с гуся вода. 6. Махнуть рукой. 7. Метать громы и молнии. 8. Моя хата с краю. 9. Ноль внимания. 10. Рвать и метать. 11. Устроить сцену. 12. Хоть бы что. 13. Хоть трава не расти. 14. Выйти из себя.
Задание 2
Определите, на сколько групп по значению можно разделить данные фразеологизмы. Распределите фразеологизмы по группам.
- Бить баклуши. 2. Брать быка за рога. 3. Валять дурака. 4. Горит в руках. 5. Длинный язык. 6. Засучив рукава. 7. Палец о палец не ударить. 8. Переливать из пустого в порожнее. 9. Перемывать косточки. 10. Своротить гору. 11. Сидеть сложа руки. 12. Считать ворон. 13.Точить лясы. 14.Чесать язык.
Задание 3
Подберите к каждому слову и словосочетанию из группы 1 фразеологизмы из группы 2.(Совместить номер и букву)
Группа 1 | Группа 2 |
| А. В двух шагах |
| Б. От зари до зари |
| В. Поймать на удочку |
| Г. Правая рука |
| Д. Не на шутку |
| Е. Падать духом |
| Ж. Ни к селу ни к городу |
Задание 4.
Составить предложения, используя фразеологизмы:
Мотать на ус. Без году неделя. Медвежья услуга. Не терять головы. Взяться за ум. Вырасти в глазах. Семи пядей во лбу.
Задание 5.
К данным фразеологизмам подберите антонимы. Укажите номер и антоним к фразеологизму под этим номером.
- В двух шагах. 2. Взять себя в руки. 3. Засучив рукава. 4. На худой конец. 5. Пасть духом. 6. Хоть пруд пруди. 7. Стреляный воробей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь для студентов СПО 1 курса по дисциплине "Русский язык"
Данная разработка содержит теоритические и практические основы курса русского языка и является дополнительным учебным пособием для самостоятельной работы студентов в межсессионный период, для п...
Рабочий лист "Контрольная работа по немецкому языку, раздел "Общие сведения о туризме"" для специальности 100401 Туризм
Данный рабочий лист предназначен для выполнения контрольной работы студентами 2 курса специальности 100401 Туризм. Рабочий лист содержит задания лексико-грамматического плана, а также задания на чтени...
Методические рекомендации по разработке заданий для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов по учебной дисциплине "Иностранный язык"
Методические рекомендации по разработке заданий для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине иностранный язык предназначены для преподавателей СПО. Внеаудиторная...
Рабочий лист к уроку биологии в 6 классе Тема: «Органы цветкового растения».
Рабочий лист к уроку" Органы цветкового растения"...
Методические рекомендации к внеурочной самостоятельной работе студентов по учебной дисциплине "Русский язык"
Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по русскому языку разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности среднего проф...
Комплект оценочных листов для педагогического контроля учебной практики по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер»
Комплект оценочных листов разработан на каждое занятие для учебной практики, проводимой в учебном кулинарном цехе и предназначен для наглядности выставления оценки....
Развитие навыков чтения с листа у студентов в классе «Аккомпанемента» в педагогическом колледже: Научно-методическая работа
Развитие навыков чтения с листа у студентов в классе «Аккомпанемента» в педагогическом колледже: Научно-методическая работаПри подготовке учителя музыки в общеобраз...