Урок-игра "Итоговое занятие по теме ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ"
план-конспект урока на тему
Вся группа делится на команды. Преподаватель выбирает капитанов, а они сами подбирают команду. Всем командам выдается одинаковое задание. В течение 45 минут студенты выполняют работу и оценивают самостоятельно результат своей работы. Преподаватель также оценивает работы и выставляет итоговую оценку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 32.63 КБ |
презентация проверки знаний | 309 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Тульской области
ГПОУ ТО «Новомосковский строительный колледж»
Конспект урока по дисциплине
«Информатика и ИКТ»
Тема: «Решение сложных задач в MS Excel»
Урок провел:
Преподаватель информатики Сомова Ю.Ю.
Новомосковск – 2015 г
КОНСПЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР
ФИО (полностью): Сомова Юлия Юрьевна | |
Место работы: Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области Новомосковский строительный колледж, г.Новомосковск | |
Должность: преподаватель | |
Предмет: Информатика и ИКТ | |
Группа С-14-2 | |
Тема и номер урока в теме: «Решение сложных задач методами электронных таблиц.» №37 | |
Литература: Методические указания к практическим работам по дисциплине “Информатика и ИКТ» по разделу Microsoft Excel для студентов первого курса |
Цели урока:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания по MS Eхcel;
- выявить у студентов навыки работы с табличными данными в среде MS Eхcel;
- определить уровень усвояемости студентами приемов и методов работы в среде MS Eхcel, необходимых для эффективного выполнения практических задач, профессионального и личностного развития.
Развивающие:
- активизация познавательной деятельности;
- сформировать потребность в получении знаний не только в традиционной форме, но и в повседневной практической деятельности;
- показать практическое применение программного продукта MS Eхcel в профессиональной деятельности.
- активизация личностной ответственности при работе в коллективе.
Воспитательные:
- создать предпосылки для самообразования;
- создать условия для проявления у студентов самостоятельности при решении поставленных задач;
- создать предпосылки в потребности работы в коллективе, эффективно общаться с товарищами и коллегами.
Тип урока:
Практическое занятие
Формы работы учащихся: индивидуальная и в командах
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, мультимедийный комплекс.
Понятийный аппарат:
Электронные динамические таблицы – прикладная программа, предназначенная для хранения, редактирования и обработки табличных данных;
Ячейка таблицы является основным элементом Электронной таблицы, Адрес ячейки – состоит из имени столбца и номера строки, на пересечении, которых она находится,
Активная ячейка – это, та в которую вводится информация в данный момент,
Диапазон ячеек – количество выделенных ячеек, может быть одномерным и двумерным;
Элементы электронной таблицы – ячейка строка, столбец;
"Автозаполнение" – способ заполнения диапазона ячеек однотипными данными,
Абсолютная адресация ячейки – адрес ячейки неизменен при копировании формулы на интервал при автозаполнении.
Сортировка данных – упорядочение записей таблицы в соответствии с каким-либо признаком или условием,
Фильтрация данных – выборка данных таблицы по запросу пользователя.
Методический аппарат: устный опрос, презентация для устного опроса, раздаточный материал с задачами к самостоятельной работе студетов.
Структура урока:
1. Организационный момент (3 минуты)
2. Повторение материала в форме устного опроса (12 минут) (прил.1)
3. Выполнение итоговой работы по командам:
- Определение капитанов и набор команд (5 минут)
- Объяснение задачи для практического выполнения ее на ПК (10 минут)
- Практическое выполнение задачи на ПК (35 минут)
4. Подведение итогов (15 минут)
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент (3 минуты)
Студенты: занимают свои места, встают, приветствуют преподавателей.
Преподаватели: «Здравствуйте, садитесь», отмечаются отсутствующие.
2. Повторение материала (12 минут)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Сегодняшнем занятии мы с вами изучаем методы работы с табличными базами данных в среде MS Excel. Сначала вспомним главные понятия и методы работы с данными в среде MS Excel.
Запускаем на экран приложение 1 и студенты отвечают на поставленные вопросы.
Раздел «Работа с данными»
- Какие типы данных Вы знаете?
- Способ задания денежного формата.
- Какие действия необходимо осуществить для ввода
в ячейку числовых данных типа 5,00 р. - Что появится в ячейке при введении в нее
2.05 и 12,01
Раздел «Оформление таблиц»
- Способ объединения ячеек.
- Что подразумевает понятие «Условное форматирование»?
- Способ записи информации в ячейку в несколько строк.
Раздел «Вычисления»
- Способ записи формулы в ячейку
- Понятие «Абсолютная адресация»
- Как будет изменяться формула =А3*$B3 при копировании ее на интервал С3:Е10
- Какие способы адресации присутствуют в формуле =Н5+$K$4.
Объяснение и выполнение конкурсных заданий командами (50 минут)
3. Теоретическая часть и объяснение работы (10 минут)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Сейчас мы выберем капитанов команд, участников в итоговой работе по разделу «Работа в редакторе электронных таблиц». Каждый капитан выбирает себе игроков из студентов, присутствующих на занятии.
Командам предлагаются 3 задачи, капитаны определяют, кто из игроков будет выполнять какую из предложенных задач.
1 задача:
Выполнить бланк – анкету для определения биологических ритмов пользователя, в соответствии с его индивидуальными данными. Рассчитать количество прожитых дней со дня рождения, проверить сколько полных лет, определиться с интервалом исследования биоритмов, заполнить таблицу данных и построить графики биоритмов.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» - выполнена вся задача правильно и полностью: составлена таблица, построены все три зависимости, рассчитан точный возраст анкетируемого, количество прожитых дней, в легенде указаны физический, интеллектуальный и эмоциональный циклы, показаны даты исследуемого интервала.
Оценка «Хорошо» - полностью заполненная таблица, построен график, имеется несоответствие в оформлении таблицы, нет правильной легенды, отсутствуют даты исследования на графике.
Оценка «Удовлетворительно» - таблица выполнена с грубыми ошибками, график зависимости построен неверно.
Оценка «Неудовлетворительно» - не заполнена таблица или заполнена не полностью.
2 задача:
По картинки с прогнозом погоды на апрель 2015 года в г.Новомосковске построить «Статистический отчет погодных характеристик за апрель 2015г в г. Новомосковск»
В таблице предусмотреть строку с датами, строку температурных показателей, строку наличия осадков, ясно или пасмурно будет в этот день.
Определить:
Среднемесячную температуру воздуха;
Количество дождливых дней;
Количество ясных дней;
Процентное соотношение дней без дождя в месяце;
Процентное соотношение ясных дней в месяце.
На основе данных таблицы построить график температур за месяц.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» - выполнена вся задача правильно и полностью: составлена таблица, рассчитаны все поля из раздела «Определить» с помощью специальных функций, построен график зависимости с полной информацией на поле диаграммы.
Оценка «Хорошо» - полностью заполненная таблица, построен график, имеется несоответствие в оформлении таблицы, нет правильной легенды, не все параметры рассчитаны с помощью мастера функций.
Оценка «Удовлетворительно» - таблица выполнена с грубыми ошибками, график температур построен неверно, все поля задания рассчитаны «вручную», без применения функций.
Оценка «Неудовлетворительно» - не заполнена таблица или заполнена не полностью, отсутствуют расчеты и нет графика температур.
3 задача:
Даны ряд математических функций, определенных на каком-либо интервале аргумента, построить таблицу значений функции в соответствии с значениями аргумента, на основе этой таблицы построить с помощью точечной диаграммы построить графики функций.
Если все выполнено правильно, у студента должна получиться картинка (очки).
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» - выполнена вся задача правильно и полностью: составлена таблица, построены все зависимости, построены все кривые и получен соответствующий рисунок.
Оценка «Хорошо» - полностью заполненная таблица, построен график, имеется несоответствие в оформлении таблицы, нет правильной легенды, присутствуют неправильные кривые в рисунке.
Оценка «Удовлетворительно» - таблица выполнена с грубыми ошибками, график зависимости построен неверно.
Оценка «Неудовлетворительно» - не заполнена таблица или заполнена не полностью, к построению графика не приступали.
4 задача:
Разгадать кроссворд, правильное решение всех вопросов определит ключевое слово.
Кроссворд разгадывают всей командой.
- Практическая часть
Капитаны команд сами выполняют одно из заданий, закончив, помогает другим участникам команды, если это необходимо. Так же и другим участникам команды позволяется совещаться друг с другом, помогать отстающим.
Время выполнения всего конкурсного задания определяется по последней выполненной задаче.
Преподаватель фиксирует время выполнения и правильность каждой задачи, назначает баллы в соответствии с критериями оценок, результаты заносит в таблицу.
Команда | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Кроссворд | Общий итог | Занятое место |
Фамилия участника | Фамилия участника | Фамилия участника | ||||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 |
- Подведение итогов и закрепление изученного материала (10 минуты)
Определяем, чья команда какое место заняла.
Что вызвало затруднение в успешном выполнении задачи.
Какие вопросы возникли у студентов в процессе выполнения заданий.
6. Выставление оценки каждому студенту (5 минут)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Проверка знаний студентов (презентация)
Список литературы, рекомендованной для ознакомления
1. Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192с.
2. Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2012.
3. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер.- 8-е изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 246с.
4. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и КТ. Задачник-практикум 10–11 кл. – М.: Бином, Лаборатория знания, 2011 – 120с.
- Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2011.
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2011.
- .7. Методическая разработка «Редактор электронных таблиц MS Excel 2007» Ю.Ю.Сомова, ГОУ СПО «Новомосковский строительный техникум», 2012г.
- Методические указания к практическим работам по разделу «Работа с электронными таблицами» по дисциплине «Информатика и ИКТ», Ю.О. Гусева, ГОУ СПО «Новомосковский строительный техникум», 2014г.
Интернет-ресурсы:
1. ctc.msiu.ru – Практическая информатика: Электронный учебник.
2. http://www.ezpc.ru/- Энциклопедия необходимых компьютерных знаний.
3. http://www.taurion.ru/ - Книги, учебники, самоучители и задания для самостоятельной подготовки к работе в MS Office.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РАБОТА С ДАННЫМИ Какие типы данных можно хранить в ячейке? Способ задания денежного формата. Какие действия необходимо осуществить для ввода в ячейку числовых данных типа 5,00 р. Что появится в ячейке при введении в нее 2.05 и 12,01
ОФОРМЛЕНИЕ ТАБЛИЦ Способ объединения ячеек. Что подразумевает понятие «Копирование на интервал»? Способ записи информации в ячейку в несколько строк.
ВЫЧИСЛЕНИЯ Способ записи формулы в ячейку Понятие «Абсолютная адресация» Как будет изменяться формула =А3* $B 3 при копировании ее на интервал С3:Е10 Какие способы адресации присутствуют в формуле =Н5+ $K$4 .
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ Подсчет по параметру – СЧЕТЕСЛИ(диапазон ячеек; критерий отбора) Процентное соотношение – число/всего (процентный стиль) Среднее значение по диапазону – СРЗНАЧ(диапазон ячеек) Построение графика функций – выделяем диапазон ячеек со значениями Х и У и строим точечный график с гладкими кривыми и маркерами Для изменения параметров Легенды – выделить ее, контекстное меню «Формат легенды» – разместить снизу. Подписи по оси Х в графике используем «Выбрать данные» – «Подписи горизонтальной оси» - указать диапазон ячеек – ОК Изменить надписи в полях «Легенды» - «Выбрать данные» – «Элементы легенды» - «Изменить» - указать ячейки с нужной надписью – ОК УСПЕХОВ !!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-повторение по теме "Электронные таблицы Excel"
Цель работы: вспомнить основные действия, расчёты в Excel. Построение диаграмм....
Проверочная работа по теме "Электронные таблицы Excel"
План-конспект открытого урока...
Открытый урок по теме: "Электронные таблицы Microsoft Excel"
Презентация открытого урока по теме MExcel - проверочная работа...
Электронное учебное пособие по теме: «Электронные таблицы Microsoft Excel»
Электронное учебное пособие по теме: «Электронные таблицы Microsoft Excel»...
Методическая разработка урока на тему "Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков"
Методическая разработка урока по МДК 01.01 "Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации"Тема: Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиковВ основе урока по теме...
План- конспект открытого урока по информатике (10 класс) на тему: "Электронные таблицы Exsel"
Разработка открытого урока по информатике "Электронные таблицы Exsel"...
Тема "Электронные таблицы"
Презентация на тему "Электронные таблицы" на примере MS Excel....
- Мне нравится (1)