Рабочие листы для студентов по учебной дисциплине "Русский язык"
методическая разработка
Данные рабочие листы разработаны по темам, представленным в содержании рабочей программы по учебной дисциплине "Русский язык" для студентов СПО 1 курса. Также материалы можно использовать и при работе на уроке с обучающимися 10-11 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.83 КБ |
![]() | 30.76 КБ |
![]() | 25.45 КБ |
![]() | 24.43 КБ |
![]() | 27.25 КБ |
![]() | 25.12 КБ |
![]() | 15.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная дисциплина Русский язык
Бланк для выполнения домашнего задания
Тема: Слово в лексической системе языка / Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
Ход урока.
- Работа с теоретическим материалом
- Определение основных понятий
Лексикология - наука, изучающая словарный состав языка, значения слов, их взаимосвязь, описывающая происхождение слов, нормы употребления лексем в речи.
Лексика – совокупность слов, входящих в состав того или иного естественного языка.
Слово (или лексема) - основная единица языка, представляющая собой звук или комплекс звуков, служащая для обозначения предметов, явлений, событий, качеств, количеств, состояний и т.д.
Номинативная функция слова – способность слова называть предметы, их признаки, действия и т.д.
Значение слова
- Лексическое (-соотнесённость слова с определенным понятием, явлением действительности; -то, что обозначает данное слово)
- Грамматическое (-принадлежность слова к какой-либо части речи и характеристика его языковых категорий: род, время, спряжение, склонение, число, лицо и т.д.)
Способы объяснения лексического значения слова
1. Описание предмета или явления другими словами
2. Использование толкового словаря
3. Демонстрация предмета или явления (при имеющейся возможности)
4. Подбор синонима
Однозначность и многозначность слова
Однозначными называют слова, имеющее одно лексическое значение
Многозначными называют слова, имеющие несколько лексических значений (могут употребляться в прямом и переносном значении)
- На переносном значении слова построены такие выразительные средства языка как метафора и метонимия.
Метафора - это перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства. (Например: взрыв ярости, эмаль небес, зеркало водоёма).
Метонимия - перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности понятий, их связи
(Например: А Петербург неугомонный уж барабаном пробуждён (Пушкин)- в основе тропа – связь между местом и людьми, которые в нём находятся)
В разделе «Лексика» изучаются следующие понятия:
Омонимы - слова, одинаковые по звучанию и написанию, относящиеся к одной и той же части речи, но совершенно разные по своему лексическому значению. (Коса, ручка, лавка)
Синонимы - слова, близкие или одинаковые по значению и относящиеся к одной части речи, но различные по своему звучанию. (Нищета – бедность – нужда, холодный – ледяной, красный – алый – багряный – багровый).
Антонимы - слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению. (Друг – враг, горячий – холодный, белый – чёрный).
Паронимы -это слова, разные по значению, но сходные по звучанию. Они принадлежат к одной части речи, но никогда не могут заменить друг друга в одном контексте. (Невежа-невежда; одинокий-одиночный)
- Повторение теоретического материала, выполнение упражнений
Упражнение на закрепление (выполняется совместно/самостоятельно)
- Сравните лексическое значение выделенных слов. Подчеркните те словосочетания, в которых выделенное слово употреблено в прямом значении.
Стальная игла / игла сосны; берег моря / море флагов; бронзовый загар / бронзовая монета;
воет волк / воет буря; тёплый приём / тёплый свитер; работа на производстве / сдать работу.
Упражнение на закрепление (выполняется совместно/самостоятельно)
- Определите, какие изобразительные средства используют авторы, употребляя слова в переносном значении
Бьётся в тесной печурке огонь, Уже за полночь далеко,
На поленьях смола, как слеза, А митинг всё ещё идет
И поёт мне в землянке гармонь И зал встаёт, и зал поёт,
Про улыбку твою и глаза. И в зале дышится легко.
Ответ: ____________________ Ответ: ____________________
Упражнение на закрепление (выполняется совместно/самостоятельно)
- Сравните значения выделенных слов и укажите, относятся они к явлениям многозначности или омонимии. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Заво_ской клуб – клуб дыма. Зат_пить печ(?) – зат_пить к_рабль. Крутой бер_г – крутой кип_ток Вид моря – вид гл_гола. Трубит горн – пылает горн. Серебр_ный подстаканник - серебр_ный иней. Противотанковая мина – грус_ная мина.
Упражнение на закрепление (выполняется совместно/самостоятельно)
- Подберите к словам синонимы и антонимы
Буря - ________________________________________________
Горе - ________________________________________________
Мастер - ______________________________________________
Дорогой - ______________________________________________
Упражнение на закрепление (выполняется совместно/самостоятельно)
- Выберите из скобок существительные, подходящие по смыслу к каждому из прилагательных.
Сытый , сытный ( человек, дети, обед, кот, блюдо).
Эффективный, эффектный ( метод, картина, способ, решение , женщина).
Упражнение на закрепление (выполняется самостоятельно)
- В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1. В пушкинские времена щёголи НАДЕВАЛИ несколько жилетов одновременно, причём нижний должен был выглядывать из-под верхнего.
2. Книга ПРЕДОСТАВЛЯЕТ историю космонавтики как остросюжетную повесть о реальных событиях с невымышленными действующими лицами.
3. По мнению Толстого, исторический роман должен ОХВАТЫВАТЬ общий ход событий, проникая в глубины их внутреннего смысла.
4. На известном портрете М. Н. Ермоловой особенно привлекает взгляд ГОРДЕЛИВО посаженная голова актрисы, благородные черты её одухотворённого лица.
Оценка за выполненную работу: ________
Студент(ка): __________________________________
Преподаватель: Касап Евгений Александрович
Предварительный просмотр:
Учебная дисциплина Русский язык
Бланк для выполнения домашнего задания
Тема: Правописание приставок на з -/с -. Правописание и / ы после приставок.
Ход урока.
- Изучение правила
Приставки на З и С | Правило | Примеры | Исключения |
Буква З в приставках: без-, раз-, из-, воз-, вз-, низ-, чрез-, (через-) | Буква З пишется в приставках без-, раз-, из-, воз-, вз-, низ-, чрез-, (через-) перед звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р,) и гласными. | Безграмотный, разглядеть, изрисовать, возвышаться, взбрыкнуть, низвергнуть, чрезвычайный, безаварийный | - |
Буква С в приставках: бес-, рас-, ис-, вос-, вс-, нис-, чрес-, (черес-) | Буква С пишется в приставках бес-, рас-, ис-, вос-, вс-, нис-, чрес-, (черес-) перед глухими согласными (п, ф, к, т, ш, с, ч, щ, ц, х) | Бессовестный, расщелина, использовать, восходить, вскарабкаться, чересчур | Сбежать, сделать, сговориться, свидеться, сжечь. Также: здесь, здание, здоровье, т.к. буква З в них является частью корня. |
Правописание гласных в приставках: раз- , рас- , роз- , рос- | В безударном положении всегда пишется А, под ударением О | Разыскать, розыск, разлив (реки), розлив (стали) | Розыскной |
Правописание и / ы после приставок | |||
Правописание И после приставки | После приставок, оканчивающихся на гласный, пишется буква и | Переиграть, поиск, поискать. | В соответствии с произношением пишутся слова: предисловие, взимать. |
Правописание Ы после приставки | После приставок, оканчивающихся на согласный вместо буквы И пишем букву Ы | Обыграть, разыскать, предыстория, розыгрыш, разыграть, подыскать, подытожить | После иноязычных приставок: Суб-, контр-, транс-, дез-, а также меж-, и сверх-, пишется буква И |
Следует запомнить, что от слов с приставками надо отличать сложносокращённые слова,
которые пишутся через И (пединститут, спортинвентарь, мединститут)
Буква И сохраняется также в сложных словах: двухигольчатый, спортинвентарь и др.
- Повторение правила и ответы на контрольные вопросы
- В каких приставках пишется буква З?
- В каких приставках пишется буква С?
- Назовите правило правописания приставок: раз-, рас-, роз-, рос-
- Назовите правила правописания и/ы после приставки
- Упражнение на закрепление (выполняется совместно)
- Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание приставок.
Под..грать, по..грать, сверх..нтересный, меж..мпериалистический, сверх..мпульсивный, меж..гровой, контр..гра, под..скать, без..сходный,
- Упражнение на закрепление (выполняется совместно)
- Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание приставок.
● Без-, бес- (БЕ..-ценный, БЕ..-словесный, БЕ..-вредный, БЕ..-сменный, БЕ..-вкусный,
БЕ..мятежный, БЕ..-злобный.
● Раз-, рас- (РА..-крытие, РА..-ведка, РА..-грызть, РА..-пашонка, РА..-свет,
РА..цвет, РА..грузка.
● Из-,ис- (И..-бегать, И..-следовать, И..-кусный, И..-стари, И..-жарить,
И..корёжить, И.. -точить,
- Упражнение на закрепление (выполняется самостоятельно)
- Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание приставок.
С..змальства, вз..скать, об..скать, вз..мать, под..маться, пере..меновать. про..грыш,
роз..грыш.
РА..-звонить, РА..-сказать, РА.. -стелить, РА..-крутить.
БЕ.. -связный, БЕ..-кровный, БЕ.. -содержательный, БЕ..-шумный.
И..-решетить, И..-ключить, И.. -чертить, И..-править
- Упражнение на закрепление (выполняется самостоятельно) *
- Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание приставок.
Без..сходная тоска, из..сканно одетые господа, небез..звестный кружок, раз..грать
в..игрыш, без..мянная речка, провести дез..нфекцию.
- Выполнение интерактивного упражнения на закрепление
Оценка за выполненную работу:
- Задание 1 (по выбору): Подготовить интерактивную игру по темам: «Правописание приставок на З/С», «Правописание Ы/И после приставки»
Методические указания: Используя ресурсы программы PowerPoint подготовьте интерактивную игру по указанной теме. При создании игры учитывайте требования к оформлению презентации, а также необходимость применения различных анимационных эффектов
- Задание 2 (обязательное): Самостоятельно подберите несколько разнотипных упражнений для закрепления изученного материала по теме.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка за выполненную работу:
Студент(ка): __________________________________
Преподаватель: Касап Евгений Александрович
Предварительный просмотр:
Учебная дисциплина Русский язык
Бланк для выполнения домашнего задания
Тема: Лексические и фразеологические словари.
Ход урока.
- Работа с теоретическим материалом
Отдел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучением, называется лексикографией (греч. lexikos – словарный и grapho – пишу).
Различаются словари двух типов: энциклопедические и филологические (лингвистические). В первых объясняются понятия, явления, сообщаются сведения о различных событиях, во вторых объясняются слова, толкуются их значения.
Лингвистические словари в свою очередь подразделяются на два типа: словари многоязычные (чаше всего двуязычные, которыми мы пользуемся при изучении иностранного языка, в работе над переводом и т. д.) и одноязычные, в которых слова объясняются посредством слов этого же языка.
Лингвистический словарь — словарь, в котором дается разъяснение значения и употребления слов (в отличие от энциклопедического словаря, сообщающего сведения о соответствующих реалиях — предметах, явлениях, событиях).
Диалектный (областной) словарь — словарь, содержащий диалектную лексику и ее объяснение.
Диалектный (областной) фразеологический словарь — словарь, содержащий диалектную фразеологию и иные устойчивые словосочетания, и их объяснения.
Исторический словарь — словарь, содержащий историю слов (их появления, развития значений, изменения словообразовательной структуры и т. д.).
Обратный словарь — словарь, в котором сохраняется алфавитное расположение материала, но не по началу слов, а по концу их, т. е. справа налево.
Орфографический словарь — словарь, содержащий слова в их нормативном написании. Орфоэпический словарь — словарь, содержащий слова в их нормативном литературном произношении.
Словарь антонимов. В 1971 г. вышел первый у нас «Словарь антонимов русского языка» Л. А. Введенской. Словарь содержит свыше 1 000 пар слов, представляющих собой однокорневые или разнокорневые антонимы.
Словарь иностранных слов — словарь, содержащий слова иноязычного происхождения, более или менее специальные, и их объяснение.
Словарь лингвистических терминов — словарь, содержащий термины языкознания и их толкование.
Словарь омонимов. В 1974 г. был издан первый в нашей стране «Словарь омонимов русского языка» О. С. Ахмановой. В словаре приводятся в алфавитном порядке омонимические пары (реже группы из трех или четырех слов), в необходимых случаях даются грамматические сведения и стилистические пометы, а также квалификация омонимов с точки зрения их образования или происхождения.
Словарь паронимов. Дается толкование каждого слова-паронима, указывается общий для каждой лексической единицы, входящей в пару, корень, приводятся иллюстрации, подтверждающие смысловое различие слов.
Словарь синонимов — словарь, содержащий синонимы, их объяснения, иллюстративный материал к ним.
Словарь сокращений — словарь, содержащий сложносокращенные слова (в том числе аббревиатуры инициального типа), образованные от составных наименований.
Словарь языка писателей — словарь, содержащий лексику произведений того или иного писателя. Серьезным изданием этого типа является «Словарь языка Пушкина» в 4-х тт., содержащий свыше 21 000 слов и дающий наглядное представление о лексическом богатстве создателя русского литературного языка (1956—1961 гг.). Словарем одного произведения является «Словарь-справочник «Слова о полку Игореве», составленный В. Л. Виноградовой. (Вып. 1. 1965 г.).
Словообразовательный словарь — словарь, показывающий слово образовательную структуру наиболее употребительных слов языка.
Толковый словарь — словарь, содержащий слова с объяснением их значений, грамматической и стилистической характеристикой (наиболее распространенный тип одноязычного лингвистического словаря).
Топонимический словарь — словарь, содержащий географические названия (названия стран, городов, рек, морей, гор и т. д.).
Фразеологический словарь — словарь, содержащий фразеологию языка.
Этимологический словарь — словарь, содержащий слова с объяснением их происхождения.
- Упражнения
1. Определите, из какого словаря данная статья, обоснуйте свой ответ.
- Мухи не обидит. Кроткий, безобидный, добрый. — Ты видишь ли, я его давно знаю, и Машеньку, твою золовку, люблю. Золовки — колотовки, ну а уж эта мухи не обидит! (Л. Н. Толстой. «Война и мир»). (_____________________________________________________________)
- Ермолка, -и, ж. Маленькая, мягкая, кругленькая шапочка. (_______________________________)
- Резон (фр. raison —довод, разумное основание, смысл.(__________________________________)
- Веселье — грусть. Беззаботно-радостное настроение, жизнерадостность. — Настроение печали, легкого уныния. Делить веселье все готовы. Никто не хочет грусть делить. (М. Ю. Лермонтов. «Одиночество»). (_____________________________________________)
- Трус. Гнусный, жалкий, мелкий, ничтожный, отчаянный, отъявленный, подлый, презренный. (____________________________________________________________________________)
-. Перстень — от устаревш. перст - «палец»; ср. наперсток, перчатка. (___________________________________________________________________)
2. Составьте «портрет» слов, используя определенные виды словарей (орфографический, толковый, этимологический, фонетический, словарь синонимов)
1 вариант: Саботаж 2 вариант: Катастрофа
- (________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________)
Студент(ка): __________________________________
Преподаватель: Касап Евгений Александрович
Предварительный просмотр:
Учебная дисциплина Русский язык
Бланк для выполнения домашнего задания
Тема: Грамматика. / Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных.
Ход урока.
- Изучение теоретического материала
Грамматика – это раздел науки о языке, изучающий грамматический строй языка, закономерности построения словоформ (слово в грам.знач.), словосочетаний, предложений, текстов.
Грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис.
Морфология – учение о частях речи и их функциях в грамматическом строе русского языка. Единицей морфологии является словоформа. Все словоформы русского языка объединены в лексико-грамматические классы – части речи.
Части речи
* Самостоятельные (с собственным лексич.знач.) * Служебные (без лексического значения)
- сущ., прил., числ., глаг., нареч., слова кат.сост. – предл., част., союзы.
Междометия – группа слов, не подходящая под понятие части речи.
Часть речи | Общее значение | Морфологические признаки | Синтаксическая роль |
Имя существительное | Предмет | Н.ф. (И.п., ед.ч.) Постоянные признаки: - собственное или нарицательное - одушевленное или нет - род - склонение Непостоянные признаки: - падеж - число | - подлежащее |
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет речи и имеет общее грамматическое значение предметности, отвечает на вопросы кто? что?
Особенности морфологических признаков
1. Собственные (индивид.названия предметов): фио, клички, географ.назван., назван.книг, журналов, различных организаций.
2. Нарицательные (однородные предметы или явления)
1. Одушевленные (люди или живые существа)
2. Неодушевленные (предметы неживой природы)
Род – постоянный признак существительных (мужской, женский, средний, общий)
Таблица «Окончания имен существительных по родам»
Сущ. муж. р. | Сущ. жен. р. | Сущ. ср. р. | Сущ. общ. р. |
Число – непостоянный признак, который указывает на количество предметов.
1. формы ед.ч и мн.ч. ( ______________________________________________________________)
2. форма только ед.ч. ( ______________________________________________________________)
3. форма только мн.ч.(______________________________________________________________)
Падеж – непостоянный признак, связанный с изменением формы слова.
В русском языке 6 падежей
- Именительный падеж (кто? что?) / независимость от других словоформ
- Родительный падеж (кого? чего?) / выражает объективные отношения, имеет обстоят.знач.
- Дательный падеж (кому? чему?) / значение адресата
- Винительный падеж (кого ? что?) / перенос действия на объект
- Творительный падеж (кем? чем?) / орудие, сравн., опред, обр.действ., время, объект, место
- Предложный падеж (о ком? о чём?) / объект речи, мысли, чувства или состояния
- Повторение и ответы на контрольные вопросы
Студент(ка): __________________________________
Преподаватель: Касап Евгений Александрович
Предварительный просмотр:
Учебная дисциплина Русский язык
Бланк для выполнения домашнего задания
Тема: Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного.
Ход урока.
- Изучение теоретического материала
Склонение существительных – это изменение их по падежам и числам.
По особенностям падежных окончаний в единственном числе все существительные распределяются по 3 типам склонения.
«Склонение имен существительных»
Часть речи | Склонение | Особенности грам.показателей | Примеры |
Имя существительное | 1 склонение | - Сущ. ж.р. с окончаниями –а/-я в начальной форме - Сущ. м.р. с окончаниями –а/-я (небольш.группа) ! Сущ., оканчивающиеся в н.ф. на –ия, в формах Д.п. и П.п. имеют окончание -и | трава, земля папа, дядя, юноша лекция, армия, Наталия |
2 склонение | - Сущ. м.р. с нулевым окончанием в н.ф. - Сущ. ср.р. с окончаниями –о/-е | стол, олень, гербарий небо, платье, поле | |
3 склонение | - Сущ. ж.р. с нулевым окончанием в н.ф. ! На конце сущ. 3 скл. после шип. В формах И.п и В.п. пишется Ь | дочь, мышь, сирень мышь, тишь, ночь |
Разносклоняемые существительные
Существительные мужского рода путь и 10 слов среднего рода на –мя: семя, бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, стремя, темя).
Они имеют в формах Р.п., Д.п., и П.п. окончание –и (как сущ. 3 скл.), в форме Т.п. – окончания –ем/-ём (как сущ. 2 скл.)
Неизменяемые существительные
1. Нарицательные и собственные существительного иноязычного происхождения (гуру, жюри, кофе, какао, шимпанзе, метро, пальто, жалюзи)
2. Сложносокращенные слова (СМИ, АТС, ГАИ)
«Правописание сложных существительных»
Слитно | Через дефис |
1. Соединительная гласная О (Е): сенокос 2. Иноязычные элементы: авто-, агро-, аэро-, авиа-, био-, вело-, гидро-, макро-, нео-, пан-, псевдо-, зоо-, квази-, фото- и т.д 3. 2-я часть слова: -град, -город, -абад, -акан: Белгород, Волгоград 4. 1-я часть слова полу: полумера 5. Сложносокращенные слова: колхоз, ВВС | 1. Без соединительных гласных 2. Профессия, специальность, должность, звание: генерал-майор, лётчик-испытатель 3. Начальные иноязычные элементы: вице-, камер-, статс-, унтер-, штаб-, экс- 4. Географические названия: сущ+сущ, сущ+прил: Гусь-Хрустальный, Орехово-Зуево 5. Составные русские и иноязычные фамилии 6. Образованы с помощью частиц, союзов, предлогов: Комсомольск-на-Амуре, Ростов-на-Дону |
Порядок морфологического разбора имени существительного
1. Выписываем сущ., разбираем по составу, ставим в начальную форму.;
2. Определяем постоянные признаки: собственное/нарицательное, одушевленное/неодушевленное, род, склонение
3. Определяем непостоянные признаки: число, падеж.
4. Указываем роль в предложении (синтаксическую роль)
- Повторение и ответы на контрольные вопросы
- Выполнение упражнений
1. Прочитайте текст и выполните задания
С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.
Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.
Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.
Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает большим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык.
- Выпишите из текста имена собственные: _____________________________________________________________________________________
- Приведите примеры одуш. и неодуш. сущ.: _____________________________________________________________________________________
- Выпишите по 2 примера существительных 1, 2 и 3 склонения:
_____________________________________________________________________________________
- Найдите в тексте несклоняемые существительные и подчеркните их, определите их род
- Найдите в тексте сущ., которые не изменяются по числам. Определите их род
_____________________________________________________________________________________
2. Выполните тест (см. приложение)
1. __ 6. __ 11. __ 16. __
2. __ 7. __ 12. __ 17. __
3. __ 8. __ 13. __ 18. __
4. __ 9. __ 14. __ 19. __
5. __ 10. __ 15. __ 20. __
Задания для самостоятельной работы
- Прочитать (учебник стр. 153 – 164)
- Выполнить упражнения 88, 89 (стр.165) /в эл. виде. (документ с содержанием выполненного задания прикрепить в гуглкласс)
Студент(ка): __________________________________
Преподаватель: Касап Евгений Александрович
Предварительный просмотр:
Учебная дисциплина Русский язык
Бланк для выполнения домашнего задания
Тема: Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова
Ход урока.
- Работа с теоретическим материалом
- Определение основных понятий
Морфемика – это раздел русского языка, который изучает строение слова.
Слова состоят из значимых частей, которые называются морфемами: приставки, корня, суффикса и окончания.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании. Окончание выражает различные грамматические значения частей речи: 1) у имён существительных, имён числительных, личных местоимений – значение падежа и числа; 2) у имён прилагательных, причастий, местоимений – значение падежа, числа и рода; 3) у глаголов в настоящем и будущем времени – значение лица и числа; 4) у глаголов в прошедшем времени – значение рода и числа.
Запомнить: окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками (врач, дом); оно обнаруживается при сравнении форм слова.
Часть изменяемого слова без окончания называется основой слова. Основа может быть охарактеризована, как непроизводная, производная, производящая.
Непроизводная основа – это основа слов, не образованных от каких-либо других слов, имеющих первичный характер.
Производная основа – это основа слов, образованных от каких-либо других слов путём присоединения различных морфем (приставок, суффиксов).
Производящая основа – это основа того слова, от которого данное слово образовано.
Необходимо уметь различать слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, в которых выделяется только основа (говоря, завтра, длиннее).
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными (водный, подводный, вода, заводь, водянистый, подводник).
Запомнить: существуют слова, которые имеют один и тот же корень, но разные лексические значения (гора, горный, угореть, загореть, перегореть), они не являются однокоренными.
Приставка – это значимая часть слова, которая сто¬ит перед корнем и служит для образования новых слов (вода, подводный).
Запомнить: кроме исконно русских приставок (О-, ОТ-, ПОД-, НАД-, ПЕРЕ-), существуют иноязычные (КОНТР-, СУБ-, АД-, ИН-, КОН-, ОБ-).
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (тонкость, тонковатый; водяной, водянистый).
Постфикс – это часть слова, которая стоит после окончания; в русском языке их 2: -СЬ и -СЯ.
Порядок морфемного разбора слова
- Определить часть речи
- Определить и обозначить окончание
- Обозначить основу слова
- Обозначить корень\несколько корней (если корень не один, обозначить интерфикс)
- Обозначить приставку
- Обозначить суффикс
- Дополнение лекции
Используя материалы учебника, дайте определение следующим понятиям (частям слова)
- Постфикс - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Интерфикс (соединительный гласный) - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите два вида корней и приведите примеры слов с соответствующими корнями
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Повторение теоретического материала, выполнение упражнений
Упражнение 1
Выделите в данных словах окончания и основы. Укажите слова, которые не имеют окончаний.
Серость, озером, навзничь, увлекся, запах, читаю, вперед, повернуть, направо, снова, догорал, слишком, прилежно, грустно, рекой, написан, шквал, оправдать, кормилец, морозец, моторист, ливень, издавна.
Упражнение 2
Выделите в данных словах корни. Выпишите ряды однокоренных слов.
Мороз, подморозить, правдивый, оправдать, оценивать, оценка, винный, повинность, кормежка, кормовой, пояснение, ясность, любить, возлюбленный, наслаждение, сладкий.
Упражнение 3
Выполните морфемный разбор слов.
Примечание: особое место в русском языке занимает морфема -ТЬ (-ТИ), которую некоторые лингвисты выделяют как суффикс (не входит в основу слова), другие – как окончание.
Просвещение, удивительный, примиряющий, очарование, поражать, написал, отдавать, выдающийся, выразить, избежать, справа, удивительно, вырасти, опрятен, удачен, преломление, бедняга.
Упражнение 70 (учебн. Стр.133)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка за выполненную работу: ________
Студент(ка): __________________________________
Преподаватель: Касап Евгений Александрович
Предварительный просмотр:
Задание 1
Распределите фразеологизмы на две группы в зависимости от значения, дайте названия группам (что для них является общим), определите значения фразеологизмов.
- Вне себя. 2. Довести до белого каления. 3. И бровью не шевельнул. 4. И в ус не дует. 5. Как с гуся вода. 6. Махнуть рукой. 7. Метать громы и молнии. 8. Моя хата с краю. 9. Ноль внимания. 10. Рвать и метать. 11. Устроить сцену. 12. Хоть бы что. 13. Хоть трава не расти. 14. Выйти из себя.
Задание 2
Определите, на сколько групп по значению можно разделить данные фразеологизмы. Распределите фразеологизмы по группам.
- Бить баклуши. 2. Брать быка за рога. 3. Валять дурака. 4. Горит в руках. 5. Длинный язык. 6. Засучив рукава. 7. Палец о палец не ударить. 8. Переливать из пустого в порожнее. 9. Перемывать косточки. 10. Своротить гору. 11. Сидеть сложа руки. 12. Считать ворон. 13.Точить лясы. 14.Чесать язык.
Задание 3
Подберите к каждому слову и словосочетанию из группы 1 фразеологизмы из группы 2.(Совместить номер и букву)
Группа 1 | Группа 2 |
| А. В двух шагах |
| Б. От зари до зари |
| В. Поймать на удочку |
| Г. Правая рука |
| Д. Не на шутку |
| Е. Падать духом |
| Ж. Ни к селу ни к городу |
Задание 4.
Составить предложения, используя фразеологизмы:
Мотать на ус. Без году неделя. Медвежья услуга. Не терять головы. Взяться за ум. Вырасти в глазах. Семи пядей во лбу.
Задание 5.
К данным фразеологизмам подберите антонимы. Укажите номер и антоним к фразеологизму под этим номером.
- В двух шагах. 2. Взять себя в руки. 3. Засучив рукава. 4. На худой конец. 5. Пасть духом. 6. Хоть пруд пруди. 7. Стреляный воробей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь для студентов СПО 1 курса по дисциплине "Русский язык"
Данная разработка содержит теоритические и практические основы курса русского языка и является дополнительным учебным пособием для самостоятельной работы студентов в межсессионный период, для п...
Рабочий лист "Контрольная работа по немецкому языку, раздел "Общие сведения о туризме"" для специальности 100401 Туризм
Данный рабочий лист предназначен для выполнения контрольной работы студентами 2 курса специальности 100401 Туризм. Рабочий лист содержит задания лексико-грамматического плана, а также задания на чтени...

Развитие навыков чтения с листа у студентов в классе «Аккомпанемента» в педагогическом колледже: Научно-методическая работа
Развитие навыков чтения с листа у студентов в классе «Аккомпанемента» в педагогическом колледже: Научно-методическая работаПри подготовке учителя музыки в общеобраз...

Рабочий лист по теме: "Обозначение времени в английском языке"
Ссылки на ресурсы для изучения темыТренировочные упражнения для отработки теоретического материала...

Рабочий лист на урок учебной практики по теме "Приготовление и подача блюд из яиц. Бракераж готовых блюд.
Рабочий лист составлен для проведения вводного инструктажа учебной практики по ПМ 02Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассорти...

Рабочий лист к лабораторной работе по теме "Внешнее и внутреннее строение листа растения"
Рабочий лист к лабораторной работе по теме "Внешнее и внутреннее строение листа растения", 6 класс...

Конспект практического занятия №8 " Преобразование показательных выражений" с применением рабочих листов для студентов 1 курса по ОД.03 Математика
Конспект практического занятия №8 " Преобразование показательных выражений" составлен к рабочей программе общеобразовательной учебной дисциплины " Математика" на базе основного общ...