Программа "Воспитание и социализация"
рабочая программа на тему

Воспитательная программа предназначена для учреждений закрытого типа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное

Учреждение для детей и подростков с дивиантным поведением

«Куртамышское специальное профессиональное училище №1 закрытого типа»

Программа

воспитания и социализации

обучающихся на ступени основного общего образования

7 класс

2014 год

Рассмотрено                                                 Утверждено

на методическом совете                                 на педагогическом совете

Протокол №

От_______________

Наименование программы

Рабочая программа воспитания и социализации  обучающихся Куртамышского спец.ПУ

Нормативно - правовое обеспечение Программы

- Конвенция о правах ребенка;

- Конституция Российской Федерации;

- Концепция Модернизации российского образования;

- Закон Российской Федерации от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка; в Российской Федерации»;

- Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120–ФЗ);
- Основная образовательная программа Куртамышского спец.

Автор программы

Катаева С.В.,Баёва Н.В.

Исполнители

Воспитанницы Куртамышского спец.ПУ

Цели и задачи

Цель: создание условий для комплексной реабилитации, коррекции поведения и последующей адаптации и социализации  воспитанниц в современном  обществе.

Задачи:

- Формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества.

-Создание условий для укрепления здоровья учащихся, профилактики здорового образа жизни

Ожидаемые результаты

Здоровый физически, психически, нравственно, социально адаптированный к современным условиям выпускник.

Система контроля

Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном администрацией

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан. Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственности предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования учитывает цель Программы развития училища – создание условий для комплексной реабилитации, коррекции поведения и последующей адаптации и социализации  в современном  обществе.

Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно- нравственного и правового долга. В современной педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей.

Выделение данного приоритета в воспитании и социализации воспитанниц, обучающихся на ступени основного общего образования, не случайно. Оно связано с особенностями детей  подросткового  возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте ребенок начинает проявлять больший интерес к другим людям, их взглядам, ценностям, поведению. В этом возрасте ребенок активнее начинает заявлять о своем мнении по многим волнующим взрослых проблемам. В этом возрасте особую значимость для него приобретает становление его собственной жизненной позиции. Предпосылками этому являются повышенный интерес к себе, своему внутреннему миру, развитие рефлексии и ответственности.

Актуальность программы  воспитания и социализации обучающихся Куртамышского спец.ПУ  обусловлена тем, что воспитанницы, прибиваемые в спецучилище имели негативный жизненный опыт, проблемы с законом, вели асоциальный образ жизни, имели вредные привычки. Большинство воспитанниц прибывают из неблагополучных семей, где налицо  утрата семейных духовно-нравственных ценностей и традиций; расшатывание «семейных устоев»; потеря духовно-нравственных ориентиров, нездоровый образ жизни (пьянство и наркомания), низкий уровень общей культуры (культуры ответственного родительства, правовой культуры и других ее аспектов), самоустранение многих родителей от воспитания детей.

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности.Воспитание, как социально ориентированный процесс,  предполагает целенаправленные действия по созданию условий для формирования личности, обладающей компетенциями важными при ее социализации:

- коммуникабельность;

- способность работать в коллективе;

- умение находить нестандартные решения;

- навыки самоорганизации;

- гибкость в отношении к изменению требований;

- выносливость и целеустремленность.

Создание таких условий возможно через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, досуговой и практической деятельности, при использовании непосредственного опыта – передачи из рук в руки необходимых жизненных знаний, умений, навыков – и анализа его продуктивности и духовно-нравственной ценности.

     Программа  воспитания и социализации обучающихся спецучилища является актуальной и отвечает требованиям ФГОС второго поколения, поскольку личность выпускника трактуется во ФГОС как активная, социализированная,   умеющая адаптироваться к изменяющимся общественным условиям. Задачи воспитания и социализации обучающихся в рамках ФГОС  классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает особенности развития личности гражданина России.

Ожидаемые результаты

 - Высокий уровень воспитанности личности, выявляемый на основе определенного набора качеств, соответствующих социальным требованиям

 - Создание личностного  образа и приобретение личностного опыта:

- личностный образ (параметры: сформированность базовой культуры личности, ценностно-смысловое восприятие  мира, стремление к ЗОЖ, осмысленность поступков и осознанность действий);

- личностный опыт (параметры: ключевые компетенции; способность к самоактуализации, самоорганизации внутреннего потенциала; саморефлексии, нравственная саморегуляция поведения, профессиональные ориентиры)

Программа  обеспечивает:

формирование у обучающихся активной и ответственной гражданской позиции,

приобретение обучающимися опыта нравственной, творческой социальной деятельности;

возможность подготовки, планирования, выполнения и презентации обучающимися социального проекта (индивидуального или в составе группы);

формирование у подростков зрелых социальных компетенций и гражданских ценностных установок, соответствующих их действительным и проектируемым социальным ролям;

развитие способности обучающихся адаптироваться к новым социальным ситуациям и изменять их;

социализацию обучающихся средствами учебно-воспитательной, познавательной и профессионально ориентированной деятельности, формирование ответственности, самостоятельности и готовности обучающихся к принятию решений; формирование у обучающихся основ культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

социализацию обучающихся средствами общественной и коммуникативной деятельности: добровольное участие в молодежных организациях и движениях, детско-юношеских и взрослых объединениях творческой и научно-технической направленности, деятельности общественных организаций; использование позитивных социализирующих возможностей Интернета;

использование обучающимися при решении типичных социальных проблем нравственных моделей поведения, ориентированных на благо человека, семьи, общества;

формирование осознанного принятия ценностей служения и защиты Отечества, гражданского долга;

учет индивидуальных социальных инициатив обучающихся, особенностей их социального взаимодействия вне школы, характера их профессиональных предпочтений;

готовность обучающихся противостоять деструктивным воздействиям внешней социальной среды, СМИ, формальных и неформальных объединений;

осознание  обучающимися ценностей здорового и безопасного образа жизни, устойчиво определяющих их поведение по отношению к себе и окружающему миру;

готовность обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ;

развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации, профессиональной ориентации обучающихся; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей.

Программа воспитания и социализации обучающихся включает несколько направлений: формирование здорового образа жизни, коррекция девиантного поведения, воспитание правовой культуры, социализации. По каждому направлению разработан модуль, содержащий цель, задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации и содержания. В каждом модуле приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися, обозначены планируемые результаты.

В Куртамышскомспец.ПУ реализуются следующие модули: «Здоровый образ жизни», «Подросток и закон», «Воспитанный человек», «Семейное воспитание», «Социальная защита». Перечисленные модули рассматриваются  на каждой ступени основного общего образования,  углубляя и усложняя материал. На каждый модуль отводится от 10 до 15 часов. Предусмотрены стартовый и итоговый срезы. Программа воспитания и социализации обучающихся спец.ПУ предполагает преемственность содержания, форм и методов организации учебно-воспитательной  деятельности на всех ступенях обучения, т.е. построена на циклической основе.

Программа рассчитана на 64 часа. Занятия ведутся в 7 классе. Учебный материал делится на 2 части: учебный и практический.

Формы организации учебно-воспитательной работы:

- урочная деятельность

- внеурочная занятость (организация досуга)

- социальное проектирование

- экскурсии, лекции, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры,  

  презентации.

- мониторинг, диагностика

- сотрудничество с образовательными учреждениями, организациями

  дополнительного образования, общественными организациями.

Программа является ориентиром для составления планов воспитательной работы, индивидуальных  образовательных программ по воспитанию.

 В основе Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования лежат перечисленные ниже принципы.

Принцип гуманизма, который предполагает признание самоценности личности, создание условий для ее гармоничного саморазвития, для реализации ее внутренней и внешней свободы;

Принцип культуросообразности, требующий создания такой социокультурной среды развития личности, в которой проявлялось бы органичное единство возможностей народной культуры (языка, искусства, религии, быта и т.д.) и достижений мировой цивилизации;

Принцип непрерывности. обеспечивает последовательность и преемственность в развитии личности и предполагает вариативность, динамичность изменений в социально-педагогической системе в соответствии с требованиями настоящего и прогноза на будущее.

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. В содержании программы воспитания и социализации обучающихся основной школы должны быть актуализованы определенные идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеурочной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт подростка, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечивает возможность построения собственной системы ценностных отношений.

Принцип диалогического общения. Диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями, учителем и с другими взрослыми играет большую роль в формировании ценностных отношений. Диалог исходит из признания и уважения права школьника свободно выбирать и присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Выработка собственной системы ценностей невозможны без диалогического общения ребенка со взрослым.

Принцип идентификации (персонификации) Идентификация – устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально-привлекательные образы людей. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка.

Аксиологический подход.

Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для школьников, педагогов и родителей.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни школьника.

Системно-деятельностный подход.

Этот подход является определяющим для основной образовательной программы начального общего образования.

Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни. Также он позволяет понять, что представляют собой воспитание и социализация в структурно-методологическом плане. Это не рядоположенный вид социально-педагогической деятельности. Это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок, моральных норм. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации пространства духовно-нравственного развития школьника.

Развивающий подход.

Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося.

Процесс воспитания и социализации технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. В сознательном принятии определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней заключен развивающий характер воспитания и социализации. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

Цель: создание условий для комплексной реабилитации, коррекции поведения и последующей адаптации и социализации  воспитанниц в современном  обществе.

Задачи:

- Формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества.

-Создание условий для укрепления здоровья учащихся, профилактики здорового образа жизни

.  

Модуль  «Здоровый образ жизни». (16 часов)

Цель: Воспитание у учащихся  потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

1.Обеспечить учащихся  необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье.

2.Рассмотреть основные составляющие здорового образа жизни.

3. Вовлечь воспитанниц в активную деятельность по укреплению здоровья.

Содержание модуля  «Здоровый образ жизни» (16 часов)

Правила здорового образа жизни. Болезни, как безответственность и невежество. Воздействие стресса на организм. Спорт и здоровье. Мода и здоровье. Возрастные особенности режима дня, труда и отдыха, питания подростка. Профилактика утомления у подростков. Переутомление. Гигиена сна. Гигиена одежды и обуви. Детская косметика. Уход за кожей. Гигиенические аспекты работы на компьютере.

Формирование УУД:

Личностные:

- уважительное отношение к своему здоровью;

- ориентация на здоровый образ жизни;

Коммуникативные:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к решению в совместной деятельности.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии;

- учиться высказывать свою версию.

Познавательные:

- ориентироваться в;

- делать выводы;

- извлекать информацию из разных источников;

Предполагаемый  результат:

-знание основных составляющих здорового образа жизни;

- приводить примеры влияния здорового образа жизни на успехи в  жизни;

-принимать активное участие в укреплении своего здоровья.

Модуль «Закон и подросток» (10 часов)

Цель:  профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Задачи:

1.Информировать учащихся об основных нормативных документах  государства Р.Ф.

2.Воспитывать желания жить и трудиться, соблюдая нормы гражданского права.

3. Воспитывать чувства ответственности за совершённые дела и поступки.

Содержание модуля «Закон и подросток» (10 часов)

Знакомство с основными документами Р.Ф. Возраст наступления уголовной ответственности . Преступления против морали. Понятие преступления (противоправное общественно опасное деяние предусмотренное УК РФ). Преступления против семьи и несовершеннолетних. Воровство, бродяжничество, распространение наркотиков, проституция.

Формирование УУД:

Личностные:

- уважительное отношение к Законам Российской Федерации;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

- сочувствовать и помогать другим людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию.

-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Коммуникативные:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к решению в совместной деятельности.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии;

- учиться высказывать свою версию.

-адекватно воспринимать предложения и оценку воспитателя, восптателя и других людей;

Познавательные:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- делать выводы;

Предполагаемый  результат:

-знание основных документов  Р.Ф. правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;

-знание и соблюдение  правил поведения в училище, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;

- различать в действиях правомерное и неправомерное поведение.

- различать в действиях  поступки составляющих угрозу безопасности личности.

Модуль  «Воспитанный человек». (20 часов)

Цель: воспитание нравственно-развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.

Задачи:

1. Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формул

ировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

2. Развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

3. Формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм.

Содержание модуля «Воспитанный человек»(20 часов)

Нравственные законы развития общества. Нравственность. Мораль. Ценностный базис общества. Культура межличностных отношений.  Нравственные категории. Понятие чести, совести, порядочности. Понятие добра и зла. Моральные нормы и критерии поведения. Последствия наших поступков для жизни общества.

Формирование УУД:

Личностные:

- уважительное отношение к предпочтениям других людей;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

- сочувствовать другим людям, сопереживать.

Коммуникативные:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Регулятивные:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

- учиться высказывать свою версию..

Познавательные:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;

- делать выводы;

Предполагаемый результат:

-  понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия;

- уважение  человеческого достоинства;

-видеть прекрасное в окружающей жизни;

Модуль  «Семейное воспитание».(6 часов)

Цель: формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

Задачи:

1.Формировать у обучающихся уважительное отношения к родителям.

2.Дать  понятие о  мужском и женском достоинстве.

3.Сформировать первичное представление о своей роли в будущей семье.

Учебный материал делится на две части: теоретический и практический.

Модуль  «Семейное воспитание» (6 часов)

Семья. Семейные ценности. Христианская семья. Современная девушка. Девичья честь и достоинство. Любовь и влюблённость. Конфликты с родителями.

Формирование УУД:

Личностные:

- уважительное отношение ко всем членам семьи;

- осознание ответственности за общее благополучие семьи;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

Коммуникативные:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к решению в совместной деятельности.

Регулятивные:

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

- учиться высказывать свою версию…

Познавательные:

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах;

- делать выводы;

Предполагаемый  результат:

-соблюдать культурных норм поведения в семье.

Тематическое планирование

№п\п

Тема занятия

Форма проведения

Кол-во часов

теория

практика

Модуль «Здоровый образ жизни»(16 часов)

1

Правила здорового образа жизни

беседа

1

2

«Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам».

беседа

1

3

«Я   здоровье берегу, сам себе я помогу».

беседа

0,5

0,5

4

«Спорт и здоровье»

беседа

0,5

0,5

5

«Воздействие стресса на организм. (Создание установки на благополучие.)»

тренинг

0,5

0,5

6

«Здоровая

    еда – здоровая семья».

Беседа-практикум

0,5

0,5

7

«Мода и здоровье»        

Лекция-диалог

1

8

«Уход за кожей.  О вреде косметики».

дискуссия

0,5

0,5

9

«Гигиена одежды и обуви».        

Круглый стол

0,5

0,5

10

«Уход за волосами»

Занятие мастерская

0,5

0,5

11

«Как сохранить зрение»

беседа

0,5

0,5

12

«Осанка – показатель здоровья».                        

Занятие мастерская

0,5

0,5

13

«Занятия по профилактике гриппа и ОРВИ».

Беседа, практикум

0,5

0,5

14

«Гигиена сна».

Беседа

1

15

«Интернет: плюсы, минусы, подводные камни»

круглый стол

1

16

«25.000 шагов к здоровью» (итоговое занятие)

зачёт

0,5

0,5

Итого:

10.5

5.5

Модуль «Закон и подросток»(10 часов)

1

Зачем нам необходимо знать законы? Закон на нашей земле

Беседа

1

2

Права и обязанности воспитанниц СпецПу

Круглый стол

1

3

Знакомство с нормативными документами. (Конституция.Конвеция.   Декларация)

Беседа, практикум

0,5

0,5

4

Такие равные права, такие разные права.

Лекция диалог

1

5

Мораль и закон

беседа

1

6

Шалость и проступок всё начинается с малого.

(Вандализм)

Беседа, практикум

0.5

0.5

7

Преступление и наказание. Преступления против семьи и несовершеннолетних.

Круглый стол

1

8

Как не стать объектом для нападения?

Беседа, практикум

0.5

0.5

9

Что такое самооборона?

Беседа

1

10

Правовой турнир «Путешествие в страну Законию»

Занятие мастерс

кая

Итого:

5.5

4.5

Модуль«Воспитанный человек» (20 часов)

1

Что значит быть воспитанным?

беседа

0,5

0,5

2

Я ученик. Мой нравственный мир.

беседа

1

3

Человек среди людей.

1

4

Приучай себя к добрым поступкам.

0,5

0,5

5

Любовь и дружба.

1

6

Добро и зло

Занятие мастерская

1

7

Красива ложь, да от правды не уйдёшь.

беседа

1

8

Как быть правдивым, благородным, справедливым.

дискуссия

1

9

Законы совести.

Беседа,

практикум

0.5

0.5

10

Вежливость и скромность.

беседа

1

11

Порядочность.

дискуссия

1

12

Жизнь -это труд.

дебаты

1

13

Слово ранит, слово лечит(о прозвищах,оскорблениях)

беседа

1

14

Скверная привычка(сквернословие)

дискуссия

1

15

Как зависть душу разъедает

беседа

1

16

Прежде чем сделать -подумай

беседа

0,5

0,5

17

Я в ответе за себя и за других

Круглый стол

1

18

Белой вороной быть легко…

дебаты

1

19

Сотвори счастье своими руками

дискуссия

1

20

На что потратить жизнь? (Итоговое занятие)

Игровой практикум

1

Итого:

16

4

Модуль «Семейное воспитание»(6 часов)

1

Семья и семейные ценности

беседа

1

2

Христианская семья.

беседа

1

3

Современная девушка. Девичья честь и достоинство.

Круглый стол

1

4

Любовь и влюбленность

дискуссия

1

5

Конфликты с родителями.

Круглый стол

1

6

Своя игра «Семья и семейные ценности»

Игровой практикум

1

Итого:

3

3

Всего:

35

27

 (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

 

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от до-конвенционального к конвенциональному уровню;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности  учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
  • Формирование УУД:
  • Личностные:
  • - стимулирование способности иметь собственное мнение;
  • - сделать воспитательный процесс полезным, интересным, увлекательным;
  • - уверенность во взаимоотношениях с людьми;
  • - самостоятельно решать жизненные ситуации.
  • Регулятивные:
  • - целеполагание;
  • - мотивация учебной деятельности;
  • - развитие самостоятельности в учебной деятельности.
  • Коммуникативные:
  • - развитие умения вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
  • - отражение в устной форме результатов своей деятельности;
  • - признание права другого человека на иное мнение.

Тематическое планирование

7 класс

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

теория

практика

«Зож»

1

Правила здорового образа жизни

1

2

1

3

«Я   здоровье берегу, сам себе я помогу».
(Возрастные особенности режима дня, труда и отдыха, питания подростка).

0,5

0.5

4

«Спорт и здоровье»

0,5

0.5

5

Воздействие стресса на организм. (Создание установки на благополучие.)

0,5

0,5

6

«Здоровая

    еда – здоровая семья».

0,5

0,5

7

Красота требует жизнь

1

8

«Уход за кожей.О вреде косметики».

0,5

0,5

9

«Гигиена одежды и обуви».

0,5

0,5

10

«Уход за волосами».

0,5

0,5

11

«Как сохранить зрение».

0,5

0,5

12

«Осанка - показатель здоровья».

13

«Занятия по профилактике гриппа и ОРВИ».

14

«Гигиена сна».

15

«Гигиенические аспекты работы на компьютере».

16

«25.000 шагов к здоровью» (итоговое занятие)

Подросток и закон

1

Зачем нам необходимо знать законы? Закон на нашей земле.

2.

Права и обязанности воспитанниц СпецПу

3

Знакомство с нормативными документами. (Конституция.Конвеция.   Декларация)

4.

Такие равные права, такие разные права.

5.

Мораль и закон

6

Шалость и проступок всё начинается с малого.

(Вандализм)

6.

Преступление и наказание.

7.

Преступления против семьи и несовершеннолетних.

8

Как не стать объектом для нападения

9.

Что такое самооборона?

10

Правовой турнир «Путешествие в страну Законию»

Нравственность

1.

Что значит быть воспитанным?

2.

Я ученик. Мой нравственный мир.

3.

Человек среди людей.

4.

Приучай себя к добрым поступкам.

5.

Любовь и дружба.

6.

Добро и зло

7.

Красива ложь, да от правды не уйдёшь.

8.

Как быть правдивым, благородным, справедливым.

9.

Совесть –внутренний сторож.

10.

Вежливость и скромность.

11.

Жизнь-это труд.

12

Твоё имя

13

Порядочность

14

Базовые ценности

15

Сотвори счастье своими руками

16

На что потратить жизнь? (Итоговое занятие)

Семейное воспитание.

1

Семья и семейные ценности

2

Женские и мужские особенности: мужественность и женственность. (Различия мужчин и женщин: физиологические, психологические, социальные).

3

Современная девушка. (От девочки к девушке)

4

Девичья честь и достоинство (Целомудрие)

5

Эталоны мужского и женского поведения.

6.

Взаимоотношения юношей и девушек.

7.

Любовь и влюбленность

8

Ранние половые связи и их последствия.

9

Просмотр и обсуждение фильма о раннем материнстве.

10

Мини- сочинение «Какой я вижу свою семью»

Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся Куртамышскогоспец.ПУ:

Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.

Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.

Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общест-венных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодействие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в ходе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.

Ожидаемый результат:

осознавать ценность здоровья, включающее умение и желание осмысленно познавать его ресурсы;

знать основные положения Конституции Российской Федерации, символы государства, основные права и обязанности граждан России;

уметь выстраивать дружеские  взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;

 понимать нравственную сущность правил культуры поведения, общения и речи, уметь выполнять их независимо от внешнего контроля, уметь  преодолевать конфликты в общении;

 сознательно выполнять правила для обучающихся.

понимать и сознательно принимать нравственные нормы взаимоотношений  в семье;

осознавать значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект как оформить документы (загранпаспорт) для учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида, с целью социализации в обществе.

Данный проект разработан с целью научить воспитанников правильному оформлению документов (загранпаспорта), которые им пригодятся в самостоятельной жизни....

Социализация подростков

О роли учреждений начального профессионального образования  в социализации учащихся...

Эстетическое воспитание как элемент социализации глухого старшеклассника в жизни

Из опыта работыучителя трудового обученияКолесовой  Людмилы ИвановныОдна из главных задач, решаемых на уроках трудового обучении в коррекционных школах I-II вида –  это эстетическое воспитан...

Доклад по теме: "Роль трудового воспитания в социализации подростков"

Особое внимание в докладе уделяется вопросам трудового обучения и трудового воспитания как наиболее социально значимым....