Урок-игра "Итоговое занятие по теме ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ"
план-конспект урока на тему

Сомова Юлия Юрьевна

Вся группа делится на команды. Преподаватель выбирает капитанов, а они сами подбирают команду. Всем командам выдается одинаковое задание. В течение 45 минут студенты выполняют работу и оценивают самостоятельно результат своей работы. Преподаватель также оценивает работы и выставляет итоговую оценку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

ГПОУ ТО «Новомосковский строительный колледж»

Конспект урока по дисциплине

«Информатика и ИКТ»

Тема: «Решение сложных задач в MS Excel»

 

Урок провел:

Преподаватель информатики Сомова Ю.Ю.

Новомосковск – 2015 г

КОНСПЕКТ  УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР

ФИО (полностью): Сомова Юлия Юрьевна

Место работы: Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области Новомосковский строительный колледж, г.Новомосковск

Должность: преподаватель

Предмет: Информатика и ИКТ

Группа С-14-2

Тема и номер урока в теме:

 «Решение сложных задач методами электронных таблиц.»  №37

Литература: Методические указания к практическим работам по дисциплине “Информатика и ИКТ» по разделу Microsoft Excel для студентов первого курса

Цели урока:

Образовательные:

  1. обобщить и систематизировать знания по MS Eхcel;
  2. выявить у студентов навыки работы с табличными данными  в среде  MS Eхcel;
  3. определить уровень усвояемости студентами приемов и методов работы в среде MS Eхcel, необходимых для эффективного выполнения практических задач, профессионального и личностного развития.

Развивающие:

  1. активизация познавательной деятельности;
  2. сформировать потребность в получении знаний не только в традиционной форме, но и в повседневной практической деятельности;
  3. показать практическое применение программного продукта MS Eхcel в профессиональной деятельности.
  4. активизация личностной ответственности при работе в коллективе.

Воспитательные:

  1. создать предпосылки для самообразования;
  2. создать условия для проявления у студентов самостоятельности при решении поставленных задач;
  3. создать предпосылки в потребности работы в коллективе, эффективно общаться с товарищами и коллегами.

Тип урока:

Практическое занятие

Формы работы учащихся: индивидуальная и в командах

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, мультимедийный комплекс.

Понятийный аппарат:

Электронные динамические таблицы – прикладная программа, предназначенная для хранения, редактирования и обработки табличных данных;

Ячейка таблицы является основным элементом Электронной таблицы, Адрес ячейки – состоит из имени столбца и номера строки, на пересечении, которых она находится,

Активная ячейка – это, та в которую вводится информация в данный момент,

Диапазон ячеек – количество выделенных ячеек, может быть одномерным и двумерным;

Элементы электронной таблицы – ячейка строка, столбец;

"Автозаполнение" – способ заполнения диапазона ячеек однотипными данными,

Абсолютная адресация ячейки – адрес ячейки неизменен при копировании формулы на интервал при автозаполнении.

Сортировка данных – упорядочение записей таблицы в соответствии с каким-либо признаком или условием,

Фильтрация данных – выборка данных таблицы по запросу пользователя.

Методический аппарат: устный опрос, презентация для устного опроса, раздаточный материал с задачами к самостоятельной работе студетов.

Структура урока:

1. Организационный момент (3 минуты)

2. Повторение материала в форме устного опроса (12 минут) (прил.1)

3. Выполнение итоговой работы по командам:

  • Определение капитанов и набор команд (5 минут)
  • Объяснение задачи для практического выполнения ее на ПК (10 минут)  
  • Практическое выполнение задачи на ПК (35 минут)  

4. Подведение итогов (15 минут)


ХОД УРОКА:

1. Организационный момент (3 минуты)

Студенты: занимают свои места, встают, приветствуют преподавателей.

Преподаватели: «Здравствуйте, садитесь», отмечаются отсутствующие.

2. Повторение материала (12 минут)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Сегодняшнем занятии  мы с вами изучаем методы работы с табличными базами данных в среде MS Excel. Сначала вспомним главные понятия и методы работы с данными в среде MS Excel.

Запускаем на экран приложение 1 и студенты отвечают  на поставленные вопросы.

Раздел «Работа с данными»

  1. Какие типы данных Вы знаете?
  2. Способ задания денежного формата.
  3. Какие действия необходимо осуществить для ввода
    в ячейку числовых данных типа 5,00 р.
  4. Что появится в ячейке при введении в нее
                         2.05 и 12,01

Раздел «Оформление таблиц»

  1. Способ объединения ячеек.
  2. Что подразумевает понятие «Условное форматирование»?
  3. Способ записи информации в ячейку в несколько строк.

Раздел «Вычисления»

  1. Способ записи формулы в ячейку
  2. Понятие «Абсолютная адресация»
  3. Как будет изменяться формула =А3*$B3 при копировании ее на интервал С3:Е10
  4. Какие способы адресации присутствуют в формуле =Н5+$K$4.

Объяснение и выполнение конкурсных заданий командами (50 минут)

3.  Теоретическая часть и объяснение работы  (10 минут)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:     Сейчас мы выберем капитанов команд, участников в итоговой работе по разделу «Работа в редакторе электронных таблиц». Каждый капитан выбирает себе игроков из студентов, присутствующих на занятии.

Командам предлагаются 3 задачи, капитаны определяют, кто из игроков будет выполнять какую из предложенных задач.

1 задача:

Выполнить бланк – анкету для определения биологических ритмов пользователя, в соответствии с его индивидуальными данными. Рассчитать количество прожитых дней со дня рождения, проверить сколько полных лет, определиться с интервалом исследования биоритмов, заполнить таблицу данных и построить графики биоритмов.

Критерии оценки:

Оценка «Отлично» - выполнена вся задача правильно и полностью: составлена таблица, построены все три зависимости, рассчитан точный возраст анкетируемого, количество прожитых дней, в легенде указаны физический, интеллектуальный и эмоциональный циклы, показаны даты исследуемого интервала.

Оценка «Хорошо» - полностью заполненная таблица, построен график, имеется несоответствие в оформлении таблицы, нет правильной легенды, отсутствуют даты исследования на графике.

Оценка «Удовлетворительно» - таблица выполнена с грубыми ошибками, график зависимости построен неверно.

Оценка «Неудовлетворительно» - не заполнена таблица или заполнена не полностью.

2 задача:

По картинки с прогнозом погоды на апрель 2015 года в г.Новомосковске построить «Статистический отчет погодных характеристик за апрель 2015г в г. Новомосковск»

В таблице предусмотреть строку с датами, строку температурных показателей, строку наличия осадков, ясно или пасмурно будет в этот день.

Определить:

Среднемесячную температуру воздуха;

Количество дождливых дней;

Количество ясных дней;

Процентное соотношение дней без дождя в месяце;

Процентное соотношение ясных дней в месяце.

На основе данных таблицы построить график температур за месяц.

Критерии оценки:

Оценка «Отлично» - выполнена вся задача правильно и полностью: составлена таблица, рассчитаны все поля из раздела «Определить» с помощью специальных функций, построен график зависимости с полной информацией на поле диаграммы.

Оценка «Хорошо» - полностью заполненная таблица, построен график, имеется несоответствие в оформлении таблицы, нет правильной легенды, не все параметры рассчитаны с помощью мастера функций.

Оценка «Удовлетворительно» - таблица выполнена с грубыми ошибками, график температур построен неверно, все поля задания рассчитаны «вручную», без применения функций.

Оценка «Неудовлетворительно» - не заполнена таблица или заполнена не полностью, отсутствуют расчеты и нет графика температур.

3 задача:

Даны ряд математических функций, определенных на каком-либо интервале аргумента, построить таблицу значений функции в соответствии с значениями аргумента, на основе этой таблицы построить с помощью точечной диаграммы построить графики функций.

Если все выполнено правильно, у студента должна получиться картинка (очки).

Критерии оценки:

Оценка «Отлично» - выполнена вся задача правильно и полностью: составлена таблица, построены все зависимости, построены все кривые и получен соответствующий рисунок.

Оценка «Хорошо» - полностью заполненная таблица, построен график, имеется несоответствие в оформлении таблицы, нет правильной легенды, присутствуют неправильные кривые в рисунке.

Оценка «Удовлетворительно» - таблица выполнена с грубыми ошибками, график зависимости построен неверно.

Оценка «Неудовлетворительно» - не заполнена таблица или заполнена не полностью, к построению графика не приступали.

4 задача:

Разгадать кроссворд, правильное решение всех вопросов определит ключевое слово.

Кроссворд разгадывают всей командой.

  1. Практическая часть

Капитаны команд сами выполняют одно из заданий, закончив, помогает другим участникам команды, если это необходимо. Так же и другим участникам команды позволяется совещаться друг с другом, помогать отстающим.

Время выполнения всего конкурсного задания определяется по последней выполненной задаче.

Преподаватель фиксирует время выполнения и правильность каждой задачи, назначает баллы в соответствии с критериями оценок, результаты заносит в таблицу.

Команда

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Кроссворд

Общий итог

Занятое

место

Фамилия участника

Фамилия участника

Фамилия участника

1

2

3

 

  1. Подведение итогов и закрепление изученного материала (10 минуты)

Определяем, чья команда какое место заняла.

Что вызвало затруднение в успешном выполнении задачи.

Какие вопросы возникли у студентов в процессе выполнения заданий.

6. Выставление оценки каждому студенту  (5 минут)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проверка знаний студентов (презентация)


Список литературы, рекомендованной для ознакомления

 1.        Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192с.

 2.        Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2012.

3. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер.- 8-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 246с.

 4. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и КТ. Задачник-практикум 10–11 кл.  – М.: Бином, Лаборатория знания, 2011 – 120с.

  1. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2011.
  2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2011.
  3. .7.   Методическая разработка «Редактор электронных таблиц MS Excel 2007» Ю.Ю.Сомова, ГОУ СПО «Новомосковский строительный техникум», 2012г.
  4. Методические указания к практическим работам по разделу «Работа с электронными таблицами» по дисциплине «Информатика и ИКТ», Ю.О. Гусева, ГОУ СПО «Новомосковский строительный техникум», 2014г.

        

Интернет-ресурсы:

1.        ctc.msiu.ru – Практическая информатика: Электронный учебник.

2.        http://www.ezpc.ru/- Энциклопедия необходимых компьютерных знаний.

3.        http://www.taurion.ru/ - Книги, учебники, самоучители и задания для самостоятельной подготовки к работе в MS Office.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

РАБОТА С ДАННЫМИ Какие типы данных можно хранить в ячейке? Способ задания денежного формата. Какие действия необходимо осуществить для ввода в ячейку числовых данных типа 5,00 р. Что появится в ячейке при введении в нее 2.05 и 12,01

Слайд 3

ОФОРМЛЕНИЕ ТАБЛИЦ Способ объединения ячеек. Что подразумевает понятие «Копирование на интервал»? Способ записи информации в ячейку в несколько строк.

Слайд 4

ВЫЧИСЛЕНИЯ Способ записи формулы в ячейку Понятие «Абсолютная адресация» Как будет изменяться формула =А3* $B 3 при копировании ее на интервал С3:Е10 Какие способы адресации присутствуют в формуле =Н5+ $K$4 .

Слайд 5

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ Подсчет по параметру – СЧЕТЕСЛИ(диапазон ячеек; критерий отбора) Процентное соотношение – число/всего (процентный стиль) Среднее значение по диапазону – СРЗНАЧ(диапазон ячеек) Построение графика функций – выделяем диапазон ячеек со значениями Х и У и строим точечный график с гладкими кривыми и маркерами Для изменения параметров Легенды – выделить ее, контекстное меню «Формат легенды» – разместить снизу. Подписи по оси Х в графике используем «Выбрать данные» – «Подписи горизонтальной оси» - указать диапазон ячеек – ОК Изменить надписи в полях «Легенды» - «Выбрать данные» – «Элементы легенды» - «Изменить» - указать ячейки с нужной надписью – ОК УСПЕХОВ !!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-повторение по теме "Электронные таблицы Excel"

Цель работы: вспомнить основные действия, расчёты в Excel. Построение диаграмм....

Открытый урок по теме: "Электронные таблицы Microsoft Excel"

Презентация открытого урока по теме MExcel - проверочная работа...

Электронное учебное пособие по теме: «Электронные таблицы Microsoft Excel»

Электронное учебное пособие по теме: «Электронные таблицы Microsoft Excel»...

Методическая разработка урока на тему "Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков"

Методическая разработка урока по МДК 01.01 "Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации"Тема: Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиковВ основе урока по теме...

План- конспект открытого урока по информатике (10 класс) на тему: "Электронные таблицы Exsel"

Разработка открытого урока по информатике "Электронные таблицы Exsel"...

Тема "Электронные таблицы"

Презентация на тему "Электронные таблицы" на примере MS Excel....