Урок - обобщение по теме "Нормы русского языка"
план-конспект урока
Урок - обобщение предложен для закрепления материала по темам": "Орфоэпические нормы", Лексические нормы", "Морфологические нормы". в качестве подготовки к экзамену по русскому языеку для студентов 1 курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-_igra_po_teme_.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - обобщение по теме «Нормы литературного языка»
Цель: обобщить основные нормы литературного языка в форме игры.
Задачи:
1.Определить уровень понимания значимости культуры речи в жизни обучающихся.
2. Формировать умения применять имеющиеся знания в конкретной речевой ситуации
3. Способствовать умению прогнозировать последствия безграмотного отношения к языку.
Занятие проводится в игровой форме.
Игра проводится между командами. Обычно в команде играет не более 6 -8 человек. Одновременно играют все команды.
- Знакомство с условиями игры
Участникам предлагается несколько тем учебной дисциплины, связанных с основными нормами русского языка. Каждая тема состоит из 5 вопросов разной степени сложности,– от 10 до 50 баллов,
Если команда, вызвавшаяся выполнить здание по определенной теме, верно отвечает на данный вопрос, то она зарабатывает столько очков, сколько «стоит» заданный вопрос;
Если команда дает неверный или неточный ответ, то стоимость вопроса вычитается из ее общего счёта.
Команда, не желающая отвечать на тот или иной вопрос, не вызывается, счет её не меняется.
Когда все вопросы отыграны, суммируют баллы, полученные командой за игру, и определяют победителя.
II. Темы
- Орфоэпия
- Лексические нормы
- Морфологические нормы
III. Вопросы по орфоэпии
1.10 б.
-Орфоэпические нормы - это
2. 20 б.
Прочитать стихотворение, соблюдая нормы орфоэпии.
Мы прошли немало —
Целых два квартала.
— Что стоишь, завхоз, зевая?
— Опустела кладовая.
Ох, горький чай, не ожидала,
Ведь ложку сахару я клала.
Феномен звонит по средам,
Приняв договор по годам.
3.30б.
Прочитать данные слова и ответить на вопрос:
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
а) лИлась, Оптовый, бАнты, свеклА.
б) килОметр, нажИта, взЯла, завезЁнный.
в) дОкрасна, изредкА, закУпорить, дАла.
г) звОним, нАчал, цЕмент, квАртал.
д) щелкАть, прибылА, налИла, катАлог
4.40 .
В каких из приведенных слов ударение ставится а) на первом, б) на втором, в) на третьем слоге.
Автограф, алиби, аргумент, значимость, баржа, астроном, диагноз, договор, добыча, верба, дремота, инструмент, столяр, валовый, предложить.
5. Прочитать текст, соблюдая нормы произношения—50б.
Бронированные двери, закупоренные окна и закрытые жалюзи создавали мрачноватую атмосферу, однако опытн(ый,ая) менеджер Ирина Ильинична, избалованн(ый,ая) судьбой, не унывала. Наслаждаясь ароматом душистых ирисов, она начала листать украинский каталог кухонной мебели за прошлый квартал, думая о необходимости заключить новые договор(а,ы) на оптовые поставки готовой продукции. Мельком взглянув на заиндевевшее окно, она надкусила бутерброд с языковой колбасой и приступила к поглощению салата из вареной свеклы.
IYЛексические нормы
10 б
- Лексические нормы – это…
20 б.
2.Подобрать паронимы
Враждебный –
Выбирая –
Выгода –
Выдача –
Выплата –
Вырастить –
Гарантийный –
Сопротивление-
Продуктивный-
Царский-
30б.
Объяснить значение фразеологических оборотов
Из пушки по воробьям стрелять.
Взять Рубикон.
Из-под земли вырос.
Нить Ариадны
40б
4.В следующих предложениях определите виды речевых ошибок ( на соответствие) |
4. 1. Мне подарили памятный сувенир. |
4.2. Стая зайцев промчалась мимо. |
4.3. В изложении всё изложено правильно. |
4.4.Эффектные лекарства исчезают с прилавков аптек. 4.5. Современники отметили оригинальность постановки 1) смешение паронимов 2)плеоназм 3) тавтология 4) лексическая несочетаемость 5) лексическая недостаточность |
50б.
Написать четверостишие на тему «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»
YМорфологические нормы
10б.
- Морфологические нормы –это…
20 б.
- Отметьте правильные варианты числительных
1) одну пятую (страницы)
2)восьмиста пятью (страницами)
3)шестьсот тремястами (страницами)
4) пятьюстами (страницами)
5) о пятиста (страницах)
30 б.
3.Найти пример с нарушением норм управления:
- надеть чехол на кресло
- одеть всех в одинаковые костюмы
- оплатить за услуги
- платить за электричество
40 б.
4. Найти примеры с нарушением норм согласования
1) Армия расположилась под селом Бородиным.
2) При проводимом бесконтактным способом массаже происходит некоторое повышение температуры тела
3) Мы прочитали романы Этель Лилиан Войнича.
4) В журнале «Современника» много полезной информации.
50б
5.Вставьте слово с корнем -лож- или -класть-..
Здесь кирпичи можно в один ряд ___________. 2. Ну,__________ карту! 3. Не ___________ноги на стол. 4. Я всегда все на место ___________. 5. Ты обычно куда калькулятор ____________? 6. Быстро все вещи в шкаф ___________! 7. В горах снег _________ рано. 8. Куда можно ___________ вещи.
YI. Подведение итогов.
.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок/внеклассное мероприятие по русскому языку "О скверном и святом"
Данная разработка направлена на развитие культуры речи студентов средних профессиональных учреждений и недопустимости употребления ненормативной лексики....
Методическая разработка урока по русскому языку Преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум» Ионовой Нины Викторовны. Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».
Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».Цель: обобщение знаний по теме «Деепричастие» и «Причастие».Задачи:Обучающие:повторить:общее значение деепричастия и причастия...
Урок в 4 классе Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Упражнение в определении падежа. Учебник: Русский язык. 4 класс. А.В.Полякова Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний.
урок - исследование, материалом для него послужили совосочитания из прочитанными детьми произведений...
Интегрированный урок по биологии и русскому языку по теме: "КОРЕНЬ"
Интегрированный урок по биологии и русскому языку. Тема урока:"Корень"...
Урок русского языка во 2 классе по теме: « Имя существительное. Урок-обобщение».
Продолжить работу по развитию речи (устной, письменной, расширение словарного запаса); памяти, мышления и внимания....
Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме:"Глагол"(обобщение)
Урок закрепления изученного материала с применением ИКТ....
Конспект урока по русскому языку на тему : "Обобщение знаний об имени существительном" 2 класс
Методическая разработка урока по русскому языку с мультимедийной поддержкой и использованием платформы "Яндекс.учебник" на тему: "Обобщение знаний об имени существительном" 2 класс...