Итоговое занятие на тему СССР в годы ВОВ
план-конспект урока
Итоговое занятие на тему СССР в годы ВОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie_na_temu_sssr_v_gody_vov.docx | 36.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие по теме:
«СССР в годы Великой Отечественной войны»
Дата:14.09.2022
Группа:№306 «Автомеханники»
Аудитория: №44
Преподаватель: Салькова Н.П.
Цель: повторить и закрепить учебный материал по истории Великой Отечественной войны Советского Союза.
Задачи:
1. Обучающая – сформировать основные знания (явления, понятия, события и даты, деятели) по теме раздела «Великая Отечественная война»;
2. Развивающая – продолжить развитие навыков работы в команде, самоанализа деятельности учащихся;
3. Воспитывающая – уяснить историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Занятие проводится в виде словесно-логической дидактической игры на закрепление, повторение и обобщение исторического материала. Учащимся необходимо владеть исторической информацией заранее. В игре на основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имен, дат, фактов, вопросов, фраз, небольших отрывков текста (документов).
Группа заранее делится на три команды, каждая получает предварительное задание: ознакомиться с материалом по теме «СССР в годы Великой отечественной войны» - знать основные документы, названия главных сражений и их даты, название и суть планов военных операций советского и германского командования, братчан-Героев Советского Союза, знаменитых личностей, имеющих непосредственные заслуги перед Родиной, памятники, посвященные Великой Отечественной войне, установленные в разных местах, и их авторов, произведения искусства о войне.
Из лучших учащихся группы выбирается жюри в составе трех человек, которое будет подсчитывать баллы, заработанные командами на каждом этапе. Жюри выдаются эталоны ответов и разбалловка для каждого этапа игры.
В каждой команде заранее назначается командир, задачей которого будет: оценить работу каждого участника команды на разных этапах игры, назначать отвечающего в процессе игры. Командирам выдаются листки самоанализа работы команды, которые в конце занятия учитываются преподавателем при выставлении оценок.
Самоанализ работы команды | |||||
ФИО участника | отметка | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
Также для оценивания работы учащихся на занятии на последнем его этапе при подсчете баллов проводится рефлексия.
1 этап занятия – организационный. (Слайды 1 -2)
На этом этапе преподаватель проверяет присутствующих, сообщает цели занятия, представляет жюри, разъясняет правила игры.
2 этап занятия – непосредственно игра. (Слайды 3 – 41)
Игра проводится в пять раундов, иллюстрируется презентацией, на слайдах которой указаны вопросы и задания.
1 раунд - «История Великой войны». (Слайды 3 -5)
Учащимся (каждой команде) раздаются пять документов, каждый из которых разрезан на три части (название, дата, авторы), нужно собрать эти документы в конверты.
Задание: собрать текст каждого военного документа (название+дата+авторы).
Конверты:
1. Пакт о ненападении.
2. Акт о капитуляции Германии.
3. План «Ост».
4. План «Барбаросса».
5. Приказ № 227.
На выполнение задания дается пять минут, по одной минуте на каждый документ, жюри засчитывает командам по 1.5 балла за каждый правильно собранный документ.
2 раунд – «География войны». (Слайды 6 – 19)
Учащимся раздаются бланки с вопросами, в презентации иллюстрация к каждому вопросу, нужно написать ответ, преподаватель задает вопросы и следит за хронометражем раунда.
Задание: письменно ответить на вопросы.
В скобках для жюри указаны эталоны ответов, командам раздаются только вопросы.
1. Где и когда состоялось самое крупное танковое сражение в истории? (деревня Прохоровка под Курском, 8-10 июня 1943 г.)
2. Назовите главную базу Черноморского флота, которая одной из первых приняла на себя удар с воздуха. (Севастополь)
3. Этот объект был построен в XIX веке как часть системы укреплений, создававшихся на Западных границах Российской империи. К моменту нападения Германии на Советский Союз уже не мог выполнять серьезных оборонительных задач, но в течение 22 июня на него было совершено 8 атак. Военные действия там продолжались до осени 1941 г. (Брестская крепость)
4. Сколько дней продолжалась Великая Отечественная война? (1418)
5. Сражение, в ходе которого советской армии, несмотря на значительные потери, удалось вынудить немецкие войска впервые в ходе Великой Отечественной войны перейти к обороне на главном направлении. Оно стало важным этапом срыва германского плана молниеносной войны, было выиграно время для подготовки обороны Москвы и последующих побед в сражениях под столицей. (Смоленское)
6. Что такое «дорога жизни»? С каким городом-героем она связана? Сколько длилась оборона этого города? (Единственный связывающий осажденных с «большой землей» путь через Ладожское озеро. Ленинград. 900 дней.)
7. Как назывался план захвата Москвы? («Тайфун»)
8. Названием какого химического элемента периодической системы Менделеева была названа одна из операций германского командования? Какой город Советского Союза должны были захватить согласно этому плану? Как называется этот город сегодня? (Уран, Сталинград, Волгоград)
9. 15 апреля 1943 г. Была утверждена Директива № 6, в которой конкретизировались задачи войск в наступательной операции «Цитадель». Что это была за операция? (Окружить и уничтожить советские войска в районе Курска)
10. Как назывался план Белорусской наступательной операции в июне-июле 1944 г.? («Багратион»)
11. Когда и каким образом был открыт Второй фронт в Европе? (6 июня – 23 июля 1944 г., высадка союзных войск в Нормандии)
12. Когда, где и кем было водружено Знамя Победы? (Вечером 30 апреля 1945 г., над рейхстагом в Берлине сержантами М. Егоровым и М. Кантария)
На выполнение задания дается 12 минут, по одной минуте на каждый вопрос, жюри выставляет командам по одному баллу за каждый правильный ответ, можно поставить баллы за дополнительные сведения в ответе, тоже по одному баллу.
3 раунд – «Люди войны». (Слайды 20 – 26)
Командам раздаются исторические портреты знаменитых героев войны, преподаватель зачитывает эти портреты вслух, в презентации иллюстрируются фотоизображения личностей.
Задание: назовите героя, личность, изображение которой вы видите, и чей исторический портрет находится перед вами.
1. Наш земляк, уроженец деревни Гарменка Братского района, старший сержант, с февраля 1944 г. в составе 997-го стрелкового полка 263-й стрелковой дивизии 1-го гвардейского стрелкового корпуса 51-й армии 4-го Украинского фронта участвует в боях в Крыму и, особенно в тяжелой битве за Севастополь. Сибирский охотник, опытный воин, командир отделения роты автоматчиков старший сержант он, наверное, смог бы выжить и в этой кровавой битве. Но выбрал другой путь. 9 мая 1944 года в боях за Сапун — гору на высоте 178.2 герой закрыл своей грудью амбразуру вражеского дота, жертвуя собой во спасение многих человеческих жизней, восходя, тем самым, к вершине человеческой любви, ибо нет в мире выше и прекраснее стремления — отдать жизнь ради спасения других. 12 ноября 1977 г. был открыт памятник Герою Советского Союза, автор монумента — севастопольский скульптор К. Г. Кошкин. (Степан Борисович Погодаев)
2. Немец по национальности, уроженец г. Баку, советский разведчик, самый известный разведчик времен Второй мировой войны, один из выдающихся разведчиков столетия. 5 марта и 15 мая 1941 года из Токио сообщал о нападении Германии на СССР. 18 октября 1941г. был арестован японской полицией и в сентябре 1943 года приговорён к смертной казни через повешение на рояльной струне. Казнь состоялась 7 ноября 1944 года. Разведчик плохо владел японским языком, но последнюю фразу произнёс именно на нём, а не на русском или немецком. Сделал это, чтобы все присутствующие во время казни запомнили его слова: "Секигун (Красная Армия)!», «Кокусай кёсанто (Коминтерн)!», «Собието кёсанто (Советская компартия!). Советский Союз в течение 20 лет не признавал героя своим агентом. Только 5 ноября 1964 года его рассекретили и присвоили звание Героя Советского Союза (посмертно). В тексте указа о награждении говорилось: «Невозможно переоценить заслуги… и его японских друзей, заплативших своими жизнями за любовь к миру и свободе». (Рихард Зорге)
3. Наш земляк, уроженец деревни Седаново Братского района. Окончил семилетнюю школу в г. Братске и ФЗУ в Иркутске. Работал модельщиком в литейном цехе завода им. Куйбышева. В 1935 г. окончил курсы шоферов и работал по специальности в различных организациях Иркутска. Одновременно учился в аэроклубе. В 1940 г. был призван в ряды Советской Армии. Окончил Сталинградскую школу пилотов. На фронте с мая 1942 г. Воевал на Южном, Крымском, Закавказском, Степном, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Участвовал в Курской битве, в сражениях у Днепра, в Корсунь-Шевченковской и Яссо-Кишиневской операциях. К январю 1945 г. летчик-истребитель совершил 263 боевых вылета, провел 61 воздушный бой, в которых лично сбил 16 самолетов и 1 в группе. 10 апреля 1945 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза, награжден тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу», орденом Красной звезды. После войны до 1954 г. служил в транспортной авиации. Последние годы жизни жил в г. Сухуми. Умер 16 июля 1966 г. Его имя носит одна из улиц нашего города, на которой стоит памятник герою. (Анатолий Федорович Шаманский)
4. Маршал, славился как мастер маневра, своим примером вдохновляя как Советскую армию, так и армию союзников на Западе, был награжден орденом Ленина за прикрытие Волоколамского шоссе на подступах к Москве в 1941 г. В 1942 году возглавил Сталинградский фронт и разработал план «Уран» (по предотвращению наступления на Сталинград), был одним из разработчиков плана «Багратион» (Белорусская наступательная операция 1944 г., получившая в истории название самой мощной). После ее блестящего проведения военачальник получил звезду Маршала Советского Союза и звание Героя Советского Союза. 24 июня 1945 года командовал Парадом Победы в Москве. После войны маршал был направлен в Польшу, занимался перевооружением польской армии. Вернувшись в СССР, в 1956 году стал заместителем Министра обороны. (Георгий Константинович Жуков)
5. Наш земляк, уроженец деревни Алексеевка Братского района. Отважный сапер в боях с немецко-фашистскими захватчиками был дважды контужен и трижды ранен. Участник исторического Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади. В 1945 году отважный сапер демобилизован из рядов Вооруженных Сил СССР. До 1985 года работал в почтовом отделении села Тарма Братского района Иркутской области. Затем жил в городе Братске Иркутской области. В 1995 году участвовал в юбилейном – 50-м параде Победы в городе-герое Москве на Красной площади. Заслуженный ветеран скончался 11 августа 2002 года на 84-м году жизни… 13 августа с воинскими почестями похоронен на ветеранском кладбище города Братска. Он был последним Героем Советского Союза, жившем в Иркутской области… Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, Славы 3-й степени, медалями. Его именем названа одна из улиц нашего города. (Николай Михайлович Дубынин)
На выполнение задания отводится пять минут, по одной минуте на каждого героя, жюри выставляет командам баллы, по одному баллу за каждый правильный ответ.
4 раунд – «Памятники войны». (Слайды 27 – 33)
Командам должны назвать памятники, посвященные Великой Отечественной войне, фото которых проиллюстрированы презентацией.
Задание: письменно назвать памятник, определить место, где он находится, написать его авторов.
1. Мемориал Славы. г. Братск бульвар Победы. Автор проекта Г.М. Ганиев, архитектор В.М. Зимин, скульптор Ю.И. Русинов. Открыт 9 мая 1975 года в честь 30-летия Победы.
2. Памятник "Клятва" на центральной площади г. Краснодон Луганской области, созданный ворошиловградскими скульпторами В. И. Агибаловым В. И. Мухиным, В. X. Федченко и киевским архитектором А. А. Сидоренко. Торжественное открытие состоялось 12 сентября 1954 г.
3. Центральный монумент мемориального комплекса «Брестская крепость – герой», созданного в 1969-1971 гг. для увековечения подвига участников ее обороны. Мемориал расположен в восточной части Цитадели, был торжественно открыт 25 сентября 1971 года. Скульптурно архитектурный ансамбль включает уцелевшие здания, законсервированные руины, крепостные валы и произведения монументального искусства. Авторский коллектив: народный художник СССР скульптор А. Кибальников (главный художественный руководитель), народный архитектор СССР В. Король, народный художник БССР скульптор А. Бембель, заслуженные архитекторы БССР В. Волчек и Г. Сысоев, скульптор В. Бобыль, архитекторы В. Занкович, Ю. Казаков, О. Стахович.
4. Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира. Авторы: Николай Васильевич Никитин, Евгений Викторович Вучетич. Открыт 15 октября 1967 г.
5. Всемирно известный советский мемориальный комплекс в Трептов-парке (Берлин, Германия), где похоронены около пяти тысяч советских воинов - это фигура советского солдата, в одной руке которого - меч, разрубающий фашистскую свастику, на другой - спасенная из развалин поверженного Берлина маленькая немецкая девочка. Мемориал возводился в течение трех лет и был официально открыт 8 мая 1949 года. Фигуру воина-освободителя изготовили в Ленинграде и доставили в Берлин водным путем. Авторский коллектив возглавляли архитектор Яков Белопольский и скульптор Евгений Вучетич. С учетом высоты холма и цоколя основания общая высота монумента равняется примерно 30 метрам. Советский военный мемориал в Трептов-парке - грандиозный памятник примерно 21 тысяче погибших в 1945 году при взятии столицы фашистской Германии воинам Берлина.
На выполнение задания отводится пять минут, по одной минуте на каждый памятник, жюри оценивает ответы команд, выставляя по одному баллу за каждый правильный ответ и по дополнительному баллу за дополнительные сведения.
5 раунд – «Искусство о войне». (Слайды 34 – 41)
Командам раздаются бланки с вопросами, в презентации каждый вопрос проиллюстрирован.
Задание: письменно ответить на вопросы.
1. Кто был «голосом за кадром» в фильме – эпизоде «Великая Отечественная война»? (Василий Лановой)
а) И. Капеллян; б) Ю. Левитан; в) В. Лановой; г) В. Конкин.
2. Кому посвятил свое знаменитое стихотворение «Жди меня» Константин Симонов? Кто эта знаменитая В. С.? Какие псевдонимы были у этих «звезд эпохи»? (Валентина Серова. Семенов и Седова)
3. Назовите авторов этих знаменитых карикатур времен Великой Отечественной. (Кукрыниксы - творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов.)
4. Кто автор этого плаката? В каком году он был создан? (В. Тоидзе, 1941г.)
5. Перечислите известные вам фильмы о войне.
6. Назовите известные вам песни о войне.
3 этап занятия – подведение итогов. (Слайд 42)
1) Жюри подсчитывает баллы, используя следующие критерии оценки:
Раунд/вопросы | Эталон ответа/задание | Кол-во баллов |
1 раунд 1 документ
2 документ
3 документ
4 документ
5 документ |
Название Дата подписания Авторы Название Дата подписания Авторы Название Дата создания Автор Название Дата создания Автор Название Дата создания Автор |
1 1 1+1 1 1 1+1+1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
2 раунд 1 вопрос
2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос 6 вопрос
7 вопрос 8 вопрос
9 вопрос 10 вопрос 11 вопрос
12 вопрос
|
Название места Дата сражения Название города Название памятника Дата Название сражения Определение термина Название города Сколько времени Название плана Название элемента Название города в то время Название города сегодня Цель операции Название операции Дата Событие Дата события Фамилии участников |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1+1 |
3 раунд | Каждый герой | 1+1+1+1+1 |
4 раунд 1 памятник
2 памятник
3 памятник
4 памятник
5 памятник |
Название Город, где установлен Авторы Дата открытия Название Город, где установлен Авторы Дата открытия Название Место расположения Авторы Дата создания Дата открытия Название памятника Название ансамбля Авторы Дата открытия Название памятника Название мемориала Авторы Дата открытия |
1 1 1+1+1 1 1 1 1+1+1+1 1 1 1 1+1+1+1+1+1+1+1+1+1 1 1 1 1 1+1 1 1 1 1+1 1 |
5раунд 1 вопрос 2 вопрос
3 вопрос
4 вопрос
5 вопрос 6 вопрос |
Фамилия Фамилия Псевдонимы Название коллектива Фамилии участников Автор Дата создания Названия фильмов Названия песен |
1 1 1+1 1 1+1+1 1 1 По 1 По 1 |
2) Преподаватель выставляет оценки, используя листки самоанализа работы команды,
3) Учащиеся отвечают на вопросы рефлексии:
1. Что понравилось на данном занятии?
2. Что хотел (а) бы дополнить, изменить?
3. Что нового узнал (а)?
Участники команды-победительницы (занявшие первое место, набравшие больше всех баллов) имеют право на дополнительный балл к оценке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «СССР в годы Великой Отечественной войны»
Тема Великой Отечественной войны всегда была актуальной для любого поколения. Именно воспоминания тех военных лет помогают воспитывать в каждом человеке такие черты характера, как мужество, героизм, г...
Урок-игра "Итоговое занятие по теме ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ"
Вся группа делится на команды. Преподаватель выбирает капитанов, а они сами подбирают команду. Всем командам выдается одинаковое задание. В течение 45 минут студенты выполняют работу и оценивают самос...
Итоговое занятие по теме исследования «Как мы организуем себя»
Итоговое занятие по теме исследования «Как мы организуем себя»Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цель урока: Учусь воспринимать себя «Я- ученик/ученица».Зад...
комплект заданий для текущего контроля знаний по теме "СССР в послевоенные годы"
Предназначен для проведения комбинированных занятий на 1-2 курсах....
Комплект заданий для текущего контроля знаний по теме "СССР в годы перестройки"
Контролирующий материал для студентов 1-2 курсов СПО...
Тема: «СССР в годы Великой Отечественной войны»-контрольные задания Повторительно-обобщающее занятие.
Тема: «СССР в годы Великой Отечественной войны»-контрольные задания. Повторительно-обобщающее занятие. Работа на уроке позволяет отработать со студентами навыки аналитической работы и сдел...
Повторительно-обобщающее занятие Тема: «СССР в годы Великой Отечественной войны»
Повторительно-обобщающее занятие Тема: «СССР в годы Великой Отечественной войны».Рабоа по теме позволяет отработать навыки анализа учебного материала и умения делать выводы ( по основным с...