Программа воспитания и социализации
методическая разработка
Программа воспитания и социализации обучающихся в рамках освоения дисциплин «История» и «Обществознание» разработана для всех специальностей среднего профессионального образования в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО.
Данная программа может быть использована не только преподавателями «Истории» и «Обществознания», но другими работниками, осуществляющими образовательную деятельность для проведения открытых мероприятий и классных часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа воспитания и социализации | 32.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Гагаринский многопрофильный колледж»
ОДОБРЕНО | УТВЕРЖДЕНО |
Протоколом Методического совета СГБПОУ «Гагаринский многопрофильный колледж» | Протоколом Педагогического совета СГБПОУ «Гагаринский многопрофильный колледж» |
«30» августа 2021 г. № 1 | «30» августа 2021 г. № 1 |
ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
в рамках освоения дисциплин «История» и «Обществознание»
2021г.
Программа воспитания и социализации обучающихся в рамках освоения дисциплин «История» и «Обществознание» разработана для всех специальностей среднего профессионального образования в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО.
Данная программа может быть использована не только преподавателями «Истории» и «Обществознания», но другими работниками, осуществляющими образовательную деятельность для проведения открытых мероприятий и классных часов.
Организация-разработчик: СОГБПОУ «Гагаринский многопрофильный колледж»
Разработчик: Лисина Н.А. преподаватель СОГБПОУ «Гагаринский многопрофильный колледж»
Рассмотрен на заседании ПЦК «Общеобразовательных дисциплин, ОГСЭ и ЕН»
Протокол от «29» августа 2021 г. № 1
Председатель ПЦК_____________Т.Е.Петрова
Пояснительная записка Программа разработана для студентов 1-2 курсов
Срок реализации программы 2 года
Программа воспитания и социализация обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную социально значимую деятельность. Программа основывается на системе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм и реализуется в совместной социально педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа воспитания и социализация обучающихся направлена на обеспечение их духовно – нравственного развития, социализации профессиональной ориентации.
Программа воспитания и социализация обучающихся разработана на основании следующих документов:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273;
- Концепция духовно – нравственного воспитания и развития личности гражданина России.
Цели и задачи воспитания и социализации обучающихся
Целью воспитания и социализации обучающихся является социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На уровне основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально- ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно- нравственной компетенции — «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности;
- формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
- усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
- укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
- формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения профессионального выбора;
- осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
- формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа
жизни.
В области формирования социальной культуры:
- формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя
идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
- развитие патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
- формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
- формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
- укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
- усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
- формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- укрепление отношения к семье как основе российского общества;
- формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
- укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
- формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
- знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
Задачи воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
- воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и
правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
- воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);
- воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
- воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Формы работы:
- беседы, диспуты, дискуссии, публичные выступления, просмотры и обсуждение видеофрагментов, фильмов, экскурсии, туристические походы с ориентацией на актуальные для школьников моральные проблемы, с максимальным пробуждением и использованием их личной инициативы и участия;
- конкурсы, викторины, игры, концерты, спортивные соревнования, эстафеты, марафоны, презентации, выставки, кружки максимально нацелены не на выявление «лучших» и «проигравших», а на создание возможности каждому раскрыть себя с лучшей стороны, проявить свои лучшие качества творчества, солидарности, взаимопомощи и т.п.;
- полезные добрые дела: акции помощи, проекты – решения общественных проблем, подготовка театральных постановок, праздников для определённой аудитории: младшие, ветераны, люди с ограниченными возможностями и т.п.;
Новые эффективные педагогические технологии создают условия, инициирующие действия обучающихся: информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии; проектные и деятельностные технологии; креативные технологии; игровые технологии.
Формы занятий
- Изучение Конституции Российской Федерации, основных прав и обязанностей граждан России, политического устройства Российского государства, его институтов, их роли в жизни общества, символов государства.
- Знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина.
- Знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России.
- Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников.
- Участие в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими.
- Получение опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России.
- Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомство с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
1.Урочная деятельность. Уроки истории, обществознания. 2.Внеурочная деятельность.
Циклы классных часов «Я-гражданин России», «Мои права и обязанности»
«Дни воинской славы» -27 января, 9 мая, 9 декабря и др. День флага.
День народного единства. День России.
Проектная деятельность:
Исследовательские проекты: «Судьба моей семьи в судьбе страны», «Мое село в годы войны», «Живая память»
Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали:
Конкурс знатоков «Я знаю Конституцию РФ». Конкурс военно-патриотической песни
Ежегодное участие в фестивале «Рождественская звезда»
Краеведческая деятельность:
Экскурсии: «Смоленск город-герой», «По улочкам старого Гжатска», в музей Первого полета, в «Русскую избу»
Проблемно-ценностное общение:
Встречи с интересными людьми.
Встречи с ветеранами ВОВ, локальных войн.
Социальное творчество (акции):
Акция «Родной край».
Акция «Мы с вами, ветераны», (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, посильная помощь).
Акция «Вахта памяти» ко Дню Победы.
3. Внеколледжная деятельность Ежегодное участие в районных, территориальных, областных, всероссийских конкурсах, участие в районных и областных акциях и мероприятиях, посвященных памятным датам.
Результаты
Формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:
-ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
-опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
-знания о правах и обязанностях человека, гражданина, товарища.
Мониторинг
Методика «Патриотизм и как я его понимаю».
Методики А.Н.Капустиной и М.И.Шиловой (изучение уровня воспитанности обучающихся).
Адаптированный вариант методики М.Рокича для исследования ценностных ориентаций школьников.
Воспитание социальной ответственности и компетентности
Ценностные основы: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны
Содержание:
- осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;
- усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;
- освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;
- приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;
- осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту.
Виды деятельности и формы занятий
Участие в улучшении среды обучения, доступных сфер жизни окружающего социума.
Участие в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество,).
Приобретение опыта учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с преподавателями.
Разработка и участие в социальных проектах. Овладение навыками работы с информацией Урочная деятельность.
Участие в предметных олимпиадах (районные, областные, региональные, всероссийские): дистанционные интеллектуальные конкурсы
Организация посещения музеев, выставок.
Участие в социальном проекте «Чистый город»
Предметные недели
Фестиваль дружбы народов
Деловая игра «Нужны ли социальные сети? За и Против» Социально-направленная деятельность
Участие в районных социальных проектах , круглых столах, конференциях , ярмарках
Проекты, направленные на решение конкретных социальных проблем (по выбору учащихся).
Участие в районных социальных проектах
Результаты:
-позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
-умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;
-умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;
-умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;
-умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методический сборник "ФГОС основного общего образования. Реализация целей и задач программы воспитания и социализации: научный поиск, творческая деятельность, педагогический опыт", Москва, 2014 г., ISBN 978-5-94009-103-5
В научно-методическом сборнике обощается опыт работы педагогического и ученического коллективов Центра образования № 1816Западного округа, которые в содружестве с родительской общественностьюпроводят ...
Научно-методический сборник "ФГОС основного общего образования. Реализация целей и задач программы воспитания и социализации: научный поиск, творческая деятельность, педагогический опыт", Москва, 2014 г., ISBN 978-5-94009-103-5
В научно-методическом сборнике обощается опыт работы педагогического и ученического коллективов Центра образования № 1816 Западного округа, которые в содружестве с родительской общественностью проводя...
Программа "Воспитание и социализация"
Воспитательная программа предназначена для учреждений закрытого типа....
Программа воспитания и социализации личности обучающихся
проведение внеклассных часов...
Роль педагога-психолога в реализации программы воспитания и социализации
Цель образования-общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «умение учиться»...
Программа воспитания и социализации обучающихся
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры...
Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся»
Программа«Воспитание и социализация личности обучающихся»...