Конспект учебного занятия на тему «Интервью»
учебно-методический материал

Пётр Любимов
Конспект учебного занятия на тему «Интервью» 
провёл педагог дополнительного образования 
Любимов Пётр Владимирович
Объединение «Пресс-центр «Шанс» Осельковкой СОШ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_konspekt_lyubimova_p.v.docx51.49 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ВСЕВОЛОЖСКОГО РАЙОНА»

_____________________________________________________________________________________

 

Конспект учебного занятия

на тему:

 «Интервью»

провёл педагог дополнительного образования

Любимов Пётр Владимирович

 Объединение «Пресс-центр «Шанс» Осельковкой СОШ»

Возраст обучающихся – 10-16 лет.

Год обучения: 1 год

На базе МОБУ «Осельковская СОШ»

 22 ноября 2022 г.

  • Педагог:

Любимов Пётр Владимирович

  • Наименование творческого объединения:

«Медиацентр «Шанс» Осельковкой СОШ»

  • Состав учебной группы:

Количество детей – 12

Мальчиков – 6, девочек – 6

Возраст: 10-16 лет

  • Тема учебного занятия:

«Интервью»

ссылка на презентацию занятия https://disk.yandex.ru/d/x0wITWQ4Onaxbg 

  • Место занятия в дополнительной образовательной программе:

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный журналист», раздел «Основы  журналистики и риторики», 1 год обучения

  • Степень сложности занятия: средняя
  • Цель занятия:

Формирование представления  о новом жанре публицистики «интервью», для дальнейшего использования в работе.

  • Задачи:

Обучающие:

определить понятие «интервью» как жанр публицистики;

познакомить с классификацией интервью;

познакомить с правилами ведения интервью.

Развивающие:

развивать речь учащихся;

развивать умение составлять вопросы;

развивать умение отвечать на вопросы.

Воспитательные:

воспитание умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.

  • Форма учебного занятия:

Комбинированное занятие

  • Формы организации работы:

Групповая, подгрупповая

  • Структура учебного занятия:

 Основные структурные части занятия

Время

I.

Вводная, организационная часть:

  1. Приветствие;
  2. Краткий инструктаж по ТБ

1 мин.

II.

Основная часть:

  1. Введение нового образовательного материала;
  2. Закрепление новых знаний.

40 мин.

10 мин.

12 мин.

18 мин.

III.

Заключительная часть:

  1. Ответы на вопросы по теме занятия
  2. Рефлексия
  3. Заключительное слово педагога

2 мин.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

  • Планируемый результат занятия:

Обучающиеся составят перечень вопросов для интервью со сказочным героем: Колобок, Красная Шапочка.

Методы обучения:

  •  объяснительно – иллюстративный;
  •  репродуктивный;
  •  частично - поисковый.

Технологии обучения:

  •  здоровьесберегающие;
  •  обучение в сотрудничестве.

Материально-техническое оснащение занятия:

  •  учебный класс;
  •  учебное оборудование: магнитная доска, магниты; 
  • учебное пособие: проектор, видеоролик;
  •  учебное пособие: мультимедийная презентация;
  •  ТСО: компьютер;
  •  мебель: парты, стулья.

Литература

  1. Криницын, Е. Как брать интервью. 8 мастер–классов от лучших журналистов России / Е. Криницын. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 164 c.
  2. Лазутина, Г.В. Жанры журналистского творчества / Г.В. Лазутина, С.С. Распопова. – М.: Аспект–Пресс, 2012. – 320 c.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Вводная, организационная часть (1 минута)

Вступительное слово педагога.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня  к нам на занятие пришли гости. Я надеюсь, что вы будете очень внимательны и активны. 

Напоминаю вам о технике безопасности на уроке: не допускается производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих;  без разрешения педагога выходить из класса и школы;  пользоваться во время урока сотовыми телефонами.

А теперь за работу!

  1. Основная часть (32 минуты)

Введение нового образовательного материала.

Определение предмета ситуации (актуализация проблемы)

Педагог предлагает просмотреть видеоролик. Демонстрируется сюжет, где разговор ведут два человека: интервьюер и ветеран ВОВ, который рассказывает о своей жизни. Все вопросы интервьюера объединены одной темой: они о жизни ветерана.

Педагог:

- Кто и с кем ведет разговор? О чем беседа? Вопросы объединены одной темой или нет? Кто знает, как называется эта беседа?  Эта беседа называется интервью.

- Как вы думаете, о чем пойдет у нас речь на сегодняшнем занятии? Какова тема нашего занятия?

Включается мультимедийная презентация.

Слайд 1.

Объявление темы и цели занятия.

Педагог:

- Тема нашего занятия «Интервью». 

Представьте, что вы находитесь в редакции известной телевизионной передачи. Вы будете принимать участие в создании нового выпуска, и главный редактор даёт вам уникальное задание: необходимо взять интервью у одного из героев ток-шоу. Думаю, с этим заданием легко справиться. Итак, берём блокнот, ручку, диктофон и отправляемся по нужному адресу брать интервью.

- Задание понятно? А куда мы отправимся? Мы уже решили, о чем будем его спрашивать? А он готов дать интервью? Как быть?

Наверное, чтобы не испытывать таких вот затруднений, надо знать правила ведения интервью.

- На этом занятии мы познакомимся с этим жанром публицистики -  интервью, рассмотрим классификацию интервью, узнаем правила его ведения.

На практике мы закрепим полученные знания.

Беседа с элементами практики.

Слайд 2.

Ребята, так что же такое интервью? Ваше мнение (высказывания учеников).

Итак, интервью – это предназначенная для распространения в печати, по радио и телевидению беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо человеком по актуальным вопросам.

Интервью - это совместное творчество журналиста, именно так мы сегодня будем называть человека, который берет интервью и человека, дающего информацию, то есть собеседника. Им может быть политический, общественный  деятель, ученый, руководитель, писатель, артист или какой-нибудь другой человек.

Слайд 3.

Интервью передаются по радио и телевидению, печатаются в газетах и журналах, иногда берутся у прохожих.

Задачи:

сообщить об очередных  политических,  производственных, социальных  или  иных  задачах;

рассказать  о достижениях человека, производства, науки, культуры, искусства, спорта;

 информировать о предстоящем событии или сообщить подробности уже состоявшегося;

разъяснить (прокомментировать)  тот  или  иной  факт;

выяснить мнение компетентного лица  по  какому-либо вопросу (серии  вопросов).

- Ребята, выделите главные слова в каждой задаче. Это глаголы сообщить, рассказать, информировать, разъяснить, выяснить.

Слайд 4.

Педагог:

Давайте рассмотрим, какие же бывают интервью, как они классифицируются.

Существуют следующие виды интервью:

  • Протокольное интервью; его цель – получение официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики.
  • Информационное интервью; его цель – получение сведений от компетентного лица по злободневным вопросам. По стилю приближается к обычному бытовому разговору. Ответы собеседника не являются официальными заявлениями. Оно не требует глубокого анализа проблем, причин явлений, вскрытия противоречий и т.п. Главная его задача – выявление, проверка, уточнение фактов.
  • Проблемное интервью нацелено на обсуждение проблемы, выявление мнений собеседника о способах ее решения.
  • Личностное интервью (интервью-портрет); его цель – изучение характера, взглядов собеседника, т.е. раскрытие личности.

Различают также и такие формы интервью как прямая линия, круглый стол, пресс- конференция.

Физкультурная пауза

Слайд 5.

Педагог:

- Вот вы и познакомились с этим очень интересным жанром. Оказывается, он не так уж и прост.

Теперь, ребята, вы можете со знанием дела ответить на некоторые мои вопросы:

Кто обязательно должен участвовать в интервью?

(Ответ: журналист, который задаёт вопросы, и человек, который на них отвечает).

Кто может быть собеседником журналиста?

(Ответ: представители любой профессии, известные личности).

Как вы думаете, что будет входить в содержание интервью?

(Ответ: Ответы собеседника на вопросы корреспондента составляют содержание интервью).

Слайд 6.        

Поиск решения

- Давайте подумаем над тем, что нужно сделать, чтобы интервью оказалось успешным?

(Обсуждение шагов вместе с обучающимися)

  • Определение цели.  От этого зависит качество и популярность интервью.

- Почему вы хотите взять интервью у этого человека?

- Чем он может быть интересен читателям?

- Что нового об этом человеке или событии вы можете раскрыть в интервью?

- Какие результаты планируете получить после публикации интервью?

  • Сбор информации. Заранее просмотреть информацию о герое интервью, чтобы не допустить ошибку в вопросах и расположить его к себе.
  • Договорённость о встрече. Место и время должен назначать ваш собеседник. Так он получает возможность ответить на ваши вопросы в комфортном для себя месте и в удобное время. Интервью должно начаться в условленное время, и вы не должны на него опаздывать. Приветствие зависит от степени знакомства, социального статуса, возраста. Установление первого контакта - создание благоприятной атмосферы для разговора. Первым делом надо назвать себя и представляемую организацию. 
  • Вопросник составляется заранее. Помните, что у любого интервью должна быть тема, вопросы должны соответствовать этой теме. Вопросы выстраиваются в определенном, логическом порядке. Возможно, во время интервью порядок нарушится, появятся новые вопросы, отпадут уже заготовленные. Здесь главное - держать нить беседы: вы должны вести героя, а не он вас. 

Слайд 7.        

  • Некоторые тонкости в составлении вопросника для интервью:

- Хорошее общее знание предмета обсуждения.

- Формулирование вопросов таким образом, чтобы исключить возможность уклонения от ответа. Вопросы также должны быть такими, чтобы на них невозможно было ответить односложно (ДА или НЕТ).

- Первый вопрос должен сразу втянуть партнера в беседу. Допускается, что в некоторых случаях можно не встречаться с героем лично, а передать ему аккуратно оформленный вопросник. Через некоторое время забрать ответы.

- Не нужно переубеждать собеседника, если вы не принимаете его точку зрения.

- Во избежание ошибок в написании, не стесняйтесь переспрашивать, уточнять такими фразами: «Верно ли я понял...», «Вы сказали, что...»? «Согласны ли вы с тем, что...», «Прав ли я, считая...»

- Не забудьте спросить о разрешении записи вашего разговора и использования фотографий, других материалов.

- Закончить интервью нужно вовремя, не задерживая собеседника.

- Не забудьте поблагодарить за беседу, подчеркивая, что она была важна для исследования и что сведения, которые были записаны, не будут использованы ни в каких иных целях, кроме изучения вопроса в целом.

- Завизировать текст у героя, собеседника.

Слайд 8.

Вот мы с вами вместе и составили памятку написания интервью.

Также в этой памятке отображена структура интервью.

Всем ученикам раздаются карточки с Памяткой (приложение 1).

Слайд 9.

Закрепление новых знаний

Практика, творческое задание (работа в 3 малых группах)

Составить вопросник для интервью со сказочным героем: Колобок, Красная Шапочка, Курочка Ряба (с применением памятки).

Презентация вопросников (обязательное участие всех воспитанников)

  1.  Заключительная часть (3 минуты)

Слайд 10.

Ответы на вопросы по теме занятия

Назовите тему сегодняшнего занятия.

Чему научились сегодня на занятии?

Слайд 11.

Рефлексия

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я приобрел…

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

  1. Заключительное слово педагога

Педагог: Ребята, сегодня вы достойно продемонстрировали свои навыки и умения, справились с целью нашего занятия и потренировались работать в жанре интервью. Желаю вам дальнейших творческих успехов! До встречи на следующем занятии!

Приложение 1

Памятка

юного журналиста

о работе в жанре «Интервью»

  • Решите, у кого и почему вы будете брать интервью. 
    Наметьте тему беседы.
  • Составьте вопросник в соответствии с темой, тщательно продумайте последовательность вопросов. Не забудьте просмотреть информацию о герое интервью, чтобы не допустить ошибку в вопросах и расположить его к себе.
  • Свяжитесь с собеседником, определитесь со временем и местом встречи. Не забудьте назвать себя и представляемую организацию. Помните, что вы не должны на него опаздывать. Приветствие зависит от степени знакомства, социального статуса, возраста. Установление первого контакта - создание благоприятной атмосферы для разговора.
  • Проведите беседу, запишите ее основное содержание. 
  • Прочитайте запись. Определите основную мысль интервью. Озаглавьте его. 
  • Напишите вступление и заключительную часть. 
  • Прочитайте всё написанное вслух, отредактируйте, то есть внесите 
    добавления, изменения. 
  • Проверьте черновик, обратите особое внимание на знаки препинания при обращении и диалоге, а также на слова «благодарю», «до свидания», «здравствуйте». 
  • Аккуратно перепишите работу. Завизируйте ваше интервью у героя.

Структура интервью

Вступление. Журналист представляет собеседника или же собеседник по просьбе журналиста представляется сам.

Основная часть. Беседа. В основной части интервью нужно определить тему (или темы), на которые вы будете беседовать, задавать спланированные вопросы.

Заключение, слова благодарности, пожелания.   В этой части журналист просит своего собеседника рассказать о планах на будущее, благодарит за интервью, высказывает добрые пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."

План- конспект учебного занятия по теме "Практическое занятие № 1. Государственное устройство стран мира."...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 2. География населения мира.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 3. География отраслей мирового хозяйства»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 4. Зарубежная Европа.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 4. Зарубежная Европа.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 5. Австралия.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 5.  Австралия.»...

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 6 Африка.»

План - конспект учебного занятия по теме «Практическое занятие № 6 Африка.»...

Учебное занятие на тему «Интервью»

Учебное занятие на тему «Интервью» Детское объединение «Пресс-центр «Шанс» Осельковкой СОШ»педагог дополнительного образования Любимов Пётр Владимирович...