Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока
Правописение -Е,И в окончаниях существительных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rodina.docx | 66.04 КБ |
urok_rodina.docx | 66.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
(МАОУ ДПО ИПК)
Проект урока по русскому языку в 5 классе
«Правописание –Е, -И в окончаниях существительных»
Выполнил: Родина Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №60
Проверил: Примм Ирина Рудольфовна, кандидат педагогических наук, доцент
кафедры общего образования
и психологии
Новокузнецк 2022
Урок русского языка в 5–ом классе
Правописание –Е, -И в существительных
Раздел программы | Вспоминаем, повторяем, изучаем |
Тема | Правописание –Е и –И в окончаниях существительных |
Класс | 5 |
Тип урока: | Урок открытия новых знаний |
Цель урока | Цель учителя: формировать у учащихся орфографические умения по написанию –Е и -И в окончаниях существительных Цель ученика: научиться применять способы разграничения –Е и -И в окончаниях существительных. |
Задачи | - формировать у учащихся умение различать склонения существительных; - развивать орфографическую зоркость; - формировать у учащихся отношение к языку как многоуровневой системе; - воспитывать любовь и уважение к родному языку. |
Основные термины | Склонение, начальная форма существительного, орфограмма |
Межпредметные связи | Русский язык – литература – иинформатика |
Оборудование | - ноутбук; - проектор; - доска; - учебники русского языка (УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова); - карточки с заданиями. |
Планируемые результаты
Предметные | - различать случаи написания –Е и –И в окончаниях существительных; - правильно писать существительные –Е и -И; - различать склонения существительных; - давать грамматическую характеристику формы существительного. |
Метапредметные | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления; - учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; - составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; - понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; - соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. 2) познавательные: - самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений; - составлять таблицу на основе вербальной информации; 3) коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций; - учиться подтверждать аргументы фактами; - учиться критично относиться к собственному мнению; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). |
Личностные | - осознание важности учёбы и познания нового; - осознание русского языка (его сложности, многозначности, выразительности) как культурной ценности; |
Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | ||||
1.Организационный момент. Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке | 1. Организация работы со словами, «конструирование» предложения - Посмотрите внимательно на россыпь слов (время, потехе, делу, час), составьте из них предложение. Получившаяся пословица станет эпиграфом к нашему уроку. 2. Беседа - Как Вы понимаете эти слова? - Что необходимо делать человеку для получения результата? - Какое значение имеет слово «потехе» в этой пословице? - Какое отношение имеет данная пословица к урокам русского языка? | 1. Работа со словами, синтаксическое «конструирование». 2. Анализ пословицы. | Конструировать предложение и предложенного словарного материала. Определять лексическое значение слова. | Личностные результаты: - осознание важности учёбы и познания нового; - осознание русского языка (его сложности, многозначности, выразительности) как культурной ценности УУД: 1) регулятивные: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя; 2) коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | |
2.Актуализация знаний. Цель: организация восприятия задания обучающимися | 1. Создание проблемной ситуации, беседа по ранее изученному материалу, задание «с затруднением» (на слайде появляется «собранная» учащимися пословица) - В нашей пословице есть слово «потехе».В каком падеже оно находится? Давайте поставим это слово в форму Р.П. (потехи) - Как вы думаете, почему в одном случае пишется -Е, а в другом через -И? (учащиеся высказывают свои предположения) 2. Подведение учащихся к формулированию проблемного вопроса и определению цели урока - Почему у Вас возникают затруднения при ответе на данный вопрос? (мы еще не знаем правила «Правописание -Е и –И в окончаниях существительных - Какова цель нашего урока? 3. Организация планирования учебной деятельности - Что нам нужно сделать, чтобы решить проблему? Что узнать, чему научиться? | 1. Наблюдение, анализ словарного материала, ответы на вопросы по ранее изученному материалу. У учащихся возникает затруднение, они осознают недостаточность имеющихся у них знаний. 2. Формулирование проблемной темы урока, осознание цели своей дальнейшей учебной деятельности. Тема: «Правописание –Е и -И в окончаниях существительных» Цель: научиться писать –Е и –И в окочаниях существительных. 3. Планирование учебной деятельности под руководством учителя - Изучить правило «Правописание приставки –Е, -И в окончаниях существительных» (используя для этого учебник); - составить схему или таблицу «Правописание –Е, -И в окончаниях существительных» (в зависимости от характера информации), которая поможет облегчить восприятие учебного материала; - закрепить изученный материал на практике. | Различать случаи написания –Е и –И в окончаниях прилагательных. | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления; - учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; - составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. 2) познавательные: - самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; - выполнять универсальные логические действия (анализ, и сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений. 3) коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций; - учиться критично относиться к собственному мнению; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. . | |
3. Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.) | 1. Организация наблюдения над словарным материалом - Внимательно посмотрите на два слова, записанные на доске. 1. потехе 2. потехи - Обратите на эти слова внимание. В чем их различия, дайте характеристику данным формам существительных? 2. Подводящий диалог + составление таблицы в справочниках - Как Вам удалось разграничить данные формы? (по вопросам и склонению) - Сделайте вывод, чем следует руководствоваться при написании -Е и –И в существительных - Без знания какого лингвистического раздела Вы не смогли бы справиться с данной орфограммой? - Как удобнее и нагляднее изложить сформулированное нами правило: в виде схемы, таблицы? 3. Организация работы с учебником - Представлено ли правило «Правописание -Е и –И в окончаниях существительных» в учебнике? (правило в учебнике представлено). - Сравните заполненную нами таблицу и информацию, представленную в учебнике? Верны ли наши выводы. – - --- Какая важная информация в учебнике отсутствует? | 1. Наблюдение 2. Анализ словарного материала, выявление закономерностей в написании –Е и –Ив существительных. заполнение таблицы «-Е и –И в существительных» по мере выявления новых закономерностей. (см. Приложение №1) 3. Работа с информацией в учебнике, сравнительный анализ таблицы и информации, представленной в учебнике. | Различать случаи написания –Е и –-И в существительных. Правильно писать существительные с –Е и -И Различать склонения и падежные формы существительных Задавать верные вопросы к существительным. Давать грамматическую характеристику формы и склонению существительных | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; 2) познавательные: - самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; - выполнять универсальные логические действия (анализ и сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений; - составлять таблицу на основе вербальной информации; 3) коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций; - учиться подтверждать аргументы фактами; - учиться критично относиться к собственному мнению. | |
4. Воспроизведение нового знания. (Формулирование нового правила (понятия, факта и др.) Построение алгоритма деятельности по новой норме). Цель: организация совместной деятельности | 1. Беседа - Как звучит правило «Правописание –Е и -И существительных»? Дайте развернутый устный ответ с примерами. - Решили ли мы проблему, выявленную нами в начале урока? - Каким образом нам удалось её решить? - Все ли, что запланировано нами выполнено? (необходимо закрепить «открытое» знание на практике) 2. Организация работы по составлению алгоритма - Для того, чтобы лучше закрепить изученное, составим алгоритм «Правописание -Е и –И в существительных», который поможет нам распланировать свою работу при нахождении данной орфограммы. | 1. Ответы на вопросы учителя, воспроизведение нового знания в виде развернутого устного ответа, самоанализ проделанной работы 2. Совместное построение алгоритма «Правописание –Е, -И в существительных» (см. Приложение №2,№3) | Различать случаи написания –Е и –И в существительных. Правильно писать существительные с –Е и –И. Различать начальную и падежные формы Задавать верные вопросы к падежной форме. Давать грамматическую характеристику существительных | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. 2) познавательные: - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений. 3) коммуникативные: - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |
5. Первичное закрепление. Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи | 1. Выполнение лингвистического задания характеристики. Сверху над существительными напишите род, склонение падеж. Текст упражнения: Орфо-прибаутки. Вставьте пропущен¬ные буквы. 1. В каждом дел_ у Емел_ Столько лишней канител_, Что не хватит и недел_, Чтоб управиться Емел_. 2. На рубашк_ у Аркашк_ Паучок сидит в кармашк_, И на нос к Алешк_, Машк_ _ Тоже село по букашк_. 3. В телег_ на сен_ Мы ехали к Сен_. У Сен_ в артел_ Все лошади в тел_, Живут как в отел . | 1. Закрепление правила в практической деятельности (совместное выполнение упражнения с текущим пояснение орфограммы у доски). | Различать случаи написания –Е и –И в существительных. Правильно писать существительные с –Е и –И. Различать начальную форму и падежные. Задавать верные вопросы при определениии падежа. Давать грамматическую характеристику существительных. | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. 2) познавательные: - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений. 3) коммуникативные: - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - создавать развёрнутое устное высказывание. | |
6. Контроль Цель: организация первичного закрепления построенного алгоритма | 1. Организация работы по выполнению творческого задания: создание прибаутки. - Придумайте или вспомните 3 прибаутки в составе творческой группы. В каждой пословице используйте не менее 1 слова по изученной орфограмме. Пословицы запишите на специальной карточке, выделив орфограмму. 2. Организация взаимопроверки творческого задания в группах Проверьте сочинение своих одноклассников на соответствие следующим критериям: - созданные высказывания соответствуют жанру прибаутки; - в тексте отсутствуют какие-либо типы ошибок и недочетов; - в каждой прибаутке использовано не менее 1 слова на изученную орфограмму; - орфограмма и условия её выбора выделены верно. За каждый критерий выставляется от 0 до 2 баллов. Максимум – 6 баллов. 0 баллов ставится в случае, если по критерию допущено более 1 нарушения или ошибки. 1 балл ставится в случае, если по критерию допущено 1 нарушение или ошибка. 2 балла ставится в случае, если по критерию не допущено ни одного нарушения или ошибки. | 1. Создание 3 прибауток в составе творческой группы 2. Взаимопроверка творческого задания. | Различать случаи написания –Е и –И в существительных.. Правильно писать существительных с –Е, -И. Различать начальную и падежную формы. Задавать верные вопросы к падежной форме. Давать грамматическую характеристику существительных. | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; - понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; - соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. 2) познавательные: - самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. 3) коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | |
7.Рефлексия деятельности на уроке. Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности | 1. Организация рефлексии, повторный анализ эпиграфа -Какая цель была поставлена перед уроком и достигнута ли она? - Почему эту цель можно считать личностно значимой для каждого из нас? - Какие шаги мы предприняли для того, чтобы достичь цели? - Что нового Вы узнали? Какие методы работы для этого использовали? - Когда следует писать –Е а когда –И? Как данная орфограмма связана с грамматическими характеристиками глагольной формы? - Какие трудности у Вас возникли? Как их можно избежать в дальнейшем? 2. Разноуровневое домашнее задание (каждый ученик самостоятельно выбирает для себя карточку с заданием в зависимости от своего уровня овладения темой). За стенами крепост_, увидеть на экскурси_, скрываться в подземель_, остановиться в гостиниц_, съезжать к пропаст_, в ожидан_ отъезда, находиться в безопасност_, бежать по тропинк_, вернуться из арми_, пребывать в весель_, не получать пищ_, сережки на топол_, жить в поместь_, позвонить Ксени_, 1. В травяном насто_. 2. Быть в уныни_. 3. Находиться в раздумь_. 4. Сушить на батаре_. 5. Идти по опушк_. 6. Спасаться от погон_. 7. При пограничном инцидент_. 8. Средство для мебел_- 9. Подойти к колыбел_. 10. Кататься на карусел_. 11. Поселок на взгорь_. 12. Выйти из организаци_, 13. Работать по инструкци_. 14. Присутствовать на лекци_. 15. Присоединиться к дискусси^. 16. В ветках магноли_. | 1. Рефлексия, ответы на вопросы учителя 2. Выбор карточки с Д/з | Различать случаи написания –Е и –И в существительных. Правильно писать существительные с _е, -И. Различать начальную и падежную формы. Давать грамматическую характеристику существительных. | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; - понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; - соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. 2) познавательные: - выполнять универсальные логические действия (анализ и сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений; 3) коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций. |
Приложение №1
Приложение №2
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
Р. п. | И | И | И |
Д. п. | Е | Е | И |
П. п. | Е | Е | И |
Приложение №3
Список литературы
- Учебник Шмелев А.Д. «Русский язык 5 класс.
- Шмелев А. Д.. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс
- http://collegy.ucoz.ru/publ/21-1-0-23604 ( интернет- ресурс).
Схема анализа урока
Аспекты анализа | Реализация (выбор «+») | |||
Анализ деятельности учащихся | полностью | частично | отсутствует | |
1. | Участие детей в целеполагании, формулировке личностного смысла урока | + | ||
2. | Наличие рефлексии обучающимися границ своего знания – незнания | + | ||
3. | Обучающиеся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей | + | ||
4. | Проявление осознанности решения учебных задач обучающимися | + | ||
5. | Демонстрация рациональных приемов и способов деятельности | + | ||
6. | Средства выбираются обучающимися самостоятельно на основе анализа ситуации задачи | + | ||
7. | Наличие контроля своей деятельности (пошаговый, итоговый, продукта, способа, средств) | + | ||
8. | Наличие рефлексии обучающимися способа действия | + | ||
Анализ деятельности учителя | Реализация (выбор «+») | |||
полностью | частично | отсутствует | ||
1. | Выделение учителем предмета деятельности, требующего исследования | + | ||
2. | Формулирует как содержательную, так и деятельностную цель урока | + | ||
3. | Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта обучающихся, отражают формирование УУД | + | ||
4. | Создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика | + | ||
5. | Стимулирование учеников к применению разнообразных способов учебной деятельности | + | ||
6. | Организация работы по отработке нового способа действия | + | ||
7. | Использование различных способов оценки и самооценки, рефлексии процесса и результата | + | ||
Формирование УУД | Присутствует | отсутствует | ||
1. | Личностные | + | ||
2. | Познавательные | + | ||
3. | Регулятивные | + | ||
4. | Коммуникативные | + |
Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №60 Борисова Е.Н.
06. 12. 2022 года
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
(МАОУ ДПО ИПК)
Проект урока по русскому языку в 5 классе
«Правописание –Е, -И в окончаниях существительных»
Выполнил: Родина Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №60
Проверил: Примм Ирина Рудольфовна, кандидат педагогических наук, доцент
кафедры общего образования
и психологии
Новокузнецк 2022
Урок русского языка в 5–ом классе
Правописание –Е, -И в существительных
Раздел программы | Вспоминаем, повторяем, изучаем |
Тема | Правописание –Е и –И в окончаниях существительных |
Класс | 5 |
Тип урока: | Урок открытия новых знаний |
Цель урока | Цель учителя: формировать у учащихся орфографические умения по написанию –Е и -И в окончаниях существительных Цель ученика: научиться применять способы разграничения –Е и -И в окончаниях существительных. |
Задачи | - формировать у учащихся умение различать склонения существительных; - развивать орфографическую зоркость; - формировать у учащихся отношение к языку как многоуровневой системе; - воспитывать любовь и уважение к родному языку. |
Основные термины | Склонение, начальная форма существительного, орфограмма |
Межпредметные связи | Русский язык – литература – иинформатика |
Оборудование | - ноутбук; - проектор; - доска; - учебники русского языка (УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова); - карточки с заданиями. |
Планируемые результаты
Предметные | - различать случаи написания –Е и –И в окончаниях существительных; - правильно писать существительные –Е и -И; - различать склонения существительных; - давать грамматическую характеристику формы существительного. |
Метапредметные | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления; - учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; - составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; - понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; - соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. 2) познавательные: - самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений; - составлять таблицу на основе вербальной информации; 3) коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций; - учиться подтверждать аргументы фактами; - учиться критично относиться к собственному мнению; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). |
Личностные | - осознание важности учёбы и познания нового; - осознание русского языка (его сложности, многозначности, выразительности) как культурной ценности; |
Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | ||||
1.Организационный момент. Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке | 1. Организация работы со словами, «конструирование» предложения - Посмотрите внимательно на россыпь слов (время, потехе, делу, час), составьте из них предложение. Получившаяся пословица станет эпиграфом к нашему уроку. 2. Беседа - Как Вы понимаете эти слова? - Что необходимо делать человеку для получения результата? - Какое значение имеет слово «потехе» в этой пословице? - Какое отношение имеет данная пословица к урокам русского языка? | 1. Работа со словами, синтаксическое «конструирование». 2. Анализ пословицы. | Конструировать предложение и предложенного словарного материала. Определять лексическое значение слова. | Личностные результаты: - осознание важности учёбы и познания нового; - осознание русского языка (его сложности, многозначности, выразительности) как культурной ценности УУД: 1) регулятивные: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя; 2) коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | |
2.Актуализация знаний. Цель: организация восприятия задания обучающимися | 1. Создание проблемной ситуации, беседа по ранее изученному материалу, задание «с затруднением» (на слайде появляется «собранная» учащимися пословица) - В нашей пословице есть слово «потехе».В каком падеже оно находится? Давайте поставим это слово в форму Р.П. (потехи) - Как вы думаете, почему в одном случае пишется -Е, а в другом через -И? (учащиеся высказывают свои предположения) 2. Подведение учащихся к формулированию проблемного вопроса и определению цели урока - Почему у Вас возникают затруднения при ответе на данный вопрос? (мы еще не знаем правила «Правописание -Е и –И в окончаниях существительных - Какова цель нашего урока? 3. Организация планирования учебной деятельности - Что нам нужно сделать, чтобы решить проблему? Что узнать, чему научиться? | 1. Наблюдение, анализ словарного материала, ответы на вопросы по ранее изученному материалу. У учащихся возникает затруднение, они осознают недостаточность имеющихся у них знаний. 2. Формулирование проблемной темы урока, осознание цели своей дальнейшей учебной деятельности. Тема: «Правописание –Е и -И в окончаниях существительных» Цель: научиться писать –Е и –И в окочаниях существительных. 3. Планирование учебной деятельности под руководством учителя - Изучить правило «Правописание приставки –Е, -И в окончаниях существительных» (используя для этого учебник); - составить схему или таблицу «Правописание –Е, -И в окончаниях существительных» (в зависимости от характера информации), которая поможет облегчить восприятие учебного материала; - закрепить изученный материал на практике. | Различать случаи написания –Е и –И в окончаниях прилагательных. | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления; - учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; - составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. 2) познавательные: - самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; - выполнять универсальные логические действия (анализ, и сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений. 3) коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций; - учиться критично относиться к собственному мнению; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. . | |
3. Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.) | 1. Организация наблюдения над словарным материалом - Внимательно посмотрите на два слова, записанные на доске. 1. потехе 2. потехи - Обратите на эти слова внимание. В чем их различия, дайте характеристику данным формам существительных? 2. Подводящий диалог + составление таблицы в справочниках - Как Вам удалось разграничить данные формы? (по вопросам и склонению) - Сделайте вывод, чем следует руководствоваться при написании -Е и –И в существительных - Без знания какого лингвистического раздела Вы не смогли бы справиться с данной орфограммой? - Как удобнее и нагляднее изложить сформулированное нами правило: в виде схемы, таблицы? 3. Организация работы с учебником - Представлено ли правило «Правописание -Е и –И в окончаниях существительных» в учебнике? (правило в учебнике представлено). - Сравните заполненную нами таблицу и информацию, представленную в учебнике? Верны ли наши выводы. – - --- Какая важная информация в учебнике отсутствует? | 1. Наблюдение 2. Анализ словарного материала, выявление закономерностей в написании –Е и –Ив существительных. заполнение таблицы «-Е и –И в существительных» по мере выявления новых закономерностей. (см. Приложение №1) 3. Работа с информацией в учебнике, сравнительный анализ таблицы и информации, представленной в учебнике. | Различать случаи написания –Е и –-И в существительных. Правильно писать существительные с –Е и -И Различать склонения и падежные формы существительных Задавать верные вопросы к существительным. Давать грамматическую характеристику формы и склонению существительных | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; 2) познавательные: - самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; - выполнять универсальные логические действия (анализ и сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений; - составлять таблицу на основе вербальной информации; 3) коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций; - учиться подтверждать аргументы фактами; - учиться критично относиться к собственному мнению. | |
4. Воспроизведение нового знания. (Формулирование нового правила (понятия, факта и др.) Построение алгоритма деятельности по новой норме). Цель: организация совместной деятельности | 1. Беседа - Как звучит правило «Правописание –Е и -И существительных»? Дайте развернутый устный ответ с примерами. - Решили ли мы проблему, выявленную нами в начале урока? - Каким образом нам удалось её решить? - Все ли, что запланировано нами выполнено? (необходимо закрепить «открытое» знание на практике) 2. Организация работы по составлению алгоритма - Для того, чтобы лучше закрепить изученное, составим алгоритм «Правописание -Е и –И в существительных», который поможет нам распланировать свою работу при нахождении данной орфограммы. | 1. Ответы на вопросы учителя, воспроизведение нового знания в виде развернутого устного ответа, самоанализ проделанной работы 2. Совместное построение алгоритма «Правописание –Е, -И в существительных» (см. Приложение №2,№3) | Различать случаи написания –Е и –И в существительных. Правильно писать существительные с –Е и –И. Различать начальную и падежные формы Задавать верные вопросы к падежной форме. Давать грамматическую характеристику существительных | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. 2) познавательные: - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений. 3) коммуникативные: - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |
5. Первичное закрепление. Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи | 1. Выполнение лингвистического задания характеристики. Сверху над существительными напишите род, склонение падеж. Текст упражнения: Орфо-прибаутки. Вставьте пропущен¬ные буквы. 1. В каждом дел_ у Емел_ Столько лишней канител_, Что не хватит и недел_, Чтоб управиться Емел_. 2. На рубашк_ у Аркашк_ Паучок сидит в кармашк_, И на нос к Алешк_, Машк_ _ Тоже село по букашк_. 3. В телег_ на сен_ Мы ехали к Сен_. У Сен_ в артел_ Все лошади в тел_, Живут как в отел . | 1. Закрепление правила в практической деятельности (совместное выполнение упражнения с текущим пояснение орфограммы у доски). | Различать случаи написания –Е и –И в существительных. Правильно писать существительные с –Е и –И. Различать начальную форму и падежные. Задавать верные вопросы при определениии падежа. Давать грамматическую характеристику существительных. | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. 2) познавательные: - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений. 3) коммуникативные: - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - создавать развёрнутое устное высказывание. | |
6. Контроль Цель: организация первичного закрепления построенного алгоритма | 1. Организация работы по выполнению творческого задания: создание прибаутки. - Придумайте или вспомните 3 прибаутки в составе творческой группы. В каждой пословице используйте не менее 1 слова по изученной орфограмме. Пословицы запишите на специальной карточке, выделив орфограмму. 2. Организация взаимопроверки творческого задания в группах Проверьте сочинение своих одноклассников на соответствие следующим критериям: - созданные высказывания соответствуют жанру прибаутки; - в тексте отсутствуют какие-либо типы ошибок и недочетов; - в каждой прибаутке использовано не менее 1 слова на изученную орфограмму; - орфограмма и условия её выбора выделены верно. За каждый критерий выставляется от 0 до 2 баллов. Максимум – 6 баллов. 0 баллов ставится в случае, если по критерию допущено более 1 нарушения или ошибки. 1 балл ставится в случае, если по критерию допущено 1 нарушение или ошибка. 2 балла ставится в случае, если по критерию не допущено ни одного нарушения или ошибки. | 1. Создание 3 прибауток в составе творческой группы 2. Взаимопроверка творческого задания. | Различать случаи написания –Е и –И в существительных.. Правильно писать существительных с –Е, -И. Различать начальную и падежную формы. Задавать верные вопросы к падежной форме. Давать грамматическую характеристику существительных. | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; - понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; - соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. 2) познавательные: - самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. 3) коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | |
7.Рефлексия деятельности на уроке. Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности | 1. Организация рефлексии, повторный анализ эпиграфа -Какая цель была поставлена перед уроком и достигнута ли она? - Почему эту цель можно считать личностно значимой для каждого из нас? - Какие шаги мы предприняли для того, чтобы достичь цели? - Что нового Вы узнали? Какие методы работы для этого использовали? - Когда следует писать –Е а когда –И? Как данная орфограмма связана с грамматическими характеристиками глагольной формы? - Какие трудности у Вас возникли? Как их можно избежать в дальнейшем? 2. Разноуровневое домашнее задание (каждый ученик самостоятельно выбирает для себя карточку с заданием в зависимости от своего уровня овладения темой). За стенами крепост_, увидеть на экскурси_, скрываться в подземель_, остановиться в гостиниц_, съезжать к пропаст_, в ожидан_ отъезда, находиться в безопасност_, бежать по тропинк_, вернуться из арми_, пребывать в весель_, не получать пищ_, сережки на топол_, жить в поместь_, позвонить Ксени_, 1. В травяном насто_. 2. Быть в уныни_. 3. Находиться в раздумь_. 4. Сушить на батаре_. 5. Идти по опушк_. 6. Спасаться от погон_. 7. При пограничном инцидент_. 8. Средство для мебел_- 9. Подойти к колыбел_. 10. Кататься на карусел_. 11. Поселок на взгорь_. 12. Выйти из организаци_, 13. Работать по инструкци_. 14. Присутствовать на лекци_. 15. Присоединиться к дискусси^. 16. В ветках магноли_. | 1. Рефлексия, ответы на вопросы учителя 2. Выбор карточки с Д/з | Различать случаи написания –Е и –И в существительных. Правильно писать существительные с _е, -И. Различать начальную и падежную формы. Давать грамматическую характеристику существительных. | Универсальные учебные действия: 1) регулятивные: - учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; - понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; - соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. 2) познавательные: - выполнять универсальные логические действия (анализ и сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений; 3) коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций. |
Приложение №1
Приложение №2
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | |
Р. п. | И | И | И |
Д. п. | Е | Е | И |
П. п. | Е | Е | И |
Приложение №3
Список литературы
- Учебник Шмелев А.Д. «Русский язык 5 класс.
- Шмелев А. Д.. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс
- http://collegy.ucoz.ru/publ/21-1-0-23604 ( интернет- ресурс).
Схема анализа урока
Аспекты анализа | Реализация (выбор «+») | |||
Анализ деятельности учащихся | полностью | частично | отсутствует | |
1. | Участие детей в целеполагании, формулировке личностного смысла урока | + | ||
2. | Наличие рефлексии обучающимися границ своего знания – незнания | + | ||
3. | Обучающиеся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей | + | ||
4. | Проявление осознанности решения учебных задач обучающимися | + | ||
5. | Демонстрация рациональных приемов и способов деятельности | + | ||
6. | Средства выбираются обучающимися самостоятельно на основе анализа ситуации задачи | + | ||
7. | Наличие контроля своей деятельности (пошаговый, итоговый, продукта, способа, средств) | + | ||
8. | Наличие рефлексии обучающимися способа действия | + | ||
Анализ деятельности учителя | Реализация (выбор «+») | |||
полностью | частично | отсутствует | ||
1. | Выделение учителем предмета деятельности, требующего исследования | + | ||
2. | Формулирует как содержательную, так и деятельностную цель урока | + | ||
3. | Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта обучающихся, отражают формирование УУД | + | ||
4. | Создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика | + | ||
5. | Стимулирование учеников к применению разнообразных способов учебной деятельности | + | ||
6. | Организация работы по отработке нового способа действия | + | ||
7. | Использование различных способов оценки и самооценки, рефлексии процесса и результата | + | ||
Формирование УУД | Присутствует | отсутствует | ||
1. | Личностные | + | ||
2. | Познавательные | + | ||
3. | Регулятивные | + | ||
4. | Коммуникативные | + |
Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №60 Борисова Е.Н.
06. 12. 2022 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-диалогический урок. Русский язык. 1 класс.Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.
На уроке используется проблемно-диалогический метод обучения. Создаётся проблемная ситуация, ученикам предъявляется противоречивый факт: дети по-разному на доске написали слово окунь. Вопросом"Кто пра...
Причастие. Причастный оборот.Презентация к уроку русского языка 7 классе
Презентация позволит в интересной форме повторить определение причастия, признаки прилагательного и глагола у причастия, синтаксическую роль причастий. Семикласники смогут вспомнят правила поста...
Конспект урока русского языка. 4 класс. Спряжение глагола (Система РО Л.В. Занкова)
Цель:- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».Задачи:Обучающие:- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием; - закрепить знания о глаголе.Развив...
Урок русского языка 2 класс по теме:" Перенос слов".
Урок русского языка 2 класс по теме : "Перенос слов"...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе....
Урок русского языка. 2 класс. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.
Этапы урока:- мотивация (с помощью видеоролика);- актуализация знаний (обобщение признаков текста на основе);- работа с текстом (составление плана, подбор заголовка, ответы на вопросы по тексту,);- в ...
технологическая карта урока русского языка 2 класс Собственное и нарицательное имени существительного
технологическая карта урока русского языка 2 класс Собственное и нарицательное имени существительного...