Адаптивные информационные технологии в профессиональной деятельности
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Адаптивные информационные технологии в профессиональной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptivnye_informatsionnye_tehnolonii_dlya_detey_s_ovz.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 «Адаптивные информационные технологии
в профессиональной деятельности»
1.1Область применения программы:
Учебная дисциплина ОП.08 «Адаптивные информационные технологи в профессиональной деятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла рабочей основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы и методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования", утв. Минобрнауки России 20.04.2015 N 06-830вн, с учетом Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования. Программа является частью обеспечения адаптации студентов с ОВЗ и инвалидностью.
Учебная дисциплина ОП.08 «Адаптивные информационные технологи в профессиональной деятельности» обеспечивает формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков решения профессиональных задач с использованием современных информационных технологий; развитие умения работы с персональным компьютером на высоком пользовательском уровне, овладение методами и программными средствами обработки деловой информации, навыками работы со специализированными компьютерными программами.
Специфика курса учитывает особенности информационных технологий для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Преподавание данного курса происходит с использованием адаптированной компьютерной техники. Также используются в учебном процессе информационные и коммуникационные технологии как средства коммуникации, технологии работы с информацией, адаптивные технологии
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в адаптационный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Целью курса является формирование у студентов компетенций, знаний, умений и навыков, необходимых для работы на персональном компьютере, самостоятельного изучения специальной литературы, а также формирование навыков самостоятельной работы.
Задачи дисциплины:
- Изучение основ работы с операционной системой;
- Изучение основ работы в офисных пакетах и пакетах прикладных программ специального назначения;
- Изучение основ работы с мультимедийной информацией;
- Использование ИТ в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» обучающийся инвалид или обучающийся с ОВЗ должен:
уметь:
− работать с программными средствами универсального назначения, соответствующими современным требованиям;
− использовать индивидуальные слуховые аппараты и звукоусиливающую аппаратуру (студенты с нарушениями слуха);
− использовать брайлевскую технику, видеоувеличители, программы синтезаторы речи, программы невизуального доступа к информации (студенты с нарушениями зрения);
− использовать адаптированную компьютерную технику, альтернативные устройства ввода информации, специальное программное обеспечение (студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
− осуществлять выбор способа предоставления информации в соответствии с учебными задачами;
− иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
− использовать альтернативные средства коммуникации в учебной и будущей профессиональной деятельности;
− использовать специальные информационные и коммуникационные технологии в индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности;
− использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации индивидуального информационного пространства;
знать:
− основы современных информационных технологий переработки и преобразования текстовой, табличной, графической и другой информации;
− современное состояние уровня и направлений развития технических и программных средств универсального и специального назначения;
− приемы использования сурдотехнических средств реабилитации (студенты с нарушениями слуха);
− приемы использования тифлотехнических средств реабилитации (студенты с нарушениями зрения);
− приемы использования компьютерной техники, оснащенной альтернативными устройствами ввода-вывода информации (студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
− приемы поиска информации и преобразования ее в формат, наиболее подходящий для восприятия с учетом ограничений здоровья.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 51 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося − 51 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 51 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 11 |
практические занятия | 40 |
самостоятельная работа | − |
Промежуточная аттестация в форме зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
Тема 1. Особенности информационных технологий для людей с ограниченными возможностями здоровья | Содержание учебного материала: Современное состояние уровня и направлений развития технических и программных средств универсального и специального назначения. Современные информационные технологии переработки и преобразования текстовой, табличной, графической и другой информации для людей с ОВЗ и инвалидностью. | 2 2 |
* Тема 2. Технические средства реабилитации | Содержание учебного материала: Тифлотехнические средства реабилитации. Приемы использования тифлотехнических средств реабилитации (для студентов с нарушениями зрения). или Сурдотехнические средства реабилитации. Приемы использования сурдотехнических средств реабилитации (для студентов с нарушениями слуха). или Специальные возможности ОС для пользователей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Приемы использования компьютерной техники, оснащенной альтернативными устройствами ввода- вывода информации. | 10 2 |
Практическое занятие 1. Использование брайлевской техники, видеоувеличителей, программ синтезаторов речи, программ невизуального доступа к информации в профессиональной деятельности незрячих и слабовидящих людей. или Использование индивидуальных слуховых аппаратов и звукоусиливающаей аппаратуры в профессиональной деятельности слабослышащих и глухих людей. или Использование Адаптированной компьютерной техники, альтернативных устройств ввода-вывода информации, специального программного обеспечения в профессиональной деятельности людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. | 8 | |
Тема 3. Дистанционные образовательные технологии | Содержание учебного материала: Дистанционное обучение. Интернет курсы. Интернет олимпиады. Альтернативные средства коммуникации. | 9 1 |
Практическое занятие 2. Использование альтернативных средств коммуникации в учебной и профессиональной деятельности лиц с инвалидностью и ОВЗ. | 8 | |
Тема 4. Информационные и коммуникационные технологии как средства коммуникации | Содержание учебного материала: Программное и аппаратное обеспечение. Классификация ПО. Операционные системы и оболочки. Технические средства телекоммуникационных технологий. Программные средства телекоммуникационных технологий. | 10 2 |
Практическое занятие 3. Интернет-технологии в профессиональной деятельности: Работа с браузером. Работа с Интернет-библиотеками. Организация видео- и телеконференций. Создание почтового ящика. | 8 | |
Тема 5. Технологии работы с информацией | Содержание учебного материала: Поисковые системы. Поиск информации и преобразование ее в формат, наиболее подходящий для восприятия с учетом ограничения здоровья. | 10 2 |
Практическое занятие 4. Выбор способа поиска и предоставления информации в соответствии с особенностями здоровья и профессиональными задачами. | 8 | |
Тема 6. Использование адаптивных технологий в учебном процессе | Содержание учебного материала: Иллюстрация учебных работ с использованием средств информационных технологий. | 10 2 |
Практическое занятие 5. Организация индивидуального информационного пространства с учетом ограничения здоровья | 8 | |
Зачет | 1 |
* Тема 2 может модифицироваться в зависимости от типа нарушений здоровья студента. Если у студента с инвалидностью одновременно несколько нарушений здоровья, то преподаватель дисциплины знакомит обучающегося со всеми необходимыми техническими средствами реабилитации в объеме 2 лекционных часов и 4 практических часов.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатика и ИКТ» или «Компьютерные технологии».
Оборудование учебного кабинета:
- настольные персональные компьютеры;
- комплекты специализированной компьютерной мебели;
- рабочее место преподавателя;
- интерактивная доска;
- экран;
Технические средства обучения:
- лицензионное программное обеспечение;
- проектор;
- акустическая система;
- информационная индукционная система;
- дисплей с использованием системы Брайля;
- программа экранного доступа с синтезом речи;
- программа экранного увеличения;
- программы синтеза речи TTS;
- специальная клавиатура;
- виртуальная экранная клавиатура;
- головная компьютерная мышь;
- ножная компьютерная мышь;
- выносные компьютерные кнопки;
- компьютерный джойстик.
- Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник для СПО. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с.
- Михеева Е.В. Практикум по информатике: учебное пособие для студентов СПО. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
- Новожилов О.П. Информатика. – М.: Издательство «Юрайт-М», 2016. – 620 с.
- Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для СПО. − М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с.
Дополнительные источники:
- Информатика и ИКТ. Учебник. 11 класс. Базовый уровень/ под ред. проф. Н.В. Макаровой. − СПб.: Питер, 2008., 224 с.
- Кузнецов С.М. Информационные технологии. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Кузнецов С. М.. − Новосибирск: НГТУ, 2011. − 144 с. Полный текст находится в ЭБС "Университетская библиотека онлайн".
- Практикум по информатике: учеб. пособие для сред. проф. образования / Е.В.Михеева. М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с.
- Технические средства в обучении и воспитании детей: учеб. пособие для средних учебных заведений / А.В. Смирнов. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.
Интернет-ресурсы:
https://otr-online.ru/programmi/ot-prav-k-24630/raspahni-okno-v-35676.html - интервью с Сергеем Ваньшиным, Генеральным директором института профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС.
http://social-tech.ru/support/members/info-tex/ - информационные технологии
для инвалидов
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-informatsionnyh-tehnologiy-kak-sredstv-sotsialnoy- podderzhki-detey-invalidov - Попов А.Н. Роль информационных технологий как средств социальной поддержки детей-инвалидов // Вестник ТГУ, выпуск 11 (127), 2013.
http://i-t-technology.ru/ - Новости IT-технологий. http://www.itstan.ru/ - Информация. Сборник новостей и статей.
http://www.itru.info/ - Информационные технологии. Сборник статей.
http://biznit.ru/ - Информационные технологии. Сайт о применении информационных технологий в различных областях.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки и результатов обучения |
Умения: | Выполнение аудиторных практических работ Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы |
- работать с программными средствами универсального назначения, соответствующими современным требованиям; - использовать индивидуальные слуховые аппараты и звукоусиливающую аппаратуру (студенты с нарушениями слуха); - использовать брайлевскую технику, видеоувеличители, программы синтезаторы речи, программы невизуального доступа к информации (студенты с нарушениями зрения); - использовать адаптированную компьютерную технику, альтернативные устройства ввода информации, специальное программное обеспечение (студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата); - осуществлять выбор способа предоставления информации в соответствии с учебными задачами; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; - использовать альтернативные средства коммуникации в учебной и будущей профессиональной деятельности; - использовать специальные информационные и коммуникационные технологии в индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности; - использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации индивидуального информационного пространства; | |
Знания: | Выполнение аудиторных практических работ Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы |
- основы современных информационных технологий переработки и преобразования текстовой, табличной, графической и другой информации; - современное состояние уровня и направлений развития технических и программных средств универсального и специального назначения; - приемы использования сурдотехнических средств реабилитации (студенты с нарушениями слуха); - приемы использования тифлотехнических средств реабилитации (студенты с нарушениями зрения); - приемы использования компьютерной техники, оснащенной альтернативными устройствами ввода-вывода информации (студенты с нарушениями опорно- двигательного аппарата); - приемы поиска информации и преобразования ее в формат, наиболее подходящий для восприятия с учетом ограничений здоровья. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по дисциплине: "Информационные технологии в профессиональной деятельности" по теме: "Информационная культура"
Презентация к уроку по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" по теме "Интернет и информационная культура"...
Методические указания по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности 260502 "Технология продукции общественного питания"
Методические указания включают в себя тематический план, темы изучаемого материала; приведены требования к формируемым представлениям, знаниям, умениям, вопросы для самопроверки. Темы п...
План проведения открытого урока "Технология обработки текстовой и графической информации" по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
План проведения открытого урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Тема: "Технология обработки текстовой и графической информации" ...
Интегрированное занятие по информатике и информационным технологиям в профессиональной деятельности по теме: «Создание презентации с помощью программы «Microsoft Power Point» по теме: «Программное обеспечение в профессиональной деятельности».
Интегрированное занятие по информатике и информационным технологиям в профессиональной деятельностипо теме: «Создание презентации с помощью программы «Microsoft Power Point» по...
Комплект оценочных средств по учебной дисциплине ОП.08 Адаптивные информационные технологии в профессиональной деятельности
Комплект оценочных средств по учебной дисциплине ОП.08 Адаптивные информационные технологии в профессиональной деятельности позволит подготовится обучающимся к дифференцированному зачету....
Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование
Рабочая программа по дисциплине Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование...
УМК учебной дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности (Адаптивные информационные и коммуникационные технологии) специальность: 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и произво
УМК учебной дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности (Адаптивные информационные и коммуникационные технологии) разработан на основе Федерального государственного обра...