КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ОГСЭ.06. Основы риторики и мастерства публичного выступления для обучающихся по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика
учебно-методический материал
« Конспект лекций » составлен в соответствии с рабочей программой ОГСЭ. 06 «Основы риторики и мастерства публичного выступления» и государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, предназначен для обучающихся по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика .
Основной формой теоретического обучения дисциплины является лекция, которая представляет собой логически стройное, систематически последовательное и ясное изложение научного материала.
«Конспект лекций» содержит теоретическое обоснование о том, как эффективно построить деловую коммуникацию. Обучающимся предстоит узнать приемы ораторского искусства на основе речевого этикета и публичной речи, алгоритмы позитивного речевого поведения в актуальных ситуациях общения, моделирование процессов речи . После каждой лекции предлагаются вопросы для самопроверки.
Правильно составленный конспект послужит способом систематизации и хранения информации, позволит усвоить материал, успешно подготовиться к практическим занятиям, зачету. Получив базовые знания в ходе записи лекционного материала, студент должен обратиться к учебно-методической литературе для расширения представления об изучаемой теме.
В результате освоения данной дисциплины обучающийся должен знать:
- основы речевого этикета, основы публичной речи;
- основы речевой культуры, речевого мастерства и элементы ораторского искусства, составляющие речевую компетентность;
- систему основных понятий, законов и правил риторики;
- сущность и содержание процесса речевого общения ;
- алгоритмы позитивного речевого поведения в актуальных ситуациях общения, взаимопонимания, взаимодействия;
- моделирование процессов речи и общения;
- этические требования и нормы во взаимодействии коммуникантов - партнеров по общению .
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-быстро воспринимать речь во всех видах слова, обращать внимание на речевые элементы;
- произносить и анализировать публичную речь ;
-понимать монологическую и диалогическую речи в сфере профессиональной коммуникации;
- осуществлять речевую коммуникацию, слушать собеседника, находить «язык общения» с каждым, развивая эмпатийный компонент ;
- управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции ;
- осуществлять диалог для эффективного решения различных коммуникативно-речевых
-находить адекватные психолого-педагогические пути решения возникающих коммуникативно-речевых ситуаций и задач;
- корректно вести дискуссию, полемику, спор;
- вести беседу, выступать с публичными сообщениями и докладами ;
- проявлять речевую компетенцию в профессиональной сфере .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_lektsiy_ogse.06._osnovy_ritoriki_i_masterstva_publichnogo_vystupleniya.docx | 122.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Тюменской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Тюменской области
«Тюменский медицинский колледж»
КОЛУНИНА НАДЕЖДА ВАЛЕНТИНОВНА
ОГСЭ. 06 ОСНОВЫ РИТОРИКИ И МАСТЕРСТВА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
для обучающихся по специальности
31.02.03 Лабораторная диагностика
Тюмень, 2022
Рассмотрено На заседании ЦМК Протокол № от «___» _____202_ | Утверждено На заседании НМС Протокол № от «___» ______ 202_ |
Колунина Н.В. ОГСЭ. 06 Основы риторики и мастерства публичного выступления : конспект лекций . – Тюмень, 2022. - с.39
Рецензенты: Долгих Т.В., преподаватель высшей аттестационной категории ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»
Басова Е.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Тюменского государственного института культуры
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………………………………………4
ЛЕКЦИЯ 1. Введение в речевую коммуникацию……………………………………………………6
ЛЕКЦИЯ 2. Предмет и основы риторики………………………………………………………...…11
ЛЕКЦИЯ 3. Языковой паспорт оратора………………………………………………………….….15
ЛЕКЦИЯ 4. Структура речи………………………………………………………………………….22
ЛЕКЦИЯ 5. Общие требования к публичному выступлению……………………………………..26
ЛЕКЦИЯ 6. Приемы ораторского искусства………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………………..39
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
« Конспект лекций » составлен в соответствии с рабочей программой ОГСЭ. 06 «Основы риторики и мастерства публичного выступления» и государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, предназначен для обучающихся по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика .
Основной формой теоретического обучения дисциплины является лекция, которая представляет собой логически стройное, систематически последовательное и ясное изложение научного материала.
«Конспект лекций» содержит теоретическое обоснование о том, как эффективно построить деловую коммуникацию. Обучающимся предстоит узнать приемы ораторского искусства на основе речевого этикета и публичной речи, алгоритмы позитивного речевого поведения в актуальных ситуациях общения, моделирование процессов речи . После каждой лекции предлагаются вопросы для самопроверки.
Правильно составленный конспект послужит способом систематизации и хранения информации, позволит усвоить материал, успешно подготовиться к практическим занятиям, зачету. Получив базовые знания в ходе записи лекционного материала, студент должен обратиться к учебно-методической литературе для расширения представления об изучаемой теме.
В результате освоения данной дисциплины обучающийся должен знать:
- основы речевого этикета, основы публичной речи;
- основы речевой культуры, речевого мастерства и элементы ораторского искусства, составляющие речевую компетентность;
- систему основных понятий, законов и правил риторики;
- сущность и содержание процесса речевого общения ;
- алгоритмы позитивного речевого поведения в актуальных ситуациях общения, взаимопонимания, взаимодействия;
- моделирование процессов речи и общения;
- этические требования и нормы во взаимодействии коммуникантов - партнеров по общению .
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-быстро воспринимать речь во всех видах слова, обращать внимание на речевые элементы;
- произносить и анализировать публичную речь ;
-понимать монологическую и диалогическую речи в сфере профессиональной коммуникации;
- осуществлять речевую коммуникацию, слушать собеседника, находить «язык общения» с каждым, развивая эмпатийный компонент ;
- управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции ;
- осуществлять диалог для эффективного решения различных коммуникативно-речевых
-находить адекватные психолого-педагогические пути решения возникающих коммуникативно-речевых ситуаций и задач;
- корректно вести дискуссию, полемику, спор;
- вести беседу, выступать с публичными сообщениями и докладами ;
- проявлять речевую компетенцию в профессиональной сфере .
Весь теоретический материал имеет профессиональную направленность, изучение которого содействует формированию следующих общих компетенций:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Желаем Вам удачи!
ЛЕКЦИЯ 1.
Введение в речевую коммуникацию
Язык и речь. Функции языка и речи: информативная, агитационная, эмотивная. Речь и мышление. Речевая деятельность. Коммуникативная грамотность. Критерии культуры речи. Способы речевого воздействия на личность.
Язык – стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений о мире.
Язык - система знаков (знак – выразитель определенного значения). Реализацию же, использование языка в процессе общения обозначают особым термином – речь.
Речь как реализация языковой системы:
ЯЗЫК (система) | РЕЧЬ (реализация системы) |
1. Орудие, средство общения. 2. Общая, отвлеченная от конкретных жизненных ситуаций система. 3. К языку не применимы нравственные категории правдивости и ложности. 4. Не целенаправлен, а лишь создает возможности для целенаправленной деятельности людей. 5. Абстрактен. 6. Является результатом коллективного опыта людей, он обязателен. 7. Язык образуется регулярными, закономерными чертами, упорядочен. | 1. Само общение с помощью языка. 2. Конкретно связана с жизненными ситуациями (в трудовой деятельности, в бытовых отношениях) 3. То, что высказано в речи всегда или истинно или ложно. 4. Всегда направлена к достижению какой-либо цели. 5. Материальна, конкретна. Воспринимается чувствами (слухом, зрением). 6. Речь индивидуальна произвольна, субъективна. 7. Допускает элементы случайного. |
Следовательно, язык воспринимается как система, представленная в моделях, как нечто абстрактное, существующее в потенции, т.е. не в явном, а в скрытом виде, и проявляется при известных условиях. Изучить речь - значить познать, усвоить особенности звучащей речи, ее специфику. В противоположность языку речь представляется как нечто материальное, мы ее слышим (устная речь) или воспринимаем зрением (письменная речь).
Язык - продукт деятельности коллектива. Представление о характерных чертах того или иного языка мы имеем благодаря огромной работе многих лингвистов, которые исследуют индивидуальные языки, зафиксированные в различных памятниках письменности (летописи, договоры, грамоты, указы, письма, научные труды, художественные и публицистические произведения), изучают всевозможные записи устной речи.
Речь отражает опыт индивидуума. У каждого человека свой больший или меньший словарный запас, свое знание и умение использовать слова, модели их сочетаемости, модели построения предложений. Поэтому речь субъективна и произвольна.
Крупнейший русский и польский языковед И.А. Бодуэн де Куртенэ один из первых заявил о необходимости разграничивать язык и речь. Он доказал, что сущность языка раскрывается в речи, речевой деятельности.
Устная и письменная речь
Отличительной чертой литературного языка является наличие двух форм: устной и письменной речи. Их названия свидетельствуют о том, что первая — звучащая речь, а вторая — графически закрепленная. Это их основное различие. Если спросить, какая из форм возникла раньше, то каждый ответит: устная. Для появления письменной формы необходимо было создать графические знаки, которые бы передавали элементы звучащей речи. Для языков, не имеющих письменности, устная форма является единственной формой их существования.
Письменная речь обычно обращена к отсутствующему. Пишущий не видит своего читателя, а может только мысленно представить его себе. На письменную речь влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника, слушателя. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают.
Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пишущий имеет возможность совершенствовать написанный текст, возвращаться к нему, исправлять.
Функции языка и речи
Коммуникативная (функция общения) | Информативная (передача информации) |
-регулятивная (регулирующая отношения между людьми в процессе общения); -эстетическая (отбор и сочетаемость слов с учётом их значения, звучания) | -номинативная (функция называния явлений действительности); -эмотивная (выражение эмоций, чувств, переживаний, настроений) агитационная – побуждение, призыв, просьба. |
Язык представляет собой не просто знаковую систему, символически обозначающую предметы и явления.
Язык – это еще и инструмент деятельности человека, в которой он выполняет ряд функций. К основным функциям языка можно отнести коммуникативную, познавательную, номинативную и аккумулятивную.
Речевая деятельность – совокупность актов говорения и понимания.Представлена в форме отдельных речевых действий. Каждое речевое действие мотивировано, целенаправленно, структурно.
Виды речи:
1. по форме выражения мысли: внутренняя и внешняя (устная и письменная)
2. по характеру взаимодействия участников: монолог (рассуждение, повествование, описание, оценка), диалог, полилог.
3. по функциональному значению: разговорная, научная, официально-деловая, публицистическая, художественная, церковно-религиозная.
Функции языка представляют собой проявление его сущности, его назначение и действие в обществе, т.е. они являются его характеристиками, без которых язык не может быть самим собой.
1. Коммуникативная - язык есть средство, орудие общения между людьми, осуществляющее, таким образом, коммуникативную функцию. К коммуникативной функции относятся: контактоустанавливающая, конативная (усвоение), волютативная (воздействие), функция хранения и передачи национального самосознания традиций народа и культуры.
2. Когнитивная функция (экспрессивная, гносеологическая, познавательная): Человек может выразить себя осмысленно. Эта функция обусловлена содержанием общения. Предназначенность языка быть средством выражения, передачи и хранения содержания называют его когнитивной или экспрессивной функцией.
Выделяют также еще 3 функции:
3. эмоциональную - быть одним из средств выражения чувств и эмоций;
4. метаязыковую - быть средством исследования и описания языка в терминах самого языка;
5. аккумулятивную - функцию языка отражать и сохранять знания.
Это основные социальные функции языка как важнейшего средства общения.
Так, в рамках коммуникативной функции выявляют интегрирующую и дифференцирующую. Интегрирующую функцию язык выполняет тогда, когда он используется как язык межнационального или мирового значения.
Функции речи :
1. Фатическая, побудительная (общение, установление и поддержание контакта, обмен мыслями, чувствами);
2. Сообщение /объяснение
3. Воздействие: а) убеждение, влияние на мысли, поступки; б) влияние на чувства, воображение.
Для овладения навыками грамотной, успешной речи необходимо знание правил построения речи, определённый языковой багаж (языковой инвентарь). Решению этой проблемы (где, как и когда) помогает «Культура речи» как раздел языкознания.
Значимость «Культуры речи» велика как для отдельного индивида, так и для общества, говорящего на том или ином языке в целом. В настоящее время язык наш засорён (иноязычные слова, жаргонизмы, слова-паразиты, обсценная лексика (нецензурная лексика, сквернословие).
Сделать речь лучше, а общение эффективнее помогает знание коммуникативных качеств хорошей речи и стремление к ним.
Культура речевого общения важна во всех сферах человеческой деятельности (политика, экономика, юриспруденция, частная жизнь). В повышении речевой культуры важную роль играют смежные с «культурой речи» дисциплины: риторика, стилистика, языковое манипулирование, лингвистика текста, основы теории аргументации, лингвистическая прагматика, литературное редактирование, теория речевого общения.
Речевые функции связаны с использованием языка для выражения конкретных мыслей, волеизъявлений, чувств, эмоций: контактная - вовлечение собеседника в разговор, привлечение его внимания к тому или иному моменту высказывания. Ситуативная функция состоит в актуализации языковых форм и значений, использования их для выражения конкретных мыслей, волеизъявлений и чувств в соответствии с целями, условиями общения, темой и содержанием беседы, дискуссии и любой другой формы диалога.
Русский язык – язык русской нации. Нация (лат. племя, народ) - исторически сложившаяся общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и характера.
Национальный язык – социально-историческая категория, которая обозначает язык, являющийся средством общения нации и выступающий в двух формах: устной и письменной.
Национальный русский язык неоднороден по своему составу, так как им пользуются люди разного социального положения, уровня культуры, возраста и рода занятий.
Выделяются следующие формы существования общенародного языка:
просторечие;
диалекты;
жаргоны;
литературный язык.
Литературный язык – высшая форма национального языка, используемая в печати, науке, государственных учреждениях, образовании, радио, телевидении.
Он обслуживает самые разные области человеческой жизни и деятельности: политику, культуру, науку, делопроизводство, законодательство, бытовое общение, межнациональное общение.
Основные свойства:
- полифункциональность;
- наличие системы функциональных стилей;
-наличие как устной, так и письменной формы;
-наличие нормы, обязательной для всех носителей языка.
Основные признаки:
-это язык культуры;
-язык образованной части народа;
-сознательно кодифицированный язык.
Кодифицированные нормы – это нормы, которым должны следовать все носители литературного языка. Кодификация – это фиксация в разного рода словарях и справочниках, грамматике тех норм и правил, которые должны соблюдаться при создании текстов кодифицированных функциональных разновидностей (например, правильное ударение: договОр, обеспЕчение, намЕрение).
Культура речи – это неотъемлемая часть общей культуры человека.
Культура речи – это, прежде всего речь литературная, построенная по установленным нормам (общепринятым правилам) русского языка.
К характеристикам культурной речи относятся:
- правильность;
- чистота;
- точность;
- выразительность;
- логичность;
- уместность;
- богатство.
Речь должна быть правильной, то есть соответствующей норме. Соблюдать нормы современного литературного языка – это знать традиции употребления единиц языка в области орфоэпии, лексики, грамматики, правописания (для письменной речи), стилистики и в соответствии с этим строить высказывания.
Вопросы для самопроверки:
1. Понятия языка и речи. Назовите соотносительные признаки языка и речи.
2. Что такое речевая деятельность?
4. Назовите и охарактеризуйте функции языка.
5. Назовите способы речевого воздействия на личность.
6. Назовите основные свойства и признаки литературного языка.
7. Дайте рекомендации к характеристикам культурной речи.
8. Что такое коммуникативная грамотность?
ЛЕКЦИЯ 2.
Предмет и основы риторики
Риторика как наука о речевом воздействии. Риторика как искусство и наука. Искусство красноречия. Наука убеждать. История становления риторики.
В настоящее время термин «риторика» употребляется в узком и широком смыслах. В узком понимании риторика – это прикладная лингвистическая наука, изучающая закономерности ведения речи, ставящая перед собой цель научить людей легко и красиво владеть языком. Лингвистический словарь определяет риторику как филологическую дисциплину, изучающую способы построения художественно выразительной речи.
Медицинская риторика — это использование всех необходимых приемов для того, чтобы направлять беседу с пациентами или коллегами в желательное русло и подводить собеседника к желательному выводу и результату.
В теории современного красноречия возрождается древнее первоначальное ядро – концепт убеждения, рассматриваются формы и методы воздействия средствами устной и письменной речи. Цель обновленной риторики – определение наилучших вариантов, оптимальных алгоритмов общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т.п. Таким образом, неориторика – это наука об убеждающей коммуникации.
Итак, термин «риторика» включает понятия «красноречие», «мастерство публичного выступления» и «ораторское искусство». Если красноречие означает умение говорить увлекательно, красиво, убедительно, то мастерство публичного выступления – это более высокий уровень, предполагающий, наряду с умением говорить красиво и убедительно, умение владеть ситуацией общения, наличие знаний по психологии и социологии аудитории и т.п.
Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту.
Риторика как наука выполняет следующие задачи:
1.поиск оптимальных алгоритмов общения, взаимопонимания в условиях современного общества;
2. исследование форм и механизмов речи;
3. формирование языковой личности;
4. совершенствование культуры речи;
5. совершенствование речевого самовыражения;
6. моделирование процессов общения.
Понятие ораторского искусства
Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основании важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона.
Немногим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Однако, по утверждению исследователей Е.А. Ножина, Н.Н. Кохтева, Ю.В. Рождественского и других, в каждом человеке заложен «ген» риторических способностей, которые можно и нужно развивать.
Ораторское искусство в его современном понимании представляет собой совокупность знаний и навыков, необходимых для подготовки и произнесения публичной речи с целью наиболее полного выражения коммуникативного намерения говорящего и произведения на аудиторию желаемого впечатления.
В риторике наука и искусство составляют сложный сплав, единство. Именно поэтому вслед за ораторами – людьми, способными сколь угодно долго красиво и содержательно говорить на любую предложенную тему, в Древней Греции стали появляться риторы – учителя красноречия, которые разрабатывали теорию риторики как науки, и логографы – составители речей для тех, кто не обладал подобным даром.
Роды и виды красноречия
По объему рассматриваемых проблем риторику можно разделить на общую риторику, в которой излагаются риторические правила работы над планом, содержанием и композицией речи, над языковым выражением мысли и приемами публичного выступления; и частные риторики, в которых рассматриваются правила речи применительно к определенной области человеческой деятельности: политической, научной, юридической, дипломатической и др.
Современное ораторское искусство выделяет пять родов красноречия:
- общественно-политическое,
- академическое,
- судебное (юридическое),
- социально-бытовое,
- богословско-церковное.
В пределах каждого рода выделяются жанры ораторского искусства, которые определяются целевой установкой выступления и составом аудитории .
Риторика оперирует понятиями: язык, речь, слово. В системе языкового образования риторика следует за грамматикой. Вначале изучают грамматику, затем переходят к риторике. Между грамматикой и риторикой имеется существенное методологическое различие. Грамматика, или лингвистика, предполагает, что все люди, используя тот или иной язык, должны знать его единство.
Риторика предполагает обратный тезис: каждый создатель речи должен быть индивидуален, не похожим на других, сообщать нечто новое, отсюда основное требование риторики: обязательная новизна в сообщении.
Грамматика и риторика связываются через стилистику. Стилистика предполагается как правильность речи, так и ее привлекательность.
Этос, пафос и логос как основные категории классической риторики
Термины «этос», «пафос», «логос» – основные для общей риторики. Этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает ее создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи, по крайней мере, ее тема, которую получатель речи может считать уместной или неуместной. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками речевой коммуникации.
Пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определенную и интересующую его тему. Пафос побуждает аудиторию переживать предмет речи. Учеными выделяются три основных вида риторического пафоса: сентиментальный, героико - романтический и реалистический2. Пафос ограничивается категорией этоса с одной стороны, т.е. может реализоваться лишь в пределах ее места и времени. Другим ограничением пафоса являются словесные средства, которыми располагает создатель для установления контакта с получателем речи.
Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.
Таким образом, этос создает условия для речи, пафос – источник создания смысла речи, а логос – словесное воплощение пафоса на условиях этоса.
История вопроса
Риторика – это искусство построения и публичного произнесения речи, искусство владения живым словом. Как искусство она близка поэзии, актерскому и режиссерскому мастерству: изучает мимику и телодвижения, учит владеть голосом и чувствами.
Условием появления и развития ораторского искусства является демократия, свободное участие граждан в общественно-политической жизни страны.
На Руси красноречие почиталось и использовалось русскими князьями, священниками, торговым людом. До наших дней дошли прекрасные образцы устной и письменной публичной речи в таких произведениях древнерусского искусства, как «Слово о полку Игореве», «Поучение» Владимира Мономаха, переписка Ивана Грозного с князем Курбским, в страстных монологах Максима Грека.
Первым автором русской риторики считается митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий ( в 1626 г.). В начале XVIII в. Феофаном Прокоповичем было создано риторическое сочинение. Первый учебник на русском языке, написанный М.В. Ломоносовым, назывался «Краткое руководство к красноречию». Ломоносов определял риторику как науку о письменной и устной речи и выделял риторику, ораторию, поэзию. Известны интересные труды И.С. Рижского, Н.В. Кошанского, М.М. Сперанского и др.
Характерной особенностью русской риторики было деление на общую и частную. Общая изучает законы, присущие всем произведениям, частная занимается исследованиями особенностей каждого рода произведений.
После Октября 1917 г. делается попытка возродить риторику. Революцию надо было защищать не только оружием в бою, но и словом. Блестящими ораторами были Л.Д. Троцкий, В.И. Ленин, A.B. Луначарский. В дальнейшем, кроме пропагандистских и лекционных форм, ораторское искусство не получает развития, сводясь к отчетным докладам на съездах и всевозможных совещаниях.
Вновь интерес к публичной речи, к ораторскому мастерству возрождается в 80-е годы двадцатого столетия.
Современная риторика учит не только красиво и убедительно говорить, но и защищаться от недоброкачественного словесного воздействия, узнавать случаи обмана или манипулирования. Умение общаться, вести диалог, полемизировать, приходить к согласию справедливо рассматриваются как необходимые качества общественного деятеля любого уровня.
В общественном сознании прочно утвердилось представление о том, что тип политического лидера можно определить по характеру его речевого поведения. Существенно изменился сам статус риторики: для успешной профессиональной самореализации личности все большее значение приобретает деловая риторика.
Все более осознается понимание риторики как жизненно необходимой гуманитарной дисциплины. Теоретические основы современной отечественной риторики представлены в трудах Ю. М. Лотмана, С. С. Аверинцева, А. К. Михальской, И. А. Стернина, А. П. Чудинова и других ученых.
Каждое выступление соответствует своей ситуации, происходит в определенной сфере человеческой деятельности. В ораторской деятельности выделяют отдельные роды и виды.
Род красноречия – это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. В настоящее время роды и виды красноречия соответствуют сферам коммуникации и выделяют академическое, социально-политическое, судебное, духовное, социально-бытовое красноречие.
Вопросы для самопроверки:
1.Что такое риторика? Что представляет собой риторика: науку или искусство?
Докажите свою точку зрения. Можно ли назвать умение говорит красиво, выразительно, убедительно врожденным даром?
2.Что такое медицинская риторика?
3. Что Вы знаете об истории становления риторики?
4.Назовите достижения отечественной риторики.
ЛЕКЦИЯ 3.
Языковой паспорт оратора
Виды речевой деятельности: говорение, письмо, слушание, чтение. Техника подготовки речи. Сбор материала. Отбор материала и его организация. Обдумывание материала. Первая редакция ключевых слов. Стилистическое оформление главной части. Формулирование вступления и заключения. Вторая редакция ключевых слов. Технология создания речевого образа.
Речью называют исторически сложившийся вид общения между людьми с использованием языковых конструкций, сформированных по определенным правилам.
Понятие речевой деятельности характеризует процесс, состоящий из взаимосвязанных действий, предполагающий, с одной стороны, образование и формулирование мыслей с применением языковых средств, и восприятие и понимание языковых конструкций с другой стороны.
Речевая деятельность имеет следующие основные виды: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Такое понимание включено в методику преподавания языка (иностранного, в том числе).
Говорение. Это понятие характеризует любую звучащую речь. В историческом отношении говорение является первичной языковой формой, возникшей намного раньше, чем письмо. С материальной точки зрения устная речь – это звуковые волны. Произносимое является результатом деятельности определенных органов человека (голосовой аппарат). Интонация является совокупностью тембра произнесения, темпа (нарастающего или замедленного), продолжительности, громкости (интенсивности), мелодичности. Большое значение в устной речи придается отсутствию или наличию пауз, степени четкости в произношении, способности правильно расставить логические ударения. Говорение, обладая интонационным разнообразием, способно передать полноту переживаний, эмоций, настроений.
Письмо. Этот вид языковой деятельности человека являет собой вспомогательную систему знаков, применяемую для фиксации говорения (звуковой речи). Вместе с тем, письмо можно назвать самостоятельной структурой. Кроме функции фиксации речи (устной), письменная система позволяет усваивать накопленные знания, расширяя сферу коммуникации. Главной целью письма является фиксация произносимого с целью его сохранения. Этот вид речевой деятельности используется в общении между теми людьми, которые разделены временем, расстоянием. Следует отметить, что роль письма значительно снизилась, в связи с появлением телефона.
Аудирование – процесс, предполагающий, как непосредственное, так и опосредованное (при помощи аудиозаписи, радио и прочего) взаимодействие слушающего и говорящего. В первом случае (при непосредственном контакте) у собеседников есть возможность применять не только языковые формы (вербальное общение), но и средства невербальной коммуникации (мимику, телодвижения, жесты), которые способствуют более результативному восприятию и пониманию.
Чтение. В соответствии с простыми определениями чтение характеризуется как процесс извлечения информации из печатного или рукописного текста. Эта специфическая форма языковой коммуникации людей является одним из опосредованных типов общения. При этом чтение не воспринимается в качестве одностороннего воздействия на читающего. Оно не выражается пассивным восприятием, усвоением содержания. Чтение включает в себя активное взаимодействие между реципиентом (читателем) и коммуникатором.
Прежде всего, чтение и изучение нового в данной области, информированность о том, что происходит в стране и в мире. Необходимо не просто чтение и запоминание, а осмысление и анализ полученного материала, применение полученной информации в материале выступления. Также необходимо владеть техникой речи. Это хорошо поставленный голос, хорошее произношение, четкая дикция. Частью повседневной подготовки является совершенствование культуры устной и письменной речи. Оратор должен уметь критически осмысливать свои выступления и совершенствовать их, должен слушать выступления других ораторов и учиться у них.
Подготовка речи начинается задолго до выступления и состоит из нескольких этапов:
- сбор материала,
- отбор материала и его организация,
- обдумывание материала,
- подготовка тезисов или плана,
- стилистическое оформление,
- написание текста выступления,
- мысленное освоение,
- проба речи.
Кроме первого, подготовительного этапа, следующий этап – это подготовка к конкретному выступлению. Она определяется видом ораторской речи, зависит от темы, целей, состава аудитории.
Подготовка речи начинается с определения ее темы. Тема должна быть не абстрактной, а ясной и понятной для слушателей, точной и лаконичной Тема может быть выбрана самим автором или ее может определить случай, ситуация.
Тема раскрыта, если освещены все выбранные аспекты, приведено достаточное количество нужных фактов, когда вывод логически вытекает из содержания лекции и слушателям все понятно.
Затем определяют цель выступления, так как в одном случае цель – информировать слушателя, в другом – заставить слушателя переживать, в третьем – принять позицию автора. Так, задача информационной речи – дать слушателям новые знания. Информационная речь содержит факты, события, размышления и выводы. Развлекательная речь призвана доставить слушателям удовольствие, снять стресс. Агитационные речи убеждают слушателей, воодушевляют, побуждают к действию. Часто эти цели бывают объединены.
Необходимым элементом подготовки является оценка состава слушателей и обстановки. Оратор заранее должен выяснить, какова предполагаемая численность слушателей, социальный состав аудитории, возраст, образовательный и культурный уровень, национальность. Также необходимо узнать, где будет проходить выступление – в большом зале, маленьком помещении, какова акустика выбранного помещения, не тесно ли будет слушателям.
Следующий этап работы – подбор материала для конкретного выступления.
Выступающий должен изучить официальные документы, справочную и научно-популярную литературу, обобщить наблюдения и размышления. В ходе этой работы рекомендуется делать записи, выписывать цитаты, цифры, факты, вести картотеку.
Как бы мастерски ни владел оратор речью, текст речи необходимо готовить заранее. Подготовка заранее написанного текста имеет много преимуществ. Его можно проверить, исправить ошибки, внести дополнения и изменения, можно показать кому-либо для проверки.
Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, чтобы оратор не уклонялся от темы, нужно расположить материал определенным образом. Поэтому очень важна композиция выступления – составление, расположение материала выступления. В композиции можно выделить пять частей:
- зачин,
- вступление,
- основная часть,
- заключение,
- концовка речи.
Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения.
Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории. Существуют общие принципы построения выступления:
- принцип последовательности – каждая последующая мысль должна вытекать из предыдущей;
- принцип усиления – убедительность и доказательность должны нарастать постепенно (самый сильный довод приберегают к концу);
- принцип органического единства – организация материала должна соответствовать намерению оратора и самому материалу;
- принцип экономии – умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом.
Чтобы речь была последовательной и стройной, необходимо составить план. План делает переход от одной части к другой плавным, позволяет избежать лишнего, запутанности, отхода от темы.
Планы делятся на простые и сложные, а также на предварительный, рабочий и основной.
Предварительный освещает все возможные проблемы выступления. Он затрагивает тему широко, а не узко, позволяя найти конкретный вариант. Автор делает наброски, схемы изложения.
Рабочий план составляется, когда подобраны нужные материалы и определена цель выступления и тема. Указываются тезисы речи, формулировки, примеры.
Основной план пишется для слушателей и объявляется после начала выступления. План обычно сообщается в начале лекции или иного вида информационного сообщения, в торжественных же речах его объявление недопустимо.
Каким бы интересным ни было выступление, слушатели со временем устают, начинают отвлекаться, поглядывать на часы. Как пробудить их от спячки? Это может быть шутка, которая снимет напряжение, вынужденная пауза, понижение или повышение голоса, обращение к аудитории с вопросами, юмор, неожиданное замечание, интрига, занимательность, сюрприз.
Используются также следующие приемы:
- прием сопереживания (оратор переживает вместе с аудиторией),
- апелляция к событиям,
- известным оратору и аудитории,
- к погоде, к личности оратора (примеры из собственного опыта),
- обращение к аудитории и др.
Основными недостатками композиции являются нарушение логической последовательности в изложении материала, перегрузки текста логическими рассуждениями, отсутствие доказательности, большое количество затронутых вопросов.
Главная часть подводит к заключению. Если оратор смял выступление, не уложился в срок, не сделал вывода, то цель выступления не достигнута. Конец речи должен быть логически связан с ее началом. В авторской речи действует закон края, поэтому заключение должно обобщать те мысли, которые высказывались в основной части выступления.
В заключительной части оратор может наметить задачи, которые вытекают из содержания выступления, определить позиции слушателей. Особенно важны последние слова оратора. Они зависят от вида речи. Политическая речь может закончиться призывом, лозунгом, обращением. В докладе на политическую тему будут содержаться предложения об улучшениях или изменениях; завершая академическую лекцию, оратор использует прием повторения. Речь также может заканчиваться риторическим вопросом или утверждением.
Кроме того, в конце выступления оратор может вновь повторить основные положения, сделать аудитории комплимент, вызвать смех, использовать цитату, создать кульминацию.
Композиция публичного выступления – не застывшая форма, она подчинена законам человеческой жизни и может быть свободной.
Когда текст выступления подготовлен, необходимо прочитать речь вслух, обращая внимание на дикцию, произношение темп речи, громкость голоса. При чтении вслух выявляются ранее не замеченные недочеты выступления и выступающего.
Речевой образ коммуникатора — представление реципиента о личности коммуникатора, которое формируется под воздействием речевого поведения коммуникатора и нормативных установок реципиента.
Речевой образ представляет собой сложное образование, способное повлиять на результативность манипулятивного воздействия на поведение реципиента.
Привлекательный речевой образ коммуникатора во много раз облегчает управление субъектом восприятия, будь этот субъект личностью или коллективом.
Речевые барьеры — это ситуация непонимания речи коммуникатора реципиентом. В результате чего полностью утрачивается возможность не только манипуляции, но и вообще какого-либо взаимодействия.
Преодоление речевых барьеров целиком и полностью забота коммуникатора, поэтому каждый эффективный коммуникатор в любой ситуации должен придерживаться алгоритма речевого взаимодействия.
Первый шаг — создание условий для максимально благоприятного первого контакта.Это касается как особенностей внешнего вида коммуникатора, так и его невербальной речи: громкости, тембра, темпа, тона, произношения, а также использования этикетных стереотипов.
Второй шаг — тестирование реципиента на возможность речевых барьеров, индивидуальные особенности речи и т. д., способов адаптации собственной речи и приемов манипуляции к возможностям реципиента. Эта операция должна делаться очень быстро, буквально в течение нескольких минут коммуникатору в высшей степени желательно определить возможный возраст реципиента, уровень его образования, величину кругозора, примерный уровень культуры, возможные психологические особенности. Это необходимо для выбора адекватной речевой парадигмы в ходе взаимодействия с этим реципиентом.
Третий шаг — выбор и применение наиболее подходящих к определенным случаю и цели коммуникатора лексических средств, а также соответствующей речевой манеры, которая описывается прежде всего тоном и невербальными способами психологического воздействия.
Четвертый шаг — закрепление позитивных эмоций от акта речевого взаимодействия с коммуникатором у реципиента и непринужденный выход из контакта, оставляющий приятное «послевкусие». Это достигается, например, уместным вопросом, касающимся самого коммуникатора (разумеется, не личного характера, а скорее относящегося к профессиональной деятельности), происходящих событий, мнения по какому-либо общему вопросу и т. п.
Всегда необходимо помнить, что люди всегда сосредоточены на себе и своих пристрастиях и слышать хотят только приятные вещи о том и другом. Заинтересованное внимание к собеседнику — лучшая речевая тактика коммуникатора, ведущая его самым быстрым путем к его цели.
В заключение необходимо сделать несколько выводов, которые могут служить практическими рекомендациями для формирования речевого образа:
1. Коммуникатор хорошо осознает, чего он хочет добиться от реципиента, какие действия реципиента для него желательны. Коммуникатор умеет подметить особенности личности реципиента, которые обусловливают специфику взаимодействия с ним коммуникатора.
2. Коммуникатор постоянно смотрит на себя со стороны, совершенствует свою невербальную речь (жесты, тембр голоса, скорость речи, в особенности тон), добиваясь естественности и уместности.
3. Коммуникатор имеет и постоянно расширяет свой активный и пассивный словарный запас.
4. Коммуникатор виртуозно умеет пользоваться экспрессивной лексикой, никогда не опускаясь до вульгарности, и умеет создать комический эффект различными языковыми средствами.
5. Коммуникатор употребляет уместные этикетные стереотипы и хорошо знает правила речевого этикета.
6. Коммуникатор умеет подобрать нужные лексические средства, для того чтобы говорить с реципиентом на понятном последнему языке.
7. Коммуникатор хорошо знает алгоритм речевого взаимодействия и умеет быстро и эффективно его применять на практике без видимых усилий и незаметно для окружающих.
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите и охарактеризуйте виды речевой деятельности.
2. Назовите этапы подготовки речи.
3. Каковы практические рекомендации формирования речевого образа?
ЛЕКЦИЯ 4.
Структура речи
Формулировка темы. Модульная речь: генеральная, ординарная. Структура типичного модуля. Два аспекта структуры: план (основная структура) и план деталей. Содержание речи. Объективность. Ясность. Образность. Целенаправленность. Повышение внимания. Повторение. Неожиданность. Смысловая насыщенность. Лаконизм (краткость речи). Юмор, остроты, ирония. Стилистические особенности речи политика.
Композиция речи – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала.
Структура речи оратора
1. Вступление – 20 %. Постановка проблемы, сообщение основной мысли.
Задачи:
понравиться, расположить аудиторию, добиться внимания, вызвать уважение и интерес (сначала к своей персоне, а затем и к теме выступления);
рассказать, о чем пойдет речь, каков регламент.
2.Основная часть – 60 %. Изложение аргументов и доказательств.
Задачи:
представить свое видение ситуации;
перечислить возможные средства ее улучшения;
предложить свой способ решения проблемы и аргументировать его;
призвать к соответствующим решениям и действиям;
показать преимущества своего предложения и достижимость результата.
3.Заключение – 20 %. Подведение итогов, повторение главной мысли, призыв к аудитории.
Задачи:
резюмировать свое предложение и его преимущества, обращаясь к аудитории, уже знакомой с Вашей идеей в целом;
призвать аудиторию еще раз к предложенным Вами действиям.
И есть еще одна важная часть в любом выступлении – кульминация – пик рационального и эмоционального воздействия. Каждый оратор интуитивно чувствует момент ее приближения. Обычно он приходится на третий аргумент в основной части, когда оратор уже свободно владеет аудиторией, а она внимательно его слушает.
К этому моменту нарастают темп, громкость, эмоциональная сила речи внутри каждого эпизода повествования, после чего следуют кульминация и спад эмоционального напряжения.
Публичная речь – явление творческое, сложное. Чтобы добиться нужного эффекта, оратору необходимо много работать. Будет ли это хорошо подготовленная речь или блестящая импровизация, она всегда результат накопленного опыта, знаний и умений. Оратор должен уметь подготовить выступление по заданной теме, уметь изложить материал, установить контакт со слушателями, отвечать на вопросы, быть готовым ко всяким неожиданностям.
Объективность
Объективность речи обеспечивается изложением разных точек зрения на проблему, сосредоточенностью на предмете речи.
Ясность речи
Ясность речи — понятность, доступность, недвусмысленность. Данное качество отражает связь «речь — мышление».
Для обеспечения ясности речи важны прежде всего внеязыковые условия:
1. знание предмета речи: использование конкретных сведений в рамках текста, владение информацией по теме в широком фоновом смысле;
2. логическое мышление, логичное изложение материла;
3. учет социального статуса адресата речи: возраста, уровня образования, профессии, кругозора;
4. желание автора сделать текст доступным для понимания другими лицами.
Также ясность создается лингвистическими условиями, а именно связью с другими коммуникативными качествами:
1. правильностью речи: нормативная речь понятна;
2. логичностью речи: непротиворечивая и последовательная речь ясна;
3. точностью речи: при использовании точных значений слов очевиден смысл высказывания;
4. уместностью речи: речь с учетом ситуации общения доступна и учитывает возможности адресата.
Образность речи
Cлoвa «oбpaзнocть», «oбpaзный» иcпoльзyютcя в cтилиcтикe в paзныx знaчeнияx. Oбpaзнocть в шиpoкoм cмыcлe этoгo cлoвa – кaк живocть, нaгляднocть, кpacoчнocть изoбpaжeния – нeoтъeмлeмый пpизнaк вcякoгo видa иcкyccтвa, фopмa ocoзнaния дeйcтвитeльнocти c пoзиций кaкoгo-тo эcтeтичecкoгo идeaлa, oбpaзнocть peчи – чacтнoe ee пpoявлeниe.
Целенаправленность
Целенаправленность — одно из качеств, необходимых современному человеку. Люди, умеющие ставить цели и идти к ним, достигают высоких жизненных показателей, называемых успешностью.
Целенаправленность — это деятельность, направленная на достижение конечного результата, согласно словарному значению.
Повышение внимания
При подготовке к публичному выступлению не следует забывать о приемах привлечения внимания аудитории. Любое выступление принято начинать с обращения. Нужно уделить особое внимание соответствию ситуации и состава слушателей выбранному обращению. Например, обращения "Дорогие друзья!", "Господа!", "Уважаемые гости!", "Коллеги!" дифференцируются в зависимости от состава аудитории.
Цели и основные моменты доклада или выступления лучше изложить в начале. Так, слушателям будет понятна авторская позиция по отношению к поднимаемым в выступлении проблемам.
Оратор должен стремиться к гармоничному использованию всех средств, обеспечивающих сосредоточенность внимания слушателей на содержании речи.
Повышение напряжения является первым форматирующим параметром речи. Стремятся к более крутому подъему напряжения - от вступления до заключения.
Повторение
Повторение оратором основных мыслей имеет большое значение, так как содержание речи слушатель запоминает.
Речь должна быть, как алмаз, который рассматривают, медленно поворачивая в руках. При этом суть сохраняется, изменяется только внешность (варианты основных мыслей).
Выступая, мы должны помочь слушателям, используя не только выразительные средства, но и многократное повторение существенного. Искусное повторение способствует более глубокому внедрению высказываемых мыслей в сознание слушателя.
Неожиданность
Признаком искусного в психологическом отношении стиля речи является оправданная по смыслу, но неожиданная и нетрадиционная связь деталей. Например, мы связываем факты самым неожиданным образом.
Неожиданность является фактором, повышающим напряжение.
Смысловая насыщенность
Оратор обращает внимание на смысловую насыщенность речи: в разных частях речи она различна. Материал, постоянно концентрируемый в тесном временном отрезке, да к тому же, возможно, еще и нелегкий для понимания, не будет воспринят слушателем.
(Особенно следует предостеречь от избытка цифровой информации «из лучших побуждений»!) Вниманию слушателей дается передышка. Поэтому можно поменять манеру речи: она то насыщена информацией, то разрежена. Нельзя сложные понятия давать концентрированно.
Лаконизм (краткость речи)
Краткость – умение передать мысль наименьшим количеством слов, без неоправданного внутритекстового дублирования. Главное стилистическое требование здесь: без необходимости не повторять уже сказанного и не объяснять и без того всем понятного.
Лишнее слово – то, которое повторяет значение, выраженное каким-то другим элементом предложения. То есть проблема лишнего слова становится очевидна при оценке отношений между словами.
Юмор, остроты, ирония
Во время речи необходимо, чтобы слушатели могли улыбнуться или как следует посмеяться. Юмор и остроты будоражат и оживляют, если они не слишком натянуты. Особенно они необходимы, когда трудные места речи уже позади.
Юмор - лучшая приправа к горькой действительности, чем сухость и конструктивность.
Стилистические особенности речи политика
Успешность публичной речи во многом зависит от использования различных средств выражения оценки, которые делают ее понятной, наглядной и адаптируют для понимания в различных аудиториях:
- эмоциональность;
- экспрессивность;
- выразительность;
- стилистически маркированные средства языка .
Публичное выступление политика — это мощное оружие и эффективное средство для достижения цели.
Политическая речь обладает рядом особенностей, она:
- коррелирует с важными событиями общественно-политической жизни;
- отражает борьбу за власть либо ее удержание;
- влияет на интеллектуальную и эмоциональную сферы слушающих;
- насыщена цитатами из официальных документов (например, программа партии);
- опирается на определенную систему ценностей (например, демократия, законность, справедливость, свобода и др.);
- насыщена комментариями, разъяснениями и оценками говорящего.
Большую часть политической информации массовая аудитория узнает из выступлений политических лидеров.
Разрабатывая текст своего выступления, политику следует ориентироваться на конкретную аудиторию, проводить аудио (-видео) запись выступлений для осознания себя со стороны, развивать умения презентовать себя так, чтобы аудитория воспринимала выступление адекватно.
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите структуру речи оратора.
2. Как вы понимаете термин «коммуникативные качества речи»?
3. Что значит «чистая речь»? Какие нелитературные элементы и лишние литературные слова засоряют вашу речь?
4. С помощью каких приемов создается ясность речи?
5. Какие параметры составляют ситуацию общения?
6.Как вы можете оценить свою речь с учетом коммуникативных качеств?
7. К какому типу речевой культуры вы отнесете свою речь?
8.Назовите стилистические особенности речи политика.
ЛЕКЦИЯ 5.
Общие требования к публичному выступлению
Общие требования к публичному выступлению. Риторические позиции оратора в ходе выступления. Исполнение речи. Концентрация.
Общие требования к публичному выступлению:
- Решительное начало выступления.
- Драматизм.
- Сдержанная эмоциональность.
- Краткость.
- Диалогичность.
- Разговорность.
- Установление и поддержание контакта с аудиторией.
- Понятность главной мысли.
- Решительный конец.
1. Решительное начало выступления.
Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете. Такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Ее необходимо заранее подготовить и хорошо
2. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях.
3. Сдержанная эмоциональность.
Эмоциональность — обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент.
4. Краткость.
Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известном выражении: Коротко и ясно.
5. Диалогичность.
Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы.
6. Разговорность.
Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорный стиль выступления. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи.
7. Установление и поддержание контакта с аудиторией.
Данное требование относится к числу важнейших. Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от ее реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог.
8. Понятность главной мысли.
Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления.
9. Решительный конец.
Конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно.
Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение выступления.
Риторические позиции оратора в ходе выступления
В процессе выступления каждый оратор занимает определенную риторическую позицию – выбирает для себя роль, в которой он будет выступать.
Позиция информатора. Такая позиция предполагает чистое изложение некоторого материала, сопровождающееся предупреждением о возможных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация.
Позиция комментатора. Эту позицию обычно занимают, если аудитория знает основное и ждет дополнительных сведений и личных оценок.
Позиция собеседника. Эта позиция предполагает, что оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает на равных. Данная позиция предполагает, что оратор обращается к аудитории с просьбой высказать свое мнение, широко использует вопросы.
Позиция советчика. Позицию советчика обычно занимают, если слушатели хорошо подготовлены в базовой области. Оратор в таком случае лишь как бы расставляет акценты.
Позиция эмоционального лидера. Эту позицию занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. В позиции эмоционального лидера оратор чувствует себя достаточно свободно, допустимы импровизированные отступления от темы.
Внешний вид оратора
Внешность оратора должна быть привлекательной, но в пределах нормы. Излишняя привлекательность выступающего отвлекает от содержания и снижает доверие к излагаемому.
Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и она начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием. Прежде всего, необходимо выше держать подбородок и говорить как бы немного вверх; стойте прямо, не наклоняетесь; сморите в глаза слушателям.
Одежда. Она не должна бросаться в глаза, а должна соответствовать ожиданиям аудитории и характеру ситуации. Если аудитория запомнит ваш костюм вместо речи, надо сделать для себя соответствующие выводы. Одежда должна быть опрятной, аккуратной, чистой.
Манера выступления
Манера оратора воспринимается и оценивается аудиторией положительно, если она энергична, достаточно напряжена и демонстрирует его уверенность.
Энергичность изложения
Все выступление должно быть энергичным от начала до конца. Энергия передается слушателям, она держит их в напряжении и повышает доверие к содержащейся в выступлении информации.
Физическая бодрость, подвижность
Аудитория должна видеть, что оратор бодр, в хорошей физической форме, и это ощущение предается самой аудитории.
Дружеский тон
Аудитория ждет от оратора дружеской беседы. Нужно пойти ей навстречу. Разговаривать с аудиторией надо как с одним человеком, в такой же непринужденной манере. Необходимо всячески подчеркивать аудитории, что вы «свой». Установлено, что чем более «своим» ощущает оратора аудитория, чем более она доверяет тому, что он говорит.
Расположение в аудитории
Оратор должен стоять, он должен быть хорошо виден. Стоять нужно перед слушателями, а не посередине их.
Необходимо помнить, что оратор, который стоит перед слушателями:
-демонстрирует уважение к аудитории;
-создает постоянное напряжение для себя;
-лучше чувствует время;
-энергичнее говорит.
Соблюдение регламента
Существует закон прогрессирующего нетерпения слушателей, который формулируется так: чем дольше говорит оратор, тем большее невнимание нетерпение проявляют слушатели.
Эффективная речь должна быть короткой, и лучше, если она не будет выходить за переделы 10 мин. А если короче – будет еще лучше.
Существуют основные принципы:
- подготовиться к возможному сокращению;
- не опаздывать;
- идти навстречу аудитории;
- не увеличивайте темп речи, чтобы успеть;
- поставьте себе задачу закончить немного раньше немеченого срока.
Завершение публичного выступления. Варианты концовок
Заключительная часть публичного выступления должна логично вытекать из предыдущего изложения.
Можно предложить следующие варианты концовок:
- цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость;
- обобщающий вывод;
- обращение к слушателям (завершить выступление пожеланием слушателям);
- подытоживающее повторение (основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления);
- иллюстрация (основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией);
кульминация (главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте);
- комплимент аудитории;
- юмористическая концовка;
- благодарность за внимание.
Как не надо заканчивать выступление:
Не рекомендуется заканчивать шуткой, не относящейся к делу. Это вызывает у аудитории недоумение, и эффект о выступления исчезнет.
Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали вывод – все впечатление от него будет смазано.
Завершить выступление надо на оптимистичной ноте.
Ответы на вопросы аудитории
Вопросов не стоит бояться, а в целях усиления воздействующей силы вашего выступления вопросы нужно стимулировать и провоцировать.
Отвечать надо на все вопросы, одинаково уважительно всем, излагать свой ответ кратко.
Вопрос-капкан – вопрос задается с уверенностью, что оратор на него ответить не сможет. Лучший ответ на такой вопрос – ирония.
Контрвопрос - это вопрос, который собеседник задает оратору в ответ на его вопрос. В таком случае рекомендуется сказать так: Я охотно отвечу вам, но после того, как вы ответите на мой вопрос, который, согласитесь, был задан раньше.
Концентрация и удержание внимания
Важно учитывать невербальные, т.е. лексические факторы, и вербальные, связанные с голосом, мимикой, манерой говорить. Оратор обязан знать основные риторические аспекты выступления. Грамотно это может сделать только человек, способный уловить настроение людей, их ожидания.
Выразительность, точность, лаконичность языка способствуют концентрации внимания слушателей. Яркость и доступность речи, остроумие, использование пословиц и поговорок обеспечивают оратору симпатии аудитории.
Тем не менее, снижение внимания аудитории к оратору психологически неизбежно.
Во избежание потери внимания слушателей, оратору необходимо придерживаться следующих правил.
1. Выступление не должно содержать более семи основных идей, так как больше никто не запомнит.
2. Экспериментируйте с голосом. Хорошо работает метод волнообразной речи, суть которой заключается в повышении и понижении интонации.
3. Очень важно контролировать скорость речи: при быстрой речи аудитория не воспринимает всего материала, а при медленной - люди отвлекаются.
4. Установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало..
5. Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Однако старайтесь избегать неуместного и несвоевременного их употребления. Нельзя допускать, чтобы содержание фраз было далеко от мыслей, которые нужно донести до аудитории.
6. Известно, что обращение к аудитории создает более доверительный контекст взаимного контакта выступающего и слушателей.
7. Не демонстрируйте превосходства или легкомысленности при общении с аудиторией, не вещайте «свысока» менторским тоном.
8. Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и только потом продолжать - чтобы начало вашей следующей фразы было всеми услышано.
9. Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать.
10. Не считайте аудиторию глупее вас. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую шутку. Подключайте слушателей с новой информацией к докладу, умейте оценить их знания.
12. Не бойтесь делать паузы. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это кажется самому докладчику. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды.
Итак, для того, чтобы поддерживать внимание аудитории на выступлении, оратор должен: говорить выразительно; периодически делать паузы; внимательно следить за реакцией слушателей на его информацию; быть, конечно же, кратким и лаконичным.
Вопросы для самопроверки:
1.Назовите общие требования к публичному выступлению.
2.Охарактеризуйте риторические позиции оратора в ходе выступления.
ЛЕКЦИЯ 6.
Приемы ораторского искусства
Речевое мышление вместо чтения текста. Обмолвка. Особые приемы ораторского искусства (цезура, переход). Темп речи. Дикция. Громкость речи. Интонация. Орфоэпические нормы русского языка. Стандарты и техника телесных движений оратора. Визуальные вспомогательные средства.
Свободное владение речью означает владение речевым мышлением.
Доклад - это не пересказ сочинения на известную тему. Во время речи мы пробегаем глазами ближайшие ключевые слова, но не смотрим в конспект постоянно, как прикованные. Даже в случае самой детальной разработки доклада нужно действовать, как при импровизации. Важно помнить о следующих правилах:
1. Каждая отдельная лекция является лишь звеном в цепи, однако с точки зрения риторики будет полезно, если Вы ее отшлифуете индивидуально.
2. Даже при дословной отделке речи лучше всего произносить ее как можно свободнее.
3. Полезно время от времени предлагать слушателям четкие обобщения. При известных условиях содержание излагают в новом словесном оформлении.
4. Особенно важно цитировать дословно; если нужно — медленно, позволяя слушателям записать.
5. Правилом должна быть свободная речь по ключевым словам.
Оратор работает с конспектом ключевых слов, как артист цирка с сеткой: в крайнем случае не произойдет ничего страшного. Если речь большая, даже опытным ораторам опасно отказываться от ключевых слов.
Кратковременная память воспринимает информацию, которая формируется в виде предложений, пока взгляд опять направлен на слушателей. Они должны почувствовать целиком и полностью, что стоит за словами.
Оратор оберегает своих слушателей от риторических завитушек, громких фраз, пустословия, избитых оборотов. Его речь должна быть четкой и ясной. Многие ораторы крайне осторожны в своих формулировках. Их предложения, как каучук. Они высказываются слишком «растяжимо».
Обмолвка
Никто не может избежать обмолвок полностью. Из-за мелких грамматических неправильностей не стоит вносить поправок. Обмолвки случаются даже у лучших ораторов.
И если вы допустили существенную ошибку и зрители смеются, то лучший рецепт: смейтесь вместе с ними.
По большей части обмолвки – результат недостаточной сосредоточенности: когда оратор начинает говорить механически.
Особые приемы ораторского искусства
Существуют предшествующая и последующая цезуры. Цезура означает, что после некоторого высказывания дальнейшее произнесение речи задерживается. Оба вида цезур стимулируют напряжение и повышение эмоциональности речи.
Последующая цезура является разновидностью созидательной паузы после изложения длинной цепочки мыслей Слушателю то и дело дается время для обдумывания сказанного. Смысл паузы также может заключаться в удовлетворении потребности в кратковременной «передышке». Важным словам дается возможность оказать воздействие. Слушателю нужно время для обдумывания.
Предшествующая цезура представляет своего рода задержку речи и в особой мере способствует созданию напряжения. Многие ораторы присоединяют к готовому предложению слово «и» (далее следует цезура), а уж затем приводят новый козырь. Неопытный оратор слишком редко применяет цезуру как средство воздействия, потому что ошибочно думает, что такая остановка разрушает связность речи.
Переход
Когда переходят от одной большой части речи к следующей, то хорошо поступают, обращаясь к слушателям с личным замечанием.
Искусство плавного перехода требует большой тщательности и большой тренировки. Хороший переход – связующее звено между комплексами мыслей.
Внезапный переход от веселого тона к серьезному является хорошим средством воздействия.
Возможности повышения эмоционального накала в ходе доклада предоставляют: предшествующая цезура (см. «речь с двоеточием»), – последующая цезура (позволяет оказывать продолженное воздействие высказывания путем подчеркивания смысла с помощью мимики и жестов), повышение темпа в предложении – замедление темпа, повышение громкости, – ее снижение.
Некоторое количество материала, который можно использовать в речи, у оратора всегда должно быть в резерве. Иные ораторы обладают способностью показывать, что знают больше, чем могут сказать. Но когда своими знаниями хотят похвастаться, это производит неприятное впечатление.
Темп речи
Темп речи, то есть скорость произнесения звуков, слогов, слов — важный ингредиент выразительности оратора. Это один из компонентов интонации, который способствует разнообразной мелодике речи, делает выступление более интересным и увлекает слушателя.
Дикция
Дикция – это степень отчетливости произношения звуков, слогов и слов нашей речи.
Дикция – это своего рода основа четкости и разборчивости того, что мы говорим. В дикции проявляется общая культура человека и его культура речи.
Успех любого публичного выступления зависит во многом от того, насколько аудитории комфортно воспринимать оратора. А комфортно только тогда, когда слушатель не испытывает напряжения по поводу вашей речи, ему все понятно и нет повода задавать дополнительные уточняющие вопросы.
Основой дикции является энергичная и слаженная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе.
Возможность развить и сохранить их подвижность и эластичность позволяет следующая система заданий:
- Тренировка активных мышц речевого аппарата.
- Тренировка и отработка гласных звуков.
- Тренировка и отработка согласных звуков.
- Тренировка и отработка фраз, текстов, скороговорок, стихов.
Громкость речи
Сила голоса у разных людей различна. У одних голос сильный, выносливый, способный справляться с большими речевыми нагрузками. У других людей голос слабый, по природе тихий. В условиях повышенной нагрузки неумелое пользование таким голосом может привести к возникновению различных функциональных, а порой и органических заболеваний.
Голос нужно беречь, не перенапрягать, учитывать его возможности. Но, главное, его надо развивать.
Громкость голоса зависит от его силы. Но если сила голоса - величина объективная, то громкость - понятие субъективное, связанное с нашим восприятием звука.
Громкость - это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения.
Гибкое изменение громкости голоса - это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.
Интонация
Интонация – это изменение основного тона, интенсивности и длительности звучащего предложения, которое способствует членению потока речи на отдельные отрезки – синтагмы, и имеющиее кроме синтаксического значения также эмоциональное значение. При помощи интонации говорящий выражает свои чувства, пожелания, волеизъявления и т.п.
Обычно под интонацией понимают целый ряд средств организаций звучащей речи, это прежде всего мелодика, динамика (сила) звучения отдельных слов, темп речи, тембр речи и паузы. Все они существуют в своей совокупности и единстве, и таким образом, в целом, интонация относится к суперсегментмым элементам, имеющим отношение или к целому предложению, или к его отрезкам – синтагмам.
Орфоэпические нормы русского языка
Орфоэпические нормы русского языка – это целый свод правил, которые регулируют произношение. Именно благодаря орфоэпическим нормам язык приобретает красоту, звучность и мелодичность.
Орфоэпия (греч. orthos – правильный, epos – речь) – это не только раздел языка, который регулирует и классифицирует все орфоэпические нормы, это также сами нормы языка, которые сложились на протяжении множества веков.
Орфоэпия является разделом, обязательным для изучения, так как знать орфоэпические нормы нужно не только будущим поэтам и литераторам – она необходима в повседневной жизни.
Человек, допускающий орфоэпические ошибки, может вызвать непонимание окружающих, или, что хуже – негодование и раздражение. С другой стороны, правильное произношение говорит об уровне образованности говорящего.
Произношение гласных звуков
Чётко и явственно в русском языке произносятся только те гласные, которые находятся под ударением. Произношение других звуков в слове регулируется законом редукции (лат. reducire – сокращать). Этот закон объясняет менее четкое и ясное произношение безударных гласных в слове.
Рассмотрим проявление закона редукции.
Звуки [о] и [а] произносятся, как [а] в случае, если они находятся в начале слова, но в безударном положении: д[а]рога, [а]лень, [а]гонь. В остальных случаях, когда буква «о» находится в безударной позиции и следует за твердым согласным, читается она, как краткий неясный редуцированный звук, что-то среднее между [ы] и [а] (в зависимости от положения): г[ъ]лова, ст[ъ]рона, т[ъ]локно. Именно звуком [ъ] в транскрипции условно обозначается данный редуцированный звук. Если в начале слова находится мягкий согласный, то следующие за ним буквы «а», «е» и «я» читаются, как нечто среднее между [е] и [и] (губы при этом растягиваются, как будто для произнесения [и], но произносится [е]): п[иэ]ро – перо, с[иэ]ро – серо, [иэ]зык – язык.
После твердого согласного, предлога или в слитном словосочетании буква «и» произносится звуком [ы]: смех[ы]слезы – смех и слезы, пед[ы]нститут - пединститут, к[ы]вану – к Ивану. В случае словосочетания «смех и слезы» «и» также может произноситься, как [и], если словосочетание произносится не слитно, а в месте союза делается интонационная пауза.
Орфоэпические нормы при произношении согласных
При произношении согласных в качестве орфоэпических норм действуют другие законы: уподобления и оглушения. Так, если звонкий согласный находится в конце слова или перед глухим, то он оглушается: дру[к] – друг, рука[ф] – рукав, смо[х] – смог. Как уже можно понять, в результате оглушения [г] произносится как [к], [б] как [п], [в] как [ф], [з] как [с]. В сочетаниях «гк» и «гч» [г] читается, как [х]: ле[хк]о, ле[хч]е. Если же ситуация кардинально противоположная, то есть, перед звонким согласным находится глухой, то он, наоборот, уподобляется соответствующему ему звонкому гласному: про[з']ба, [з]давать.
Отдельно нужно сказать о сочетании «чн». Это сочетание в старомосковском произношении всегда звучало, как [шн]. Сегодня в большинстве случаев оно произносится всё же, как [чн], но есть несколько исключений:
- В женских отчествах: Лукини[шн]а, Кузьмини[шн]а.
- В отдельных словах: скворе[шн]ик, ску[шн]о, яи[шн]ица и др.
Произношение согласного [ч] в словах «что» и «что-то» обычно считается признаком какого-то диалекта, потому что в норме «ч» оглушается и заменятся на [ш]. Также меняется «г» на [в] в словах «кого», «какого», «какого-то» и др. На звук [цц] меняется окончание глаголов «-ться» и «-тся»: смее[цц]а, возвращае[цц]а.
Слова иностранного происхождения
Орфоэпические нормы литературного языка в случае, если слово имеет иностранное происхождение, в большинстве своем остаются такими же, как и в случае с исконно русскими словами. Но все же есть некоторые особенности произношения заимствованных слов:
- Отсутствие редукции звука [о]: м[о]дель, [о]азис.
- Несмотря на смягчение большинства согласных перед «е», в некоторых словах смягчение не происходит: ант[э]нна, ген[э]тика.
- В некоторых словах иностранного происхождения допускается оба варианта – как смягчение согласного, так и отсутствие смягчения: терапевт, террор, претензия и др.
Ударение в русском языке не является статичным и может меняться из-за смены формы слова, падежа и много другого. Для того, чтобы узнать правильное произношение того или иного слова, а также узнать, на каком слоге будет правильным поставить ударение, можно заглянуть в орфоэпический словарь русского языка. Такие словари могут стать настоящими помощниками для желающих научиться говорить правильно и красиво.
Стандарты и техника телесных движений оратора.
Визуальные вспомогательные средства.
Под телесными движениями понимается весь комплекс движений человека в процессе речи: поза, ходьба, жесты, мимика.
Телесные движения играют важную роль в создании общего впечатления об ораторе. То, что аудитория видит, может серьезно влиять на восприятие ею того, что говорит оратор.
Общее впечатление, которое производит оратор, является синтезом не только всех элементов телесных движений, но также сиюминутных условий, которые не всегда можно контролировать (например, освещение, помещение и т.п.). Однако существуют относительно простые факторы, которые необходимо контролировать и которые важны для создания общего впечатления:
Как произносить речь — сидя или стоя, — зависит от характера выступления и размера аудитории.
В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно сидеть. Оратор может почувствовать себя слишком выделяющимся, если он будет стоять на авансцене перед 3—4 слушателями, сидящими у его ног. Но иногда маленькая аудитория настраивается враждебно, если оратор сидит. Это расценивается ею так, будто оратор не рассматривает предмет своей речи как достаточно важный.
Элементы телесных движений
Разбиение телесных движений на отдельные элементы достаточно условно, потому что в процессе речи они реализуются в комплексе. Однако в методическом плане такое разбиение вполне оправданно.
Поза (положение, осанка) — важная часть общего впечатления об ораторе не только с точки зрения эмпатии, но и с точки зрения его собственного состояния. Если оратор сутулится или держится скованно, то это сказывается на его внутреннем состоянии и чувстве самоконтроля.
Хорошая поза означает равномерное распределение веса тела, вертикальное положение, раскованность (но не расхлябанность), энергичность. Она ни в коем случае не должна выглядеть заученной, неестественной. Ноги должны быть вместе, одна немного впереди другой. Плечи должны быть расправлены, подбородок опущен вниз. Каждый человек должен поэкспериментировать, чтобы найти для себя наиболее удобную и уравновешенную позу. При этом надо помнить, что нет единой позы, подходящей для всех выступлений.
Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты. Упор на обе ноги не должен быть одинаковым, он должен приноситься больше на носок, чем на пятку. Если вы стоите, выставив вперед одну ногу, обратите внимание, какую ногу вы выставили. Если человек выставил вперед левую ногу, он демонстрирует агрессивность, если правую – он открыт к диалогу, ищет контакта. Подбородок должен быть слегка приподнят. Грудь должна быть немного выставлена, живот подтянут. Локти держите не меньше трех сантиметров от корпуса. Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем выше его коммуникативная позиция. Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним. Демонстрируйте открытые позы и жесты. Раскрывайте ладони к слушателям, выполняя движения рук в сторону слушателей.
Жестикуляция оратора должна удовлетворять следующим требованиям.
- Жестикуляция должна быть естественной, следовать естественным импульсам человека к жестам.
- Жестикуляция должна быть умеренной, жесты не должны быть непрерывными.
- Жесты необходимо разнообразить, нельзя повторять одни и те же.
- Жестикулируйте обеими руками.
-Нельзя пальцами теребить одежду, украшения, дотрагиваться до часов. Это рассматривается как проявление неуверенности, отвлекает аудиторию.
- Не делайте резких, порывистых движений локтями.
- Не прерывайте начатые жесты, доводите их до конца.
Вопросы для самопроверки:
- Охарактеризуйте приемы ораторского искусства ( цезура, переход ) .
- Что Вы знаете о приемах ораторского искусства ( темп речи, дикция, громкость речи, интонация ) ?
- Назовите основные орфоэпические нормы русского языка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основные источники:
1.Рубцова Т.А., Русский язык [Электронный ресурс]: учебник / Рубцова Т.А., Гришкина
Т.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2018. - ISBN 978-5-9704-4640-9 - Режим доступа:
http://wwx\.medcolleuelib.ru/book/ISBN9785970446409.html ( дата обращения 15.05.2022 )
Дополнительные источники:
1. Боженкова Р.К., Русский язык и культура речи [Электронный ресурс] / Р.К. Боженкова.
- А. Боженкова, В.М. Шаклеин - М. : ФЛИНТА. 2018. - 607 с. - ISBN 978-5-9765-1004-3 -
Режим доступа: http://www.medcolleKelib.ru/book/ISBN9785976510043.html (дата
обращения 15.05.2022)
Интернет-ресурсы:
1. Культура письменной речи // Русский язык. Говорим и пишем правильно: культура письменной речи. - 2001-2011 [Электронный ресурс] . URL: . (дата обращения 15.05.2021) http://www.gramma.ru
2. Федеральный фонд учебных курсов // Русский язык и культура речи: электронный учебник. - 2001-2002 [Электронный ресурс] . URL: http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlangindex.html (дата обращения 15 .05.2022 )
3. Справочно-информационный портал «Русский язык» - ГРАМОТА. РУ - русский язык для всех. - 2001-2011 [Электронный ресурс] . URL : 15.05.2022) http : //www.gramota.ru ( дата обращения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия МДК 01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика
Методическая разработка практического занятия МДК 01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика...
Методическая разработка теоретического занятия МДК 01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика
Методическая разработка теоретического занятия МДК 01.01. Теория и практика лабораторных общеклинических исследований, специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика...
Дипломная работа студента «Роль медицинского лабораторного техника в исследовании биохимических показателей, работы печени в норме и патологии» по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика
Дипломная работа студента «Роль медицинского лабораторного техника в исследовании биохимических показателей, работы печени в норме и патологии» по специальности 31.02.03 Лабораторная диагн...
Дипломная работа студента «Сравнительная характеристика гематологических показателей анемий и их дифференциальная лабораторная диагностика» по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика
Дипломная работа студента «Сравнительная характеристика гематологических показателей анемий и их дифференциальная лабораторная диагностика» по специальности 31.02.03 Лабораторная диагности...
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ОГСЭ. 05 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ для обучающихся по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика Тюмень, 2020
Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, рабочей программой учебной дисциплины ОГСЭ.0...
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ОГСЭ.06 РИТОРИКА для обучающихся по специальности 33.02.01 Фармация
Конспект лекций подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, рабочей программой учебной дисциплины ОГСЭ.06...
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ дисциплина ОГСЭ.03 Иностранный язык специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика (очная форма обучения) IV курс 8 семестр (дифференцированный зачёт)
Назначение контрольно-измерительных материалов (далее КИМ) КИМ для проведения дифференцированного зачёта нацелены на оценку результата подготовки обучающихся, освоивших программу...