ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Путешествие в страну этикета»
рабочая программа

Маковская Лариса Юрьевна

Теоретической базой  программы  стали труды ведущих философов, эстетов и педагогов современности А. Шемшуриной, Ш. Амонашвили, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И. Курочкиной, И. Они и др., а также законодательно-правовые документы Российской Федерации:

-Конституция Российской Федерации;

-Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 27.12.2012 года;

-Проект межведомственной программы развития дополнительного образования до 2020 года;

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 года, № 1008 «Об  утверждении порядка организации  и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».  

Настоящая программа является комплексной, она рассчитана на 36 часов обучения, предназначена  для обучающихся 16-17 лет.

Программа «Путешествие в страну Этикета» содержит обширный комплекс знаний о правилах хорошего тона: как следует знакомиться и приветствовать друг друга, как красиво вести беседу и делать комплименты, посылать приглашения, дарить и получать подарки, как правильно вести беседу по телефону, вести себя в общественных местах и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rup_puteshestvie_v_stranu_etiketa.docx111.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональноеC:\Users\МАРИЯ\Desktop\изобр..png

образовательное учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс

имени Виктора Талалихина»

image1

СОГЛАСОВАНО с                                              УТВЕРЖДАЮ

Кафедрой  профессионального                           Директор ГАПОУ МОК      

образования «Эксплуатация и                                    им. В. Талалихина

 ремонт промышленного                                     ___________ П.С. Нагорнов

оборудования» ГАПОУ МОК

им. В Талалихина                                                 «    »               2020г.

Протокол №1  от «  »           2020г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Путешествие в страну этикета»

(указывается название программы)

Направленность программы:  социально-педагогическая         Возраст обучающихся:  16-17 лет         Срок реализации программы:  36 часов                                                                         Уровень программы:  Базовый (общекультурный)        

                                                                 Автор-составитель программы:

                                                              Маковская Лариса Юрьевна,

                                                                         преподаватель иностранного языка

Москва

2020 г.

СТРУКТУРА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. Титульный лист                                              
  2. Краткое содержание (структура программы)   1 стр.
  3. Пояснительная записка                                       2 стр.
  4. Планируемые результаты                                   7 стр.
  5. Учебно–тематический план                               9 стр.
  6. Содержание   программы                                   11стр.
  7. Формы аттестации                                              16 стр.
  8. Методическое обеспечение                               17 стр.
  9. Материально-техническое обеспечение          19 стр.
  10. Литература                                                          20 стр.
  11. Календарно- тематический график                  22 стр.

 Пояснительная записка

В современном российском обществе одной из наиболее актуальных проблем является проблема воспитания молодого поколения, которое будет определять «лицо» общества будущего. Воспитательный идеал в начале 21 века претерпел определенные изменения, но по сути своей остался прежним.

1.1. Актуальность и значимость.

Проблема нравственного развития личности всегда была одной из актуальных проблем воспитания и образования. И этот факт не случаен. На крутых поворотах истории, вместе с устоями старого общества рушился этикет, создавались новые демократические формы общения между людьми. Отсутствие чётких нравственных ориентиров, снижение уровня духовной культуры - всё это реальность, которая окружает современных детей и подростков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план.

Современное общество нуждается в возрождении и развитии  нравственно-этической культуры. Не только образованным, но и интеллигентным должен быть наш современник.

Обострение  социально-экономических отношений, расслоение общества, нестабильность экономики вызывают как социальные, так и психологические проблемы, меняя внутренние ощущения и поведение современного человека. Вследствие этого меняется и мир детства, который в настоящее время нельзя назвать благополучным. Большинство детей имеют психологические проблемы, связанные с социальными условиями, семейными неурядицами, школьными перегрузками, сложностями в общении. Дети зачастую окружены виртуальной, агрессивной средой.

1.2 Программа «Путешествие в страну Этикета» имеет социально-педагогическую направленность. Она направлена на формирование основ нравственности и этической культуры. Основная задача -  включение  каждого обучающегося в последовательный процесс осознания и  усвоения норм нравственной жизни людей, приобщение к этим нормам.  Программа представляет собой непрерывную нить содержательно выверенной канвы диалога подростка и педагога, при котором голос каждого значим и слышим. 

Данная программа разработана для обучающихся 16-17 лет, получающих среднее профессиональное образование. Она может быть использована как педагогами дополнительного образования, так и классными руководителями. Программа в рамках системы дополнительного образования актуальна, должна способствовать развитию индивидуальных способностей, интересов и личностных качеств каждого обучающегося, запуску  механизмов саморазвития для дальнейшей самореализации.

1.3  Цель и задачи программы.

Цель программы: развитие нравственной, социально адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения.

Задачи программы.

Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:

Образовательные:

-способствовать формированию у обучающихся основных этических понятий (этика, этикет, нравственность, совесть и т.д.);

-знакомить с правилами вежливого поведения: правилами красивых манер, выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома;

-формирование таких личностных качеств и свойств, как внимание и уважение к людям, доброта и милосердие, тактичность и скромность, вежливость и деликатность;

-приобщать обучающихся к богатому наследию человеческой культуры и дать понятия многообразия человеческих отношений;

-знакомить обучающихся с общечеловеческими нормами нравственности.

Развивающие:

-способствовать развитию индивидуальных способностей и интересов;

-способствовать развитию личностных качеств у обучающихся: культура мышления, ответственность, гуманность, чувства собственного достоинства, самоуважение;

-развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

-развивать у обучающихся  навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и окружающими людьми;

-способствовать развитию эстетических чувств и потребностей.

Воспитательные:

-воспитывать стремления быть порядочными людьми;

-воспитывать нравственное сознание, прочные нравственные убеждения;

-воспитывать навыки и привычки  к социально одобряемому поведению в семье, школе, в общественных местах;

-воспитывать моральные качества;

-выработка навыков культурного поведения в разных видах деятельности (игровой, учебной, трудовой, общения).

Определение цели, задач и содержания обучения по данной программе строится на основе следующих  важнейших принципов: сочетание коллективных и индивидуальных форм деятельности; учёта возрастных психолого-физиологических особенностей подростков; системности и последовательности; связи теории с практикой; доступности; наглядности; добровольности; многообразия форм образовательно-воспитательного процесса; межпредметных связей.

При реализации программы используется спиральный принцип построения программы, который предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков обучающихся от одной ступени к другой.

1.4 Особенности содержания программы

Теоретической базой  программы  стали труды ведущих философов, эстетов и педагогов современности А. Шемшуриной, Ш. Амонашвили, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, И. Курочкиной, И. Они и др., а также законодательно-правовые документы Российской Федерации:

-Конституция Российской Федерации;

-Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 27.12.2012 года;

-Проект межведомственной программы развития дополнительного образования до 2020 года;

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 года, № 1008 «Об  утверждении порядка организации  и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».  

Настоящая программа является комплексной, она рассчитана на 36 часов обучения, предназначена  для обучающихся 16-17 лет.

Программа «Путешествие в страну Этикета» содержит обширный комплекс знаний о правилах хорошего тона: как следует знакомиться и приветствовать друг друга, как красиво вести беседу и делать комплименты, посылать приглашения, дарить и получать подарки, как правильно вести беседу по телефону, вести себя в общественных местах и др.

Данная программа  построена на логической взаимосвязи следующих структурных компонентов:

этический курс теоретико-практических занятий, построенный на принципах диалогового взаимодействия педагога с обучающимися, о сущности и ценностных смыслах нравственной сферы жизнедеятельности человека;

повседневная педагогически инструментированная методика «этического заряда», основанная на доброжелательности и уважении в отношениях с окружающими. Значение этического заряда заключается в организации доброжелательного климата взаимоотношений в подростковом коллективе;

- общеколлективная внеурочная деятельность с этической направленностью – организация разностороннего общения, взаимодействия обучающихся, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии (участие в мероприятиях).

Такого рода деятельность направлена на познание другого человека и самого себя: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать их.

Программа курса не стабильна, вариативна. Она может и должна корректироваться (по тематике и содержанию, формам занятий и их методике) в зависимости от задач воспитания, специфики группы, возрастных особенностей отдельных обучающихся.

Предполагается, постепенное и последовательное углубление знаний, навыков и умений, обучающихся от элементарных правил поведения к осмыслению, осознанию и усвоению норм нравственности, определяемых ими, правил культуры поведения. Занятия строятся так, чтобы обучающиеся  изо дня в день утверждались в необходимости следовать нравственным нормам отношений, испытывали чувство удовлетворенности и самоуважения, видя нравственный результат своих усилий.

1.5 Педагогическая целесообразность.

Программа составлена с учетом  возрастных особенностей подростков.

В работе с обучающимися преобладают следующие методы работы: ролевые игры, театрализованные представления, игровые приемы и упражнения, чтение и анализ литературы, пословиц и поговорок и т.д. Так же используются такие формы как дискуссия, «мозговой штурм», элементы тренинга, этические диалоги.

Занятия по этикету становятся своеобразным аккумулятором накопленных нравственных представлений в жизненном опыте. Программа позволяет выстроить действенный воспитывающий диалог, пробуждающий желание самосовершенствоваться; развивает коммуникабельность и толерантность. Углубление обучающихся  в нравственный выбор даёт возможность им соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом, задуматься о нравственной ценности совершённого поступка, подводя каждого к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения.

Занятия по программе «Школа этикета» создают благоприятную обстановку для формирования личности как субъекта деятельности и отношений.

1.6 Формы и режим проведения занятий.

Обучение по программе рассчитана на 36 часов для обучающихся 16-17 лет. Занятия для группы проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Занятия проводятся как теоретические, так и практические.

Основными формами организации занятий по программе являются:

групповая, коллективная, индивидуальная.

Формы проведения занятий:

-круглый стол

-экскурсия

-беседа

-диспут

-открытый микрофон

-конкурс

-коллективное творческое дело

-ролевая игра

-элементы тренинга

-тестирование

-массовое мероприятие

-видео-занятия и др.

Методы реализации  программы

Образовательно-воспитательный процесс базируется на получении

теоретических знаний этикета, правил хорошего тона, а также на формировании нравственных понятий. Обучающиеся приобретают  практические умения через обыгрывание этических ситуаций, проведение различных эстетических игр, праздников, тренингов. Такие формы позволяют быстрее

познавать материал, делать выводы. При этом педагогу следует помнить, что

чем ярче воздействие, тем эффективнее результат.

Наряду с  традиционными  формами организации занятий, такими как беседа, дискуссия, экскурсия, программой предусмотрены и нетрадиционные:  интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях (тренинги знакомства, общения, эрудиции;  аукцион знаний; игра-путешествие; занятие-игра; сказка; конкурс; викторина; турнир; творческая встреча; праздник; фестиваль; урок-тест и т.д.).

При реализации программы используются различные методы обучения:

словесные (лекции, беседы, рассказ, чтение, диалог);

метод наблюдения;

метод проблемного обучения (проблемное изложение материала, постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемной ситуации, вопросов; самостоятельный поиск обучающимися ответа на поставленную тему);

наглядные (наглядные материалы: фотосюжеты, книги, репродукции картин, картины, рисунки, плакаты, демонстрационные материалы: предметы, видеоматериалы, мультимедиа и т.д.);

методы организации деятельности и формирования опыта поведения обучающихся (поручение, игра, тренинг, упражнение, КТД,  экскурсии, проектная деятельность  и др.),

игровой метод (ролевые игры, подвижные, познавательные, дидактические и т.д.);

метод проведения занятия с использованием средств искусства (изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр);

психологические и социологические методы (анкетирование, создание и решение различных ситуаций, деловая игра);

проектные и проектно-конструкторские методы обучения (создание сувениров, подарков и т.д.);

практические (обыгрывание различных этических ситуаций, постановка минисценок,  выполнение творческих заданий, письменных работ, проведение различных праздников: «Рыцарский турнир», «Звѐздный час вежливости»).

Используемые методы обучения реализуются посредством  различных средств, например:

предметными  -  для полноты восприятия образовательный процесс проводится с использованием наглядных пособий и технических средств;

практическими – тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание;

интеллектуальными:  логика, воображение, интуиция, мышечная память, внимание;

эмоциональными: переживание, представление, интерес.

Рациональное  применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы.

Организация занятий предполагает активное участие всех обучающихся, так как используются различные формы их проведения: индивидуальные, групповые и коллективные, но с преобладанием групповых занятий.

Программа предполагает включение обучающихся в различные виды творческой деятельности: театральную, музыкальную, поисковую.

Каждое занятие комплексное. Методика построения занятий как бы вытекает из повседневной жизни подростка, вопросов, которые его волнуют и с которыми он сталкивается ежедневно. В занятия всегда включается элемент новизны. Применение различных форм и методов дает возможность педагогу постоянно наблюдать, изучать и индивидуально корректировать: нравственные понятия подростков, понятия, относящиеся к общечеловеческим ценностям; природные способности и творческое воображение ребят; их языковые и литературные возможности; взаимоотношения в коллективе.

Роль педагога состоит главным образом в создании благоприятного психологического климата в группе, способствующего выполнению поставленных задач.

Достижение поставленной цели педагогом возможно при активном использовании межпредметных интеграционных связей, например: литература (использование произведений на этическую, нравственную тематику); фольклор (сказки, частушки, пословицы); культура и искусство (театральные сценки, изготовление подарков, сувениров и т. д.); русский язык (культура речи, использование словарей, правильное произношение и др.); философия и психология (знакомство с историей возникновения этической мысли, тесты, анкеты и др.).

В процессе занятий педагогу важно обращать внимание обучающихся на нравственную сторону поступка, желание дать ему моральную оценку и получить оценку окружающих. Особое внимание должно уделяться расширению активного словаря подростка.

Необходимым условием реализации данной программы является осуществление совместной работы подростка, родителя и педагога, их тесное сотрудничество.

Для работы  с родителями предусматривается проведение родительских лекторий, индивидуальных бесед, дней открытых дверей, совместных занятий, участие родителей в праздниках, конкурсах, оформление стендов для родителей, анкетирование родителей. Все это помогает родителям лучше узнать внутренний мир своих детей, а также оказывает практическую помощь в создании гармоничных отношений в семье.

За период обучения обучающиеся получают определенный объем знаний и умений. Для оценки результативности занятий применяется  входной, текущий и итоговый контроль.

Планируемые результаты освоения программы

В результате прохождения программы предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – обучающиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение обучающихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса и группы, то есть  дружественной просоциальной среды, в которой каждый подросток получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
  2. Обучающиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов -  получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его  достижения необходимо:

  • сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами социального и  образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

Планируемые результаты:

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе и обществе подростков в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и учреждения, бережное отношение к ним.

Формы учета оценки планируемых результатов:

  1. Опрос
  2. Наблюдение
  3. Диагностика:
  • нравственной самооценки;
  • этики поведения;
  • отношения к жизненным ценностям;
  • нравственной мотивации.
  1. Анкетирование учащихся и родителей

Учебно-тематический план

п\п

Названия разделов и тем

Общее

кол-во

часов

теория

практика

Формы аттестации / контроля

1.

Этикет

5

3

2

Входная диагностика

1

1

Анкетирование учащихся

1. Что такое «этикет»?

1

1

Беседа по теме

2. Приветствуем друг друга.

1

1

Беседа по теме

3. Воспитанный человек – это…

1

1

Творческая работа

4. Давайте познакомимся.    Встречают по одёжке…

1

1

Беседа по теме

2.

Этика общения

8

3

5

1. Культура общения.

 1

1

Беседа по теме

2. «Волшебные слова».

 1

1

Урок-соревнование

3. Язык, мимика, жесты.

 1

1

Беседа по теме

4. Да здравствует вежливость!

 1

1

Беседа по теме

5. Правила общения с окружающими.

 1

1

Урок -викторина

6. Беседа по телефону. Пишем письма.

1

1

Беседа по теме

7. В царстве вежливости и доброты.

1

1

Урок-викторина

8. Итоговое

1

1

Творческая работа

3.

Этика взаимоотношений

9

4

5

1. «Золотое правило нравственности»

1

1

Беседа по теме

2. Вежливый отказ.

 1

1

Урок -викторина

3. Поведение дома.

 1

1

Беседа по теме

4. Как вести себя в гостях.

1

1

Урок -викторина

5. Правила приличия в житейских ситуациях.

1

1

Беседа по теме

6. Старших надо уважать.

1

1

Кроссворд

7. Девочки и мальчики.

1

1

Беседа по теме

8. Дружбой нужно дорожить

1

1

Беседа по теме

9. Итоговое

1

1

Творческая работа

4.

Этикет поведения в общественных местах

8

 3

 5

1. Я иду по улице.

 1

1

Беседа по теме

2. Правила поведения в столовой

 1

1

Урок -викторина

3. Обязанности пассажира.

 1

1

Беседа по теме

4. Правила поведения в колледже.

 1

1

Кроссворд

5. Правила поведения в библиотеке, музее.

1

1

Беседа по теме

6. Мы идём в театр.

1

1

Урок-викторина

7. В поликлинике.

1

1

Беседа по теме

8. Итоговое

1

1

Тест

5.

Этика отношений в коллективе.

6

2

4

1. Коллектив начинается с меня.

1

1

Беседа по теме

2. Если радость на всех одна

1

1

Беседа по теме

3. Моя группа - мои друзья

1

1

Блиц-опрос

4. Самолюб никому не люб.

1

1

Беседа по теме

5. Подарок коллективу.

1

1

Урок творческих заданий

6.

Итоговое занятие.

1

1

Тестирование

Итог:

36

15

21

Содержание программы

Раздел 1. ЭТИКЕТ

Цель:

-расширить знания о понятии «Этикет» и его содержании.

Задачи:

-углубить и разнообразить сферу применения правил этикета в повседневной жизни;

-разнообразить практические формы работы с обучающимися по усвоению этикета, его норм.

Понятия, которые должны усвоить обучающиеся: этикетные нормы поведения. Речевой этикет. Повседневный этикет. Хорошие манеры.

Темы раздела:

1. Что такое «этикет»?

Происхождение понятия “этикет”. Виды этикета. Аспекты этикета. Значение этикета в прошлом столетии. Роль этикета в настоящее время. Назначение этикетных норм этикета.

2. Приветствуем друг друга.

Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона. Интонации при приветствии.

3. Воспитанный человек – это…

Беседа о воспитанности. Помочь обучающимся понять, «что значит быть

воспитанным». Рассматривание понятий: «культурный», «сдержанный», «тактичный», «вежливый».

4.Давайте познакомимся. Встречают по одёжке....

Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку.

Назначение одежды; стили одежды; простые правила выбора одежды в различных ситуациях; цветовое решение в одежде, правила аккуратности.

Раздел 2. ЭТИКА ОБЩЕНИЯ

Цель:

- расширить у обучающихся знания о нормах воспитанности, совершенствовать навыки культурного поведения, общения с окружающими.

Задачи:

-совершенствовать знания обучающихся в области этики общения;

-активизировать практику общения, применения этических норм поведения

Понятия:

внимательность, снисходительность, доброжелательность, заботливость, зависть, грубость, жестокость, сочувствие; этические компоненты словосочетаний: добрый поступок, этичность в общении.

Темы раздела:

1. Культура общения.

Формулы речевого этикета, умение пользоваться ими в своем речевом поведении. Формулирование правил речевого поведения; разыгрывание ситуаций по культуре общения.

2. «Волшебные слова».

Формирование потребности употреблять в речи вежливые слова. Борьба с ненормативной лексикой. Знакомство с «волшебными словами» на основе литературных произведений. Решение задач по этикету.

3. Язык, мимика, жесты.

Формирование навыков и привычек, облегчающих установление контактов в общении, создание атмосферы доверия.

4. Да здравствует вежливость!

Формирование у обучающихся ценностной ориентации, способности формулирования нравственных суждений; составление словаря наиболее часто употребляемых в общении вежливых слов.

 5. Правила общения с окружающими.

Нравственные правила общения.

Формулирование правил общения с окружающими.

6. Беседа по телефону. Пишем письма.

Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону.

Письмо – средство связи и общения между людьми. Культура письма, стиль, тон, внешнее оформление. Традиционное построение писем, аккуратность и разборчивость написания. Ответ на письмо, своевременность ответа.

7. В царстве вежливости и доброты.

Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

8. Итоговое занятие.

Раздел 3. ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Цель:

- сформировать опыт человеческих взаимоотношений, создать условия для применения накопленных знаний;

- совершенствовать опыт поведения и проявления доброжелательности к окружающим людям.

Задачи:

- совершенствовать знания обучающихся в области человеческих взаимоотношений;

- совершенствовать практику этического поведения обучающихся в отношениях к людям, природе, окружающей действительности;

-обогащать понятийный аппарат обучающихся.

Понятия, которые должны усвоить обучающиеся: добро, доверие, дружба, культура, вежливость.

Темы раздела:

1. «Золотое правило нравственности».

Смысл понятий беспорочность и добродетель в «золотом правиле нравственности, знакомство с «золотым правилом» в древней этике, Библии, народной мудрости.

2. Вежливый отказ.

Употребление в речи вежливых форм отказа в просьбе, в приглашении. Решение задач по этике; формулирование правил  отказа в просьбе и приглашении.

3. Поведение дома.

Воспитание навыков и привычек культуры поведения дома; уважение к старшим, формирование привычки внимательного доброго отношения к людям.

4. Как вести себя в гостях.

История хороших манер; правила поведения в гостях; правила как надо дарить подарки; решение ситуативных задач.

5. Правила приличия в житейских ситуациях.

Обыгрывание житейских ситуаций; блицтурнир.

6. Старших надо уважать.

Навыки поведения с взрослыми,  уважение к старшим.

7. Девочки и мальчики.

Важности взаимного уважения в отношениях между мальчиками и девочками

8. Дружбой нужно дорожить.

Раскрытие сущности понятия «дружба».

Качества, которыми  должен обладать настоящий друг, роль друзей  в нашей жизни.

9. Итоговое занятие.

Раздел 4. ЭТИКЕТ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ.

Цель:

-расширить и углубить понятия этикета поведения в общественных местах, сформировать опыт, создать условия для применения накопленных знаний.

Задачи:

-совершенствовать знания обучающихся в области поведения в общественных местах;

-обогащать понятийный аппарат обучающихся.

Понятия:

вежливость и тактичность, галантность, предупредительность и доброжелательность, деликатность и внимательность.

В данном разделе программы обучающиеся рассматривают правила ежедневного поведения в общественных местах, таких как в кино, театре, в библиотеке и т. д., узнают особенности поведения в том или ином месте, решают этические задачи. 

Темы раздела.

1. Я иду по улице.

Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице.

2. Правила поведения в столовой.

Правила поведения в столовой, прорабатывание правил хорошего тона за столом.

3. Обязанности пассажира.

Правила поведения людей в общественном транспорте. Виды транспорта. Выработка правил поведения. Безопасность на дорогах. Знание правил дорожного движения.

4. Правила поведения в колледже.

Колледж - общественное местонахождение обучающихся и педагогов. Правила поведения на уроке, перемене, в столовой. Умение соблюдать дисциплину.  

5. Правила поведения в библиотеке, музее.

Формулирование правил поведения в библиотеке на основе знаний и умений учащихся. Формулирование правил поведений в музее, решение этических задач.

6. Мы идём в театр.

Правила поведения в театре; обсуждение поведения героев спектаклей.

7. В поликлинике.

Правила поведения в поликлинике, на приёме у врача, обыгрывание ситуаций.

8. Итоговое занятие.

Раздел 5. ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ.

Цель:

-расширить и углубить понятия коллективизма, сформировать опыт коллективных отношений, создать условия для применения накопленных знаний.

Задачи:

-совершенствовать знания обучающихся в области коллективных отношений;

-обогащать понятийный аппарат обучающихся.

Понятия, которые должны усвоить учащиеся: коллектив, коллективизм, товарищество, дружба, симпатия, уважение, единомышленник, рыцарь. 

Темы раздела:

1. Коллектив начинается с меня.

Формирование  устойчивого стремления к сотрудничеству, совместной деятельности в группе.

2. Если радость на всех одна.

Создание доброжелательной психологической атмосферы, развитие коммуникативной культуры.

3. Моя группа - мои друзья.

Формирование  навыков совместной деятельности, подчинения законам коллективной деятельности, подчинения законам коллектива, нахождения в нем своего места.

4. Самолюб никому не люб.

Формирование чувства товарищества, доброжелательности, причастности к общим делам.

5. Подарок коллективу.

Умение работать в группе, находить решение коллективно.

Итоговые занятия.

Включают в себя: собеседование, тест, диагностику.

Ожидаемые результаты:

-расширение этического кругозора обучающихся;

-владение элементарными навыками культурного поведения, понятиями «этикет», «вежливость», «хорошие манеры», «доброта», «дружба»;

-владение знаниями о нормах воспитанности;

-применение навыков культурного поведения и проявления доброжелательности к окружающим людям.


Формы оценивания (аттестации)

Формы учета оценки планируемых результатов:

  1. Опрос (тестирование)
  2. Наблюдение
  3. Диагностика:
  • нравственной самооценки;
  • этики поведения;
  • отношения к жизненным ценностям;
  • нравственной мотивации.

           4.  Анкетирование обучающихся и родителей

Методическое обеспечение программы

Раздел, тема

Форма занятий

Приемы, методы организации образовательной деятельности

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

1.

Этикет

Групповая:

7 теоретических

4 практических

Словесные, наглядные, практические, икт-технологии.

Рассказ, беседа, диалог, сюжетно-ролевые игры, прием «лови ошибку», театрализация, инсценировка, анализ ситуаций, показ видеороликов, мультфильмов.

Мет. разработка,

Пособие И.Н. Курочкиной «Путешествие в страну хороших манер»,

Мультипликационные уроки хорошего

поведения тетушки Совы,

Уроки на телеканале Бибигон, видеролик

Компьютер, экран,

медиа

проектор, электронный носитель, активная колонка

2.

Этика общения

Групповая:

3 теоретических

5 практических

Словесные, наглядные, практические, икт-технологии.

Рассказ, беседа, диалог, сюжетно-ролевые игры, прием «лови ошибку», театрализация, инсценировка, анализ ситуаций, показ видеороликов, мультфильмов, положительная оценка поведения, одобрение , похвала

Мет. разработка,

Мультипликационные уроки хорошего поведения тетушки Совы, уроки на телеканале Бибигон, видеофильм

Компьютер, экран,

медиа

проектор, электронный носитель, активная колонка

3.

Этика взаимоотношений

Групповая

4теоретических

5 практических

Рассказ,  беседа, диалог, сюжетно-ролевые игры, прием «лови ошибку», театрализация, инсценировка, анализ ситуаций, показ видеороликов,  мультфильмов, положительная оценка поведения

Мет. разработка,

Мультипликационные уроки хорошего поведения тетушки Совы, уроки на телеканале Бибигон, видеофильм

Компьютер, экран,

медиа

проектор, электронный носитель, активная колонка

4.

Этикет поведения в общественных

 местах

Групповая, индивидуальная

3 теоретических,

5практических

(посещение театра, кинотеатра, библиотеки)

Словесные, наглядные, практические, икт-технологии,

рассказ,  беседа, диалог, прием «лови ошибку», , показ видеороликов,  положительная оценка поведения.

Сюжетно-ролевое занятие «Мы идем в гости»

Мет. разработка,

Пособие «Мое жизнетворчество» В.Н. Ковальчука,

Е.В. Иванковой

Компьютер, экран,

медиа

проектор, электронный носитель, активная колонка

5.

 Этика отношений в коллективе

Групповая

2 теоретических

4 практических

Словесные, наглядные, практические, икт-технологии,

рассказ,  беседа, диалог, сюжетно-ролевые игры, прием «лови ошибку», театрализация, инсценировка, анализ ситуаций, показ видеороликов,  мультфильмов, положительная оценка поведения

Мет. разработка, Пособие И.Н. Курочкиной «Путешествие в страну хороших манер» ,

Мультипликационные уроки хорошего

поведения тетушки Совы

Пособие «Мое жизнетворчество» В.Н. Ковальчука,

Е.В. Иванковой

Компьютер, экран,

медиа

проектор, электронный носитель, активная колонка

Материально-техническое обеспечение программы

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета (рабочее место преподавателя и  посадочные места для студентов (10 столов и 20 стульев);

Оборудование учебного кабинета № 203:

  1. Раздаточный материал и наглядные пособия по темам;
  2. Тестовые задания по темам, плакаты;
  3.  Учебная доска.

Технические средства обучения:

  1. Мультимедийный проектор;
  2. Экран для проецирования изображения;
  3. Магнитофон;
  4. Диски, кассеты по темам;
  5. Телевизор.

Список литературы и интернет-ресурсов

Для преподавателей:

1.Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.

2.Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

3.Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

4.Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.

5.Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

6.Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.

7.Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.

8.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006

9.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.

10.Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.

11.Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.

12.Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.

13.Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.

14.Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.

15.Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010

16.Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.

17.“Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.

18.Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.

19.Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

20.Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.

21.Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть 1 – 2. -  М.: Школа-Пресс, 1999.

22.Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

23.Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.

24.Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.

25.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

Интернет-ресурсы:

1.etiket.ru

2. ru.wikipedia.org/wiki/Этикет

3.etiquetterules.ru

4. koryazhma.ru/articles/etiket/

5. kedem.ru/etiket/

6. normaetiketa.ru

7.etiket.dljavseh.ru

8.sosed-domosed.ru/vse-pravila-etiket...

9.bookarchive.ru/jekonomika_pravo/jek...
10.status-nn.ru/prog4.html

11.ped-kopilka.ru/vs-ob-yetikete
12. etiquete.okis.ruк

13.etiket.dljavseh.ru/JEtiket/Istorija.

14.etyket.org.ua/ru/

15.liveinternet.ru/users/3874862/rubri...

16.dom-sovetik.ru/etiket/etiket.html

17.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/publical..

18.uroki-online.com/beauty/style/1037-

19.uroki-online.com/beauty/style/1037-

Список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов  для обучающихся и родителей.

1.Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г.

2.Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.

3.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

4.Сорокина Г.И., Сафонова И.В.  и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.

5.Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.

6.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991.

7.Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010.

8.Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010.

9.Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010.

10.Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010.

Интернет-ресурсы

1.maaam.ru/detskijsad/konsultacija-dl...

2.wknigge.ru/pravila_dlya_roditelei.ht..

3.knigge.ru/pravila_dlya_roditelei.ht..

4.jetiket.ru/etiket-dlya-detej.html

5.ymbaby.ru/ethics/item/201-table-eth...

6. twirpx.com/file/806178/

7.zanimatika.narod.ru/Vospitanie_etik..

8.skyclipart.ru/tags/этикет

9.nas2.net/kak-priuchat-detej-k-etike...

Календарно- тематический график

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

14.00-15.00

Теоретическое занятие

1

Входная диагностика

Каб. № 203

Анкетирование обучающихся

2

14.00-15.00

Теоретическое занятие

1

1. Что такое «этикет»?

Каб. № 203

Беседа по теме

3

14.00-15.00

Практическое занятие

1

2. Приветствуем друг друга.

Каб. № 203

Беседа по теме

4

14.00-15.00

Теоретическое занятие

1

3. Воспитанный человек – это…

Каб. № 203

Творческая работа

5

14.00-15.00

Практическое занятие

1

4. Давайте познакомимся.    Встречают по одёжке…

Каб. № 203

Беседа по теме

6

14.00-15.00

Теоретическое занятие

1

1. Культура общения.

Каб. № 203

Беседа по теме

7

14.00-15.00

Практическое занятие

1

2. «Волшебные слова».

Каб. № 203

Урок-соревнование

8

14.00-15.00

Практическое занятие

1

3. Язык, мимика, жесты.

Каб. № 203

Беседа по теме

9

14.00-15.00

Практическое занятие

1

4. Да здравствует вежливость!

Каб. № 203

Беседа по теме

10

14.00-15.00

Практическое занятие

1

5. Правила общения с окружающими.

Каб. № 203

Урок -викторина

11

14.00-15.00

Теоретическое занятие

1

6. Беседа по телефону. Пишем письма.

Каб. № 203

Беседа по теме

12

14.00-15.00

Практическое занятие

1

7. В царстве вежливости и доброты.

Каб. № 203

Урок-викторина

13

14.00-15.00

Теоретическое занятие

1

8. Итоговое

Каб. № 203

Творческая работа

14

14.00-15.00

Теоретическое занятие

1

1. «Золотое правило нравственности»

Каб. № 203

Беседа по теме

15

14.00-15.00

Практическое занятие

1

2. Вежливый отказ.

Каб. № 203

Урок -викторина

16

14.00-15.00

Практическое занятие

1

3. Поведение дома.

Каб. № 203

Беседа по теме

17

14.00-15.00

Практическое занятие

1

4. Как вести себя в гостях.

Каб. № 203

Урок -викторина

18

14.00-15.00

Теоретическое занятие

1

5. Правила приличия в житейских ситуациях.

Каб. № 203

Беседа по теме

19

14.00-15.00

Теоретическое занятие

1

6. Старших надо уважать.

Каб. № 203

Кроссворд

20

14.00-15.00

Практическое занятие

1

7. Девочки и мальчики.

Каб. № 203

Беседа по теме

21

14.00-15.00

Практическое занятие

1

8. Дружбой нужно дорожить

Каб. № 203

Беседа по теме

22

14.00-15.00

Теоретическое занятие

1

9. Итоговое

Каб. № 203

Творческая работа

23

14.00-15.00

Практическое занятие

1

1. Я иду по улице.

Каб. № 203

Беседа по теме

24

14.00-15.00

Практическое занятие

1

2. Правила поведения в столовой

Каб. № 203

Урок -викторина

25

14.00-15.00

Теоретическое занятие

1

3. Обязанности пассажира.

Каб. № 203

Беседа по теме

26

14.00-15.00

Теоретическое занятие

1

4. Правила поведения в колледже.

Каб. № 203

Кроссворд

27

14.00-15.00

Практическое занятие

1

5. Правила поведения в библиотеке, музее.

Каб. № 203

Беседа по теме

28

14.00-15.00

Практическое занятие

1

6. Мы идём в театр.

Каб. № 203

Урок-викторина

29

14.00-15.00

Практическое занятие

1

7. В поликлинике.

Каб. № 203

Беседа по теме

30

14.00-15.00

Теоретическое занятие

1

8. Итоговое

Каб. № 203

Тест

31

14.00-15.00

Практическое занятие

1

1. Коллектив начинается с меня.

Каб. № 203

Беседа по теме

32

14.00-15.00

Практическое занятие

1

2. Если радость на всех одна

Каб. № 203

Беседа по теме

33

14.00-15.00

Практическое занятие

1

3. Моя группа - мои друзья

Каб. № 203

Блиц-опрос

34

14.00-15.00

Теоретическое занятие

1

4. Самолюб никому не люб.

Каб. № 203

Беседа по теме

35

14.00-15.00

Практическое занятие

1

5. Подарок коллективу.

Каб. № 203

Урок творческих заданий

36

14.00-15.00

Теоретическое занятие

1

Итоговое занятие.

Каб. № 203

Тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Интеллект"

Пояснительная запискаНаправленность  образовательной программыСовременное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личност...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ" (скрипка)

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (скрипка)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в ...

Праздник «Посвящение в юные натуралисты» по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная ботаника», I год обучения

Сценарий праздника " Посвящение в юные натуралисты" предназначен для руководителей детских объединений естественно-научной направленности в учреждениях дополнительного образования, а также для учителе...

Авторская дополнительная общеразвивающая программа "Танцевальный кружок "Акварель"

Программа разработана для детей 5-13 лет сроком реализации 4 года...

Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения»  разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...

Дополнительная общеразвивающая программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря «Солнечная страна»

Пришкольные лагеря – одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста....