РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ Методическая разработка занятия для волонтеров
методическая разработка

Анжелика Дрелинг
 
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ
 
УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ
 
 
Методическая разработка занятия для волонтеров
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_navykov_uverennogo_povedeniya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ

УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Методическая разработка занятия для волонтеров

Заведующая отделением

Дрелинг А.В.

2021 г.

Тема: Развитие навыков уверенного поведения

Одно из направлений в подготовке волонтеров связано с формированием навыков аргументации и контраргументации. В работе волонтеров важное место занимает умение отстоять свою точку зрения, умение противостоять оппоненту.

Цель: повышение коммуникативной компетентности участников, формирование навыков аргументации, развитие навыков работы в команде.

Ход занятия:

  • Разминочное упражнение «Капуста».

Актуализация мотивации на работу по профилактике может быть осуществлена в ходе упражнения «Какова твоя цель в том, чтобы заниматься первичной профилактикой», это упражнение ещё называют «Капустой».

Суть упражнения, выполняемого в парах, заключается в том, чтобы помочь человеку осознать истинные мотивы занятий профилактикой путем последовательного задавание вопроса: «Какова твоя цель в том, чтобы…?»

Например, человек говорит:

- Моя цель волонтерской работы в том, чтобы помогать людям.

- А какова твоя цель в том, чтобы помогать людям?

- Чтобы люди чувствовали себя более счастливыми.

- А какова твоя цель в том, чтобы люди чувствовали себя счастливыми?

- Тогда я тоже буду чувствовать себя более счастливым.

После того, как к словам отвечающего уже нельзя задать вопрос: «Какова твоя цель в том, чтобы…», формулируется окончательный ответ. В нашем примере он выглядит следующим образом: «Я занимаюсь волонтерской работой, чтобы чувствовать себя более счастливым», в результате, мы приходим к очень важному выводу: работая для других, мы работаем и помогаем в первую очередь себе самому.

  • Мозговой штурм «Последствия отказа от употребления ПАВ». 

Оборудование: лист ватмана, маркеры.

В режиме мозгового штурма перечисляются позитивные и негативные последствия отказа от приема ПАВ. Варианты ответов фиксируются на листе ватмана, например:

Позитивные последствия отказа                    Негативные последствия отказа

Сохраню здоровье                                               Стану белой вороной

Буду сильным                                                       Буду немодным

Избегу неприятностей с законом                       Подвергнусь насмешкам

И другие                                                                и другие

Важно, чтобы было больше найдено преимуществ отказа.

В результате обсуждения полученных данных можно поразмышлять над тем, как мы делаем выбор, как можем объяснить это окружающим, аргументировать свою позицию.

  • Мини-лекция «Способы аргументации». 

Оборудование: ручки и блокноты для участников.

Ведущий перечисляет и кратко описывает основные методы аргументации собственной позиции:

  1. Метод положительных ответов;
  2. Метод апелляции к авторитету;
  3. Метод расчленения аргументов оппонента;
  4. Метод «салями».

Подробное описание методов аргументации см. в Приложении №1.

Полученные знания предлагается закрепить в ролевой игре.

  • Ролевая игра «Волк и семеро козлят».

 Оборудование: карточки с названием ролей: «Козленок», «Коза», «Волк» по количеству участников, стулья.

Участникам раздаются карточки с названиями ролей. «Козлятам» предлагается организовать пространство – сесть рядом в «доме». Остальные участники по очереди подходят к дому и просят, чтобы «козлята» их пустили. «Козлятам» неизвестна роль просящего – их задача решить: пускать участника или не пускать в «дом». Если «козлята» ошибаются, то один из них выходит из игры. Этот момент можно драматизировать: пустили «волка», он выбирает и «съедает» «козленка», не пустили «козу, «козленок» «погибает» от голода.

При обсуждении упражнения делается акцент на стратегиях поведения участников, на мере личной и групповой ответственности за принятое решение, на применении способов аргументации.

Одним из альтернативных вариантов закрепления навыков аргументации может быть проведение ролевой игры «Три товарища» (Приложение №2).

  • Рефлексия с мячом и обратная связь. 

Оборудование: мяч.

Участники сидят в кругу. Ведущий бросает мяч любому участнику и просит высказать свое мнение о занятии в целом:

  • Что понравилось в занятии;
  • Что вызвало затруднения при выполнении заданий;
  • Пожелания ведущему и участникам занятия.

Упражнение продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у каждого из участников.

Приложение 1

Методы аргументации

Метод положительных ответов Сократа. Ход решения проблемы или задачи прослеживается минимальными шагами, которые формулируются как вопрос. Задача доказывающего не просто изложить ход своих рассуждений, а на каждом шаге достичь понимания и согласия партнеров. Соглашаясь с каждым шагом доказательства, оппоненты постепенно приходят вместе с доказывающим к тем же выводам.

Каждый новый шаг он должен начинать словами: «Согласны ли вы с тем, что...». Если кто-то из членов группы окажется не согласен, доказывающий должен изменить величину своего логического шага, вернувшись несколько назад, но не спорить и не критиковать несогласного.

Метод перелицовки — это постепенное подведение собеседника к противоположным выводам путем поэтапного прослеживания решения проблемы вместе с ним.

Принципиально важно в этом методе то, что мы не навязываем партнеру своей логики, предоставляем ему возможность самому увидеть противоречие в своих рассуждениях и готовы признать собственную ошибку, если таковая имеется. Необходимо построить работу так, чтобы у партнера не было ощущения «потери лица» при обнаружении ошибки.

В методе перелицовки особенно полезно использовать наглядные средства доказательства.

Метод расчленений — разделение аргументов партнера на верные, сомнительные и ошибочные  с последовательной их проработкой. Для данного метода очень важно вначале согласиться с тем аргументом партнера, который действительно не вызывает у нас возражений или с которым мы готовы согласиться по крайней мере при некоторых условиях. Это дает партнеру возможность понять, что его услышали, говорят с ним «на одном языке» и готовы позитивно с ним сотрудничать. Выражая сомнение в следующем аргументе партнера, мы даем ему понять, что не собираемся возражать только ради возражений и что готовы трезво оценивать весомость его аргументов. Здесь важно, чтобы отвечающий не вносил своих собственных аргументов, а работал только с предъявленными. Это помогает партнеру понять, что его слышат, его мнение уважают, но выполнить его просьбу по какой-то причине не представляется возможным. Эту причину мы раскрываем, отвечая на третий, аргумент партнера.

Метод двусторонней аргументации предполагает указание как преимуществ, так и слабых сторон предлагаемого вами решения. Этот метод рассчитан на интеллектуального собеседника.

Метод аналогий — доказательство путем сравнения с уже известным и не подлежащим сомнениям фактом или фактами.

Метод «Салями» — постепенное подведение собеседника к полному согласию с вами путем получения его согласия сначала в главном, а затем в необходимых для полного согласия частностях.

Метод замедления темпа — умышленно медленное проговаривание слабых мест в аргументации партнера.

Метод классической риторики — соглашение с высказываниями партнера с последующим внезапным опровержением всех его построений с помощью одного сильного аргумента — применяется в случаях излишней агрессивности партнера.

Приложение 2

Ролевая игра «Три друга»

«...Три друга приехали на турбазу, чтобы хорошо отдохнуть после учебной недели, покататься на лыжах. Вечером один из них предложил двум другим расслабиться в баре, выпив вина или водки».

Задача участникам ролевой игры:

Один из ребят должен постараться уговорить выпить, задача других отказаться. Взаимодействие происходит в течение 10-15 минут, после чего остальные участники группы выделяют то в поведении участников ролевой игры, что помогало и мешало им отстаивать свою позицию.

Затем все вместе ребята составляют:

  • список способов убеждения, которые часто используются для того, чтобы кого-то заставить что-то сделать.

Как правило это:

- Лесть.

- Факты и логические рассуждения.

- Ссылка на авторитет.

- Обещание наград или наказаний.

- Настаивание.

- Вызывание чувства вины и т.д.

  • список методов сопротивления давлению:

- Веские контраргументы.

- Уверенность в себе.

- Решительность в голосе.

- Хладнокровие.

- Спокойное объяснение причин отказа.

- Уход из ситуации.

- Подумать: почему человек заставляет вас сделать что-то, чего вы не хотите? Что вы получите, если поддадитесь давлению: выигрыш в чем-то или негативные последствия? Насколько можно верить приводимым им аргументам? Совпадают ли ваши желания с желаниями другого?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ НА ТЕМУ: “Профилактика развития “диабетической стопы ““.

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических...

Методическая разработка занятия по теме "История развития жанра "nature morte". Техника монотипии"

Методическая разработка занятия по теме "История развития жанра "nature morte". Техника монотипии"....

Методическая разработка занятия по теме "Социальные нормы и отклоняющееся поведение"

Методическая разработка для студента для организации самостоятельной работы на теоретическом занятии...

Методическая разработка занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и РНС оценивания деятельности студентов.

Конспект занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и рейтингово-накопительной  системы...

методическая разработка занятия по биологии: :«Происхождение и развитие жизни на Земле».

Как возникла жизнь на Земле?Какие существуют взгляды и гипотезы о происхождении жизни на Земле?Какая из них наиболее убедительна?Постараемся решить несколько проблемных вопросов???...