Рабочая программа по истории
рабочая программа
Программа учебной дисциплины ОУП. 05 История разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «История», рекомендованная Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), специальности
18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_ak_221.doc | 422 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 3
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП. 05 История
2022 г.
Программа учебной дисциплины ОУП. 05 История разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «История», рекомендованная Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), специальности
18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений
Организация разработчик: | Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха(Якутия) Алданский политехнический техникум, г. Алдан, Республика Саха (Якутия), ул. Ленина, 36, тел./факс (41145) 35789, 33109, e-mail: aldan_politeh@rambler.ru, http: aldanpolitehnikum.ru |
Составитель: | Панфилова Л.Н., преподаватель ГАПОУ РС(Я) «Алданский политехнический техникум» |
Рассмотрено ПЦК
Председатель ПЦК
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 24 |
| 25 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.05 ИСТОРИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины ОУП.05 История, является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 18.02.12 Технология аналитического контроля химических соединений
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 0 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 78 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
Итоговая аттестация: дифференцированный зачет |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, ува-
жения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
− становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
− готовность к служению Отечеству, его защите;
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• метапредметных:
− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
− умение продуктивно общаться и взаимодействоватьв процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
• предметных:
− сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
− владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
− сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
− владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
− сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Таблица 1. Общие требования к личностным результатам выпускников СПО
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) | Код личностных результатов реализации программы воспитания |
Портрет выпускника СПО | |
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | ЛР 1 |
Готовый использовать свой личный и профессиональный потенциал для защиты национальных интересов России. | ЛР 2 |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. | ЛР 3 |
Принимающий семейные ценности своего народа, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. | ЛР 4 |
Занимающий активную гражданскую позицию избирателя, волонтера, общественного деятеля. | ЛР 5 |
Принимающий цели и задачи научно-технологического, экономического, информационного развития России, готовый работать на их достижение. | ЛР 6 |
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. | ЛР 7 |
Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий собственным профессиональным развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности. | ЛР 8 |
Уважающий этнокультурные, религиозные права человека, в том числе с особенностями развития; ценящий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности». | ЛР 9 |
Принимающий активное участие в социально значимых мероприятиях, соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России; готовый оказать поддержку нуждающимся. | ЛР 10 |
Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. | ЛР 11 |
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. | ЛР 12 |
Способный в цифровой среде использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей; стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». | ЛР 13 |
Способный ставить перед собой цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития, в том числе с использованием цифровых средств; содействующий поддержанию престижа своей профессии и образовательной организации. | ЛР 14 |
Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. | ЛР 15 |
Способный искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств; предупреждающий собственное и чужое деструктивное поведение в сетевом пространстве[1]. | ЛР 16 |
Гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению. | ЛР 17 |
Осознающий значимость системного познания мира, критического осмысления накопленного опыта. | ЛР 18 |
Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить. | ЛР 19 |
Способный в цифровой среде проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающей информации. | ЛР 20 |
Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику. | ЛР 21 |
Демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости. | ЛР 22 |
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством. | ЛР 23 |
Проявляющий эмпатию, выражающий активную гражданскую позицию, участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций, а также некоммерческих организаций, заинтересованных в развитии гражданского общества и оказывающих поддержку нуждающимся. | ЛР 24 |
Препятствующий действиям, направленным на ущемление прав или унижение достоинства (в отношении себя или других людей). | ЛР 25 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. | ЛР 26 |
Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. | ЛР 27 |
Вступающий в конструктивное профессионально значимое взаимодействие с представителями разных субкультур. | ЛР 28 |
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. | ЛР 29 |
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. | ЛР 30 |
Гармонично, разносторонне развитый, активно выражающий отношение к преобразованию общественных пространств, промышленной и технологической эстетике предприятия, корпоративному дизайну, товарным знакам. | ЛР 31 |
Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального выбора, предопределенные психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, мотивированный к сохранению здоровья в процессе профессиональной деятельности. | ЛР 32 |
Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий. | ЛР 33 |
Мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие характеристики. | ЛР 34 |
Экономически активный, предприимчивый, готовый к самозанятости. | ЛР 35 |
Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. | ЛР 36 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОБД.03 История
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 4 | |
Раздел 1. Всеобщая история | 1 семестр | 32 | |
Введение | Содержание учебного материала | 1 | |
Актуализациязнаний о предмете истории. Высказывание собственных суждений о значении исторической науки для отдельного человека, государства, общества. Высказываниесуждений о месте истории России во всемирной | 1 | ||
3 | |||
Тема 1.1. Древнейшая стадия истории человечества Тема 1.2 Происхождение человека. Люди эпохи палеолита | Содержание учебного материала | 1 | |
Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения. Самостоятельная работа по теме «Формирование рас » Рассказ о современных представлениях о происхождении человека, расселении древнейших людей (с использованием исторической карты). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «антропогенез», «каменный век», «палеолит», «родовая община». Указание на карте мест наиболее известных археологических находок на территории России | 2 1 | 2 | |
3 | |||
. | |||
Тема 1.3. Неолитическая революция и ее последствия | Содержание учебного материала | ||
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «неолит», «неолитическая революция», «производящее хозяйство», «индоевропейцы», «племя», «союз племен», «цивилизация». Раскрытие причин возникновения производящего хозяйства, характеристика перемен в жизни людей, связанных с этим событием. Называние и указание на карте расселения древних людей на территории России, территории складывания индоевропейской общности. Обоснование закономерности появления государства | 2 | ||
Раздел 2. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА Тема 2.1. Древнейшие государства Тема 2.2. Великие державы Древнего Востока | Содержание учебного материала | 2 | |
Локализация цивилизации Древнего Востока на ленте времени и исторической карте, объяснение, как природные условия влияли на образ жизни, отношения в древних обществах. Характеристика экономической жизни и социального строя древневосточных обществ | 2 | ||
Раскрытие причин, особенностей и последствий появления великих держав. Указание особенностей исторического пути Хеттской, Ассирийской, Персидской держав. Характеристика отличительных черт цивилизаций Древней Индии и Древнего Китая | 1 | 3 | |
Тема2. 3 Древняя Греция Тема 2.4. Древний Рим Тема 2. 5 Культура и религия Древнего мира | Содержание учебного материала | ||
Характеристика основных этапов истории Древней Греции, источников ее истории. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «полис», «демократия», «колонизация», «эллинизм». Умение дать сравнительную характеристику политического строя полисов (Афины, Спарта). | 1 | 2 | |
Рассказ с использованием карты о древнегреческой колонизации, оценка ее последствий. Раскрытие причин возникновения, сущности и значения эллинизма Характеристика с использованием карты основных этапов истории Древней Италии, становления и развития Римского государства. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «патриций», «плебей», «провинции», «республика», «империя», «колонат». Раскрытие причин военных успехов Римского государства, особенностей организации римской армии Характеристика с использованием карты основных этапов истории Древней Италии, становления и развития Римского государства. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «патриций», «плебей», «провинции», «республика», «империя», «колонат». Раскрытие причин военных успехов Римского государства, особенностей организации римской армии Систематизация материала о мифологии и религиозных учениях, возникших в Древнем мире. Раскрытие предпосылок и значения распространения буддизма, христианства. Объяснение причин зарождения научных знаний. Объяснение вклада Древней Греции и Древнего Рима в мировое культурное наследие | |||
Раздел 3 Цивилизации Древнего Востока Тема 3.1 Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе 3.2 Возникновение ислама. Арабские завоевания 3.3 Византийская империя | Раскрытие оснований периодизации истории Средних веков, характеристика источников по этой эпохе. Участие в обсуждении вопроса о взаимодействии варварского и римского начал в европейском обществе раннего Средневековья | 4 | |
Рассказ с использованием карты о возникновении Арабского халифата; объяснение причин его возвышения и разделения. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «ислам», «мусульманство», «халифат». Характеристика системы управления в Арабском халифате, значения арабской культуры | 1 | 2 | |
Рассказ с использованием карты о возникновении Византии; объяснение причин ее возвышения и упадка. Рассказ о влиянии Византии и ее культуры на историю и культуру славянских государств, в частности России, раскрытие значения создания славянской письменности Кириллом и Мефодием | 3 | ||
3.4.Восток в средние века 3.5. Империя Карла Великого и ее распад. 3.6 .Феодальная раздробленность в Европе 3.7. Основные черты западноевропейского феодализма | Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «хан», «сёгун», «самурай», «варна», «каста». Характеристика общественного устройства государств Востока в Средние века, отношений власти и подданных, системы управления. Представление описания, характеристики памятников культуры народов Востока (с использованием иллюстративного материала) | 1 | |
Раскрытие сущности военной реформы Карла Мартелла, его влияния на успехи франкских королей. Рассказ о причинах, ходе и последствиях походов Карла Великого, значении образования его империи. Объяснение термина каролингское возрождение. Объяснение причин походов норманнов, указание на их последствия | 2 | ||
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «феодализм», «раздробленность», «вассально-ленные отношения», «сеньор», «рыцарь», «вассал». Раскрытие современных подходов к объяснению сущности феодализма. Рассказ о жизни представителей различных сословий средневекового общества: рыцарей, крестьян, горожан, духовенства и др. (сообщение, презентация) | 3 | ||
3.8. Средневековый западноевропейский город
3.9. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы 3.10. Зарождение централизованных государств в Европе | Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «цех», «гильдия», «коммуна». Систематизация материала о причинах возникновения, сущности и значении средневековых городов. Характеристика взаимоотношений горожан и сеньоров, различных слоев населения городов | 1 | |
Характеристика роли христианской церкви в средневековом обществе. Рассказ о причинах и последствиях борьбы римских пап и императоров Священной Римской империи. Систематизация материала по истории Крестовых походов, высказывание суждения об их причинах и последствиях | 2 | ||
Раскрытие особенностей развития Англии и Франции, причин и последствий зарождения в этих странах сословнопредставительной монархии. Характеристика причин, хода, результатов Столетней войны. Систематизация знаний о важнейших событиях позднего Средневековья: падении Византии, реконкисте и образовании Испании и Португалии, гуситских войнах. Показ исторических предпосылок образования централизованных государств в Западной Европе. Рассказ о наиболее значительных народных выступлениях Средневековья | 3 | ||
3.11.Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса | Подготовка сообщения, презентации на тему «Первые европейские университеты». Характеристика основных художественных стилей средневековой культуры (с рассмотрением конкретных памятников, произведений). Высказывание суждений о предпосылках возникновения и значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества | 1 | |
Раздел 4. От Древней Руси к Российскому государству Тема 4. 1. Образование Древнерусского государства | Характеристика территорий расселения восточных славян и их соседей, природных условий, в которых они жили, их занятий, быта, верований. Раскрытие причин и указание времени образования Древнерусского государства. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «князь», «дружина», «государство». Составление хронологической таблицы о деятельности первых русских князей | 4 | |
2 | |||
Тема4.2. Крещение Руси и его значение | Актуализация знаний о возникновении христианства и основных его постулатах. Рассказ о причинах крещения Руси, основных событиях, связанных с принятием христианства на Руси. Оценка значения принятия христианства на Руси | 1 | |
2 | |||
4.3. Общество Древней Руси | Характеристика общественного и политического строя Древней Руси, внутренней и внешней политики русских князей. Анализ содержания Русской Правды. Указание причин княжеских усобиц. Составление характеристики личности, оценка, сравнение исторических деятелей (на примере князей Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха) | 1 | |
2 | |||
4.4. Раздробленность на Руси Древнерусская культура | Называние причин раздробленности на Руси, раскрытие последствий раздробленности. Указание на исторической карте территорий крупнейших самостоятельных центров Руси. Характеристика особенностей географического положения, социально-политического развития, достижений экономики и культуры Новгородской и Владимиро-Суздальской земель | 1 | |
Рассказ о развитии культуры в Древней Руси. Характеристика памятников литературы, зодчества Древней Руси. Высказывание суждений о значении наследия Древней Руси для современного общества | 2 | ||
4.5. Монгольское завоевание и его последствия Начало возвышения Москвы | Изложение материала о причинах и последствиях монгольских завоеваний. Приведение примеров героической борьбы русского народа против завоевателей. Рассказ о Невской битве и Ледовом побоище. Составление характеристики Александра Невского. Оценка последствий ордынского владычества для Руси, характеристика повинностей населения | ||
Раскрытие причин и следствий объединения русских земель вокруг Москвы. Аргументация оценки деятельности Ивана Калиты, Дмитрия Донского. Раскрытие роли Русской православной церкви в возрождении и объединении Руси. Раскрытие значения Куликовской битвы для дальнейшего развития России | 2 | ||
4.6. Образование единого Русского государства | Указание на исторической карте роста территории Московской Руси. Составление характеристики Ивана III. Объяснение значения создания единого Русского государства. Изложение вопроса о влиянии централизованного государства на развитие хозяйства страны и положение людей. Изучение отрывков из Судебника 1497 года и использование содержащихся в них сведений в рассказе о положении крестьян и начале их закрепощения | 1 | |
РАЗДЕЛ 5. РОССИЯ В ХVI—ХVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ | 4 | 2 | |
3 | |||
5.1. Россия в правление Ивана Грозного | Объяснение значения понятий: «Избранная рада», «приказ», «Земский собор», «стрелецкое войско», «опричнина», «заповедные годы», «урочные лета», «крепостное право». Характеристика внутренней политики Ивана IV в середине ХVI века, основных мероприятий и значения реформ 1550-х годов. Раскрытие значения присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Западной Сибири к России. Объяснение последствий Ливонской войны для Русского государства. | 1 | |
2 | |||
5.2. Смутное время начала XVII века 5.3. Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные движения 5.4. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в ХVII веке | Объяснение смысла понятий: «Смутное время», «самозванец», «крестоцеловальная запись», «ополчение», «национальноосвободительное движение». Раскрытие того, в чем заключались причины Смутного времени. Характеристика личности и деятельности Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Лжедмитрия II. Указание на исторической карте направлений походов отрядов под предводительством Лжедмитрия I, И.И.Болотникова, Лжедмитрия II, направлений походов польских и шведских войск, движения отрядов Первого и Второго ополчений и др. Высказывание оценки деятельности П.П.Ляпунова, К.Минина, Д.М.Пожарского. Раскрытие значения освобождения Москвы войсками ополчений для развития России | 1 | |
Использование информации исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII веке. Раскрытие важнейших последствий появления и распространения мануфактур в России. Раскрытие причин народных движений в России XVII века. Систематизация исторического материала в форме таблицы «Народные движения в России XVII века» | 1 | 2 | |
Объяснение смысла понятий: «абсолютизм», «церковный раскол», «старообрядцы». Раскрытие причин и последствий усиления самодержавной власти. Анализ объективных и субъективных причин и последствий раскола в Русской православной церкви. Характеристика значения присоединения Сибири к России. Объяснение того, в чем заключались цели и результаты внешней политики России в XVII веке | |||
5.5. Культура Руси конца XIII—XVII веков | Составление систематической таблицы о достижениях культуры Руси в XIII—XVII веках. Подготовка описания выдающихся памятников культуры ХIII—XVII веков (в том числе связанных со своим регионом); характеристика их художественных достоинств, исторического значения и др. Осуществление поиска информации для сообщений о памятниках культуры конца XIII—ХVIII веков и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона) | 1 | |
6.1. Экономическое развитие и перемены в западноевропейском обществе | Раздел 6. СТРАНЫ ЗАПАДА И ВОСТОКА В ХVI—ХVIII ВЕКАХ | 4 | |
Объяснение причин и сущности модернизации. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «мануфактура», «революция цен». Характеристика развития экономики в странах Западной Европы в ХVI—ХVIII веках. Раскрытие важнейших изменений в социальной структуре европейского общества в Новое время. Рассказ о важнейших открытиях в науке, усовершенствованиях в технике, кораблестроении, военном деле, позволивших странам Западной Европы совершить рывок в своем развитии | 1 | 2 | |
6.2. Великие географические открытия. Образования колониальных империй 6.3. Возрождение и гуманизм в Западной Европе | Систематизация материала о Великих географических открытиях (в форме хронологической таблицы), объяснение, в чем состояли их предпосылки. | ||
Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «Возрождение», «Ренессанс», «гуманизм». Характеристика причин и основных черт эпохи Возрождения, главных достижений и деятелей Возрождения в науке и искусстве. Раскрытие содержания идей гуманизма и значения их распространения. Подготовка презентации об одном из титанов Возрождения, показывающей его вклад в становление новой культуры | 1 | 2 | |
6.4, Реформация и контрреформация | Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «Реформация», «протестантизм», «лютеранство», «кальвинизм», «контрреформация». Раскрытие причин Реформации, указание важнейших черт протестантизма и особенностей его различных течений. Характеристика основных событий и последствий Реформации и религиозных войн | 1 | |
6.5. Становление абсолютизма в европейских странах Англия в XVII—ХVIII веках | Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «абсолютизм», «просвещенный абсолютизм». Раскрытие характерных черт абсолютизма как формы правления, приведение примеров политики абсолютизма (во Франции, Англии). Рассказ о важнейших событиях истории Франции, Англии, Испании, империи Габсбургов. Участие в обсуждении темы «Особенности политики “просвещенного абсолютизма” в разных странах Европы» | ||
Характеристика предпосылок, причин и особенностей Английской революции, описание ее основных событий и этапов. Раскрытие значения Английской революции, причин реставрации и «Славной революции». Характеристика причин и последствий промышленной революции (промышленного переворота), объяснение того, почему она началась в Англии | 2 | ||
3 | |||
6.6. Страны Востока в XVI—XVIII веках 6.7. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев 6.8. Международные отношения в XVII—XVIII веках | Раскрытие особенностей социально-экономического и политического развития стран Востока, объяснение причин углубления разрыва в темпах экономического развития этих стран и стран Западной Европы. Характеристика особенностей развития Османской империи, Китая и Японии | 1 | |
Рассказ с использованием карты о колониальных захватах европейских государств в Африке в XVI — XIX веках; объяснение, в чем состояли цели и методы колониальной политики европейцев. Высказывание и аргументация суждений о последствиях колонизации для африканских обществ. Описание главных черт и достижений культуры стран и народов Азии, Африки | 2 | ||
Систематизация материала о причинах и последствиях крупнейших военных конфликтов в XVII — середине XVIII века в Европе и за ее пределами. Участие в обсуждении ключевых проблем международных отношений XVII — середины XVIII веков в ходе учебной конференции, круглого стола | |||
7.1. Россия в эпоху петровских преобразований 7.2. Экономическое и социальное развитие в XVIII веке. Народные движения 7.3. Внутренняя и внешняя политика России в середине — второй половине XVIII века | Раздел 7 РОССИЯ К ИМПЕРИИ Систематизация мнений историков о причинах петровских преобразований. Представление характеристики реформ Петра I:
Систематизация материала о ходе и ключевых событиях, итогах Северной войны. Характеристика отношения различных слоев российского общества к преобразовательской деятельности Петра I, показ на конкретных примерах, в чем оно проявлялось | 8 2 | |
Характеристика основных черт социально-экономического развития России в середине — второй половине XVIII века. Рассказ с использованием карты о причинах, ходе, результатах восстания под предводительством Е.И.Пугачева | 2 | 2 | |
Систематизация материала о дворцовых переворотах (причинах, событиях, участниках, последствиях). Сопоставление политики «просвещенного абсолютизма» в России и других европейских странах. Характеристика личности и царствования Екатерины II. Объяснение, чем вызваны противоречивые оценки личности и царствования Павла I; высказывание и аргументация своего мнения. Раскрытие с использованием исторической карты, внешнеполитических задач, стоящих перед Россией во второй половине XVIII века; характеристика результатов внешней политики данного периода | 2 | 3 | |
7.4. Русская культура XVIII века | Систематизация материала о развитии образования в России в XVIII веке, объяснение, какие события играли в нем ключевую роль. Сравнение характерных черт российского и европейского Просвещения, выявление в них общего и различного. РАЗДЕЛ 8. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ | 2 4 | |
8.1. Промышленный переворот и его последствия 8.2. Международные отношения 8.3. Политическое развитие стран Европы и Америки 8.4. Развитие западноевропейской культуры | Систематизация материала о главных научных и технических достижениях, способствовавших развертыванию промышленной революции. Раскрытие сущности, экономических и социальных последствий промышленной революции | 1 | |
Систематизация материала о причинах и последствиях крупнейших военных конфликтов XIX века в Европе и за ее пределами. Участие в обсуждении ключевых проблем международных отношений ХIХ века в ходе конференции, круглого стола, в том числе в форме ролевых высказываний. Участие в дискуссии на тему «Был ли неизбежен раскол Европы на два военных блока в конце ХIХ — начале ХХ века» | 1 | 2 | |
Систематизация материала по истории революций XIX века в Европе и Северной Америке, характеристика их задач, участников, ключевых событий, итогов. Сопоставление опыта движения за реформы и революционных выступлений в Европе XIX века, высказывание суждений об эффективности реформистского и революционного путей преобразования общества. Сравнение путей создания единых государств в Германии и Италии, выявление особенностей каждой из стран. Объяснение причин распространения социалистических идей, возникновения рабочего движения. Составление характеристики известных исторических деятелей ХIХ века с привлечением материалов справочных изданий, Интернета | 1 | 3 | |
Рассказ о важнейших научных открытиях и технических достижениях ХIХ века, объяснение, в чем состояло их значение. Характеристика основных стилей и течений в художественной культуре ХIХ века с раскрытием их особенностей на примерах конкретных произведений. Объяснение, в чем выразилась демократизация европейской культуры в XIX веке | 1 | ||
9. ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ ВОСТОКА 2 семестр | 9 | ||
9.1. Колониальная экспансия европейских стран. Индия 9.2. Китай и Япония | Раскрытие особенностей социально-экономического и политического развития стран Азии, Латинской Америки, Африки. Характеристика предпосылок, участников, крупнейших событий, итогов борьбы народов Латинской Америки за независимость, особенностей развития стран Латинской Америки в ХIХ веке. Рассказ с использованием карты о колониальных захватах европейских государств в Африке в XVI—XIX веках; объяснение, в чем состояли цели и методы колониальной политики европейцев. Описание главных черт и достижений культуры стран и народов Азии, Африки и Латинской Америки в XVI—XIX веках | 4 5 | |
Сопоставление практики проведения реформ, модернизации в странах Азии; высказывание суждений о значении европейского опыта для этих стран | 2 | ||
10.1. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века | 10. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ХIХ ВЕКЕ Систематизация материала о политическом курсе императора Александра I на разных этапах его правления (в форме таблицы, тезисов и т. п.). Характеристика сущности проекта М.М.Сперанского, объяснение, какие изменения в общественно-политическом устройстве России он предусматривал. Представление исторического портрета Александра I и государственных деятелей времени его правления с использованием историко-биографической литературы (в форме сообщения, эссе, реферата, презентации). Систематизация материала об основных событиях и участниках Отечественной войны 1812 года, заграничных походах русской армии (в ходе семинара, круглого стола с использованием источников, работ историков) | 4 | 3 |
10.2. Движение декабристов 10.3. Внутренняя политика Николая I Общественное движение во второй четверти XIX века | Характеристика предпосылок, системы взглядов, тактики действий декабристов, анализ их программных документов. Сопоставление оценок движения декабристов, данных современниками и историками, высказывание и аргументация своей оценки (при проведении круглого стола, дискуссионного клуба и т.п.) | 1 | |
Характеристика основных государственных преобразований, осуществленных во второй четверти XIX века, мер по решению крестьянского вопроса. Представление характеристик Николая I и государственных деятелей его царствования (с привлечением дополнительных источников, мемуарной литературы) | 2 | ||
Характеристика основных направлений общественного движения во второй четверти XIX века, взглядов западников и славянофилов, выявление общего и различного. Высказывание суждений о том, какие идеи общественнополитической мысли России XIX века сохранили свое значение для современности (при проведении круглого стола, дискуссии) |
| ||
10.4. Внешняя политика России во второй четверти XIX века 10.5. Отмена крепостного права и реформы 60—70-х годов XIX века. Контрреформы 10.6. Общественное движение во второй половине XIX века | Составление обзора ключевых событий внешней политики России во второй четверти XIX века (европейской политики, Кавказской войны, Крымской войны), их итогов и последствий. Анализ причин и последствий создания и действий антироссийской коалиции в период Крымской войны | 1 | |
Раскрытие основного содержания Великих реформ 1860— 1870-х годов (крестьянской, земской, городской, судебной, военной, преобразований в сфере просвещения, печати). Представление исторического портрета Александра II и государственных деятелей времени его правления с использованием историко-биографической литературы (в форме сообщения, эссе, реферата, презентации). Характеристика внутренней политики Александра III в 1880— 1890-е годы, сущности и последствий политики контрреформ Этапы народнического движения презентации | 2 | 2 | |
РАЗДЕЛ 11. ОТ НОВОЙ ИСТОРИИ К НОВЕЙШЕЙ 11.1. Мир в начале ХХ века 11.2. Пробуждение Азии в начале ХХ века 11.3. Россия на рубеже XIX—XX веков | Показ на карте ведущих государств мира и их колонии в начале ХХ века. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «модернизация», «индустриализация», «империализм», «урбанизация», «Антанта», «Тройственный союз». Характеристика причин, содержания и значения социальных реформ начала ХХ века на примерах разных стран. Раскрытие сущности причин неравномерности темпов развития индустриальных стран в начале ХХ века | 9 1 | |
Объяснение и применение в историческом контексте понятия «пробуждение Азии». Сопоставление путей модернизации стран Азии, Латинской Америки в начале ХХ века; выявление особенностей отдельных стран. Объяснение, в чем заключались задачи и итоги революций в Османской империи, Иране, Китае, Мексике | 1 | 2 | |
Объяснение, в чем заключались главные противоречия в политическом, экономическом, социальном развитии России в начале ХХ века. Представление характеристики Николая II (в форме эссе, реферата). Систематизация материала о развитии экономики в начале ХХ века, выявление ее характерных черт | 1 | ||
11.4. Революция 1905—1907 годов в России 11.5. Россия в период столыпинских реформ | Систематизация материала об основных событиях российской революции 1905—1907 годов, ее причинах, этапах, важнейших событиях (в виде хроники событий, тезисов). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «кадеты», «октябристы», «социал-демократы», «Совет», «Государственная дума», «конституционная монархия». | 2 | |
Раскрытие основных положений и итогов осуществления политической программы П.А.Столыпина, его аграрной реформы. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «отруб», «хутор», «переселенческая политика», «третьеиюньская монархия» | 2 | ||
11.6. Серебряный век русской культуры 11.7. Первая мировая война. Боевые действия 1914—1918 годов | Характеристика достижений российской культуры начала ХХ века: творчества выдающихся деятелей науки и культуры (в форме сообщений, эссе, портретных характеристик, реферата и др.). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «модернизм», «символизм», «декадентство», «авангард», «кубизм», абстракционизм, «футуризм», «акмеизм». Участие в подготовке и презентации проекта «Культура нашего края в начале ХХ века» (с использованием материалов краеведческого музея, личных архивов) | 1 | |
Характеристика причин, участников, основных этапов и крупнейших сражений Первой мировой войны. Систематизация материала о событиях на Западном и Восточном фронтах войны (в форме таблицы), раскрытие их взаимообусловленности. Характеристика итогов и последствий Первой мировой войны | 1 | 2 | |
11.8. Первая мировая война и общество 11.9. Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю | Анализ материала о влиянии войны на развитие общества в воюющих странах. Характеристика жизни людей на фронтах и в тылу (с использованием исторических источников, мемуаров). Объяснение, как война воздействовала на положение в России, высказывание суждения по вопросу «Война — путь к революции?» | 1 | |
Характеристика причин и сущности революционных событий февраля 1917 года. Оценка деятельности Временного правительства, Петроградского Совета. Характеристика позиций основных политических партий и их лидеров в период весны—осени 1917 года | 2 | ||
11.10. Октябрьская революция в России и ее последствия 11.11. Гражданская война в России | Характеристика причин и сущности событий октября 1917 года, сопоставление различных оценок этих событий, высказывание и аргументация своей точки зрения (в ходе диспута). Объяснение причин прихода большевиков к власти. Систематизация материала о создании Советского государства, первых преобразованиях (в форме конспекта, таблицы). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «декрет», «национализация», «рабочий контроль», «Учредительное собрание». Характеристика обстоятельств и последствий заключения Брестского мира. Участие в обсуждении роли В.И.Ленина в истории ХХ века (в форме учебной конференции, диспута) | 1 | |
Характеристика причин Гражданской войны и интервенции, целей, участников и тактики белого и красного движения. Проведение поиска информации о событиях Гражданской войны в родном крае, городе, представление ее в форме презентации, эссе. Сравнение политики «военного коммунизма» и нэпа, выявление их общие черт и различий РАЗДЕЛ 12. МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ | 10 | 2 | |
12.1. Европа и США | Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «Версальско-Вашингтонская система», «Лига Наций», «репарации», «новый курс», «Народный фронт». Систематизация материала о революционных событиях 1918 — начала 1920-х годов в Европе (причин, участников, ключевых событий, итогов революций). Характеристика успехов и проблем экономического развития стран Европы и США в 1920-е годы. Раскрытие причин мирового экономического кризиса 1929— 1933 годов и его последствий. Объяснение сущности, причин успеха и противоречий «нового курса» президента США Ф.Рузвельта | 1 | |
12.2. Недемократические режимы 12.3. Турция, Китай, Индия, Япония | Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «мировой экономический кризис», «тоталитаризм», «авторитаризм», «фашизм», «нацизм». Объяснение причин возникновения и распространения фашизма в Италии и нацизма в Германии. Систематизация материала о гражданской войне в Испании, высказывание оценки ее последствий | 1 | |
Характеристика опыта и итогов реформ и революций как путей модернизации в странах Азии. Раскрытие особенностей освободительного движения 1920— 1930-х годов в Китае и Индии. Высказывание суждений о роли лидеров в освободительном движении и модернизации стран Азии. Высказывание суждений о причинах и особенностях японской экспансии | 1 | 2 | |
12.4. Международные отношения 12.5 Культура в первой половине ХХ века | Характеристика основных этапов и тенденций развития международных отношений в 1920—1930-е годы. Участие в дискуссии о предпосылках, характере и значении важнейших международных событий 1920—1930-х годов | 1 | |
Характеристика основных течений в литературе и искусстве 1920—1930-х годов на примерах творчества выдающихся мастеров культуры, их произведений (в форме сообщений или презентаций, в ходе круглого стола). Сравнение развития западной и советской культуры в 1920— 1930-е годы, выявление черт их различия и сходства | 1 | 2 | |
12.6. Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР | Участие в семинаре на тему «Нэп как явление социально-экономической и общественно-политической жизни Советской страны». Сравнение основных вариантов объединения советских республик, их оценка, анализ положений Конституции СССР (1924 года), раскрытие значения образования СССР. Раскрытие сущности, основного содержания и результатов внутрипартийной борьбы в 1920—1930-е годы | 2 | |
| 2 | ||
12.7..Индустриализация и коллективизация в СССР | Представление характеристики и оценки политических процессов 1930-х годов. | 1 | |
12.8. Советское государство и общество в 1920—1930-е годы 12.9. Советская культура в 1920—1930-е годы | Раскрытие особенностей социальных процессов в СССР в 1930-е годы. Характеристика эволюции политической системы в СССР в 1930-е годы, раскрытие предпосылок усиления централизации власти. Анализ информации источников и работ историков о политических процессах и репрессиях 1930-х годов, оценка этих событий | 1 | |
1,2 | |||
Систематизация информации о политике в области культуры ры в 1920—1930-е годы, выявление ее основных тенденций. Характеристика достижений советской науки и культуры. Участие в подготовке и представлении материалов о творчестве и судьбах ученых, деятелей литературы и искусства 1920— 1930-х годов (в форме биографических справок, эссе, презентаций, рефератов). Систематизация информации о политике власти по отношению к различным религиозным конфессиям, положении религии в СССР | 1 | 3 | |
13.1Накануне мировой войны 13.2. Первый период Второй мировой войны. Бои на Тихом океане | РАЗДЕЛ 13. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА | 8 | |
Характеристика причин кризиса Версальско-Вашингтонской системы и начала Второй мировой войны. Приведение оценок Мюнхенского соглашения и советскогерманских договоров 1939 года | 2 | 2 | |
Называние с использованием карты участников и основных этапов Второй мировой войны. Характеристика роли отдельных фронтов в общем ходе Второй мировой войны. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «странная война», «план “Барбаросса”», «план “Ост”», «новый порядок», «коллаборационизм», «геноцид», «холокост», «антигитлеровская коалиция», «ленд-лиз», «коренной перелом», «движение Сопротивления», «партизаны». Представление биографических справок, очерков об участниках войны: полководцах, солдатах, тружениках тыла. Раскрытие значения создания антигитлеровской коалиции и роли дипломатии в годы войны. Характеристика значения битвы под Москвой | 2 | 3 | |
13.3. Второй период Второй мировой войны | Систематизация материала о крупнейших военных операциях Второй мировой и Великой Отечественной войн: их масштабах, итогах и роли в общем ходе войн (в виде синхронистических и тематических таблиц, тезисов и др.). Показ особенностей развития экономики в главных вою ющих государствах, объяснение причин успехов советской экономики. Рассказ о положении людей на фронтах и в тылу, характеристика жизни людей в годы войны с привлечением информации исторических источников (в том числе музейных материалов, воспоминаний и т. д.). | 4 | |
РАЗДЕЛ 14. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ — НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА | 3 | 2 | |
14.1. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны» 14.2. Ведущие капиталистические страны 14.3. Страны Восточной Европы | Представление с использованием карты характеристики важнейших изменений, произошедших в мире после Второй мировой войны. Раскрытие причин и последствий укрепления статуса СССР как великой державы. Характеристика причин создания и основ деятельности ООН. Объяснение причин формирования двух военно-политических блоков | 1 | |
Характеристика этапов научно-технического прогресса во второй половине ХХ — начале ХХI века, сущности научно-технической и информационной революций, их социальных последствий. Раскрытие сущности наиболее значительных изменений в структуре общества во второй половине ХХ — начале XXI века, причин и последствий этих изменений (на примере отдельных стран). Представление обзора политической истории США во второй половине ХХ — начале XXI века. Высказывание суждения о том, в чем выражается, чем объясняется лидерство США в современном мире и каковы его последствия. Раскрытие предпосылок, достижений и проблем европейской интеграции | 1 | 2 | |
Характеристика основных этапов в истории восточноевропейских стран второй половины XX — начала XXI века. Сбор материалов и подготовка презентации о событиях в Венгрии в 1956 году и в Чехословакии в 1968 году. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «мировая социалистическая система», «СЭВ», «ОВД», «Пражская весна», «Солидарность», «бархатная революция», «приватизация». Систематизация и анализ информации (в том числе из дополнительной литературы и СМИ) о развитии восточноевропейских стран в конце ХХ — начале ХХI века |
| ||
14.4. Крушение колониальной системы | Характеристика этапов освобождения стран Азии и Африки от колониальной и полуколониальной зависимости, раскрытие особенностей развития этих стран во второй половине ХХ — начале ХХI века. Характеристика этапов развития стран Азии и Африки после их освобождения от колониальной и полуколониальной зависимости. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «страны социалистической ориентации», «неоколониализм», «новые индустриальные страны», «традиционализм», «фундаментализм» | 1 | |
14.5. Индия, Пакистан, Китай | Характеристика особенностей процесса национального освобождения и становления государственности в Индии и Пакистане. | ||
2 | |||
14.6. Страны Латинской Америки Международные отношения | Сопоставление реформистского и революционного путей решения социально-экономических противоречий в странах Латинской Америки, высказывание суждений об их результативности. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «импортозамещающая индустриализация», «национализация», «хунта», «левый поворот». Характеристика крупнейших политических деятелей Латинской Америки второй половины ХХ — начала ХХI века | ||
Объяснение сущности «холодной войны», ее влияния на историю второй половины ХХ века. Характеристика основных периодов и тенденций развития международных отношений в 1945 году — начале XXI века. Рассказ с использованием карты о международных кризисах 1940—1960-х годов. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «биполярный мир», «холодная война», «железный занавес», «НАТО», «СЭВ», «ОВД», «международные кризисы», «разрядка международной напряженности», «новое политическое мышление», «региональная интеграция», «глобализация». Участие в обсуждении событий современной международной жизни (с привлечением материалов СМИ) | 2 | ||
14.7. Развитие культуры | Характеристика достижений в различных областях науки, показ их влияния на развитие общества (в том числе с привлечением дополнительной литературы, СМИ, Интернета). Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «постмодернизм», «массовая культура», «поп-арт». Объяснение причин и последствий влияния глобализации на национальные культуры | ||
РАЗДЕЛ 15. АПОГЕЙ И КРИЗИС СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ. 1945—1991 ГОДЫ | 6 | 2 | |
15.1. СССР в послевоенные годы 15.2. СССР в 1950 — начале 1960-х годов 15.3. СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов | Систематизация материала о развитии СССР в первые послевоенные годы, основных задачах и мероприятиях внутренней и внешней политики. Характеристика процесса возрождения различных сторон жизни советского общества в послевоенные годы. Проведение поиска информации о жизни людей в послевоенные годы (с привлечением мемуарной, художественной литературы). Участие в подготовке презентации «Родной край (город) в первые послевоенные годы» | 1 | |
Характеристика перемен в общественно-политической жизни СССР, новых подходов к решению хозяйственных и социальных проблем, реформ. Проведение обзора достижений советской науки и техники во второй половине 1950 — первой половине 1960-х годов (с использованием научно-популярной и справочной литературы), раскрытие их международного значения | 1 | 3 | |
Систематизация материала о тенденциях и результатах экономического и социального развития СССР в 1965 — начале 1980-х годов (в форме сообщения, конспекта). | 1 | ||
15.4. СССР в годы перестройки 15.5. Развитие советской культуры (1945—1991 годы | Характеристика причин и предпосылок перестройки в СССР. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «перестройка», «гласность», «плюрализм», «парад суверенитетов». Проведение поиска информации об изменениях в сфере экономики и общественной жизни в годы перестройки. Составление характеристики (политического портрета) М.С.Горбачева (с привлечением дополнительной литературы). Участие в обсуждении вопросов о характере и последствиях перестройки, причинах кризиса советской системы и распада СССР, высказывание и аргументация своего мнения | 1 | |
Характеристика особенностей развития советской науки в разные периоды второй половины ХХ века. Подготовка сравнительной таблицы «Научно-технические открытия стран Запада и СССР в 1950—1970-е годы». Рассказ о выдающихся произведениях литературы и искусства. Объяснение, в чем заключалась противоречивость партийной культурной политики. Рассказ о развитии отечественной культуры в 1960—1980-е годы, характеристика творчества ее выдающихся представителей | 2 | 2 | |
16.1 Россия в конце ХХ — начале ХХI века | РАЗДЕЛ 16. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ НА РУБЕЖЕ ХХ—ХХI ВЕКОВ | 6 | |
Объяснение, в чем заключались трудности перехода к рыночной экономике, с привлечением свидетельств современников. Характеристика темпов, масштабов, характера и социальноэкономических последствий приватизации в России. Сравнение Конституции России 1993 года с Конституцией СССР 1977 года по самостоятельно сформулированным вопросам. Объяснение причин военно-политического кризиса в Чечне и способов его разрешения в середине 1990-х годов. Оценка итогов развития РФ в 1990-е годы. Систематизация и раскрытие основных направлений реформаторской деятельности руководства РФ в начале ХХI века. Рассказ о государственных символах России в контексте формирования нового образа страны. Представление краткой характеристики основных политических партий современной России, указание их лидеров. Указание глобальных проблем и вызовов, с которыми столкнулась России в ХХI веке. Характеристика ключевых событий политической истории современной России в XXI веке. Систематизация материалов печати и телевидения об актуальных проблемах и событиях в жизни современного российского общества, представление их в виде обзоров, рефератов. Проведение обзора текущей информации телевидения и прессы о внешнеполитической деятельности руководителей страны. Характеристика места и роли России в современном мире | 2 2 2 | 3 | |
Итого 78 | |||
1 семестр 32 часа Семестр 46 часов |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета истории.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебные пособия, карта по истории.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- История отечества с древнейших времен до наших дней. Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. / Под ред. В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков – М.: Академия, 2014
- История России с древнейших времен до конца XVII века. Учебник для 10 класса. /Под ред. А. Н. Сахаров, В. И. Буганов – М.: Просвещение, 2014
- История России конец XVII – XIX век. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. /Под ред. В. И. Буганов, П. Н. Зырянов – М.: Просвещение, 2014
- История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала ХХ века 10-11 классы. /Под ред. В. И. Уколовой – М.: Дрофа, 2014
Дополнительные источники:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.
Гаджиев К.С., Закаурцева Т.А., Родригес А.М., Пономарев М.В. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: в 3 ч. Ч. 2. 1945—2000. — М., 2010.
Горелов А.А. История мировой культуры. — М., 2011.
Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015. Санин Г.А. Крым. Страницы истории. — М., 2015.
Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.
- История. Учебное пособие для студентов их профессиональных учебных заведений. Издание 6-е./Под ред. П. С. Самыгин – Ростов н/Д.: Феникс, 2014
- История России. Учебное пособие. – 2-е изд. /Под. ред. А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова – М.: Проспект, 2014
- Мир в ХХ веке. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. /Под ред. О. С Сороко-Цюпа, В.П. Смирнов, А.И. Строганов – М.: Просвещение, 2014
Для преподавателей
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. — М., 2012.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории. — М., 2015.
Шевченко Н.И. История для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей. Методические рекомендации. — М., 2013.
История России. 1900—1946 гг.: кн. для учителя / под ред. А.В.Филиппова, А.А.Данилова. — М., 2010.
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Вестник образования. — 2014. — № 13. — С. 10—124.
Интернет-ресурсы:
1.Ebooks-электронная библиотека, электронный ресурс, режим доступа: http://ebooks-vsem/com.
2.http://studyspace.ru/remository/elektronnyie-uchebniki/ elektronnyie-uchebniki-po-auditu.html
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине ОУП. 05 История, обеспечивает организацию и проведение итоговой аттестации и текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета. Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включает в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; - критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); - анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; - участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; - представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии. | - внеаудиторная самостоятельная работа представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, тестирования; рефераты, доклады; составление таблиц, работа по учебникам, коллоквиум |
Знания: | |
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории; - периодизацию всемирной и отечественной истории; - современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; - историческую обусловленность современных общественных процессов; - особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. | внеаудиторная самостоятельная работа, практические работы, тестирование, исторический диктант, составление таблиц, мини-сочинения, составление ментальных карт |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у обучающихся развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Понимает сущность и значимость своей профессии | Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам. Диагностика действий обучающегося |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качеств | анализирует и контролирует ситуации, связанные с решением профессиональных задач, - выбирает соответствующие методы их решения в зависимости от ситуации, - оценивает эффективность и качество принятых решений | Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам. Демонстрация обратной связи (анализ и обсуждение результатов деятельности с целью выявления сильных / слабых компетенций обучающегося) |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | - умеет ориентироваться в стандартных и сложных нестандартных ситуациях, - умеет принимать решение и нести ответственность за результат принятого решения | Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам. Диагностика действий обучающегося |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | умеет извлекать и анализировать информацию из различных источников, - использовать различные способы её поиска, - применять найденную информацию для решения профессиональной задачи и для личного развития | Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам. Количественная и качественная оценка практической деятельности |
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационные технологий | применяет компьютерные навыки в профессиональной деятельности, - использует программное обеспечение для решения профессиональных задач | Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | понимает общую цель, - применяет навыки командной работы, - использует конструктивные способы общения с коллегами, руководством, потребителями | Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам. Взаимооценка индивидуальных и 20 групповых результатов |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Понимает ответственность за свою работу | Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Определяет задачи профессионального и личностного развития | Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Ориентируется в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | Выполнение практических работ, подготовка к самостоятельным работам. Диагностика действий обучающегося |
Составитель:
Преподаватель ГАПОУ РС (Я)
«Алданский политехнический техникум» __________ Панфилова Л.Н.
[1]См. приложение № 2 к Методике расчета показателя «Количество выпускников системыпрофессионального образования с ключевыми компетенциями цифровой экономики»,утвержденной приказом Минэкономразвития России от 24.01.20 № 41 «Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, получение образования по которым связано с формированием двух и более ключевых компетенций цифровой экономики».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по истории 2 курс СПО, тематический план по истории 2 курс СПО
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОУ СПО по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения ...
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории, учебник "Россия и мир" Волобуев, 117 часов...
Рабочая программа по истории
Рабочая программа предназначена для профессий : 100116.01 Парикмахер, 150709.02 Сварщик, 190631.01 АвтомеханикСрок реализации: 2011-2013 учебные годыУровень общего образования: среднее (полное) общее ...
Рабочая программа по истории в 5 классе к учебнику Вигасина
Рабочая программа и развернутое тематичесое планирование к УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой...
Рабочая программа по истории 7 класс
Тематическое планирование...
Рабочая программа дисциплины "История изобразительного искусства"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 10...
рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории 5 класс...