лекция педагогическое общение
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_usloviya_effektivnogo_ped.obshcheniya.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия эффективного педагогического общения
Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации и развития коммуникации, ориентированный на взаимопонимание и взаимодействие между педагогами и учащимися. Эффективность педагогического общения зависит от условий, которые в общем виде сформулировал известный ученый А. А. Бодалёв. Согласно его исследованиям, педагогическое общение будет эффективным:
- если оно осуществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника — в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.
- если общение сопровождается воспитанием отношения к высшей ценности.
- если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними.
Эффективное педагогическое общение влияет на формирование положительной самооценки личности. Убедительным подтверждением является эксперимент, проведенный в американской школе психологом Р. Розенталем. После тестирования школьников по различным шкалам интеллекта психолог выборочно наугад объявил учителям фамилии учеников, показавших наиболее высокий уровень интеллекта и выразил уверенность в том, что именно эти школьники могут достичь наиболее высоких результатов в учебе в будущем. В конце учебного года Р. Розенталь провел повторное тестирование этих же детей. Результаты повторного тестирования свидетельствовали о повышении показателей интеллекта. Успеваемость этих школьников была выше, чем у их сверстников.
Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что самооценка учащегося зависит от отношения к нему в процессе педагогического общения. Эффективное педагогическое общение влияет на развитие у школьника уверенности в себе, в своих возможностях, в своем потенциале. Эксперимент показал, что, получив информацию от психолога о высоких интеллектуальных способностях ученика, учителя начинали различать потенциал, который раньше оставался незамеченным, поддерживали веру ученика в свои силы, использовали систему поощрений (похвала, положительная вербальная оценка), стимулировали школьника к учебной деятельности. Вера в возможности ребенка отразилась и на общении. Это позволило эффективно развивать способности школьника и вселять уверенность в личные силы и возможности. Но такое самореализующее предсказание может иметь и отрицательный эффект, если учитель в педагогическом общении будет акцентировать внимание только на недостатках ученика или иметь негативную установку по отношению к нему.
Таким образом, вера в ученика, использование системы методов поощрения и стимулирования к учебной деятельности, а также позитивное отношение к личности учащегося в целом — важная часть педагогического общения.
Для продуктивного педагогического общения учитель должен обладать следующими личными качествами:
- глубокое знание психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов);
- социальная установка на человека (аттракция);
- безусловное принятие ребёнка — принцип предвосхищающего уважения;
- внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.
- умение сопереживать и сочувствовать (эмпатия);
- самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения;
- коммуникативные умения — умения вступать в общения, выбирать или создавать новые способы коммуникации; владение техникой общения;
- речевое развитие.
Л. Д. Столяренко выделяет следующие профессионально важные качества педагогического общения:
1) интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
2) способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
3) гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов;
4) умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
5) умение управлять собой, управлять своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;
6) способность к спонтанности (неподготовленной) коммуникации;
7) умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
8) хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
9) владение искусством педагогических переживаний, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;
10) способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»).
Средствами повышения эффективности педагогического воздействия являются:
- «приспособления» - система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание и пр. (до 160 видов);
- «пристройки» или «достройки» - приспособление своего тела, интонации и стиля обращения к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога
- усиление воздействия через: повышение голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения.
В условиях импровизации (вследствие возникновения неожиданной ситуации) возможны разные типы поведения:
1) естественный тип: плодотворные импровизационные действия не вызывают у педагога психологических и эмоциональных затруднений;
2) напряженно-преобразовательный тип: происходит мобилизация всех ресурсов личности на преодоление возникшей трудности;
3) преднамеренно-уклончивый тип: сознательное уклонение педагога от преодоления неожиданной педагогической ситуации («не заметить»);
4) непроизвольно-тормозной тип: растерянность и полная заторможенность действий педагога;
5) эмоциональный срыв: педагог действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять своими чувствами или скрывать их;
6) неадекватный тип: педагог скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в педагогически целесообразные переживания и действия.
Таким образом, эффективность педагогического общения зависит от определенных условий, требует от педагога хорошо развитых личных качеств, веры в ученика, а также поиска оптимальных методов и приемов педагогического воздействия.
Вопросы и задания
- Каковы условия эффективного общения?
- Какова роль педагогического общения в формировании самооценки школьника?
- Какими личными качествами должен обладать учитель для продуктивного педагогического общения?
- Приведите примеры ситуаций, при которых могут быть использованы средства повышения эффективности педагогического взаимодействия.
- Как Вы понимаете выражение К. Д. Ушинского о том, что на занятиях «должна царствовать серьезность, допускающая шутку»?
- а) Проанализируйте педагогическую ситуацию из статьи Н. Кирдяновой «Входите в класс с улыбкой»:
В одном из классов изучали произведение Н. В.Гоголя «Ревизор». Завуч Нина Александровна посетила все уроки, на которых шел разбор комедии. И поразительно было то, что ни учительница, ни дети почти не смеялись на уроках. Школьники успевали записывать непонятные слова: подобострастный, чревоугодник, сластолюбивый ханжа…
Почему же так грустно в вашем классе? – спросила Нина Александровна учительницу. - Ведь вы изучаете величайшее сатирическое произведение. Вы бы прочли детям сцену хлестаковского вранья. Вот бы они оживились, посмеялись…
- Это не обязательно, - обидчиво сказала учительница.- Смеяться они могут и после уроков.
б) Ответьте на вопросы:
- Допустимы ли шутка, ирония, смех в работе учителя?
- При каких условиях шутка, смех будут воспитательным инструментов в руках учителя?
7. Приведите свой вариант решения следующих педагогических ситуаций:
Ситуация №1. Ученик 7-го класса выбегает из классной комнаты и сильно толкает учительницу, входящую в класс. Учащиеся замерли. ..
Что должна сделать учительница?
Ситуация № 2. Класс писал контрольную работу по математике. Получив тетрадь и увидев, что учитель поставил двойку, ученик при всех и в присутствии учителя разорвал тетрадь…
Как должен поступить учитель в данной ситуации?
Ситуация №3. Учитель подходит к зданию школы. На крыльце стоят трое учеников и курят…
Как бы Вы поступили на месте учителя?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое общение как аспект психологической культуры педагога
Профессиональное-педагогическое общение - значимая составляющая культуры педагога, которая является основой взаимодействия со студентами, определ...
Исследование педагогического общения преподавателей и студентов Орехово-Зуевского социально-гуманитарного колледжа.
Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавате...
Исследование педагогического общения преподавателей и студентов Орехово-Зуевского социально-гуманитарного колледжа.
Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методологической подготовки преподавате...
Статья "Из опыта педагогического общения"
В общении преподавателя с обучающимися необходимо соблюдать определенные принципы, относящиеся как к педагогической этике, так и к общечеловеческим нормам общения. Важно: исключение возможностиунижени...
Реферат на тему " Понятие педагогического общения. Его структура. Требования к организации педагогического общения. Типы педагогического общения"
Реферат по теме педагогического общения....
Стили педагогического общения, выступление на Педагогическом Совете ММА
Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, скол...