Тема: «СССР в годы Великой Отечественной войны»
план-конспект занятия на тему

Тема Великой Отечественной войны всегда была актуальной для любого поколения. Именно воспоминания тех военных лет помогают воспитывать в каждом человеке такие черты характера, как мужество, героизм, гордость, патриотизм и, конечно же, гуманизм.
В исторической памяти война сохранилась как символ горя и бедствий, мужества и Победы, доставшейся нашим соотечественникам ценой огромных потерь и разрушений.
Цель методической разработки заключается в знакомстве студентов с обстоятельствами и началом Второй мировой войны и Великой Отечественной войны; овладение элементарными методами исторического познания, через анализ текста учебника, исторических карт и других исторических источников.

В последнее время в мире существует тенденция к уменьшению роли СССР во Второй мировой войне. Работа с использованием исторических документов позволяет выяснить истину.
Обращение к свидетельству иностранных политических деятелей того времени, многие из которых не замечены в симпатиях к нашей стране, но тем не менее высоко оценивающие роль нашей страны в Победе должны научить студентов отличать правду от вымыслов и исторических подтасовок последнего времени

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 0000.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

НФ ГПОУ «ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия

по учебной дисциплине

«История»

Тема: «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Специальность:

34.02.01 «Сестринское дело»

(базовый уровень профессионального образования)

Новомосковск 2017

Рассмотрено                                                                                                             Утверждаю

на заседании Ц(П)К                                                                                Зам. директора по УР

протокол № ___от________201__                                               __________ Гришина Т. П.

Председатель Ц(П)К ________________                         «___» __________________201__

Методическая разработка составлена в соответствии с Программой подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 «Сестринское дело».

Разработчик:

Докукин Ф.А. – преподаватель истории Новомосковского филиала ГПОУ «ТОМК»

Рецензент:

Большакова О. В. – преподаватель истории Новомосковского филиала ГПОУ «ТОМК»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема Великой Отечественной войны всегда была актуальной для любого поколения. Именно воспоминания тех военных лет помогают воспитывать в каждом человеке такие черты характера, как мужество, героизм, гордость, патриотизм и, конечно же, гуманизм.
В исторической памяти война сохранилась как символ горя и бедствий, мужества и Победы, доставшейся нашим соотечественникам ценой огромных потерь и разрушений.
Цель методической разработки заключается в знакомстве студентов с обстоятельствами и началом Второй мировой войны и Великой Отечественной войны; овладение элементарными методами исторического познания, через анализ текста учебника, исторических карт и других исторических источников.

В последнее время в мире существует тенденция к уменьшению роли СССР во Второй мировой войне. Работа с использованием исторических документов позволяет выяснить истину.
Обращение к свидетельству иностранных политических деятелей того времени, многие из которых не замечены в симпатиях к нашей стране, но тем не менее высоко оценивающие роль нашей страны в Победе должны научить студентов отличать правду от вымыслов и исторических подтасовок последнего времени

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Тема методической разработки
  2. Цели занятия
  3. Задачи занятия
  4. Место проведения
  5. Время
  6. Хронокарта занятия
  7. Дидактический материал
  8. Список использованной литературы
  9. Ход занятия
  10. Домашнее задание
  11. Приложение.

Тема: «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Дисциплина: История

Специальность: «Сестринское дело», 1 курс

Учебно-методическое обеспечение: Загладин, Н.В., Козленко,С.И., Минаков,С.Т., Петров, Ю.А. История России (ХХ - начало ХХI века). Учебник для 11 класса. М.”Русское слово“ 2008 год.

Время реализации занятия: 90 минут

Цели урока:

Образовательные:

  • Рассмотреть основные события Великой Отечественной войны;
  • Определить причины неудач Красной Армии на начальном этапе

войны;

  • Поределить понятие «Коренной перелом»;
  • Объяснить историческое значение Великой Отечественной войны советского народа.

Развивающие:

  • продолжить приобщение к процессу  изучения истории своего государства;
  • развитие эмоций у  учащихся путем погружения в ходе урока в атмосферу трагичности 1941-1945 гг.

 Воспитательные:

  • содействовать в ходе урока формированию чувства патриотизма;
  • продолжить формирование личностной позиции - воспитание самостоятельности в суждениях, чувство сопереживания.

Тип урока: комбинированный урок

ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

  1. Вводная часть
  • Организационный момент
  • Мотивация занятия
  • Проверка домашнего задания
  1. Основная часть
  • Формирование новых знаний студентов
  • Самостоятельная работа студентов
  1. Заключительная часть
  • Контроль конечного уровня знаний студентов
  • Подведение итогов
  • Домашнее задание

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Раздаточный материал ( документы 1-8 даны в приложении)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Курт Типпельскирх «История Второй Мировой войны 1939-1945гг.» - М.: Аст, 2003.
  2. Загладин, Н.В., Козленко, С.И., Минаков, С.Т., Петров, Ю.А. История России (ХХ - начало ХХI века). Учебник для 11 класса. М.”Русское слово“ 2008 год.
  3. Интернет ресурсы.

Ход занятия

Вводная часть

Организационная часть

  Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

Мотивация занятия

  • Вы научитесь выявлять основные этапы Великой Отечественной войны;
  • Рассмотрите начальный этап войны, сможете определять  причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны;
  • Закрепите определение «коренной перелом»;
  • Поймёте  историческое значение Великой Отечественной войны.

Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос. Вопросы:

  1. Причины начала Второй мировой войны
  2. Основные театры боевых действий во Второй мировой войне
  3. Образование антигитлеровской коалиции. СССР и союзники
  4. Война с Японией. Почему СССР вступил в борьбу с ней.

Основная часть

Формирование новых знаний студентов

На основании исторических документов ответить на вопросы:

  1. Причины поражений Красной армии на начальном этапе войны (Док.1)
  2. Какие направления главных ударов выбрал Гитлер и почему? (Проблемная задача по карте)
  3. Роль Битвы за Москву в Великой Отечественной войне. (Док. 2)
  4. Коренной перелом: определение. Какие события ознаменовали коренной перелом в Великой Отечественной войне Док. 3, 4)
  5. Отзывы иностранных современников о победах Красной Армии (Док 5, 6, 7)
  6. Кто явился главным победителем в Великой Отечественной войне (Док 8)

Все выводы обобщаются преподавателем и конспектируются студентами.

Заключительный этап урока. Контроль качества знаний студентов

Вопросы

1. По словам американского дипломата А. Гарримана, в сентябре 1941 г. Сталин сказал ему: «У нас нет никаких иллюзий, будто они (русские люди) сражаются за нас. Они сражаются за мать-Россию». Предположите, кого Сталин называл «мы». Используя эту информацию, подумайте вновь над содержанием понятия «Отечественная война». Какие особенности отличают эту войну?

2. В английском журнале в 1945 г. была опубликована статья, в которой, в частности, говорилось: «Одна из главных ошибок немцев объясняется тем, что они обманулись в своих расчетах на отсутствие сплоченности многонационального Советского государства и недооценили патриотической готовности русских драться за свою родину». Выскажите свое мнение по этой проблеме.

3. Главным фронтом Второй мировой войны был советско-германский фронт. Приведите факты, доказывающие это.

Подведение итогов.

Краткий комментарий преподавателя о результатах занятия, об удачных моментах и ошибках.

Домашнее задание.

1. Можно ли было избежать столь трудной для СССР войны?

2. Можно ли было свести количество потерь к минимуму (по вашему мнению).

3. Согласны ли вы с мыслью, высказанной в Документе 8, что решающую роль в разгроме врага сыграл народ

Приложения

Документ 1.

О положении на фронте Брест-кобринского направления.

Записка секретаря Брестского обкома КП(б) Белоруссии М.Н. Тупицына в ЦК ВКП(б) и ЦК КП(б) Белоруссии.

25июня1941г.

... 22 июня, когда областное руководство переехало туда, мы застали этот полк в таком состоянии: материальная часть находилась в г. Коссово, бойцы же находились в лагерях под Барановичами (в 150 км от Коссово), а боеприпасы отсутствовали. Чтобы вывезти материальную часть из Коссово, у командира полка не хватило шоферов и трактористов. Обком КП(б)Б помог мобилизовать эти кадры на месте в гражданских организациях. Но пока сумели перебросить часть орудий, было уже поздно — они были разбиты бомбами, и, по существу, все ценные орудия остались у немцев.

Много боеприпасов и оружия погибло в складах на Бронной горе (Березовский район), а в воинских частях боеприпасов и оружия не хватало.

Можно было бы привести много примеров, подтверждающих, что командование 4 Армии, несмотря на то, что оно находилось в пограничной области, не подготовилось к военным действиям.

Вследствие такого состояния с первых же дней военных действий в частях 4 Армии началась паника. Застигнутые внезапным нападением, командиры растерялись. Можно было наблюдать такую картину, когда тысячи командиров (начиная от майоров и полковников и кончая мл. командирами) и бойцов обращались в бегство. Опасно то, что эта паника и дезертирство не прекращаются до последнего времени, а военное руководство не принимает решительных мер....

(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ЛГУ, 1993. С. 29-31.)

Документ 2

Из воспоминаний генерал-лейтенанта артиллерии запаса И. Стрельбицкого о курсантах Подольского училища

Мне довелось видеть немало атак. Не раз и самому пришлось пережить тот момент, когда из окопа, который в эту минуту кажется самым безопасным на земле местом, поднимаешься в рост навстречу неизвестному. Я видел, как идут в атаку и новобранцы, и опытные воины. Так или иначе, но каждый думает об одном: победить и выжить! Но те курсанты…

Я не видел именно той атаки, но через несколько дней я с этими ребятами дрался плечом к плечу и ходил в атаку вместе с ними. Ни до этого, ни после я ничего подобного не видел. Хорониться от пуль? Оглядываться на товарищей? Но ведь у каждого на устах одно: «За Москву!!!»

Они шли в атаку так, словно всю предыдущую жизнь ждали именно этого момента. Это был их праздник, их торжество. Они мчались стремительные — не остановишь ничем! — без страха, без оглядки. Пусть их было немного, но это была буря, ураган, способный смести со своего пути все...

Документ 3

Из воспоминаний маршала В. И. Чуйкова

В 12 часов дня противник бросил в бой большие массы пехоты и танков и начал теснить наши части. Удар направлялся на Центральный вокзал.

Этот удар был исключительной силы. Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках врывались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями...

Захватчики гибли сотнями, но свежие волны резервов все больше наводняли улицы. Наши части тоже понесли большие потери в живой силе и технике и отошли. Когда я говорю: «части понесли большие потери и отошли», это не значит, что люди отходили по приказу, организованно, с одного рубежа обороны на другой. Это значит, что наши бойцы (даже не подразделения) выползали из-под немецких танков, чаще

всего раненные, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали, главным образом боеприпасами, и снова бросали в бой.

Документ 4

Из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца

...Нам надо пройти до Волги еще только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведем борьбу за этот километр дольше, чем войну за всю Францию, но русские стоят, как каменные глыбы.

Документ 5

Из выступления Шарля Де Голля по лондонскому радио 20 января 1942 года

Нет ни одного честного француза, который не приветствовал бы победу России.

Германская армия, почти полностью брошенная, начиная с июня 1941 года, в наступление на всем протяжении этого гигантского фронта, оснащенная мощной техникой, рвущаяся в бой в погоне за новыми успехами, усиленная за счет сателлитов, связавших из честолюбия или страха свою судьбу с Германией, — эта армия отступает сейчас под ударами русских войск...

Сегодня для Германии война на Восточном фронте — это лишь занесенные снегом кладбища, нескончаемые эшелоны раненных, внезапная смерть генералов. Конечно, не следует думать, что с военной мощью врага уже покончено. Однако нет никакого сомнения в том, что он потерпел одно из самых страшных поражений, какие когда-либо знала история...

Но если в военном отношении до сих пор не произошло ничего более важного, чем поражение, нанесенное Гитлеру на восточноевропейском фронте, то в политическом отношении тот факт, что завтра Россия, несомненно, будет фигурировать в первом ряду победителей, дает Европе и всему миру гарантию равновесия, радоваться которому у Франции гораздо больше оснований, чем у любой другой державы.

Документ 6

Из выступления Ф. Рузвельта по радио 29 июля 1943 года

Наиболее решающие бои происходят в настоящий момент в России. В 1941 и 1942 годах русские оказались способными отступить, не потерпев крушения. Они эвакуировали большую часть своих промышленных предприятий на Восток. Они проявили мужество и единодушие в защите своей родины. Успехи русских показали, что по отношению к ним опасно делать предсказания. Недолговечное германское наступление этого лета (1943) явилось отчаянной попыткой поднять моральное состояние немцев. Русские не только ликвидировали это наступление, но и продвинулись согласно собственным планам, согласованным со всей наступательной стратегией Объединенных наций. Мир не видел большей преданности делу, большей решимости и самоотверженности, чем те, которые были проявлены русским народом и его армией под командованием маршала Иосифа Сталина. Спасая себя, Россия рассчитывает спасти весь мир от нацизма. Мы должны быть благодарны этой стране, которая сумеет также быть хорошим соседом и искренним другом в мире будущего.

Документ 7

Из выступления У. Черчилля по радио в Квебеке (Канада) 31 aвгycтa 1943 года

Русские сражаются столь блестяще и нанесли военной машине Германии такой громадный урон, что никакие честные критические высказывания с их стороны по поводу нашей стратегии или нашего участия в войне не будут пропущены нами без внимания и не уменьшат нашего восхищения их военной доблестью и победами...

Я с готовностью признаю, что большинство их (военных операций союзников на Западе в 1943 году. — Ред.) невозможно было бы осуществить в той форме и вто время, как они осуществлены, если бы не героические, великолепные подвиги и победы русской армии, которая защищает свою родную землю, подвергшуюся подлому, неспровоцированному нападению, с беспрецедентной энергией, искусством и преданностью защищает страшной ценой — ценой русской крови.

Ни одно правительство в истории человечества не было бы в состоянии выжить после таких тяжелых и жестоких ран, которые Гитлер нанес России. Но... Россия не только выжила и оправилась от этих страшных ран, но и нанесла немецкой военной машине смертельный урон. Этого не смогла бы сделать ни одна другая сила в мире.

Документ 8.

И.В. Сталин. Выступление на приеме в Кремле

24 мая 1945 г.

Товарищи, разрешите поднять еще один, последний тост.

Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа.

Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.

У нашего правительства было не мало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидая родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего Правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества, — над фашизмом.

Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!

За здоровье русского народа!

(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии.

Книга для тех, кто изучает историю Отечества.

Пермь, ЛГУ, 1993. С. 59-60.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Вклад ученых-физиков Красноярска в Великой Отечественной Войне" к научно-практической конференции "Красноярский край в годы Великой Отечественной Войны"

Новейшая российская историография Великой Отечественной войны охватывает примерно последние двадцать  лет. За это время историки России приложили немало усилий, чтобы восстановить подлинную истор...

Доклад студентки 1 курса Салдиной Дарьи "Медицина СССР в годы Великой Отечественной Войны: от проблем к победе!.

Доклад о остижениях медицины и здравоохранения нашей страны в годы Великой Отечественной войны...

Урок по литературе в 7 классе. Тема: Роль поэтов и поэзии в годы Великой отечественной войны.

Открытый урок по литературе на тему:Роль поэтов и поэзии в годы Великой Отечественной войны".Целю данного урока является: дать обзор поэзии военных лет, показать, что поэзия, как оперативный жанр, сое...

План конспект занятия на тему " Республика Бурятия в годы Великой Отечественной войны"

Обобщение и систематизирование знания у учащихся о причинах, ходе и итогах Великой Отечественной войны, о положении Республики Бурятии в годы  войны;Рассмотрение влияние мировых исторических собы...

Конспект внеклассного мероприятия по теме: «Город Черемхово в годы Великой Отечественной войны»

Никто не забыт, ничто не забыто» -  эти слова относятся к тем, кто с оружием в руках сражался на фронтах Великой Отечественной войны, кто в глубоком тылу ковал победу на заводах , шахтах, н...

Тема: «СССР в годы Великой Отечественной войны»-контрольные задания Повторительно-обобщающее занятие.

Тема: «СССР в годы Великой Отечественной войны»-контрольные задания. Повторительно-обобщающее занятие. Работа на уроке позволяет отработать со студентами навыки аналитической работы и сдел...

Повторительно-обобщающее занятие Тема: «СССР в годы Великой Отечественной войны»

Повторительно-обобщающее занятие Тема: «СССР в годы Великой Отечественной войны».Рабоа по теме позволяет отработать навыки анализа учебного материала и умения делать выводы ( по основным с...